При совершении литургии и отпевания присутствовали: родственники почившего, и. д. командира Корпуса, командующий 10 кавалерийской дивизией граф Ф. А. Келлер, Харьк. губернатор, камергер Высочайшего Двора М. К. Катеринич, вице-губернатор г. Масальский-Кошуро, попечитель учебного округа П. Э. Соколовский, прокурор судебной палаты А. А. Крылов, прокурор окружного суда Н. А. Волчанецкий, председатель окружного суда П. А. Филиппов, начальник жандармского управления генерал-майор А. Н. Рыковский, представители города, земства, купечества, общественных учреждений секретарь и чиновники Дух. Консистории в полном составе, начальствующие лица всех епархиальных учреждений и духовно-учебных заведении с преподавательской корпорацией и учащимися от Дух. Семинарии, Духовного Училища, Епархиального женского Училища и городских церковно-приходских школ и масса народа. После отпевания последовало перенесение тела почившего Архиепископа к могиле, устроенной в Трехсвятительской церкви Покровского монастыря близ могилы Архиепископа Мелетия. Похоронная процессия последовала из западных дверей Озерянской церкви в том же порядке, в каком было совершено перенесение тела из архиерейских покоев в церковь , а затем последовало обнесение тела вокруг церкви с пением ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель». Крышку гроба несли диаконы, а гроб назначенные протоиереи и иереи. Во главе процессии следовали: Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний, Высокопреосвященнейший Архиепископ Стефан и Преосвященнейший Епископ Феодор с духовенством. При выходе процессии из храма войска взяли «на молитву», военные оркестры заиграли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» и раздался погребальный звон всех городских церквей. По прибытии в Трехсвятительскую церковь и совершении краткой литии, кипарисовый гроб с телом почившего Архиепископа Арсения был поставлен в цинковый гроб и опущен в устроенный в церкви склеп-могилу. Погребение закончилось около 4 часов дня, а затем в епархиальном доме была предложена трапеза, которую разделили участвовавшие в богослужении Архипастыри и духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

11 Беседа в день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича (декабря 6-го д. 1852 г.). 12 Г-жа Задонская, примерно-благочестивая старица, супруга храброго и благородного генерала Воина Дмитриевича Задонского, весьма богатого помещика Харьковской губернии. Он скончался в походе во время крымской компании, оставив многочисленное семейство. В его имении, Волчанского уезда, слоб. В. Бурлук, я был в сентябре 1876 г. 14 Шер Дмитрий Александрович – свободный художник, обладавший тонким и эстетическом вкусом. Он издавна был знакомь с о. Леонидом и со мною. Без него не обходились у нас ни в церквах, ни в настоятельских покоях, никакие поправки и возобновления. Он был и архитектор, и резчик иконостасов, и ваятель, и споспешник в устроении церковных утварей и всяких домашних принадлежностей. Характера был необыкновенно мягкого и доброго. 19 Духовный сын – это сын доброго приятеля преосвященного Леонида, покойного князя Валер. Мих. Голицына, о котором выше была речь. Мстислав имя этого мальчика, имевшего тогда лет 12 или 13. Преосвященный Леонид, по дружбе с отцом, принимал особенное участие в воспитании этого мальчика, часто приглашал его к себе, преподавал ему уроки по закону Божию, читал с ним назидательные книги, учил его молиться Богу, даже сам исповедовал его. Когда Мстислав уезжал с матерью-вдовой за границу, преосвященный часто писал ему назидательные письма, а тот давал ему подробный отчет о своем пребывании заграницей. 20 Архим. Феодор Бухарев, находившийся в это время в Переславском Никитском монастыре, и впоследствии снявший с себя монашеский сан. 21 Знакомый этот, если не ошибаюсь, – А. А. Озеров, – один из воспитателей В. Кн. Константина Николаевича. 22 О существовании этого письма я ничего не знал до 1866 г., и только в июле этого года, пред отправлением моим из Москвы в Витебск, я случайно узнал, о нем от Н. В. Сушкова, который пришел к преосвящ. Леониду в то самое время, когда он занимался сочинением этого письма и, узнавши о его содержании, просил его дать ему список с этого письма. В свою очередь и я попросил у преосвященного такой же список, и получил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

21 мая с той и другой иконой устраивается ежегодно крестный ход к церкви св. Димитрия в Троекуровском монастыре; крестный ход этот привлекает в обитель множество богомольцев, чтущих чудотворные иконы Богоматери. Владимирская-Заоникиевская икона Так икона именуется по той причине, что находится в Заоникиевском монастыре. Явилась она в 1599 году при следующих обстоятельствах. Недалеко от г. Вологды, в селе Обухове, жил один благочестивый поселянин, по имени Иларион. Он потерял зрение и после безуспешного лечения у знахарей обратился с горячей молитвой к Богоматери и святым угодникам Божиим, умоляя их исходатайствовать ему исцеление от болезни. В скором времени ему явился во сне св. бессребреник Косьма и сказал, что Богородица дарует ему исцеление, если он придет в одно определенное место. Иларион, пробудившись от сна, поспешил на указанное ему место и здесь увидел стоявшую на высоте икону Богоматери, вокруг которой сиял необыкновенный свет. Он смиренно преклонил колена перед св. образом, усердно помолился Пресвятой Богородице и затем едва облобызал икону, как сразу же почувствовал себя здоровым. В благодарность за полученное исцеление Иларион решил на месте явления иконы устроить церковь во имя Богородицы. При помощи благочестивых людей он привел свое намерение в исполнение. Впоследствии на этом месте он выстроил обитель и сам принял иночество с именем Иосиф. Вскоре обитель достигла процветания — главным образом благодаря тому, что в ней находилась чудотворная Владимирская икона, привлекавшая в монастырь много богомольцев. Названа была обитель Заоникиевской, ибо была расположена за лесом Аникиевским, получившим свое название от жившего в нем разбойника Аники. Владимирская-Чугуевская икона Эта чудотворная икона Богоматери в прежнее время находилась в Чугуевском монастыре (откуда и ее наименование Чугуевской), который был расположен на берегу реки Донца, неподалеку от города Чугуева Харьковской губернии, Волчанского уезда. Затем монастырь этот был упразднен, а находившаяся в нем Владимирская икона Богоматери была перенесена в приходскую церковь бывшего монастырского местечка Кочетка, где она пребывает и доселе. От нее совершились многие чудеса, вследствие чего она пользуется великим уважением в народе. Ежегодно 21 мая и 23 июня из этой церкви совершается крестный ход на то место, где прежде стоял Чугуевский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЗДВИЖЕНСКИЙ МИТРОФАН КОНСТАНТИНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрофан Константинович Воздвиженский ( 1886 - 1938 ), священник , исповедник Память 19 сентября (Запорож.) и в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских Родился 4 июня 1886 года в с. Великом Волчанского уезда Харьковской губернии. Отец его, Константин Михайлович, в то время был учителем церковноприходской школы; впоследствии служил псаломщиком в тамошней церкви, а с 1904 года - псаломщиком Никольской церкви с. Ново-Даниловка Григорьевского благочиния Таврической епархии, где впоследствии настоятелем суждено будет стать его сыну Митрофану. Мать звали Елисаветой Григорьевной. В 1904 году Митрофан поступил в Таврическую духовную семинарию . 30 января 1906 года архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) на основании постановления Святейшего Синода от 21.06.1899 закрыл Таврическую семинарию и распустил всех воспитанников. После изгнания всех семинаристов им было предложено вновь поступить в ту же семинарию, предварительно дав обязательство исполнять все правила семинарской дисциплины. Студент М. Воздвиженский не отличался плохим поведением и не был замечен в оппозиционных, революционно настроенных кружках, но ему, как и всем прочим, также пришлось подписать общее для всех обязательство быть лояльным. По окончалии семинарии женился на Татьяне Онуфриевне Глотовой. Дочери: Ольга, Мария (Лидия?), Надежда, Нина. Служил учителем в с. Федоровка Мелитопольского уезда. В 1907 году назначен псаломщиком   церкви в честь Зачатия Святыя Анны с. Анновка того же уезда. В 1909 году был рукоположен в сан диакона к Трехсвятительской церкви при Таврической духовной семинарии.  В 1918 году рукоположен во священника к тому же храму архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе) . По окончании гражданской войны о.Митрофан перебрался с семьей в с. Новоданиловку Акимовского района Запорожской области, служил настоятелем сельского храма во имя святителя Николая .

http://drevo-info.ru/articles/13681692.h...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

миссион. съезда в Валках). В слоб. Ковягах штундисты имеют «пресвитера» – Григория Макаренка, особого разъездного районного миссионера-проповедника – Фоку Макаренка, который, по постановлению съезда в Ростове на-Дону в мае 1906 г., получает жалованья 300 р. Прежде Ф. Макаренко был пресвитером, но за второбрачие был лишен пресвитерства. Ковяговские штундисты имеют также особый молитвенный дом, хор, регента, школу и учителя. Они устраивают «библейские вечера» и «воскресные миссионерские курсы». Насколько печально положение православия в Ковягах видно, например, из отметки священника о. Сергия Александрова в «дневнике» помощника миссионера от 8 августа 1906 г.: «под влиянием пропаганды хлыстов и штундистов в сл. Ковягах среди православного населения в приходе развит крайний индифферентизм к церкви. Как на факт, характеризующий отношение православных к богослужению, должно указать, что на праздник Преображения Господня в храме было не более 70-ти душ! Глумления, насмешки и издевательства над причтом сделались самым обычным явлением в приходе». И это далеко не единичное явление в жизни зараженных сектантами приходов. Конечно, пресловутая свобода совести сыграла в данном случае главную роль. За последнее время штунда в Валковском уезде особенно сильно проявилась в сл. Черемушной, Перекопе и Одринке. Новый Мерчик, благодаря поездкам сюда сектантских миссионеров, превратился в очень тревожный миссионерский пункт. В других приходах, где штунда давно осела, как Высокополье и др., ведется также усиленная пропаганда. Даже в Коломаке, прежде тихом пункте, стали часто появляться штундовые миссионеры, особенно в Николаевском приходе; они устраивают публичные беседы, зазывают православных на беседы и на воскресные миссионерские курсы; 4) в Волчанском уезде также часто появляются штундовые миссионеры с хорами, устраивают публичные собрания – беседы, привлекают на них православных и даже пастырей, внушают народу пренебрежительное отношение к священникам и Церкви. Ярко запечатленная идеями толстовства и социализма, Волчанская штунда особенно сильно развивается в Большой-Бабке с хут.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

В целом Меллер-Закомельские жили скромно, особенных дел в Харьковском губернском правлении, связанных с этой фамилией не встречается. В 1837 г. на них жаловался иерей Покровской церкви с. Гнилица Волчанского уезда (это имение перешло к Е.Н. Меллер-Закомельской от родственников), о том, что якобы хозяева заставляют работать прихожан в храмовые праздники и от этого падают доходы церкви. Это обвинение доказано не было. В 1838 г. Е.Н. Меллер-Закомельская поддерживает своих двоюродных братьев в деле о наследстве Федора Григорьевича Шидловского, считая, что его завещание было подделано священником сл. Мерчик. Длительное разбирательство и в Сенате и в Синоде так и закончилось ничем, имение так и осталось за Натальей Шидловской, в замужестве Лужиной. Смерть матери в 1855 г. заставила несколько поволноваться Екатерину Николаевну, ей спешно пришлось возвращаться из-за границы, но, естественно к ее приезду мать уже похоронили. В 1856 г. она просит перенести прах матери в усыпальницу и похоронить рядом с отцом, как того желала покойная. Разрешение было получено. Церковь-усыпальница была продана в 70-е г.г. XIX в. всего за 300 рублей серебром, когда имением управлял уже внук М.И. Шидловской Петр Георгиевич Меллер-Закомельский (1830-19.03.1913, похоронен в Ялте на Ауткинском кладбище), он же в это время являлся председателем попечительского совета. Эти деньги были использованы в 1878 г. для строительства каменной ограды к Покровской церкви. До 1878 г. ограда отсутствовала, между тем церковь располагалась в саду Меллер-Закомельских, а их скот свободно гулял по этому саду и портил стены, галерею и окна храма. П.Г. Меллер-Закомельский добавил еще 100 руб. серебром и выделил необходимое количество кирпича, недостающую сумму в 310 руб. серебром добавили прихожане. Петр Георгиевич Меллер-Закомельский неоднократно упоминает в 70-80-е г.г. XIX в. о домашних обстоятельствах, не позволяющих ему заниматься общественной деятельностью, участвовать в выборах дворянства, он даже отказывается от должности церковного старосты. Ситуация, очевидно, исправляется только в 1883-1884 г.г. В это время он решает давнюю проблему церковного причта - меняет церковную землю. С давних пор церковный причт владел землей на границе владений Шидловских, это были неудобные земли, ни разу не паханые. М.И. Шидловская выделяла в разных местах сенокосы для причта, приговаривая: «Косите себе травку, а пахать вам не пристало». После ее смерти причту не выделяли другой земли, таким образом, доходы его уменьшились, неоднократные просьбы к землевладельцам ни к чему не приводили. В 1883 г. П.Г. Меллер-Закомельский осуществил давнюю мечту священников с. Кунье, заменив земли на более удобные и расположенные близко к селу.

http://sobory.ru/article/?object=53849

Владыка, при домашних своих неурядицах, сильно (еще сильнее) был потрясён этими вызовами. Не знал, что и отвечать потому, что и справедливого в злой молве ничего не было, кроме одного случая, о дозволении погрести в церкви тело покойника. Это случилось так: Помещик Волчанского уезда села Великого Бурлука, Андрей Яковлевич Захаржевский устроил в том селе прекрасную каменную церковь , и для себя сделал в ней могилу с каменным склепом: но, не успев испросить Высочайшее соизволение на положение в той церкви своего тела, в Марте месяце 1841 года скончался. Начальник штаба Резервной поселённой Кавалерии Генерал-Лейтенант Воин Димитриевич Задонский, зять покойного Захаржевского, тотчас послал доверенного Чиновника Г. В-ца к Преосвященному Смарагду, просил Его Преосвященство лично пожаловать в село Великий Бурлук, и предать земле тело покойного Андрея Яковлевича в церкви. В то время была совершенная распутица; последний снег сходил быстро; нельзя было ехать ни на санях, ни на колёсах в повозке. Владыка отвечал Г. В-цу, что ехать сам не может. «Поезжайте, – присовокупил Архипастырь, – назад, и моим Архипастырским именем скажите Благочинному, что бы он, без всякого сомнения, предал тело покойника в церкви, в устроенной могиле». «Мы приглашали О. Благочинного, – сказал Г. В-ц (майор В.): но он, Благочинный, знаете Владыко, человек мнительный и характера беспокойного, никак не согласился». «Ну, так поезжайте, и пришлите его ко мне, – отвечал Архипастырь, – я лично дам ему дозволение». «Едва сам я, на почтовых мог проехать в сутки 80 вёрст, – сказал Г. Чиновник, – а теперь, если ехать мне обратно к Благочинному, Благочинного прислать к Вам и после ожидать его в В. Бурлуке, – на это потребуется неделя времени; последний путь уйдет, да и тело покойного уже третий день стоит без погребения». «Так вот же что я придумал: позвать ко мне эконома», – сказал Владыка. Эконом (о. Иерофей) немедленно явился. Преосвященный, взявши меня своей рукой за плечо, при Г. Чиновнике, рассказывает мне всю эту историю; и присовокупляет: «Поезжай ты в Бурлук и предай земле тело Андрея Яковлевича в церкви, в устроенной могиле, по чиноположению. Он – строитель церкви, человек благочестивой жизни: ему достойно и праведно лежать в храме, его усердием устроенном и украшенном. Возьми домашних лошадей, человека и Иеродиакона с собой». Я исполнил послушание, и вся эта история кончена обыкновенно. В вознаграждение скромных трудов наших с Иеродиаконом и штатным служителем и за прогоны на лошадей, за всё вообще получил я (28 р. 56 1/7 к. серебром, т. е.) сто рублей ассигнациями (сторублевую ассигнацию); и разделил их. А Преосвященному передал запечатанное письмо от владелицы поместья, дочери покойного (Андрея Яковлевича) Елисаветы Андреевны (З.). Так скромно всё это дело, возбуждённое единственно по личным интригам недоброжелателей Архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Означенные лица и Комитет в своей деятельности руководствуются утверждёнными архипастырем особыми „инструкциями“, составленными в согласии с вышеупомянутыми „правилами“ Совета и „инструкцией“ епархиального миссионера. Одновременно с сим и противо-раскольничья миссия приобретает себе нового деятеля, в лице Волчанского уездного миссионера. Ещё в 1903 году резолюцией архиепископа Арсения от 31-го декабря за 7743-м был утверждён „Устав Харьковского Епархиального религиозно-просветительного Братства Озерянской Божией Матери“, которое преследует и специально-миссионерские цели. В. текущем же 1905 году января 28-го дня утверждены владыкой и „правила для открытия уездных отделений“ того же братства, причём миссионерские цели в этих „правилах“ выдвигаются на первое место. В самом г. Харькове для борьбы с местным сектантством и для укрепления православных в вере и преданности Церкви возникло проектированное местным епархиальным миссионером „Архангело-Михайловское содружество ревнителей св. Православно-христианской веры“, устав которого, составленный применительно к местным нуждам, удостоился утверждения архипастыря 8 марта 1905 года. В таком виде действует ныне внутренняя миссия в Харьковской епархии при живом покровительстве своего архипастыря. Не так давно была присоединена к св. Церкви, через таинство миропомазания, дочь бывшего начетчика вятских беспоповцев Феодора Евстафьева Петухова, Варвара Петухова. Четыре года тому назад её оставил сожитель её, крестьянин деревни Орловского Починка, Глазовского у., Стахей Лузянин, отправившись куда-то в сибирскую сторону, тайно от своих родных, и похитив у отца 400 р.; и по настоящее время неизвестно где он проживает. Варвара Петухова, проживавшая у отца своего сожителя, – фанатика-раскольника, Дмитрия Лузянина, решилась принять православную веру. Но как осуществить эту решимость посреди раскольников Орловского Починка? И вот она приехала в Вятку – в семейство нашего корреспондента г. Адриана Зубарева, забрав несколько своего имущества и оставив в Орловском Починке трёх детей своих: Наталью 12 лет, Петра 9 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010