После отбытия срока в 1938 г. был отправлен в ссылку в Сибирь. Ему разрешили посетить и попрощаться с родственниками (в Москве), но в присутствии чекиста, его сопровождавшего. Под видом старой родственницы он посетил одну скромную научную работницу рабу Божию Марию, которая и сообщила многим знакомым и друзьям М. А-ча об этом факте. Я лично слышал это сообщение от нее. После 1938 г. никаких сведений о М. А. Новоселове не получено. По-видимому, будучи уже в очень преклонным возрасте, М. А. там и скончался. Николай Дмитриевич Кузнецов умер в Алма-Ата, в ссылке в 1929 году. Александр Дмитриевич Самарин после ссылки умер на свободе в Костроме около 1936 г. Николай Александрович Ребиндер (и с ним его брат Александр, кн. Мансуров Николай Александрович, и гр. Кутайсов Константин Павлович) убит 22 марта 1918 г. в его имении, на границе Харьковской и Курской губ., в Волчанском уезде. Николай Алекс, найден после расстрела с рукой, сложенной для крестного знамения. Будучи человеком весьма благочестивым, он имел ввиду принять сан священника и говорил, что свой придворный шитый золотом мундир он переделает для себя в священническую ризу. Георгий и Анилина. Зимой 1918 г. большевики действовали в Донской области, как хотели, убивали неугодных им казаков, кощунствуя в церквах. На хуторе Ребричка, вблизи станицы Великокняжеской, жили юродивый Егор, как его звали, и припадочная девушка Акилина. Оба они были преданными церкви верующими. Каждое воскресение приходили в церковь , в Великокняжескую. Когда они увидели, однажды, что большевики заводят лошадь в церковь , то горячо возмутились и стали протестовать. Большевики их связали, кощунственно «повенчали» и отвели связанными в тюрьму. Там была камера с разбитыми окнами. Ее набили снегом, и так связанными их бросили в нее. До двух часов ночи, стоя на коленях, мученики пели, что знали, – «Святый Боже», к скорби и ужасу жителей станицы. А утром извлекли их оттуда мертвыми. Замерзли. В г. Каркаралинске, Семипалатинской области, две двадцатки (Группа в 20 человек, имевшая официальное «право» на открытие церкви и содержание ее) в местных храмах были расстреляны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Иверская икона в Москве, в Иверской церкви на Ордынке Эта икона первоначально была поставлена в церковь великомученика Георгия на Ордынке (существовавшую с 1673 г.). В 1798 г. вместо этой церкви был построен храм в честь Иверской иконы с приделами в честь великомученика Георгия и Иоанна воина. Надпись на иконе гласит следующее: «Истинное изображение и мера чудотворного образа Пресвятой Богородицы Иверской, которая обретается в царствующем граде Москве на Тверской улице, в часовне у Воскресенских ворот; писана в 1792 году Ивановского сорока церкви Николая Чудотворца в Кошелях священником Василием Ивановым». Другие списки с чудотворной Иверской иконы. Еще известны следующие чудотворные местночтимые Иверские иконы, списки с афонской Иверской иконы: В Тамбове, в женском Сухотинском монастыре (писана в Нижнем Новгороде в 1858 году). Ей празднуют 20 января. В Саратове, в приписанной к архиерейскому дому киновии. В Кишиневе, в крестовой церкви архиерейского дома (писана в 1859 году на Афоне). В Туле, в Благовещенской церкви, куда пожертвована тульским купцом Ломовым в память избавления от пожара в 1844 г. В селе Пушкарном Ахтырского уезда Харьковской губернии, в Петропавловском храме; икона эта древнего происхождения и часто принимается прихожанами на дому. Той же губернии, Волчанского уезда, в Троицком храме; икона эта древняя, усердно чтимая прихожанами; пожертвована в 1780 году помещицей Данилевской. Волынской губернии, Новгород-Волынского уезда, в селе Жаборнице. Празднование ей совершается 14 сентября. Той же губернии, Дубенского уезда, в селе Мятин. На Успенском Острове, среди реки Волхова (в Петербург. губ., Новоладожском уез.), где расположен ряд благотворительных учреждений, устроенных известным петербургским духовником протоиереем Алексием Колоколовым; икона эта стоит в домовой церкви Успенского Острова; она усердно чтится местным населением, богато украшена и представляет из себя точное подобие афонской. В Воскресенском монастыре Московской епархии, называемом Новый Иерусалим; происхождение ее относится, вероятно, ко времени патриарха Никона, основателя этого монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

истор. Библиот.», II, 551, 160 (грам. 1634 г. патриар. Иосифа в Сий. м-рь игум. Лариону о снятии святитель. сана и панагии с быв. архиеп. Суздаль. Иосифа и об отправл. его в Соловец. м-рь); III, 39 (празднов. в Москов. Успен. соборе в 1630 г. Антонию Сийскому 7 декаб.; трезвон средний, благовест в лебедь, а слог худ, ему пети лучше по общей минеи); IV, 851 (Палинодия 1621 г.; 7 декаб. память преп. Антония Сийского, нового чудотв.); “Церковн. ведом.», 1890 г., 3, прибавл., 95 (биография архим. Платона Агриколянского, быв. здесь настоятелем с 1839 по 1843 г., а после него управление м-рем вверено уволенн. на покой Екатериносл. архиерею Анастасию). 619. Аркадиевская – Богородицкая – Успенская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, близ слободы Мартовой, Харьковской губ., Волчанского у., в 48 вер. к югу от гор. Волчанска, при впадении рч. Мартовой в Донец. В «Истор. Росс. Иерар.» говорится, что она основана иноком Аркадием в 1653 г. в самом гор. Чугуеве; из грамоты же царя Алексея Михаиловича того же 1653 г. видно, что Аркадиева пустынь дана была черным старцам Феодосию Лазуну с братьями, и, следовательно, существовала до 1653 г., а в 1660 г. она была приписана к Успенскому мон. в Чугуеве, но скоро сделалась снова самостоятельною. В 1786 г. пустынь упразднена; в 1802 г. обветшавший храм разобран, утварь и Аркадиевская икона Божией Матери переданы в Мартовскую церковь ; на месте же Богородицкой церкви остался престол, покрытый в 1848 г. деревянным покровом; в 5 саж. от него находится монастырский колодезь. “Ист. Росс. Иер.», III, 277; IV, 136 (Зарянский Аркадиевский); “Ист. стат. опис. Харьков. епар.», I, 217; “Харьк. г. в.», 1847 г., 47 (кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 977, 14. 620. Арсениева – Одигитриева на Масляне, мужская пустынь, приписная к Духову-Спасо-Каменному м-рю в Вологде, где ныне погост Арсеньева пустынь, Вологодской губ. и уезда, Сычевской волости, в 40 вер. к зап. от Вологды, при р. Масляне. Основана в 1529 г. преп. Арсением Комельским, пришедшим сюда на уединение из Троице-Сергиева мон., где он состоял игуменом; но пожив здесь год, преподобный удалился в Комельские леса, где устроил монастырь, существующий поныне под именем Арсениева-Комельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Таковы мои Вам искренния пожелания, в знак которых не откажите принять от меня св. икону, посылаемую особо от Вашего покорнейшого слуги и богомольца. Епископ Антоний. Ноябрь 1905 г. Письмо 3. К графу Владимиру Владимировичу Мусинъ-Пушкину 4 Достоуважаемый Граф! Сейчас получил Ваше письмо от 21-го числа, а раньше еще получил от Преосв. Сергия уведомление о получении Указа его интересующого. Я думаю, что он по мнительности преувеличивает сведения об оппозиции ему с разных сторон. Тот, кому Вы приписываете «резкий характер» – просто мелкий мазурик и полное нравственное ничтожество. Если он не доволен правительством Деникина, то отсюда ясно только то, что его там раскусили и не провели ни одной его интриги. Оставшись здесь вдвоем с протопресвитером мы кооптировались первым кандидатом Ставропольск. Собора Преосв. Гавриилом 5 и устроили en trois маленькое заседание, а завтра устроим второе, впрочем, по делам маловажным. Преосв. Архиеп. Митрофан 6 все сидел у себя и хворал; наконец больной выехал в Ростов, и оттуда его вагон, говорят, не мог выбраться. Преосв. Феодор лежит здесь с тифом, а его зять протоиерей Харьковский вчера скончался. Умер в Новоч.(еркасске) Еп. Алексей Волчанский 7 , а в Лебяжьем мон. Кубанской Области Еп. Павел, предназначавшийся в викарии Донские. Другой Павел тоже был здесь и уехал, кажется, в Батум. Теперь здесь всего 8 архиереев, которые не поехали в Крым, а все приехали ко мне. Сомневаюсь, дойдет ли письмо это до Вас, но если дойдет, то примите уверение в том симпатичнейшем впечатлении, которое мы все получили от Вас и от князя Трубецкого 8 . Соберемся ли мы вновь? Да не лишит Господь нас собраться в Его царствии. Преданный душевно М. Антоний. 28 дек. 1919 г. Письмо 4. К графу В. В. Мусинъ-Пушкину Глубокоуважаемый Граф! Спешу ответить на Ваше второе письмо, а на первое ответил вчера или третьяго дна. Ничего не знаю о заседаниях В. Ц. Упр.(авления) 15 дек., ибо оно было в Новочеркасске, а я 13 выехал в Екатеринодар. Сюда же прибыли еще 7 архиереев, из коих Еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Число придворных проповедников, сделавшихся известными лично императрице, было довольно значительно. Так из архивных документов Святейшего Синода мы видим, что во время высочайшего присутствия в Москве в 1742 году, там проповедывали: нарочно для того вызванный из Киева архимандрит Сильвестр Кулябка, впоследствии митрополит Новгородский и с.-Петербургский; архимандриты Иларион Савинский, Афанасий Антонович, Герман Варушевич, Платон Малиновский, Иероним Волчанский, Антоний Нарожницкий, – лица, впоследствии сделавшиеся епископами, разных епархий; кроме того в это же время в высочайшем присутствии в Москве проповедовали около двенадцати приходских и полковых священников и протопопов, и даже один диакон – Стефан Савицкий. С переездом двора из Москвы в С.-Петербурге обнаружилась трудность в приискании способных проповедников на месте. Когда Св. Синоде представил об этом императрице, она указала вызвать в Петербург учителя московской академии Арсения Могилянского, произведенного по этому случаю в архимандрита Троицко-Сергеевой лавры и в члены Св. Синода, – впоследствии митрополита киевского; брата его священника успенской церкви в Москве Евстафия Могилянского; иеромонаха Симона Тодорского, избранного в законоучителя к великому князю, наследнику престола; архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, знаменитого впоследствии московского архиепископа. Из духовенства собственно петербургского проповедовали в это время в присутствии императрицы: архимандрит александро-невского монастыря Гавриил Кременецкий; законоучитель шляхетного кадетского корпуса Гавриил Краснопольский, священники и даже диакон петропавловского кафедрального собора – Флеров. Кроме этих лиц по указаниям библиографии из времен императрицы Елизаветы известны проповеди следующих лиц: саввинского архимандрита Илариона Григоровича, впоследствии епископа крутицкого и члена Св. Синода; иеромонаха Иоасафа Хотунцевского; архимандрита Афанасия Топольского, ректора харьковского коллегиума; Арсения Мацеевича , впоследствии митрополита ростовского 15 ; священников: Иоаана Козловича, И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вторым владельцем с. Ивановка на 1804 г. был подпоручик Василий Корнельевич Захаржевич-Капустянский. В его части имения на 1804 г. располагались три винокуренных завода на 10 котлов производительность. 4000 ведер горячего вина в год. Им же в Ивановке был построен каменный дом. Дочь В.К. Захаржевич-Капустянского Васса получила по наследству от отца имение и капитал в Купянском уезде. В 1856 г. она умирает и завещает все свои капиталы (7 419 руб. 43 ½ коп. серебром) храмам, монастырям, харьковской губернской гимназии, а движимое имущество – помещику Змиевского уезда коллежскому регистратору Ивану Николаевичу Захаржевич-Капустянскому. Но поскольку большая часть капитала была роздана ей в долг различными помещикам, то взыскание этих денег продолжалось еще в 1871 г., для этого даже создавались специальные комитеты. Последним владельцем из рода Захаржевич-Капустянских был майор Михаил Георгиевич и его жена Анна Петровна. В 1838 г. имение его было небольшим, состоящим их 610 десятин земли, водяной мельницы на два постава, флигеля со службами, и приносило дохода до 1 000руб. серебром. А.П. Захаржевич-Капустянская после смерти мужа своего в 1845 г. за свои деньги возобновила в Ивановской церкви иконостас (700 руб. серебром) и к каменной ограде сделала железные кованые ворота с позолотой (700 руб. ассигнациями). И за такое благодеяние получила от Святейшего синода Благословение. Дочь М. Г. Захаржевич-Капустянского Настасья была замужем за помещиком Купянского уезда капитаном Яковлевым. В память о своем родителе она подарила в Ивановский храм новую плащаницу, купленную в Петербурге за 100 руб. серебром. Плащаница была из хорошего пунцового бархата с изображением Спасителя, по углам четыре евангелиста. В середине в круге два ряда слоев и украшений с золотой бахромой и кистями, а в вышитом круге голова Спасителя с золотым сиянием. Плащаница была внесена на Страстной неделе 1845 г. Небольшим имением в Ивановке владела вдова майора Александра Николаевича Ковалевского Софья Николаевна, урожденная Захаржевич-Капустянская, ее дети: Николай и Юлия. Гораздо более значительным имение в Ивановке владел род Логиновых. Одна из представительниц этого рода, Анна Петровна, была замужем за Захаржевич-Капустянским и после смерти мужа стала владелицей этого имения. После ее смерти в 1807 г. имения перешли во владение сыновья священника сл. Хотомля Волчанского уезда Михаилу и Никанору Михайловичу Лонгиновым.

http://sobory.ru/article/?object=07953

С 1791 по 1805 год из Курско-Белгородской епархии вышло более 1000 выпускников разных классов. Они становились священнослужителями, поступали в медицинскую науку, в военную, статскую службу. При основании Харьковского университета в него сразу поступило 20 семинаристов. География воспитанников Белгородской семинарии охватывала селения Курской губернии: «епаршеский» город Белгород и округа Курской губернии: Белгородский, Курский, Корочанский, Обоянский, Дмитриевосванский, Рыльский, Щигровский, Старого Оскола, Льговский, Новооскольский, Тимский, Фатежский, Путивльсквий; а также округа Харьковской Слободской губернии: Волчанский, Богодуховский, Миропольский, Краснокутский, Хотмыжский и Ахтырский. В семинарии в начале XIX века обучался Николай Иванович Савченко, сын ректора семинарии протоиерея Иоанна Савченко, будущий архиепископ Черниговский и Нежинский Нафанаил. Также необходимо назвать таких студентов, как, например, А. А. Ильинский, будущий архиепископ Тверской и Кашинский Евсевий, Ф. А. Праведников, в будущем епископ Новгород-Северский Феофилакт. Выдающимся выпускником Белгородской семинарии в эти годы был Михаил Петрович Булгаков, будущий митрополит Московский Макарий, великий богослов и церковный историк, автор монументального труда «История Русской Церкви». Он был, пожалуй, самым выдающимся студентом семинарии за всю историю ее существования. Существенное влияние на становление митрополита Макария, как церковного ученого, оказала именно семинария в Белгороде. К числу выдающихся преподавателей 1830 - 1860-х годов можно отнести П. Я. Красина, Д. С. Любицкого, священников К. Букасова и М. Лонгинова. Добрую память оставили о себе преподаватели Н. Трофимовский, В. Ключарев, А. Шереметинский и П. Азбукин. К числу выдающихся выпускников этого периода можно отнести преосвященного Вениамина (Платонова), преосвященного Ианнуария (Вознесенского), преосвященного Владимира (Никольского), протоиерея Александра Иванцова-Платонова, Николая Рождественского, протоиерея Николая Маркова.

http://drevo-info.ru/articles/13678632.h...

В декабре 1912 года сельское общество по церковным делам подает прошение его Высокопреосвященству Арсению, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому: «В настоящее время в селении 1-ой Гнилице строится новая каменная церковь во имя Иоанна Крестителя, которая снаружи хоть и считается оконченной, но внутри еще имеется много недостатков на большую сумму. Так как для дальнейшего усовершенствования нашей церкви у нас недостает капитала, то мы решили ходатайствовать о просительной книге для пожертвований на устройство церкви». В апреле 1913 года В.Н. Покровский осмотрел церковь и написал в Строительное отделение удостоверение: «Настоящее удостоверение выдано в том, что мною осмотрены все работы по постройке новой каменной церкви в селе Верхняя Гнилица Волчанского уезда, причем найдено, что церковь выстроена согласно утвержденным Епархиальным начальством планом и сметой, правильно и прочно, а потому к освящению церкви и к открытию ее для Богослужений с технической стороны препятствий не встречаю. Архитектор В. Покровский». К лету 1913 года церковь была уже построена. 23 июня 1913 года она была освящена Высокопреосвященнейшим Арсением, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Надо отметить, что по этому же проекту была построена церковь в городе Белополье Сумского уезда, которая существует и действует ныне. Строительство Архангело-Михайловской церкви в городе Белополье было начатов 1908 году. Часть средств на строительство церкви в Гнилице 1 была выделена местным помещиком И.И. Кирьяном. Здание церкви выложено из красного кирпича местного производства, сохранившего на лицевой стороне поверхности личное клеймо владельца завода и строителя храма И.И. Кирьяна. Проект Иоанно-Предтеченской церкви, найденный в фондах ГАХО, дает полное представление о первоначальном облике церкви. Объемно-пространственная композиция церкви складывалась из колокольни в 2,5 яруса, квадратной в плане трапезной, квадратной в плане центральной части с одной главой, прямоугольного в плане алтаря, ризницы и пономарни.

http://sobory.ru/article/?object=04463

«В нынешнем 182 (1674) году, по указу Великаго Государя, Царя Великаго Князя Алексея Михайловича, велено Нижегольскому Черкашенину Мартыну на реке Волчьих водах строить слободу, а на житье призывать свою братью Черкас из Малороссийских и Заднепровских городов; а других людей отнюдь не принимать. И в нынешнем 182 (1674) г. писал из Нижегольскаго Лука Анучин: Нижегольские и иных городов полковые и городовые люди, отбывая Государевы службы, пришли к нему, Мартыну, многие на житье, и он де, Мартын, их принимает и от службы укрывает. И я из Белгорода посылал на реку Волчьи воды рейтарскаго строю Маиора Романа Белгузина с разными людьми и он, Роман, привел с Волчьих вод Русских многих людей, и из тех людей объявился Чугуевца, Московскаго приведенца, стрелецкой сын Минка Легонькой, и я его, Минку, послал в Чугуев». Таким образом, Волчанск основался в 1674 г., и указываемый в отписке вывод русских людей конечно не мешал тому, что в Волчанске остались черкасы, а вскоре прибыли к ним и другие. Надобно только заметить, что древняя земляная крепость Волчанская находилась за версту от нынешняго Волчанска на северо-восток. Остатки её еще ныне видны. Построение городка на нынешнем месте относится к 1688 г., как и полагает общее мнение. Первый храм в городке Волчьих водах, современный основанию городка, конечно был посвящен также Святителю Николаю, как и построенный на новом месте Волчанска. Этот храм новаго Волчанска построен был особенным старанием выходца из-за Днепра Нищуна, т.е. школьника, Аврамия Веселовскаго. Он заботился о производстве постройки, и он же был потом священником сего храма. Это было около 1688 года. Поскольку же этот храм был очень не обширен, а население Волчанска умножалось, то при священнике Иоакиме Веселовском, сын Аврамия, храм Святителя Николая при перестройке был распространен. Это было прежде 1748 года, в котором по бумагам видим при Волчанском храме священников Иоакима и сына его Василия. В 1782 году построен был храм в два этажа и с двумя престолами: в верхнем престол освящен был во имя Святыя Тройцы; а в нижнем во имя Святителя Николая. Спустя 16 лет верхний этаж уничтожили, и, оставив храм на каменном фундаменте, поставили два престола рядом. С 1833 г. начали строить каменный храм и окончили в 1845 г. Главным попечителем был внук Василия и сын Петра Веселовскаго, священствовавшаго вместе с братом Иаковом – протоиерей Федор Веселовский. Главный престол освящен был во имя Святыя Тройцы в 1842 году преосвященным Иннокентием, и тогда-же освящен северный придел во имя Святителя Николая, а южный во имя Покрова Богоматери освятили в 1844 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иверская икона в Москве, в Иверской церкви на Ордынке Эта икона первоначально была поставлена в церковь великомученика Георгия на Ордынке (существовавшую с 1673 г.). В 1798 г. вместо этой церкви был построен храм в честь Иверской иконы с приделами в честь великомученика Георгия и Иоанна воина. Надпись на иконе гласит следующее: «Истинное изображение и мера чудотворного образа Пресвятой Богородицы Иверской, которая обретается в царствующем граде Москве на Тверской улице, в часовне у Воскресенских ворот; писана в 1792 году Ивановского сорока церкви Николая Чудотворца в Кошелях священником Василием Ивановым». Другие списки с чудотворной Иверской иконы. Еще известны следующие чудотворные местночтимые Иверские иконы, списки с афонской Иверской иконы: В Тамбове, в женском Сухотинском монастыре (писана в Нижнем Новгороде в 1858 году). Ей празднуют 20 января. В Саратове, в приписанной к архиерейскому дому киновии. В Кишиневе, в крестовой церкви архиерейского дома (писана в 1859 году на Афоне). В Туле, в Благовещенской церкви, куда пожертвована тульским купцом Ломовым в память избавления от пожара в 1844 г. В селе Пушкарном Ахтырского уезда Харьковской губернии, в Петропавловском храме; икона эта древнего происхождения и часто принимается прихожанами на дому. Той же губернии, Волчанского уезда, в Троицком храме; икона эта древняя, усердно чтимая прихожанами; пожертвована в 1780 году помещицей Данилевской. Волынской губернии, Новгород-Волынского уезда, в селе Жаборнице. Празднование ей совершается 14 сентября. Той же губернии, Дубенского уезда, в селе Мятин. На Успенском Острове, среди реки Волхова (в Петербург. губ., Новоладожском уез.), где расположен ряд благотворительных учреждений, устроенных известным петербургским духовником протоиереем Алексием Колоколовым; икона эта стоит в домовой церкви Успенского Острова; она усердно чтится местным населением, богато украшена и представляет из себя точное подобие афонской. В Воскресенском монастыре Московской епархии, называемом Новый Иерусалим; происхождение ее относится, вероятно, ко времени патриарха Никона, основателя этого монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010