Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ центр старообрядцев- федосеевцев в С.-Петербурге. Основным местом первоначального расселения старообрядцев в сев. столице была обращенная к Москве юго-вост. часть города. В XVIII-XIX вв. федосеевское согласие, возглавляемое состоятельными предпринимателями, было преобладающим среди последователей «старой веры» в С.-Петербурге. Первая известная федосеевская моленная в городе была основана в 1723 г., в 1767 г. ее перенесли в густонаселенное место к Семёновскому мосту через р. Фонтанку, моленная получила название Косцовской (или Филипповской), по имени владельца здания петербургского купца 1-й гильдии Ф. Ф. Косцова . В 1777 г. в ответ на просьбу федосеевцев Д. Воробьёва и П. Волкова о выделении места для погребения умерших было предоставлено Волково поле на окраине города в Каретной (позднее Александро-Невская) части, за р. Монастыркой. Там федосеевцы построили небольшую деревянную моленную, жизнь к-рой на первых порах осложнялась разногласиями с наставником, не всегда соблюдавшим строгий федосеевский устав. В 1778 г. было решено обратиться к И. А. Ковылину с просьбой прислать наставника, из Москвы приехал П. Фёдоров. В последующие годы отношения между московским Преображенским кладбищем и В. к. окрепли, по настоянию Ковылина и Косцова общины собирались в Москве для обсуждения насущных вопросов. В 1784 г. на В. к. были возведены каменные моленная и при ней богадельня. Чинное богослужение, значительное число прихожан, состоятельные попечители сделали В. к. одним из центров российского старообрядчества. Имп. Павел I Петрович , имевший план объединить старообрядцев-беспоповцев, заинтересовался Косцовым. Купец был арестован, подвергнут увещеванию, не достигшему цели, затем заточен в Петропавловскую крепость, где находился до восшествия на престол Александра I Павловича . Старообрядческая моленная на Волковом кладбище. Гравюра. 1881 г. (РГБ) Старообрядческая моленная на Волковом кладбище.

http://pravenc.ru/text/155154.html

Нужно сказать, что расположенная в стороне от больших дорог, но достаточно близко от областного центра, старинная церковь для многих явилась началом духовного поиска. Среди них – Владыка Александр Могилев, архиепископ Костромской и Галичский, работавший в конце 80-ых годов секретарем Вятской епархии. В юношестве он был постоянным прихожанином Троицкой церкви – появиться в единственном Серафимовском храме г.Кирова в те годы школьнику было недозволительно. 2 августа 1983 года в Троицкой Церкви по благословению Владыки Хрисанфа была совершена его хиротония во пресвитера. Поныне сохранились древние святыни храма – иконы с изображением пророка Илии, великомученика Георгия, большая, в человеческий рост, в тяжелом металлическом окладе икона святых страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесенная из разрушенного Никульчинского храма. Именно с этим образом, древним списком иконы Георгия Победоносца 15 мая совершается ежегодный крестный ход из Волково в Никульчино, где в 2001 году заново построен деревянный храм. Там икона Бориса и Глеба остается до осени, а 18 сентября крестным же ходом возвращается из Никульчино в Волково. Благодаря этой новой традиции иконы святых страстотерпцев освящают своим присутствием два древнейших поселения вятской земли, расположенные на современных территориях Слободского района. Автор: А. Тихомирова; газета «Слободские Куранты» . Троицкая церковь, каменная, построена в 1773 году, расстоянием от г. Вятки в 15 верст, от уездного города в 15 верстах. Кладбищенская церковь каменная, построена в 1876 году, часовни в деревнях Минеевской и Шепелевской. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, квартиры для причта казенные. Земли пахотной 34 десятины 2240 сажень, сенокосной 11 десятин 567 сажень, лесной 20 десятин 952 сажени, неудобной 1200 сажень. Братский денежный доход 4486 руб. 67 коп. на весь причт, руги собирают на весь причт до 100 пудов ржи, 110 пудов овса и 40 пудов ячменя. Прихожан православных русских 2584 муж. пола и 2584 жен. пола. Приход состоит из 80 селений расстоянием 1-8 верст.

http://sobory.ru/article/?object=03212

6 декабря 1723 г. повелено было «отмежевать им земли и покоса, на полное число вытей, из земель невского монастыря и деревни Волковой, начиная с конца Ямской Слободы прямо до Черной речки, и тою речкою вверх правою стороною и нарвскою дорогою» 73 . Земля эта оставалась во владении ямщиков до отдачи ее под кладбище. С построением города, и особенно с поселением ямщиков, земля постепенно очистилась от леса и образовала городской выгон, каким и доселе остается прилегающее к кладбищу Волково поле. Место это, до устроения кладбища, и по наружному виду, совершенно походило на нынешнее Волково поле, т. е. представляло кочковатую, поросшую кустарниками и покрытую болотами поляну, на которой виднелись, наполненные водою, ямы и канавы, образовавшиеся от добывания ямщиками глины. В таком именно виде помнят волковские старожили ту часть поля, которая присоединена к кладбищу по последней прирезке в 1838 году. 4. Основание кладбища и его история Волковское православное кладбище устроено при Елизавете Петровне, по сенатскому указу от 11 мая 1756 г. в то же время, когда для Выборгской стороны было учреждено кладбище Иоанно-богословское, а для Васильевского Острова – Смоленское 74 , уже ранее там существовавшее. Волковское кладбище открыто для всей Адмиралтейской стороны, взамен существовавшего, со времен Петра Великого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, в Московской Ямской Слободе. Так как это кладбище было очень близко к городу и так как Императрице, любившей бывать на Ямской на гулянье, в Семик и Прощенное воскресенье, не нравилось видеть здесь кладбище, то его предположили закрыть, с разрешением, до времени, хоронить только лиц знатных 75 . Сначала для Волкова кладбища отвели место на 120 саж. в длину и ширину. Оно находилось против Расстанной улицы, между литераторскими и волковскими мостками, от св. ворот к речке, не доходя до последней, с левой стороны на 15 саж., а с правой, на выдающемся изгибе русла, на 57 сажень 76 . Отведенное место предписано было огородить и устроить на нем деревянную часовню, на суммы штатс-конторы, а для наблюдения за постройками и заведования кладбищем – назначить обер-офицера и двух унтер-офицеров и подчинить их ведению губернской канцелярии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ивановское кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ивановское кладбище (Москва) — исторический район Москвы, бывшее село. Находится в южной части поселения Сосенское Новомосковского административного округа Москвы. Содержание История [ править править код ] В 17 веке входило в состав Сосенского стана Московского уезда, позже, в 19 веке — в состав Подольского уезда Московской губернии. В 1628 году — сельцо Ивановское, поместье князя Фёдора Телятевского, получившего его в наследство от своего отца Андрея Телятевского. В 1644 году было дано в поместье боярину Фёдору Одоевскому, от которого после его кончины в 1656 году переходит к его сыну, Василию Одоевскому. При нём была построена первоначальная деревянная церковь в Ивановском. За Василием Фёдоровичем в Ивановском числились 4 двора задворных людей с 25-ю людьми челяди, 25 бобыльских дворов со 103 людьми безземельных бобылей; помимо этого в Ивановскую вотчину входили деревни Губкино и Долгая Язвенка, в которых жило 128 душ крестьян. В 1673—1707 годах князьями Одоевскими прикуплено к Ивановской вотчине множество соседних земель: у княгини Анисьи Фёдоровны Лобановы-Ростовской деревня Долгая Язвенка с 4 бобыльскими дворами, полупустоши Язвенка (Щиборово), Борошня (Колесниково), Волково и Красино (Крысино), бывшее за отцом княгини Фёдором Олябьевым, а также полупустоши Левинская и Волково (Хохлово) в Молоцком стане на речке Язвенке и другие половины тех же пустошей, купленные у других помещиков. Помимо этого в Ивановскую вотчину входили пустоши Юрово, Кашино и Нелькино (Немкино). После смерти Василия Одоевского в 1686 году Ивановская вотчина переходит к его деду, известному боярину Никите Одоевскому. После смерти Никиты Одоевского, Ивановская вотчина оказалась разделённой между Михаилом и Василием Юрьевичам Одоевскими. После их смерти эти две половины достались их сыновьям, Ивану Васильевичу и Ивану Михайловичу. При них была построена каменная Введенская церковь в Ивановском, просуществовашая длительное время, в которой была устроена семейная усыпальня князей Одоевских. По смерти Ивана Михайловича Одоевского вотчина переходит к его сыну Петру, известному московскому благотворителю. Пётр Иванович пожаловал Ивановское и Губкино московскому Человеколюбивому Обществу, которое продало на слом все строения бывшей княжеской усадьбы.

http://azbyka.ru/palomnik/Ивановское_кла...

Церковь прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Иова Многострадального — один из немногих петербургских храмов, не закрывавшихся в советское время, даже в дни блокады. Памятник истории и архитектуры федерального значения, охраняется государством. Содержание История [ править править код ] Эта церковь — одна из самых известных святынь Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища. Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499-1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Сутилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту. В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители. В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723 г. было приписано Волково поле — кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна. В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение. 3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято—Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831-1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прав._...

5) Прот. Николай Стеф. Ильинский – из окончивших курс в Новгор. дух. семинарии, был священником в селе Голине (Новгор. у.), благочинным, протоиереем в Грузине и в Боровицком соборе, смотрителем Боровицкого дух. училища; потом священником в Петербурге у церкви ап. Матфия; в 1840 г. определен настоятелем Волковского кладбища. С 1857 г. вступил в монашество с именем Никанора, был архимандритом и наместником Лавры и скончался в 1863 г. В числе отличий имел палицу, которою наградил его в 1824 г. митрополит Серафим. 6) Свящ., а потом протоиерей и настоятель Владимир Петр. Полянский – из Калужской епархии, кандидат Спб. дух. академии, служил в Петропавловском дух. училище, потом был священником у церкви ап. Матфия; в 1838 г. переведен на Волково кладбище, на место умершего тестя свящ. Быкова; был увещателем арестантов при Московской части, законоучителем разных училищ, членом комитета по устройству хлебных амбаров на берегу Невы, настоятелем Митрофаниевского кладбища и Ямской церкви и благочинным; 4 октября 1857 г. сделан настоятелем Волковского кладбища; в январе 1862 г. перемещен к собору князя Владимира, где и скончался в 1868 г. 7) Прот. Иоанн Вас. Долоцкий – из студентов дух. семинарии; был инспектором Петропавловского дух. училища, священником Петропавловского собора, увещателем воинских чинов в крепости, ректором Петропавловского училища, настоятелем Благовещенской церкви; на Волково переведен в 1845 г., в 1850 г. вышел в отставку, сдав место сыну Александру Долоцкому; скончался 13 января 1852 г. 8) Свящ. Александр Ив. Долоцкий – кандидат дух. академии, учитель Александро-невского дух. училища; рукоположен во священника Волковской церкви в 1850 г.; в 1853 г. переведен к Скорбященской церкви, где и скончался в 1860 г. 9) Свящ. Константин Петр. Добронравин – магистр Спб. дух. академии, поступивший сюда в 1846 г. из профессоров Московской дух. семинарии; в 1854 г. поменялся местом со свящ. Алексеем Ив. Недешевым и поступил законоучителем в 3 гимназию; потом был смотрителем Александро-невского дух. училища; приняв монашество с именем Гермогена, был Петербургским викарием, а ныне занимает кафедру Таврической епархии. Он написал много дух. сочинений, например, «Историю Христ. церкви» (Спб. 1866), «Очерк истории славянских церквей» (1873), «Литургику» (1881), «Минуты пастырского досуга» в 2 ч. (1882) и «Утешение в смерти близких сердцу». Последнее сочинение, плод его кладбищенской службы, ныне издано уже в 6 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В том же 1861 г., через полтора месяца после 4 октября, умирает наш земляк, известный литератор Н.А. Добролюбов († 17 ноября 1861 г.). Мы, с Ф.Г. Ел-м, как его земляки, и вдобавок хорошо знавшие его по семинарии (а Ф. Г. Ел-кий даже раз был у него на квартире, в Петербурге, незадолго до его смерти, вероятно по поводу 4 октября), сочли своим долгом присутствовать при его похоронах, да, признаться, побуждало нас к тому же и любопытство, хотелось видеть тогдашних литераторов. К нам присоединился еще мой приятель Н. Г. Благовещенский. Отправились на Волково кладбище, рано утром, конечно тайно (это было в будни и мы должны были бы присутствовать на лекциях) от начальства, от которого, впрочем, никакого запрещения по этому случаю не последовало; может быть, о похоронах популярного литератора оно совсем даже и не знало; тогда по подобным поводам еще не поднималось такого шума в газетах, как ныне. Приходим на Волково до прибытия печальной процессии, встречаем ее на улице и видим очень небольшое количество в ней участвующих, человек тридцать-сорок, не более, и притом исключительно литературной братии, представляющей кучку людей, очень небогато, чтобы не сказать бедно, и неряшливо одетых, с всклокоченными, длинными волосами и по большей части в очках. Толпы посторонней публики, молодежи, студентов, многочисленных венков, колесниц и т. п., что составляет ныне непременную принадлежность похорон более или менее выдающихся общественных деятелей, литераторов, артистов и т. п., не было и в помине; все это еще не вошло тогда в обычай. Словом, это были самые заурядные похороны небогатого человека. Не помню, были ли какие-нибудь венки; гроб несли, кажется, на руках. Вошли в церковь , и вся эта литературная братия приняла самые непринужденные позы, почувствовала себя в церкви как дома, многие встали спинами к иконам и алтарю и занялись громким разговором. Такое крайнее неблагочиние так сильно подействовало на приготовлявшегося начать литургию священника, что он вышел из алтаря и в энергических выражениях попросил присутствующих вести себя приличнее в храме, из уважения если не к религии, – которой они, быть может, заметил он, совсем не признают, – то по крайней мере к публичному месту, в котором долг приличия требует вести себя как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Прощались все друг с другом на минуту, Чтоб никогда не встретиться... И смуту …………………………………….судьбой. Фрагмент стихотворения 1917 г. Сослужу тебе верную службу, – Ты не бойся, что горько люблю! Я за нашу веселую дружбу Всех святителей нынче молю. За тебя отдала первородство И взамен ничего не прошу, Оттого и лохмотья сиротства Я, как брачные ризы, ношу. Июль 1921 28 июля 1921 Памяти А. Блока А Смоленская нынче именинница, Синий ладан над травою стелется, И струится пенье панихидное, Не печальное нынче, а светлое. И приводят румяные вдовушки На кладбище мальчиков и девочек Поглядеть на могилы отцовские. А кладбище – роща соловьиная, От сиянья солнечного замерло. Принесли мы Смоленской Заступнице, Принесли Пресвятой Богородице На руках во гробе серебряном Наше солнце, в муке погасшее, – Александра, лебедя чистого. Август 1921 Александр Блок скончался 25 июля (по ст. ст.) 1921 года, 28 июля, в день праздника иконы Смоленской Божьей Матери, был похоронен на петербургском Смоленском кладбище. В 1944 году прах перенесен на Волково кладбище. Известен отзыв матери Блока об этом стихотворении: «До сих пор лучшее, что сказано о Саше, сказала в пяти строках Анна Ахматова». Августом 1921 года датировано четверостишие, посвященное Блоку: Не чудо ли, что знали мы его, Был скуп на похвалы, но чужд хулы и гнева, И Пресвятая охраняла Дева Прекрасного Поэта своего. Широко распахнуты ворота Липы нищенски обнажены, И темна сухая позолота Нерушимой вогнутой стены. Гулом полны алтари и склепы, И за Днепр широкий звон летит. Так тяжелый колокол Мазепы Над Софийской площадью гудит. Все грозней бушует, непреклонный, Словно здесь еретиков казнят, А в лесах заречных, примиренный, Веселит пушистых лисенят. 15 сентября 1921 Анна Горенко с шестнадцати лет жила у родственников в Киеве, поступив в 8-й класс Фундуклеевской гимназии. В начале 60-х годов она восстановила по памяти некоторые из сожженных ранних стихов, наметив план «Из Киевской тетради». Но с Киевом были связаны не только ее ранние интимные стихи. В 1912 и 1914 годах, вновь оказавшись в городе юности, она напишет стихотворения «Стал мне реже сниться, слава Богу...», «В киевском храме Премудрости Бога», в которых запечатлеет сам город, его соборы, лаврский колокольный звон. Таковы первые строфы стихотворения «Киев»:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

2. Волковское православное кладбище 1. Местоположение кладбища Волковское православное кладбище расположено на восточной окраине Петербурга, во 2 уч. Александро-невской части, в конце Расстанной улицы. С церквами и церковными домами оно занимает пространство в 84,538 квадр. саж., между Расстанным переулком, Монастырскою (прежде Черною) речкою, соединительною линиею Николаевско-Варшавской жел. дороги и северо-восточною стороною Волкова поля. 2. Наименование кладбища Кладбище получило свое имя от находящейся против него, за Монастырской речкой, деревни Волковой и от прилегающего к нему сзади Волкова поля. В древнейших документах кладбище имеет следующие названия: «Кладбище Адмиралтейской стороны, по сю сторону деревни Волковой» (указ Сената 11 мая 1756 г., II. С. 3. 10,553); «Кладбище Московской стороны, что у деревни Волковой» (консистор. дела 1765 г. марта 9, 5,960 и 1771 г. октября 21 8,186) или короче: «Что в Волкове» (Дело 1771 г. октября 4 8,111). Название деревни и кладбища Волковым производят от множества волков, которые «зимою бродили там целыми стадами, в 30 и более штук и часто нападали на людей и запряженных лошадей». («Петербургская старина» Пекарского, «Современник» 1860 г. и «Ледяной дом» Лажечникова, ч. 1, стр. 164). 3. Местность кладбища и его окрестностей в древнейшее время Деревня Водково существовала задолго до основания Петербурга. Она упоминается уже под 1640 г. в Писцовых книгах Ижорской земли 70 , в описании Спасского погоста, причем носит и чухонское название Сутилла иля, по другому произношению, Сютила (т. е. Волково) 71 . Этой деревне принадлежала лежавшая по речке земля, поступившая потом под кладбище. Остальное, занимаемое теперь кладбищем и церковными домами, пространство, с заложением Александро-Невского монастыря, в 1710 г., в числе прочих свободных земель, на 10 верст вверх по Неве, отдано было Петром Вел. во владение этому монастырю 72 . В 1714 г. вызваны были в Петербург крестьяне разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Занявши местность вдоль большой московской дороги, проходившей к Неве, на месте нынешнего Лигова канала, они образовали «Московскую Ямскую Слободу».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сперва при кладбище прихода не было. Прихожанами могли считаться только посетители кладбища, родные и знакомые погребаемых. Многих из них причт здешний издавна посещал в праздники Рождества и Пасхи, для славления. Собственно прихожан не было потому, что Расстанная улица не была заселена, а деревня Волково принадлежала к приходу Благовещенской церкви в Невском монастыре. Первыми прихожанами были старики и старухи купеческого звания, призреваемые в деревянной богадельне, находившейся на месте нынешней каменной купеческой богадельни. Таковыми они оставались до устроения богаделенной церкви, в 1831 году. В 1780 г., по представлению священника Благовещенской Александро-невской церкви Алексея Савина о затруднительности для него исправлять требы в деревне Волковой, она была приписана к кладбищу. Деревня Волкова, расположенная за кладбищем, вдоль монастырской речки, сперва имела одну только улицу с домами в один ряд. Во время причисления к кладбищу она считалась Софийского уезда, командорского ведомства, но с 1784 г. пишется экономического ведомства Спб. наместничества, нижнего земского суда; в тоже время некоторые из крестьян ее принадлежали к вотчине кн. Алексея Борисовича Куракина и сенатора Петра Алексеевича Обрескова; с начала нынешнего столетия они стали казенными, или государственными; с 19 февраля 1861 г. стали крестьянами собственниками и были причислены ко 2-й Александровской волости; ныне, вместе с крестьянами Ямской слободы, входят в состав Московской волости. В 1780 г. в деревне считалось 30 дв., в них муж. пола 65 душ, жен. 76. Ныне их почти столько же, но кроме коренных крестьян, здесь есть и пришлое население, как-то приказчики, плотники и кондукторы. Крестьяне мало занимаются земледелием, а больше занимаются очисткою мусора и снега в городе, легковым извозом и т. п.; часть своих заработков они оставляют в трактирах, так что главными кормильцами семьи являются женщины, торгующие в городе молоком, или занимающиеся очисткою могил. С 1861 г. в приходе Волкова кладбища считается деревня Купчино, находящаяся вверх по Монастырской речке, в 6-ти верстах от кладбища и в 2-х от Чесменской богадельни. Она составляла некогда вотчину царевича Алексея Петровича и числилась в приходе Ямской церкви, с 1850 г. причислялась к Митрофаньевскому кладбищу, а с 1861 году отнесена к Волковскому. Неудобства сообщения с нею заставляли Волковский причт просить начальство о перечислении дер. Купчино или к Московской Славянке или к церкви Чесм. богадельни или к другой из соседних. Но, в виду несогласия на это самих крестьян, Купчино остается в ведении Волковского причта, который пишет ее в своих клир. ведомостях. По сведениям еще 1861 г. в ней 41 двор, душ муж. пол 132, женского 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010