XXXIV. Школа В 1721 г. Феофан завел при своем доме школу, в которую он принимал сирот и бедных детей всякаго звания. Это была лучшая школа того времени как по внутреннему устройству, так и по достоинству доставляемого ею образования. Назначением места для её помещения Феофан, по-видимому, старался осуществить правило Духовного Регламента об училищных домах. Там сказано: «место академии не в городе, но в стороне, на веселом месте угодное, где несть народнаго шума, ниже частых окказий, которыя обычно мешают учения и находят на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учениям не допускает». Место Карповской школы совершенно удовлетворяло этим требованиям – представляло все удобства для занятий и в тоже время не развлекало взоров сторонними предметами. В школе преподаваемы были: закон Божий, славянское чтение, русский, латинский и греческий языки, грамматика, риторика, логика, римские древности, арифметика, геометрия, география, история и рисование. Учителями в школе были датчанин Адам Селий с 1722 по 1725 г.; профессор академии наук Теофил Сигфрид Байер и иностранец Георгий Фридрих Федорович. 525 Старшие воспитанники школы, дошедши до высших классов, обучали младших учеников школы и получали за это хотя небольшое жалованье. Феофан написал для своей школы инструкцию, отзывающуюся нисколько иезуитским духом. Она прочитывалась вслух всем воспитанникам 1-го числа каждого месяца. 526 Для развлечения учеников Феофан завел в школе вокальную и инструментальную музыку. Последней обучались желающие у наемного мастера и потом сами обучали своих младших товарищей. Это нововведение не нравилось некоторым ригористам того времени. Как в духовной школе учить музыке? – «Хорошо ли – писал Родышевский – не противно ли церкви святой и учению ея написано в ХХ-м пункте о семинарш, где дети будут священства и монашества ради учитися, дабы в праздные дни была при столе их музыка, или гласы мусикийских ииструментов? И сие, рече, не трудно; ибо перваго только нанять мастера, а от него наученные охотные семинаристы должны будут и иных научати на свое место туне. И сия регулы – рече – воспомянутыя служат ко увеселению учащихся». Сему быти Златоуст святый жестоко запрещает; возбраняют и соборы апостольсие и вселенские». 527

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Все начиналось со старой отцовской гармошки Прихожане Свято-Николаевского архиерейского храма в Донецке знают Владимира Коржевича как своего протодиакона. Посетителям Донецкой филармонии он известен в качестве солиста-вокалиста, часто выступающего вместе со своей женой Элоной – оперной и филармонической певицей. Недавно к ним присоединился еще и сын – тоже Владимир. А начиналось все со скрипучей телеги и дороги к храму, со старой отцовской гармошки – клавиши-пуговки в два ряда… Родители Владимира приехали с Волыни жить и трудиться в Покровский край, на Днепропетровщину, и поселились в небольшом селе с живописными пейзажами, именуемом Богодаровка. Здесь у них родился первенец. Зарегистрировав в ЗАГСе сына Русланом, повезли они показать внука старикам. Рассказывают, что дед Николай, сельский кузнец, первым делом поинтересовался, а крещен ли он? Как оказалось, нет. С самого утра дед снарядил телегу и повез внука в церковь. Так Руслан стал Владимиром. Под этим именем мы и сегодня знаем протодиакона Свято-Николаевского архиерейского храма, под этим же именем по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона с романсами и оперными произведениями он выходит на сцену Донецкой государственной академической филармонии как солист-вокалист. В семье Коржевичей всегда считали, что дом без гармошки – как обед без ложки. На гармошке играл отец Владимира – сельский тракторист. Мама любила слушать гармошку и прекрасно пела вместе с отцом, а сам Владимир мечтал научиться на ней играть. Но что гармошка? Баян – это да! Вот и отдан был Володя овладевать им сначала в музыкальную школу, а потом совершенствовался в игре на баяне в Днепропетровском педагогическом училище. Младший Коржевич собирался стать педагогом, учителем музыки в школе или детском садике. Но, как говорят на Волыни, «сталося не так, як гадалося». Володя решает продолжать учиться музыке. Сначала это был хормейстерский факультет Донецкой тогда еще консерватории, потом вокальный. На экзаменах Коржевич пел Онегина – «Вы мне писали», а еще Малашкина – «О, если мог выразить в звуке». У него два высших музыкальных образования. Еще одно образование, правда, неформальное, он получил, когда вместе с будущей женой Элоной, тоже студенткой Донецкой консерватории, ныне музыкальной академии имени Прокофьева, пел в хорах донецких храмов.

http://pravmir.ru/zemnaya-muzyika-lish-p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Самый народный из всех русских композиторов К 180-летию великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (6 (19) марта 1844 - 8 (21) июня 1908) 19.03.2024 264 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников «Несмотря на всю разность наших музыкальных индивидуальностей, мы идём по одной дороге, и я, со своей стороны, горжусь иметь такого спутника» П.И. Чайковский о Н.А. Римском-Корсакове В марте текущего года вся российская и мировая музыкальная культура отмечает 180-летие со дня рождения одного из мировых гениев музыки, русского музыкального гиганта, славного композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской и мировой музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества. « Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому веку, к поколению Стравинского, Прокофьева» (С.М. Слонимский). Музыкальное наследие Римского-Корсакова многогранно и колоссально: 15 опер; 3 кантаты: («Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера»); программная симфоническая музыка: («Антар» - в др. редакции вторая симфония, «Испанское каприччио» , «Шехеразада» , «Светлый праздник»); 3 симфонии, симфониетта, концерт для ф-но с оркестром, Фантазия для скрипки с оркестром, Увертюра на темы трех русских песен, Сербская фантазия, 79 романсов, вокальные ансамбли, хоры, духовная музыка; камерно-инструментальные сочинения; два сборника обработок русских народных песен а также литературные и научные труды. Это – потрясающее наследие Римского-Корсакова и в русской, и в мировой культуре! В раннем детстве Николай хотел был мореплавателем. Поэтому отец и отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/sa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛЬТИСОН Гольтисон Михаил Александрович [до перехода в Православие Михель Хацкельвич] (16.10.1870 - 15.02.1914, С.-Петербург), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель. Род. в семье военного фельдшера. С 9-летнего возраста в течение 16 лет пел в с.-петербургской синагоге. В 1894 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию в класс пения проф. С. И. Габеля. В 90-х гг. увлекся правосл. церковным пением. Вместе с другом, воспитанником Придворной певческой капеллы и буд. регентом народного хора при Троицкой ц. в С.-Петербурге И. А. Смолиным, начал знакомиться с певч. лит-рой, затем перешел к серьезному изучению правосл. богослужебного пения под наблюдением Ю. К. Арнольда . Г. принимал участие в службах консерваторского церковного хора в качестве регента-репетитора, в эти же годы стал регентом хора в Александровской общине сестер милосердия Красного Креста. По окончании консерватории в 1901 г. по классу пения (посещал также занятия класса теории композиции проф. Н. Ф. Соловьёва) Г. пел 2 года в одном из частных оперных театров С.-Петербурга, но главным в карьере певца стало участие в вокальных квартетах, смешанном (1901-1910) и мужском (1902-1914), причем последним он сам руководил. Г. часто совершал гастрольные поездки по городам России, участвовал в различных концертах в столице, приглашался на записи компанией «Граммофон». Из церковных песнопений Г. опубликовал с июля 1901 (дата выхода 1-го песнопения «Верую») по нояб. 1913 г. (дата выхода последнего песнопения «Да исправится молитва моя» 2) Литургию свт. Иоанна Златоуста (заупокойную) и 53 духовно-муз. сочинения. Являясь сотрудником ж. «Музыка и пение», Г. занимался подготовкой и изданием наследия композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. и найденных им, в частности в сев. мон-рях, новых материалов. Под ред. Г. опубликованы произведения А. Л. Веделя , С. А. Дегтярёва , Дж. Сарти , прот. Петра Турчанинова , архим. Феофана (Александрова) , свящ. Василия Старорусского , А. П. Есаулова , П. J. Кочановского и нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/165329.html

Митрополит Серафим (Чичагов) и его “Музыкальный дневник” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой расстрелян митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Это была уникальная личность не только среди новомучеников и исповедников Российских, но, думается, и среди архиереев Русской Церкви вообще. Необыкновенно одарённый от Бога человек; как поётся в тропаре в честь священномученика Серафима, “данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси”. Прежде всего священномученик Серафим — архиерей Русской Православной Церкви, человек святой жизни, принявший священный сан по благословлению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Примечательно, что владыку Серафима арестовали, когда ему было восемьдесят четыре года; к тому времени он был совершенно больным человеком и никакого “вреда” советской власти причинить не мог. Но ещё до принятия сана у владыки Серафима была богатейшая событиями и деяниями жизнь. Он принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., был военачальником, офицером-артиллеристом, Георгиевским кавалером; проявил немалый литературный дар, написал о войне воспоминания “Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году”. Священномученик Серафим создал фундаментальный труд по медицине и разработал оригинальную методику лечения ряда заболеваний. Владыка Серафим раскрылся как художник-иконописец, прославивший в красках Христа Спасителя и преподобного Серафима Саровского, и как историк Русской Церкви, написавший “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря”, — труд, который послужил к прославлению старца Серафима. Вся эта многообразная деятельность, столь разная по своим направлениям, соединённая в одной личности, не может не удивлять. Но был у Владыки ещё один талант, на котором хотелось бы остановиться более подробно — это дар композиторский, музыкальный. Им написаны пьесы для фортепиано или фисгармонии: это “Листки из музыкального дневника” и “Музыкальный дневник” (всего 38 пьес); литургическая музыка и различные вокальные сочинения.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

поиск:   разделы   рассылка Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 5 Стараюсь следить за самыми разными направлениями и стилями творчества. Но самым, пожалуй, любимым для меня видом исполнительского искусства всегда была инструментальная и хоровая музыка. Наверное, я несовершенный человек, но мне кажется, что драматический театр, кино, балет, вокальное искусство, а тем более шоу-бизнес сегодня слишком замешаны на человеческой гордыне, на самовыражении артистов и режиссеров. Там слишком активно транслируется самость человека, как правило, ослепленного грехом и даже не догадывающегося, что ему по-настоящему нужно. Конечно, есть приятные исключения. Но все-таки " обезличенная " , поднимающаяся над сиюминутными эмоциями музыка оставляет гораздо больше простора для понимания слушателя, для его собственных размышлений и чувств, нежели восприятие чужого самовыражения, даже самого оригинального и интересного. Время просеивает многое в русской музыке ХХ века. Постепенно забываются многие имена, которые были на слуху 20-30 лет назад. Но остаются Шостакович, Шнитке, Свиридов. Их наследие постепенно становится все более популярным в мире – пока, впрочем, среди элитных кругов. К сожалению, мы в России мало делаем для того, чтобы произведения этих композиторов стали известны не только нам. Недавно в кругу серьезных французских музыкантов заговорил о Свиридове – никто не знал это имя. Но вскоре те же люди были совершенно потрясены, услышав " Отчалившую Русь " . Потрясла их и поэзия Есенина. Сразу возникла претензия ко мне: почему мы раньше этого не знали? Смотреть фильм " Страсти Христовы " , честно скажу, было больно и неприятно. Но разве Матерь Божия и апостолы испытывали другие чувства у Креста? Картина может разбудить человека, заставить его задуматься о смысле Страстей Христовых, о смысле собственной жизни, вспомнить, что в мире есть страдания и смерть, которые отчаянно прячет от среднего человека массовая культура. Если фильм привел хотя бы одного человека в храм – уже хорошо. Главное только, чтобы душераздирающие картины, представленные Мелом Гибсоном, не превратились в очередной " ужастик " , о котором человек забывает на следующий день, окунувшись в привычную бытовую суету.

http://religare.ru/2_30262.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Михаил Кузмин Кузмин Михаил Алексеевич (1872–1936) – поэт, прозаик, композитор. В 1891 году Михаил Кузмин поступил в Петербургскую консерваторию и три года учился по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова. Писал романсы и оперы, а в 1916 году создал музыку к блоковскому «Балаганчику» в постановке В.Э. Мейерхольда в театре В.Ф. Комиссаржевской. Это был дебют на сцене Блока-драматурга и Кузмина-композитора. Известна его музыка к пьесе в стихах «Свадьба Солнца и Весны» Полины Соловьевой (1912). Сохранились воспоминания современников о его публичных выступлениях с авторским исполнением стихов на собственную музыку, в том числе знаменитых «Александрийских песен», принесших Кузмину славу на поэтическом Олимпе (по выражению Алексея Ремизова, он «взблеснул на литературно искусном Петербурге»). «Почему же он возник теперь, здесь, между нами, в трагической России, с лучом эллинской радости в своих звонких песнях?» – восклицал Максимилиан Волошин, пытавшийся разгадать тайну русского «александрийца» Кузмина. Его творческое наследие в прозе, поэзии, драматургии обширно (девятитомное Собрание сочинений 1918 года – только часть его). В послереволюционные годы вышло несколько поэтических сборников Кузмина, наиболее значительный из них – «Форель разбивает лед» (1929). Но «Александрийские песни» остались определенным знаковым явлением Серебряного века, его стилевых поисков, нашедших отражение не только в поэзии но и в музыке, о чем свидетельствует вокальный цикл Анатолия Н. Александрова «Из Александрийских песен М. Кузмина» (1915–1929). «Александрийским песням», впервые изданным в 1906 году, предшествовали его стилизации русских народных духовных стихов. Младший из пяти детей в старообрядческой семье, он несколько лет своей долитературной жизни провел не только в Египте и Италии, но и в раскольничьих скитах. Его духовные стихи –“Хождение Богородицы по мукам», «О старце и льве», «О разбойнике», «Пустыня», «Страшный суд» вышли в 1912 году отдельным нотным изданием с указанием: «Слова и музыка М. Кузмина». В 1914 году в новое нотное издание «С Волги» вошли семь его песен (среди них – «Ночная молитва», «Перед Пасхой»).

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Анонс - III Фестиваль современной православной духовной песни «Невские купола» апреля 2008 В светлые пасхальные дни с 14 по 20 мая, при содействии Санкт-Петербургской епархии и при поддержке Правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, состоится III Международный фестиваль современной православной духовной песни. Под куполами Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» соберутся исполнители из России, ближнего и дальнего зарубежья. «Невские купола» - это фестиваль фестивалей, на котором выступают представители конкурсов современной православной песни в регионах. Многочисленные почитатели этого жанра проводят свои фестивали в различных уголках мира, и это определило актуальность большого песенного форума, который призван объединить все лучшее, что создано в современной православной духовной песне. В светлые пасхальные дни с 14 по 20 мая, при содействии Санкт-Петербургской епархии и при поддержке Правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, состоится III Международный фестиваль современной православной духовной песни. Под куполами Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, в Духовно-просветительском центре " Святодуховский " соберутся исполнители из России, ближнего и дальнего зарубежья. " Невские купола " - это фестиваль фестивалей, на котором выступают представители конкурсов современной православной песни в регионах. Многочисленные почитатели этого жанра проводят свои фестивали в различных уголках мира, и это определило актуальность большого песенного форума, который призван объединить все лучшее, что создано в современной православной духовной песне. В русском песенном творчестве определился новый вокальный жанр - современная православная духовная песня, которая своими корнями уходит в древние времена. Она вобрала в себя лучшее от многих жанров песенной классики. Современная духовная песня стала необходима множеству людей, ищущих ответы на свои вопросы и находящих их в православии. Участники конкурса исполнят песни на стихи духовных поэтов: иеромонаха Романа (Матюшина), архидьякона Романа (Тамберга), Таисии игуменьи Леушинской, инока Всеволода (Филипьева), С. Бехтеева, В.Петрушевского и других. Обязательно условие конкурсной программы - музыка к песням должна быть написана современным автором.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=192...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Адамис [греч. Αδμης] Михаил (род. 19.05.1929, Пирей), совр. греч. композитор, хоровой дирижер и музыковед. Учился в Афинской и Пирейской муз. школах, Греческой консерватории (1947-1959), пел в детском хоре при Афинской митрополии. В 1954 г. окончил богословский фак-т Афинского ун-та. А. основал хор мальчиков часовни королевского дворца (1950; руководил им до 1967) и Афинский камерный хор (1958). Переехав в 1961 г. в США, А. до 1963 г. преподавал визант. музыку и управлял хором в Богословской академии Св. Креста в Бостоне (Массачусетс), а в 1962-1965 гг. занимался по классу композиции у А. Бергера и визант. муз. палеографии у К. Ливи в ун-те Брэндейз (там же). В 1965 г. А. вернулся в Афины и с тех пор занимается преимущественно муз. композицией. В том же году организовал первую в Греции студию электронной музыки. С 1968 по 1999 г. декан муз. фак-та и руководитель хора в Пирс-колледж (Афины). В 1975-1985 гг. А. был председателем Греческого об-ва совр. музыки. C 1979 г. председатель Греческого визант. хора, а с 1999 г.- также Афинского камерного оркестра. В 1981-1984 гг. возглавлял Комитет по хоровому искусству Министерства культуры Греции. Член адм. совета Союза греч. композиторов и член администрации Ионийского ун-та в Керкире (1990-1994). Разработал и рекомендовал программу обучения для муз. фак-та указанного ун-та, введенную в 1992 г. А.- автор многих вокальных и инструментальных сочинений, как сольных, так и камерных. Музыка А. ярко индивидуальна, принадлежит авангардному направлению; в ней отражаются черты, характерные для визант. муз. традиции, не ориентированные на западноевроп. гармонию и тематическое развитие; ей свойственна линеарная, полимелодическая фактура. Использование микроинтервалики, особенностей гласового мелоса (см. Глас , Осмогласие ), исократимы , а также мелизматических украшений, унаследованных от визант. церковной музыки, позволяют А. сохранить в своих сочинениях специфику греч.

http://pravenc.ru/text/63474.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ [От лат. partes - голоса, мн. ч. от pars - часть, участие; в переносном смысле - хоровая партия], род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля с высотным и тембровым разделением партий ( дискант , альт , тенор , бас ), бытовавший на землях современных Украины, Белоруссии и России с кон. XVI до 80-х гг. XVIII в. П. п.- внутренне неоднородное муз. явление, к к-рому относятся различные виды и жанры хоровой музыки для разного количества голосов - от 3 до 48. Объединяющими факторами выступают тип нотации (квадратная киевская нотация ) и консонантность как основа гармонической вертикали. Существуют различные критерии классификации П. п. В зависимости от предназначения текстов все партесные произведения разделяются на богослужебные и внебогослужебные. К последним принадлежит прежде всего кант - род многоголосной книжной песни, первоначально создававшейся на религ. тексты (также под названием «псальмы»), а затем прочно вошедшей в светский муз. обиход. К числу богослужебных относятся партесный концерт (предназначен как для православного, так и для униат. богослужения) и обиходное многоголосие, гл. обр. обработки, или т. н. партесные гармонизации , древних церковных распевов (характерны для правосл. богослужения). Др. критерий классификации - способ произнесения текста - определяет особенности 2 основных типов П. п.: постоянного и переменного многоголосия (терминология разработана в работах В. В. Протопопова в 70-х гг. XX в., напр.: Протопопов. 1978). В постоянном многоголосии (в партесных гармонизациях и большинстве кантов) текст воспроизводится всеми голосами хора одновременно, единые цезуры во всех голосах соответствуют цезурам текста, отсутствуют паузы. Партесный концерт, напротив, отличает разновременное произнесение текста, возникающее в результате определенного фактурного изложения: чередования соло, группы голосов и tutti, имитационной полифонии. Существуют аналоги этой терминологической пары: многоголосие с постоянной и переменной плотностью ткани (см.: Герасимова-Персидская. 1983. С. 60), обиходная и концертная партесная музыка. Переменное партесное многоголосие характерно как для собственно концертов, так и для др. богослужебных жанров: Божественной литургии, Всенощного бдения, Вечерни, моножанровых циклов задостойников, причастных стихов и т. п.

http://pravenc.ru/text/2579061.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010