В течение своего архипастырского служения Владыка произнес необычайно много, чрезвычайно основательных, богословски полноценных проповедей. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. Их анализ раскрывает нам взгляд святителя Луки на человеческую природу, физическое и духовное здоровье, роль и место болезней и страданий в жизни людей.   Глубокое повреждение человеческой природы, вызвавшее болезнь самого существа человека явилось следствием трагедии произошедшей во времена Ветхозаветные, что достаточно подробно изложено в Книге Бытия. Ущербно распорядившись дарованной от Бога свободой, люди создали невиданный прецедент согласия воли человеческой с волей падших ангелов. Сотворение человека существом свободным предполагало эту возможность отвержения любви в пользу ненависти, жизни в пользу смерти, счастья в пользу страданий и здоровья в пользу болезней. Реализация желаний участников упомянутого сговора в соответствии с их свободным волеизъявлением, повлекла неумолимые последствия и ныне живущие в современном человечестве.   «Дух Божий» , «Дух жизни» , которым пренебрегли наши праотцы, отныне отходил от людей и заменялся прямым воздействием иного духа, которому они поверили – властью «духа нечистого» (Мк. 5,8) .   Наступила эпоха идолопоклонства или язычества. Люди вместо Творца стали поклоняться и служить тварям, так называемым, «богам» (падшим ангелам или бесам). «И омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, …и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1,22-25)   По неизбывной любви Божьей к человеку, эта страшная власть тьмы все же была опосредованно ограничена, и не стала абсолютной. С одной стороны налицо страшная потеря, катастрофа в человеческой природе – изначальное, «светлое», «славное» тело человека, это совершенное и уникальное по своим свойствам творение Божье было утрачено. С другой стороны вследствие наступивших перемен, человек облекался в новое, более плотное, «дебелое» тело, весьма точно охарактеризованное в Писании, как «кожаные одежды» , «ризы кожаные» . Эти «ризы», дарованные как проявление милосердия и заботы Отца о своих неразумных чадах, стали, серьезной преградой для полной тирании над людьми со стороны Сатаны и его воинства. Это новое тело служило людям, по сути, «скафандром», в котором человек направлялся в новую, духовно «агрессивную среду».

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В ближайшее воскресенье я был посвящен во диакона, через неделю во священника и стал младшим священником кафедрального собора. Я сразу развил большую проповедническую деятельность и проводил внебогослужебные беседы. А на диспутах с безбожниками побивал их нещадно. Через 2 года 4 месяца я стал епископом, и уже в этом сане Господь привел меня в дальний город Енисейск. Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, как и все священники областного центра Красноярска, уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужение я должен был поэтому совершать, с тремя сопровождавшими меня священниками, в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди г. Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в г. Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения во иеромонаха. Но какая-то неведомая сила повлекла его не на юг, а на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал почему так остолбенел, увидев меня: 10 лет тому назад, когда я еще жил в средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукополагал его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уже 10 лет тому назад, когда я был только хирургом Преславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога. Вы видите, таким образом, как неуклонно в течение десятков лет Господь Бог вел меня к архиерейскому служению в трудное для Церкви время. На мне сбылись слова Апостола Павла в посл. к Римлянам: «Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил». Еще не мало удивительного о Божием руководительстве моей жизнью мог бы я рассказать, но думаю, что и сказанного достаточно, чтобы все вы воскликнули вместе со мною: Богу нашему слава во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Простите, но на ум пришел старый анекдот: « – Слышь, Васек, смотри, жидяра пархатый идет! Пойдем его отмутузим!.. – Хм… да ну, он смотри какой здоровый, а вдруг он нас отмутузит?.. – Да нас-то за что?!!» И в заключение приведу слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святого, чье христианское устроение не вызывает сомнения, выстрадавшего свою веру в таких испытаниях, претерпевшего такие оскорбления своих религиозных чувств от безбожной власти, которые нам, современным, и не снились. Это из его слова на Евангелие от Луки, сказанного 30 октября 1947 года: « Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим. И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли, вошли в селение самарянское, чтобы приготовить для Него. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9:51-53). Самаряне не имели общения с иудеями и, увидев, что это иудей, идущий в Иерусалим, не приняли Христа. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:54-56). Это относится и к нам, – мы нередко готовы просить, чтобы огонь небесный сошел на тех, кто не принимает нас и враждебен нам. Но этим мы, христиане, и показываем, что не понимаем, какого мы духа. Это не дух Христов. К этим несчастным людям мы должны относиться с состраданием и жалостью, должны плакать об их вечной погибели, должны просить Бога, чтобы вразумил и наставил их. Если так будем поступать, если сочувственно будем относиться к погибающим в неверии братьям нашим, если будем далеки от того, чтобы просить жестокой кары для них, Господь благословит и нас, что поняли, какого духа надлежит нам быть, — духа любви, кротости и милосердия. Если мы проникнемся подлинно христианским духом, то никогда не посмеем просить у Бога наказания для тех, кто даже издевается над именем Его, предоставив суд единому праведному Судии. Будем помнить, что мы не имеем никакого права осуждать, потому что сами заслуживаем суда Божия. Зная это, будем просить у Бога прощения наших собственных грехов. Аминь». Читайте также:

http://pravmir.ru/borba-s-idolami-i-pogr...

И не по-нашему, а по-Своему отметил Господь и Бог наш Иисус Христос величие Своего Рождества в вертепе вифлеемском. Чудесно, как доступно только Богу, возвестил Он о Своем земном рождении ближним и дальним, простым и неученым, мудрым и ученым. Простые были близки к Нему, из их среды позже Он избрал Своих апостолов. Они принадлежали к избранному Им народу, они веровали в истинного Бога, понимали язык Священного Писания. И к ним послал Он в глубокий ночной час Своего Ангела, который сказал им: Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ( Лк.2:10–12 ). И внезапно разверзлось небо пред глазами пастухов, и явился пред ними целый сонм Ангелов, подтвердивших только что возвещенное им удивительным небесным пением: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вам, малому стаду Христову, в большинстве состоящему из простых, неученых людей, радостно слышать, что первыми, кому явился Ангел, были простые пастухи, бодрствовавшие у стад своих. Они первыми увидели небесный свет, они услышали дивную песнь. Этой небесной песни не слышали и небесного света не видели спавшие глубоким сном жители Вифлеема. Запомните же это; никогда не забывайте, что недостаточно быть только простыми работящими, трезвенными людьми, но необходимо всегда бодрствовать над своим сердцем и душой, хранить их чистоту и главной целью жизни своей иметь соблюдение святейших заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Только для тех блаженных отверзутся небеса, чьи сердца всегда обращены к ныне родившемуся в вертепе вифлеемском Спасителю нашему. И навсегда озарит их Немеркнущий Свет Царства Небесного. Сего желаю всем вам, Богом данная паства моя, и неустанно молюсь о вас. 1957 г. Рождественское послание всему миру церковному и всем христианам Крымской области Поздравляю вас, дорогие мои, единые со мною умом и сердцем, с величайшим праздником Рождества Христова, о значении которого так сказал Виновник этого Праздника Сам Господь наш Иисус Христос: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин.12:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

  В тоже время «ризы» эти закрепляли наступившее отныне препятствие человеку в прямом общении с Богом, видении Его, которое существовало в Эдеме до грехопадения. Теперь « мы ходим верою, а не видением» , – замечает апостол, и отныне, по его словам, – «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2 Кор.5,7).        Предательство людьми Духа Божьего, как источника жизни и союз с духами нечистыми, паразитирующими на человеческой природе, радикальным образом воздействовали на душу человека и истощали жизненные силы людей: «Сердца их служили жилищем бесов» . Предупреждение, данное Творцом о неотвратимости наказания за нарушение людьми Божьей заповеди: «от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,17) , реализовались в полной мере – человек начал познавать неумолимую силу смерти. Эта разрушающая человеческое существо сила обнаружилась в неизбежном старении и болезнях. «В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного , – сокрушается апостол, – Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7,23).   Новый человек, поврежденный грехом, стал существом болеющим, чадом страданий и скорбей: «находясь в этой хижине, мы воздыхаем под бременем» (2Кор.5,4). Дарвинистская, богоборческая наука вежливо назовет это несчастное существо Homo sapiens (человек разумный), хотя подлинная суть его иная – Homo noxiosus (человек грешный).   В течение всей человеческой истории и вплоть до прихода в мир Спасителя отношение самих людей к проблеме здоровья и болезней оставалось неизменным, и определялось все той же договоренностью, которой достигли наши прародители в ходе Эдемского грехопадения.   В те языческие времена существовало твердое убеждение, что болезни посылаются демонами (падшими ангелами) или, по другому, более возвышенно, «богами» за нарушение вышеупомянутых «эдемских» договоренностей и правил языческого богопочитания. Соответственно, избавиться от болезней можно было лишь умилостивив демонов жертвоприношениями, или же с помощью иных магических приемов. И, действительно, оккультный опыт древности ясно свидетельствует о «реальности» этой помощи, бесспорной силе «богов» и их власти над людскими немощами и болезнями. В полной мере эти, казалось бы, очевидные, исцеления демонстрируют нам и современные экстрасенсы, целители, парапсихологи и иные служители сил князя тьмы, соработники все тех же «богов» древности.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Да и Сам Господь не заставляет человека идти в Царствие Небесное, а хочет, чтобы было по любви, по желанию самого человека. Перед человеком будет стоять выбор: сытная и относительно благополучная жизнь в материальном плане (в том числе душевном – не путать с духовным) или полуголодное существование, а то и голодная смерть в каменных джунглях… Однако антихристова система возможно будет использовать какое-либо техническое инородное для человеческого тела средство, – на это есть намёк в 16 главе Откровения Иоанна Богослова: «Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16: 2). Будет ли это чип или что-нибудь другое, думаю, не столь принципиально. Важно другое, как бы нам не приблизить это время, а отдалить от нас. Ведь наступление апокалипсиса зависит от людей… Как замедлить наступление апокалипсиса? На этот вопрос можно ответить словами архимандрита Кирилла (Павлова). Однажды ему задали вопрос: как спасти Россию? Человек Божий не сразу дал ответ, сначала обратился к Богу, и Господь ему дал ответ, который понятен всем традиционным религиям и культурам нашей страны… Вот здесь, на видео ответ старца. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Ответ на 1, Апографъ: Что такое эта Нравственность? Дайте её определение! Нравственность - это даже не высокая культура и образованность. Это воцерковленность. Это когда человек понимает смысл жизни, что есть временное, а что есть вечное. Какая польза человеку высокой культуры и образованности, когда в душе у него на первом месте тщеславие и надменность? Скорее этот человек - безнравственен и готов пойти по головам, ради удовлетворения своих страстей. Только соприкосновение с Истиной, с принятием Спасительной Благодати, через воцерковление, дает человеку со временем духовную нравственность. Хорошо об этом написано в книге св. Луки Войно-Ясенецкого " Дух, душа и тело " . С НАМИ БОГ!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/13/an...

Об этом свете истинном, спасающем мир от тьмы, так говорит Его любимый ученик Иоанн Богослов в первой главе своего великого Евангелия: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:4–5 ). Понять эти великие слова может только тот, кому доступно разумение не только света и правды земной, но и высшей, всесовершенной и абсолютной правды Божественной. В чем же видим мы эту высшую, всесовершенную правду? В том, чтобы отдельные люди и целые народы не враждовали между собой, не превозносились гордостью, а любили друг друга, как дети Единого Отца Небесного. Вот этот высший небесный свет воссиял ныне. Вот этой высшей правде и научил нас ныне воплотившийся Сын Божий. Откроем же широко сердца свои пред этой Божественной правдой, но будем служить и правде земной всем, чем можем. Лучшую часть крови наших сердец отдадим Ему, восприявшему плоть человеческую и сошедшему в грешный мир ради вечного спасения верующих в Него. Главной целью жизни своей поставим исполнение Божественных заповедей Его. В этом великом деле да пребывает всегда с вами, дорогие мои, всесильная помощь Святой и Единосущной Троицы. 1958 г. Пасхальные послания Всем священникам и диаконам Крымской епархии Поздравляю вас, дорогие сослужители мои, с Праздником праздников, Торжеством из торжеств. Заочно обнимаю и целую вас с приветствием: Христос Воскресе! Свет, воссиявший из отверстого гроба Христова, да озарит сердца ваши и напомнит, что сердце священника – особое сердце, которое должно пылать верой в Воскресшего Господа Иисуса Христа, любовью к Нему и паствам вашим. Сердце священника должно гореть и святиться светом евангельским и пламенеть любовью ко Кресту Христову, проповедь о котором есть важнейшая задача наша. Священник должен относить к себе великие слова Павловы: крестом Господа нашего Иисуса Христа... для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Крестом Христовым должны быть распяты мы для мира и все заботы о Нем заменить единой заботой – проповедью Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Как сказала в одном из своих интервью автор книги «Святые животные» Т.М. Горичева, «наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской, жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым». У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием «Святые животные», того, как святые дружили с животными. Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями» . Завершить эти небольшие размышления хотелось бы словами святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит апостол Павел: “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 19-22). Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим» .

http://pravoslavie.ru/69680.html

Слышите вы, дерзкие презрители величайшей святости Богородицы, Ее пророчество о том, что будут ублажать Ее все роды? Чтим Ее всем сердцем, Мать всего рода христианского и Заступницу нашу пред Богом, чтим и неустанно воспеваем: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». А вы, а вы, гордые сектанты, зачем не ублажаете Ее? О сектантах Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ( Рим.16:17 ). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь? О тех, о которых и другой Апостол говорит, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, – это все сектанты. Слово «сектант» именно и значит «отделившийся». Они отделились от Церкви Христовой, от той Церкви, о которой вы слышите и сами поете в Символе веры : «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». Они не веруют во Единую Церковь , они не веруют в Церковь Апостольскую, Соборную, они не веруют в Церковь Святую. Разве это не страшно? Разве не страшно самовольно выбросить слова из Символа веры , который был составлен Святыми Отцами Первого Вселенского Собора и частично дополнен Отцами Второго, – разве не страшно что-нибудь изменить в нем?! Ведь Святые Отцы Вселенских Соборов произносили анафему на всех, которые посмеют что-нибудь убавить или прибавить в этом святом Символе веры православной. А сектанты не боятся убавлять, сектанты не боятся вычеркнуть часть Символа веры и подпасть анафеме. Что это значит, почему они так дерзки, так своевольны? Как ответить на этот вопрос?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Грубо и дерзко поступают наши сектанты, обвиняя нас в идолопоклонстве. Да знают они, да запомнят навсегда, что Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание и осудил всех называющих иконы идолами. А сектанты поносят святые иконы, называя их идолами, и нелегко им понять, о чем говорил я ныне. А вы, малое стадо Христово, не полагайтесь на свой разум, не рассуждайте сами дерзко и неверно о том, о чем рассудил Седьмой Вселенский Собор. А вы будьте послушными чадами Церкви и с радостным сердцем празднуйте нынешний праздник Православия. Слово в Неделю четвертую Великого поста. О Причащении Течет Великий пост . Вы во множестве говеете, а мой долг помочь тому, чтобы великое дело покаяния и Причащения Святых Таин было для вас делом не формальным только, а вполне сознательным. О покаянии я говорил вам в Неделю вторую Великого поста, а ныне, в Неделю четвертую, со страхом и трепетом буду говорить о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. В молитве перед Причащением вы исповедуете: «... Верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Да благословит вас Бог за это доброе исповедание, за то, что вы, как дети, не рассуждая, верите в великую тайну Евхаристии. Только те, кто умалились как дети и без всякого рассуждения принимают слова Христовы как величайшую и безусловную истину, получают от Причащения Святых Таин жизнь вечную. А те внешние, ушедшие за ограду Церкви, которые верят только в материальное и отрицают все духовное, совершенно не способны веровать в то, что под видом хлеба и вина нам преподается Тело Христово и Кровь Его. О них сказал апостол Павел: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). А тайна Тела и Крови Христовых – величайшая тайна христианской веры. Об этой тайне так говорил Сам Господь наш Иисус Христос в синагоге Капернаумской: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною... Ядущий хлеб сей жить будет вовек ( Ин.6:51 , Ин.53: 56–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010