До сего дня твоим послушанием было настоятельство в больничном храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона, и уже одно это говорит нам о том, что тебе как пастырю приходилось ежедневно и помногу соприкасаться с болью, страданиями и недугами людей, с их горестями, отчаянием и надеждами. Не давай же умолкать голосу человеколюбия и милосердия в твоей душе. Ибо ныне тебе предлежит гораздо более широкий, ответственный и многотрудный путь духовного врачевства. И потому деятельно возгревай в себе готовность укрепить сомневающегося, утешить страждущего, поддержать обездоленного, ободрить унывающего. «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тим. 4:6). В мирской твоей жизни ты был архитектором. А это означает, что тебе не просто внятна неизреченная красота Божиего мира, но также ведомы открытые нам свыше законы искусства, законы гармонии, по которым творится красота рукотворная. Употреби же эти дарования и познания для активного созидания и благоукрашения храмов в твоей новой епархии. Но при всех заботах и попечениях всечасно уповай на всесильную помощь Божию, ибо Сам Спаситель сказал ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так толкует это речение Господа: «Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить. Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих» . По воле Вседержителя на твою долю выпала честь стать первым епископом только что созданной Арсеньевской и Дальнегорской епархии. Таким образом, твое имя будет первым вписано в ее историю. И потому можно сказать, что Богом и Священноначалием ныне тебе благословляется великое дерзновение явить себя вдумчивым, предусмотрительным, талантливым архитектором и строителем церковного бытия вверяемого тебе удела.

http://patriarchia.ru/db/text/1666902.ht...

В течение своего архипастырского служения Владыка произнес необычайно много, чрезвычайно основательных, богословски полноценных проповедей. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. Их анализ раскрывает нам взгляд святителя Луки на человеческую природу, физическое и духовное здоровье, роль и место болезней и страданий в жизни людей.   Глубокое повреждение человеческой природы, вызвавшее болезнь самого существа человека явилось следствием трагедии произошедшей во времена Ветхозаветные, что достаточно подробно изложено в Книге Бытия. Ущербно распорядившись дарованной от Бога свободой, люди создали невиданный прецедент согласия воли человеческой с волей падших ангелов. Сотворение человека существом свободным предполагало эту возможность отвержения любви в пользу ненависти, жизни в пользу смерти, счастья в пользу страданий и здоровья в пользу болезней. Реализация желаний участников упомянутого сговора в соответствии с их свободным волеизъявлением, повлекла неумолимые последствия и ныне живущие в современном человечестве.   «Дух Божий» , «Дух жизни» , которым пренебрегли наши праотцы, отныне отходил от людей и заменялся прямым воздействием иного духа, которому они поверили – властью «духа нечистого» (Мк. 5,8) .   Наступила эпоха идолопоклонства или язычества. Люди вместо Творца стали поклоняться и служить тварям, так называемым, «богам» (падшим ангелам или бесам). «И омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, …и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1,22-25)   По неизбывной любви Божьей к человеку, эта страшная власть тьмы все же была опосредованно ограничена, и не стала абсолютной. С одной стороны налицо страшная потеря, катастрофа в человеческой природе – изначальное, «светлое», «славное» тело человека, это совершенное и уникальное по своим свойствам творение Божье было утрачено. С другой стороны вследствие наступивших перемен, человек облекался в новое, более плотное, «дебелое» тело, весьма точно охарактеризованное в Писании, как «кожаные одежды» , «ризы кожаные» . Эти «ризы», дарованные как проявление милосердия и заботы Отца о своих неразумных чадах, стали, серьезной преградой для полной тирании над людьми со стороны Сатаны и его воинства. Это новое тело служило людям, по сути, «скафандром», в котором человек направлялся в новую, духовно «агрессивную среду».

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В ближайшее воскресенье я был посвящен во диакона, через неделю во священника и стал младшим священником кафедрального собора. Я сразу развил большую проповедническую деятельность и проводил внебогослужебные беседы. А на диспутах с безбожниками побивал их нещадно. Через 2 года 4 месяца я стал епископом, и уже в этом сане Господь привел меня в дальний город Енисейск. Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, как и все священники областного центра Красноярска, уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужение я должен был поэтому совершать, с тремя сопровождавшими меня священниками, в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди г. Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в г. Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения во иеромонаха. Но какая-то неведомая сила повлекла его не на юг, а на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал почему так остолбенел, увидев меня: 10 лет тому назад, когда я еще жил в средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукополагал его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уже 10 лет тому назад, когда я был только хирургом Преславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога. Вы видите, таким образом, как неуклонно в течение десятков лет Господь Бог вел меня к архиерейскому служению в трудное для Церкви время. На мне сбылись слова Апостола Павла в посл. к Римлянам: «Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил». Еще не мало удивительного о Божием руководительстве моей жизнью мог бы я рассказать, но думаю, что и сказанного достаточно, чтобы все вы воскликнули вместе со мною: Богу нашему слава во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Весьма возможно, что могущественная наука когда-нибудь откроет все тайны материального бытия. Но как дьявол , низверженный с неба за гордость свою, лишился участия в великих таинствах духовной сферы, так и гордым ученым, потерявшим веру в Бога, недоступно все то, что относится к высшей сфере духовного бытия, в которой существуют и действуют свои особые законы, недоступный человеческому уму. Эти законы доступны только святым, которые стали храмами Духа Божьего, друзьями и даже братьями Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ныне снисшедшего с небес на землю для спасения рода человеческого Своей Божественной проповедью, не только ею, но даже – страшно сказать – Своею Плотию и Кровью. Идите в след за Ним вместе со мною и все вы, братья и сестры мои. Аминь. 1957 г. Слово в день Рождества Христова Еще раз в нашей жизни сподобил нас Господь праздновать величайшее в истории мира событие, которое несказанно изумило всех Ангелов небесных. Они увидели сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, во плоти человеческой, которую благоволил Он восприять. Они увидели Богочеловека, о чем никогда помыслить не могли. Если изумлены до крайности и Ангелы Божии, то что же скажем мы, люди земли? Конечно, сказать мы ничего не можем, а только смиренно послушаем, что говорит об этом Сам Виновник этого изумительного события. Слушайте же, что говорит Он Сам: «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» ( Ин.12:46 ). Послушаем также, что сказал об этом великий пророк Исаия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис.9:2 ). Вникнем в слова возлюбленного Христу Богу Апостола Иоанна Богослова: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). Непроглядна, как густая тьма безлунной ночи, была мгла, облегавшая умы и сердца древних людей, обожествлявших многих животных и даже бездушные предметы.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Послушайте, какие изумительные слова говорит он в своем знаменитом " гимне любви " : " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13, 1-3). Не только говорил Апостол Павел о любви, как никто другой не говорил, но и пламенел ею, как никто другой. Крестная смерть Господа Иисуса Христа, Крест, облитый кровью Спасителя мира, потряс его до такой безмерной степени, что весь мир потерял для него всякий интерес. Он чувствовал себя как бы распятым вместе со Христом и говорил: " …крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира " (Гал. 6, 14). Любовь к Господу Иисусу Христу так всецело владела им, что он говорил: " …никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем " (Гал. 6, 17). Не знаем, действительно ли на руках и ногах его так подлинно изобразились язвы Спасителя, как у великого Святого Франциска Ассизского. Но если и не было у него подлинных кровавых отпечатков, то не сомневаемся в том, что он крайне болезненно чувствовал язвы и раны Христовы. Будем же и мы вместе с блаженным Павлом глубоко сознавать и чувствовать ужас Креста Христова. Да не пройдет ни один день нашей жизни без воспоминания о Кресте Христовом и без осенения себя им. Да не забываем никогда, что любовь к Богу и ближнему " есть исполнение закона " (Римл. 13, 10). И тогда Крест Христов изобразится на наших сердцах, хоть в малой мере подобно тому, как горел он небесным светом на сердцах великих первоверховных Апостолов Петра и Павла. Богу нашему, Воздвигшему пред грешным миром этих светильников добра и правды, великое благодарение, честь и поклонение во веки веков. Аминь. 1957 г. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/857-...

Не является ли принципиальный отказ священника, получившего медицинское образование, от врачебной практики нарушением апостольской заповеди: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4, 17)? И как быть священнику, который имеет медицинское образование, в случае, если кому-либо требуется неотложная помощь, а поблизости нет врача (например, если у пассажира в самолете случился сердечный приступ)? Следуя букве документа, священник-врач должен будет воздержаться от оказания помощи, поскольку в случае смерти пострадавшего он может быть обвинен в «неосторожном убийстве». При этом если он не будет вмешиваться в ситуацию и пассажир умрет, он будет свободен от обвинений. Как тут не вспомнить начало притчи о милосердном самарянине? «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (Лк. 10, 31–32). У священника и левита были свои мотивы, чтобы так поступить: если бы они коснулись этого израненного человека, а он оказался мертвым, то они, согласно ветхозаветным правилам, считались бы оскверненными. А так — прошли мимо и остались чистыми. Обсуждаемый документ, по сути, узаконивает подобную ситуацию для священнослужителя, имеющего медицинское образование, и делает ее единственно возможной. И если святитель Лука Войно-Ясенецкий стал милосердным самарянином для сотен или тысяч людей, чьей плоти коснулся его хирургический нож и чью кровь он проливал во время операций, то обсуждаемый документ видит в этом лишь исключение из правила. Тогда непонятно, зачем он был канонизирован. К тому же наверняка не все произведенные им операции были успешны, наверняка за долгие годы его хирургической практики были и такие пациенты, которые умерли под его ножом. Само сведение медицинской практики к пролитию крови вызывает большие сомнения. Совершенно ясно, что в медицине пролитие крови, если и совершается, то с целью спасения жизни и сохранения здоровья, а не убийства или нанесения ущерба человеку. В этом случае механическое применение правил, почерпнутых из Номоканона, производит впечатление чуждого Новому Завету Господа Иисуса Христа фарисейского буквализма.

http://bogoslov.ru/article/5345458

«Не пиши, — протестовали они перед Пилатом, — «Царь Иудейский», но что Он говорил: Я — Царь Иудейский». Пилат отвечал: «…что я написал, то написал» и менять не буду ( Ин.19:21 ). Получив дерзкий ответ правителя, вожди с особым рвением стали изливать свою злобу на Иисуса: «…других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:42-43 ). Темная толпа, вечно находящаяся под влиянием вождей, всегда подражавшая им, подхватила издевательства и, проходя, повторяла слова первосвященников. Грубые римские воины тоже подражали им. Мало-помалу стали затихать оскорбления у Креста, в которых изливалась злоба врагов Иисусовых. Ужасно, страшно, медленно, невыносимо медленно текли часы потрясающих пыток Христовых… Он мучился… Он терзался… Он за нас с вами терпел невыносимые муки… Вот наступил 6-й час. «В шестом же часу настала тьма по всей земле…» ( Мк. 15:33 ). Что значит: по всей земле? Писатели того времени не знали, конечно, всего земного шара, им известны были лишь Римская Империя и Палестина с прилегающими к ней странами. Это была для них вся земля. Выдающийся богослов, ученый, хирург Лука Войно-Ясе- нецкий говорит, что имеются несомненные и достоверные сведения римских историков, что в этот день и час наступила тьма по всей земле и «…продолжалась до часа девятого» ( Мк.15:33 ). Какого происхождения эта тьма? Это не было солнечным затмением, так как было полнолуние. Затмение бывает, когда с земли невидима луна, когда она становится между солнцем и землей, бросая на нас свою тень. Что же за тьма была при распятии Иисуса? Эта тьма была чудесной, посланной Богом на землю; тьма, подобная египетской, когда наказаны были египтяне за нежелание отпустить израильтян из унизительного, страшного плена. Это было одно из Божьих Чудес. Иисус мучался, и Его близкие, с ужасом со стороны взиравшие на страдания Христа, воспользовавшись темнотой и растерянностью врагов, ближе подошли ко Христу.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. 19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. (Деян 5:12–20) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками   Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями, можно,  в комментариях Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 2-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь во 2-ю неделю по Пасхе. Фомино воскресенье (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь во 2-ю неделю по Пасхе. (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 2-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Публицист Сергей Худиев. Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О мире Божием (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О самоотречении и твердости в вере (Апостольское чтение) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю о Фоме (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О том, что необходимо жить в имени Спасителя (Евангельское чтение)    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Фомина неделя (Деян 5:12-20; Ин 20:19-31). «Господь мой и Бог мой!» — воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Итак, для того, чтобы молитва наша была принята Богом, нужны два условия: глубокая вера в бесконечное милосердие Господа, исключающая всякие сомнения и колебания, и неотступность. С первых слов нам не будет дано то, что просим. Господь Иисус Христос сказал такую притчу ученикам: Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «Друг! Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»: а тот изнутри скажет ему в ответ: «Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит ( Лк. 11:5–8 ). И еще мы знаем притчу о несчастной вдове, которую притеснял злой человек и которая неотступно, изо дня в день, ходила к судье, прося защиты. Судья этот был злой: он Бога не боялся и людей не стыдился. Долго прогонял он от себя эту вдову, а она все приходила к нему. Наконец, она надоела ему и он сказал: «Хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их ( Лк. 18:4–7 ). Что же значит непрестанно молиться? Разве у нас мало дел житейских? Разве мы можем заниматься только одной молитвой? Это требование кажется неисполнимым. Но Господь ничего неисполнимого от нас не требует. Непрестанно молиться не значит только стоять на молитве и класть поклоны. Молиться можно везде и всегда; нужно только, чтобы у нас в сердце всегда было молитвенное настроение, чтобы оно постоянно было исполнено сокрушения о нашем не достоинстве и греховности и страха перед величием Бога, Которого мы прогневляем. И если это святое настроение никогда не будет нас покидать, то мы будем молиться всегда и везде, среди всех наших дел житейских, чтобы сердце было устремлено к Богу. Мы все заняты гораздо меньше, чем святой пророк Давид, который был царем Израильским и его постоянно ожидало множество государственных дел. Казалось бы, когда ему молиться? Но смотрите, как он молился: Слезы мои были мне хлебом день и ночь ( Пс. 41:4 ). День и ночь он воссылал мольбы к Богу. Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, орошаю слезами постель мою ( Пс. 6:7 ). Он воспевал Бога и молился среди ночи, будучи весь день обременен трудами: В полночь я вставал славить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). Нам ли не найти времени, чтобы воссылать Богу воздыхания и источать слезы?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Всякая слава земная ничтожна и исчезает как дым, и все те, которые были удостоены в Риме триумфа, давно, давно забыты людьми. Есть другая слава, неизмеримо более высокая, чем слава триумфаторов: есть слава доблестного смирения, кротости и добродетелей, ибо эти великие духовные качества неизмеримо выше всех заслуг военных и гражданских и всякой славы человеческой, ничтожной пред славой кротких, смиренных, полных любви и добродетелей. Царство Христово было не от мира сего, оно было Царством от Бога. И славой его должна была быть слава Божия. И эту славу стяжал Он в Своем смиренном шествии на осле, на котором сидел Он, не гордо подняв голову, а низко опустив ее и орошая Свои святые ланиты потоками слез. Было теперь благовременно открыться народу израильскому как смиренному и страдающему Мессии, как рабу Иеговы, как Отроку, Который тих и кроток, Которого Отец Небесный держит за руку, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Ис. 42, 3 ). Таков был вход Господа в Иерусалим. Подумаем, неужели всякий, кто был бы на месте Господа Иисуса в этот момент Его славного вхождения в Иерусалим, кто стремился бы к славе и почестям земным, к власти царской, неужели не использовал бы восторг народа, вызванный величайшим чудом воскрешения мертвеца на четвертый день после смерти – неужели не использовал бы такого восторга народного, чтобы подлинно воцариться?! О как легко мог это сделать Христос! О с каким страхом и смятением смотрели Его враги на славный Его вход в Иерусалим! Как трепетали, думая: неужели станет царем, неужели станет нашим властителем? А Господу это не было нужно, ибо Царство Его не от мира сего. Он восседал на осленке, сопровождаемом ослицей, и горько плакал... Почему, почему Он горько плакал?! Это объясняют Его собственные слова, обращенные к Иерусалиму, которые услышали окружающие Его: «... о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» ( Лк. 19, 42 ). О, если бы ты, Иерусалим, в этот самый решающий для тебя день узнал, что служит к миру твоему: о, если бы узнал, что Я именно тот Мессия, Который пришел спасти тебя, что Я царь твой не земной, а Царь Небесный! Если бы ты знал!.. Но сокрыто это от очей твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010