Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Храма состоялось в 1751-53 гг. Старая деревянная Знаменская церковь была разобрана за ветхостью. Вслед за новой церковью стал возводиться новый усадебный дом в стиле барокко, с великолепно развёрнутой парадной лестницей, ведшей непосредственно на бельэтаж, и широким пандусом со стороны сада. Был разбит регулярный парк с аллеями, прудами, павильонами и беседками, так что всё в целом составило регулярно спланированный дворцово-парковый ансамбль имения. Смерть Ф.А. Лопухина в 1757 г. приостановила строительство. Работы продолжались главным образом в регулярном саду с прудами. Вдова Лопухина Вера Борисовна до конца не расставалась с Ясеневым. Село и поместье наследовал после нее ее сын, Василий Феодорович, женатый на А.П. Гагариной. После векового владения Лопухиных имение перешло к князьям Гагариным. Документы свидетельствуют, что в 1812 г. Ясеневским помещиком был Павел Гавриилович Гагарин, снарядивший на свои средства от Ясенева 23 крестьян-ополченцев, причем он наследовал во владении своему отцу Гавриилу Петровичу в 1808 г. 9 июля 1822 г. в церкви села Ясенева состоялось венчание Марии Николаевны Волконской и подполковника Николая Ильича Толстого - родителей писателя Льва Толстого и его сестры Марии Николаевны, монахини Шамординского монастыря (окончившей там дни своей земной жизни схимонахиней Марией и похороненной на монастырском кладбище)... С именем князя С.И. Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция, проведённая в период владения Ясеневым князя Сергея Ивановича Гагарина. В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя, и колокольня, непосредственно примыкавшая к собственно храму.

http://sobory.ru/article/?object=02931

В аннинскую паузу Церковь Петра и Павла в Ясеневе — памятник аннинского времени, точнее, аннинского безвременья. Долгое правление Анны Иоанновны воспринимается в русском искусстве паузой между петровским и елизаветинским (растреллевским, зрелым) барокко. В эту аннинскую паузу был построен ансамбль ясеневской усадьбы. Все скромно и со вкусом, традиционная композиция церкви (храм-трапезная-колокольня) сочетается с барочным оформлением. Высокий свод, полукруглые фронтоны, выступающие ризалиты — все это знаки барокко, и главное барочное стремление вверх — башнеобразность объема. Башни даже две: с запада к трапезной части примыкает столпообразная колокольня. Ныне ясеневский храм — подворье Оптиной Козельской пустыни, неудивительно — главный Введенский собор Оптина монастыря построен в той же барочной стилистике. Недалеко на юг от храма — главный дом лопухинской усадьбы. В Москве и окрестностях так мало барочных усадеб! Наши московские «дома-комоды», конечно, выглядят куда проще роскошных дворцов пригородов Санкт-Петербурга. Ясеневский господский дом один из немногих построен при императрице Елизавете Петровне (середина XVIII века), это пригородный петербуржский дворец в миниатюре: крыльцо с двумя изогнутыми лестницами, Н-образный план, анфилада комнат, декор — все в подражание столичным царским резиденциям. Сейчас дом на реставрации и ждет своих посетителей. Недалеко от храма расположен усадебный дом — один из немногих памятников елизаветинского барокко в Москве Это легенда, миф, но о нем нельзя не упомянуть: в Петропавловском храме якобы венчались Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые. На самом деле Толстой венчался в одной из кремлевских церквей, оттого еще интереснее эта ясеневская легенда. Вообще, Толстому повезло с супругой, она вела дела семьи, воспитывала детей и помогала в творчестве. Попробуйте переписать «Войну и мир» от руки — а она это делала не раз. Когда-то ясеневская усадьба прямой, как стрела, аллей была связана с усадьбой Знаменское-Садки, по этой аллее-дороге, согласно той же легенде, молодые пронеслись на тройке праздновать свою свадьбу.

http://pravmir.ru/i-uzko-i-yasno/

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ - РЯДОМ! И нас Господь сподобил! Сподобил увидеть... Икону Святой Земли. Что это такое? Так называется уникальный церковный проект в Ясеневе. В храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы воспроизведены точные копии главных христианских святынь, которые находятся на Святой Земле. И вот, мы, с нашими гимназистами средней и старшей школы, отправились в паломничество в Покровский собор. В храме Покрова все рядом и Вифлеем - место Рождества Христова, и Гефсимания - место погребения Пресвятой Богородицы, и самый главный город на земле для христиан - Иерусалим. Святой Град, Город земной и небесный. К нему обращены молитвы всех христиан.  Город, переживший очеловеченное присутствие в нем Господа. Самая главная святыня Иерусалима - это пещера, где воскрес Христос, Кувуклия. И эта святыня тоже есть в Покровском храме - она рядом с нами! Когда входишь в Кувуклию, то тут же забываешь, что находишься в Ясеневе, настолько сильны чувства, которые возникают при прикосновении к святыне. А мне есть с чем сравнивать! Я ведь совсем недавно побывала в паломнической поездке по Святой Земле. Надо сказать, что сначала, когда я узнала об этом проекте " Икона Святой Земли " , я была настроена критично: возможно ли это? Но моё скептическое настроение рассеялось как дым, и совсем другие чувства подступили к сердцу при приближении к святыне в храме Покрова Пресвятой Богородице. Могу сейчас всем сказать искренне: " Кто еще не видел Икону Святой Земли, обязательно поезжайте, приходите и с сердечною молитвою прикоснитесь к Великим Святыням Ясеневского храма! " И, я верю, вы почувствуете как и я - Святая Земля рядом! Преподаватель Закона Божия гимназии " Радонеж " Бывшева Юлия Александровна © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/647...

Новый (ныне существующий) храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла . Освящение храма состоялось в 1751 - 1753 гг. Старая деревянная церковь иконы Божией Матери " Знамение " была разобрана за ветхостью. С именем князя Сергея Ивановича Гагарина связано приобретение Ясеневским храмом своего настоящего вида. Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела. Он представлял собой бесстолпную кубическую церковь центрической композиции с 8-гранным барабаном, прорезанным 8-ю же окнами, и увенчанным куполом. Следующей ступенью в истории возведения храма стала двухэтапная его реконструкция. В 1832 г. к храму были пристроены тёплый (сам храм был холодным) боковой, с отдельным входом, придел в честь св. вмц. Варвары - небесной покровительницы супруги князя Гагарина, и колокольня, непосредственно примыкавшая к собственно храму. В 1860 - 1861 гг. была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. Так как придельный храм оказался непрочен, и одна стена покосилась, колокольня внутри была сильно сужена и в постройке не пропорциональна с храмом, а также для открытия хода в холодную церковь и большего удобства вместимости прихожан, было подано прошение в Московскую духовную консисторию на имя святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского от священнослужителей Петропавловской церкви, её прихожан и владельца усадьбы о разрешении перестроить, вернее, заново построить двухпрестольный тёплый придел, сообщающийся с холодной церковью, и новую колокольню. Престолы в приделе (трапезной) предполагалось освятить в честь св. вмц. Варвары и преп. Сергия Радонежского - небесного покровителя самого владельца князя Сергея Ивановича. Прошение было удовлетворено, утверждён разработанный художником Калугиным проект. Но строительство растянулось во времени, и было завершено лишь в 1865 г., после кончины Сергея Ивановича (последовавшей в 1862 г.).

http://drevo-info.ru/articles/14704.html

Е.Н.: - Ваш супруг, о.Михаил, уже сказал нам несколько слов. Сейчас мы заговорили о детях, у вас сколько? Какой возраст? Т.П.: - Четверо. 15, 11, 8 и 4 года. Е.Н.: - Хотели ли бы Вы, чтобы дети тоже учились в православной гимназии? Т.П.: - Здесь всё индивидуально. Мне кажется, когда ребенок маленький, ему это нужнее, чем когда он становится старше. Поэтому все зависит от ребенка, от семьи и от школы. Такая школа, какая была у нас, это было здорово. Е.Н.: - Чем была замечательна школа? Т.П.: - Мне кажется, она была замечательна тем, что она была первой, и для нас не пожалели ничего. Е.Н.: - Да, точно, очень старались. Чем школа была хороша – это хорошее качественное образование или воспитание? Или всё вместе? Или люди, которые вас учили? Т.П.: - Мне кажется, всё вместе. Стоит начать даже с людей, как Вы правильно сказали, это были люди, которые всё это создавали, которые всё это начинали, это была обстановка, это была большая дружная семья, и образование, как показало время, тоже было очень хорошим. Было очень интересно, потому что, по-моему, такого классического образования нет больше нигде, и такого количества интересных предметов, которое было у нас. Е.Н.: - Для вашей семьи, конечно, не критично отдавать детей в православную школу, у Вас муж – священник, вы поистине  – малая церковь, но всё же, мы видим в светских школах много нравственно опасных тенденций. И когда к нам сейчас в школу молодые мамы и папы отдают своих детей, они хотят, чтобы дети были хорошо образованы, чтобы дети были защищены нравственно, чтобы не попали в какие-то переделки, и мы в школе стараемся держать детей как можно дольше различными кружками, предметами, продленками и т.д. Чем дольше они в школе находятся, тем лучше. У вас кто-то из детей в такой школе учится и отдадите ли Вы своих детей в православную школу? Т.П.: - Мне хочется начать немного с другой стороны – если в семье нет того самого православного стержня, то школа, к сожалению, не сможет на 100% в этом помочь. Потому что, если ребенок приходя в школу, видит одно, приходя домой, видит другое, вот здесь это тогда ой-ё-ёй. А если есть взаимодействие школы и семьи, то это очень важно. У меня один ребенок учится в православной гимназии во имя Преп. Серафима Саровского, которая является младшей сестрой нашей ясеневской школы «Радонеж». Она закончила первый класс, там замечательная начальная школа, это большая, дружная семья, которая держит там детей и кружками, и секциями, и просто хорошим отношением.

http://radonezh.ru/analytics/20-let-spus...

Из сей грамоты надлежит наипаче заметить следующее: 1) что с сие время во всей уже Рязанской Украине Московский Великий Князь имел участие, и в иных местах по уделу только жеребием, как то удел в Мордве на реке Цне (что ныне в Тамбовской губернии), удел в оброчных бортниках Карабутинских, Пластиковских, Бовыкинских и Воронежских; а иные места все принадлежали Московскому Великому Князю, выключая в некоторых только малые уделы Рязанскому Князю, как -то река Дон и по ней рыбная ловля, весь город Романцев, Братилов, Ясеневские, Братиловские, Пронские и окологородные бортники и волости Мещерские (где ныне города Елатма, Кадом и Касимов). 2) Что на сии участки владений до сего еще времени сделаны были обоюдные между двумя князьями записи. 3) Что Рязанский князь имел жеребей в Мордве и бортниках в Карабутинском уезде, в Бовыкине и в Воронеже, но только в верхнем, т.е. в верхней части по реке Воронежу. 4) Что нижняя часть реки Воронежа, где находится и город Воронеж недалеко от Дона, в то время конечно уже вся принадлежала Великому Князю Московскому. 5) Что около Воронежа в то время жили Великого Князя Московского бортники, т.е. люди, промышляющие пчеловодством по лесам. 6) Что по реке Дону тогда живали рыболовные промышленники, принадлежавшие Московскому же княжению. 7) Что в сие время город Воронеж, конечно, был еще незнатным селением. Ибо он особо не упомянут в разделах, и видно подразумевался в числе сел на Украине, упомянутых в грамоте, или только одними бортниками и населяем был. С 1498 года, когда Великий Князь Московский Иоанн Васильевич особым уставом уничтожил удельные княжения, то и паче вся Украина мало-помалу подверглась Московскому великому княжению. Государь тогда разделил Россию на три третьи: Володимирскую, Новогородскую и Рязанскую. А внук сего государя царь Иоанн Васильевич Грозный по завоевании Казани прибавил к разделению России четвертую треть. Царь же Алексей Михайлович переделил паки Россию на 12 разрядов. Но Воронеж всегда оставался под Рязанским ведомством. Надобно только заметить, что левая сторона реки Воронежа до конца почти прошедшего столетия была пуста и подвержена набегам татар нагайских, отчего и доныне страна сия называется по грамотам и крепостям Воронежским Нагайской степью, тогда как правая Крымской стороной 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Аминь!  . СВОБОДА УТВЕРЖДАТЬСЯ В ДОБРЕ  Протоиерей Артемий Владимиров  Как быстро несется время! Мы измеряем уже двумя десятками лет начало того благодатного периода, по существу, новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви, когда Господом нам была предоставлена свобода утверждаться в добре, созидать новое, содействовать просвещению современного общества. Одним из застрельщиков новых явлений в жизни Русской Церкви является общество «Радонеж», вобравшее в себя самых разных людей: мыслителей, издателей, строителей и реставраторов, экономистов и предпринимателей, объединенных общей идеей созидания. Хотел бы сказать лишь о том, к чему сам я имел отношение как московский священник, с удовольствием принимавший предложения, которые исходили от Евгения Константиновича Никифорова – главного, не скажу, подвижника, но «движка» упомянутого Общества, – это православное образование и СМИ. Хорошо помню тот день, когда во дворике храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке совсем еще молодой, но брызжущий энергией Евгений Константинович представил мне симпатичную даму - директора православной классической гимназии. Мне было предложено заняться законоучительством в затерянной среди ясеневских многоэтажных домов, еще никому не известной православной школы. По тому времени дело было неслыханное, ибо нога человека в рясе не должна была, по замыслу стратегов советского образования, переступать порог среднего учебного заведения. «Безумству храбрых поем мы песню!». Дважды будучи вынужден покинуть советскую школу, где работал учителем в середине 80-х годов, я принял это предложение с воодушевлением: «только смелым покоряются моря!». Все тогда было на волне православного энтузиазма в радость, а не в тягость: и путешествие на двух автобусах от дома до школы, и праздничный шум в коридорах, и самая возможность обратиться к подросткам со словом веры, правды и любви. Хорошо помню, как, подходя к этому уютному зданию бывшего детского сада, среди золотистых кленов я молился Господу и Божией Матери, дабы мне совладать с православными детками, установить необходимую для осуществления школьного процесса дисциплину, а главное, – о даровании мне живого, интересного слова, которое бы вдохновляло учащихся.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Наверное, среди наших слушателей недостаточно людей молодых, мы на молодежь специально не ориентированы. По всей вероятности, это большой минус, хотя на «Радонеже» время от времени поднимаются «молодежные темы». Но здесь, я думаю, нас удачно дополняют другие СМИ православной направленности и, в первую очередь, телевизионные программы и журналы, которых на сегодняшний день существует огромное количество. Хотя, не скрою, нам бы хотелось, чтобы «Радонеж» слушало как можно больше молодых людей. Повторюсь: мы выходим в эфир не для того, чтобы с кем-то соревноваться. Наша цель – спасение души. В сегодняшней сумасшедшей жизни православный человек должен выбирать только этот компас. Тут важно помнить завет Апостола: «Что бы ты ни делал, делай для Господа!». На всех нас, сотрудниках православной радиостанции, лежит громадная ответственность за сказанное слово. Ибо слово это – о Боге, о вечной Истине, о Правде, о блаженстве, о Царствии Божием. Конечно, мы не ответственны за все, что говорят наши авторы, но так получается, что при всем многообразии личных мнений у авторов «Радонежа», общий тон выступлений является единым. Мы твердо верим, что Господь, неисповедимыми путями сохранивший нас на протяжении двух десятилетий (некоторые из этих лет были критическими для существования «Радонежа»), будет и впредь покрывать нас Своей милостью. Лишь бы мы были верны Христу и Его Церкви, не лукавили перед слушателем, не заигрывали с ним. И мы так же, как и все православные, ожидаем утешения от Господа: «В малом был еси верен, войди в радость Господа Своего!».  ШКОЛА, КОТОРАЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО СИХ ПОР  Игумен Мелхиседек. Настоятель Оптинского подворья в Москве.  О появлении радиостанции «Радонеж» я узнал ещё в Ясеневской гимназии задолго до её первого эфира. Сначала по «Радонежу» передавались мои проповеди, записанные в Оптиной пустыни, но это было крайне редко. И как-то Евгений Константинович пригласил меня на студию один раз, потом другой, и так началось у нас взаимное соработничество на ниве просвещения.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Пятый сын, Андрей Меньшой, получил в Москве год князя Петра Дмитриевича, у Москвы село Танинское, Ясеневское, Раменейце, потом Вологду с Кубеною и Заозерьем, Иледам с Обнорою, Комелою и Волочком, Авнегу, Шиленгу, Пельшму, Бохтюгу, Ухтюшку, Сяму, Отводное с Перхушковскими селами, Тошну, Янгосар. Великая княгиня Мария получила в пожизненное владение: Ростов, т. е. ту часть города, которая была за Василием Темным, в остальной же части еще владели князья ростовские; по смерти великой княгини ее часть Ростова переходила к князю Юрию. Потом утверждались за нею купля ее Романов и устье Шексны; далее, великая княгиня получала волости по Волге и Шексне, которые были за князем Иваном можайским, вместе с селами, отобранными у изменившего боярина Петра Константиновичах Усть-Углы, Нерехту, у Москвы село Напрудское, мельницу Ходынскую с лугом Ходынским, Ногатинское, Новинки, Озерецкие села, Михалевское, Олешню, Лужские села, Павшинское, деревни боярина Петра Константиновича на Истре. Из уделов: из Коломенского: городок Брашову, с селцем, с Гвозднею и с Иваном, Устьмерску, Песочну, Малинские села, село Серкизовское с Мезынкою, Высокое, Шкинь, селце Федора Степанова, Свербеевское, Лысцевское, Бабышево у Коломны, Чухистово; в Переяславле: Рюминское, Маринину слободу, село Доброе; в Юрьеве: село Фроловское с Елохом, Красное, Курчево, Елцы, Варварино, Кузьмодемьянское, Голенищево, Добрыньское, Волстиново, Сорогошино, села Петра Константиновича: Матвеицово и Ворогово; в Суздале: Шокшов, Давыдовское; на Костроме: села Михайла Данилова, села Колдомские, данные ей Михаилом Сабуровым; на Устюге, в придачу к ее купле Леонтьевскому, Пятницкому и Вондокурью, село Мошемское и Дымкову сторону; из удела Андрея Большого: Елду, Кадку, Васильково; из удела князя Бориса: Издетемлю, Иудину слободу, Ядрово, село Андреевское во Ржеве; из удела Андрея Меньшого: Иледам с Комелою и Обнорою; из Нижнего Новгорода: села, которые были за великою княгинею Софьею Витовтовною, с Сокольским селцем и Керженцом; из Мурома – селце Муромское и Шатур.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть Они не прошли! Очередная провокация «белоленточников» в храме Христа Спасителя закончилась полным провалом. И «Народный Собор» сыграл в этом далеко не последнюю роль 30.04.2012 3349 Время на чтение 7 минут В воскресенье, 29 апреля, в храме Христа Спасителя планировалась акция сторонников панк-группы Pussy Riot. Профессиональный провокатор-»оранжист» Роман Доброхотов из оппозиционного и насквозь прозападного движения «Солидарность» через Интернет призвал всю либеральную братию явиться скопом в Храм Христа Спасителя, чтобы подтвердить своё «право» врываться куда угодно и творить там безнаказанно что угодно. Способ для этого либеральные политтехнологи придумали «беспроигрышный»: явиться толпой в день «жён-мироносец» (православный «женский день») в Храм, где в феврале бесчинствовали девки из Pussy Riot, и устроить ещё один «нестандартный молебен» на свою любимую тему «Богородица, Путина прогони». Причём явиться предполагалось на сей раз не в масках и с гитарами, а одетыми «по православному»: женщины - в платочках, мужчины - без шорт и маечек с похабными надписями. Предполагалось, что выигрыш при этом будет при любом развитии событий. Если охрана и милиция приходят в замешательство и дают возможность проникшим в храм «бесам», прежде чем уйти, пробормотать «пусирайтовскую» чушь (а за что их задерживать? они же «по форме одеты» и тоже вроде как «молятся», хотя и по-своему?!), возникнет интересная коллизия. «Если этим можно, то почему тем нельзя?» - провозглашают адвокаты Pussy Riot и требуют, чтобы судили их подзащитных «только за неправильный внешний вид»! То есть - по административной, а не уголовной статье! Если же Доброхотова со товарищи милиция начнёт задерживать, то можно поднять шум во всех СМИ: «Вот какая плохая РПЦ! Люди хотели помолиться против власти, а им не позволили!» Был лишь один выход: не пустить либеральных провокаторов в Храм должна была не милиция, а православная общественность, своими силами. И эти силы мгновенно нашлись, несмотря на то, что в этот день подавляющая часть соратников «Народного Собора» была на крупном мероприятии в Подмосковье. Призыв Владимира Сергеева, члена Центрального Совета «Народного Собора», первым сообщившего о готовящейся провокации, не остался без ответа. Более двух десятков соратников привела Московская Региональная организация «Народного Собора», подтянулись люди из Московской областной региональной организации Движения, казаки, «рукопашники» разных стилей, члены различных национально-патриотические организаций - всего более полусотни. От руководства «Народного Собора», кроме Владимира Сергеева, присутствовали: сопредседатель Движения Владимир Хомяков, сопредседатель Московской региональной организации Александр Лапин, член Центрального Совета Сергей Калеков, руководитель Ясеневского отделения Московской организации Михаил Сахаров и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/30/on...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010