Предлог перемещения был по-державному неумолим: казармы и склады многотысячного гарнизона Киевской крепости требовалось разместить рядом с источником воды — а он тут на горе был один: у матушек. Гарнизон проще всего было обустроить рядом с новыми «мазепинскими» стенами Лавры — серьёзная экономия на ограждении военной части с одной стороны. Наконец, при казармах как раз необходим был вместительный храм — не ходить же в Лавру одновременно тысячам солдат и подручных работников крепости. Кроме того, в 1710 году Киев постигла эпидемия чумы, уменьшившая количество жительниц обители почти вдвое — а Пётр подчёркивал, что денежной помощи монастырям от царя и его наместников больше не последует. Это означало, что содержание крупного градостроительного объекта стало бы для инокинь, даже с учётом богатства их родственников, непосильным бременем. На эту неизбежную скорую деградацию и указал «губернатор» Дмитрий Голицын Киево-Печерской Лавре, закрывая её женский монастырь — и возводя в качестве смягчающей компенсации мужской скит на киевской окраине Китаево. После обители До конца 1740-х годов наместницами женского Подольского монастыря становились лишь матушки, перемещённые с Печерска. А сам монастырь чаще именовался Вознесенским, Нововознесенским, Новодевичьим — в честь Вознесения Господня в середине XVIII века был освящён и главный храм его, сохранившийся и доныне. И лишь с начала века в обиход вернулось изначальное название подольской обители: Флоровская. Многочисленные сёла и угодья из собственности женского Печерского монастыря не были отобраны государством — как сплошь и рядом происходило при Петре с закрывающимися обителями — а были унаследованы Флоровским монастырём. Как говорится, и на том спасибо. Впрочем, через полвека земли у монастырей всё-таки отобрали. На старом же месте женской Печерской обители второй её каменный храм — трапезный Покровский — был немедленно закрыт. В нём расположился денежный склад гарнизона крепости; в трапезной поселились казначеи и экономы гарнизона. В келиях и доме наместницы разместили склады оружия и снарядов, ремонтные мастерские. А затем для боеприпасов бывшее монастырское подворье плотно застроили многочисленными деревянными сараями.

http://pravoslavie.ru/70717.html

башни монастырской ограды. До сер. XIX в. площадка над этой пристройкой и самой башней была крыта легкой деревянной кровлей на деревянных столбах, но не ограждалась стенами и называлась террасой или галереей. С 1-й пол. XIX в. верхний этаж палат, имевший галерею на каменных столбах, использовался только как летние кельи настоятеля. В 1825 г., при архим. Гаврииле, для проживания в корпусе в зимнее время к зданию с юж. стороны был пристроен одноэтажный деревянный оштукатуренный флигель. Тогда же, очевидно, верхний этаж палат был соединен с зап. крыльцом Вознесенского собора «деревянной галереей на арке с балюстрадой» (этот арочный мост-переход не сохр.). В 1866 г., когда в Нижегородской епархии было учреждено Балахнинское вик-ство с правом настоятельства викария в Н. П. м., этот корпус был перестроен под архиерейские покои. В 1887-1889 гг. по инициативе еп. Балахнинского Димитрия (Самбикина) архиерейские палаты были капитально отремонтированы. 9 сент. 1887 г. в деревянном флигеле была освящена крестовая (домовая) церковь во имя святителей Митрофана и Тихона Воронежского и великомученика Димитрия Солунского. В 1888 г. верхние летние кельи были переоборудованы в зимние: сложены 4 изразцовые печи и поставлены зимние рамы в окнах. Предположительно в те же годы были поставлены существующие по сей день контрфорсы на юго-зап. углу здания. В 1926 г. произошло обрушение части свода в одном из помещений нижнего яруса архиерейских палат, сгорели деревянная терраса верхнего яруса и кровля здания. В 1927-1928 гг. архиерейские палаты были переоборудованы под кинотеатр: 2-й ярус здания разобран полностью; снесена деревянная галерея-переход к Вознесенскому собору. Для устройства кинозала в 1-м ярусе разобраны все внутренние стены и своды. В 2005 г. архиерейские палаты отреставрировали с воспроизведением характерных форм архитектуры жилого здания на подклете рубежа XVII и XVIII вв.: восстановлены перекрытия, надстройка 3-м этажом и крыльца (по проекту архитекторов И. С. Агафоновой и П.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Достойным итогом их духовно-просветительской деятельности явился политический и экономический взлет Российского государства. «Исторические факты говорят о том, — пишет И.К. Смолич, — что монашество, участвуя в процессе колонизации, не только совершило великий христианско-просветительский подвиг, но проделало большую государственно-политическую и хозяйственную работу, в результате которой в Московское государство влилась огромная христианизированная земля от Вологды до Белого моря» . Не следует забывать и о культурно-образовательном влиянии монастырей, приобщавших народы Московии к наследию Ромейской империи – Византии. Но главным достижением Возрождения на Руси стало само Русское государство. Основанная на неискаженной христианской традиции, скрепленная молитвами Русской Церкви, трудами и подвигами многочисленных православных подвижников и внимающего им церковного народа Российская держава и по сей день являет всему миру примеры истинного боголюбия и братолюбия. Живо еще духовное наследие преподобного Сергия, его учеников и сподвижников, а значит, все мы можем приобщиться к этой неоскудевающей духовной сокровищнице и сделать свой вклад в возрождение нашей Родины.   Источники.   1. Святое Евангелие и книги Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. 2. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Жизнь и житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия./Жизнь и житие Сергия Радонежского. М.: Сов. Россия, 1991.   Литература.   3. Бобров А.Г. Предисловие./Охотина-Линд Н.А. «Сказание о Валаамском монастыре». Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии. СПб, «Глаголъ», 1996. 4. Исихазм. / Wikipedia®: (дата обращения: 03.12.2013). 5. Кин овия./ Wikipedia®: (дата обращения: 27.11.2013). 6. Ключевский В.О. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства./Жизнь и житие Сергия Радонежского. М.: Сов. Россия, 1991. 7. Летопись монастыря. [Электронный ресурс]. Русская Православная Церковь. Вознесенский печерский мужской монастырь. Нижегородская епархия: (дата обращения: 08.09.2013). 8. Лихачев Д.С.Русское Предвозрождение в истории мировой культуры. [Электронный ресурс]. Библиотека Гумер: (дата обращения: 19.12.2013). 9. Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». СПб.: Издательство «Лань», 2000. 10. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Междунар. отношения, 2005. 11. Охотина-Линд Н.А. Вступительная статья./Сказание о Валаамском монастыре. Подготовка текста, перевод и комментарии Н.А. Охотиной-Линд./Библиотека литературы Древней Руси. Том 13. [Электронный ресурс]. © 2006 -2011 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: (дата обращения: 10.01.2014). 12. Парадигма./© 2009-2013 ВСловаре.Ру: (дата обращения: 23.01.2014).

http://bogoslov.ru/article/4240141

К 2018 г. на территории Н. П. м. уцелели лишь фрагменты древнего некрополя. По рассказам местных жителей, при возведении совр. построек находили большое количество склепов, к-рые уничтожались, кости же погребенных людей были разбросаны по всей территории обители. Нек-рые из разоренных склепов сохранились. В 2000 г. по благословению митр. Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) сохранившиеся надгробные памятники, к-рые находились на территории Н. П. м., были собраны и установлены напротив алтаря Вознесенского собора. 1918-2018 гг. 6 нояб. 1918 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян настоятель Н. П. м. викарий Нижегородской епархии еп. Балахнинский сщмч. Лаврентий (Князев) . Несмотря на то что в 1925 г. мон-рь перешел в ведение губ. музея, ризница была разграблена. В 1931 г. сотрудники музея сдали на переплавку 9 колоколов и все кованые ограды и кресты с монастырского погоста. В Вознесенском соборе находилась столярная мастерская артели «Маяк», а в его подвалах - овощехранилище. В Успенской ц. разместился архив, в настоятельском корпусе - кинотеатр «Колхозник», а братские корпуса и даже башни были приспособлены под квартиры. В 1960 г. Н. П. м. был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Работы по реставрации начались после переезда в здания обители в 1971 г. Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской, трудами коллектива которой были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская ц., архиерейский корпус, стены и башни. В 1994 г. Н. П. м. был возвращен РПЦ. Митр. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) принял мон-рь в свое ведение. Наместником был назначен иером. Александр (Каменев). 17 нояб. 1999 г. по распоряжению митр. Николая и. о. наместника стал игум. Тихон (Затёкин), 19 апр. 2000 г. решением Синода утвержден в должности наместника. Первым храмом, к-рый был вновь освящен в обители митр. Николаем, стала надвратная ц. во имя прп. Евфимия Суздальского. 24 нояб. 1999 г. в братском корпусе был освящен храм во имя апостолов Петра и Павла, где в дальнейшем совершали богослужения. В престольный праздник Вознесения Господня в 2000 г. состоялось освящение Вознесенского собора. Осенью того же года на колокольню был поднят колокол, отлитый в Сарове (точная копия сохранившегося в Суздальском музее-заповеднике старинного колокола, пожертвованного в XVI в. обители царем Иоанном IV Васильевичем Грозным). Ведутся реставрационные работы монастырских построек, отремонтированы настоятельский и келейные корпуса, открыта иконно-книжная лавка, восстанавливается внутреннее убранство Вознесенского собора. На колокольне имеются новые колокола, отлитые по благословению наместника в г. Каменске-Уральском.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

По архитектурным деталям Успенская ц. схожа с монастырской надвратной ц. во имя прп. Евфимия Суздальского и с Архангельским собором в Нижегородском кремле. Успенская трапезная ц. неоднократно поновлялась и переустраивалась. Еще в XVII в. она соединялась с Вознесенским собором крытой каменной галереей, построенной вдоль юж. фасада этих храмов, др. галерея соединяла ее с казначейским корпусом (не сохр.). В XVIII в. изменили форму ее алтарной части: разобраны и заново сложены стены и свод алтаря, прежние 3 алтарные апсиды заменены одной обширной полуэллиптической. В XVIII в. вместо позакомарного покрытия над храмом возвели 4-скатную кровлю. С запада была пристроена теплая паперть. При строительстве юж. галереи, связавшей трапезную палату и Вознесенский собор, были заложены окна на зап. фасаде, а их наличники срублены. В 1833 г. в трапезной устроен придельный храм (в 1830 и 1833 в трапезной устроили 2 придела), в 1857 г. в подклете сооружена церковь «для погребения и поминовения усопших братии обители, почему и назвали Усыпальницею». В Успенской ц. находились монастырская ризница и б-ка. После упразднения мон-ря ее здание передали Печерскому колхозу. Строительство архиерейских палат на основании архитектурно-художественного анализа можно датировать кон. XVII или нач. XVIII в.; документы, позволяющие точно определить дату их возведения, не обнаружены. Изначально здание имело каменные (кирпичные) подклет и 1-й ярус под кирпичными сводами. Второй (верхний) ярус был деревянным рубленым. Архиерейские палаты пострадали в пожарах 1743, 1751 гг., после чего стены верхнего яруса келий были сложены уже из кирпича, устроены холодные (летние) кельи, вокруг них по контуру стен нижнего яруса шла обходная галерея на каменных столбах. Судя по описанию 1763 г., вход в палаты был с каменного крыльца, устроенного, по-видимому, в вост. части здания. В нач. XIX в. деревянная шатровая кровля архиерейских палат была заменена пологой железной кровлей. На рубеже XVIII и XIX вв. здание было достроено стенами, соединившими его с объемом сев.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Пятистолпный на высоком подцерковье собор имеет 5 глав с разного размера барабанами (зап. пара изначально освещала приделы на хорах, поэтому больше по размерам). С запада к основному объему примыкает пониженный притвор-трапезная под коробовым сводом внутри и под 2 скатами снаружи; с востока - 3 алтарные апсиды. Здание имеет подклет, стены к-рого сложены из блоков белого камня, видимо, от разрушенного оползнем прежнего собора XVI в. Одновременно с собором были сооружены сев. паперть и пристройка к сев.-зап. углу на зап. фасаде, назначение к-рой не определено (возможно, здесь был объем первоначальной звонницы собора). Собор имел 2 входа только с сев. галереи - в наос и трапезную. Западный притвор, связанный с храмом обычным арочным дверным проемом, изначально использовался как трапезная палата. Трапезной церковью при ней служил, вероятно, Покровский придел, устроенный в юго-зап. компартименте притвора и отделенный от собственно Вознесенского храма капитальными стенами и сводом. В общей композиции сооружения Покровский придел был выделен увеличенными диаметром и высотой барабана юго-зап. главы. Существовавшая первоначально пристройка на зап. фасаде была смещена к северу. В кон. XVII в. прорублены входные порталы на западном и южном фасадах, и собор был превращен в традиционное сооружение с входами с 3 сторон. В XVIII в. разобрана сев. галерея и построена та, к-рая существует до наст. времени и соединяет южный выход с Успенской трапезной ц. В 70-х гг. XVIII в. позакомарное покрытие заменено 4-скатной кровлей по кованым металлическим стропилам фирмы «Сибирь». В это же время надстроены 3 барабана глав до общей высоты и выполнены из металлических конструкций главы, сохранившиеся до настоящего времени. В стене, отделяющей притвор (трапезную) от храма, прорублены 3 арочных проема, стены трапезной разобраны, и т. о. все внутреннее пространство объединено. В XIX в. построена открытая галерея на кирпичных столбах, опоясывающая собор с севера, запада и юга. В ходе реставрации (1975-1978, архит.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Тихон (Беллавин). Слово, произнесенное Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и С.«Американским, в Филадельфийской церкви, в воскресенье 21 Января 1907 года//АПВ, 1907, Т. XI, 3, С. 42–43. Тихон (Беллавин). Слово, произнесенное Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и С.-Американским, на Праздник Рождества Христова, 25 Декабря 1905 г. в Нью-Йоркском Кафедральном Соборе//АПВ, 1906, т. X , 1, с. 4–7. Тихон (Беллавин). Состояние и нужды Северо-Американской православной миссии//Православный благовестник, 1900, т. III, 18, с. 49–57. Тихон (Беллавин). Суждения по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской церкви//АПВ, 1905, т. IX, 23, с. 460–466. Тихон (Затекин). Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии; Вознесенский Печерский мужской монастырь, 2010. Тихон (Ростовский). К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Колонии – Трои//АПВ, 1903, т. VII, 2, с. 24–27. Товт А. Г. «Старым к чести, молодым к науце» (подражанию)//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Ю жной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А. – 1906. – 5 (18) января. Томос Алексия, милостию Божиею Патриарха Московского и всея Руси//ЖМП, 1970, 6, с. 69–73. Туркевич В.И. Его Императорское Высочество Великий Князь Кирилл Владимирович в Америке//АПВ, 1899, т. III, 1, с. 21–27. Туркевич В.И. Из жизни Нью-Йоркского прихода//АПВ, 1900, т. IV, 5, с. 104–105. Туркевич В.И. Из нашей жизни. Десятилетие священства Протоиерея А. Хотовицкого//АПВ, 1906, т. X , 5, с. 81–96. Туркевич В.И. Из Северной Америки//ПЦВ, 1899, 5, с. 214–216. Туркевич В.И. Из церковной летописи. Освящение Православного храма в Анзонии Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и С.-Американским//АПВ, 1906, т. X , 1, с. 7–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Традиционно, по уставу, на территории монастыря функционирует сразу несколько трапезных: для братии, студентов семинарии, трудников и паломников. При обители существуют небольшая иконописная и свечная мастерские, также действует пекарня для выпечки просфор, библиотека, работает церковная лавка, пошивочная мастерская. В Борском районе Нижегородской области обитель имеет загородный скит – с храмом в честь чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и небольшим подсобным хозяйством. Послушания в скиту проходят монастырские трудники, а службы совершает приходской священник. В 2005 году здание Алексеевского храма было официально передано Нижегородской епархии. В мае 2007 года у святого источника близ Благовещенского монастыря был установлен деревянный крест на месте часовни во имя святителя Алексия Московского . По преданию, когда святитель Алексий плыл в Золотую Орду, он останавливался передохнуть у этого источника. Впоследствии на этом месте будет восстановлена часовня: сначала временная деревянная, а в перспективе – каменная, точная копия той часовни, что стояла на этом месте раньше. Вознесенский Печерский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, д. 108. Расположен на крутом правом берегу Волги, в полугоре, примерно в 3 км от Нижегородского кремля, вниз по течению реки. На рубеже 20—30х годов XIV b. сюда прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий – впоследствии Суздальско-Нижегородский архипастырь. О детстве и юности святителя Дионисия известно немногое. Он родился около 1300 года в киевских пределах. Мирское имя его, нареченное при крещении, было Давид. Обучившись грамоте, с молодых лет Дионисий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан. Дионисий, получивший благословение духовного отца, отправился в путь из Киево-Печерской лавры, взяв с собою святой образ – список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим источникам, в 1105 году). Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет – святыней Нижнего Новгорода.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Эта обедневшая семья несчастного лжеепископа не могла оставаться в Ветрянке: там все смеялись над ними, и нельзя было поручиться, чтоб участь Анфима не постигла рано или поздно и его приверженцев. Собрав остатки расхищенного имения, они уехали в ветковские пределы и жили там в Боровицах. Раскаялась ли Елизавета в том, что растеряла все свое богатство на Анфима, и долго ли горевали хорошенькие дьякониссы по своем милом архиепископе, — не знаем. Указ из московской конторы святейшего синода киевскому преосвященному 1751 года 24-го июня: «а приметами оный Анфимка: росту средняго, плечист, лицо круглое, угреватое, побитое рябинами, ноздри с обеих сторон рваныя, пытан, глаза кровавые, волосы на голове черные, длинные, борода малая, лет в пятьдесят». Посланный киевским вице-губернатором, тайным советником Костюриным, в Яссы и Хотин в 1757 г., для разведываний об Анфиме, донес о приметах его так: «средних лет, плечист, борода малая, обе ноздри рваныя, лицо полное, угреватое, в словах речист» (см. «Дело святейшего синода о раскольническом арх. Анфиме» 1757 года). Иван Алексеев. «История о бегствующем священстве» в «Лет. русск. ист. и древн.» т. IV, смесь, стр. 65 и 66. «Дело святейшего синода о раскольн. архиерее Анфиме». Кременский Вознесенский монастырь, ныне Донской, а тогда Воронежской епархии, был основан в 1711 году на правом берегу реки Дона, в 10 верстах от Кременской станицы. Он был упразднен в 1788 г., но по просьбе донских казаков восстановлен в 1798 году. Он в 3 классе и есть единственный во всей Земле Войска Донского мужской православный монастырь; содержится на счет войска. Иона Курносый. Иона Курносый и допрос казаку волжского казачьего войска, Семену Чижову, снятый в астраханской губернской канцелярии 30 мая 1763 г. См. «Дело о раскольнич. Архиерее Анфиме». Все о побеге из Москвы и о пребывании в Ветке заимствовано у Ионы Курносого. Согласно с Ионой, что Анфим тотчас по прибытии на Ветку назвался епископом, показал при допросе, 30 мая 1763 года, в астраханской губернской канцелярии, казак волжского казачьего войска Чижов. Показание Семена Чижова, казака волжвкого казачьего войска: «и я, будучи в Боровицах, во всеночной на клиросе пел, а брат мой, Иван Оловянишников, стихеры рассказывал под Николин день». Показание казака Чижова в «деле синода, 1757 г., о раск. арх. Анфиме». Так, например, делалось это в древнем Новгороде. Вселенского IV собора 2 правило, Вселенского VI собора 22 правило, Вселенского VII собора 5 и 19 правила. Правило апостольское 22.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Ю. Грошева). Основная и наиболее древняя часть памятника - прямоугольная в плане (19×15 м), высота стен - 7-8 м, в зависимости от рельефа. Главный (южный) и северный фасады разделены 3 лопатками на 4 прясла, на боковом юж. фасаде - 2 прясла. Углы объема акцентированы лопатками. Поребрик, опоясывающий здание по периметру, отделяет на фасаде подклет от стен 1-го яруса. Венчает каменные стены объема стилизованный антаблемент с поребриком во фризовой части и карнизом, сложенным «пилой». Колокольня при возобновлении Н. П. м. на новом месте в 1598 г. была бревенчатой 8-стенной. На нее были перенесены сохранившиеся древние колокола, в т. ч. благовестный колокол (76 пудов). Также на колокольне были установлены башенные часы с боем. Первоначальная каменная монастырская звонница, возведенная одновременно с Вознесенским собором в 30-х гг. XVII в., не сохранилась. Объем ее, как предполагают исследователи, примыкал к левой (северной) части зап. стены трапезной собора; возможно, ей принадлежат следы срубленных стен и остатки фундаментов небольшой пристройки у сев.-зап. угла собора, обнаруженные в ходе реставрации в 70-х гг. XX в. Существующая колокольня была построена уже после возведения сев. галереи Вознесенского собора, не ранее сер. XVII в., в юж. стене нижнего яруса устроен проем входа в подклет собора. В этот период были возведены 3 нижних яруса, 4-й ярус звона выстроен во 2-й пол. XVII в. В кон. XVII в. колокольня имела в завершении восьмериковый ярус с шатровым покрытием, который до сер. XVIII в. оставался деревянным. В XVII в. на ней располагались 11 колоколов, но в 1701 г. по указу царя Петра I 3 колокола сняли и отправили в Москву для переплавки на пушки. В 1743 г., во время большого пожара в мон-ре, на колокольне сгорели деревянные восьмерик, шатер и глава с крестом. В том же году плотники Балахнинского у. Л. Т. Черноскутов и Е. Е. Попов установили новый шатер на колокольне, окрашенный иконописцем Е. В. Горбуновым. Нижегородский кузнец И. Марков сделал железный крест для колокольни и часы.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010