Первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же «Печерский» монастырь получил в память о первых пещерах («печерах»), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число братии все увеличивалось. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Двое юношей, уроженцев Нижнего Новгорода – Евфимий и Макарий (это их имена в монашеском сане), в разное время пришли в Печерский монастырь, были приняты под духовное водительство настоятеля и стали одними из избранных учеников святителя Дионисия. Евфимий, едва достигший четырнадцатилетнего возраста, твердо нес все послушания, повинуясь настоятелю, трудясь и благоговейно служа Богу. Макарий, родом из благочестивой богатой семьи, желая удалиться суеты мирской, двенадцатилетним отроком ушел от родителей – тайно, поменявшись одеждой с нищим. Придя в обитель Печерскую с духом глубокого смирения, отрок умолил архимандрита Дионисия принять его в число братии. Спустя несколько десятилетий ученики и последователи святителя сами станут основателями новых обителей, а впоследствии будут причислены к лику святых за свои христианские подвиги. Трудами преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, заложен монастырь во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, известный как Макарьевская пустынь, а затем еще две обители – знаменитый Троицкий монастырь на озере Желтые воды, вблизи Волги (сейчас более известный как Макарьевский Свято-Троицкий Желтоводский), и Макарьевский Унженский монастырь. Преподобный Евфимий основал два монастыря в Суздале – Спасский и Покровский; его имя осталось в истории и самом названии устроенной им Спасо-Евфимиевской обители. Святитель Дионисий в 1374 году был возведен в сан епископа Суздальского и Нижегородского митрополитом Московским Алексием. Резиденция Дионисия с того времени располагалась в нижегородском кремле, однако святитель не оставлял братию без своего внимания. Печерский Вознесенский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно, именно здесь, по благословению епископа и при его участии, монахом Лаврентием был создан древнейший из дошедших до нас летописный свод – текст Лаврентьевской летописи 1377 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского. Перенос монастыря [ править править код ] В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы: «…И милостию Божиею, заступлением Пресвятыя Богородицы, прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку оказалась буграми, а которые струги под монастырем были на Волге реке, те стали на сухом берегу от воды в дальнем разстоянии; а в монастыре же означенною от горы оползиною, храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания, только остался над жертвенником верх один, колокольня разсыпаласъ, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю, близ окошек олтарных; святыя ворота, и в монастыре кельи, поварни и погреба обвалило и ограду переломало, а на берегу стоящий храм деревянный Николая Чудотворца сдвинуло с места, и паперти обломило, и слободе многия дворы пошатало». В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того, склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. Считается, что отец национального героя Кузьмы Минина вносил вклады на строительство монастыря после его разрушения. Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время. …В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_П...

Монастырь этот вначале был очень беден: ни пахотной земли, ни леса, вообще никаких угодий он не имел; оставалось существовать только на пожертвования благотворителей, да еще небольшим источником дохода служил перевоз через реку Десну, который оплачивался известною пошлиной. Бедность монастыря была причиною того, что в 1680 году строитель его Измаил и казначей Серапион просили патриарха приписать их монастырь в Свенской обители, что и было исполнено. Но против такой приписки восстал Петропавловский мужской монастырь. Архимандрит и братия его составили челобитную на имя Государей и просили приписать Песоцкий монастырь к Петропавловскому; просьбу свою они мотивировали тем, что Песоцкий монастырь был построен на земле Петропавловского монастыря. Грамота эта, составленная на имя Петра и Иоанна Алексевичей, подана была сначала патриарху Иоакиму. Иоаким велел отписать Песоцкий монастырь от Свенского и передать его Петропавловскому; с этою целью отправлена была грамота к Иосифу, строителю Спасского монастыря, с тем, чтобы последний сделал опись Песоцкому монастырю и ввел Петропавловского архимандрита в новое владение. Но бывший настоятель Песоцкого монастыря, Измаил, состоявший теперь келарем Свенского монастыря, не только не позволил Иосифу сделать опись, но даже не пустил его в монастырь и обесчестил его. Архимандрит Петропавловского монастыря просил патриарха прислать кого-либо из Патриаршего Разряда, чтобы хоть по крайней мере ввел его во владение. Но тут к Иоакиму поступил запрос из Приказа, «по какому указу Предтеченский Песоцкий монастырь отписывается к брянскому Петропавловскому?» От киево-печерского архимандрита также поступила просьба, чтобы патриарх не изменял своего первого постановления. Иоаким дал такую резолюцию: если Песоцкий монастырь построен на земле Петропавловского, то он и должен будет отчислен к Петропавловскому, если же нет, то остается за Свенским. Дано было знать межевщику, дано было знать и воеводе брянскому, чтобы они обстоятельнее расследовали дело.

http://sobory.ru/article/?object=55734

Последний доносил патриарху, что Песоцкий монастырь построен действительно на земле Петропавловского. Тогда патриарх окончательно утвердил означенный монастырь за Петропавловским. Сколько потом ни бился киево-печерский архимандрит Иннокентий Гизель, сколько ни подавал челобитных на имя Государей – Песоцкий монастырь был окончательно отторгнут из рук настоятеля Свенской обители. Песоцкий мужской монастырь существовал до 1706 года, когда он был упразднен. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. В Брянске, на месте настоящей Воскресенской церкви был Воскресенский женский монастырь. Когда Петр Великий, воюя со шведами, начал укреплять города на западной границе, Брянск тоже подвергся перестройке. Так как Воскресенский монастырь служил помехой при постройке укреплений, то он был уничтожен: церковь была сломана, а кельи обращены в казармы. Монахини его были переведены в Песоцкий монастырь, а монахи Песоцкого — в Петропавловский. Таким образом, на месте мужского Песоцкого монастыря учреждена была женская обитель, удержавшая свое прежнее название Воскресенской. Но эта Воскресенская обитель существовала здесь недолго. Лишь только окончилась великая Северная война, как старицы с м. Неониллою во главе, стали опять проситься на прежнее место. Просьба их была уважена. Воскресенский монастырь перевели в город. При этом, однако, не все монахини вернулись на старое место: часть их осталась за рекой и образовала самостоятельную обитель, независимую от Воскресенской, а известную уже под именем Вознесенской. Эта Вознесенская обитель существовала до 1767 года, когда она упразднена, а церковь ее сделана приходскою. Имущество обители и утварь перешли было в руки Покровской соборной церкви, но когда священник пожаловался архиерею, что он не может служить без утвари, то половина последней была возвращена Вознесенской церкви. В 1781 году началось дело о восстановлении Вознесенского монастыря. Именно, когда гражданское начальство нашло положение орловского Введенского монастыря несоответствующим плану Орла и когда Амвросий, епископ Севский и Брянский, не знал, что едать с этим монастырем — игуменья Введенского монастыря Феофания просила преосвященного перевести подведомственный ей монастырь в Брянск на место упраздненного Вознесенского.

http://sobory.ru/article/?object=55734

Святитель Дионисий был в 1384 году возведен Патриархом Константинопольским в сан Митрополита всея Руси. Но обратно в Москву не вернулся: заехав в Киев по дороге из Константинополя, он был пленен литовским князем – в отместку московскому князю за низложение бывшего митрополита Киприана. Здесь, проведя год в заточении, святитель Дионисий скончался 15 октября 1385 года, так и не взойдя на кафедру архипастыря Руси. Он был погребен в Антониевой пещере родного Киево-Печерского монастыря. Православная церковь причислила митрополита Дионисия к лику святых. Нижегородская Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, вследствие вражеских набегов и иных бедствий, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали не только денежные средства, но и земли, охотничьи, бортные, рыболовные угодья, села. Простой люд также нес свою посильную лепту в Печерский монастырь. Не раз богатая и процветающая обитель разорялась вражескими набегами. Дважды – в 1378 и 1379 годах – Нижний Новгород, а вместе с ним и Печерский монастырь, были сожжены дотла. Известно разорение монастыря 1550 года. Лишь взятие Казани Иоанном Грозным ликвидировало опасность постоянных татаро-монгольских набегов. После этого в истории монастыря начался период активного каменного строительства. Благодаря пожертвованиям и вкладам государей Ивана Васильевича (Грозного) и Федора Иоанновича к концу XVI b. на крутом волжском склоне стояло уже несколько каменных храмов, среди которых выделялся красотой и величием пятиглавый Вознесенский собор. Исторические хроники перечисляют шесть каменных церквей в Печерском монастыре того времени (тогда как в самом Нижнем Новгороде их было только три). Возвышалась каменная колокольня, имелись также деревянные и каменные кельи, поварня, больница, погреба, сушила и другие постройки. Территория монастыря была обнесена высоким деревянным частоколом со святыми воротами. Внизу, под горой, располагались пристани и шатровая деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1937 году, когда была объявлена пятилетка по окончательному уничтожению религии, храм закрыли. Отец Александр был расстрелян. Место его последнего упокоения неизвестно. В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад.  В 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим. 10 апреля указом Епископа Свердловского и Ирбитского Товии настоятелем храма назначается протоиерей Петр Трофимов. В день Вознесения Господня и день перенесения Святых мощей Святителя и Чудотворца Николая в храме после долгого перерыва совершается первая Божественная Литургия. В 2002 году Казанский храм указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода был преобразован в Казанско-Богородицкий мужской монастырь. В 2003 году по просьбе Преосвященнейшего Георгия, Епископа Нижегородского и Арзамасского, образ Чимеевской Божьей Матери находился в Нижнем Новгороде в древнем Вознесенском-Печерском мужском монастыре. В этом же году на территории монастыря началось строительство храма в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». В 1990-х годах стали собираться и записываться чудотворения от Чимеевского образа Пресвятой Богородицы. В 2004 году все эти документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации Святых. В том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божьей Матери. В этом же году на территории обители был заложен фундамент келейного корпуса. В 2005 году, в год шестидесятилетия победы Советского народа над фашистской Германией, состоялся воздушный крестный ход с Чимеевской Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы над пределами Курганской области. Были посещены четыре населенных пункта области. На востоке город Петухово, на западе город Щучье, на севере районный центр Шатрово, на юге Звериноголовское. За время проведения крестного хода и пребывания чудотворного образа в этих районных центрах к чудотворному образу смогли приложиться более тридцати тысяч человек. В этом же году началось строительство келейного двухэтажного корпуса с домовым храмом в честь Преподобного Серафима Саровского. Незадолго до престольного праздника в честь Казанской иконы Божьей Матери были освящены и установлены новые позолоченные купола на Казанский храм. 15 июля 2007 года, в день положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, на чудотворный образ была положена и освящена новая риза, которая изготовлялась Тюменскими ювелирами более пяти лет. 17 сентября были торжественно освящены и установлены купола на келейном корпусе.

http://sobory.ru/article/?object=06062

В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска. В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская. Современное состояние [ править править код ] Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин). Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии. В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. 31 декабря 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил Успенскую церковь. В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери». При реставрации на пожертвования прихожан был сделан новый оклад. Несколько раз монастырь посещал Патриарх Кирилл. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года Патриарх передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью. 15 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия в Успенской церкви впервые за 80 лет был совершён постриг. 31 декабря 2010 года архиепископ Георгий совершил чин освящения надвратного храма в честь преподобного Евфимия Суздальского. Реставрация храма продолжалась около двух лет. За это время иконописцами из Владимира церковь была расписана в стиле древнего владимиро-суздальского письма. Образцом для росписи стал Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где покоились мощи преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_П...

У нас более 120 преподобных, несколько чудотворных икон. Есть не только преподобные, почивающие своими нетленными останками в этой святой обители, но и ряд великих угодников Божиих, сопричастных этой святой Лавре, которые вышли из нее. Мы можем увидеть, где есть пещерный монастырь, житие там, скорее всего, было организовано Киево-Печерской братией, которые в разные времена уходили от насилия врага рода человеческого, сильных мира сего. Святогорская Лавра, Лядовский монастырь в Виннице, монастырь в Рязанской области, Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии, — там везде устраивались монастыри отцами Киево-Печерской обители, они спешили уйти от мира, но хотели всегда быть с Богом, поэтому их любовь к Богу хранила эти святыни. Но не устаёт ли монастырская братия от частых праздников в многочисленные дни памяти святых, не отвлекает ли это их от сосредоточенной монашеской жизни? Никакой трудности не составляет, для нас это только радость. Уставное богослужение совершается ежедневно, и мы молитвенно величаем и ублажаем своих покровителей. Кроме того, у нас есть праздники, собирающие в лаврских храмах всю братию и многочисленных гостей: престольные торжества, дни памяти основателей монастыря Антония и Феодосия, особо чтимых преподобных отцов Агапита, Нестора и др. Мы чувствуем их помощь. Служение для нас является не столько трудом, скорее, как бы взыванием от земли к Богу и к святым, которые особо близки нам, ведь они подвизались на этой святой земле. Насколько строгие требования со стороны духовников к желающим причаститься в лаврских храмах? Вопрос о том, кому сколько нужно поститься, решается индивидуально. Если человек имеет здоровье, может поститься по уставу, сегодня достаточно продуктов питания, чтобы сохранить пост. В случае, когда человек болеет диабетом или прошел операцию, он уже не может соблюдать пост в полной мере. Знаю из своего опыта, когда после тяжелой операции невозможно даже подняться, о строгом посте не может идти речь. Дальше — беременные женщины, а также кормящие мамы не обязаны соблюдать пост. Паломники из других стран, преодолевшие тысячи километров, думаю, могут причаститься. Как сказал свт. Спиридон Тримифунтский: «Пост всегда со мной, а вы мой родной, только прибыли в гости». Поэтому, я думаю, у нас братия достаточно это понимает. Как я сегодня уже говорил в одном из интервью, Господь не справедлив, Господь милостив. Так как, если бы Господь был только справедлив, то мы бы уже не жили здесь, никого бы не было. Поэтому нужно исходить из того момента, что человек может, и как может. Если он еле-еле пришел, то выпив стакан молока, не согрешит.

http://pravmir.ru/namestnik-kievo-pecher...

В 1785-1793 г.г. центром епархии временно был правобережный г. Слуцк, в 1799 г. ее переименовали в Малороссийско-Переяславскую, в 1803 г. – в Полтавско-Переяславскую, в 1847 г. кафедру перенесли в Полтаву (до начала ХХ в. Переяслав оставался в составе Полтавщины). В 1816 г. штат братии монастыря перевели в г. Саратов, после чего Вознесенская обитель считалась внештатной, «с неопределенным количеством монашествующих», а в 1847 г. была приписана к Полтавскому Архиерейскому дому. В 1701 г. Мазепа подарил обители Пересопницкое Евангелие, перед которым приносят присягу Президенты Украины. Известная своим высоким художественным оформлением, эта рукописная книга содержит первый известный историкам перевод канонического Евангелия на украинский язык; книга создавалась на Волыни: одна часть рукописи выполнена в 1556 г. в женском Дворецком монастыре близ г. Изяслава на Хмельниччине, другая – в 1561 г. в мужском Пересопницком монастыре на Ровенщине; работа над книгой велась на средства княгини Анастасии Заславской-Ольшанской, которая, приняв монашество с именем Параскевы, была игуменией Дворецкой обители; в 1830-х г.г. книгу нашел в библиотеке Переяславской семинарии филолог Иосиф Бодянский, с публикаций которого начинается научная литература о Пересопницком Евангелии как выдающемся памятнике духовной книжности Украины; с переводом семинарии в Полтаву, книга покинула Переяслав; впоследствии она хранилась в Полтавском историко-краеведческом музее, после Великой Отечественной войны – в музее-заповеднике на территории Киево-Печерской Лавры, откуда передана в Национальную библиотеку Украины им. Владимира Вернадского. С 1738 г. при монастыре действовал Коллегиум – одна из высших школ Украины XVIII в. Его открыл Переяславский епископ Арсений Берло, отчего преподаватели называли Коллегиум Берлианским. Обучение в нем было доступно для выходцев из всех сословий, начиналось в 11 и продолжалось на протяжении 11-12 лет. Около половины учеников были из малоимущих семей: они находились на содержании епархии и жили в бурсе – общежитии при Коллегиуме; в низших классах – фаре, инфиме, грамматике, синтаксиме – поэтапно овладевали церковно-славянским, латинским и греческим языками, изучали катехизис (основы христианской веры), священную историю, арифметику и географию; затем следовали средние классы – поэтика и риторика; в 1773 и 1781 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=29717

В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал образ Божией Матери. Во внимание к трудам Святейший Владыка наградил наместника монастыря архимандрита Лонгина (Жара) орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Министр топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко и председатель Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне Д.В. Фирташ во внимание к помощи в деле строительства Свято-Троицкого собора были награждены орденами святого преподобного Серафима Саровского II степени. Верующим были розданы иконки Святой Троицы с Патриаршим благословением. Вознесенский Банченский мужской монастырь (с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл. Украины) Основан в 1994 году. Открыт решением Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 1996 года (журнал 28 мая 1998 г. обитель освятил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. При монастыре действуют дом инвалидов и детский приют в соседнем селе Молница, в котором проживают более 200 сирот. 25 апреля 2001 года молебен на закладку детского дома совершил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 29 сентября 2002 года Блаженнейший митрополит Владимир освятил детский дом и храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при приюте. 31 июля 2006 годы в обители был заложен Свято-Троицкий собор. Наместник монастыря — архимандрит Лонгин (Жар). Первых детей отец Михаил усыновил в начале 1990-х годов. В 2008 году удостоен звания Героя Украины за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

http://patriarchia.ru/db/text/1636743.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010