Своими впечатлениями от посещения этой святой земли епископ Амвросий делится с корреспондентом портала Патриархия.ru. 25 липня 2007 р. 11:00 Старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов: «Колокол — звучащая история» [Ihmepb " ю] В колокольне всё должно быть прекрасно: и архитектура, и колокола и звонарь. Это человек, профессия которого даже не внесена в государственный реестр специальностей. Об особенностях работы звонаря в интервью журналу «Фома» рассказал председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. 14 червня 2007 р. 10:30 Протоиерей Владимир Диваков: Не мыслю себя без Церкви [Ihmepb " ю] 14 июня 2007 года настоятелю храма Большое Вознесение у Никитских ворот, Секретарю Епархиального совета г. Москвы, Заведующему Канцелярией Московской Патриархии протоиерею Владимиру Дивакову исполняется 70 лет. Накануне юбилея отец Владимир дал интервью корреспонденту Пресс-службы Московской Патриархии. 26 березня 2007 р. 13:41 Протоиерей Владимир Диваков: Церковь «Большое Вознесение» — центр духовной жизни интеллигенции [Ihmepb " ю] Протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный церквей Центрального округа города Москвы, настоятель храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение) ответил на вопросы корреспондента газеты «На Пресне» Татьяны Карповой. 5 березня 2007 р. 18:46 Епископ-странник. Интервью владыки Илариона (Алфеева) журналу «Фома» [Ihmepb " ю] В обширном интервью журналу «Фома» епископ Венский и Австрийский Иларион рассказывает о своем духовном пути, музыкальном творчестве, к которому он вернулся после двадцатилетнего перерыва, и церковном служении. 5 березня 2007 р. 11:21 Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: «Это были самые светлые годы моей жизни» [Ihmepb " ю] 3 марта, в рамках визита в Россию, приуроченного к презентации XIII тома «Православной энциклопедии», Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II посетил Московскую духовную академию, которую он окончил в 1960 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/18...

После Октябрьской революции 1917 года село Руново, как и другие города и села России, захлестнула волна атеистического мракобесия. Храм неоднократно пытались закрыть. В 1930 году церковь была закрыта окончательно. Было уничтожено внутреннее убранство, сброшены главки с крестами, разобран верх колокольни, сброшены все колокола, выломан алтарь, снесена ограда - то есть все то, что явно напоминало об исконном назначении этого здания. Территория возле храма была превращена в хозяйственный колхозный двор, а в самом храме устроена зерносушилка. Впоследствии храм был просто-напросто заброшен, который стал еще сильнее разрушаться. В 1992 году руины церкви вернули верующим. В настоящее время храм полностью отреставрирован и в нем по праздничным и восресным дням проводятся богослужения.  Голубев А. " История Каширского края и сельского поселения Знаменское с древнейших времен до начала XX века " . Москва. Книжный мир, 2010 Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново, Руново-Новиково и сельца Малое Руново. После объединения этих сел и деревень в поселке Большое Руново оказались сразу две старые церкви: Преображенский храм на бывшем погосте Спас-Детчин 1878 года постройки и Вознесенская церковь 1906 года. История Вознесенского храма в Руново тесно связана с женским Никитским монастырем в Кашире. Дочь попечителя Вознесенской церкви игуменья Серафима (Ильичева) была последней настоятельницей каширской обители перед ее закрытием в советские годы. Приход Вознесенской церкви исторически состоял из села Руново и сельца Малое Руново, которое также называли Княжево. В писцовых книгах 1578-1579 годов упоминается «село Руново у реки у Оки, на речке на Лихачи». В те годы владельцами одной части села были Иван и Тихон Петровы, а другой – князь Андрей Мещерский. В это время или столетием позже в народе сложилась поговорка: «Бесово, Руново – пронеси Бог здорово, а Терново да Баскач, хоть кругом обскачь». Ее варианты можно найти в «Пословицах русского народа» В. И. Даля 1862 года и в сборнике «Жизнь русского народа» И. И. Иллюстрова 1915 года. Пословица указывала, что Руново и окрестные селения в старину слыли опасными для путников из-за частого разбоя. Местные предания действительно сохранили немало упоминаний об известных разбойниках и лихих людях. Так, согласно молве, в XVII веке в Каширском уезде промышляла шайка легендарного разбойника Кудеяра, а в окрестностях соседнего Сеньково в тот же период жил разбойник по прозвищу Сенька. Жители села Баскачи хранят предание о том, что Степан Разин встречался здесь с атаманом Василием Усом, а деревня Хитровка якобы была основана потомками бойцов отряда Разина.

http://sobory.ru/article/?object=09885

В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы, отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Храм оформлен портиками с двух фасадов. Внутри сохранилось первоначальное решение пространства: подкупольная ротонда, по ширине равная куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые приделы. Всего приделов было четыре - Сретения иконы Владимирской Богоматери, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Усекновения главы Иоанна Предтечи, св. Николы Чудотворца. В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму " Большое Вознесение " во главе со Святейшим патриархом Алексием.

http://sobory.ru/article/?object=02267

Идут дни Великого Поста. Это лучшее время, чтобы насыщать не тело, а душу. Члены Совета женщин (города и села) и районного Совета ветеранов были приглашены в приходской дом при храме Вознесения Господня, где развёрнута передвижная выставка «Русская Голгофа». Участниц проекта встретила и познакомила с выставкой Наталья Родионова – помощник благочинного по культурным и организационным вопросам. Выставка эта организована Приходом храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, создана при поддержке Фонда Президентских грантов в рамках проекта по созданию Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в ХХ веке «Русская Голгофа». Сейчас выставка путешествует по городам Тверской области и представляет собой собрание информационных стендов, рассказывающих о сложном периоде в истории нашей страны, который называется «красным террором». Богоборческие времена столетней давности оставили после себя большое количество неоправданно жестоких убийств, репрессий. Борьба с верой в Бога коснулась тогда всех слоёв общества. Людей, продолжающих верить, крестить детей, ходить в храмы, священников и членов их семей жестоко пытали, убивали – и это делалось на государственном уровне, полномочиями властных структур. Это большое горе, пролились реки невинной крови. Но с духовной точки зрения это были годы героического Духа, стойкости за Веру, за сохранения образа Божия в человеке. Русская Православная Церковь с честью выдержала это жестокое испытание, о котором сейчас даже подумать страшно. Православные христиане дали свой ответ злу своим подвигом мученичества, бесстрашным исповеданием Веры. Этому и посвящены стенды выставки. Калязинские женщины внимательно изучили каждый из них. У многих это вызвало серьёзный эмоциональный отклик. Особенно документы с описанием подробностей жестокой расправы над священниками, монахами – ни в чем не повинными светлыми и благочестивыми людьми. Стоит обратить внимание, что на одном из стендов, посвященном первым новомученикам тверским, есть информация о калязинском расстреле 1918 года. Тогда без суда близ территории храма Вознесения были расстреляны шестеро наших земляков, среди которых был диакон калязинской церкви Богоявления Николай Иванович Завьялов. Его фотография представлена на стенде.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/k_...

«Помогай Бог Вам и всем, кто трудится над этими благородными задачами», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Церковь «Большое Вознесение» общей площадью 2,3 тыс. кв. м расположена по адресу: улица Большая Никитская, д. 36, стр. 1. Является объектом культурного наследия федерального значения. В 2017-2018 гг. в храме были проведены крупные реставрационные работы, которые стали завершающим этапом возрождения этой московской святыни. В течение этих двух лет специалисты выполнили сложнейшие ремонтные и консервационно-реставрационные работы по живописи на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма. На стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части был укреплен штукатурный слой, удалена накопившая за годы копоть. Кроме того, были реставрированы искусственный мрамор и лепной декор, украшающие храм. Отремонтирована кровля, что позволило ликвидировать угрозу протечек и разрушения восстановленной живописи. Проектировщик — ООО «Художественная реставрация» (главный архитектор проекта — С.В. Филатов). Генподрядчик — ООО «СТГ-Групп». Финансирование работ осуществлялось за счет городской программы субсидий и частных пожертвований. Первое упоминание о деревянной церкви Вознесения Господня в Сторожах относится к 1619 г. В конце XVII в. недалеко от храма Вознесения был расположен загородный дворец и двор второй жены царя Алексея Михайловича Романова — Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Предполагается, что в 1670 г. на месте сгоревшего деревянного храма она начала строить новый каменный, который был достроен в 1680-е гг. В XVIII в. в приходе храма Вознесения находился дом Александра Васильевича Потемкина — отца князя Григория Потемкина-Таврического. В 1780-е гг. Г.А. Потемкин решил перестроить Вознесенскую церковь и воздвигнуть на принадлежавшем ему участке «храм новый, великолепный» высотой не менее 60 м. Новый храм предполагали именовать церковью лейб-гвардии Преображенского полка, так как неподалеку находился «полковой двор».

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

Во время боевых действий Великой Отечественной войны в Вознесенском храме погибли все деревянные части. В 1960-1969 годах Вознесенскую церковь отреставрировали по проекту архитектора В. А. Лебедевой. Церковному зданию придали его первоначальный вид. С 1998 года храм вернули православным верующим. Церковь Старое Вознесение имеет большое историческое и градостроительное значение в древней планировке города. Расположенная на возвышении у Великих ворот, она первая встречала именитых гостей Пскова, представляя собою лицо города. Церковь является интересным памятником XV века. Первое упоминание о церкви дают Псковские летописи под 1420 годом. " Того же лета бысть Знаменье велие в Чирсках от иконы... и весь Псков выдоша с кресныи и оусретоша икону матере господня за старым Вознесением, иде же и ныне крест в тыноу " . Далее под 1433 годом в той же летописи упоминается о пожаре близ старого Вознесения. ... месяца иоуня в 14 от грому и от молния много людеи и иконеи поби, и за рекою, противу Снетной горе двор сожже, а другии двор противоу Старого Вознесения сожже... " Под 1460, 1468, 1472, 1486 гг. летопись повествует о встречах и проводах именитых гостей Пскова: князя Юрия, владыки Ионы, царевны Софьи, архиепископа Новгородского, вллладыки Геннадия и других. " ... И все священство и посадники Псковские с множеством народа сретоша его с кресты из Старого Вознесения и въеха во град... " " ...сретоша с кресты противоу Старого Вознесения на Поли... " " ... сретоша перед враты градными за старым Вознесением... " Данных о времени построения каменной церкви эта летопись не дает, но в библиографической справке на ц. Вознесения в Пскове на Полонище у Великих ворот, составленной архитектором К.К. Романовым на основании Полного собрания русских летописей (под 6975 г. - 1467 г.) сказано о том, что заложена каменная церковь Старое Вознесение. В подтверждение этому в метрике, хранящейся в рукописном архиве ЛОИА написано: ... церковь Вознесения Господня основана в 1467 году " . Основание датировки из другого источника - истории Княжества Псковского. Таким образом, на основании этих документов дата закладки каменной церкви Старое Вознесение - 1467 год.

http://sobory.ru/article/?object=00507

и освящен в 1750 году. Набожный храмоздатель и такой же почтительный сын Осип Тимофеевич в 1742 г. писал к преосвященному: «В маетности нашей, в селе Тростенце, при храме Вознесения Господня для ежедневного литургисания как в прежних годах было два священника, так и ныне состоит; а покойный родитель наш, бывший Их Императорских Величеств, Государя Императора Петра Великого и Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, духовник протопресвитер Тимофей Васильевич, духовным своим тестаментом завещал, для неоставления повседневного служения и для великости парохии (в которой жилых дворов имеется до трехсот) быть при том храме Вознесения Господня троим священникам. Желая исполнить завет родителя нашего, Вашего Преосвященства всепокорно прошу в показанную нашу местность до вышепомянутого храма (дабы беспрерывно по все дни жертва Господеви была приносима) произвесть во священника, чтоб был третей Тростянецкого диакона Дионисия Иванова, а жить ему на той парохии, кроме доходов, по особливому от нас учиненному определению будет на чем довольно». Благочестивая просьба была исполнена. В нынешнем храме достойны внимания следующие священные древности: а) два креста, поступившие из прежде бывшей Вознесенской церкви, один серебряный и вызлощенный со Св. мощами священномученика Саффа, вмч. Пантеилемона, муч. Евстафия Плакиды, вмч. Варвары, и муч. Параскевы, приобретенный тщанием иерея Титова в 1711 году марта 30 дня; другой также серебряный вызлощенный, о коем сказано выше; б) Два евангелия: 1-е большое полновесное, обделанное листовым серебром и вызлощенное, отпечатанное в 1748 г. в царствование Елисаветы Петровны в Москве; г) Требник Петра Могилы за утратою листов неизвестного издания. Служебник, отпечатанный в 1691 г. во Львове, другой в Киеве 1748 г. Часослов К. п. 1729 г., Поучительные слова М. п. 1709 г.; последние две книги принадлежали упраздненному Смородскому Преображенскому храму; далее: Триодь цветная М. п. 1707 г., другая К. п. 1724 г., Апостол М. п. 1738 года (в храме с.

http://sobory.ru/article/?object=01375

Образцом или аналогом для нового храма в Новоселенгинске послужила Кяхтинская Покровская церковь, построенная в 1866 году по одному из типовых проектов, рекомендованных для приходских церквей. Церковь построена по проекту архитектора Константина Тона в русско – византийском стиле. Основным типом храмов, на которые ориентировался Тон в своих концепциях «русского» стиля, были московские храмы XV – XVI веков, т. е. крестово – купольные композиции с тремя или пятью нефами, поперечным нефом (трансептом) и пятью главами.. Центральный и поперечный неф выделялись большей высотой. Вот что лежало в основе композиции Тоновских церквей от Византии. Аналогичное построение композиции и у Покровской и у Вознесенской церквей. Трехнефные, пятиглавые с повышенными центральным нефом и трансептом, с шатровым покрытием глав, с ложными сводами главного и поперечного нефов, с полуциркульными или щипцовыми фронтонами центрального и поперечного нефов, таковы общие признаки церквей этого стиля. Повсеместно церкви в т. н. «епархиальном» стиле, поздней вариации «русско – византийского» стиля, строилось по всей России, особенно в 70- 80 годах XIX столетия. И неудивительно, что аналогами нашему памятнику являются церкви, отстоящие друг от друга на значительном расстоянии. Это собор в Егорьевске под Москвой, церковь в селе Хотеново Каргольского района Архангельской области, большое количество таких церквей в Рязанской области, подтверждают наше имение о повсеместном распространении церквей этого стиля. Записи журналов комитета по строительству в Новоселенгинске Вознесенского храма сообщают о том, что мастером – подрядчиком, отвечающим за строительство церкви, был Волков Федор Федотьевич из города Троицко-Савска. Мастер Волков набирал бригаду для строительства каменного храма в Новоселенгинске, в состав которой было 65 человек разных специальностей: каменщики, кирпичники, кузнецы, плотники, столяры, маляры и разнорабочие. Половина мастеров специалистов была русскими, другая половина были бурятами. В сентябре 1888 года был освящен основной престол во имя Вознесения Христова в новом храме Преосвященнейшим Мелентием (Якимовым), епископом Селенгинским. Вот что писали об этом Иркутские епархиальные ведомости: «Вновь построенный в г. Селенгинске каменный собор во имя Вознесения Христова, в главном приделе освящен 19 сентября минувшего года». В сентябре 1895 года были освящены епископом Георгием два боковых придела.

http://sobory.ru/article/?object=14365

1 мая 1902 года за многочисленными подписями церковный причт и прихожане пишут покорнейшее прошение Епископу Тульскому и Белевскому Питириму о просьбой дать благословение на постройку нового каменного храма. 5 ноября 1902 года по указу Тульской духовной консистории было разрешено строительство новой церкви и была выдана храмозданная грамота. Начался сбор средств на ее постройку. На пожертвования откликнулись и фабриканты, и дворяне, и крестьяне, и священнослужители. 30 мая 1903 года состоялась закладка храма. Все работы по строительству возглавил автор проекта Тульский губернский инженер - Эварист Сковронский. По его инициативе даже был построен рядом со стройкой кирпичный заводик. Около 700 тыс. штук кирпичей было произведено на этом заводе для постройки церкви. И к августу 1906 года новый храм был выстроен, а 31 декабря (по новому стилю) 1906 года в торжественной обстановке состоялось освящение церкви. В новом храме было 4 придела: 1 - во имя Вознесения Господня, 2 - во имя Св. Николая Чудотворца, 3 - во имя святителя Феодосия Черниговского и нем же был устроен придел во имя преподобного Серафима Саровского. Вознесенская церковь стоит на западной окраине села. Кирпичное, с деталями из белого камня, здание церкви выстроено в формах, заимствованных из русского зодчества 17 века и византийской архитектуры. Особенностью памятника является построение внутреннего пространства основной его части, куда включены двухсветный четверик собственно храма и окружающие его со всех четырех сторон низкие пристройки - галереи. В основную часть храма ведут три входа: северный, южный и западный. Западный главный вход ведет в храм через первый ярус колокольни и небольшой притвор, перекрытый крестовым сводом. Трехъярусная колокольня стоит на двух четвериках, увенчанных восьмериком звона, над которым возвышается оригинальной формы вытянутый каркасный шатер. Квадратный четырехстолпный храм с повышенной центральной частью завершается декоративным пятиглавием. Внешнее убранство фасадов выполнено из тесаного кирпича и сводится к широким окнам с полукруглым верхом, обрамленным одинаковыми наличниками, лопатками и карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=09885

За богослужением молились благотворители храма и многочисленные прихожане. Песнопения Литургии исполнил Московский синодальный хор (регент — заслуженный артист России А.А. Пузаков). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. За сугубой ектенией были вознесены молитвы о ныне чествуемом настоятеле храма митрополите Волоколамском Иларионе в связи с 50-летием со дня его рождения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Балашов. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен, за которым были вознесены прошения о ныне чествуемом митрополите Иларионе. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Поздравляя митрополита Илариона с юбилеем, Святейший Владыка, в частности, сказал: «Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить владыку митрополита Илариона, который празднует свое 50-летие. Хотел бы в связи с этим подчеркнуть очень большое значение богословия, которое помогает нам рационально воспринять истины, Богом вложенные в саму сущность человека. Мы называем эти истины онтологическими, потому что они проистекают из сущности Бога и сопричастны сущности человека. Вот для того чтобы их понимать и усваивать, нужно, чтобы Церковь могла правильно о них говорить, а для того чтобы она говорила правильно, нужно, чтобы развивалось богословие, то есть знание о Боге, а также знание о человеке, знание истории, знание истории человеческой мысли. И я хотел бы отметить вклад владыки митрополита в развитие русского богословия. Господь дал Вам, владыка, много способностей и талантов, и Вы замечательно развиваете их в разных областях церковного служения. А поскольку Ваше 50-летие мы сегодня празднуем в храме, — это литургическое, молитвенное празднование знаменательной даты, — то я хотел бы выразить Вам благодарность за труды в великом и святом деле передачи людям Божественных истин в категориях русского православного богословия. Пусть Господь хранит Вас на путях Вашего служения, пусть помогает Вам, при наличии многих обязанностей и многих интересов, уметь главное отделять от второстепенного, главному посвящать свою жизнь, а второстепенному — небольшое время человеческого досуга».

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010