В Новгороде, при первом посещении архипастыря, было обхождение им города и чтение молитвы перед городскими воротами. Митрополит Новгородский Иоаким, при вступлении своем в Новгород в 1673 году, совершил торжественное шествие по городу в санях, и пред воротами его – восточными, западными, северными и южными произносил молитвы на особо устроенном месте, которое за ним тут же возили. Это совершалось так: выйдя из саней у соборной церкви Знамения Пресвятые Богородицы, на Ильинской улице, он вошел в церковь , прикладывался к чудотворному образу Знамения Пресвятые Богородицы и к другим образам, и потом облачился в свои архиерейские одежды на месте, среди церкви; к тому времени пришли из соборной церкви Премудрости Божии, с крестами и с чудотворными иконами, архимандриты и игумены, и протопопы и весь освященный собор... Митрополит, выйдя из церкви Знамения Пресвятые Богородицы, кадил и целовал честные кресты и чудотворные иконы, и, по целовании, велел себе поставить место, к западу лицом. Став на приготовленное место, он прочел поучение о поставлении своем и, преподав мир и благословение всему народу, пошел с крестами в соборную церковь Премудрости Божии при пении молебного канона Пресвятой Богородицы «Воду прошед». По приходе в церковь, митрополит служил божественную литургию и воду святил. Потом, разоблачась, вышел из церкви у западных Корсунских дверей, сед в сани и поехал с благословящим крестом. Пред митрополитом шли певчие дьяки и подьяки, и пели стихи; софийские ключари несли крест и со святою водою блюдо, соборные пономари и звонцы везли на санях место, на котором митрополит молитву говорил. За митрополитом ехали боярин и воевода Петр Васильевич Шереметев, дьяк Ермола Воробьев и головы стрелецкие, и около митрополита, для обереганья, шло двести человек стрельцов с оружьем. Приехав к Пречистенским воротам, на восток, на Волховской мост, митрополит перед Богородицынын образом вышел на место, молитву говорил, во услышание всем. И после молитвы осенял крестом на все четыре стороны и кропил святою водою, затем сел в сани и поехал около Каменного города, на север, по Кривому мосту, к Розважским воротам; далее, к Воскресенским воротам, на полунощную страну, оттуда к Преображенским воротам, на полуденную страну; отсюда в Новинския водяные ворота на берег, к востоку; и у каждых ворот действовал одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Из стен Симонова монастыря вышли многие подвижники и знаменитые церковные деятели. Так следующим после Федора игуменом Симонова монастыря был преподобный Кирилл, затем основавший Кирилло-Белозерский монастырь. Из постриженников Симонова монастыря выбирались, как правило, главы русских епархий. В Симоновой обители подвизался и Иона, впоследствии митрополит всея Руси, при котором была учреждена автокефалия Русской Церкви. По повествованию Степенной книги, именно в Симоновой обители митрополит Фотий увидел знак на Ионе, послуживший основанием для пророчества: «Яко инок сей будет велик святитель во странах русския земли, и многия от неверных обратит к Богу и просветит святым крещением, и в разум истинный приведет; наипаче же и сему царствующему граду Москве  и прочим градовом многим истинный пастырь и учитель будет». Три всероссийских патриарха — Иов (1587—1605), Гермоген (1606—1612), Иосиф (1642—1652) — начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре. Представители знаменитых родов чаще всего приходили сюда для иноческого жития. Под стенами монастыря вплоть до конца XIX века хоронили представителей дворянской Москвы — здесь был своего рода некрополь старинных дворянских московских фамилий. На протяжение нескольких столетий в монастыре шло энергичное строительство. Сохранившаяся до сегодняшнего дня церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1667 г. царем Федором Алексеевичем, который очень любил Симонов монастырь — рядом с храмом для него были выстроены специальные хоромы. Архитектура храма относится к стилю «московского барокко», что  сказывается в резных белокаменных порталах, оконных наличниках и других деталях. Храм, чудом уцелевший до наших дней, имел многоцветную раскраску, имитировавшую каменную ограненную кладку «в шахмат». Многие монастыри Москвы, к числу которых относился и Симонов, по мнению современных исследователей, играли роль форпостов на южных подступах к столице. Цепь монастырей, прозванных за их назначение «сторожами», образовывала полукольцо, начинавшееся с востока Спасо-Андрониковым, затем по левому берегу Москвы-реки продолжавшееся Новоспасским и Симоновым, на правом берегу — Даниловым и далее Донским и заканчивавшееся Новодевичьим монастырем. Вокруг Симонова монастыря в XVI в. были построены мощные оборонительные сооружения, от которых до сегодняшнего дня сохранились лишь фрагменты крепостных стен, Солевая башня, Кузнечная, башня «Дуло» и «Водяные» ворота. Из построек особенно интересна оставшаяся невредимой при разрушении монастыря угловая башня «Дуло» — многогранная, с накладными лопатками, с рядами бойниц и шатровым завершением. Эта башня неоднократно служила образцом для подражания при строительстве крепостных сооружений.

http://e-vestnik.ru/history/istoriya_sim...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в Троице-Сергиевой лавре 7 июня 2014 г. 23:34 7 июня 2014 года, по окончании всенощного бдения в канун праздника Святой Троицы и чина наречения во епископы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ, которые проводятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Святейшего Владыку сопровождали наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий . Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел находящийся на реставрации Трапезный Сергиевский храм, ознакомился с реконструкцией Святых и Успенских врат, а также здания Московской духовной академии. Затем Святейший Патриарх посетил академический некрополь у Царских чертогов, где в настоящее время проводятся научно-археологические исследования с целью восстановления мест погребений ректоров, профессоров и преподавателей Московской духовной академии, внесших значительный вклад в развитие богословской и светской науки и образования. Святейший Патриарх Кирилл отметил важность проведения изыскательских работ и необходимость выявления культурных слоев на территории близ Царских чертогов. Также Святейший Патриарх Кирилл осмотрел Соборную площадь и фасад Успенского собора и через Водяные ворота прошел на территорию Пафнутьева сада, где состоялось обсуждение хода реставрации южной крепостной стены. В северной части Пафнутьева сада Предстоятель ознакомился с ходом строительства новых корпусов общежитий Московских духовных школ. В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил типографию Троице-Сергиевой лавры. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3669029.ht...

А между тем, от сего сионского храма виден и юго-восточный угол стены градской, куда примыкали, быть может, и террасы Соломоновы, отколе, по преданию христиан иерусалимских, свергли их первого епископа, и даже видны два малые купола, возвышающиеся над стеной, потому что тут была малая церковь , обращённая в мечеть. Возвратившись в город теми же сионскими вратами, я пошёл вдоль ограды южной к храму Соломонову, и первое, что встретил, – были хижины прокажённых, которые искони тут поселились, потому что квартал сей остался за евреями до самого обрыва сионского, противолежащего Мории. Что скажете о таком постоянстве жительства и наследственной болезни, уже исчезнувшей в прочих частях света? Десять прокажённых сретоша и нас на пути, ознаменованном событиями евангельскими, ибо здесь, вероятно, вели и Господа на суд нечестивый – Анны и Каиафы, из долины Иосафатовой. Здесь только ясно мог я увидеть высоту Сиона, кончающегося крутыми обрывами к востоку, и знаменитую долину Тиропеон, о которой так много спорят археологи, между Сионом и Морией, которая начинаясь почти от врат дамасских, пересекает с севера на полдень весь город, и спускается к нижней купели силоамской, образуя некогда сады царские у южного ската сионского, что ныне уже вне ограды (надобно отличать пруд силоамский, где стоит дерево Пророка Исаии, недавно обломившееся, от верхней купели, где совершилось чудо прозрения слепца Евангельского, которая находится против самой деревни того же имени и горы соблазна Соломонова: однако оба источника соединяются между собою подземным ходом, иссечённым в скале, по которому недавно пролез отважный пролаз английский). Малые водяные ворота силоамские были на сей раз открыты, и я мог выглянуть из них на близ лежащую окрестность: долина Тиропеон (или делателей сыра) поросла внутри города густым кактусом, или столетним деревом, весьма приличным для сих вековых местностей и развалин, и ещё видно начало высокого моста, со стороны холма Мории, который соединял его крутою аркой с Сионом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После знаменитого " Стояния на Угре " , Кашира давалась на " окормление " татарским князьям Магомет-Амину (1496-1502), Абдул-Летифу (1512-1516) и Али-Шаху (известному по русским летописям как Шигалей)(1532-1533). В 1531 году по приказу Василия III строятся стены по типу " Ломбардийских " крепостей. Размерами и планировкой стены повторяют Зарайскую крепость, но не кирпичные, а древо-земляные. Вот так описывает средневековую Каширу писцовая книга за 1578 год: " ... место городовое...в длину 80 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Каширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кашире...а в нем была соборная церковь Успения Пречистой, древяна... " . Из восьми крепостных башен две были проездные. В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Чёрная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобождённые от несения посадского налога - " тягла " , Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов. В XVI столетии город около двадцати раз опустошался набегами крымских татар. После последнего набега хана Девлет-Гирея в 1571 году Кашира была разграблена и сожжена... Но восстанавливать Каширу не стали и в начале XVII века перенесли город на правый берег Оки: " Для перенесения на новое место города-крепости Каширы за реку, была поменяна земля с Ильиными " . Ильины стали владеть землями вокруг уже старой Каширы, а один из дворян рода Ильиных даже стал воеводой в новой Кашире. В 1620-м году Якову Ильину была дана Государева ввозная грамота, которую он предъявил писцам в 1627-м году, в которой Государевым указом определялось, что поместье, что за рекой Каширкой, именуемой Рождественская слободка, принадлежит ему, Якову Ильину. А так как городище старая Кашира располагалась на противоположном берегу от слободки, то и Рождественская слободка в дальнейшем стала именоваться - Заречной. Только лишь к концу XIX столетия Заречная слободка стала именоваться - Старой Каширой, а место, где расположены оплывшие валы городища Кашира, стало называться просто - Городище. Так Ильины стали владельцами Заречной слободки и пустоши старая Кашира.

http://sobory.ru/article/?object=03771

Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Надвратная Троицкая церковь 1713 г. В 1713 - 1717 годах была построена надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В начале XVIII века достроены каменные крепостные стены с башнями. Форма каменной ограды является подражанием крепостным стенам монастырей XVI-XVII вв. Храмы монастыря неоднократно перестраивались в XVIII—XIX веках. Никольский собор реконструировался в 1750, 1852 и 1887 годах. В 1862 году собор был расписан; живопись поновлена петербургским архитектором Ф. Е. Егоровым в 1897 году. Введенская церковь реконструировалась в 1793 и 1863 годах. В 1870 году она была расписана на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. В 1838 году на средства петербургского купца Ф. Я. Ермолаева в церкви пристроена деревянная паперть. Храм был расписан в 1863 году и реконструирован в 1891 году. Источник: l-garden.ru Троицкая церковь каменная, теплая, прочная, о трех престолах: Святой Троицы, пророка Божия Илии и св. равноапост. Мариамны, св. апост. Филиппа и Василия Блаженного, московского чудотворца. В Троицкой церкви придел св. прор. Илии и равноапост. Мариамны устроен на средства крестьянки дер. Глухова Мариамны Андреевны Кукушкиной, а правый во имя св. Василия Блаженного и апост. Филиппа крестьянином Улейминской волости дер. Горушек Филиппом Дмитриевичем Бобровым и Улейминской слободы Пелагеей Ермильевной Басариной. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Комментарии и обсуждение Где-то на рубеже XIX-XX вв. маленькая надвратная Троицкая церковь была со всех сторон обстроена так, что снаружи виден лишь верх её четверика. При этом наибольшая по объёму пристройка выдвинута на запад, за пределы монастырской ограды. В итоге объём церкви превысил объём Никольского собора монастыря, а проезд под ней превратился в нескончаемый тоннель. Вероятно, в связи с этим Святыми воротами под этой церковью перестали пользоваться, и в монастырь с тех пор устроен " с заднего крыльца " - через Водяные ворота в восточной стене монастырской ограды. 30 августа 2023. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05714

Стена была построена грандиозная - с галереей боевого хода, бойницами и смотровыми окнами, варочными щелями, трехуровневыми башнями, отверстиями для пушек и машикулями (навесными бойницами) она имела реальное оборонное значение. Ее длина составила 518 метров, толщина больше 2 метров и высота 6 метров. Было построено четверо ворот (в том числе Святые и Водяные) и пять башен (Воскобойная, Пороховая, Водяная, Квасная, Кузнечная). Эту стену, ворота и башни можно увидеть и сегодня – они сохранились. Потомки Захарии Чета продолжали холить и лелеять свой родовой монастырь на протяжении всего правления Федора Ивановича и Ирины Федоровны. В 1592 году Ирина Годунова положила шитые золотом покровы на могилы своего (и Бориса) отца Федора Ивановича и брата Василия Федоровича. В 1595 году Борис Годунов подарил монастырю московский двор в Китай-городе с каменной палатой и погребами. В 1595-1597 годах над Святыми вратами Ипатия был выстроен храм великомучеников Ирины и Федора Стратилата, - святых покровителей царской семьи. Монастырь стал именоваться Лаврой уже в 1584 году, а в 1598 году игумен Ипатия был пожалован в архимандриты. С 1572 по 1595 годы царская семья и Годуновы дали обители 15 крупных владений, что составило почти половину его владений В Троицком соборе монастыря были сооружены трое золоченых дверей. Они были изготовлены по заказу Дмитрия Ивановича Годунова и имеют аналогии только с дверями Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. В 16 столетии отношения России и Речи Посполитой (объединенные Литва, Польша, значительная часть Украины и Белоруссии) были очень сложными – от мира к войне, от дипломатических нот к предложениям русского царя на польско-литовском престоле. В правление Ивана Грозного и в свое собственное правление Федор Иванович четырежды рассматривался в качестве кандидатуры на польско-литовский престол. Последний раз – в после смерти короля в 1587 году. Тогда для агитации за Федора Ивановича на сейм поехало посольство во главе с костромским наместником боярином Степаном Васильевичем Годуновым. Но поляки выдвинули невыполнимые требования: чтобы русский царь писался в титуле прежде королем польским и великим князем литовским, а уж затем царем русским, и главное - переменить веру на католическую! Понятно, что подобное было невозможно. Однако в ходе переговоров удалось заключить мир на 15 лет, что было само по себе ценно.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/15/...

Пройдя чрез Водяные ворота, мы пришли к большому, прочному помосту, сделанному накануне; в средине его был устроен водоем со ступеньками. Один из стрельцов, имея в руках нечто в роде продырявленного заступа с длинной рукояткой, счищал лед с воды, как скоро он появлялся на ней, и постоянно мешал воду, чтобы, на сколько возможно, воспрепятствовать ей замерзнуть. Царь, придя, взошел на помост, помолился и подошел под благословение к патриархам. Иереи с иконами и крестами, обращенными к востоку, стояли кругом воды, а государственные сановники кругом помоста. По обеим берегам реки расположились многочисленные стрельцы тесным строем, образуя большой круг поодаль, а на стенах и башнях толпились мужчины и женщины из всех частей столицы и из деревень. Три человека с тремя втрое скрученными свечами в руках стояли над водой. После «Благослови» и пр. 624 патриарху принесли большие и малые сосуды, и он наполнил их водой, а потом взошел 625 и окропил царя, вельмож и всех предстоящих. Зачем мы вернулись в собор, при чем патриарх нес крест на голове. Была уже ночь. Когда мы вошли в церковь , патриарх взошел на свое архиерейское место, а царь стал позади колонны. Сослужащие, поставив по средине стол, разместили на нем сосуды, наполненные святой водой и три большие чаши, из которых одну взял патриарх, другую наш учитель, а третью один из митрополитов. Царь и вельможи подошли и получили св. воды от обоих патриархов, набожно преклоняясь. Патриарх закончил церемонию, раздав воду архиереям и боярам; наш учитель раздавал ее остальному духовенству, а митрополит мирянам]. Затем совершили отпуст, и мы вышли. Когда мы вернулись в свой монастырь, царь прислал одного из своих бояр сказать, чтобы наш учитель приготовился к обедне на другой день и к трапезе у него. В полночь ударили в колокола и мы пошли в церковь , а поздним утром отправились в собор, где служили все вместе в присутствии царя, который был облечен в царское одеяние, порфиру и корону. По окончании обедни, Никон вручил нашему учителю одну из чаш со святой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается до девятой пятницы или первого пятка Петрова поста, то в этот день совершается один из самых древних новг. крестных ходов в Хутынский монастырь. Крестный ход сей существует со времени пр. Варлаама и установлен в воспоминание одного чудесного события» бывшего во дни святой жизни преподобного. Именно, однажды он предсказал бывшему в его время новгородскому архиепископу, что будет к нему в первый пяток Петрова поста по зимнему пути на санях. Святитель 1099 сначала не верил сему. Потом, когда в ночь, накануне указанного преподобным дня, выпал глубокий снег и сделался жестокий мороз; то опасался вредных последствий от сего необычайного, по времени года, явления. Преподобный Варлаам, исполнив свое обещание, приехал к святителю на санях и успокоил его, сказав, что снег и мороз были особенною милостию Божиею, ибо они истребили множество червей, точивших корни посеянного хлеба, а растаявший снег своею влагою оплодотворит землю. В воспоминание этого чудесного события и установлен крестный ход 1100 . В настоящее время он совершается из Софийского собора пред литургиею обыкновенным порядком. Но в XVII веке ход этот разделялся на две части. Из них одна часть шла накануне праздника, а другая в самый праздник водяным путем. Именно, в 2½ часа по рассвете, святитель отправлялся с крестным ходом из Софийского собора в Владычние водяные ворота и входил в насады 1101 . Во время водяного пути по Волхову был совершаем молебен, на котором пели 1-ю статью животворящему кресту и Иоанну Богослову, а евангелие читал святитель; 2-я статья была за всяко прошение и пророку Илии; 3-я Успению и св. Николаю; 4-я Рождеству Богородицы и Антонию Римлянину. А на статьях евангелия читали настоятели монастырей по чину. После 4-х статей протопоп начинал читать житие пр. Варлаама, а чтецы продолжали оное. На берегу у Хутынского монастыря встречал святителя, сопровождавшего крестный ход, настоятель монастыря также с крестами. По приходе в монастырь, святитель благословлял неслужащих с ним петь молебен за алтарем Спасо-Преображенского собора. На этом молебне пели 1-ю статью за всяко прошение и пророку Илии, 2-ю Введению пресвятой Богородицы и св. Григорию Армении Великой, 3-ю Успению пресвятой Богородицы и св. Никите, 4-ю Знамению Божией Матери и святителю Иоанну, 5-ю Одигитрии Божией Матери и Антонию Великому , 6-ю статью Преображению Господню и пр. Варлааму. Между тем, святитель не останавливался, а шел за монастырскими крестами прямо в церковь , где пет был молебен Преображению Господню и пр. Варлааму. Во время этого молебна сам читал евангелие, совершал водоосвящение и потом служил литургию 1102 . В продолжении литургии, градское духовенство, с благословения святителя, переносило кресты в насад и после стола возвращалось с крестами в город. Святителю же, настоятелям монастырей и всему Софийскому собору был стол в монастыре после литургии. За столом, по тогдашнему обычаю, были предлагаемы хлеб Богородичный 1103 и чаши о Государевом многолетном здравии 1104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В настоящее время древний храм Архистратига Михаила имеет вид продолговатого четвероугольника с одним выдавшимся на восток полукружием 1445 . В последствии времени окружность его увеличена с трех сторон каменными же пристройками и двумя на восток полукружиями. Кровля церкви на 4 ската покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Ниже сей кровли таковая же кровля находится и на пристройках с трех сторон полукруглых. Над кровлею собора возвышается пять глав, покрытых железом и окрашенных медянкою. Яблоки и кресты обиты белою жестью. Вход в соборную церковь с западной стороны чрез крыльцо; а другой тоже с западной стороны чрез крыльцо в Казанскую придельную церковь . Величина древней Михайловской церкви в длину от паперти до иконостаса 17¼ арш. без вершка, в ширину 12 арш. без вершка, а в алтарь ее длины 7½ арш., ширины 11 арш. 7 вершков 1446 . В Моисеевском приделе, отделенном тремя арками, длина церкви одинаковая с собором, а ширина 9 арш.; длина алтаря 6 арш. 7 вершков, а ширина 9 арш. Алтарь в главной церкви троечастный, разделенный двумя боковыми стенами с пролетами; престол в нем каменный, выкладен из кирпича. В XVII веке в Сковородский монастырь был совершаем крестный ход из Соф. собора водяным путем в 6-ю неделю по пасхе. В этом ходу из собора шли во Владычные или водяные кремлевские ворота и потом входили в насады. На пути 1-я статья была пресвятой Троице и бесплотным Силам без эктении и без осенения, коих в насадах не положено; 2-я за всяко прошение и пророку Илии; 3-я Благовещению и великомученику Георгию. Евангелие на статьях читали настоятели монастырей. После трех статей протоиерей Соф. собора начинал читать житие св. Моисея, а чтецы продолжали оное. По прибытии в монастырь, молебен пели за алтарем церкви Архангела Михаила не служившие с владыкою настоятели и градские священники в 4-ре статьи, а допевали оный в церкви. При этом владыка выходил для молебна на средину, читал евангелие, совершал водоосвящение делал отпуск и кропил св. водою. Затем он служил литургию и по окончании отпускал крестный ход в город. В этот день Соф. собору был стол в монастыре, а святитель до стола возвращался в дом 1447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010