Каменный мост на Москве-реке Когда еще в Москве не было каменных мостов, кроме старого Знаменского у Троицких ворот и Спасского у Флоровских, тогда Москворецкий каменный мост, соединающий обширное Замоскворечье с Кремлем, Китаем и Белым городом, почитался одним из Московских чудес, наравне с Иваном Великим, Сухаревою Башнею, Царь-колоколом и Царь-пушкою. До его построения на Москве-реке, были мосты деревянные живые, составленные из плотов, кои разбирались или разметывались пред весенним разливом вод, иногда и в осеннее половодье. Таковы издавна были Москворецкий у Водяных ворот, (1) Крымский и Дорогомиловский. Самое значение мостов в жизни Русского народа и название дало повод Ходаковскому производить имя Москвы, прежней Московы от мостка потому, что болото в Гжатском уезде, откуда берет начало Москва река, называется Калиновым мостом. (2) Самая местность представляла удобство и необходимость к построению неподвижного моста для непрерывных сношений одной части города с другою. Впадение Неглинной в Москву-реку при подошве Боровицкого холма, этой колыбели города, предполагает здесь древнейшую пристань, куда с верховья реки прибыли первые насельники Кучкова, или Москвы. До построения каменного моста, здесь, без сомнения, был перевоз; но никакого моста не видно на чертеже Москвы, изданном в Голландии в царствование Михаила Феодоровича. (3) В 1633 году на этом месте были Берсеневские водяные ворота и английский механик Христоф Головей посредством свинцовых труб извел из реки воду в Свиблову (Водовзводную) башню, а из башни на Государев Сытный и Кормовый дворцы. (4) Когда же с умножением населенности в Замоскворечьи, где были Стрелецкие слободы, открылась необходимость в соединении четырех городов с их зарецким пригородом: тогда стали помышлять о сооружении каменного моста. Для сего 1643 года вызван в Москву из Страсбурга палатный мастер Анце Яковсен, или как именовали его русские, Яган Кристлер с дядею своим Иваиом Яковлевым Кристлером; для производства привез он с собою, как видно из подлинного дела, (5) разные медные и железные снасти, как-то: медную печь, векши большие и малые, подпятки, долотники, вороты с лопатами, молоты, паздники к деревянному делу, винтовники и щурупники, кирки жерновыя, закрепки в т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 38  голосов:  4.1 из  5) Песок, вода, грязь и подвижные игры. Игры с песком Песок можно использовать по-разному, как продукты/мороженое, молоко, крупа, сахар, пирожки/. Учить детей делать мороженое, пирожки. Учит детей с помощью ведерок делать конусы и пирамидки и украшать их узорами с помощью формочек, на которых нанесены разные изображения, флажками. Материал: лопатки, ведерки, флажки, формочки с узорами. Можно научить детей с общего вала нагребать маленькие песочные валы, прихлопывать их лопаткой и делать грядки. Материал:  лопатки, заборчики, грабельки, листья, шишки. Можно научить огребать лопаткой песок в кучу, прихлопывать песок и аккуратно срезывать стенки лопаткой, вставлять в песочную по стройку окна, двери. Знакомство детей с планировкой. Учит правильно располагать дома, дорогу, деревья. Материал: доски, лопатки, фанерки, фигурки людей, автобусы, машины, деревья, домики, флажки. 6.Зоопарк для зверей. Можно научить из влажного песка делать небольшие перегородки/клетки для зверей/, обнести весь зоопарк забором, сделать входные ворота. Материал: лопатки, деревья, животные, посуда для кормления животных, заборчики, флажки. В этой игре можно научить делать тоннель из песка с помощью лопатки, игрушки, машины, поезда. Делаем насыпь, прокапываем  углубления до получения отверстия. Материал: лопатки, камешки, деревья, паровоз. Делаем из песка делать предметы для игры, вспоминаем сказку. Используем лопаты, фанеры, природный материал, деревья, фигурки животных. Эта игра имеет целью уточнить знания о жизни колхозников, их работе на ферме, развивать самостоятельность, инициативу у детей. Учит создавать по планировке постройки. Материал: ведерки, лопатки, фанерки, фигурки животных и кукол. Учим детей строить  железную дорогу и станцию. Материал:  лопатки, совки, дощечки, машины паровоз, форменные фуражки. Игры с водой Наполните воздушные шарики водой и у вас получатся замечательные водяные

http://azbyka.ru/deti/100-igr-na-svezhem...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Проломные (Водяные) ворота с неизвестной надвратной часовней. Часовня. Действует.   Год постройки:Между 1600 и 1900. Архитектор:Трофим Шарутин (?) Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Святые врата раньше находились в Георгиевско-Знаменской башне, которая делит пополам южную часть ограды. Позже Святые врата устроили чуть западнее (ближе к Поваренной башне), там, где в 1701 году прорубили ворота для ввоза в обитель воды. В XIX веке, когда отпала необходимость монастырю быть крепостью, примерно в середине прясла, между Георгиевской и Поваренной башнями, были прорублены Проломные Врата, служившие для хозяйственных нужд. Сейчас на этом месте за деревянными решетчатыми воротами, между двумя выступающими наружу полубашнями, располагается единственный вход и въезд на территорию монастыря. Православные монастыри, путешествие по святым местам. 42 Водяные ворота с надвратной часовней находятся в Свято-Пафнутьевском монастыре Калужской области. Святые Ворота, увенчанные часовней, сегодня единственный вход в обитель. Время построения водяных ворот с надвратной часовней до сих пор оспаривается и дискутируется историками. В честь кого была освящена часовня, история не сохранила. Но большинство исследователей склоняются к следующей версии. Въездные ворота ранее располагались в Георгиевской башне. Она была проездной. Сам въезд был построен под углом 90 градусов, что обеспечивало безопасность въезда от взрыва или взлома. Рядом в стене была дверь – это и был проход уже внутрь монастыря. В 19 веке, когда необходимость защищать обитель от внешних врагов отпала, между Георгиевской и Поваренной башнями были сделаны «Проломные ворота». Их еще называют «водяными», поскольку при вражеской осаде только через них, по преданию, можно было добраться к источнику воды. Позже эти «проломные» ворота многократно переделывались. Последний раз – в 1864 году.

http://sobory.ru/article/?object=02059

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Кирилло-Белозерского монастыря Почти в середине стены, обращенной к Сиверскому озеру, находятся Водяные ворота с надвратной церковью Преображения, входившие в систему монастырской ограды Старого города. Обе постройки относятся к XVI веку. Но ворота возникли ранее храма, возведение которого датируется 1595 годом. Они имеют форму двух обычных проездных арок с палатами хозяйственного назначения по сторонам: с востока - кладовой, с запада - калачной и просвирной. Их декоративная обработка со стороны двора в виде килевидных архивольтов и прямоугольных, иногда с острым верхом ниш очень близка к убранству Святых ворот. Церковь Преображения над Водяными воротами строили, видимо, местные мастера под наблюдением старца Леонида Ширшова, по образцу ранее возведенного надвратного храма Иоанна Лествичника, Она по форме аналогична своему прототипу, только несколько грубее, приземистее. Это - невысокий куб с пониженными прямоугольными пристройками с двух сторон: алтарем и папертью с первоначально открытыми арками (арочные проемы еще в XVII веке превращены в окна). Сходство довершают членения северного и южного фасадов пилястрами на три прясла, остроугольные нишки и три яруса сплошь украшенных традиционным декором кокошников, из которых сейчас под четырехскатной крышей XVIII века виден только нижний. Однако венчающая часть имела иную форму. Вместо типичных для храмов Кириллова двух глав здесь с самого начала было трехглавие: большая - в центре и две малых - над восточными углами постройки. Появление малых глав было вызвано наличием у Преображенской церкви двух приделов - Ирины и Николая, расположенных по сторонам главного престола в алтаре (один из них был посвящен царице, сестре Бориса Годунова). Само трехглавие было сильно сдвинуто с центра куба к востоку, что сразу вносило в композицию здания оттенок свободной живописности, усиленной необычным покрытием алтаря тремя двускатными кровлями, выходившими шипцами на восточную сторону. К сожалению, уничтожение еще в XVIII веке прежних глав и кровель во многом лишило архитектуру церкви былой привлекательности и красочности форм.

http://sobory.ru/article/?object=05135

Патриарх ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в Троице-Сергиевой Лавре Москва, 8 июня 2014 г.      7 июня 2014 года, по окончании всенощного бдения в канун праздника Святой Троицы и чина наречения во епископы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ, которые проводятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.      Святейшего Владыку сопровождали наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий.      Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел находящийся на реставрации Трапезный Сергиевский храм, ознакомился с реконструкцией Святых и Успенских врат, а также здания Московской духовной академии.      Затем Святейший Патриарх посетил академический некрополь у Царских чертогов, где в настоящее время проводятся научно-археологические исследования с целью восстановления мест погребений ректоров, профессоров и преподавателей Московской духовной академии, внесших значительный вклад в развитие богословской и светской науки и образования. Святейший Патриарх Кирилл отметил важность проведения изыскательских работ и необходимость выявления культурных слоев на территории близ Царских чертогов. Также Святейший Патриарх Кирилл осмотрел Соборную площадь и фасад Успенского собора и через Водяные ворота прошел на территорию Пафнутьева сада, где состоялось обсуждение хода реставрации южной крепостной стены. В северной части Пафнутьева сада Предстоятель ознакомился с ходом строительства новых корпусов общежитий Московских духовных школ. В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил типографию Троице-Сергиевой Лавры, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. 8 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71329.html

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Надвратная церковь Митрофана Воронежского. Церковь. Действует.   Престолы: Митрофана Воронежского Год постройки:1833. Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20, монастырь Координаты: 56.24996, 37.99424 Проезд:Электропоездом C Ярославского вокзала до станции «Хотьково» на электричке, идущей до Сергиева Посада или до Александрова. На станции «Хотьково» обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря, идти около 10 минут. Автотранспортом С Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители. В западном корпусе разместилась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келии. Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу. В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму. С 1921 по 1928 год в богаделенных корпусах позволено было жить сестрам обители, выселенным из других зданий, поэтому надвратная церковь действовала до самого изгнания насельниц. Когда в 1929 году в келейные корпуса поселили рабочих фабрики Угланова, храм святителя Митрофана был разграблен, обезглавлен и превратился в переход между западным и восточным крыльями здания. Долгое время эти корпуса занимались городской гостиницей «Русь», которая прекратила свое существование в 1994 году, и здания были переданы Хотькову монастырю. В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовый. http://khotkovmonastery.ru/monastery/temples Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05848

Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Надвратная Троицкая церковь 1713 г. В 1713 - 1717 годах была построена надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В начале XVIII века достроены каменные крепостные стены с башнями. Форма каменной ограды является подражанием крепостным стенам монастырей XVI-XVII вв. Храмы монастыря неоднократно перестраивались в XVIII—XIX веках. Никольский собор реконструировался в 1750, 1852 и 1887 годах. В 1862 году собор был расписан; живопись поновлена петербургским архитектором Ф. Е. Егоровым в 1897 году. Введенская церковь реконструировалась в 1793 и 1863 годах. В 1870 году она была расписана на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. В 1838 году на средства петербургского купца Ф. Я. Ермолаева в церкви пристроена деревянная паперть. Храм был расписан в 1863 году и реконструирован в 1891 году. Источник: l-garden.ru Троицкая церковь каменная, теплая, прочная, о трех престолах: Святой Троицы, пророка Божия Илии и св. равноапост. Мариамны, св. апост. Филиппа и Василия Блаженного, московского чудотворца. В Троицкой церкви придел св. прор. Илии и равноапост. Мариамны устроен на средства крестьянки дер. Глухова Мариамны Андреевны Кукушкиной, а правый во имя св. Василия Блаженного и апост. Филиппа крестьянином Улейминской волости дер. Горушек Филиппом Дмитриевичем Бобровым и Улейминской слободы Пелагеей Ермильевной Басариной. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Комментарии и обсуждение Где-то на рубеже XIX-XX вв. маленькая надвратная Троицкая церковь была со всех сторон обстроена так, что снаружи виден лишь верх её четверика. При этом наибольшая по объёму пристройка выдвинута на запад, за пределы монастырской ограды. В итоге объём церкви превысил объём Никольского собора монастыря, а проезд под ней превратился в нескончаемый тоннель. Вероятно, в связи с этим Святыми воротами под этой церковью перестали пользоваться, и в монастырь с тех пор устроен " с заднего крыльца " - через Водяные ворота в восточной стене монастырской ограды. 30 августа 2023. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05714

В одном из рукописных документов XVII столетия говорилось о том, что между Никольскими и Красными воротами под горою выложен кирпичный тайник. В нем - двое решетчатых ворот. В 1970 году в ходе реставрационных работ в кремле стали разбирать старое, обветшавшее здание и обнаружили ниже фундамента солдатского лазарета, несколько левее Никольской надвратной церкви, полузасыпанный ход в крепостной стене. Это и были так называемые Водяные ворота. Участок стены и каждый сохранившийся блок старой кладки были изучены тщательнейшим образом. Памятник, действительно, заслуживал особого внимания. Ведь Водяные ворота в XVI -XVII веках считались воротами жизни: при длительной осаде только через них можно было выбраться к берегу Волги и набрать воды. Над решетчатыми воротами были установлены металлическая решетка и барабан для ее подъема. Сигнал тревоги - и она мгновенно опускалась, преграждая путь неприятелю, а с крепостных стен на врага обрушивались ядра и пули. В Астраханском кремле было трое ворот. Теперь появились четвёртые - Водяные. Сейчас между Никольскими и Красными воротами можно увидеть необычное сооружение с крышей. В первозданном виде предстает перед астраханцами интереснейший памятник старины. Никольские ворота получили свое название по устроенной во время возведения каменного Астраханского кремля на этой северной проездной башне церкви во имя Св. Николая Мирликийского. Никольский храм по времени его основания - старейший в Астрахани. Его принадлежность гарнизону в течение очень продолжительного периода позволяет предположить, что изначально Никольская церковь могла быть полковой. Ведь в старину в русских войсках всегда имелись походные полковые церкви и полковые священники. Строительство на новом месте города-крепости обычно начиналось с освящения места, закладки и возведения храма, после чего приступали к сооружению стен кремля, острога, городского тына. Строительство в первую очередь храма, как основы города, считалось благим делом, а покровительство святого, в честь которого назывался храм, в ратных и мирских делах было жизненной необходимостью, тем более такого святого, как покровитель Руси - Николай Чудотворец.

http://sobory.ru/article/?object=17019

Пред валами находились глубокие и широкие рвы, а сама осыпь окружена была деревянной стеной, всего на протяжении 511 ¼ сажен, и имела вооружения. Относительно последних имеются сведения еще от 1609 года – о существовании разнокалиберных старинных орудий с снарядами для стрельбы, и определенное упоминание в сметных книгах 1686 года, когда состояло наряда: медного: 7 пищалей, к ним 113 ядер, по 4 и 2 гривенки ядро; железного: 2 пищали кованых, 17 пищалей волконей (малокалиберных), 33 ствола затинных , итого 59 пищалей; к ним ядер 535, зелья (пороха) по 4–3 гривны ядро ручного и пушечного 12 пудов 31 гривенка. Еще ранее кремлевские валы, сверх тех старинных снарядов, снабжены были чугунными большими пушками, пожалованными царем Алексеем Михайловичем, быть может одновременно с 10 пушками (в 1645 году) для Богоявленского монастыря в Костроме. Известно, что с пожара 1654 года пушки кремлевские оставались без станков и ржавели под Успенским собором, но для них сохранялся порох и свинец. В деревянных кремлевских стенах Старого города находились ворота: а) Спасские большие, чрез кои был главный въезд в кремль; они устроены были подле осыпи или вала к северу, вероятно пред деревянным Спасским, ныне закрытым каменным мостом, сооруженным длиной в 15 1/2 сажен на клетках над широким рвом; б) Ильинские или водяные ворота к реке Волге, и в) ворота от тайника против соборного храма. Над воротами и в других разных местах кремля возвышались деревянные башни, всего 14. Улиц в Старом городе было три: большая по направлению к водяным воротам волжским; от Спасских ворот улица подле осыпи или северного вала и переулок на большую улицу к водяным воротам. Особенное, как бы священное значение Старому городу уже издревле придавал соборный холодный храм в честь Успения Божией Матери, первоначальное построение которого по древнему преданию приписывается костромскому князю Василию Ярославичу ( 1277 год) по прозванию Квашня (брату святого Александра Невского), удостоившемуся на Запрудне явления так называемой Феодоровской иконы Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Монастырская стена.– Ворота. – Церкви. – Главная: Троицкий собор. – Главная святыня собора – мощи преподобного Сергия. – Рака и сень. – Священные вещи у раки. – Образ видения Богородицы Пр. Сергием в алтаре. – Иконостас. – Царские врата. – Иконы, носящие следы осады Лавры поляками. – Ковчег. – Иконы пр. Сергия с учениками. – Две подписи. – Никоновская церковь : её построение; достопримечательности; сведения о Никоне, преемнике преподобного Сергия. – Церковь Духовская. – Церковь Филаретовская и её достопримечательности. – Успенский собор: его внешний вид, основание, внутренность, достопримечательности. – Церковь Смоленская: икона Божией Матери, чудо, основание церкви, память о графе Разумовском и Шереметеве. – Трапезная церковь преподобного Сергия. – Михеевская церковь: случай, по которому она построена. – Рассказ о явлении пречистой Богородицы преподобному Сергию в присутствии его ученика Михея; обновление церкви. – Церковь больничная и икона преподобного Сергия, носимая по домам. – Надворотная церковь во имя Иоанна Предтечи. – Домовая церковь в митрополичьих покоях. – Церковь в наместничьих кельях. – Палатки: Серапионовская и Максимовская. – Колокольня Лавры. – О прочих постройках. – Ризница Лавры и её важные для всех достопримечательности. – Библиотека Лавры и значение монастырей, хранителей книг. – Духовная академия её значение, устройство, обширность. – Кладбища. – Колодезь. – Бассейн. – Памятник с надписями Весь Троице-Сергиевский монастырь обнесен громадной каменной стеной, имеющей более версты в окружности и более девяти аршин толщины. Кто в первый раз увидит эту большую ограду, тот положительно бывает поражен. Нужно, однако, знать, что с внутренней стороны прикладена к ней галерея, которая имеет 7 ½ аршин ширины, так что собственно стена имеет ширины не более двух аршин. И это, конечно, не мало; есть чему дивиться. Строилась эта стена не менее десяти лет, еще при Царе Иоанне Грозном, следовательно, около 350 лет тому назад. Вся стена крыта железом, и в разных местах её возвышаются старинные крепостные башни, которых было 12, ныне же остается 9. Ниже мы увидим, почему была устроена эта стена, здесь же заметим, что это и была настоящая крепость, устроенная для защиты монастыря от врагов. Потому-то в старину были тут и другие укрепления: рвы, возвышения и проч. В стене монастырской четверо ворот: святые, въездные (успенские), водяные и каличьи; из них въездные находятся в восточной стене, на расстоянии 8 сажен от ворот святых, против Успенского собора, почему иначе и называются они Успенскими. Устроены эти ворота позже других, хотя тоже давно – более 200 тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010