Царь Михаил Феодорович обновил ограду, и во время Шведской войны Кремль окопан был, по воле Петра Великого, валом, который теперь отчасти обращен в сад. Это была весьма счастливая мысль – окружить старые бойницы Кремля, видевшие столько кровавых приступов, зеленою сенью цветущего сада, как покрывают мертвого богатым покровом, чтобы утаить его горькое тление; но ограда, обновленная еще дважды в исходе минувшего и начале нынешнего столетия, опять пришла в ветхость; старые ворота ее закладены и новые пробиты там, где их не было прежде. Еще видны древние Владимирские, под часовнею Святителя Николая, которая заменила прежнюю церковь , ибо в нее перенесены все ее чудотворные иконы; рядом с ними недавно закладены водяные малые ворота, коими исходили к реке. Но главные Литовские, так названные от пролегавшей чрез них дороги в Псков и Литву, которыми сообщался Кремль с Волховским мостом и с Торговою стороной, представляют доселе из себя величественную развалину. Часовня, прилепленная к стене, как гнездо ласточки, заменила древнюю церковь Воскресения; с обеих сторон ее написаны на стене две иконы, почитаемые чудотворными. Изнутри города – Спаситель, сидящий на престоле, с двумя по сторонам его молитвенниками Новгорода, святителями Никитой и Иоанном; а снаружи, в самой часовне, – икона Всемилостивого Спаса, привлекающая доныне особенное уважение новгородцев по тем чудным исцелениям, которые от нее истекали и засвидетельствованы преданием. У входа в Кремль, на Волховском мосту, устроена еще одна часовня Чудного креста, судьба коей всегда была сопряжена с судьбою сего моста, потому что святители новгородские искони хотели осенить святынею и шумные воды Волхова, разбивающиеся у стен Кремля, и шумные волны народные, двигавшиеся непрестанно по сему единственному сообщению обеих сторон, Софийской и Торговой. Здесь всегда встречались или останавливались их обоюдные крестные ходы, и не раз, во время междоусобия, когда враждовала Софийская сторона против Торговой, знамение креста в руках святителя прекращало на мосту кровавую битву.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

– В Китае замечательны из зданий, теперь там давно не существующих: Большой комендантский дом на Красной площади, Цейггауз, Сибирский приказ в Гостином дворе, Монетный двор, Московская большая таможня, Хомутная таможня, Сыскной приказ с острогом, пятью казармами, караульнею, покаянною и часовнею. У Воскресенских ворот в палатах помещены были: Медицинская контора, Главная аптека, Австерия, а на самых воротах пробирная палатка, Аптекарский сад был у восточной стены Кремля. Составленная в 1701 году описная книга стен, башен и ворот в четырех городах Москвы представляет нам внешность ее сходно с очерками ее в XVII веке. В конце царствования Петра I, кроме рвов, обнимавших Кремль с двух сторон и земляных болверков, Кремль окружен был с третьей глубоким рвом, выкладенным каменными стенами. Из 20 Кремлевских башен Спаская воротная имела ворота, обитые медью, два щита, с железною между ими опускною решеткой, какая находилась между Константиновской и Отводной башнями. Трубы свинцовые, лежавшие от Водовзводной башни до Набережного сада, по повелению Государя, 1706 года, были оттуда вынуты и отосланы в Петербург 246 . Под башней, где была церковь Св. Петра Митрополита, находился каменный погреб с выходом. У южной стены Кремлевской, по другой стене под навесом стояли пушки от Москворецкой угольной до Глухой башни. В Китае городе было 7 ворот проезжих, 8 башен глухих и три полубашни; из несуществующих ныне башен тогда упоминаются: Козмодемянская с проезжими воротами, потом заделанными, и Москворецкая с двумя проезжими воротами. Воскресенские ворота назывались Триумфальными 247 и, подобно Троицким, Курятными и Куретными. Третья крепость, примыкавшая стеною своей на юг к Кремлю, а на восток к Китаю, имела десять ворот, а по описной книге 1701 года, 26 башен. Сия же книга показывает меру всему Земляному валу с проезжими воротами, озерка, Неглинной и грязи 7026 саж. 1/2 арш., а около Кремля, Китая и Белого города и Земляного валу и башен 13,781 саж. На каменный мост вели с обоих его концов башни с воротами; одни из них в стене Белого города были Всесвятские, а другие за рекою Берсеневские, водяные, или Шестеро ворот; от них и самый мост назывался то Всесвятским, то Берсеневским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Турецкий археолог Экрем Акургал выдвинул предположение, что слово, означающее читальный зал библиотеки – «аудиторион» (лат. – auditorium; греч. – αυδειτριου) в античном словоупотреблении синонимично слову «училище» (греч. – σχολ), упомянутом в связи с проповедью ап. Павла: «Ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна» ( Деян. 19,9 ). Скорее всего, учебные заведения и школы Ефеса, располагавшиеся в центре города, стали к началу II века основой для строительства библиотеки как единого интеллектуального центра (Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul, 2007. – P. 161). Находясь в библиотеке Цельса, на память невольно приходит и образ св. Иустина Философа , открывшего во II веке именно здесь, в Ефесе, первую христианскую философскую школу и, возможно, рассуждавшего на ступенях этой библиотеки с ефесскими мудрецами. Агора Справа от библиотеки Цельса возвышаются реконструированные ворота, также с богатыми скульптурными украшениями, сооруженные, видимо, в одно время с библиотекой Цельса. Ворота вели на рыночную площадь – агору. Агора была построена в I в. до н.э. и представляла собой большую квадратную площадь с длиной стороны 110 м. В начале 111 года, при императоре Каракалле, она была перестроена и сохранилась до наших дней примерно в таком виде, в каком она оказалась после землетрясения, произошедшего в IV в. Это был самый большой рынок города, где торговали абсолютно всем, лавки торговцев располагались вдоль колоннады. Здесь был также рынок рабов, и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. Можно предполагать, что именно здесь начался бунт ефесской черни, подстрекаемой серебряником Димитрием, против апостола Павла. В центре площади находились водяные и солнечные часы, а с южной стороны агоры находился храмовый комплекс Сераписа. Археологические раскопки показали, что уже в IV веке храм Сераписа был обращён в христианскую церковь , посвящённую предположительно ап. Павлу и св. Фекле (по другой версии – ап. Иоанну).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Пред Спасскими воротами в новый город чрез ров мост на клетках, ширина пять сажен, от осыпи до Спасских ворот...» 17 . Несомненно, кремль Костромской имел с трех сторон осыпь или был окружен высокими валами земляными, пред которыми находились глубокие рвы. Осыпь или насыпь окружена была деревянною стеною на протяжении 511¼ сажен. В стене находились двои ворота: 1) Спасские большие, чрез которые был главный въезд в кремль; они были устроены подле осыпи или вала к северу, вероятно, пред нынешним каменным, а прежде деревянным мостом, 18 который, длиною 15¼ сажен, был устроен на клетках, над широким рвом, окружавшим в прежнее время земляные валы, и 2) водяные ворота к р. Волге. Еще упоминается о бывших Ильинских воротах по направлению от Кадкиной горы. Затем в Кремле были устроены башни, всего четырнадцать. Улиц здесь было три: большая к водяным воротам, от Спасских ворот улица подле осыпи или северного вала и переулок на большую улицу к водяным воротам. Нельзя не сознаться, что при теперешнем состоянии кремля, без сомнения, затруднительно начертать точную топографическую картину кремля времени Писцовых книг или установить пунктуально те места, где находились существенные принадлежности его, напр. земляные валы со рвами, стены с разными воротами и башнями. Для того, чтобы получить представление о Костромском кремле в отношении внутреннего расположения в нем, мы обозначим далее те здания, которые по документам XVII–XVIII веков входили в состав кремля, при чем не можем не упомянуть хотя вкратце и о важнейших переменах в них. Особенное как бы священное знамение Костромскому кремлю издревле придавал соборный холодный (готического стиля) храм в честь Успения Божией Матери, первоначальное построение которого, по преданию, приписывается князю Костромскому Василию Ярославичу († 1277 г.) по прозванию Квашне, удостоившемуся на Запрудне явления т. н. Феодоровской иконы Богоматери. 19 После чудесной, вследствие присутствия среди войска этого образа, победы, которая, вероятно, в 1271–1274 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Но постоянный предмет его отеческих забот – вся Казань, открывается пред ним в чудной панораме, по ту сторону роскошного озера Кабана. Ее кремлевская святыня издали утешает взоры Пастыря, исполненного благоговейной любви к основателю своей кафедры, Святителю Гурию, и другу его Варсонофию; близок ему сей последний и по тому чувству, что как бы по следам его перешел он, из родственной ему Твери на это новое духовное поприще. Трогательное с ним прощание Тверской его паствы послужит залогом того, чего может ожидать от него Казанская. Странно, что летнее жилище Архиереев Казанских было во времена Царства усадьбою Магометанских муфтиев; должно полагать однако, что это самое послужило причиною основания тут малой обители, для пребывания духовных Владык покоренного города. Еще доселе благоговеет народ к гробницам своих имамов, коих большие камни, с куфическими надписями, видны близ внешних ворот и подле самой церкви. Иногда приходящие почтить память своих усопших, хотят посмотреть и на Христианского Пастыря Казани; он принимает их с духовною простотою, которая делает его доступным каждому, ибо сердце его лежит не только к Православным, но и к чуждым ему по Вере, и всех бы желал обнять он, как чад своих во Христе Иисусе, подражая в том великим своим предшественникам Гурию, Герману и Варсанофию. После долгой назидательной с ним беседы я поехал в город, вдоль живописного озера, чтобы там, в стенах Кремля, воздать должное поклоненье Первопрестольнику Гурию и Святителю Варсонофию, которые положили начало спасения Казани, и доселе ее соблюдают своими молитвами. По главной Воскресенской улице, пролегающей вдоль гребня Казанского холма, въехал я в Спасские ворота Кремля, напоминающие собою Тайницкие, что в Москве, и освященные Церковью во имя Нерукотворенного образа Спаса. Везде на Святой Руси тот же неизменяемый образец ее священных преданий, не только в храмах, но и в самых твердынях: икона Спасова сторожит главный вход, надвратная церковь осеняет входящих; далее, на противоположном конце узкого Кремля, есть Водяные или Иорданские ворота для крестных выходов на реку, в торжественные дни Богоявления, Преполовения и Всемилостивого Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Многие из построек времен Годунова дошли и до наших дней, но в перестроенном виде. Первая каменная постройка в монастыре - соборный храм Троицы (около 1560-го года, разрушен взрывом в 1648 году). Рядом с соборным храмом, с южной стороны, одновременно была выстроена трапезная палата. Троицкий собор должен был служить летним храмом, предназначенным для торжественных богослужений. Зимней церковью, в которой совершались также все обыденные службы, являлась каменная церковь Рождества Богородицы (не сохранилась). Интенсивное каменное строительство ведется после пожара 1581 года. В 80-90-х годах построены каменные стены монастыря с башнями и въездными воротами. Парадные, Святые ворота, выходили первоначально к реке Костроме, над ними выстроена церковь Федора Стратилата и Ирины (в честь царя Федора Ивановича и царицы Ирины). Строятся каменные кельи, погреба и настоятельские покои. В 1604 году выстроена каменная звонница, завершившая архитектурный ансамбль монастыря. Каменная ограда, согласно летописи, были возведены в 1586 по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 метров) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот : с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы - Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину 1,5 метра, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 6,5 - 7 метров. Ипатьевский монастырь - характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны.

http://sobory.ru/article/?object=00151

На рубеже XVII-XVIII веков на средства получившего исцеление в обители ярославского купца Фёдора Верещагина возводится каменная ограда с восемью башнями, протяжённостью около 300 саженей. Наиболее значительная в Угличском крае монастырская ограда своим обликом отчасти повторяет укрепления Спасо-Преображенского и Толгского монастырей. Внушительные круглые, восьмигранные и четырёхугольные башни, выступающий верхний ярус с бойницами, круговой боевой ход досконально воспроизводят элементы крепостей XVII века, но в действительности формы миниатюрны и декоративны, рассчитаны на оптическую иллюзию. Над главными западными воротами расположена небольшая Троицкая церковь. Одноглавый повышенный четверик храма с четырёхугольной апсидой алтаря был фланкирован симметричными объёмами келий. В средней части расположена проездная арка ворот, декорированная тремя гирьками – «вислым каменьем». Надвратный храм, исходя из требований единства ансамбля, строился с явной оглядкой на Введенскую церковь, но в изначальном виде имел более насыщенную и богатую пластику оформления фасадов. К сожалению, в 1891 году памятник подвергся значительной перестройке, исказившей облик, – в особенности западный фасад, заслонённый крупной пристройкой, расширившей храмовое помещение. На противоположной восточной стороне расположены въездные Водяные ворота с примыкающей сторожевой кельей. Эти ворота также подверглись перестройке в XIX веке. Первоначально над ними находились две братские кельи с сенями, завершённые шатром. Прежде они являлись куда более значительным двухэтажным зданием. На основе описи 1702 года можно проследить изначальный облик монастырских храмов. Так, главы и кресты Никольского собора уже в тот период были опаяны железом белым. Крыши покрыты тёсом «в зубец». С северной стороны, очевидно, со времени постройки располагался придел Феодора Стратилата. Глава придела «обита чешуёю муравлёной». Также упоминаются примыкавшие к собору три паперти, под которыми могли подразумеваться крыльца или галереи. Они располагались на месте более поздних западной паперти и южного придела. В соборе находился «иконостас флямованный, вызолочен и тумбы расписаны серебром и золотом на бархатный цвет». Это был значительный колончатый иконостас с полным каноническим набором икон и объёмной «флемской» резьбой. Позднее он подвергался переделкам, но, по всей видимости, сохранялся вплоть до разорения храма в советский период.

http://sobory.ru/article/?object=00487

«И всего в Суздале в острожной осыпи, и за острожной осыпью, на посаде и в слободах, опричь Спасского Ефимьева монастыря и опричь Покровского девичьего монастыря и опричь тех монастырей слобод, пять монастырей да монастырь пуст, двадцать одна церковь , тридцать три двора духовных людей, четырнадцать дворов архиепископских детей Боярских, да архиепископских дворовых всяких чинов людей и бобылей сорок один двор, а людей в них тож, посадских лучших людей один двор (Лихониных), а людей в них четыре человека, середних десять дворов, а людей в них пятнадцать человек, молодчих пятьдесят три двора, а людей в них шестьдесят восемь человек, нетяглых бобылей сто семь дворов, а людей в них тож, шестьдесят восемь дворов посадских пустых, двадцать три двора церковных бобылей, семь дворов пушкарских, а людей в них тож, четыре двора площадных и губных дьяков, три двора рассыльщиков, семь дворов каменщиков, двенадцать дворов нищих, двадцать дворов вдовьих, изба губная, таможенная, двор гостин, двор кабацких откупщиков, три двора сторожей и две богадельни. И всего посадских людей добрых, и средних, и тяглых, и бобыльских, опричь беломестцев и опричь бобылей, которые ходят по миру, двести семь дворов, и людей в них двести пятьдесят пять человек». «В Суздале, на посаде, пятнадцать кузниц, да восемь анбаров солодяных, да один мыльный». «В Суздале на посаде Спасский Евфимьев монастырь; на монастыре соборная церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе Чудотворца Николая, да другой придел Преподобного Евфимия Суздальского, да другая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы; церкви каменные, трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе мученика Диомида; колокольница каменная ж, а на колокольнице церковь Рождества Иоанна Предтечи; ворота каменные святые, на воротах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да придел Иоанна Списателя Лествицы; на монастыре двадцать келий, а в них Архимандрит Порфирий, да келарь старец Иосиф Трусов, да семьдесят пять братьев; на монастыре келья больничная, а в ней пятнадцать братьев; около монастыря острог деревянной, на остроге двое ворот, одни против святых ворот, другие водяные к реке Каменке; в остроге же двор житный, двор конюшенный, да за острогом у водяных ворот на берегу реки Каменки монастырская пивоварня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Внутренний вид палаты представляет обширную сводчатую комнату. Посреди ее находится колонна, на которую сведены все своды. Налево из палаты выход в кельи архиепископа Иоанна, состоящие из двух комнат: в первой из них устроен затвор, каменный пол которого хранит на себе отпечаток колен молитвенника. Во второй комнате сохранилась окно с умывальным кувшином, подвешенным в нем от 12 века. Между звонницей и святой Софией находится Входо-Иерусалимский храм, построенный в 1759 году. Налево от звонницы находятся так называемые Водяные ворота. В 1910 г. часть кладки над ними обвалилась, и обнаружилась небольшая комната со скамьей в стене. По преданию в ней в 1551 году заживо замурован шурин крымского хана. От звонницы на юг, к Спасской башне, пролегала «Пискупля» – улица епископа. Это была главная улица Детинца, ведшая к Великому мосту. По ее направлению находится небольшая каменная церковка 14 века Андрея Стратилата. Она была выстроена по обету во время чумы в один день. Церковь Андрея Стратилата построена около того места, где в 989 году была срублена тринадцативерхая дубовая святая София, сгоревшая в 1045 году. На месте сгоревшей Софии в 1167 году уроженец села Сытина, былинный Садко, «Богатый гость», построил церковь Бориса и Глеба. Этот храм был уничтожен шведами в 1611 году. Кремлевская стена протяжением 1386 метров, вышина колеблется от 8,5 до 10,6 метра, толщина от 2,7 до 3,3 метра, она вмещает в себе 9 башен, а именно: Спасская. В ней две часовни, в верхней настенное изображение Спасителя в прекрасной ризе, перед ним аналогий, на котором лежат святой Крест и Евангелие, а на столике – фелонь и епитрахиль. В другой часовне находится источник с приятной на вкус водой. В часовнях постоянно живут две престарелые женщины. Княжная, Кокуй – семиэтажная. Покровская. Возле нее одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1305 году посадником Семеном Климовичем. Затем следует Златоустовская. При ней размещен историко-археологический музей, возникший в 1863 году. В нем насчитывается 14134 экспоната.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Рост благоустройства и экономического могущества обители привёл и к новым искушениям. Игумен Серапион всячески стремился приобрести как можно больше земель и в короткий срок получил от великого князя Ивана III тридцать земельных участков. Пятнадцать «старших старцев» монастыря, не согласных с забвением заветов Кирилла Белозерского, в 1483 году покинули монастырь. Только слёзная просьба белозерского князя Михаила Андреевича, изгнавшего из обители корыстолюбивого Серапиона, заставила их вернуться. После этого события тридцать один год в монастыре не было земельных приобретений. Новый игумен Гурий Тушин даже вернул великому князю деревни, взятые его предшественником. В Кирилло-Белозерском монастыре возникло и укрепилось направление «нестяжателей». Главным вдохновителем нестяжательства стал Нил Сорский , прозванный так потому, что основал скит на реке Соре неподалёку от Кирилло-Белозерского монастыря. Нил Сорский и другие «заволжские старцы» были сторонниками аскетического монашества. Они призывали к тому, чтобы у монастырей не было сёл и земель, чтобы монахи жили в «пустыне» и добывали себе пропитание своими руками. Церковный Собор 1503 года в Москве, несмотря на надежды нестяжателей, не принял предложения «заволжских старцев» в качестве общеобязательного для монастырей правила. Конец XV и начало XVI века для Кирилло-Белозерского монастыря стали временем, когда богатство обители быстро росло, а сама обитель благоукрашалась. В 1497 году в монастыре знаменитым мастером Прохором Ростовским был построен каменный Успенский собор. До этого на Севере Руси было только два каменных храма: в Спасо-Каменном (на Кубенском озере) и в Ферапонтове монастырях. Позднее к Успенскому собору были пристроены три придела – над могилами преподобного Кирилла Белозерского, воеводы князя Воротынского и князей Телятевских. В середине XVI века весь монастырь вместо бревенчатого частокола был обнесён крепостными каменными стенами с воротами и башнями. Эта часть монастыря сейчас известна под названием Старого города. Высота его стен достигала пяти метров. На Грановитой башне, которая ещё называлась Часовая, висели большие часы. Две башни были проездными: Водяные ворота выходили к Сиверскому озеру, а Святые, что к востоку от Успенского собора, – в сторону городского посада. Святые врата Кирилло-Белозерского монастыря сейчас единственные монастырские врата в России с сохранившейся древней системой росписи. Иконописцы старец Александр со своими учениками Емелианом и Никитой на стенах и сводах проездной арки изобразили все праздники и всех святых, которым посвящены главные и придельные алтари монастырских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010