А 4-ю статию чтут в Тайницких воротах Похвале да Петру чюдотворцу, и оттуда пойдут мимо житниц в Боровитцкие ворота, а преж сего до Московского разорения ходили подле город да входили в Водяные ворота в двои, что на Москву реку от конюшен, а статии в них нет. И против Каменного мосту чтут 5-ю статию Благовещению да Николе чюдотворцу, да пойдут в Житной ряд да мимо Пушечной двор, и 6-ю статию чтут за всяко прошение да всем святым против Никол-ских ворот, против Китая города. И оттуду пойдут возле город и войдут в Ильинские ворота, а певчие дияки, идучи, поют согласие первое „Яко щедр Господь», да потом „Блажени не-порочнии» с припелы со стихи. И сице во весь год в ходех всегда бывает. Да потом идут на лобное место. И пришед на лобное место, и бывает туто октения и осенения; и пойдут в собор, и певчие, идучи, поют за „Достойно есть» „Чю-же есть». И бывает октения и конечный отпуст со крестом молебну, а потом патриарх отпускает образы, и бывает звон средней» 876 . Московские крестные ходы отличались от новгородских тем, что на них, кроме канонов, пелись «Блажени непороч-нии» «с припелы со стихи». Появление последних в данном случае может быть объяснимо практическим соображением заполнения времени. Многочисленная по составу клириков, хоругвеносцев, процессия «исхождения» шла настолько медленно, что во время ее передвижения вокруг Кремля успевали пропеть 12 канонов. Продолжительный путь возвращения крестного хода из Китая-города на лобное место требовал также дополнения его песнопениями. Этой цели послужили Непорочны, первые стихи которых «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» со стороны их содержания ассоциировались молящимися с совершавшимся «исхождением». Такое дополнительное значение Непорочных подтверждается и тем, что они заняли в чине исхождения место после канонов, евангельских чтений и чина водоосвящения. Многообразие порядков отправления утренней литии в Русской Церкви увеличивается еще благодаря частным особенностям отправления ее в отдельных монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. 12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году. В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

http://sobory.ru/article/?object=04673

появилась ещё более грандиозная, богато декорированная, четырёхъярусная колокольня, сооружённая по проекту астраханского епархиального архитектора С.И. Карягина. Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта. В 1910 г. фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 г. на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и 18 часов, играют мелодию «Славься» М.И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 1930-е гг. всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест. В 1990 г. на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 г. соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии. Современное расположение историко-архитектурных строений на территории культурно-исторического памятника федерального значения «Астраханский кремль»: Стены и башни Астраханского Кремля. 1582-1589 гг. Соборная колокольня с Пречистенскими воротами. 1908-1912 гг. Архитектор С.И. Карягин. Архиерейская башня, перестроена в 1813 г. при разборке стен Житного двора. Житная башня, 1582-1589 гг. Крымская башня, 1582-1589 гг. Башня «Красные Ворота». В настоящее время в башне действует выставка «Кремль — образец крепости 16 в. Лабиринт, смотровая площадка», восстановлена в 1962 г. Ворота Водяные, восстановлены в 1977 г. Никольская надвратная церковь (Никольские ворота), 1729-1738 гг. Артиллерийская (Пыточная) башня и Артиллерийский (Зелейный) Двор.

http://sobory.ru/article/?object=17019

В основании звонницы XVI в. мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 г.г. ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П.Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид. Святые ворота - самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI в. в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563-1564 г.г. живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX в.в., в результате чего здание получило дополнительные объемы - дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI в. характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции. Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е г.г. XVI столетия. После военных событий начала XVII в. возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII в. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая(1623) и Угличская (1635) крепостные башни и прясло стены между ними. Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х г.г. была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII в. и на ее месте в 1827-1831 г.г. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX в., до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

http://sobory.ru/article/?object=00216

На той же стороне тоже большие улицы монастырь ружной Живоначальной Троицы деревян клетцки, да другая церковь , тёплая, Успение Пресвятой Богородицы, да предел Иоанна Предтечи древянны клетцки, ограда деревянная, ворота святые, на монастыре ж 28 келий, а в них игуменья Солоникея да 8 сестёр. Монастырское церковное строение государево. Да к тому ж монастырю на другую сторону перешед большую улицу против святых ворот подле попова двора троецкого к песчаному их пруду прохода по воду сажень, а денежную ругу емлют из Большого прихода, а хлебную·– из дворца». На той же стороне улицы дворы посадских людей: двор бобыля Гаски Федорова, сына прозвище Шибалков и др. «В Суздале ж на посаде Александровский девичий монастырь ружной; на монастыре церковь Александра мученика деревянная вверх, да тёплая церковь Покров Пресвятой Богородицы деревянна клетцки, церковное строение Государево; на монастыре ж тридцать восемь келий, а в них Игуменья Ольга, да сорок четыре старицы; ограда деревянная, ворота святые, другие водяные, а денежную ругу емлют из Большего Прихода, а хлебную – из дворца». Около сего монастыря находилась слободка монастырская нетяглая; в ней четыре двора бобыльских, да два собственно принадлежавших монастырю. На церковной же земле было ещё 15 дворов посторонних людей. На всполье показаны дворы посадских людей: Павлова, Иголкина, Коурцова, Работина, Бессонки, Ожгихина, Жинкина, Холопова, Аверкиева, Разломихина, Шлыкова, Безделкина, бобылей: Зуева, Шафарина, Колотилина, Омутихина, Пешкина, Лужнова, Бизяева и других, и двор архиепископского сына Боярского, Василия Чертова, всего 55 дворов. На всполье же, у Семена Летопроводца, были дворы посадских людей: в Баранове переулке Шафарина, Еремеева, Губина, Быкина; бобылей: Гладышева, Истомина, Шмакова и других. «В Суздале ж на посаде, в Ярунове улице церковь Козьмы и Дамиана, да другой храм, тёплый, жён Мироносиц, деревянные клетцки». На той же улице показаны дворы посадских людей: Пигасова, Петухова, Гребенщикова, Глушкова, Жданова, Ермолина; бобылей: Клопова, Ляпина, Кощеева, Саратина, Вшивикова и друг., всего 27 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Из дневника послов Зигмунда III в 1606 г. видно, что тогда Кремль известен был под названием Царь-города и Крым-города 144 . Через рвы в Кремлевские ворота вели соименные им мосты каменные: Фроловский, или Спаский, Константиноеленский и Троицкий, известный также под именем старого каменного моста; деревянный на перекладинах Никольский, или Николаевский. Название свое получили сии ворота от церквей близ стоявших, а последний от монастыря Николы старого на Никольской улице, подобно Никольским воротам, замыкавшим сию улицу. Между двумя стенами Кремля простирался глубокий ров; они крыты были на два ската деревянною кровлею. Кроме стены с бойницами, внутри Кремля по верху Подола, к нижней стене на берегу Москвы реки примыкала третья стена от Свибловской до Водовзводной башни: что и дало повод Олеарию назвать стены Московской крепости тройными 145 . Во внутренности Кремля между зданиями и стенами было девять ворот, из коих Благовещенские находились у Благовещенского собора и Водяные у Архангельского; кроме их, близ Стретенского собора были Сретенские, соседственные с Гербовой башней, а по свидетельству Бера, у Цареборисовского двора Чертольские, у которых стоявшие стрельцы видели падение Димитрия Самозванца из дворцового окна 146 . Четверо главных ворот крепости, прежде нами упомянутые, по указу Царя Алексея Михайловича 1658 г. Апреля 16, переименованы: Фроловские Спаскими, Троицкие Курятными, Боровицкие Предтечевскими. За Троицкими воротами стрельница называлась в описях по иконам на ней, Борисоглебскою башнею и Кутафьею 147 . Кроме известных доныне названий башен и полубашен, некоторые из них имели особенные, как-то: от Никольских ворот на север угольная круглая башня именовалась Собакиною; от Тайнинских ворот вверх по Москве реке угольная Водяным взводом. Как за Никольскими воротами, так и от Троицких и Тайнинских первые башни назывались глухими 148 , у Спаских ворот с левой стороны на стене полубашня Царскою и всполошною, потому что на ней висел всполошный колокол, а близь ее у стены находилась Стрелецкая караульня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Московские ратные люди оплошали: оставили отворенными Водяные ворота под Пятиглавою башнею на мосту, построенном для сообщения с другим берегом; этим воспользовались высланные поляки, ворвались через эти ворота в Белый город. Плещеев бежал. Его воины побросали даже свои щиты. Поляки и немцы зажгли церковь св. Илии, Зачатейский монастырь и близкие к ним дворы. В это время поставленная на Ивановской колокольне польская стража закричала: «Из Можайска Струсь идет. Москвичи не пускают его под деревянною стеною на Замоскворечье». Гонцы поскакали по льду, и приказали тем, которые прогнали Плещеева, идти па другой берег, жечь Замоскворечье и помогать Струсю. К ним послали еще других немцев. Пожар на Замоскворечье принялся очень скоро. Жолнеры добрались до деревянной стены и зажгли ее. Стена распадалась. Струсь с своими удальцами бросился в прогалину, кричал «За мной!», и его жолнеры перескочили за ним вслед через развалины горящей степы. «Не мы ему помогали, а он, герой сердцем и душой, помог нам», – говорит польский дневник. Ополчение Ивана Колтовского, защищавшее Замоскворечье, разбежалось. Струсь благополучно вошел в Кремль. Замоскворечье запылало на всех концах. После того поляки стали жечь Белый город по направлению к Лубянке. Пожарский с своим отрядом вышел из острожка своего и не давал столицы на сожжение. Битва в улицах была упорная: но огонь заставил русских отступить. Сам Пожарский был ранен, и, упавши на землю, горько плакал о разрушении царствующего града, о крайнем бедствии русской земли. Окровавленный, вопил он: «О, хоть бы мне умереть, только бы не видать того, что довелось увидеть!». Ратные люди подняли предводителя, положили в повозку и повезли из пылающей столицы по Троицкой дороге. Весь его отряд отправился туда же. Это был последний отпор. После того русские не отстаивали столицы. Жители ее, как узнали, что пришедшие к ним на помощь не в силах спасти города, впали в отчаяние и бежали без оглядки, толкая друг друга и падая на снег. Много их пошло вслед за Пожарским к Троице: иные толпились в Симоновом монастыре, иные прятались в слободах, которые еще не были сожжены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества. Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 г. был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. Именно в нем 14 марта 1613 г. был призван на царствие Михаил Романов. В XIV и XV вв. Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI ст. до 1605 г., то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «...на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок». Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 г. по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие территорию так называемого Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 м) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот: с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы — Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину около полутора метров, а позднее, в XVII в., были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 м ниже современной и достигала 7 м.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Монастырская стена.– Ворота. – Церкви. – Главная: Троицкий собор. – Главная святыня собора – мощи преподобного Сергия. – Рака и сень. – Священные вещи у раки. – Образ видения Богородицы Пр. Сергием в алтаре. – Иконостас. – Царские врата. – Иконы, носящие следы осады Лавры поляками. – Ковчег. – Иконы пр. Сергия с учениками. – Две подписи. – Никоновская церковь : её построение; достопримечательности; сведения о Никоне, преемнике преподобного Сергия. – Церковь Духовская. – Церковь Филаретовская и её достопримечательности. – Успенский собор: его внешний вид, основание, внутренность, достопримечательности. – Церковь Смоленская: икона Божией Матери, чудо, основание церкви, память о графе Разумовском и Шереметеве. – Трапезная церковь преподобного Сергия. – Михеевская церковь: случай, по которому она построена. – Рассказ о явлении пречистой Богородицы преподобному Сергию в присутствии его ученика Михея; обновление церкви. – Церковь больничная и икона преподобного Сергия, носимая по домам. – Надворотная церковь во имя Иоанна Предтечи. – Домовая церковь в митрополичьих покоях. – Церковь в наместничьих кельях. – Палатки: Серапионовская и Максимовская. – Колокольня Лавры. – О прочих постройках. – Ризница Лавры и её важные для всех достопримечательности. – Библиотека Лавры и значение монастырей, хранителей книг. – Духовная академия её значение, устройство, обширность. – Кладбища. – Колодезь. – Бассейн. – Памятник с надписями Весь Троице-Сергиевский монастырь обнесен громадной каменной стеной, имеющей более версты в окружности и более девяти аршин толщины. Кто в первый раз увидит эту большую ограду, тот положительно бывает поражен. Нужно, однако, знать, что с внутренней стороны прикладена к ней галерея, которая имеет 7 ½ аршин ширины, так что собственно стена имеет ширины не более двух аршин. И это, конечно, не мало; есть чему дивиться. Строилась эта стена не менее десяти лет, еще при Царе Иоанне Грозном, следовательно, около 350 лет тому назад. Вся стена крыта железом, и в разных местах её возвышаются старинные крепостные башни, которых было 12, ныне же остается 9. Ниже мы увидим, почему была устроена эта стена, здесь же заметим, что это и была настоящая крепость, устроенная для защиты монастыря от врагов. Потому-то в старину были тут и другие укрепления: рвы, возвышения и проч. В стене монастырской четверо ворот: святые, въездные (успенские), водяные и каличьи; из них въездные находятся в восточной стене, на расстоянии 8 сажен от ворот святых, против Успенского собора, почему иначе и называются они Успенскими. Устроены эти ворота позже других, хотя тоже давно – более 200 тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Китай, или внутренний город, какой находился еще в Костроме и в Липовецком уезде, также Красный город, Новгород, Иван город, прежде большой посад, обтекаемый с трех сторон реками, представляется на чертеже с многочисленными его улицами, переулками и тупиками, с Красною площадью, или Лобным рынком, где от Никольских до Флоровских ворот стоят церкви с погостами, коих считалось 15 на 92 саженях, и Налобное, или Лобное место, которое Готофред называет амвоном церковным, назначенным для молений Государя (podium Ecclesiasticorum in supplicationibus Imperat destinatum). Между Никольским мостом и Земским приказом место под двумя большими пушками 528 . Главным въездом в город с севера Неглинские, ныне Воскресенские, ворота с мостом, названы Львиными (porta leonum), вероятно, от того, что близь них во рву находился Львиный двор, пригороженный к стене, и Государев Сытный двор, также Земский двор, с коего решеточные прикащики отряжались для бережения города с объезжими головами 529 , составлявшими пожарную команду того времени. В 11 саженях от Неглинских ворот означен пушечный анбар (armamentarium, quo tormenta bellica observantur), у которого в кружале стены караульная изба пушечная. С юга от Москвы реки, близь церкви Спаса Смоленского, водяные Спасские ворота, или Москворецкие, кои вели в лево на великую улицу по берегу Москвы реки от Живого до Устенского моста; ибо в право по берегу ее не было проезжей улицы до конца XVIII века. Из многих ворот упомянуты еще Варварские, Ильинские и Никольские; но пропущены ныне несуществующие, а тогда бывшие: Пушечные у Троицы в полях, Сретенские, нынешние Никольские 530 , Васильевские и Козьмодемьяновские к Васильевскому лугу. Тогда в Китае большими улицами были Никольская, Ильинская, Варварская, Зачатская и Псковская, а между Никольскою и Ильинскою урочище Пять улиц. Они соединялись переулками: с Никольскою Ильинская, Богоявленским, Воскресенским и Козьмодемьянским, с Ильинской улицей Варварская Веденским, Посольским и Ипатским; с Варварской улицы на Зачатскую шел Псковский переулок, а с Псковской улицы Знаменский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010