Когда греки узнали, что русские корабли разбиты бурею, то император Константин Мономах послал за ними погоню; Владимир возвратился, разбил греческие корабли и пришел назад в Русь. Но не так был счастлив Вышата - его отряд был окружен греками при городе Варне, взят в плен и приведен в Константинополь, где многих русских ослепили; только через три года, когда заключили мир, отпущен был Вышата в Русь к Ярославу. Чем обнаруживалась вражда в продолжение трех лет, неизвестно; на каких условиях был заключен мир, также неизвестно. Вероятно, Ярослав поспешил прекратить вражду с греками, занятый более важным предприятием относительно Польши; вероятно также, что следствием и условием прекращения вражды был брак сына Ярославова Всеволода на царевне греческой: в 1053 году летописец упоминает о рождении сына Всеволодова Владимира от царицы грекини. О набегах печенежских, кроме упомянутых выше при борьбе Ярослава с Святополком, древнейшие списки летописи сообщают известие под 1036 годом. Находясь в это время в Новгороде, Ярослав узнал, что печенеги осаждают Киев; он собрал много войска, варягов и новгородцев, и вступил в Киев. Печенегов было бесчисленное множество; Ярослав вышел из города и расположил свое войско так: варягов поставил посередине, киевлян - на правом крыле, а новгородцев - на левом; и началась битва перед крепостью. После злой сечи едва к вечеру успел Ярослав одолеть печенегов, которых погибло множество от меча и перетонуло в реках во время бегства. После этого поражения имя печенегов хотя и не исчезает совершенно в летописи, однако нападения их на Русь прекращаются. В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории; в скандинавских сагах Ярослава называют скупым, но этот отзыв может служить ему только в похвалу: и отец его, который вовсе не был скуп, не любил, однако, удовлетворять жадности норманских наемников, которые особенно любили приобретать; раздача большой суммы денег новгородцам скорее будет свидетельствовать о щедрости Ярослава.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пери, (Перетц) Абрам Израилевич (1771–1833) — коммерции советник, крупный откупщик, подрядчик и финансист. Во время Отечественной войны 1812 г. Перетц потратил все свое состояние на продовольственное снабжение русской армии. Однако казна задерживала платежи, и он обанкротился. Сведения, сообщаемые о его отношениях с Мордвиновым, носят анекдотический характер. Балакирев Иван Александрович (1699 —?) — придворный шут. Балакирев Иван Александрович (1699 —?) — придворный шут. Киселев Павел Дмитриевич (1788–1872), граф — министр государственных имуществ (1837–1856). Киселев Павел Дмитриевич (1788–1872), граф — министр государственных имуществ (1837–1856). И. С. Аксаков, Александр Карлович Сивере (1823–1887) и Дмитрий Андреевич Чапский были членами правительственной комиссии по изучению раскола в Ярославской губернии. Комиссия под председательством Ю. И. Стенбока-Фермора работала в Ярославской губернии с лета 1849 до осени 1851 г. И. С. Аксаков, Александр Карлович Сивере (1823–1887) и Дмитрий Андреевич Чапский были членами правительственной комиссии по изучению раскола в Ярославской губернии. Комиссия под председательством Ю. И. Стенбока-Фермора работала в Ярославской губернии с лета 1849 до осени 1851 г. То есть составителем списка проживающих в этой местности крестьян. То есть составителем списка проживающих в этой местности крестьян. Ср.: «Тем же наречеся село то, село крови, до сего дня» (Матф. 27:8). Ср.: «Тем же наречеся село то, село крови, до сего дня» (Матф. 27:8). Примечание А. Титова: «Прекрасная коллекция рукописей и старопечатных книг, собранная Трехлетовым и описанная Ф. Я. Никольским, после смерти собирателя находится в Имп[ераторской] публ[ичной] библиотеке». Примечание А. Титова: «Прекрасная коллекция рукописей и старопечатных книг, собранная Трехлетовым и описанная Ф. Я. Никольским, после смерти собирателя находится в Имп[ераторской] публ[ичной] библиотеке». Далее в книге следуют записи былин и песен «Илья Муромец», «Ян Ушмович», «Песня Юрки о Ростовском озере» и «Женитьба князя Владимира», в настоящем издании опущенные.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Собранное суздальское ополчение расположилось на реке Гзе; Мстислав с новгородцами и Владимир со псковичами стали у Юрьева, а Константин с ростовцами стал на реке Липице. Мстислав послал сотского Лариона к Юрию: «Кланяемся тебе, от тебя нам нет обиды. Обида нам от Ярослава». Князь Юрий отвечал: «Мы один человек с братом Ярославом». Тогда Мстислав послал того же Лариона к Ярославу с таким словом: «Освободи мужей моих новгородцев и новоторжцев, верни волости новгородские, что ты занял, Волок отдай; возьми с нами мир и целуй нам крест, а крови проливать не будем». Ярослав отвечал: «Мира не хотим; мужи ваши у меня; издалека вы пришли, а вышли, как рыбы на сухо». Услышали от Лариона речь эту новгородцы, и Мстислав опять послал сказать князьям: «Братья Юрий и Ярослав! Мы пришли не кровь проливать; не дай Бог дойти до этого; мы пришли управиться между собою; мы одного племени: дадим старейшинство Константину и посадим его во Владимире, а вам вся суздальская земля». «Скажи братьям нашим Мстиславу и Владимиру, - отвечали Ярослав и Юрий, - прийти-то вы пришли, а куда-то думаете уйти? А брату Константину скажи: пересиль нас - твоя будет вся земля!» Самонадеянные суздальские князья заранее хвалились будущей победой и учредили у себя в шатре пир с боярами. Некоторых из старых бояр смущало то, что на стороне противников была правда, освященная старыми обычаями. Один из них, Творимир, обратился к князьям с такою речью: «Князья Юрий и Ярослав! Меньшие братья в вашей воле; но как по моему гаданию, - то лучше бы вам взять мир и дать старейшинство Константину! Не смотрите, что их меньше, чем наших; Ростиславова племени князья мудры, рядны и храбры, и мужи их новгородцы и смольняне дерзки в бою; а про Мстислава Мстиславича сами знаете, что храбрость дана ему паче всех; подумайте, господа». Молодым князьям не полюбилась такая речь. Зато другие бояре, помоложе, льстили им и говорили так: «Князья Юрий и Ярослав! Никогда того не бывало, ни при отцах ваших, ни при дедах, ни при прадедах, чтобы кто вошел ратью в сильную суздальскую землю и вышел бы из нее цел; да хоть бы вся русская земля пошла на нас: и галицкая, и киевская, и смоленская, и черниговская, и новгородская, и рязанская, да и тогда ничего с нами не поделают; а что эти полки, - там мы их седлами закидаем!»

http://sedmitza.ru/lib/text/435567/

Здесь под городскими стенами они захватили в плен одного человека, от которого узнали, что Ярослава нет в городе - пошел к брату Юрию с полками, с новгородцами и новоторжанами, а князь Юрий с братьями Святославом и Владимиром выступил также из своего города. Войско младшие Всеволодовичи собрали большое: муромцев, бродников, городчан и всю силу Суздальской земли, погнали всех и из сел, у кого не было лошади, тот шел пешком. Страшное было чудо и дивное, братья, говорит летописец: пошли сыновья на отца, отцы на детей, брат на брата, рабы на господина, а господин на рабов. Ярослав и Юрий с братьями стали на реке Кзе, Мстислав и Владимир с новгородцами поставили полки свои близь Юрьева, а Константин ростовский стал дальше с своими полками на реке Липице. Когда Ростиславичи завидели полки Ярославовы и Юрьевы, то послали сотского Лариона сказать Юрию: " Кланяемся; у нас с тобою нет ссоры, ссора у нас с Ярославом " ; Юрий отвечал: " Мы с братом Ярославом один человек " . Тогда они послали сказать Ярославу: " Отпусти новгородцев и новоторжан, возврати волости новгородские, которые ты захватил. Волок; с нами помирись и крест целуй, а крови не проливай " . Ярослав отвечал: " Мира не хочу, новгородцев и новоторжан при себе держу; вы далеко шли и вышли, как рыба насухо " . Когда Ларион пересказал все эти слова Ростиславичам, те отправили к обоим братьям с последнею речью: " Мы пришли, брат князь Юрий и Ярослав, не на кровопролитие, крови не дай нам бог видеть, лучше управиться прежде; мы все одного племени: так дадим старшинство князю Константину, и посадите его во Владимире, а вам Суздальская земля вся " . Юрий отвечал на это послу: " Скажи братье моей, князьям Мстиславу и Владимиру: пришли, так ступайте куда хотите, а брату князю Константину скажи: перемоги нас, и тогда тебе вся земля " . Младшие Всеволодовичи, ободренные мирными предложениями врагов, видя в этом признак слабости, отчаянного положения, начали пировать с боярами; на пиру один старый боярин, Андрей Станиславович, стал говорить молодым князьям: " Миритесь, князья Юрий и Ярослав! А меньшая братья в вашей воле; по-моему, лучше бы помириться и дать старшинство князю Константину, нечего смотреть, что перед нами мало Ростиславова племени, да князья-то все они мудрые, смышленые, храбрые; мужи их, новгородцы и смольняне, смелы на бою, а про Мстислава Мстиславича и сами знаете в том племени, что дана ему от бога храбрость больше всех; так подумайте-ка, господа, об этом! " Не люба была эта речь князьям Юрию и Ярославу, и один из юрьевых бояр сказал: " Князья Юрий и Ярослав! Не было того ни при прадедах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «РУССКИЙ ВЗГЛЯД» – ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 26 мин., 01.01.2008 Предлагаем вашему вниманию текст программы " Русский взгляд " , посвященный проблемам высшего образования. В программе участвовали: Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики МГИМО Маргарита Баржанова, депутат Госдумы, член Комитета по науке и образованию ГД Максим Сафонов, предприниматель Александр Сайфулин, студент 4 курса физфака МГУ Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Над программой работали: Ведущая – Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссер-постановщик – Александр Замыслов Редакторы – Лариса Богуш и Ксения Лученко ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: «Русский взгляд на проблемы высшего образования в России» – тема нашей программы сегодня. Мы поговорим о низких стипендиях и высоких требованиях, об уровне преподавания и уровне знаний, о возможности поступить без блата и о реформе высшего образования в России. Вы смотрите «Русский взгляд», я – Лена Писарева. Здравствуйте! В студии программы «Русский взгляд» - декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов. Здравствуйте, Ярослав Львович! ЯРОСЛАВ СКВОРЦОВ: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Как бы вы охарактеризовали главную проблему сегодняшнего высшего образования в России? ЯРОСЛАВ СКВОРЦОВ: Я думаю, это кадровая проблема - с преподавателями. К сожалению, это общая беда. Наверное, трудно найти такую отрасль, где был бы избыток профессионалов. Я считаю, что сейчас в высшей школе не хватает молодых, прогрессивно мыслящих педагогов, которые пришли в образование всерьёз и надолго. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Неожиданная точка зрения! Спасибо. В студии программы «Русский взгляд» - депутат Государственной Думы, член Комитета по науке и образованию Маргарита Баржанова. Маргарита Валерьевна, здравствуйте! МАРГАРИТА БАРЖАНОВА: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Маргарита Валерьевна, ваша точка зрения на проблему высшего образования в России. Какая главная проблема?

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-vyisshee-...

667 ...Рюриче, и Давыде! – Рюрик и Давыд Ростиславичи. Рюрик был соправителем Святослава Киевского, Давыд – княжил в Смоленске. 668 Галичкы Осмомысл Ярославе! – Обращение κ Ярославу Галицкому, на дочери которого был женат Игорь. Смысл прозвища Ярослава неясен. 670 ...меча бремены... – Как пониматьэтот поэтический образ – неясно; речь идет, видимо, ο могущеетве Ярослава Осмомысла. 671 ...стрляеши... салтани за землями. – Во времена «Слова» европейские страны готовились κ походу против султана Саладина, но крестовый поход 1193 г. произошел уже после смерти Ярослава (в 1187 г.), и летописец, упоминая ο самом походе, не сообщает об участии в нем галичан. Смысл намека автора «Слова» нам до конца не ясен. 672 …Романе, и Мстиславе! – Роман – князь Владимира Волынского; какой именно Мстислав (Мстислав Ярославич Пересопницкий или Мстислав Всеволодович Городенский) имеется в виду – неясно. 673 …желзныи паворзи подъ шеломы латинскими. – «Паворзи» – ремешки, удерживающие шлемы; у шлемов европейского образца («латинских») они покрывались металлическими пластинками. Упоминание ο «латинских шлемах» – намек на связи волынских князей с Польшей. 677 ...по Роси и по Сули... – Рось – правый, а Сула – левый приток Днепра, впадающие в него южнее Киева. 679 ...шестокрилци – эпитет соколов (крыло сокола состоит как бы из трех частей), с соколами в «Слове» часто сравниваются воины. 682 Исхыти юна кров, а тьи рекъ... – одно из возможных прочтений этого испорченного места в «Слове» (в Π и Е: «и схоти ю на кровать, и рекъ»); смысл текста остается неясным, и перевод его не дается. 683 ...Брячяслава... Всеволода... – Брячислав и Всеволод – сыновья Василька Володаревича, полоцкого князя. 684 Трубы трубятъ городеньскии. – Имеется в виду, возможно, город Городец (недалеко от Минска). Неизвестно, какое событие имеется здесь в виду; возможно, что фраза оборвана. 685 Ярославе и вси внуце Всеславли! – Эта конъектура, по мнению Д. С. Лихачева, соответствует содержанию «Слова»: автор призывает κ примирению всех русских князей – потомков Ярослава Владимировича и Всеслава Брячиславича (внука Владимира Святославича); в этом случае следовало бы читать: «Ярославли вси внуци и Всеславли!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая особенность этого договора та, что насилие господина своей собственной рабе влекло ея освобождение: «пакы ли соромить, собе свободна». «Только при таком предположении и понятно ея (рабы) освобождение», – замечает Сергеевич 794 . Об изнасиловании говорят церковные уставы Св. Владимира и Ярослава; но здесь оно называется «пошибаниемъ». Пошибание, которое в некоторых списках устава Ярослава стоить перед словами «премежю мужьем и женою о животе», с легкой руки Карамзина (т. I, прим. 506), понимается, как ссора и драка, и в таком смысле вошло даже и в словари некогорых видных филологов-славистов 795 . Только А.С. Павлов указал настоящее значение слова пошибание, именно как изнасилование 796 . Устав Св. Владимира не санкционирует пошибания. Санкцию его мы находим в Уставе Ярослава: «аже кто пошибаеть боярскую дщерь, или боярскую жену, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 гривен золота, а меньших бояр гривна золота, а епископу гривна золота; а нарочитых людей – 3 рубли, а епископу 3 рубли, а простой чади 15 гривен, а епископу 15 гривен, а князь казнитъ» (Ст. 2 по изд. Влад.-Буданова). Градация наказания за пошибание соответствует градации наказания за похищение («аще умчить девку или насилитъ»). В статье о «пошибании» упоминаются вместо добрых людей (которые стоят в ст. об умычке) «нарочитые люди». Это, можно думать, те же самые добрые люди, т.е. свободное городское население; а «простая чадь» – это просто крестьяне и сельские люди. О насилии же рабам ничего не говорится. За насилие крестьянке по уставу Ярослава полагается штраф в пользу виновной и в пользу епископа по 15 (а по другим спискам – по 12) гривен кун. Тот принцип Ярославова договора XII века, что за насилие штраф идет и в пользу обиженной и в пользу князя, сохранил свою силу и в Уставе Ярослава, с тем только изменением, что место князя занял епископ. Последний свою долю получал во всяком случае, кто бы ни случился объектом изнасилования, дочь больших бояр, или дочь меньших бояр, нарочитых людей или простой чади. В первом случае он получал 5 гривен золота, во втором – 5 гривен серебра, в третьем – 3 (а по друг. списк. 2) рубля и в последнем 15 гривен кун.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы – то все с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху , которым половцы своих малых детей в колыбели пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко – за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял. И в те дни,– от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского,– обрушилась беда на христиан... СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУСКЫЯ ЗЕМЛИ И ПО СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА 106 О, свтло свтлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, рками и кладязьми мсточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными зврьми, различными птицами, бе-щислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававрьная вра хрестияньская!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

рус. права. Изд. 5. стр. 232. Срав. Павлова, Курс цер. права. 1903. стр. 136). 51. Устав князя Ярослава Устав князя Ярослава о церковных судах содержит в себе дальнейшее развитие начал, выраженных в уставе князя Владимира по вопросу о ведомстве церковного суда. В уставе князя Владимира содержится голое перечисление предметов церковного суда и церковных людей, пользующихся привилегией изъятия из ведомства светского суда по всем делам светского характера. В уставе Ярослава указывается подробно, каким мерам взыскания подлежали проступки и преступления, предоставленный церковному суду. При этом выясняется, что не все преступления, значащиеся по уставу князя Владимира в числе предметов подсудных церковному суду, ведались исключительно церковным судом, а многие судились при совместном участии и светской власти. Из статей устава Ярослава видно, что исключительно церковному суду подлежали все нарушения правил церковной дисциплины, и нравственные проступки клириков, монахов и церковных людей. В этих случаях епископу предоставлено назначать меру взыскания по собственному усмотрению, руководствуясь конечно правилами церковными – „во что осудите, волен» (ст. 45. 47. 49. 53). из проступков мирян причислены к таким же делам – нарушения религиозных уставов, напр. религиозное и житейское общение с некрещеными, иноязычными, отлученными от церкви (ст. 50–52. 48. 39. 17), преступления против чистоты семейных нравов: блуд, прелюбодеяние, кровосмешение (5–9. 13–15. 17–26. 45. 52.), бракосочетание в недозволенных степенях родства, свойства и духовного родства (11. 13–15. 25), дела о насильном принуждении к браку детей со стороны родителей или запрещении им выходить замуж или жениться на избранных невестах (ст. 27. 46), о самовольном расторжении брака одной стороной вопреки желанию другой или по обоюдному соглашению (10.16.), дела о брачном разводе на законном основании (ст. 54–59), дела о выморочном имуществе церковных людей (ст. 60), дела о личных оскорблениях, воровстве н других преступлениях, когда они совершаются в семейном кругу (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Олег же оказывается без княжеского удела в Русской земле и в последующие годы силой пытается установить справедливость, становясь на защиту интересов всех Святославичей, оказавшись после гибели в 1078 г. Глеба Святославича старшим среди них. Прежде, однако, он подводит Владимира Мономаха, поручившегося за него перед отцом на Пасхальной неделе, 8 апреля 1078 г., когда Владимир посетил отца и пригласил на праздничный обед своего кума. Олег Святославич через день бежит из Чернигова в Тмуторакань, а в августе возвращается с половцами... Выиграв первую битву 25 августа, во второй, на " Нежатиной ниве " , терпит поражение. В ней погибает и князь киевский Изяслав Ярославич. В этой битве уже единым фронтом с отцом выступает и Владимир Мономах - против двоюродного брата и кума. Олег опять бежит в Тмуторакань, откуда его выкрали греки (хазары) и заточили на острове Родос . Вернулся он только спустя четыре года, в 1083 г., сидит в Тмуторакани, а в 1094 г. появляется с половцами под Черниговом... За время его отсутствия полноправным правителем в Русской земле становится Всеволод Ярославич. Как заметил В.В.Кусков, при странных обстоятельствах в 1078 г. убивают старшего Святославича - Глеба, и в том же году, на " Нежатиной ниве " , союзника Святославичей и двоюродного брата Бориса Вячеславича. Смертельный удар в спину копьем получает стоявший вдалеке от сражения киевский князь Изяслав Ярославич. В 1079 г. погибает и другой Святославич - Роман Тмутораканский. Похоже, Всеволод Ярославич расчистил себе путь на Киевский престол, а сыну - Владимиру Мономаху - на Черниговский . Однако Владимир Всеволодович, являя собой пример благоверного князя, за что и стал почитаем как святой , не пошел по стопам отца, но смирением своим достиг Киевского престола. После смерти отца в 1093 г. он уступает Киев Святополку Изяславичу, хотя, если бы захотел, мог бы отстоять его силой. В 1094 г. уступает Чернигов Олегу Святославичу, не желая кровопролития. Более того, прощает куму и двоюродному брату убийство своего второго сына - Изяслава - под Муромом (Изяслав не по праву занял вотчину Олега Святославича). Любечский съезд 1097 г. закрепляет мир между князьями (кстати, произошел он в Черниговском княжестве). Более того, Олег Святославич принимает участие практически во всех походах русских князей против половцев, начиная с 1101 г. (1103, 1107, 1111, 1113 гг.).

http://pravoslavie.ru/28725.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010