Вологодская Успенская-Княжая Самарская Успенская-Паройская-Липецкая Нижегородская Успенская-Салалейская Тверская Успенская-Сергиева-Проломская Ярославская Успенский-Кукарский Иркутская Успенский-Казанский Вологодская Успенский-Чердынский Владимирская Успенский-Порховский Псковская Успенский-Усманский Самарская Успенский-Епифанский Тобольская Успенский-Богородицкий-Старорусский Новгородская Успенский-Богородицкий-Уфимский Успенский-Богородицкий-Радоговицкий Московская Успенский-Болгарский Успенский-Боровенский-Ферапонтова пуст. Псковская Успенский-Быстринский-Вепринский Новгородская Успенский-Волотов Нижегородская Успенский-Дубенский Казанская Успенский-Иваницкий Архангельская Успенский-Кержебельмашский или Керженский Успенский-Клинский Ярославская Успенский-Колмовский Нижегородская Успенский-Колюбацкий Успенский-Лихвинский Московская Успенский-Лихоткин в Арамазке Успенский-Лявлинский Пермская Успенский-Нерчинский Успенский-Верхнеломовский Вологодская Успенский-Особный-Опочецкий Успенский на Полонище-Псковский С.-Петербургская Устьвымская-Архангельская Вятская Усть-Недумская-Богород.-Леонидова Вятская Усть-Шехонский-Троицкий Тверская Феодоровский-Владимирский Вологодская Феофилова-Омучская-Успенская Казанская Ферапонтов-Благовещен.-Монзенский Вологодская Филиппова-Ирапская-Красноборская Орловская Хергозерская Московская Холков-Царев-Николаевский Олонецкая Христорождественский-Балахнинский Ярославская Христорождественский на поле у Скуделен Пензенская Христорождественский-Спасский-Слободский Христофорова-Богородицкая Тамбовская Царево-Константинов-Еленовский Орловская Челможский или Чолминский Черницкий-Арх.-Михаиловский в Поле Вологодская Черноезерский-Николаевский-Щирский Пермская Чирцова-Троицкая-Чудова Вятская Шалацкая-Успенская-Гурьева Курская Шаровкин-Успенский Шеринская или Шервинская-Богородицкая Ярославская Югская-Димитриева Архангельская Ярославская Владимирская Олонецкая Новгородская Новгородская Новгородская Вологодская Тамбовская Олонецкая Владимирская Казанская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

537 И приде Волыню ... ркы Буга. – Волынь – город на реке Западный Буг западнее Владимира Волынского. 538 Болеслав же вниде в Кыевъ сь Святополкомъ. – В Софийской первой летописи сообщается, что Болеслав обесчестил сестру Ярослава – Предславу. Этот факт подтверждает и Титмар Мерзебургский (Латиноязычные источники. С. 69, 94–95). 539 ...по осмидесять гривенъ. – Так же читается в Р; в Л, Новгородской четвертой и Воскресенской летописях – «по 18 гривенъ». 540 ...възма имние и бояры Ярославл и сестр его... – Титмар сообщает, что в Киеве Болеславу «была показана неописуемо богатая казна, большая часть которой была роздана Болеславом своим союзникам и сторонникам, а другая часть отправляется на родину». Подтверждает Титмар и пленение Болеславом мачехи Ярослава (новой жены Владимира) и его сестер (Латиноязычные источники. С. 69). 542 Его же и по правд ...немилостивно вьгна. – Цитата из Хроники Амартола (С. 215–216): говорится о болезни царя Иудеи Ирода Агриппы, тело которого покрылось зловонными язвами. 546 ...избиваху старую чадь ...держать гобино. – Представляется верным истолкование этого эпизода И. Я. Фрояновым: речь идет не о социальных волнениях, как обычно понимается этот сюжет, а об «языческих ритуальных убийствах старейшин-вождей, обвиненных в пагубном влиянии на урожай» (Фроянов И. Я. Волхвы и народные волнения в Суздальской земле 1024 г.//Духовная культура славянских народов: Литература. Фольклор. История. Л., 1983. С. 34). Аналогичная ситуация описана и в статье 1071 г. 547 ...Акунъ сь лпъ... – Исследователи полагают, что речь идет не о слепом воеводе (если читать: «сьлпъ»), а о «лпом», т. е. красивом. Ошибочное понимание текста отразилось в Киево-Печерском патерике, где упоминается брат «Якуна Слепаго» (См.: Лихачев. Комментарии. С. 371). 549 ...родися у Ярослава другый сынъ, и нарече имя ему Изяславъ. – Летописец считает Изяслава вторым по старшинству (после Владимира, родившегося в 1020 г.). Но в перечне князей в Новг. перв. лет. говорится: «Родися у Ярослава сынъ Илья, и посади в Новьгород, и умре» (с. 161). Судя по контексту, Илья мог княжить между 1019 и 1036 гг. Однако в перечне сыновей Ярослава в статье «Родословие тх же князей», предшествующей основному тексту, Илья не упомянут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

606 Скандинавская традиция («Сага об Олаве Святом») также считает мать Анунда Якоба славянкой («дочерью ярла из Страны Вендов»), но называет ее не Эстрид, а Эдлой, и не женой Олафа Шётконунга, а его наложницей (Снорри Ст. С. 228); о наличии у Олафа наложницы знает и Адам (II, 59; III, 15), считая, что ее сыном был король Эмунд. Между тем, согласно «Саге об Олаве», детьми от Эдлы было все потомство Олафа Шётконунга (Якоб, Эмунд, Астрид, Хольмфрид), за исключением Ингигерд. Думаем, в этом отношении саговая генеалогия более точна, нежели приведенная у Адама. Дочь Олафа Шётконунга Астрид (жена Олафа Святого), о существовании которой хронист не знает, названа явно в честь матери (что может служить подтверждением сведений Адама об имени ободритки), а в том, что Астрид и Ингигерд были от разных матерей, видимо, надо положиться на «Сагу об Олаве», поскольку этот генеалогический момент слишком важен для ее сюжета (Олаф Святой вынужден отказаться от Ингигерд и довольствоваться Астрид). 608 Ярослава Владимировича Мудрого. Брак состоялся в 1019 г. и скреплял новгородско-шведский союз во время борьбы Ярослава, тогда новгородского князя, за Киев против своего брата Святополка. Сведения о браке вошли также в скандинавскую традицию (см. т. V данной Хрестоматии, а также ДР. С. 508–515 [V, 4.1]), которая косвенно отразилась и у Адама, на что указывает сама «скандинавизированная» форма имени Ярослава – Gerzlef. Зато имя дочери Олафа, вышедшей за Ярослава Мудрого, в скандинавских источниках звучит несколько иначе – Ингигерд (Ingigerðr)’, под этим именем она и вошла в историографию. Следует, однако, отметить, что в самом раннем из скандинавских памятников, сохранивших сведения о браке Ярослава, «Обзоре саг о норвежских конунгах» (записан ок. 1190 г.), форма имени близка к приведенной Адамом – «Ингирид» (Ingiriþr: Ágrip. Р. 44). Излагаемая Адамом генеалогия Инград-Ингигерд несколько отличается от родословия, принятого сагами (см. примеч. 606), но и саги, и «Хроника» солидарны в одном: Ингигерд была дочерью от законной жены (она единственная из потомства Олафа «ведет свой род от рода упсальских конунгов»: Снорри Ст. С. 238). Положение Ингигерд было, безусловно, выделенным (именно к ней сватается первым делом норвежский король Олаф Святой) – как по происхождению, так, видимо, и по возрасту: Теод(о)рик, автор «Истории о древних норвежских королях» (кон. 1170-х гг.), называет ее «перворожденной» (primogenita) короля Олафа (Theod. Hist. 16. Р. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. К. Никифоров: - А почему не люб Ярослав Мудрый? Л. П. Решетников: - Я тоже говорю. Е. К. Никифоров: - Украинцы, вот знаете как, они же много положительного сделали. Это сейчас в пылу полемики, война и так далее. Но там многое сделано по вычищению, опять накипь украинского нацизма, конечно, была, но они там много сделали положительного к возвращению. Потому что для них Ярослав Мудрый – это их Ярослав Мудрый. И наш Ярослав Мудрый.  Л.П. Решетников: - Ну, конечно, тогда если Ярослав Мудрый переименуется в Карла Либкнехта, тогда город Ярославль, который назван в честь, наш старинный город, Ярослава Мудрого, назвать Карла Либкнехта. Вы понимаете? Они не понимают вообще, вот эти люди, которые сейчас, видно, вот такой уровень их интеллектуального развития. Они это отменяют, а мы что тоже в России должны Ярославль переименовать? Даже во времена самого жесткого большевистского террора и диктатуры Ярославль сохранил свое название. Ну до смеха! Тут плакать, конечно, надо. Е. К. Никифоров: - У нас до сих пор эти язвы именные. Например, Вятка, историческая Вятка, откуда Владимир Николаевич Крупин, наш замечательный автор, писатель. Тончайший русский человек. Он переживает, говорит: «Я приезжаю к себе в Вятку, а там Киров». Вот… Л. П. Решетников: - Киров… Е. К. Никифоров: - Господи, да что же такое! А вы-то как носите это клеймо на себе? Это же вас заклеймили этим! Вместо вашей родной, русской Вятки – какой-то Киров, которого убили в пылу интриг кремлевских. Л. П. Решетников: - А знаете, приезжаешь в Вятку, там все написано: вятские баранки, вятские котлеты, вятские кирпичи. Никто не пишет кировские, ну мало совсем. Вроде бы все вятское… Но название Киров. Иду по улице там, небольшая, с друзьями, мы на конференции, читаю: улица Мопра. Е. К. Никифоров: - Господи помилуй! Кто такой Мопр? Л. П. Решетников: - Международная организация помощи революционерам вообще расшифровывается. И тут идет парочка, молодые симпатичные мальчик и девочка, видно студенты. И мы останавливаем, нас трое было преподавателей, останавливаем, говорим: «Извините, вот мы никак не можем понять, что это за улица?» И студент читает: «Улица Мопра».

http://radonezh.ru/2023/02/08/chto-seych...

Лета 6717 (1209) Всеволод Юриевич, князь великий, послал сына своего Ярослава в Резань на княжение. И резанские все городы учинили ему в верности роту, с крестным целованием. А Ярослав послал по всем градом от себя управителей. Но резанцы не долго были в покое. Многих Ярославлих управителей побрали под стражу, некоторых в тяжкие темницы заключили и поморили, а некоторые малая часть бегом спаслась. И хотели резанцы Ярослава поймать и отдать черниговским. Но Ярослав уведав о том, собрав всех своих людей к себе, начал осторожно себя хранить, а к отцу послал наскоро с вкдомостью, объявя ему весь тот тайный умысел. Всеволод, как скоро о том уведал, немедленно собрав войска, пошёл со всеми детьми к Резаню и пришед стал у самого града. Тогда Ярослав, умножа во граде стражи своя, выехал к отцу и многие бояре и протчии резанцы с поклоном, якобы ничего о том не ведали. Всеволод же немедля исследовал о том умысле, и облича, многих оковал, и велел всем резанцем с женами и детьми выдти из града. И как оные то учинили, тогда винных бояр многих казнил смертию, других послал в заточение, взяв все их имение. Потом войску велел оставшее во граде пограбить, и весь град сжечь, а людей всех по своим градам развести. И землю резанскую всю пусту учиня, возвратился во Владимир. Лета 6718 (1210) некоторые вельможи новгородские, озлобясь на Святослава Всеволодовича за то, что он их грабительство народное и неправые суды судил и наказывал, умыслили Святослава изгнать. И немедленно послали всенародно Мстислава Торопецкого из Торжка звать в Новгород. И приняв его с честию, ввели в дом княжий, а Святослава удержали в доме архиепископа за стражею, доколе о том со Всеволодом договор учинят. Всеволод, князь великий, слыша о том, велел всех купцов новогородских переловить во всех градех белорусских. И вскоре послал сына Константина с братиею Юрием и Ярославом на Мстислава к Торжку. Мстислав також, собрав войска, смело пошел противо им. И пришед в Вышний Волочек, стал, не смея дали идти, рассуди опасность, остановился, и велел новогородцам послать к Константину в Твердь, где он стоял, просить мира. А Святослава со всем его имением прислали к братьям и дань, положенную великому князю, привезли. Константин учинил совет с братиею и бояры, на котором Юрий и Ярослав, имея к войне охоту, сильно говорили, чтоб новогородцы за их клятвопреступство совершенно наказать и смирить. Но Константин, яко не был к войне и кровопролитию желателен, мир новогородцам дал, и с тем, что им Мстислава выслать и ожидать князя, кого отец пришлёт. По которому Мстислав немедленно возвратился в торопец. Всеволод же прислал к ним сына Владимира, которого они приняв с честию, возвратились.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во Владимире сидел тогда сын Мономахов Андрей, сам Мономах собирал войска в Киевской волости, отправив наперед себя ко Владимиру старшего сына Мстислава с небольшим отрядом; но и тот не успел придти, как осада была уже снята. В воскресенье рано утром подъехал Ярослав сам-третей к городским стенам и начал кричать Андрею и гражданам: " Это мой город; если не отворитесь, не выйдете с поклоном, то увидите: завтра приступлю к городу и возьму его " . Но в то время, когда он еще ездил под городом, из последнего вышли тихонько два поляка, без сомнения, находившиеся в службе у Андрея, что тогда было дело обыкновенное, и спрятались при дороге; когда Ярослав возвращался от города мимо их, то они вдруг выскочили на дорогу и ударили его копьем; чуть-чуть живого успели примчать его в стан, и в ночь он умер. Король венгерский Стефан II решился было продолжать осаду города, но вожди отдельных отрядов его войска воспротивились этому, объявили, что не хотят без цели проливать кровь своих воинов, вследствие чего все союзники Ярославовы разошлись по домам, отправив послов ко Владимиру с просьбою о мире и с дарами. Летописец распространяется об этом событии: " Так умер Ярослав, - говорит он, - одинок при такой силе; погиб за великую гордость, потому что не имел надежды на бога, а надеялся на множество войска; смотри теперь, что взяла гордость? Разумейте, дружина и братья, по ком бог: по гордом или по смиренном? Владимир, собирая войско в Киеве, плакался пред богом о насильи и гордости Ярославовой; и была великая помощь божия благоверному князю Владимиру за честное его житие и за смирение; а тот молодой гордился против деда своего, и потом опять против тестя своего Мстислава " . Эти слова замечательны, во-первых, потому, что в них высказывается современный взгляд на междукняжеские отношения: Ярослав в глазах летописца виноват тем, что; будучи молод, гордился перед дядею и тестем, - чисто родовые отношения, за исключением всяких других. Во-вторых, очень замечательны слова об отношениях Ярослава к Мстиславу: Ярослав выставляется молодым, пред Мстиславом, порицается за гордость пред ним: не заключают ли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как говорили на Руси: «Миръ стоит до рати, а рать – до мира», 1030-й прервал мирную передышку. Взятие Белза в условиях начавшегося ослабления Польши стало началом удачного похода., но вдруг, с юго-западных рубежей Ярослав круто поворачивает на север и к осени, по-видимому с одной конницей, пройдя Волынь и Полоцкое княжество, уже оказывается в земле новгородских данников эстов, за несколько лет до того, завоёванных датчанами. С.В. Алексеев, согласно известиям исландских саг, объясняет столь необычный поворот так удачно начинавшейся войны, получением известий о действиях своего союзника Олафа Святого против датчан в Норвегии и необходимостью выполнить ранее данные ему обязательства. Легко разбив племенные ополчения, Ярослав закрепил восток Эстонии за Русью, основав на крутом холме крепость, названную им по своему крестильному имени – Юрьевом. Проблем с данью более не возникало, чудь вернулась в орбиту русского влияния, а в киевской дружине стали появляться «чудины». В том же году у Ярослава родился четвёртый сын – Всеволод. В следующем году Ярослав продолжил войну с всё более слабевшей Польшей. Теперь он действовал в союзе с Мстиславом. Объединённые русские силы в 1031 году смогли не только вернуть все Червенские города, вплоть до Перемышля, но и «повоевали Лядскую землю», захватив огромный полон и освободив многих давних русских пленников. Ярослав не последовал примеру покойного Болеслава, не вмешался в польскую смуту, не ограбил польскую столицу. Восстановив линию установленной Владимиром границы, он со славой возвратился назад. Свою часть польского полона Ярослав не стал обращать в рабов, а расселил на печенежской границе по реке Рось, где уже на следующий год начал возводить для них новые города. Новейшие исследования не позволяют приписать ему строительство здесь т.н. «змиевых валов» (Ю.Ю. Моргунов. Дерево-земляные укрепления Южной Руси X-XIII вв. С.224-226.). На девяносто километров к западу от Днепра, на берегах Роси и Роставицы, от крайней владимировой крепости Родень, уже тянулась линия непрерывных дерево-земляных стен.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

в) Закон судный людем 155 . Эта статья явилась в России в первоначальном составе славянского номоканона 156 , ранее письменной Русской Правды и письменных уставов Владимира и Ярослава, и представляет один из самых древних памятников, которые были заимствованы из Византии и имели значение источника права с самых первых времен церкви в России 157 . По своему содержанию, она есть компиляция, составленная из различных источников византийского права и по преимуществу из Эклоги 158 . – С глубокой древности она существует в России в двух редакциях краткой и пространной 159 . Краткая редакция помещалась в Кормчих книгах, для употребления в церковных установлениях 160 . В печатной кормчей она изложена в 46-й главе. – В обеих редакциях Судного закона находятся совершенно сходный статьи о брачном браке. В печатной Кормчей статьи эти соответствуют: греческой Эклоги и „Леона царя главизн». глава 4 Tit. XVII c. 21 Зачатку 16 гл. 17 „ 7 „ „ 25 „ – 37 „ 9 „ „ 26 „ – 38 „ 13 „ „ 29 „ – 15 „ 14 „ „ 29 и 36 „ – 23 „ 32 Tit. II с. 12–13 Зач. 2 гл. 8–9 В указанных статьях Судного закона излагаются церковные и уголовные наказания за преступления против брачного союза: блудодеяние, кровосмешение, вступление в брачное сопряжение в духовном родстве и за двоеженство, – разъясняется неразрывность брака и указываются основания расторжения брака. В первые века христианства в России, наряду с греческими статьями, явились в качестве источников брачного права и русские статьи. Они стали помещаться в Кормчих книгах вслед за греческими статьями и составляли дополнение к ним. Эти статьи: а) Уставы св. Владимира 161 и Ярослава 205 . По уставу Владимира, церковному суду по „всему христианству, и градом и свободам» предоставлены дела брачные: „роспуст, (разводы), смильное, заставное, умычык, пошибание промежи мужем и женою, о женитве в роде, поймы в сватстве, или о племени или о сватовстве поимутся» 162 . Равно по восточно-русской редакции Ярослава в подсудность церкви отведены следующие брачные дела: „умыкание, насилование», или „аще пустит боярин жену свою» или „аще муж оженится иною, а старою не распустився», или „жена пойдет от мужа за иный», „аще кум с кумою сживутся», „аще ближний род поймется», „две жене кто водит», „аще муж с женою в своей воли распустится», „аще жидовин будет с русскою или бесерменин на иноверце», „аще свекор снохою сдеет», а „деверь с ятровью, с мачехою», „аще два брата с женою сдеют» и т. п. 163 . – Как бы ни разрешался вопрос о времени и способе происхождения уставов Владимира и Ярослава, – существование их служит бесспорным доказательством того, что государственное русское законодательству признано было русскою церковью за источник брачного права с самых первых времен ее существования и в виде актов, приписываемых первым христианским князьям, вносилось в свод церковного законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

п., – такие определения невозможны в уставе, который бы рассчитывал на практическую приложимость. Принимая во внимание, что и в восточно-русской редакции устава Ярослава счет денег, наряду с старинным способом исчисления гривнами, ведется уже иногда на рубли, а главное, не упуская из вида, что дошедшие до нас списки восточно-русской редакции устава Ярослава принадлежат более позднему времени, чем сохранившийся список „свитка ярославля», исследователь по истории русского права, пока не случилось какого-либо чрезвычайного открытия, напр., открытия какого-нибудь пергаменного списка устава Ярослава древнейшего временя (а это едва ли может случиться), может спокойно оставаться в том убеждении, что восточно-русская редакция устава позднее западной и что первая составлена в подражание последней досужим книжником, в такое время, когда можно было свободно писать хоть миллионные пени, т. е. когда не было никакой надежды на применение их в жизни, а имелось в виду лишь сказать, что вот, дескать, как бывало в старину при прежних благочестивых князьях... Между уставами Владимира и Ярослава есть несомненная связь: составитель последнего должен был иметь в виду устав Владимира, так как он придал санкцию многим определениям этого последнего. Кроме того, как выше указано, можно проследить на уставе Ярослава влияние закона судного и отчасти „заповеди св. отец”, т. е. латинского пенитенциала, последнего может быть уже не непосредственно, а через какой-нибудь из русских покаянных номоканонов, в которые были приняты некоторые статьи из „заповеди св. отец”. В результате настоящего исследозания оказывается, что еще задолго до того времени, когда в московском государстве почувствовалась неотложная потребность „прорубить окно в Европу”, двери на Руси держались довольно широко открытыми для западно-европейского влияния. Исследовать и определить в точности силу этого влияние значило бы содействовать выработке правильных, соответствующих исторической истине, представлений об отношениях древней Руси к окружающему миру, чем в свою очередь условливается сознательное и осмысленное представление о существующей действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

И так пошел из Владимира с малой дружиной в Городец. Из Владимира же все горожане вышли с крестами навстречу Константину. Князья же совместно с новгородцами посадили Константина во Владимире на отчем столе. Князь же Константин одарил в тот день многими дарами князей, новгородцев и смольнян, а владимирцев водил целовать крест. А Ярослав, все еще пребывая в злобе, и дыша гневом, и не покоряясь, затворился в Переяславле и надеялся там остаться. Князья же, посоветовавшись с новгородцами, подошли к Переяславлю в пятницу третьей недели по Пасхе. Услышав это, Ярослав пришел в смятение, стал посылать людей, умоляя о мире. И во вторник четвертой недели выехал сам Ярослав из города, ударил челом брату Константину и сказал: «Господин, я в твоей воле, не выдавай меня ни тестю моему Мстиславу, ни Владимиру, а сам, брат, накорми меня хлебом». Константин же рассудил Мстислава с Ярославом, зятем его, и, не доходя до Переяславля, они заключили мир. А в среду, в Преполовение, вошли в Переяславль, и тут Ярослав одарил князей и новгородцев великими дарами. А Мстислав, не входя в город, принял дары, послал в город и забрал свою дочь, жену Ярослава, и всех новгородцев, оставшихся в живых, и тех, кто был в войске Ярослава, и расположил свой стан за городом. Ярослав же много раз обращался с мольбой к Мстиславу, прося вернуть ему его княгиню, говоря: «Чего не бывает между князьями? А меня по справедливости крест наказал». Но Мстислав не пустил к нему своей дочери. И, простояв всю ночь, князья разошлись в разные стороны: Константин ко Владимиру, а Мстислав к Новгороду, Владимир к Смоленску, а другой Владимир к Пскову, победив сильные полки и добыв себе честь и славу. О побоищи новогородцмъ съ Ярославом. 66 В лето 6724. Марта 1 въ вторник поиде князь Мстислав с новгородци на зять свой на Ярослава, 67 а в четверток побгоша кь Ярославу крестопреступници 68 Володислав Завидович, Гаврила Игоревич, Юрьи Олексинич, Гаврилець Милятичь, и с женами, и съ дтми. Новгородци же поидошя Серегиром, 69 и Быша връху Волз, ослъ Святославъ Ржовку; 70 городець Мстиславль с полкы въ 10000. Мстислав же с Володимеромъ съ Псковскым 71 поиде вборз въ 500, толико бо всх вой бяше, и пригони, а они бяху побгли проч. А Ярунъ 72 б затворился въ град въ 100 и отбись у них, и Мстислав взя Зубцев 73 и бышя на Возуз. И прииде Володимеръ Рюрикович 74 съ смолняны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010