Скачать epub pdf Июнь Соловьев С.М. Святая Русь: стихотворение//Богословский вестник 1915. Т. 2. 6. С. 217–219 (1-я пагин.) —217— Святая Русь Святая Русь, тебя во время оно, Призвал Христос – возлюбленную дочь. И озарили молнии Афона Язычества коснеющую ночь.   И греческие таинства святые Принес к родным Днепровским берегам. Антоний дивный. Главы золотые Покрыли Русь, на страх ее врагам.   И процвела Печерская обитель, И как прекрасен был ее расцвет! Из тьмы пещер понес пустынножитель Во все концы евангелия свет.   Когда ж была разрушена монголом Владимирова Киева краса, Святая Русь, ты выбрала престолом Неведомые севера леса.   Средь чащ глухих, знакомых лишь медведю, Убогий храм главу свою вознес. И огласился колокольной медью Покой глубокий сосен и берез.   И Сергий, муж, кому не будет равных, С природою вступив в суровый спор, Подъем труды: в удолиях дубравных Не уставал греметь его топор.   —218— И скит его процвел, как утро мая. Святой чернец, родной жалея край, Благословил на гордого Мамая Полки Москвы, и был сражен Мамай.   И кроткому отшельнику в награду, Когда полночная лежала тьма, В лучах, за монастырскую ограду, Явилась Матерь Божия сама.   И, стае птиц бесчисленных подобный, Детей духовных Сергиевых рой Потек везде. И Савва преподобный, Над дикой Сторожевскою горой   Воздвигнул храм среди лугов медвяных. Внизу лазурная Москва-река Струила волны в берегах песчаных; Как фимиам, курились облака.   Здесь годы плакал схимник умиленный… Воздвигнул храм Пречистой Рождества, Он сна не знал в пещере сокровенной, Где мох чернел, и дикая трава   С цветами разрасталась на свободе. И ныне та хранит московский край. Молвой чудес, прославленной в народе Моих холмов Звенигородских рай.   Прошли века, и как осталось мало Красы церковной на Руси родной! Но Матерь Божия не забывала Своей страны, как дочери больной.   И Серафим, Пречистою избранный, Готовя Русь к последним временам, Обвел чертой приют от бури бранной Христовой церкви збранным сынам.   —219— В таинственном безмолвии Сарова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя Москва, 1 февраля 2009 года Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры! Изволением Святого Духа и членов Поместного Собора Церкви нашей ныне был я недостойный возведен собратьями моими на престол Патриархов Московских и всея Руси и из их рук получил знаки патриаршего достоинства. Ваши молитвы, ваши добрые лица напутствуют меня сегодня перед началом Патриаршего поприща, которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным. Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Неслучайно на плечи Патриарха возлагается великий параман — символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2. 8). Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам.

http://pravoslavie.ru/29121.html

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (новая). макет из полимербетона ранее снесенной часовни 1885г. Часовня. Не действует.   Год постройки:Между 2008 и 2009. Архитектор: А.М. Горностаев (автор проекта) Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43334, 40.439791 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009 г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Хочу добавить к сообщению С.Риццо. Возле Спасо-Преображенского собора в 2009 г. появилась точная, но бледная копия разрушенной часовни, которую называли мавзолеем. Нынешний памятник назвать мавзолеем нельзя, так как он стоит не на могиле, а рядом. Второе. Раньше вход в мавзолей был с восточной стороны, а сейчас, почему-то, с южной. Третье. Памятник-мавзолей был сооружен из итальянского мрамора. А " точная копия " из ...кирпича. Памятник-часовня был разрушен по инициативе государственной структуры. Государство должно было выделить средства на возрождение памятника и восстановление справедливости. Но этого не случилось. Юрий Белов, член Союза краеведов России. г.Суздаль.   Прим.мод.: стоимость макета составила 40 миллионов рублей (по материалам владимирской прессы) Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 году здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. 

http://sobory.ru/article/?object=15731

Сын богатых и благочестивых земледельцев Двинской волости, Андрей (мирское имя Антония), научившись грамоте и иконописанию, не имел охоты к трудам земледельческим: любым занятием его были иконописание и молитва . По смерти родителей, раздал свою часть нищим и отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. Блаж. Пахомий, облекши его в иноческую одежду, держал его в своей келье. Это было в 1508 году. Удостоенный иерейства, один совершал он служение на храме (другого иеромонаха не было) и вместе с тем ходил на работы наравне с прочими; здоровье его было так крепко, что мог он трудиться на двоих. По любви к пустынному уединению, с благословения игумена, оставил он Пахомиеву пустынь и с двумя братьями Александром и Иоакимом отправился на реку Шелексну; здесь избрано место для пустынной жизни, поставлен небольшой храм св. Николая и несколько келлий. Там подвижники прожили семь лет; потом, теснимые соседними жителями, ушли еще далее на север. В глухом севере, зверолов показал пустынникам место удобное для пустынной жизни – Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекою Сиею. Место было совершенно дикое – тундра и лес, озера и чащи «непролазные»; оленей, лисиц, медведей, волков множество, и только по временам звероловы заходили сюда, гоняясь за зверем, но еще не обитал здесь человек. Антоний поставил тут часовню и для себя с братиею хижину. Это было в 1520 году, на 42 году жизни Антониевой. Когда число учеников умножилось, двое старших из числа братии, Александр и Исаия отправились в Москву испросить у в.к. Василия дозволение занять дикое место пустынною обителью, и получена грамота. Тогда построили обширный деревянный храм св. Троицы. Местный храмовой образ написан был самим Антонием и с молебным пением поставлен в иконостасе. Однажды, после утреннего пения, оставили в храме незагашенную свечу; храм объят был пламенем, когда вся братия были на работе с Антонием; весь храм и вся утварь сгорели; осталася только Антониева икона св. Троицы. Построен новый храм и другой теплый при трапезе. По общей просьбе братии, Антоний принял звание игумена, но продолжал быть примером любви к труду. Передав управление обителью ученику своему

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Телевидение национального возрождения — реально ли оно? 12 ноября 2005 г. 17:27 Предлагаем вашему вниманию отчет о круглом столе, посвящаенном проблемам создания православного телевидения в России. Отчет подготовлен членами инициативной группы, созданной по итогам заседания. 10 ноября 2005 года в Москве при храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке, состоялся круглый стол, посвященный проблемам православного телевидения. Тема вызвала горячий интерес у всех участников круглого стола, среди которых была большая группа творческих работников, успешно работающих в православно-патриотическом направлении в кино и на телевидении: режиссеры, сценаристы, продюсеры, ведущие ряда телевизионных программ, представители телеканалов «Спас» , «Звезда», «Глас», компании Спутникого Интернет-Телевещания «СТВ», активно развивающей новую форму вещания – видеоканал «Покров»,  депутаты Государственной Думы, общественные деятели и предприниматели. Среди них были такие известные люди как Леонид БОРОДИН, Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, Владимир МЕДВЕДЕВ, Александр КРУТОВ, Аркадий МАМОНТОВ, Борис КОСТЕНКО, Евгений НИКИФОРОВ, Вячеслав ОРЕХОВ, Валентин ЛЕБЕДЕВ… Декан факультета журналистики Православного университета профессор Алексей ГЕОРГИЕВСКИЙ привел с собой большую группу своих студентов. Присутствие будущих журналистов, многим из которых, возможно, предстоит трудиться в православных телепрограммах, создавало ощущение единства поколений, «отцов и детей», готовых к совместным действиям в грядущих сражениях за души людей.  Особое значение для обсуждения темы имело то обстоятельство, что в нем приняли активное участие и священники, знающие о работе на телевидении не понаслышке, поскольку они имеют большой опыт общения с телеаудиторией и с работниками телевидения. Среди них был и Председатель Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий СМИРНОВ, много сделавший для реализации уже осуществленных православных телепроектов.

http://patriarchia.ru/db/text/57015.html

у мемориала в память о первых жертвах Чернобыльской катастрофы ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 14:27 Уроки Чернобыля как духовное испытание Скорбный юбилей, 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС, Русской Православной Церковью был отмечен особо. Впервые заупокойную молитву в зоне отчуждения — у саркофага, который закрывает разрушенный энергоблок, — совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, побывавший на Украине в период с 25–27 апреля. В ночь на 26 апреля Святейший Патриарх совершил заупокойную литию по жертвам аварии на Чернобыльской АЭС у мемориала на территории храмового комплекса архистратига Михаила в киевском районе Дарница и принял участие в траурной церемонии. В 1 час 23 минуты (время взрыва реактора) прозвучали 25 ударов колокола, установленного на вершине кургана «Герои Чернобыля», — по числу лет, минувших со дня трагедии. Святейший Патриарх подчеркнул неоценимое значение подвига ликвидаторов Чернобыльской аварии: «Пожарные, ликвидаторы и все те, кто пострадал от страшного чернобыльского взрыва, от той ни с чем не сравнимой катастрофы, оставили свет среди нас, живущих. Именно те, чьи имена мы сегодня молитвенно вспоминали, жизнью своею дали возможность нам жить, они защитили нас от огненного чрева взорванного ядерного реактора». Посещая после траурной церемонии храм Входа Господня в Иерусалим (этот храм освятили в честь праздника в память о том, что взрыв реактора произошел именно в Вербное воскресенье) на территории храмового комплекса, Предстоятель отметил, что 25-я годовщина Чернобыльской катастрофы совпала со Светлой седмицей и передал храму образ Воскресения Христова. Днем 26 апреля Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир прибыли в храм во имя святого пророка Илии в Чернобыле — единственную церковь, действующую в зоне отчуждения ЧАЭС. Здесь Предстоятель отслужил Пасхальный молебен. За богослужением вместе молились не только архиереи и клирики России и Украины, но и президенты двух государств — Дмитрий Медведев и Виктор Янукович.

http://e-vestnik.ru/church/uroki_chernob...

Углич. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор — самое значительное сооружение кремлевского ансамбля — воздвигнут в 1713 году на месте разобранного древнего храма. В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Кубический объем храма, аркатурный пояс на барабанах глав выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Вместе с тем, наличники с разорванными сандриками и тонкие колонки, расчленяющие стену фасада, свидетельствует об использовании приемов более позднего нарышкинского барокко. Классические портики над южным и северным входами сооружены в 1840 году. Рядом с собором возвышается тридцатисемиметровая вертикаль колокольни (1730 г.) с золоченой главой, издалека сияющей в кронах деревьев приволжского бульвара. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — одна из особенностей нарышкинского барокко, а форма завершения в виде чаши — характерная деталь XIX века, ветречающаяся в памятниках Верхнего Поволжья. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы. Теперь каждые полчаса город слышит мелодичные перезвоны часовых колоколов. Старый механизм собран и законсервирован на ярусе звона. Необычен интерьер Спасо-Преображенского собора. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Такая конструкция — незаурядное инженерное достижение мастеров XVIII века. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева, происходившего из села Тейкова Владимирской губернии. Художники хорошо владели приемами академического письма, хотя их творчество не лишено оттенка провинциализма. На широких плоскостях стен и сводов размещается более пятидесяти композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Их сюжеты, почерпнутые из Евангелий, повествуют о земной жизни и чудесах Иисуса Христа. Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.

http://sobory.ru/article/?object=01005

ЦВ 7 (404) апрель 2009 /  22 апреля 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 18 - 24 апреля 2009 18 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. По заамвонной молитве Святейший Патриарх Кирилл освятил хлеб и вино. 18 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил традиционный объезд ряда московских храмов. В этом году Святейший Патриарх посетил восемь храмов: в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Шереметьевском дворе, преподобного Симеона Столпника на Поварской улице, храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот, Девяти мучеников Кизических в Девятинском переулке, Святителя Николая Мирликийского на Трех горах, Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне, преподобных Сергия и Германа Валаамских (подворье Валаамского ставропигиального монастыря) и храм Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами. При посещении храмов Предстоятель Русской Церкви освящал куличи, пасхи и крашеные яйца и благословлял прихожан. В ночь с 18 на 19 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил пасхальную заутреню и праздничную Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. На богослужении присутствовали Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и председатель Правительства РФ Владимир Путин. Первые лица государства и Предстоятель Русской Православной Церкви во время богослужения поздравили друг друга со светлым праздником Пасхи Христовой и обменялись пасхальными яйцами. По традиции перед началом богослужения в храм был доставлен Благодатный огонь, от которого присутствующие в храме зажгли свои свечи. Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» вокруг Храма Христа Спасителя был совершен крестный ход, который возглавил Предстоятель Русской Церкви. В этом году праздничное Евангелие впервые читалось на 18 языках. Святейший Патриарх начал чтение на греческом и латинском, далее сослужившее Предстоятелю духовенство продолжило чтение на еврейском, арамейском, славянском, русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, украинском, молдавском, эстонском, латышском, сербском, мордовском и китайском языках.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Что такое Великий пост? Многие воспринимают это время только как отказ от привычных продуктов и в итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так? Что такое Великий пост? Многие воспринимают это время только как отказ от привычных продуктов и в итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так? К Великому посту 1 канал выпустил новый фильм цикла о православии. Предыдущий — Рождество — был показан в Сочельник 2011 года. Фильм расскажет об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать – в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого — освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет – каждый из нас принимает решение сам. В фильме принимают участие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , Протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма св. Троицы в Хохлах, Протоиерей Максим Козлов , настоятель Храма святой мученицы Татианы, Иеромонах Димитрий Першин , Владимир Легойда , председатель Синодального информационного отдела МП РПЦ, Елизавета Глинка , врач паллиативной медицины, руководитель фонда «Справедливая помощь», Эмир Кустурица, кинорежиссер (Сербия), Люк Ферри, философ (Франция), Илья Демичев, кинорежиссер, Николай Шабуров, историк. Год выпуска: 2011, Страна: Россия, Производство: Телекомпания «Мастерская» , 2011, Автор сценария: Марина Бандиленко, Режиссеры-постановщики: Дмитрий Зинченков, Марина Дайновец, Максим Малинин, Продюсер: Саида Медведева, Продюсеры Первого канала: Светлана Колосова, Олег Вольнов Улица. Автобус. Дом. Работа. Жизнь коротка, порой бессмысленна, часто несправедлива. Разочарования, болезни, страхи, не оплаченные по счетам долги. Как жить? Ради чего? Что делать? Вечные вопросы.

http://pravmir.ru/velikij-post-film-1-ka...

Министр культуры России Владимир Мединский отвечает на вопросы Владимира Познера Министр культуры России Владимир Мединский отвечает на вопросы Владимира Познера в эфире программы 1 канала «ПОЗНЕР». Владимир Познер: В эфире программа “Познер”. Гость программы Владимир Мединский, министр культуры РФ, член высшего совета Единой России, дважды член Государственной Думы 4 и 5 созыва. Писатель, профессор МГИМО, дважды доктор наук, исторических и политических. Добрый вечер. Владимир Мединский: Добрый вечер. Владимир Познер: Я ничего не забыл? Владимир Мединский: Нет. Владимир Познер: Ну отлично. Вы уже полгода работаете в качестве министра культуры, и когда вскоре после вашего назначения в этой программе был премьер Медведев, у нас состоялся обмен мнениями по вашему поводу. Должен задать конкретный вопрос , есть назначение, которое многих поразило, в частности скажем назначение господина Мединского министром культуры. Это ваш выбор? Дмитрий Медведев: Это мой выбор, я считаю, что это человек с хорошим потенциалом, а самое главное он энергичный, мне за последнее время надоели министры, которые иногда спят на заседаниях. Владимир Познер: Энергия может идти в разные стороны. Дмитрий Медведев: Будем надеяться, что в конструктивную сторону пойдёт, в мирных целях будет использоваться, если будут какие-то проблемы, вы мне расскажите. Владимир Познер: Обязательно. Я хочу сказать, что я пока не обращался к Дмитрию Анатолиевичу, но я надеюсь, что он смотрит сегодняшнюю программу, я думаю, что это может что-то даст. Вы знаете, конечно, что ваше назначение вызвало разные отклики, причём от крайне положительных, до крайне отрицательных. Для наших зрителей я хотел бы дать два примера. Политолог Сергей Черняховский писал так: “Назначение Мединского, политика по роли и политолога по специальности означает признание политической роли не только мин.культа но и самой культуры, у него есть шанс стать неким новым Луначарским, стать создателем новой культурный политики в стране, где четверть века никакой культурной политики не было вообще”. Вот такой позитивный отклик, а теперь другой пример – это Андрей Зубов доктор исторических наук, профессор МГИМО и автор двухтомника “История России 20 век”, он писал так: “Мы возвращаемся к пагубному состоянию страны, которое было долгое время до революции, от него мы отошли только после революции 1905 года, затем оно вернулось с советской властью, и от него мы слава Богу  вновь ушли в эпоху перестройки, и окончательно порвали в 1991 году, это состояние очень много вреда принесло нашему обществу, сделало его детским, не взрослым, безответственным. Мне кажется сейчас, мы возвращаемся к нему, назначая таких людей, очень характерных людей, во главу, так сказать, самого духовного министерства современной России, министерства культуры ”. Как вы думаете, почему ваше назначение вызвало такие противоположные, непримиримые оценки?

http://pravmir.ru/vladimir-medinskij-vs-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010