Закрыть «Мой предок монах Софроний писал иконы» Известный скульптор Салават Щербаков рассказал о своей родословной и о вере 29.12.2015 2101 Время на чтение 4 минуты История с памятником князю Владимиру в Москве оказалась громкой, а имя его автора Салавата Щербакова звучит в прессе довольно часто. Однако о личности, религиозных взглядах самого скульптора мало кому известно. Мы поговорили с ним об этом. С детства привык читать с «ятями» Оказалось, что предки Салавата Щербакова по материнской линии - и деда, и и бабушки - все из духовенства. - Есть те, кто стали монахами в XVIII веке, один из них, иеродиакон Софроний в постриге, служил в Спасо-Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде, был иконописцем. У меня хранится его картина с собственноручной подписью. Это очень редкое поясное изображение Христа, где римские легионеры надевают на Христа терновый венец. По линии бабушки скульп­тор состоит в родстве со знаменитым митрополитом Филаретом (Дроздовым). Есть в его роду и священники, принявшие мученическую кончину. Архиепископ Самарский Пётр (в миру Николай Николаевич Руднев), расстрелянный в 1939 году на Соловках, приходится скульптору двоюродным дедушкой. - Моя бабушка была учителем математики, дед - скульп­тором. Бабушка училась на Высших женских курсах (Бестужевских), ранее окончила епархиальное женское филаретовское училище для детей духовенства. У нас дома были старые книги, ещё дореволюционные, - энциклопедии, Достоевский. Я с детства привык читать с твёрдыми знаками, с «ять», с «i». Сохранились церковные предметы - ряса, Евангелие - от прапрадеда Григория Ивановича Руднева. Он был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери села Неклюдово под Москвой. И очень много фотографий родных, кто окончил семинарию, духовную академию, - начиная с 50-60-х годов XIX века, когда только появилась фотография. Лебедевы, Писаревы, Рудневы - они служили на разных приходах Москвы и Подмосковья: Ордынка, Медведково, Пушкино , Анискино, Райки, Улиткино. Имя досталось от отца-башкира

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Закрыть Русский царь Гарри Виндзор: пора привыкать? В СМИ начата информационная кампания по подготовке воцарения английского принца на Российский Престол 13:03 10.05.2011 3500 Время на чтение 5 минут Бывший дипломат Александр Баунов считает, что Россия должна предложить английскому принцу Гарри возглавить Российский Престол, сделав его первым Русским Царем после правления Императора Николая II, передает ИноСМИ.ru со ссылкой на британскую газету «Daily Mail». «Пусть он принимает парады, наносит визиты, дает званые обеды и рассылает новогодние поздравления», - так мыслит себе роль Императора г-н Баунов. На его взгляд, после волны российского энтузиазма, связанного со свадьбой принца Уильяма в Лондоне , на которой принц Гарри играл роль шафера жениха, русские «несказанно обрадуются» восстановлению монархии в России. Александр Баунов полагает, что принц Гарри может играть символическую роль главы российского государства, а это позволит премьеру Владимиру Путину и Президенту Дмитрию Медведеву сосредоточиться на политике и управлении страной. «Вся наша придворная жизнь вращается вокруг тучных депутатов Госдумы, бездарных певцов и выпускников различных реалити-шоу», - отмечает бывший дипломат. «Глядя на свадьбу (принца Уильяма. - РНЛ ) и подготовку к ней, я подумал, что нам было бы неплохо восстановить здесь монархию», - признался он. По словам бывшего дипломата, «в жилах принца Гарри немало царской русской крови». Он отмечает, что прапрабабушкой принца Гарри была Великая Княгиня Ольга Константиновна Романова, внучка Императора Николая I и кузина Императора Александра III. Она стала королевой Греции и бабушкой принца Филиппа по отцовской линии. «Более того, король Георг V [правивший Британией c 1910 по 1936 годы], был кузеном нашего Царя Николая II, поэтому британские принцы его дальние внучатые племянники», - отмечает он. А.Баунов считает, что будет весьма просто найти принцу Гарри симпатичную русскую невесту и сделать его символическим Царем с троном в Кремлевском дворце. По его словам, восстановление монархии вернет высокие качества российского высшего общества. «Очевидно, бывший сотрудник МИДа предложил Гарри на царство, чтобы начать дебаты в России, где мало кто поддерживает идею возрождения монархии, а также, чтобы высмеять нынешних ее правителей», - пишет британская газета «Daily Mail».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/10/ru...

Кирил очолив XIX руського народного собору 10 листопада 2015 р. 15:10 10 ноября 2015 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялись церемония открытия и пленарное заседание XIX  Всемирного русского народного собора  на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси». Заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В президиуме Собора присутствовали:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; глава Среднеазиатского митрополичьего округа  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий ; Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Павел ; помощник Президента Российской Федерации, секретарь Государственного Совета Российской Федерации И.Е. Левитин; заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев; председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин; председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда ; ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий; другие официальные лица. К участию в работе Собора были приглашены иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители всех ветвей власти, силовых ведомств, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители общественности. Прямая трансляция заседания осуществлялась  телеканалом «Союз» . Со вступительным словом к собравшимся обратился В.Н. Ганичев. Затем с  докладом  выступил Святейший Патриарх Кирилл. И.Е. Левитин огласил приветствие главы государства. Приветствия председателя Правительства РФ  Д.А. Медведева  и председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина зачитал В.Н. Ганичев. Приветствие мэра города Москвы  С.С. Собянина  зачитал руководитель столичного Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма В.В. Черников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4268938...

Малоярославец Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.012667; 36.461351 Россия, Калужская область, Малоярославец Малоярославец, Калужская область Россия Содержание Общее описание [ править править код ] Объективно Райцентр Калужской области в 61 км к северу от Калуги и в 124 км к югу от Москвы. На р. Луже. Население – 28 тыс. человек. Субъективно Если первым делом отправиться в Николаевский Черноостровский монастырь и столкнуться со стайкой малышей, которые с ангельским пением направляются в храм, становится радостно за этих сирот, которых согревает сам Бог руками добрых монахинь и питает деньгами благотворителей монастыря, и за нас, что живём во время, когда милосердие разрешено. Памятники 1812 г. также пробуждают в зрителе добрые и патриотические чувства. 1812 г. – это год и смерти, и второго рождения города. Всё интересное здесь связано с битвой 1812 г. И могилы, и памятники, и храмы, и многие достопримечательности Малоярославца напоминают об этом. Надолго запоминаются и виды с высоких холмов, на которых расположен город, на долину р. Лужи. История города [ править править код ] Городище На берегу р. Лужи, напротив Черноостровского монастыря Малоярославца, легко угадать тот самый холм между двумя то ли оврагами, то ли рвами – высокий, с плоским верхом, – на котором был построен первый город. Возможно, люди здесь поселились ещё в дохристианские времена. Малый Ярославль Боровско-Серпуховские земли в 1389 г. получил в борьбе с великим князем за престолонаследие князь Владимир Андреевич Храбрый, особенно ярко проявивший своё мужество во время Куликовской битвы. В 1402 г. окружённое тыном поселение на Городище было названо Ярославлем – в честь Ярослава, сына Владимира Андреевича. Великий Московский князь Иоанн III, получив город в 1486 г., переименовал его в Малый Ярославец. Что больше соответствовало истине: в городе было лишь 5 храмов, и все – деревянные. После разорений Смутного времени в городке осталось немногим больше ста жителей, которые пробавлялись в основном огородничеством и садоводством. Павел I и вовсе упразднил Малоярославец как город, но Александр I в 1802 г. вернул ему прежнее значение. Городу был пожалован герб, изображающий медведя с секирой, – почти такой же, как у Ярославля большого.

http://azbyka.ru/palomnik/Малоярославец

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА I (1714, Киевская губ.- 9.03.1778, Островская Введенская пуст.), прп. (пам. в Соборе Владимирских святых, в Соборе Брянских святых), иером., строитель покровской Островской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни . Ранний период жизни неизвестен. В 40-х гг. XVIII в. пришел на Афон, где, вероятно, познакомился с прп. Паисием (Величковским) , поэтому традиционно считается его учеником. На Афоне был пострижен в монашество и рукоположен во иерея; состоял в братии мон-ря Зограф . Вернулся в Россию, поступил в Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Московской епархии, но вскоре, не приняв нового уклада иноческой жизни, покинул эту обитель. С 1755 по 1758 г. подвизался в лесах близ Яменской Иоанно-Предтечевой пуст. (ныне окрестности с. Ямного Суземского р-на Брянской обл.). Общался со старцем иером. Иоасафом (Медведевым) , строителем Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря , и с его учениками мон. Астионом и иером. Селевкием. Также К. сблизился с иером. Серапионом († ок. 1807), впосл. площанским строителем. Известны письма К. этим подвижникам (РГБ НИОР. Ф. 214. Ед. хр. 445 (2). Л. 2-5; Ед. хр. 461. Л. 85-86). 23 янв. 1756 г. из Московской духовной консистории в Яменскую пуст. поступил запрос в связи с розыском К., однако старец, видимо, не был найден (ГАБО. Ф. 588. Оп. 1. Д. 17. Л. 2). В 1758 г. К. перешел в уединенную Островскую Введенскую пуст., располагавшуюся на острове в глухих болотистых лесах. 24 дек. 1760 г. указом Переславской духовной консистории по ходатайству московских благотворителей и братии К. был определен настоятелем пустыни. Стремясь к отшельничеству, К. дважды уходил из мон-ря «на безмолвие», 23 февр. 1765 г. и 7 дек. 1769 г. В 1765 г. К. жил близ Яменской пуст. в уединении «ради спасения души своея», затем вернулся в Островский мон-рь. 5 июня того же года еп. Переславль-Залесский и Дмитровский Сильвестр (Страгородский) за самовольную отлучку отстранил его от должности настоятеля на полтора месяца.

http://pravenc.ru/text/1841299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (В миру Максим; † 15.02. 1651, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский (1638-1651). Происхождение неизвестно . В 1618-1633/34 гг. Максим был протоиереем («протопопом») Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Михаила Феодоровича . Прот. Максим венчал царя в Успенском соборе 19 сент. 1624 г. с Марией Владимировной Долгоруковой, а 5 февр. 1626 г.- 2-м браком с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 643, 779, 886). 6 мая 1627 г. М. крестил в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужском монастыре царевну Ирину Михайловну, в марте 1629 г. «у царевича Алексея Михайловича первые волоски снимал и о нем молитву говорил» ( Извеков. 1906. С. 141-142). Максим был близок к царской семье. Он и члены его семьи - жена Ульяна, сыновья Михей и Анания, их жены, а также племянница Максима - неоднократно получали богатые дары от царской семьи (ткани, одежда, деньги). В 20-х гг. XVII в. сыновья Максима были уже женаты и находились на царской службе (напр., Михей участвовал в царской охоте, где пострадал в результате нападения медведя, за что в 1630 г. царь пожаловал ему новую одежду - Там же). Особенно тепло к Максиму относилась царица Евдокия Лукьяновна: часто приглашала его служить молебны в церквах св. Екатерины и св. Евдокии, одаривала, поручала ему раздачу милостыни от своего имени. В кон. 1633 - нач. 1634 г. М. оставил место протоиерея Благовещенского собора (вероятно, по причине вдовства) и удалился в Новгород. Царица Евдокия Лукьяновна в февр. 1634 г. направила Максиму письмо с уверениями в неизменной милости своей и государевой к нему. С письмом был послан подарок - 12 аршин шерстяной материи («зуф»). В том же письме царица просила Максима составить и прислать ей список «сколько в Новегороде и в Новгородских местех чудотворных мест и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен» (Там же. С. 225). В короткие сроки Максим составил «роспись» Новгородских святых - уже 23 мая 1634 г. эту «роспись» привез в Москву младший сын Максима Анания ( Янин. 1988. С. 217). Максим перечислил погребения 21 Новгородского святого, сопроводив исторической справкой. В качестве источников он использовал не только Жития святых, но и повести (напр., «Повесть о белом клобуке»), чего ранее составители подобных «росписей» не делали. Максим сообщил сведения о канонизации святых, напр., он указал, что тропарь и кондак прп. Арсению Новгородскому составлен, «а празднество еще не установлено» ( Каган. 1993. С. 325). М. обратил внимание царицы на необходимость собрать и переписать Жития Новгородских святых и описания их чудес.

http://pravenc.ru/text/2563982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии РПЦ (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ); получило название от образованной 4 нояб. 1920 г. Марийской автономной обл. (см. Марий Эл ). Существовало в 1929-1937 гг., в 1934-1937 гг. действовало как самостоятельная епископия. До 1917 г. и в первые годы советской власти приходы Марийского края входили в Вятскую (Уржумский и Яранский уезды; см. Вятская и Слободская епархия ), Нижегородскую (Васильсурский и Макарьевский уезды), Казанскую (Царёвококшайский, Козьмодемьянский, Казанский и Чебоксарский уезды; см. Казанская и Татарстанская епархия ) епархии. Учреждение епископии с центром в Йошкар-Оле (до 1919 Царёвококшайск, в 1919-1927 Краснококшайск) было вызвано необходимостью борьбы с обновленчеством , замещения на кафедрах арестованных архиереев новорукоположенными епископами для нормализации церковной жизни Нижегородской епархии, а также изменениями административно-территориального деления РСФСР. 5 апр. 1923 г. в Казань прибыл обновленческий Казанский «архиепископ» Алексий (Баженов) . 26 дек. того же года на съезде раскольничьего духовенства Казанской епархии Марийским «епископом» был назначен женатый свящ. Владимир Дерябин, клирик ц. Владимирской иконы Божией Матери с. Кузнецово Краснококшайского кантона (ныне Медведевского р-на Марий Эл). После того как 31 июля 1924 г. он прибыл в Краснококшайск, часть белого духовенства, прежде всего Краснококшайского кантона, уклонилась в раскол. Вскоре обновленческое Краснококшайское вик-ство было преобразовано в Краснококшайскую и Марийскую епархию Нижегородской (с 1932 Горьковской) раскольничьей митрополии, существовавшую под упр. Дерябина (с 1927 «архиепископ») до ареста последнего в 1938 г. Во мн. случаях переход в обновленчество был следствием недостатка информации о ситуации, сложившейся в Церкви. Поэтому вскоре после образования обновленческого М. в. под влиянием духовенства, отбывавшего ссылку в Марийском крае, бывш.

http://pravenc.ru/text/2562032.html

Молебен о Президенте: для чего? Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте. 5 мая, 2012 Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте. В день инаугурации избранного президента России Владимира Путина Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит молебен  в Благовещенском соборе московского Кремля. Богослужение состоится после официальной церемонии вступления в должность главы государства, сообщил замглавы патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. «По сложившейся многолетней традиции, идущей еще от патриарха Алексия Второго, предстоятель Русской православной церкви совершит молебен в связи со вступлением в должность президента Российской Федерации 7 мая в Благовещенском соборе Кремля», — сказал диакон. Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте: «о еже подати ему с небесе к правлению и правосудию силу и премудрость добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, от врагов же ея и супостат ограждати». 7 мая 2008 года молебен по случаю инаугурации президента Дмитрия Медведева совершил Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Богослужение состоялось после завершения церемонии инаугурации нового Президента России в Благовещенском соборе Московского Кремля. Благовещенский собор Московского Кремля 7 апреля 2008 года Благовещенскому собору Московского Кремля исполнилось 500 лет. До XVIII века этот собор являлся домовой церковью московских государей, его настоятели одновременно были духовниками царей. Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский в интервью ИТАР-ТАСС отмечал, что «Благовещенский собор был домовым храмом русских великих князей и царей и здесь всегда по особым случаям служили молебен, смысл которого — в призывании Святого Духа на начало доброго дела». Священник пояснил, что «если бы даже президент не был православным человеком, эта служба также была бы совершена». «Но, в данном случае, — подчеркнул он, — новоизбранный президент — человек православный, и он будет молиться вместе с Патриархом».

http://pravmir.ru/moleben-o-prezidente-d...

Откуда пришли к нам святыни. Сон ребенка. Чудотворная икона Богоматери. Началась самостоятельная жизнь. Сила благодати преподобного Сергия. Отец Владимир расстается с Гребневом. Любочка. Вторичная постройка дома Откуда пришли к нам святыни Когда мне было тринадцать-четырнадцать лет, я бегала в переулки (за нашими домами), где жила Александра Владимировна Медведищева. Это была уже старушка лет шестидесяти, со строгим лицом и огромными черными глазами в очках. Александра Владимировна была домашним врачом Патриарха Сергия, который жил от нее поблизости в маленьком деревянном домике в Девкином переулке. В те годы в нашем районе, то есть вблизи Елоховского собора, только на центральных улицах возвышались каменные невысокие строения, а позади них еще ютились одноэтажные здания с уютными двориками, с палисадниками и кустами. Я с огромным желанием брала у Александры Владимировны уроки французского языка, так как даже пройтись по тихим заснеженным переулкам было для меня большим удовольствием. За уроком я сидела спиной к окну, а предо мной в глубоком кресле — Александра Владимировна. Она часто начинала дремать, голова ее свешивалась на грудь, раздавался тихий храп. Тут же ко мне подбегала лохматая собака Джек, а на стол спрыгивала с полок кошка Джонька. Она лапкой хватала мое перо, когда я писала. В общем, я с радостью играла с животными, давая отдохнуть усталой учительнице. А за ее спиной предо мною чернела длинная комната, со всех сторон увешанная темными иконами. Тогда я ими не интересовалась, не думала, что с ними свяжется моя жизнь. А вышло так. В начале войны Патриарха Сергия эвакуировали, велели собраться в двадцать четыре часа. Александра Владимировна очень это переживала. Она взяла к себе в дом иконы и святыни Патриарха, так как в Куйбышев он ничего взять с собой не смог. Но недели через две пришел приказ Александре Владимировне также срочно выехать к Патриарху. Мама моя навещала сестру Александры Владимировны, и та рассказала ей следующее: Александра Владимировна была остра на язык и терпеть не могла сотрудников НКВД, которые окружали

http://pravmir.ru/pod-krovom-vsevyshnego...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010