Хотя шел 1954 год, документы в университет не приняли. Мама написала записку Ворошилову с просьбой реабилитировать мужа, а 17-летний Алексей Георгиевич два года числился «сыном врага народа», пока отца не реабилитировали. Потом наряду со студенческой стипендией он получал пенсию за невинно осужденного отца. — Я учился в химико-технологическом институте имени Менделеева и потом почти всю жизнь работал в электронной промышленности, на Королева и Курчатова. А в 1995 году, когда все рухнуло, устроился сторожем в клуб «Полет». А так как еще много лет переводил техническую литературу с английского на русский для издательств «Энергия» и «Мир», то устроился в родную Менделеевку, до 2015 года преподавал там технический перевод. О своей семье Алексей Георгиевич рассказывает с горькой улыбкой: «У нас типичная советская семья была — мой отец был расстрелян, а у жены — в НКВД работал». Но пообщаться они не успели — тесть умер незадолго до знакомства будущей пары. Лидия Сергеевна скончалась в 2008-м. В тот момент Алексею Георгиевичу казалось — ну, все, впереди — сплошное одиночество. Вскоре 15-летний внук для урока в школе решил сделать генеалогическое дерево. Вместе с дедом стал рисовать линии-связи. И тут у Алексея Георгиевича что-то щелкнуло. Начал ходить по библиотекам и архивам, читать Солженицына, Шаламова, Рыбакова. После он будет признаваться, что «в каждой книге узнавал свою жизнь и было стыдно, что жил беспечно». Познакомился с «Мемориалом», стал читать списки репрессированных у Соловецкого камня. На картоне синего цвета приклеил фотографию отца, заламинировал, привязал ленточку, повесил на грудь и вышел на Никольскую. Портрет Георгия Нестеренко есть и среди других портретов на стендах. Со стороны Лубянки он идет мелкими шагами, немного переваливаясь с ноги на ногу, в правой руке несет рюкзак, в левой — синий полиэтиленовый пакет, достает оттуда распечатанные на листе А4 цитаты Владимира Путина и Патриарха Алексия о необходимости помнить трагедию репрессий, копии газет, которые когда-то писали об осужденных, и раскладывает на ближайшую лавочку. Какое-то время стоит молча, потом, когда к этим экспонатам уже подходят люди, начинает рассказывать о доме со словами «Вот здесь тысячи людей получали путевку в ров…».

http://pravmir.ru/smotri-kotenok-eto-str...

Известно, что на исходе средневековья в народном ремесле особую роль приобрели копия и образец, которые самым тесным образом были связаны с одним из главных импульсов «массовой культуры» – тиражированием. Поэтому в повседневном труде суздальского Иконника всегда присутствовала механистичность, обусловленная работой с отпечатком-переводом. Разделение Иконников приблизительно в XVII в. на «личников» и «доличников» и появление в языке ремесленников термина «перевод», о чем писал еще П.П. Муратов (Грабарь, ИРИ, т. VI, 1914, с. 26:28), отразило те общие тенденции, о которых мы говорили выше: увеличение потребности в иконах и расширение народноремесленной сферы искусства. В последующие же три столетия процесс написания иконы в низовой ремесленной среде становился постепенно все более дробным: массовое производство требовало самой узкой специализации. 58. Ризочеканная мастерская в Мстере. Фотография конца XIX – начала ХХ века. Архив Владимиро-Сузальского музея-заповедника, Владимир. Со второй половины прошлого столетия конкуренцию ризочеканным мастерским составило ризоштамповальное производсвто. Как правило, штампованными окладами закрывали иконы «подризные», или «подокладницы», то есть на которых тщательно писали только лики и руки. Это отчетливо видно на мстерской иконе второй половины XIX века. 60. Сошествие во ад. Припорох. Палех. И. Карпенков. Первая половина XIX века. Подписан: «стиль XVII в.». Частное собрание, Палех. 61. Господь вседержитель. Перевод. Палех. XVIII век. Частное собрание, Палех. Особенно это касалось изготовления дешевых «расхожих» икон, которое, по материалам И.А. Голышева, распадалось на 40 операций, а отдельно взятый ремесленник был поставлен для исполнения всего лишь нескольких позиций. В свое время ИА. Голышев специально собрал коллекцию досок, на которых в последовательном порядке воспроизводился весь этот процесс. Позднее они были взяты Н.П. Кондаковым для экспонирования на специальной выставке во Владимире в 1906 г. (ВЕВ, 1906, 19). Примечательно, что основную роль в этом процессе играл оттиск-перевод со старых икон: он составлял основу «припорохов» – переводных рисунков, проколотых по контурам тонкой иглой (илл. 60, 61). Нанесение этих контуров на подготовленную залевкашенную доску называлось у иконников «натиранием рисунка»: «Рисунок натереть – набить мешочком с толченым углем по изображению, наколотому иглой на бумаге» (Голышев, 1865, с. 94). В.Л. Георгиевский добавляет, что «переводы» в Холуе в основном исполнялись учениками и подмастерьями, которые по готовому со старой иконы отпечатку накалывали от 6 до 12 «припорохов» (Георгиевский, 1899, с. 853). Более подробно обрисовал технику перевода рисунков на доску К. Тихонравов, указавший при этом, что холуйские иконописцы не имели у себя никаких подлинников и руководствовались только Четьи-Минеями и копиями с древних икон (Тихонравов, 1857, с. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Да наградит же Господь автора за то, что он раскрыл пред Россией свое скорбное сердце и научает читателя не только оплакивать, но и сердечно любить свое Отечество, свою Веру Православную и свою Армию и свой Флот во главе с Православным Царем, наконец – свою Северную природу и ея сынов – северных богатырей». 65 Генерал барон Петр Николаевич Врангель родился 15 августа 1878 года в г. Ростове-на-Дону, вблизи котораго было имение его отца. Образование он получил в Реальном Училище и в Горном Институте, который окончил в 1901 году. Отбывая воинскую повинность в Л. гв. Конном полку, он в 1902 году выдержал экзамен при Николаевском Кавалерийском Училище на чин корнета. По собственному желанию он участвовал в Японской войне, после которой он окончил в 1910 году курс Николаевской Акадеимии Генеральнаго Штаба. Во время Великой войны он был награжден Георгиевским крестам и Георгиевским оружием и окончил войну в должности Командующаго дивизией в чине генерал-майора. После февральской революции ген. Врангель съумел сохраннть порядок в своей дивизии и в Добровольческой Армии был Командующим Кавказской Добровольческой Армией и прославился боями под Царицыным. 20 марта 1920 г. ген. Врангель был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами Юга России, заменив ген. Деникина. Ген. Врангель переименовал свои войска в Русскую Армию и героически защищал Крым, из котораго под натиском большевиков был вынужден эвакуироваться заграницу, организовав перевозку на 125 судах – 150 тысяч русских людей, которые обязаны ему спасением своих жизней от большевиков. Затраницей ген. Врангель положил много трудов по разселению и устройству русских воинов и для сохранения русских военных кадров, основал Русский Обще-Воинский Союз. 25 апреля 1928 года генерал Врангель скончался в г. Брюсселе на 51-м году своей жизни. Согласно его завещанию его тело было перенесено в Белград и погребено в притворе Св.-Троицкой церкви, в которой хранились знамена Русской Армии. 66 «Ц. В.» 485, 1936 г. Генерал Александр Павлович Кутепов родился 16 сентября 1882 года в г. Череповце Новгородской губернии. Он происходил из светской среды. Его отец был лесничим и впоследствии Председателем Землеустроительной Комиссии, но ген. Кутепов с детства мечтал быть военным, героем его детских грез был «белый генерал» Скобелев. Мальчик Кутепов с неохотой, по настоянию родителей, поступил в Архангельскую гимназию, которую после 6 классов оставил, перейдя в С.-Петербургское Юнкерское Училище, впоследствии переименованное в Владимирское Военное Училище. В 1904 г., по окончании Военнаго Училища, в звании фельдфебеля, молодой подпоручик Кутепов по собственному желанию вышел в 85 Выборгский полк, отправлявшийся на Японскую войну. Его отец проводил его такими словами: «Будь всегда честным, никогда у начальства не напрашивайся, а долг свой перед Отечеством исполни до конца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Телеканал “Спас” играет несколько иную роль. Это тоже церковный канал, но он обращен не только к внутрецерковной аудитории, но и к людям внешним. Его содержание — церковно-общественное по своей сути, и доля общественного вещания на нем будет расти. Кроме того, существуют телеканалы «Глас» и «Радость моя». 2) Сравнение с Ватиканом кажется мне не совсем верным, потому что Ватикан — это еще и отдельное государство, а государство без банка невозможно. Мне не известно о планах создания банка Русской Православной Церкви наподобие ватиканского. 3) В первую очередь я бы хотел выразить большую признательность авторам и создателям этой серии фильмов. Очень признателен всем участникам: Саиде Медведевой, Марине Бандиленко, Светлане Колесовой, Олегу Вольнову и другим. Мне кажется, что это очень неплохая попытка рассказа о Церкви на понятном светском языке. Пока я не слышал о планах выпустить продолжения этих картин, но если такие планы будут, мы будем их только приветствовать. Здравствуйте, Владимир Романович, два вопроса: 1. До каких пор с гос.телеканалов будут лить грязищу на православие, а на НТВ в программе «Центральное телевидение» ведущий Такменев так откровенно смешивать с дерьмом Медведева, Путина и издеваться над Патриархом. А ведь этот канал принадлежит «Газпром медиа». А телеканал ТНТ? Этот смрад доколе будет отравлять души детей? Кстати, тот же «Газпром». 2. Почему на сайтах Патриархии и епархиальных управлений нет эл. адресов для писем непосредственно к правящему архирею? С уважением, Михаил Георгиевич, г.Таганрог. Уважаемый Михаил Георгиевич! Спасибо Вам за неравнодушное отношение к происходящему в современных СМИ. Справделивости ради хотел бы заметить, что в прямом смысле государственные телеканалы — это только холдинг ВГТРК (“Россия-1”, “Россия-2”, “Культура”, “Спорт”, “Вести-24” и т.д.). На этих каналах, Вы, думаю, согласитесь, никаких безобразий в отношении Церкви нет. Собственно, и на других каналах информация о Церкви есть либо в нейтральном, либо в положительном ключе, исключение составляют некоторые программы НТВ. В них, как мне кажется, сотрудники просто являются заложниками концепции инфотеймента, которая всегда предполагает скорость, развлекательность и конфликтную подачу материала. Кроме того, авторы этих передач не заинтересованы в серьезном разговоре, а лишь в эпатажной подаче “жареных фактов”. Пока мы не отказывались от взаимодействия с ними, но могу сказать, что некоторые их последние сюжеты поставили для меня лично вопрос о дальнейшем сотрудничестве.

http://foma.ru/czerkov-v-mire-i-smi-o-cz...

В июне 1811 года семья получила Высочайшее дозволение поселиться в Москве, и 21 августа вдовствующая царица Мария с царевичем Ираклием и двумя царевнами прибыли на московскую землю. Царевичи Илия и Окропил воспитывались в кадетском корпусе с 1804 года и в 1812-м были определены подпоручиками в лейб-гвардии Егерский полк 284 . Царевич Илия участвовал в войне 1812 года, воевал на Бородинском поле и дослужился до чина полковника. Царевич Окропил уволился со службы по болезни в чине поручика 23 мая 1816 года. Царевич Ираклий получил домашнее образование 285 . О царевне Тамаре известно, что с 1813 года начались ее страдания от ревматизма 286 . В 1821 году царевичи Ираклий и Окропил начали (на свои капиталы) строительство собственных домов в Москве. Первые два участка земли, которые купил царевич Ираклий, располагались вдоль «проезда подле Китайгородской стены от Новых Владимирских ворот в Охотный ряд» 287 . А вторую половину квартала вплоть до Рождественской улицы приобрел для своей семьи царевич Окропил. Через год во владения царевича Ираклия вошел соседний участок, что «на канале речки Неглинной» 288 . Сохранились чертежи планов застройки этих участков и фасадов многих домов, построенных царевичами 289 . В начале 1824 года половина дома царевича Ираклия была отделана и ее заняла царица Мария, с ней постоянно жила царевна Тамара. В этих же домах «по проезду Китайской стены 51» жил в 1830-х годах царевич Илья Георгиевич, полковник и кавалер, женатый на Анастасии Григорьевне Оболонской, со своим большим семейством. Царевич Окропил Георгиевич в 30-е годы временами жил то в Москве 290 в доме Ираклия, то в Петербурге 291 . Он был женат на графине Анне Павловне Кутайсовой, позднее его дети наследовали все дома грузинских царевичей на этом участке 292 . Вопрос местопребывания Грузинского дома в Москве для нас непраздный. Вышеперечисленные данные позволяют выяснить, кто именно из царевичей, помимо Ираклия, жил в Москве во времена старца Зосимы, знал и почитал его, где старец бывал и где произошло чудесное исцеление царевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

За что следует поблагодарить всех: тех, кто выступил с инициативой, региональные и федеральные власти, руководителей подразделений АРАН, сотрудников, выполнивших обработку фонда в ударном темпе. Заключение Завершая не столько полемическую, сколько информационную заметку, не хотелось бы оставить превратного впечатления сведения неких околокорпоративных счетов, ловли автора на неточностях и мелких ошибках. Тамара Владимировна Дадианова в короткий срок собрала интересные данные и материалы (история семьи Г. С. Бенедиктовича, составленная Пчелиной программа археологических экскурсий по территории Ярославской губернии на 1920 г., снимки Евгении Георгиевны в молодости и зрелые годы, адрес и фотография дома в столице Северной Осетии, где она проживала в периоды работы там), представила их так, как удалось, среди многих дел, задач, трудов. Проделанная работа содержательна и объемна, предпринятые усилия не остались бесплодными. Желательно разве что вернуть методологии автора несомненный, казалось бы, принцип: в любую ситуацию следует вникнуть, претензии должны быть обоснованны, особенно если выводятся в публичную сферу. Частная информация нуждается в проверке. Персональные мнения имеют вес, когда высказываются признанными специалистами в пределах их компетенций. Выносить на общественную трибуну набор сведений без критической оценки и часто просто внимательного изучения, делать скорые заключения и тем более повторять их видится малопродуктивным. И наконец: общая победа одержана, результат достигнут, к чему поминать старое и тревожить колокол «дней бед народных»? Надеемся, что представленные уточнения будут способствовать широкому использованию статьи Т. В. Дадиановой как полноценного источника сведений о биографии и научные трудах неординарной личности и крупного ученого, наследие которого только ждет подлинного освоения, — Евгении Георгиевны Пчелиной. А приведенные сведения из действительно сложной, хотя и не единичной судьбы фонда СПбФ АРАН помогут точнее представить его путь от поступления в архив до выдачи дел в читальный зал — полувековую, но все-таки пройденную дистанцию.

http://bogoslov.ru/article/6176976

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Памятный крест установлен на месте массовых расстрелов нижегородцев Нижний Новгород, 6 сентября 2004 г. Шествие и водружение памятного креста на месте массовых расстрелов нижегородцев прошло вчера в Нижнем Новгороде. Шествие было посвящено Дню " Красного террора " , объявленного 5 сентября 1918. В мероприятии приняли участие активисты правозащитных организаций, люди пострадавшие в годы советского тоталитаризма, а так же родственники пострадавших, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Участники шествия прошли от здания ФСБ (старого здания НКВД) на улице Малой Покровской до бровки Почаинского оврага, где в годы советских репрессий были расстреляны и захоронены сотни нижегородцев. Шествие завершилось установкой памятного креста с мемориальной доской. Во время возложения цветов к подножию памятного креста все присутствующие пропели вечную память невинно убиенным в годы советского террора. Перед собравшимися выступил Александр Николаевич Лушин, внук расстрелянного в 1918 г. священномученика протоиерея Алексея Порфирьева. «Епископ Лаврентий, мой прадед протоиерей Алексей Порфирьев и Алексей Борисович Лейтгард, которые были прекрасными людьми, были членами городского совета, много делали для губернии – они ведь отдали свою жизнь за религиозную идею, не за политическую», - отметил Александр Николаевич. Председатель Нижегородского регионального отделения «Мемориал» Герман Георгиевич Гофман обратился ко всем собравшимися со словами: " Сначала революционеры взрывали царей и великих князей, потом стреляли министров, когда добились своего в 17-ом году, то взялись за тех, кто представлял опасность новому строю – за офицерство, за казачество, за священнослужителей, за интеллигенцию, т. е. за цвет России. Декрет 18-го года о проведении «Красного террора» " исполнялся неукоснительно " и действительно все указания «великого вождя революции» были исполнены. Он тогда, во время голода, писал: «Именно сейчас, когда дороги голодных губерний усеяны сотнями и тысячами трупов, мы должны обратить всю свою энергию против священнослужителей, мы должны полностью ликвидировать всю утварь церквей, и чем больше мы – по его выражению – попов расстреляем, тем лучше для нашего дела». После Владимира Ильича за дело взялся, как вы знаете, его верный ученик и продолжатель его дела, который пролил крови еще больше, и действительно террор был красным не только потому, что это был большевистский террор, но и просто по цвету пролитой крови». «Сегодня у нас тоже можно сказать антитеррористическая операция», - сказал Герман Георгиевич в завершение.

http://pravoslavie.ru/10973.html

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов отметил, что 20 век за всю историю России наиболее трагичен и одновременно героичен: «Сколько лучших сынов Отчизны он унес! И все же, казалось бы, уже на опустевшей российской ниве вдруг явились русские исполины: Шолохов, Шукшин, Распутин, Мельников. Нам надо помнить этих великих людей, чтобы не дать времени разделить нас, как это было, например, в Гражданскую войну, когда по разные стороны сражались достойные сыны России, некогда вместе бившие захватчиков нашей Родины, а теперь убивавшие друг друга: георгиевский кавалер, красный комиссар Василий Иванович Чапаев и георгиевский кавалер, генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель. Чтобы этого не происходило, мы должны видеть связь времен, видеть во всех русских судьбах тех, кто печаловался о России, строил ее в 19, 20 и 21 веках» . Ведущий вечера поэт, прозаик, этнограф, руководитель Театра народной драмы Андрей Вадимович Грунтовский в свою очередь подчеркнул, что именно эту связь с глубинной Россией, с Небесным Отечеством, с Богом нам являют поэты: «Так мы и определяли – если ты любишь творчество Есенина, Рубцова – значит ты наш человек, русский, а слушая голос Максима Трошина, я понимаю, что певец в России – больше, чем певец» . Первая часть вечера была посвящена творчеству Максима Трошина. На большом экране были показаны фрагменты документального фильма о «брянском соловушке», запечатлевшие Максима в разные годы его жизни и буквально за несколько месяцев до гибели. Звучали записи его голоса, сначала детского, печально и нежно просившего соловья не петь над его кельей, не мешать молитве. Затем голос окреп, это уже повзрослевший юноша-воин взывал к русским людям, чтобы опомнились сыновья матушки Руси и вернулись к вере православной. В том, что творчество Максима, как настоящего поэта и музыканта, не покрылось пылью забвения вместе с его смертью, что оно живо и так же воспламеняет любовью к Родине сердца, гости вечера убедились, услышав, как его песни исполняет лауреат международных конкурсов, обладатель Гран-при, певец Сергей Викторович Зыков . «В песнях Максима особенно трогает открытость самого певца. Максим Трошин – певец сердца. Все, за что он брался, спето на предельно высоком духовном уровне – так, что некоторые его произведения я не включаю в свой репертуар – настолько чисто и трогательно он их исполнял» , - заметил Сергей Зыков.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/16/pe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010