Итак, положение дел было таково, что политически мотивированные требования об отдельной митрополии для западнорус. земель должны были возбуждаться едва ли не всякий раз при замещении Киевской кафедры. Действительно, практически одновременно с поставлением на митрополию свт. Алексия в 1354 г. в К-поле удовлетворили настоятельное желание вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377), возобновив в 1355 г. Литовскую митрополию во главе с митр. Романом , чья кафедра разместилась в Новогородке (в летописи сообщается, что Роман пробовал обосноваться в Киеве «и не прияша его кияне» (ПСРЛ. Т. 17. Стб. 34); несмотря на это, Литовский митрополит приезжал в Киев, совершал здесь богослужения и хиротонии). Роман и его покровители (митрополит был свояком вел. князя) претендовали на Киевскую митрополичью область, к-рой фактически Роман и овладел, Брянско-Черниговскую и даже Тверскую епархии, надеясь стать во главе общерус. митрополии с центром в Великом княжестве Литовском. Ради умиротворения его в К-поле приговорили, чтобы к 2 литов. епископиям Романа, Полоцкой и Туровской, присоединить все галицко-волынские кафедры. Это разделение упразднилось со смертью Романа в 1361/62 г. решением патриарха Каллиста I , к-рое было подтверждено и патриархом Филофеем Коккином немедленно по вторичном его вступлении на престол в 1364 г. (Возможно, попыткой возобновить Литовскую митрополию была хиротония на Киевскую кафедру в 1352 Болг. патриархом в Тырнове инока Феодорита. Поставление Феодорита было осуждено в К-поле, но ему удалось в продолжение по крайней мере 2 лет управлять церковными делами в Киеве.) При этом патриарх Филофей снова открыл Галицкую митрополию из внимания к угрозам польск. кор. Казимира III Великого (1333-1370) в случае отказа от создания кафедры принудить подвластных ему православных к переходу в католичество. Этот акт ставит ряд вопросов. В пределы возобновленной Галицкой митрополии входили, согласно грамоте патриаршего Собора (май 1371), Холмская, Туровская, Перемышльская и Владимирская (на Волыни) епархии, а согласно патриаршему посланию к митр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Мн. насельники В. м. занимали архиерейские кафедры Западнорусской митрополии . В 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил правосл. западнорус. иерархию. Настоятель В. м. архим. Леонтий (Карпович) был избран епископом Владимирским и Брестским. Архим. Леонтий скончался, не успев получить хиротонии, во архиепископа Полоцкого в том же году был хиротонисан др. насельник В. м.- Мелетий (Смотрицкий), ставший после своего возвращения в Вильно настоятелем мон-ря. В 1623-1633 гг. во главе В. м. стоял архим. Иосиф (Бобрикович; с 1633 еп. Мстиславский), к-рый добился от светских властей разрешения на строительство в обители каменной церкви. 18 марта 1633 г. вступивший на престол кор. Владислав IV Ваза пожаловал В. м. грамоту на постройку храма «по подобию других церквей и костелов, а не в виде крепости». Грамотой также подтверждался статус мон-ря при Свято-Духовском храме как общежительного по чину свт. Василия Великого; к обители приписывались 17 муж. и 2 жен. мон-ря. Братии разрешалось получать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, а судебные дела рассматривать в суде высшей инстанции - в главном трибунале. В 1634 г. в В. м. был построен каменный храм Сошествия Св. Духа на апостолов с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и ап. Иоанна Богослова. При В. м. продолжало существовать уч-ще, конгрегации правосл. студентов и учеников монастырского уч-ща принадлежал Константино-Еленинский придел Свято-Духовского храма. После поставления Иосифа (Бобриковича) на Мстиславскую кафедру настоятелями В. м. являлись Митрофан (Дементьянович; упом. в 1635), затем Самуил (Шитик-Залесский; упом. в 1637), происходивший из местной шляхты. Вместе со званием настоятеля («старшего») мон-ря Самуил носил также титул «наместника митрополии в Великом княжестве Литовском», т. е. ему подчинялось все правосл. духовенство митрополичьей епархии. В нояб. 1637 г. игумен В. м. Леонтий (Шитик-Залесский) ездил в Москву и получил от царя Михаила Феодоровича 200 р. в качестве пожертвования на обитель. В 1655 г., после взятия Вильно рус. войсками, были обретены и перенесены в В. м. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , святыню поместили в пещерном склепе Свято-Духовской ц. В 1661 г. город вновь перешел к Речи Посполитой. В 1676 г. сейм запретил всем ставропигиальным мон-рям на территории Польского гос-ва обращаться по вопросам веры к К-польскому Патриарху и в спорных случаях предписал обращаться к гражданским судам.

http://pravenc.ru/text/158674.html

имуществом было сожжено 18 боевых коней ( Чешихин-Ветринский Е. В. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2: Ливонская хроника Г. Вартберга. Рига, 1879). Возможно, предание, отразившееся в «Послании» Спиридона (Саввы), приписало Ольгерду нек-рые детали биографии его внука - Александра (Олелько) Владимировича, 4-го сына вел. кн. Киевского Владимира (Василия) Ольгердовича . Кн. Александр перед смертью принял схиму с именем Алексий и, как и отец, был похоронен в Киево-печерском монастыре. Киево-печерский помянник, возможно, смешивает Ольгерда с его сыном Дмитрием. Несмотря на это, тесная связь между Киево-Печерским мон-рем и литов. князьями в кон. XIV - нач. XV в. несомненна. Во 2-й пол. XIV в. был восстановлен монастырский Успенский собор, в 90-х гг. ставший одной из главных усыпальниц правившей в Литовском великом княжестве династии: в 1392 г. здесь была похоронена скончавшаяся в Киеве вдовствующая вел. кнг. Иулиания Александровна (в «Послании» Спиридона (Саввы) ошибочно сообщается о ее погребении рядом с супругом в ц. Богородицы в Вильно), зимой 1397 г.- киевский кн. Иоанн (Скиргайло) Ольгердович, между 1398 и 1399 гг.- бывш. вел. кн. киевский Владимир (Василий) Ольгердович. В нек-рых агиографических трудах XIX - нач. XX в. упоминается «преподобный Давид Печерский» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 556). Однако нет достаточных оснований отождествить этого преподобного с Д. В совр. Соборе Киево-Печерских святых «преподобный Давид» отсутствует. Ист.: Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. Отд. 3: Мат-лы: Прил. С. 4; Истомин М. П. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил. С. 6; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 169, 180-181, 204, 213. Лит.: Антонович В. Б. Очерки истории Великого княжества Литовского до пол. XV в. К., 1878. С. 97; Строев.

http://pravenc.ru/text/168496.html

Икона Божией Матери Иерусалимская      По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях. В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

http://pravoslavie.ru/1942.html

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ Право Елены на правление. – Смуты. – Заключение удельного князя Юрия. – Торжество Телепнева-Оболенского и заключение Глинского. – Бегство вельмож в Литву. – Бегство удельного князя Андрея из Старицы, приезд его в Москву и заключение. – Война литовская, переговоры и перемирие. – Дела крымские. – Происки Бельского в Константинополе. – Вмешательство Гиреев в дела казанские. – Мирный договор с Швециею и сношения с другими государствами. – Построение городов; вызов поселенцев из-за границы. – Меры против поддельных и резаных денег. – Дети боярские, живущие в Думе. – Онежская уставная грамота; грамота владимирским бобровникам. – Могущество Телепнева-Оболенского. – Смерть Елены. Уже в Русской Правде находим, что по смерти отца опека над малолетними детьми, распоряжение имуществом их принадлежат матери; не говоря о древней Ольге, в позднейшее время мы видели важное значение матери семейства княжеского, ее влияние на дела не только при малолетних, но даже и при возрастных сыновьях; следовательно, по смерти Василия опека над малолетним Иоанном и управление великим княжеством, естественно, принадлежали великой княгине – вдове Елене. Это делалось по обычаю, всеми признанному, подразумевавшемуся, и потому в подробном описании кончины Василия среди подробных известий о последних словах его и распоряжениях не говорится прямо о том, чтоб великий князь назначил жену свою правительницею; говорится только, что трем приближенным лицам – Михаилу Юрьеву, князю Михаилу Глинскому и Шигоне – Василий приказал о великой княгине Елене, как ей без него быть, как к ней боярам ходить. Последние слова о боярском хождении мы должны принимать как прямо относящиеся к правительственному значению Елены, должны видеть здесь хождение с докладами. В одной летописи говорится о возведении малолетнего Иоанна на престол таким образом: начали государя ставить на великое княжение в соборной церкви Пречистыя Богородицы митрополит Даниил и весь причет церковный, князья, бояре и все православное христианство; благословил его митрополит крестом и сказал громким голосом: «Бог благословляет тебя, государь, князь великий Иван Васильевич, владимирский, московский, новгородский, псковский, тверской, югорский, пермский, болгарский, смоленский и иных земель многих, царь и государь всея Руси! Добр здоров будь на великом княжении, на столе отца своего». Новому государю пропели многолетие, и пошли к нему князья и бояре, понесли дары многие; после этого отправили по всем городам детей боярских приводить к присяге жителей городских и сельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

С тех пор св. князь Константин стал с успехом распространять христианство, и помощником его в этом был его сын Феодор. В Муроме была учреждена епископская кафедра. Всюду строились церкви. Скончался св. Константин в 1129 г. и был погребен в Благовещенском соборе рядом со своими сыновьями.  Исцеления и чудеса от святых мощей начались с 1351 г. Перед Казанским походом царь Иоанн IV посещал святыни, молился у гробов Муромских чудотворцев и дал обет  соорудить здесь монастырь.  Когда в 1553 г. стали рыть для него рвы, то обрели нетленные мощи Муромских чудотворцев. Почивали они в открытой раке до наших дней. В Муроме местно чтилась память княгини Ирины, супруги князя Константина. •  Город Муром известен по Лаврентьевской летописи с 862 г., с 1097 г. — стольный город Муромо-Рязанского княжества. Купелью для торжественного крещения муромских язычников стала Ока. Ныне Муром — город обл. подчинения, центр Муромского р-на Владимирской обл.   •  В 15бЗ г. в Муроме царем Иоанном Грозным, в память завоевания Казани, основан Благовещенский монастырь, на месте Благовещенской церкви недалеко от р. Оки.   •  Московский Собор 1547 г. установил празднование свв. князей Муромских на 21 мая. Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, во святом крещении Феодор, Владимирович (+ 1132) Память его празднуется 15 апр. в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице тесте с Собором Новгородских святых Св. вел. князь Мстислав Великий был вторым  и любимым  сыном  вел. князя Владимира Мономаха, преемником его на великом княжении и наиболее близким ему по духу. Сам вел. князь Владимир Мономах почитается в числе местных святых Киевской Церкви, и никогда русский народ не любил никого из князей своих, как его. Митрополит Никифор (грек), посетивший его, писал ему так «Мне ли предписывать тебе законы для умеренности, когда ты сам — княжеский и царский (мать его была дочерью византийского императора Константина Мономаха) властитель земли сильной, не знаешь дома, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь на себя властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные... Восхвалю ли тебя за другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простерта, когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне твоей, но обеими руками раздаешь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою...» 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Василий Ярославич, князь Боровский, сын кн. Ярослава (Афанасия) Владимировича, скончался в 1483 г. Мамотяк — сын царя Ордынского Магомета, царь Казанский. Нашествие, о котором здесь речь, было в 1445 г. В таком порядке события рассказаны в древнем житии преп. Пафнутия. Но происшествие это было ранее освящения храма (ок. 1448 г.) и официального открытия обители. Великий князь Василий II Васильевич Темный княжил с 1425 по 1462 г. Суздаль — в настоящее время уездный город Владимирской губ. Память преп. Иосифа празднуется 9 сентября. Труд Досифея, написанный не ранее 1546 г., представляет собою нечто в роде Патерика — ряд кратких рассказов, слышанных от преп. Пафнутия, преп. Иосифа и других подвижников Волоколамского монастыря. Досифею принадлежит еще надгробное слово преп. Иосифу. Иоанн Калита, сын св. кн. Даниила Александровича, был великим князем с 1328 по 1340 г. Свербеж — то же, что и чесотка, зуд. Здесь разумеется князь Димитрий Георгиевич Шемяка, отравленный в 1453 г. в Великом Новгороде. Отраву дал князю его боярин и любимец Иоанн Котов. Вассиан (Санин) упоминается архимандритом Симоновским в 1502 г. В 1506 г. он был посвящен в епископа Ростовского. — Симонов монастырь основан ок. 1370 г. преп. Сергием Радонежским по поручению великого кн. Димитрия Донского. С первоначального места построения (слобода Старое Симоново) монастырь вскоре перенесен был на нынешнее его место — на высоком берегу р. Москвы на южной окраине города. Первым игуменом монастыря был племянник преп. Сергия Феодор (после архиеп. Ростовский, 1395 г.) На наш счет это составит несколько десятков рублей. Т. е. «Достойно есть». Здесь разумеется истребление г. Алексина (ныне уезд. гор. Тульской губ.) ханом Ахматом в 1472 г. Князь Георгий и другие не сумели и не успели помочь несчастному городу. Записки Иннокентия признаются одним из лучших произведений древнерусской житийной письменности. В нижеследующем рассказе они помещаются с некоторыми сокращениями. Князь Михаил Андреевич Верейский, внук Димитрия Донского, был женат на дочери боровского князя Елене Ярославне и может быть с ее рукою получил Боровское княжество. Скончался он в 1486 г. и погребен в обители преподобного Пафнутия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

68 ...игумен троицкый Асаф – Иоасаф Скрипицын, игумен Троице-Сергиева монастыря, крестил в 1530 г. будущего царя Ивана IV. 69 ... сына на руки дал... – Василий III вспоминает, как он «вручил» новорожденного сына особому покровительству Сергия Радонежского и троицких иноков. 70 ...от третьего часа и до седмого... – Для 3 декабря – это промежуток времени от 17 час. 30 мин. до 21 час. 30 мин. 71 Петр чюдотворец – первый московский митрополит Петр (1308–1325), поддерживал московского князя Ивана Даниловича Калиту (1328–1341) в его борьбе за великое княжение Владимирское. 74 ...крест Паисиской... – По-видимому, речь идет о кресте Паисия Ярославова, игумена Троице-Сергиева монастыря (1478–1482), крестившего Василия III. 75 Тогда же великая княгини не хотяше итти от него, но отсла ея князь велики... – В ПЛ (и CII) сохранился текст «Повести», описывающий не «этикетное» поведение Елены Глинской у постели умирающего Василия III: «И хоте ей наказывати о житье ея, но в кричанье не успею ни единого слова наказати. Она же не хотяще итти от него, а от вопля не преста, но отосла ея князь велики сильно...» 76 ...в Кирилове монастыре. – Один из крупнейших монастырей к северо-востоку от Москвы, Кирилло-Белозерский, основан в 1397 г. иноком Кириллом. 77 Пречистые образ... чюдотворенные Владимирские... – Икона Владимирской Божьей матери была патрональной святыней Владимиро-Суздальской земли и Московского княжества. 78 ...и по Николу, чюдотворца Гостуньского. – Эту икону Василий III пожертвовал в 1507 г. в построенный им храм Николы Гостунского; она славилась целебной силой. 79 Крестовый дьяк – дьяк из домовой царской церкви; в его обязанности входило читать в царских покоях, говорить псалмы, петь на клиросе. 83 Переманатка, ряска, манатия – части обычного иноческого облачения; скима ангельская – одежда монаха, давшего обет самого сурового отречения от мира. 85 ...сь середы на четверг, в 12 нощи, противу Варварина дни. – Василий III умер в ночь со среды на четверг в 2 ч 30 мин ночи, 4 декабря (в «Варварин день»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь мы должны обратиться несколько назад и посмотреть, что сделал Шемяка, сидя в Москве на столе великокняжеском. Положение его здесь было незавидное: отовсюду окруженный людьми подозрительной верности, доброжелателями Василия, он не мог идти по следам своих предшественников, примышлять к своей отчине, потому что только уступками мог приобрести расположение других князей. Обязанный своим успехом содействию князя Ивана Андреевича можайского, он отдал ему Суздальское княжество; но правнуки Димитрия Константиновича были еще живы и, как видно, княжили в Суздале неизвестно в каких отношениях к московским князьям. Когда Шемяка снова лишился Москвы, то заключил с ними договор, признал старшего брата, князя Василия Юрьевича, сыном, младшего, князя Федора Юрьевича, племянником; но сын Шемяки, князь Иван Димитриевич, должен был считать князя Василия Юрьевича братом равным, следовательно, в случае смерти Шемяки суздальский князь, будучи равным сыну его и наследнику, имел равное с ним право на великое княжение Владимирское! Шемяка обязался не отдавать Суздаля князю можайскому, как отдал прежде, не вступаться в прадедину, дедину и отчину обоих братьев, Суздаль, Новгород Нижний, Городец и Вятку. Здесь, как видно, нарочно прибавлено: прадедину, чтоб показать давность права князей на эти области. Шемяка уступает суздальским одно из самых важных прав - ведаться самим с Ордою; обязывается не заключать никаких договоров с великим князем Василием без ведома князей суздальских. Касательно оборонительного и наступательного союза обязанности равные: если сам Шемяка поведет войско, то и князь суздальский должен сесть на коня, если же пошлет сына, то и суздальский князь посылает только сына или брата. Московские служилые князья и бояре, купившие волости в Суздальском княжестве во время невзгоды прежних князей его (в их неверемя), должны отступиться от своих приобретений; наконец, читаем: " Что мы, наши бояре и люди пограбили в твоей отчине, великом княженьи, то все оставить, пока даст тебе бог, велит достать своей отчины, великого княжения " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Отголоском этих изменений явились споры иерархов с ростовцами 28 . Поскольку ко времени прибытия на Русь Митрополита Константина Новгородская епархия вдовствовала, то в Великий Новгород был поставлен новый владыка — епископ Аркадий. “В лето 6666… Том же лете ходи Аркад Кыеву ставиться епископом, и поставлен бысть от Митрополита Костянтина, и приде в Новъгород месяця сентября в 13 день, на канон святого Воздвижения” 29 . В 1136 году в политическом устройстве Великого Новгорода произошли важные изменения: князей новгородцы стали приглашать на княжение только как военачальников, а Новгородского владыку стали избирать сами из местного духовенства на вече. Поэтому справедливо следующее высказывание о посвящении епископа Аркадия: “Его рукоположением на Софийскую кафедру Митрополит Константин фактически ратифицировал принцип выборности Новгородского владыки” 30 . Первому избранному на вече Новгородскому иерарху пришлось более двух лет ожидать своего рукоположения, которое произошло лишь 10 августа 1158 года. М. Д. Присёлков приводит данные о поставлении епископов в другие епархии “на место участников ставленья Клима” 31 . Предполагается, что при Митрополите Константине была учреждена самостоятельная епархия в Галицком княжестве, до этого входившая в состав Волынской епархии. Тем самым Митрополит Константин отделил “Галичское княжество в церковном отношении от Владимирской епископии” и первым иерархом новооткрытой епархии стал епископ Косьма 32 . С именем Митрополита Константина связано одно историческое событие, своеобразно интерпретируемое в историографии. Е. Е. Голубинский пишет: «В первой четверти XVIII в., при Петре Великом, явилось у нас “Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина”, в котором говорится, что этот еретик Мартин, родом армянин, прибыв в Россию из Константинополя в 1149 г. и выдав себя за грека родственника Патриарха Луки Хризоверга, начал проповедовать у нас ересь, состоявшую из армянства, латинства (которым по деянию он заразился в Риме) и нашего раскольничества (отметание креста двоечастного, хождение посолонь, Исус а не Иисус, аллилуия дважды, сложение перстов для крестного знамения и для благословения двоеперстное), что он осуждён на Соборе, бывшем в Киеве в 1157 г., при вел.

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010