В городе Вибор (не существующем ныне) приносили раз в год из местного монастыря его икону, и в 1548 г. от нее исцелился крестьянин Иосиф. •  Любек расположен в Германии в земле Шлезвиг-Гольштейн.   •  Жизнь святого связана с Новгородской епархией, места его подвижничества позднее вошли в Велико-Устюжскую епархию (ныне Вологодская).   •  Церковь во имя свв. Бориса и Глеба сгорела в 1490 г.   •  Первый храм во имя св. Прокопия построен в Великом Устюге в 1495 г, празднование его памяти установлено Московским Собором 1547 г. Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1305) Память его празднуется 6 дек. в день преставления, 23 июня вместе с Соборам Владимирских святых В 1274 г. слабый император Византийский Михаил VIII, опасаясь нападения западных рыцарей, признал на Лионском соборе власть Папы, дабы заручиться его поддержкой. Патриархом стал Иоанн Векка, отступник от Православия, а законный Патриарх Иосиф был изгнан. Ни епископы, ни народ не признали объявленного им соединения Церквей, и многие подверглись гонению и даже казни.  Святитель Максим, будущий митрополит всея Руси, был среди исповедников. Уже в это время престарелый митрополит всея Руси Кирилл посылал в Константинополь узнать, кто будет его преемником. Уже тогда предполагалось, что это будет святитель Максим, но при униате Векке это было невозможно, а когда в 1280 г. митрополит Кирилл скончался, два года русская митрополия была не занята. И лишь по смерти императора Михаила в 1282 г. его сын и наследник Андроник II низложил Векка и вернул православного Патриарха Иосифа. Тогда в следующем, 1283 г. святитель Максим был поставлен митрополитом всея Руси.  Свою новую паству он нашел в печальном состоянии: его кафедральный город Киев лежал в развалинах, все княжество и соседние с ним были разорены, население почти все разбежалось. А татарские нашествия повторялись, и сношения Киева с другими епархиями нарушались. По приезде своем митрополит поехал по церковным делам в Орду, а потом собрал в Киеве совет епископов, чтобы утвердить церковное управление. Но мудрый и прозорливый святитель предвидел, что спасение Руси придет с севера, и, руководимый откровением свыше, решил  перенести свою кафедру во Владимир  на Клязьме, где по большей части жил и где скончался его предшественник — митрополит Кирилл (1249—1280). Там же находился в течение 150 лет великокняжеский престол. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Занимаясь устройством гражданского быта в своем Великом Княжестве, вводя везде и во всем законный порядок ко благу своих подданных, Князь Андрей Георгиевич в то же время заботился об устройстве храмов и благолепии церковном, не щадя своих сокровищ. В 1160 году построил он во Владимире соборный храм Успения Божией Матери, куда перенес из Боголюбова Греческую чудотворную икону, принесенную им из Вышгорода, которая с того времени стала именоваться Владимирскою; на украшение её, кроме серебра, жемчуга и драгоценных камней, употреблено было 30 гривенок или фунтов золота. Самый же храм был столь богат украшениями, что служил предметом общего удивления. По сказанию летописи: наружные стены были обложены разноцветным мрамором, внутренние – украшены раззолоченными листьями. Глава, заключавшая здание, была покрыта вызолоченною медью, от чего народ называл этот собор златоверхим; крыша, посреди которой возвышалась эта драгоценная глава была серебряная, украшенная вызолоченной резьбою. Иконы, церковные утвари украшены чистым золотом и осыпаны жемчугом и другими драгоценными камнями. Четыре больших и более двадцати серебряных паникадил освещали храм, а посреди медного помоста возвышался чудный серебряный амвон. С подобным же великолепным украшением и в Боголюбове построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1164 году Князь Андрей во Владимире построил золотые ворота по образцу Ярославовых золотых ворот в Киеве, с церковью Положения Риз Пресвятой Богородицы. Ныне на западной стороне этих ворот замечательна по историческому воспоминанию Владимирская икона Божией Матери, пред которой представлен молящийся на коленях Князь Андрей и несколько человек, чудесно спасшихся под развалинами ворот: в то время, когда были сооружением окончены каменные золотые ворота и церковь , много сошлось народа, чтобы полюбоваться на красоту здания, – свод над проездом ворот от сырости соединявшей его извести упал, завалив собою 12 человек. Боголюбивый Князь пал со слезами пред чудотворной иконой, обвиняя себя в погибели этих людей; но, когда упавшее здание было разобрано, все они оказались живыми и нисколько не поврежденными. Кроме того, Князь Андрей устроил много других церквей и монастырей. Столицу же свою – Владимир – распространил и украсил каменными зданиями. Еще было у него желание соорудить и в Киеве храм, подобный Владимирскому или Боголюбовскому, на дворе Ярослава, в память древнему отечеству своих предков; уже были туда отправлены зодчие, строившие Владимирские золотые ворота; но не успел исполнить своего благочестивого обета, – настал день его кончины! Этот Благочестивый Государь, по неисповедимым судьбам Божиим, умер насильственной смертью не от чужих людей, а от руки своих родных. Кончина Князя Андрея Боголюбского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (2.02.1526, Туров (совр. Белоруссия) - в ночь на 13.02.1608, Острог (совр. Украина)), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой. Сын великого гетмана литовского Константина Ивановича Острожского († 1530) и кнж. Александры Семеновны Слуцкой, имел родного брата Илью († 1539). Получил домашнее образование, в повседневной жизни и в переписке обычно пользовался польск. языком, в совершенстве владел церковнослав. языком, немного латинским. В результате длительного имущественного спора с невесткой Беатой (урожд. Косцелецкой) К. К. получил половину родовых имений. Его главной резиденцией продолжительное время, до приобретения Острога, было Дубно на Волыни. В более поздний период К. К. принадлежала 1/3 Волыни. В молодости К. К. регулярно участвовал в боях с крымскими татарами (в 1543, 1544, 1547, 1550). Военная деятельность повлияла на его первые продвижения по службе. В 1550 г. кор. Сигизмунд II назначил его на высший в то время пост на Волыни - маршалка Волынской земли, одновременно К. К. получил должность владимирского старосты, в 1559 г. он также стал киевским воеводой - высшим должностным лицом на укр. землях. Т. о., К. К. являлся наиболее влиятельным правосл. магнатом в Великом княжестве Литовском. Для его карьеры в 50-60-х гг. XVI в. имели значение связи с могущественной семьей Радзивиллов, прежде всего с виленским воеводой и канцлером Николаем Радзивиллом Чёрным. Положение К. К. укрепил заключенный в 1553 г. брак с католичкой Софьей Тарновской, единственной дочерью великого гетмана Польского королевства Я. А. Тарновского. Этот брак принес К. К. (учитывая скоропостижную смерть единственного сына Тарновского Яна Кшиштофа) огромные поместья Тарновских, расположенные гл. обр. в М. Польше (в т. ч. Тарнов (Тарнув)) и на древнерусских землях в границах Польши. Брак с католичкой не ослабил связей кн. Острожского с Православием и одновременно способствовал сближению его с польск. шляхетскими кругами.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Послом в Константинополь с нареченным митрополитом Митяем отправлен был большой боярин Юрий Васильевич Кочевин Олешенский, сын известного нам при Калите Василия Кочевы. В известиях о Куликовской битве упоминается владимирский воевода Тимофей Валуевич, переяславский Андрей Серкизович; по родословным книгам, к великому князю Димитрию выехал из Орды царевич Серкиз, у которого был сын Андрей; боярином же Донского называется Владимир Данилович Красный Снабдя, потомок князей муромских. В известиях о Куликовской битве упоминается боярин и крепкий воевода Семен Мелик; в родословных значится: " Семен Мелик да Василий: оба из немец пришли " . Между убитыми на Дону упоминаются: Михаил Андреевич Бренко, любимец великокняжеский, Семен Михайлович, Михайла и Иван Акинфовичи, Иван Александрович, Андрей Шуба, Валуй Окатьевич, Лев Мазырев, Тарас Шетнев. Упоминается боярин Михалко Александрович, который сказал великому князю, сколько осталось в живых после Куликовской битвы. Под 1382 годом упоминаются бояре Симен Тимофеевич (сын окольничего, по родословным) и Михаил, быть может Михаил Андреевич Челядня, брат Федора Свибла, ездившие за митрополитом Киприаном. Под 1375 годом упоминается наместник великого князя в Новгороде Иван Прокшинич; послом от великого князя во Псков приезжал Никита. Под 1375 годом упоминается костромской воевода Александр Плещей: по родословным, это был меньшой брат св. митрополита Алексея, сын боярина Федора Бяконты, вышедшего из Чернигова. Дьяком при великом князе Димитрии был сначала прежний Нестор, а потом Внук.  ТОмМ 4 ГЛАВА ПЕРВАЯ КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ДИМИТРИЕВИЧА (1389-1425) Присоединение к Москве княжества Нижегородского. - Столкновение великого князя с дядею Владимиром Андреевичем Донским. - Договоры великого князя с родными братьями. - Отношения к Новгороду Великому. - Внутренние движения в Новгороде. - Ссора Новгорода со Псковом. - Отношения Москвы к Рязани и Твери. - Усобицы между тверскими князьями. - Нашествие Эдигея на Москву. - Отношение великого князя к татарам после Эдигеева нашествия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из слов Пахомия Логофета видно, что в Андрониковом монастыре, кроме Андрея и Даниила, и другие занимались искусством иконописания; но как долго в сем монастыре сохранялось искусство иконописания, сведений об этом не имеется. Что касается до священных изображений, коими Андрей и Даниил украсили Спасский собор в Андроникове, то они сохранились и после нашествия Седиахмета, спалившего Москву в 1451 г., и в конце XV и в начале XVI веков вызвали похвалу от очевидца их Пахомия Логофета. 38 Во второй половине XV века Андроников монастырь вместо игуменства пожалован архимандриею, тогда как в обители преподобного Сергия игуменство оставалось еще до 1561 г. Первым Андрониковским архимандритом упоминается 39 Иоанн, шестой из известных настоятелей обители; таким образом андрониковский архимандрит после 1-го Владимирского – Рождественского, 2-го Спасского на Бору, а с 1490 г. Новоспасского, 3-го Чудовского, 4-го Симоновского, 5-го Новогородского-Юрьевского занимал, во 2-й половине сего века в великом княжестве Московском, по крайней мере шестую степень. Из сего можно заключать, что обитель сия, так славно начавшая свое существование, более и более возрастала в славе и благосостоянии. Но до нас мало дошло сведений, какими недвижимыми имуществами владел в сие время Андроников монастырь. В 1472 г. родной брат Uoahha III , князь Юрий Васильевич, умирая после похода на Ахмата, в духовной своей грамоте отказал «к Спасу в Ондрониково село свое Березницы с хлебом, что в земле, опричь стоячего хлеба, да из животиной, а что в том селе серебра на людех, инотого серебра половина великому Спасу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро». 40 В 1486 г. двоюродный дядя Uoahha III , князь Михаил Андреевич Верейский, в духовной своей отказал «к Спасу в Андроников на Москве свое сельцо, Лучинское», около Москвы находившееся. 41 Кроме того, Андроников владел лугами на реке Москве пониже Кожухова, которые купил у него князь Иван Юрьевич Патрикеев 42 и Ильинскою слободою вблизи села Воронцовского, которую выменял у него Иоанн III и которая после вошла в состав Москвы. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Это Васильевский храм в Овруче и Пятницкий в Чернигове (оба, по-видимому, построены зодчим Петром-Милонегом, придворным мастером князя Рюрика Ростиславича), Архангела Михаила в Смоленске и соимённый в Нижнем Новгороде, Пятницкий в Новгороде Великом (строился смоленскими мастерами). Существенным качественным изменением в традиционном конструктивном решении венчающей части данных сооружений стали повышенные подпружные арки под барабаном. Часто имеются трёхлопастные формы завершения фасадов и лишь одна выступающая апсида, диаконник и жертвенник вписаны в прямоугольные очертания плана, наблюдается сложные (в плане) профили лопаток, создающие визуально подчёркнутые вертиальные линии на внешних стенах. Адаптация новых идей произошла и в регионах со своими особыми традициями – Новгородском и Владимиро-Суздальском княжествах. Небольшой храм Рождества Богородицы Перынского скита близ Юрьева монастыря под Новгородом, построенный в 20е гг. XIII в., имеет одну апсиду, трёхлопастные фасады, чему способствуют внутренние отрезки стен, отделяющие в новгородском зодчестве углы храма от его пространственного креста. Однако ни здесь, ни в дальнейших типичных примерах новгородских церквей не будут применяться повышенные подпружные арки – просто понижаются углы. Владимирское княжество разделилось теперь на Ростово-Ярославское с храмами в технике кирпичной кладки и Суздальско-Нижегородское, продолжавшее белокаменные традиции. В последнем после (упомянутого нижегородского Архангельского собора) незадолго до монголо-татарского нашествия строятся Собор Рождества Богородицы в Суздале на месте более раннего храма (сохранился на половину высоты основного объёма, выше перестроен) и Георгиевский собор в Юрьеве Польском (“реконструированный” в XV в. московскими мастерами). Первый интересен подлинными вратами (остались двое из трёх), помещёнными в перспективные порталы с композициями праздников, выполненными в технике золотой наводки по меди (графически передающие прорись иконы золотыми линиями по тёмному фону).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Послы отправились в путь не вместе и в разное время. Иван Сапега, которому в первую очередь были поручены переговоры об унии, в декабре 1500 г. еще находился при дворе Александра. Эразм Чиолек отправился в путь в июле, но время с августа 1500 по январь 1501 г. провел в Кракове, где встречался с польским королем Яном Ольбрахтом, и двинулся дальше, вероятно, лишь когда узнал об отправлении в путь Ивана Сапеги. 31 марта 1501 г. послы были приняты папой, а 13 апреля они, по-видимому, обсуждали с папскими советниками предложения митрополита Иосифа . Принятые папой решения были изложены в двух письмах — виленскому епископу от 26 апреля и великому князю от 7 мая . Прежде всего папа определенно заявил, что не может утвердить Иосифа в сане митрополита, так как не признает действительным поставление Иоакима I, потому что подлинным носителем патриаршего сана является не сидевший в Константинополе ставленник султана, а титулярный латинский патриарх Константинопольский Иоанн, епископ портуэнский. Поэтому Иосиф должен отказаться от сана и просить о повторном поставлении папой или латинским патриархом. Кроме того, отмечалось в послании папы виленскому епископу, в распоряжение курии поступили сведения, что «русские» не разделяют догматических определений Флорентийского Собора, совершают церковные обряды не так, как учит римская церковь, отрицают папский примат и вообще враждебно относятся к католикам. В связи с этим виленскому епископу поручалось провести соответствующее расследование, при этом он должен был руководствоваться решениями Флорентийского Собора, копия которых и была ему выслана. Рассмотрение всех просьб, исходивших от митрополита Иосифа, откладывалось до получения результатов такого расследования. Папа даже не нашел нужным ответить на письмо Иосифа. Сформулированная в послании Виленскому епископу общая позиция римской курии, поставившей под сомнение «священство» представителей православного духовенства, ярко проявилась в мае 1501 г. в эпизоде, связанном со священником Григорием, прибывшим в Рим в свите Ивана Сапеги. Когда этот священник выразил желание соединиться с римской Церковью и выяснилось, что он посвящен в сан владимирским епископом Вассианом, папа после соответствующих испытаний, показавших пригодность Григория к священническому служению, приказал латинскому епископу заново посвятить его в сан .

http://sedmitza.ru/lib/text/442976/

Приняв, с наружной покорность, волю Узбекову относительно утверждения великокняжеского достоинства за Александром тверским, князь Иван Данилович затаил в душе глубокую ненависть к сопернику и блистательно выказал ее в следующем 1327 году, когда Узбек, взбешенный сожжением в Твери ордынского посла Шевкла со множество Татар, поручил наказать великого князя тверского – родовому врагу его, князю московскому. Обрадованный этим поручением, князь московский соединил свои полки с 50-ти тысячной ратью татарскою и дружиной князя суздальского, в самые холода выступил из Москвы, по глубоким снегам пришел к Твери, овладел ею, заставив великого князя тверского бежать в Исков, а брата его в Ладогу, взял Кашин, Торжок, опустошил все окрестные места и только потому не дошел до союзного Твери Новгорода, что Новгородцы во время явились с поклоном и предложением выкупа в 5000 серебра. По возвращении из этого похода, князь Иван Данилович, с братьями великого князя тверского, новгородскими послами и донесением о собственных подвигах, поехал в орду, где Узбек пожаловал ему, в 1328 г., не только великое княжение владимирское, но, по известию Никоновской летописи, еще «и иные княжества к Москве» 36 . Достигнув, таким образом, своей давней цели – быть на великом княжении, Иван Данилович с готовностью взял на себя новое поручение Узбеково – представить князя Александра на суд в орду. Вследствие этого, князь Иван Данилович, в исходе 1329 г., приехал с митрополитом Феогностом и многими князьями в Новгород, чтоб двинуться оттуда на Псков, поклявшийся не выдавать Александра. Но так как ни угрозы, ни воинские приготовления, ни самое движение полков московских и новгородских к Опочке не могли поколебать благородной решимости Псковитян, то князь Иван Данилович, в избежание неминуемого кровопролития, замыслил добиться толку способом вполне оригинальным – и, в 1330 г., убедил митрополита наложить церковное проклятие на Александра и Псковитян, если они не покорятся добровольно. Псковитяне хотя и смутились такой неожиданностью, но продолжали стоять за Александра, который, однако, сам отказался великодушно от их помощи, сложить с них данную ему клятву и, оставив им свою княгиню, уехал в Литву, после чего митрополит Феогност немедленно разрешил Псковитян от проклятия. «Хотя Иоанн в сем случае казался только невольным орудием ханского гнева, говорит Карамзин, но добрые Россияне не хвалили его за то, что он, в угодность неверным, гнал своего родственника и заставил Феогноста возложить церковное проклятие на усердных христиан, коих вина состояла в великодушии» 37 . Добрые Россияне даже прямо выражались в летописи: «Вложи окаянный враг дьявол злую мысль князем Русским взыскати князя Александра» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Еще о Поясе Пресвятой Богородицы 09.04.2013 Рубрика: Церковь Метки: Пояс Пресвятой Богородицы Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, и миллион православных людей, в дождь и холод стоящих в течение многих часов к этой святыне, — действительно Событие и Чудо. Луч милосердия Божия внезапно озарил нашу землю, и стало ясно: жив русский народ. На любой войне враг, все захватив, не захватил ничего, если остается нетронутым нравственное и духовное ядро покоренного народа. Поэтому главная его стратегическая задача — расщепить это ядро, перемолоть зернышко — даже если оно осталось одно — в муку, чтобы оно никогда не дало всходов. Казалось, это уже произошло. Но в великом ноябрьском стоянии родилась надежда. Вспоминается праздник Владимирской иконы Божией Матери, связанный со знаменитым стоянием на реке Угре в 1480 году, когда бесчисленные полчища хана Ахмата приблизились к пределам Московского княжества. Царь Иоанн III со своим войском выступил навстречу ему, но ни та, ни другая сторона не приступала к решительным действиям. Это стояние разделяла река Угра. Русские православные люди помнили, что ровно сто лет назад было другое сражение — Куликовская битва, когда заступничеством Божией Матери была одержана важнейшая победа. Но враг был еще силен. Во все периоды нашей истории это стояние на реке Угре продолжается. Враг все больше наглеет, все ближе подходит к Москве, он уже и в Москву вошел. Тысячи глаз с той стороны реки внимательно прощупывают нашу силу, чтобы уничтожить всех, кто способен держать в руках оружие. Взять в плен наших жен и детей и окончательно покорить нас. Мы далеко отступили, и дальше некуда. Эта река течет уже посередине Москвы. Но если мы верны Господу, если мы обращаемся к Божией Матери, Она отступает вместе с нами. Эта река не только обозначает рубежи нашего отступления, но и присутствие Божией Матери вместе с нами. Неслучайно же эта река была названа Поясом Пресвятой Богородицы. Это значит, что Божественная сила преподается тем, кто вместе с Господом, — как бы далеко ни зашел враг, как бы ни велико было наше отступление.

http://moral.ru/еще-о-поясе-пресвятой-бо...

Андрей Боголюбский (Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Художник В. Васнецов. 1885—1896). (Источник: В описании истории ПЦУ указано время, когда якобы стала формироваться украинская церковь: «В правление великого литовского князя Витовта (1392 1430) Киевская Митрополия вновь начала процесс создания Украинской Церкви для славянских земель вне влияния московских князей и митрополитов, которые тогда сохраняли титул митрополита Киевского. Церковный Собор в новой резиденции Киевских митрополитов в Великом княжестве Литовском – Новогрудке состоялся в 1415 г. Митрополитом Киевским был избран Григория Цамблака (†1419)» Таким образом, «украинская церковь» должна была окормлять славянские земли, которые не находились под влиянием «московских князей и митрополитов». В этой формулировке существует фактическая ошибка. Дело в том, что на момент правления в Литовской Руси великого князя Витовта не существовало московских митрополитов. Митрополия на русских землях была одна – Киевская, её возглавлял митрополит Киевский и всея Руси Фотий, который находился в Москве. Витовт хотел создать собственную митрополию, с его подачи митрополитом Литовским стал Григорий Цамблак, но это длилось недолго, после смерти Цамблака в 1420 г. литовский религиозный сепаратизм исчез, т.к. не был поддержан Константинополем. Григорий Цамблак на Констанцском соборе (Из архива Карлова университета в Праге. Художник неизвестен). (Источник: Далее по тексту указано, что «Украинская Православная Церковь (Киевская митрополия)» существовала в Польско-Литовском государстве В середине XV в. Киевская митрополия разделилась на две. В Восточной и Западной Руси появились собственные митрополиты. Исходя из информации на сайте ПЦУ, в Западной Руси начала действовать именно Украинская православная церковь. Однако это утверждение вступает в противоречие с ещё одними претендентами на национализацию Православия в Первой Речи Посполитой – белорусскими автокефалистами. Один из активных белорусских автокефалистов Б. Данилюк пишет, что после разделения Киевской митрополии «на Литве же и Украине наступила почти полуторавековая устойчивая эпоха Литовской, а в сегодняшнем значении Белорусской Православной Церкви», закончившаяся в 1686 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/kak_pc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010