С сайта Древо Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в середине монастырского двора построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 г. с юга. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. В эту церковь бывают крестные ходы: 26 августа в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 г. и 23 июня в память освобождения от татарского ига в 1480 г. Внутри сохранились фрески 1707 г. - интересный образец поздней стенописи в Москве. Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 г. по заказу стольника С.Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор " реставрирован в 1958-1962 гг. " . Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался " Всесоюзный худ. научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры " . Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим, ныне - вновь монастырский собор. Теперешний каменный собор поставлен на месте прежнего, освящен великим архиерейским чином 09.04.1995г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Правый придел соборного храма в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» освящен в честь Рождества Св. Пророка и Предтечи Иоанна малым иерейским чином 07.10.1997 г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Левый придел соборного храма освящен в честь преподобной Марии Египетской малым архиерейским чином 15.04.2009г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Крипта соборного храма освящена в честь Воскресения Христова малым иерейским чином 23.03.2008 г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Приставной престол соборного храма освящен в честь преподобной Марии Египетской малым иерейским чином 27.05.1994г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

http://sobory.ru/article/?object=02411

Сергиев Посад. Черниговский скит. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Черниговский собор, Гефсиманский собор Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 24 февраля 2013 Добавлено: 4 марта 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты    Идея воздвижения над Пещерами ныне существующего в ските каменного храма в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы принадлежит игумену Даниилу и была осуществлена по проекту, представленному архитектором Николаем Владимировичем Султановым (1850 - 1908 гг.). В деле принимали участие сам игумен Даниил, ризничий Троице-Сергивой Лавры архимандрит Афанасий, помощник лаврского эконома иеромонах Геннадий, заведующий пещерной обителью иеромонах Нектарий, а также многочисленная скитская и пещерная братия. Храм планировался просторным, в стиле русской архитектуры второй половины XVII века.    Гефсиманский скит не имел средств на строительство столь роскошного храма и, поэтому, пришлось обратиться к благотворителям. Не остались равнодушными и откликнулись на просьбу потомственный почетный гражданин Сергей Павлович Патрикеев, купец Михаил Васильевич Моргунов, княгиня Елена Петровна Черкасская, крестьянин Владимирской губернии Даниил Васильевич Киселев и многие другие...     28-го сентября 1886-го года, над Пещерами состоялась торжественная закладка будущего храма, которую совершал митрополит Московский Иннокентий (Руднев, 1826 - 1900 гг.).     Вскоре храм был отстроен. Его украшали два придела: во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, сооруженный на средства княгини Черкасской и освященный в 1889-м году митрополитом Иоанникием, и во имя Пророка Божия Илии, построенный благодаря вкладам купца И.В. Патрикеева и освященный в 1890-м году. Кроме того, иждевением той же княгиги Черкасской, был устроен пещерный храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где она,впоследствии, и была погребена.     Наконец, 26-го августа 1893-го года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, был освящен главный придел скитского храма - в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершал епископ Дмитровский Александр (Светлаков), управлявший в те годы Московской епархией.     Храм получился весьма красивым, и не только снаружи, но и внутри. Он оказался довольно вместительным, светлым, с роскошным металлическим иконостасом, выполненным на средства купчихи А.И. Осиповой; везде прекрасная настенная живопись в стиле XVI века - труд иконописца Н.М. Сафонова; пол выложен мозаикой с узором. По богатству украшений, своей красоте и художественному уровню отделки Черниговский храм принадлежал к числу самых знаменитых храмов России.

http://sobory.ru/article/?object=14750

Окончательное перенесение Владимирской иконы из Владимира в Москву произошло в год освобождения Руси от монголо-татарского ига (1480). Перед Владимирской иконой в Успенском соборе молился Иоанн Грозный накануне и после военных походов (Казанского в 1552, Полоцкого в 1563). Эту икону он называл «державы Руския заступление», а детям своим завещал жить так, чтобы Бог был с ними «молитвами… Богородицы... и милостию честнаго ея образа иконы Владимирская». В 1645 году, при венчании на царство Алексея Михайловича Романова, после входа государя в храм и пения многолетия новому царю был совершен молебен перед Владимирской иконой. В 1812 году праздник сретения Владимирской иконы совпал с днем Бородинской битвы. В этот день совершили большой крестный ход с Владимирской и другими чтимыми иконами по центру Москвы. А 26 мая 1883 года, в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирская икона возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму. После советского периода почитание иконы как великой святыни возобновилось в 1990-х годах. В октябре 1993 года, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. Иконография Владимирской иконы Божией матери Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов. На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие. «Этимасия» — то есть «Престол уготованный» Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь — символ Святого Духа. Орудия страстей За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа. Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.

http://foma.ru/vladimirskaya-ikona-bozhi...

В 1995–1998, а затем еще в 2004–2005 годах мне, как архитектору, посчастливилось работать в Сретенском монастыре. Видя, как монастырь выглядит сейчас, сложно представить, что здесь было лет 17 назад. Хотелось бы рассказать о тех работах в обители, непосредственное участие в которых я принимал. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря. Советское время      В конце 1994 года мой друг и однокурсник Дмитрий Журавлев предложил мне принять участие в проектировании иконостаса для собора Сретенского монастыря – тогда еще подворья Псково-Печерской обители; над этим иконостасом он уже работал в то время. Мы были студентами МАРХИ – Московского архитектурного института. Настоятель подворья отец Тихон (Шевкунов) доверил нам, в общем-то еще достаточно неопытным, столь ответственное дело, за что мы ему и поныне благодарны. Древнерусская архитектура и искусство вызывали у меня особый интерес, здесь же, в монастыре, мы реально могли трудиться в этой области. Бог ответил на мое желание, дав возможность практической работы. Место нам, студентам, было в общем-то хорошо знакомо: недалеко, на улице Рождественке, находился наш институт, здесь же, на Лубянке и на соседнем Рождественском бульваре, мы часто гуляли и довольно весело проводили время. Так, в помещении первого этажа нынешнего настоятельского корпуса (Лубянка, 19) Сретенского монастыря располагалось кафе со входом с Лубянки, популярное у студентов нашего курса. Тогда я не воспринимал это место как территорию монастыря и уж точно не представлял себе, что буду работать на его восстановлении. В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви, и здесь был создан приход. А в 1994 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было принято решение организовать здесь подворье Псково-Печерского монастыря и возродить монашескую жизнь. Настоятелем подворья был поставлен иеромонах Тихон (Шевкунов). 8 сентября 1995 года должно было торжественно отмечаться 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву. Планировалась патриаршая служба, перенесение с крестным ходом на праздничное богослужение Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/44736.html

Празднование Собору Липецких святых было установлено 8 июня 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти еп. Липецкого сщмч. Уара (Шмарина) , 10 сент. Написана икона святых Собора (находится в липецком кафедральном Христорождественском соборе), составлена служба, издано 1-е собрание житий святых, включенных в Собор (Собор святых Липецкой земли: Сб. житий Липецких и Елецких святых/Сост.: прот. Н. Стаднюк, А. А. Найдёнов, А. И. Чеснокова. Липецк, 2013). К наиболее почитаемым святыням Л. м. относятся: Липецкая Страстная икона Божией Матери в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова, Корсунская икона Божией Матери в усманском Богоявленском соборе, Владимирская икона Божией Матери в Троекуровском Иларионовском во имя вмч. Димитрия Солунского женском монастыре , икона Св. Троицы в лебедянском во имя Св. Троицы женском монастыре, Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском соборе г. Данкова, Тихвинская икона Божией Матери в Раненбургской Петропавловской пустыни , список Елецкой иконы Божией Матери в елецком Вознесенском соборе. Во Владимирском соборе задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря находится рака с мощами свт. Тихона Задонского; в Троекуровском монастыре почивают мощи затворника прп. Илариона (Фомина); в Сезёновском в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновском женском монастыре - мощи затворника прп. Иоанна (Быкова; 1791-1839). С памятью свт. Тихона Задонского связаны св. источники близ задонского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря, задонского Тюнина (Тюнинского) Богородице-Тихоновского в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» женского монастыря и задонского Тихоновского в честь Преображения Господня женского монастыря . Почитаются верующими св. источники близ Троекуровского Иларионовского мон-ря и Раненбургской Петропавловской пуст., а также у сел: Каменное Грязинского р-на, Дубовое Чаплыгинского р-на, Головинщино Лев-Толстовского р-на, Борисовка Добровского р-на, Перехваль и Головинщино Данковского р-на, Преображенье Измалковского р-на.

http://pravenc.ru/text/2110528.html

В поврежденном Успенском соборе невозможно было произвести этого избрания, и оно происходило в Храме Христа Спасителя, но при этом решено было доставить в этот храм из Успенского собора икону Владимирской Божией Матери, пред которой пре­жде всегда совершалось избрание Патриарха. Много пришлось употребить усилий, чтобы исхлопотать у завладевших Кремлем разрешение на отправле­ние этой иконы в Храм Христа Спасителя. Разрешение было дано, но с тем, чтобы икона была отправлена не при торжественном крестном ходе, а неза­метно. Долго затем отыскивали ключ от Успенского собора. И вот наконец икона Божией Матери, спасавшая русских от Тамерлана и поляков, теперь отправлялась в Храм Христа Спасителя как бы крадучись. Между тем, в Хра­ме Христа Спасителя с тревогой ждали икону Владимирской Божией Матери, без которой торжество избрания Патриарха казалось неполным. Волнение увеличивалось, когда в начале службы приходили недобрые вести о затруд­нениях, которые испытывали те, которым было поручено озаботиться до­ставлением иконы. Так прошло время до чтения Апостола. Но вот разнес­лась радостная весть, что икона сейчас прибудет в храм, и священный трепет объял присутствующих. Таким образом избрание Святейшего Патриарха Тихона совершалось пред иконой Владимирской Божией Матери, и все видели в этом знак Божия благословения на это дело. Настолование Святейшего Патриарха в Успенском соборе происходило 21 ноября. Известить об этом посредством печати не представлялось тогда возможным, но Собор употребил все меры, чтобы известить об этом право­славное население Москвы. Задачу эту взяли на себя члены Собора, которые отправились в разные храмы Москвы и сообщили чрез настоятелей или сами о предстоящем торжестве. Самое торжество сопровождалось большими затруднениями. Пропуска­ли в Кремль всех, не исключая и митрополитов, чрез узкую калитку у Тро­ицких ворот, затруднения увеличивались вследствие разных распоряжений: сначала экипажи пропускали до самых ворот, потом останавливались перед мостом, появились зачем-то всадники с оружием и т.п.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

В 1888 году в нижнем ярусе храма был освящен придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Спустя двадцать лет добавился правый придел верхнего храма, освященный во имя блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского. В 1902 году гарнизонная церковь Владимирской иконы Божией Матери получила статус собора. Через несколько лет освятили придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Священнослужители собора часто выезжали в отдаленные гарнизоны, на острова и форты для совершения служб. В соборе хранились знамена различных воинских частей, а также реликвии: книги, иконы, старинная церковная утварь. Трижды живой В 1931 году собор был закрыт. С тех пор судьба храмовой иконы неизвестна: она не значится ни в каких списках. Но и документов о ее уничтожении тоже не найдено. Возможно, она где-то ждет своего часа, чтобы снова явиться людям. Сразу после закрытия собор превратили в склад. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, как и весь город Кронштадт. В пятидесятые годы собор трижды взрывали, желая уничтожить все, что внешне делает здание храмом, и оставить одну каменную коробку. Помещение хотели использовать для спортивного центра, но этому не суждено было сбыться. Взрывы прекратили, когда по соседним домам пошли трещины. Последующие тридцать лет пустой храм медленно разрушался. Новая история собора началась в 1990 году, когда он был возвращен Церкви. Были произведены консервационные работы. В таком виде собор, принимая прихожан во временной церкви Всех Святых, простоял еще девять лет. В 1999 году открылся нижний храм. Как и до революции, он был освящен во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 2000-2001 годах к реставрационным работам приступила компания «Лапин Энтерпрайз». Была перебрана кирпичная кладка, произведена расчистка и штукатурка фасадов, воссозданы главки куполов из оцинкованной стали. Сотрудники «Лапин Энтерпрайз» говорят, что храм им достался в чудовищном состоянии, весь искореженный, израненный, - просто сердце сжималось. И поэтому удовлетворение от сдачи объекта было просто огромным.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Свято-Троицкий собор с приделами Николая Чудотворца и во имя Тихвинской иконы Божией Матери построен в византийском стиле. Являясь духовной и архитектурной доминантой будущего портового города и используя в своем убранстве морскую символику, храмовый комплекс, кроме здания собора, должен включать дом для настоятеля, котельную, хозблок, вспомогательный блок, магазин церковных товаров, поселковое кладбище, очистные сооружения. Собор построен на живописном месте: возвышенность в окружении песка, сосен. Рядом с храмом находится знаменитый родник, известный среди местных жителей как «лимонадка”. В настоящий момент строительство храма завершено, идет отделка внутренних помещений. Ожидается, что храм распахнет свои двери для прихожан в 2015 году. Без сомнения, храм высотой 35 м с четырьмя позолоченными куполами является доминантой округи и будет хорошо виден с Финского залива. Свято-Троицкий (Морской) собор на балтийском рубеже России задумывался как символ неизменности экономического и духовного присутствия нашей страны на Балтике. Возведение Собора благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Центр Национальной Славы России включил строительство Свято-Троицкого (Морского) собора с приделами Святителя Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери в посёлке Усть-Луга в список своих приоритетных проектов. Строительство собора велось постепенно. Сначала " Компания Усть-Луга " возвела часовню Святителя Николая Чудотворца рядом с будущим Свято-Троицким собором. А в мае 2007 года в посёлке Усть-Луга состоялась торжественная церемония закладки капсулы с именами храмоздателей на месте возведения собора. 19 апреля 2008 года " Компания Усть-Луга " совместно с Центром Национальной Славы организовала паломническую поездку в итальянский город Бари, где на мощах Николая Чудотворца в базилике св. Николая была освящена икона святителя Николая Чудотворца. На иконе, датирующейся 1816 годом, изображены святитель Николай, пророк Илия, святой Иосиф, Владимирская икона Божией Матери, Спаситель, Покров Божией Матери. Спустя месяц, в канун дня святого Николая Чудотворца, освящённую икону внесли в строящийся Свято-Троицкий собор. У стен собора был совершён чин освящения купола и креста, которые установили уже в конце июня. 1 сентября 2010 года состоялась развеска колоколов на колокольне строящегося собора. В 2011 году для собора была освящена Тихвинская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=08316

4.7. Директор Центра имеет право привлекать к сотрудничеству педагогов и священнослужителей, иных специалистов в области культуры, образования, воспитания и просвещения. 4.8. Центр создается в благочинии и является зоной ответственности благочинного. Функционирование Центра и деятельность сотрудников обеспечивается ресурсами благочиния. Для обеспечения деятельности Центра могут привлекаться также дополнительные средства, полученные в качестве благотворительной помощи. 4.9. Центр может располагаться как на территории одного из храмов благочиния, имеющих соответствующее помещение (лекторий, библиотека, духовно-просветительский центр и т.п.), так и на других площадках, арендуемых или принадлежащих районным культурным или образовательным структурам (по согласованию). 4.10. Создание одного Центра для двух и более благочиний исключается. Благочиние ФИО(сан) кандидата Адмиралтейское иерей Димитрий Владимирович Дмитриев Храм Богоявления на Гутуевском острове, клирик Василеостровское протоиерей Артемий (Артур) Генрихович Темиров Собор св.ап.Андрея Первозванного на Васильевском острове, клирик Выборгское иерей Константин Александрович Морозов Храм пророка Илии на Пороховых, клирик Калининское протоиерей Евгений Викторович Палюлин Храм Тихвинской иконы Божией Матери на пр. Науки, настоятель Кировское иерей Владимир Владимирович Гончаренко Храм Святителя Николая Чудотворца и мц. царицы Александры (Путиловский), настоятель Колпинское протоиерей Вениамин Валерьевич Шапошников Свято-Троицкий собор г.Колпино, настоятель Красногвардейское иерей Виктор Анатольевич Матяшов Собор Владимирской иконы Божией Матери в г.Кронштадте, клирик Красносельское протоиерей Михаил Леонидович Браверман Храм св.равноап. Константина и Елены на ул. Доблести, настоятель Кронштадтское иерей Алексий Григорьевич Купкин Собор Владимирской иконы Божией Матери в г.Кронштадте, клирик Курортное диакон Владимир Васильевич Шукалович Храм Рождества Пресвятой Богородицы г.Сестрорецка, клирик Московское иерей Герман Юрьевич Каптен

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Тихона - той же, что находилась у раки с мощами в соборе, но с утратой в нижней части. В 2005 г. были установлены новая сень над мощами, в 2006 г.- новая серебряная рака. В окт. 1993 г. на городском кладбище состоялось обретение останков местных праведников схим. Митрофана, иеросхим. Агапита, архиеп. Антония (Соколова), задонского затворника Георгия, схиигум. Евсевия, блж. Антония Алексеевича, старицы Евфимии Поповой, иеросхим.-затворника Нафанаила, духовника обители иеросхим. Агапита и др., вывезенных из уничтоженной монастырской усыпальницы «Митрофановой пещеры» на городское кладбище Задонска. Захоронение стало называться «Святая могила». Крестным ходом останки задонских подвижников были перенесены в собор З. м., где с 1994 г. покоятся частицы их мощей в мраморной гробнице при колонне, слева от главного входа во Владимирский собор. Под Вознесенским храмом частично восстановлена «Митрофанова пещера» с захоронениями и надгробиями. 1946-2008 гг. Решением Орловского облисполкома 1946 г. Владимирский собор З. м. был «поставлен под охрану как памятник истории и культуры» федерального значения; однако храм, колокольню, гостиницу арендовали различные орг-ции: «Заготзерно», овощесушильный завод, спецдетдом 3. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 1999–2000 гг. Фотография. 2007 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 1999–2000 гг. Фотография. 2007 г. По инициативе Воронежского митр. Мефодия (Немцова) и 1-го зам. председателя облисполкома М. Т. Наролина в 1988 г. в соборе велись восстановительные и ремонтные работы. Под кровлей собора был найден тайник из 16 серебряных предметов церковной утвари сер. XIX в., в т. ч. большой потир с дискосом, со звездицей, со лжицей, с копием, напрестольный крест, оклады Евангелий 1836 и 1862 гг. с эмалевыми изображениями евангелистов. Находки выставлялись в Задонском краеведческом музее и в Липецком областном краеведческом музее, в Древнеуспенской ц. (см. в ст. Липецкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ), после чего были переданы Воронежской и Липецкой епархии (к 2008 крест и большое Евангелие находились в ризнице З. м.). После обращения митр. Мефодия к председателю Липецкого областного Совета народных депутатов В. В. Донских решением исполкома совета от 23 авг. 1989 г. Владимирский собор был передан «в ведение религиозной общины Свято-Троицкой церкви» Задонска «для восстановления и использования по назначению» (Арх. Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Липецкой обл. Дело Задонского Рождество-Богородицкого мон-ря).

http://pravenc.ru/text/182467.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010