Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Прихожане Андреевского собора посетили святыни Кронштадта октября 2015 Возглавил паломничество клирик собора и настоятель храма мученицы Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии иерей Андрей Битюков . В поездке приняли участие почти 60 человек. Первой остановкой в Кронштадте стал мемориальный музей-квартира святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Здесь, на углу Посадской и Андреевской улиц, отец Иоанн прожил более полувека, с 1855 по 1908 годы, здесь отошел ко Господу.   Скромная гостиная этой небольшой квартиры едва вместила всех участников поездки. Однако теснота и духота не помешали благоговейному настрою. В гостиной был совершен молебен, после которого руководитель группы отец Андрей помазал паломников маслицем из лампады от иконы святого Иоанна. Затем группа переместилась в рабочий кабинет отца Иоанна, который одновременно служил ему и кельей, и спальней. В этих стенах была написана его знаменитая книга " Моя жизнь во Христе " . Здесь же кронштадтскому праведнику явилась Божия Матерь.   Паломникам было разрешено приложиться к великой святыне - посоху, в навершие которого встроена часть подлинного посоха о. Иоанна. Посетив музей, паломники в сопровождении экскурсовода отправились на место, где до 1932 года стоял Андреевский собор , в котором святой праведный Иоанн прослужил 53 года. Трудно было поверить, что на этом относительно небольшом участке земли стоял собор, где, по свидетельству современников, собиралось от пяти до семи тысяч человек и где отец Иоанн совершал общую исповедь. В годы советской власти Андреевский собор был разобран, на месте его стоял памятник Ленину. Ныне там установлен памятный камень с памятной надписью. Радостно было узнать, что на этом святом месте уже второй год подряд 14 июня служится Божественная литургия.   Затем паломники отправились к другой святыне Кронштадта - собору во имя Владимирской иконы Божией Матери . Первая деревянная церковь здесь была построена еще по приказу Петра Великого. Первый российский император передал в дар церкви специально написанный образ Владимирской Божией Матери, который особо почитался кронштадтскими моряками. В 1882 году на месте сгоревшей церкви был выстроен каменный собор, причем при строительстве были применены новейшие технологии, используемые военными инженерами в минном деле. Святой праведный Иоанн, освящая собор, сказал, что стоять он будет " до скончания века " . Эти пророческие слова подтвердились уже в ХХ веке. Неоднократно собор пытались взорвать, однако здание не понесло большого урона - за исключением разбитых окон. Во Владимирском соборе паломники поклонились иконе Владимирской Божьей Матери и узнали о судьбе кронштадтских новомучеников - священномученика Николая (Симо) и митрополита Кирилла (Смирнова).

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

+ + + Глава Первая Первопрестольная икона Божией Матери «Владимирская» Посвящается Александру Ивановичу Буркину Несомненно, что громадное влияние на формирование общественного духовно-державного самосознания еще Древней Новгородско-Киевской Руси оказал ряд особо чтимых икон и храмов. В первую очередь это относится к образам Софии Премудрости Божией и Успения Пресвятой Богородицы, и к храмам, посвященным этим праздникам. Оба праздника - и чествование Премудрости Божией, и память об Успении Пресвятой Богородицы празднуются в один день - 15/28 Августа. Софийско-Успенские храмы стали главными соборами Киева (Великокняжеская Успенская Десятинная церковь, Софийский собор, Свято-Успенская Печерская Лавра), Великого Новгорода (Софийский собор), Владимира-на-Клязьме (Успенский собор), Москвы (Успенский собор Кремля), Вологды (Софийский собор Кремля: перенос столицы Опричнины одно время планировался в Вологду), Тобольска (Софийский собор Кремля, Тобольск - столица Сибирского Царства). Успенские храмы и наиболее чтимые, чудотворные Успенские иконы Руси, несомненно, духовно и церковно-исторически ассоциировались с пещерным Успенским храмом, в котором расположена Гробница Пресвятой Богородицы, под Масличной горой возле стен Иерусалима Палестинского. Софийские же соборы духовно связывались с Великой Софией Царьградской. Таковое духовное мировоззрение накладывало отпечаток и на наше национальное самосознание, и на политическое мышление державных и церковных лидеров России. В 2030-31 годах, если до того не свершится Даниилова седмина (Дан. 9), будет праздноваться девятьсот лет прибытия на Русь иконы Божией Матери «Владимирская». Как в духовно-державной идеологии Руси проявила себя эта уникальная икона? Ведь именно она во многом объясняет, почему духовно-политическая взаимосвязь России с Палестинским Иерусалимом и таковая взаимосвязь с идеей Нового Иерусалима определяла церковные и державные идеалы нашего Отечества на протяжении этих столетий, и, возможно, титул Москвы - Первопрестольная также связан с этой Святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Оранки, а также изба и мшенник (Там же). В 1883 г. в О. В. м. был устроен водопровод, в 1904 г. выстроена новая каменная водокачка. В XIX в. близ мон-ря устроены пруды. В О. В. м. находились огород, мастерские и хуторские подсобные хозяйства. При мон-ре действовала больница с аптекой. В нач. XIX в. создано подворье обители в Н. Новгороде вблизи ц. во имя вмц. Варвары. Часть дома сдавалась внаем, а часть использовалась как кельи для монашествующих, сопровождавших Владимирскую Оранскую икону Божией Матери во время крестного хода в Н. Новгород, там же размещались покои наместника обители. К 1851 г. О. В. м. имел капитал до 25 тыс. р. серебром в Гос. банке ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 59) и ежегодный доход до 5 тыс. р. серебром. К 1901 г. капитал обители составлял 38 тыс. р. ( Власова. 1997. С. 367; Она же. 2006. С. 46). В февр. 1918 г. Алистеевский волостной земельный отдел национализировал все земельные угодья мон-ря. На учет было взято и его движимое имущество. Библиотека Библиотека обители к нач. XX в. насчитывала более 2 тыс. книг и различных изданий ( Дёгтева. Оранский Богородицкий муж. мон-рь. 2006. С. 7), гл. обр. печатных. Среди них выделялись 2 Евангелия (1-я пол. XVII в.), книга «Виноград домовитый благим насажденный» (1697) ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 75). Также в мон-ре хранились рукописные «Сказание об иконе Божией Матери» (со списком чудес, доведенным до 1714; в т. ч. Повесть о чудесах 1662 г.) и синодик (Там же. С. 76). Архив Архив О. В. м. формировался с XVII в., в нем хранились распоряжения Нижегородских архиереев, Синода, хозяйственные документы, списки братии и др. В наст. время основной сохранившийся комплекс документов О. В. м. находится в ЦАНО (Ф. 588). Святыни и достопримечательности Владимирская Оранская икона Божией Матери. 1629 г. (Владимирский собор Оранского мон-ря) Владимирская Оранская икона Божией Матери. 1629 г. (Владимирский собор Оранского мон-ря) Главной святыней мон-ря стала чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений: Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года М. Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги. В каменной Троицкой церкви содержатся: Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены – южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)». Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом – икона Божией Матери. Две хоругви – при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом – Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери. На левой стороне – икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов». В сей церкви (Троицкой) - шесть больших пред иконами лампад. В Троицком храме «над иконостасом – большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека». В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса – «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса – деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.

http://sobory.ru/article/?object=14366

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы. С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский Собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками. Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г. В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г. Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам. Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Престолы Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, первоверховных апп. Петра и Павла. Святыни Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, г. Москва, Кремль, Соборная площадь Web-caйm: www.uspenskymos.moseparh.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244559...

Особую роль сыграла святыня в дни польского нашествия 1612 г., против которого русское ополчение выступало с Казанским образом. У князя Дмитрия Пожарского был список с чудотворной иконы, и с ним войска готовились к штурму Кремля. Три дня постилось русское воинство и молилось пред Казанским образом о даровании победы над неприятелем. 22 октября (4 ноября) был взят Китай-город, а затем Кремль, и в этот день было установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери. А 25 октября русские войска с крестным ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой впереди. Князь Д. Пожарский в честь иконы Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади храм во имя Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. Нов годы большевизма храм был варварски уничтожен. Лишь в 1993 г. на Красной площади был освящен заново отстроенный Казанский собор, куда помещен новый список Казанской Божией Матери. Еще один список Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург, который почитал Петр. Известно, что он сопровождал его в Полтавской битве. В честь него была воздвигнута церковь Рождества Пресвятой Богородицы в новой столице, а позднее был заложен в 1801 г. Павлом I Казанский собор по проекту А.Н. Воронихина, куда была помещена Казанская икона Божией Матери, ставшая святыней Санкт-Петербурга. Перед ее образом молился князь М.И. Кутузов, назначенный главнокомандующим, перед отправкой на фронт, а после победы над французами служили первый благодарственный молебен. Здесь в 1813 г. был и погребен светлейший князь М.И. Кутузов. После упразднения собора в 1929 г. и создания в нем Музея религии и атеизма Казанская икона была перенесена в Князь-Владимирский собор, где она пребывает и ныне. С Казанской иконой связана и героическая оборона Ленинграда. По легенде, ею была обнесена крестным ходом линия обороны, что помогло городу выстоять в неимоверно трудных условиях. Подлинная чудотворная Казанская икона Божией Матери пропала в 1904 г. из Богородицкого монастыря Казани, похищенная ворами и не найденная до сих пор.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Семей (Семипалатинск). Собор иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменский собор (иконы Божией Матери " Знамение " (Семипалатинско-Абалацкой) /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Абалацкая Год постройки:Между 1777 и 1792. Год утраты:1932 Архитектор:И. Черепанов Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Семей (Семипалатинск), пересечение улицы Абая (Большая Владимирская) и проспекта Шакарима. Координаты: 50.408051, 80.242973 Проезд:Все виды городского транспорта до исторического центра города. Знаменский собор находился примерно на пересечении просп. Шакарима и ул Абая. На месте собора теперь частично проезжая часть, а частично здание музыкальной школы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Градо-Семипалатинский Знаменский собор Знаменский собор был заложен в 1777 г., почти сразу после переноса в 1776 г. Семипалатинской крепости, основанной в 1718 г., на место, где и теперь расположен город. Архитектором был назначен Иван Черепанов, строительство контролировалось комендантом Семипалатинской крепости Ильей Титовым и капитаном Иваном Андреевым. Последний входил в четверку главных ревнителей строительства храма, куда помимо него входили генерал-майор Огарев, полковник Гейциг и священник Седачев. Планировалось освятить три престола: центральный, во имя Антония и Феодосия Печерских (в их честь был освящен первый деревянный храм в старой крепости), второй во имя Андрея Первозванного и, третий – в честь Георгия Победоносца. Но, по просьбам семипалатинцев, священноначалие утвердило за главным престолом наименование в честь Семипалатинско-Абалацкой иконы Знамения Божией Матери. Андреевский придел переименован во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских (с установлением в нем иконостаса первой церкви), за третьим сохранилось имя Великомученика Георгия. В 1782 г. строительство храма было завершено, а в 1792 г. он значительно пострадал в результате пожара (антиминсы чудом уцелели). В 1793 г. собор был восстановлен и в нем возобновились регулярные богослужения. Красивая каменная ограда вокруг собора появилась в 1817 г. В дальнейшем несколько раз осуществлялся ремонт храма, в 1872 и 1876 гг. были заменены иконостасы во всех трех приделах.

http://sobory.ru/article/?object=31633

В Арзамасе прошли торжества, посвященные чтимой иконе Божией Матери «Достойно есть» Новодевичьего Алексеевского монастыря 25 июня 2018 г. 17:28 24 июня 2018 года в городе Арзамасе Нижегородской области завершились двухдневные торжества, посвященные празднику иконы Божией Матери «Достойно есть». Один из чтимых списков чудотворной иконы находится в Арзамасе и является святыней возрождающегося Новодевичьего в честь Алексия, человека Божия, женского монастыря. Чудотворная икона была утрачена в 20-е годы ХХ века после закрытия обители, а в начале 2017 года обретена стараниями попечителей. Образ является одним из чтимых списков известной иконы, пребывающей на Святой Горе Афон. 23 июня икона была крестным ходом перенесена из храма Святого Духа, где она постоянно пребывает, в Воскресенский кафедральный собор. По прибытии святыни в храме были совершены всенощное бдение с акафистом Божией Матери. 24 июня, в праздник иконы Божией Матери «Достойно есть», в Воскресенском кафедральном соборе совершены параклис Божией Матери и Божественная литургия. Богослужения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Его Высокопреосвященству сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, ключарь кафедрального собора и благочинный Арзамаса протоиерей Игорь Медведев, настоятель Оранского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин), настоятель нижегородской Благовещенской обители архимандрит Александр (Лукин), наместник Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), благочинные округов, руководители отделов и другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении присутствовали мэр Арзамаса Михаил Мухин, председатель Городской Думы Игорь Плотичкин, глава местного самоуправления Арзамасского района Виктор Миенков, глава администрации района Василий Демин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010