Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва о невинно убиенных Поклон Левашовской пустоши 13.02.2007 1586 Время на чтение 21 минут 11 февраля сего года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, после праздничной Божественной литургии настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников веры и благочестия Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Владимир Сорокин с прихожанами и гостями собора по сложившейся традиции отправился в Левашовскую пустынь поклониться праху погребенных там невинно убиенных людей и помолиться об их упокоении. Ведь на основании решения Поместного Собора 1917-1918 гг. определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30.01.1991 г. в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских установлено и поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. В пути секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии Лидия Ивановна Соколова рассказала богомольцам о последних находках Комиссии в изучении подвига новомучеников и исповедников. Публикуем ее поучительный рассказ. Венец мученический стяжавшие " Прежде всего хочу сказать о том, что сегодня во многом разрушено историческое самосознание русских людей. Восстановить это самосознание может наследие новомучеников XX века, которое, к сожалению, почти не востребовано нами, что может быть поставлено нам в укор на Страшном Суде. А ведь Русская Православная Церковь накопила ценнейший духовный опыт новомучеников XX века, который вполне может быть понятен нам, потому что жизненный опыт мучеников близок нам по времени, поскольку речь идет о людях, родившихся в одном с нами веке, внуки которых - наши современники. И, наверное, духовное осмысление подвига новомучеников может очень помочь нам в собственном движении к Царству Небесному. Весомый вклад в историю Русской Православной Церкви внес архивный материал, открытый в недавнее время для исследователей. С результатами последних изысканий я и хочу вас сегодня познакомить.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/13/...

Севастополь. Собор Владимира равноапостольного в Херсонесе. Собор Святого Владимира в Херсонесе Карта и ближайшие объекты Владимирский собор был возведен в 1891 году по проекту архитектора Давида Грима на месте предполагаемого крещения князя Киевской Руси Владимира, которое находилось на территории Херсонесского Святовладимирского монастыря, основанного в 1850 году. Проект собора был утвержден 2 июля 1859 года. Торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Внутренняя отделка была произведена академиком Чагиным и Тихообразовым. Иконы нижнего храма были написаны известными художниками И.А. Майковым, В.И. Неффом, А. И. Корзухиным и П.Т. Риссом. 15 июля 1888 года, в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Главный престол верхнего храма освящен 14 августа 1867 года во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен 12 июля 1892 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. Размеры собора 32.7 х 41.6 м; высота сооружения – 34.6 м. 2 октября 1924 года собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен попавшей в него бомбой. После войны храм фактически превратили в карьер по добыче камня. Богослужения возобновились в 1992 году. В 1997 году правительством Украины было принято решение о восстановлении собора. Первый этап был завершен 28 июля 2001 года торжественной церемонией установки освященного креста на купол в присутствии президентов Украины и России. Ещё информация: www.sevportal.com/our_town/khersoneses/; Очерк об истории строительства Владимирского собора из книги И.А. Антоновой " Боги Тавриды. История религий народов Крыма " , Севастополь, 1997. С. 138-158). www.chersonesos.org/

http://sobory.ru/article/?object=01502

Судогда. Собор Екатерины. Екатерининский собор Карта и ближайшие объекты Первая попытка закрыть храм была в 1930 г. Но 29 марта 1930 г. (это было время сразу после выхода статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов») Ивановский облисполком не утвердил постановление Владимирского окрисполкома о ликвидации Екатерининского собора в г. Судогде, т.к., если не считать маленькую кладбищенскую церковь, это единственный храм для города и ряда прилегающих селений [ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 13. Л. 110]. В 1932 г. зданием Екатерининского собора в Судогде стали пользоваться сразу 2 общины: староцерковническая и обновленческая; в августе 1937 г. верующие писали во ВЦИК, что живут они мирно и общественный порядок ни разу не нарушали. Правда, при закрытии храма в Судогде в 1937 г. некая Сухоцкая вопрошала: если Бог один, то почему Церковь разделилась, не является ли религия просто обманом? Т.о. само существование 2 течений являлось ярким примером действия принципа «разделяй и властвуй». 28 августа 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК требует устранить «стеснения со стороны местных работников к регистрации избранного верующими служителя культа и отправлению обрядов» в Екатерининском соборе г. Судогды, 9 октября облисполком сообщил, что собор в пользовании верующих, община выполняет религиозные обряды, т.е. дело урегулировано. С июня 1936 по декабрь 1937 г. длилось закрытие Екатерининского собора в г. Судогде: в частности, проводилась агитация и сбор подписей среди населения. При закрытии собора антирелигиозная пропаганда часто заменялась антиклерикальной. Так, на собрании РО НКВД приводили многочисленные примеры контрреволюционной деятельности духовенства и церковников: в с. Языкове колхозники под влиянием попа не выходили на работу, чем чуть не развалили колхоз, в с. Ликино церковники срывали проводимые соввластью мероприятия, в Андреевском сельсовете попы и церковники ведут подготовку к выборам в Советы, выступая с проповедями. На фабрике им. 1 Мая важность закрытия храма связали с остротой политического момента: попы проводят вербовку среди масс в связи с выборами в Советы, в Ярославской области дьякон стал председателем сельсовета и др. В райпотребсоюзе собравшиеся заявили, что Церковь действует совместно с фашизмом. Собрание на ул. Советской прошло в форме прений: 7 человек высказались в поддержку закрытия церкви, вспомнив попов и монахов, воюющих в Испании на стороне фашистов, раздел Церкви на староцерковников и обновленцев, разоблачение церковников из Андреева и Картмазова, говоривших о новоявленных мощах и видениях Бога и др. 25 декабря 1937 г. ВЦИК утвердил постановления Ивановского облисполкома от 15/07.-37 г. о закрытии Екатерининского собора в г. Судогде под городской театр; причина закрытия - ходатайство населения, хотя только 2235 человек из 3 тысяч горожан дали согласие на закрытие, остальные почти 700 человек, получается, были против.

http://sobory.ru/article/?object=06165

Сызрань. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты Было время, когда Сызрань украшало множество храмов, только в черте города их было четыре. Главный -Христорождественский - на территории крепости... В Кремле находится церковь во имя Нерукотворного Спаса, а рядом - там, где стоит Казанский собор, на территории Богородицкого девичьего монастыря ещё две церкви: каменная во имя Казанской иконы Божьей Матери (построена в 1741 г.) и деревянная во имя Сергия Радонежского (сгорела в первой половине 18 в.) В 1764 году монастырь упразднили, церковь во имя Казанской иконы Божьей матери сделали приходской и приписали к собору Рождества Христова... К середине 19 в. собор уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 г. на месте разобранной Казанской церкви. Был создан попечительский совет, в него вошли настоятель собора протоиерей Арсений Петров Успенский, прихожане: купец Борис Ипатович Колпаченков, городской голова Алексей Иванович Леднёв,старосты церкви - Пётр Григорьевич Серебряков и Михаил Дмитриевич Сысуев, которые и были главными благотворителями. По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского, а через полтора года преосвященный Евгений освящает главный престол - во имя Казанской иконы Божьей Матери... В летописи Казанского собора читаем: " Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября " . Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора.

http://sobory.ru/article/?object=07126

ЦВ 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г. София Киевская столетия В Киеве начинается строительство нового кафедрального собора в честь Воскресения Христова. 4 апреля 2010 года, в день Воскресения Христова, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Владимир в сослужении викарных архиереев и духовенства заложил ковчег с частицами мощей святых и памятную грамоту в основание будущего кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Киеве. Этого события верные канонической Церкви ожидали почти 20 лет. Блаженнейший Митрополит Владимир остается единственным во Вселенском Православии Предстоятелем самостоятельной в управлении Церкви и, возможно, единственным правящим архиереем Русской Православной Церкви, у которого нет кафедрального собора. Украинская Православная Цер-ковь начинает строительство не просто одного из самых больших храмов на Руси (на 5000 прихожан) и самых высоких в Европе (высота до креста — 114 метров), Церковь начинает строить собор XXI столетия с современной инфраструктурой для осуществления миссионерского, просветительского и социального служения. Свято-Воскресенский кафедральный собор — идея всей Церкви «С 1992 года у нас в Киеве не было кафедрального собора, — рассказывает секретарь Киевской Митрополии и благочинный храмов Киева протоиерей Виталий Косовский. — Все это время мы вели переговоры с раскольниками и надеялись, что они покаются и вернутся в лоно Матери-Церкви. Верили, что снова будем совершать богослужения во Владимирском кафедральном соборе, захваченном Киевским патриархатом. Но время шло, раскол Церкви углублялся, надежд на возвращение раскольников становилось все меньше. Стала вызревать мысль о том, что нужно строить свой кафедральный собор». «В декабре 2006 года состоялась очередная встреча Блаженнейшего Митрополита Владимира с Президентом Украины, — вспоминает секретарь Предстоятеля, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр. — В числе актуальных проблем Церкви в очередной раз поставили вопрос о необходимости выделения места для строительства кафедрального собора. И Президент, наконец, дал добро».

http://e-vestnik.ru/church/sofiya_kievsk...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 14:13 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга; архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3663047.ht...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 17:46 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Болгарский Неофит  совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и  Болгарской  Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления  Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3664148.ht...

Астрахань. Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Селении. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Инициатором строительства Покровского собора выступил известный астраханский благотворитель – купец Иван Иванович Губин. Строился собор по проекту астраханского архитектора Знаменского. Освящён 29 сентября 1885 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и великомученика и целителя Пантелеимона. До 1944 года этот храм считался приходским. При архиепископе Филиппе (Ставицком) стал кафедральным сбором епархии. Сам архиепископ похоронен в стене храма, под левым алтарём. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. После закрытия Успенского и Князь-Владимирского соборов роль кафедрального храма Астрахани исполнял Покровский собор, расположенный в северной части города, за рекой Кутум. В XIX веке это была глубокая окраина: здесь селились казённые крестьяне, вынужденные обустраивать свои хозяйства на солончаках Болдинской степи. Полноценное освоение и застройка района начались лишь после сильного пожара 1858 года, когда Закутумную часть города отстраивали фактически заново. Сюда переселили большое количество бондарей, колесников и кузнецов. Старые храмы стали тесны для разросшегося местного населения. Стало очевидным, что в центре Селения (как тогда назывался этот район) нужен новый большой храм. Инициатором постройки собора выступил известный астраханский купец Иван Иванович Губин. Он взял на себя большую часть расходов по строительству - а это без малого, 95 тыс. рублей. В благодарность за финансирование и дальнейшую помощь по благоустроению храма Губина избрали пожизненно церковным старостой. В 1878 году строительное отделение Астраханского Губернского Правления одобрило проект архитектора Павла Апполосовича Знаменского, и в 1879 году начались строительные работы. Изначально предполагалось сделать купол пятиглавым, однако, как это нередко бывает, уже в процессе строительства выяснилось, что на пять глав средств определённо не хватит. Поэтому купол Покровского храма одноглавый, с массивным барабаном с восемью высокими прорезными окнами. 31 марта 1885 года, через шесть лет после начала строительства, на колокольню храма повесили колокола. Архиепископ Евгений Шершилов освятил главный алтарь 29 сентября в канун праздника Покрова Богородицы. Роспись Покровского собора, как и его внутреннее убранство, были выполнены на средства благотворителя - всё того же Губина. По его заказу местные художники М. И. Цветков и Е. Т. Серов в 1899 году специально для собора написали двенадцать икон - они до сих пор украшают храм. Иконостасы для центрального и придельных алтарей тоже изготовлены мастерами Астрахани.

http://sobory.ru/article/?object=01041

В праздник Собора Карельских святых Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Петрозаводска 3 июня 2010 г. 12:40 3 июня 2010 г., в праздник Владимирской иконы Божией Матери и Собора Карельских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Петрозаводска — столицы Республики Карелия. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископы Новгородский и Старорусский Лев , Тверской и Кашинский Виктор , Астанайский и Алма-Атинский Александр , Петрозаводский и Карельский Мануил , Мурманский и Мончегорский Симон , Архангельский и Холмогорский Тихон ; епископы Троицкий Панкратий , наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря ; Петергофский Маркелл ; Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; протоиерей Иоанн Тереняк, наместник Александро-Невского кафедрального собора; протоиерей Олег Скляров, наместник Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска; протоиерей Андрей Верещагин, настоятель церкви святой великомученицы Екатерины г. Петрозаводска; священнослужители Петрозаводской и Карельской епархии . Среди молившихся за богослужением были глава Республики Карелия С.Л. Катанандов, мэр Петрозаводска Н.И. Левин, представители местных органов власти, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . После Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил и глава Республики Карелия С.Л. Катанандов. Архиепископ Мануил преподнес Его Святейшеству икону Всех святых, в земле Карельской просиявших. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Православной Церкви подарил архиепископу Мануилу панагию и передал в дар Александро-Невскому кафедральному собору икону Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/1173571.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010