92 Это видно и из дальнейших свидетельств Евангелий. Так, из реакции народа на проповедь и чудеса Христа ясно, что жизнь тридцатилетнего Иисуса из Назарета была хорошо известна: люди удивляются Его мудрости, так как знают, что Он нигде не учился ( Ин. 7: 15 ), народ знает, откуда Он и чем занимается: Иисус из Назарета – сын плотника и Сам плотник, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Симона и Иуды ( Мф. 13: 54–56 ; Мк. 6: 2–3 ), принадлежит к обычной рабочей семье, ничем ранее не примечательный человек из захудалого городка с сомнительной репутацией: «Из Назарета может ли быть что доброе» ( Ин. 1: 46 ). Показательно, что не только посторонние люди, но и родственники, так называемые братья Христовы (сыновья праведного Иосифа от первого брака), судя по всему, также не видели в Иисусе ничего особенного, поэтому, после того как образ Его жизни резко изменился, на протяжении всего служения воспринимают Его неожиданное мессианство скептически и даже насмешливо ( Ин. 7: 5 ). 93 Сходную тенденцию восполнения или уточнения евангельского образа Христа, приводящую к неизбежному искажению его, можно наблюдать в работах протестантских авторов XIX–XX веков. За желанием проникнуть во внутренний мир Господа, то есть желанием понять, что Он думал, что Он чувствовал, что Он переживал, за попыткой создать психологический и исторический портрет Иисуса Христа, реконструировать в деталях жизнь Иисуса Христа, стоит отрицание Богочеловечества. См., например: «Жизнь Иисуса» Д. Штрауса (1835–1836), «Жизнь Иисуса» Ж. Э. Ренана (1863), «Жизнь Иисуса Христа» Ф. Фаррара (1874). 95 М. Д. Муретов считает, что, исходя из грамматической конструкции предложения, их вообще можно отнести к одной только Деве (см.: Муретов М. Д. Родословие Христа//Избр. труды. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2002. С. 366). 97 Евсевий Памфил , еп. Церковная история. I, 7 (1). Надо сказать, что в XIX веке представители библейской критики прямо обвиняли евангелистов в подлоге и простом сочинении родословий (в части имен от Давида до Иосифа) ради подтверждения мессианства Христа. См., например, рассуждения Д. Штрауса: «Тот же Юлий Африканск ий сообщает, что впоследствии, когда народилась община христиан, родственники Господа много занимались генеалогией своего рода. Это известие вполне правдоподобно, и потому можно допустить, что благодаря генеалогическим изысканиям, которыми занимались не только родичи Иисуса, но, вероятно, также и другие члены христианской общины, составились два родословных списка, приведенных у Матфея (1: 1–17) и у Луки (3: 23–38). Но в этих списках вышеуказанный пробел заполнен совершенно неудовлетворительно и произвольно, что и понятно, так как составители родословий, видимо, не располагали никакими документами и должны были довольствоваться собственными догадками и предположениями» (Штраус Д. Жизнь Иисуса. Кн. 2/Пер. с нем. М.: Республика, 1992. [Электр. ресурс]:(22.08.2010).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во время печатания нашей книги появилась в печати весьма интересная статья заслуженного профессора Императорской Киевской духовной академии митрофорного протоиерея И. Н. Королькова, под заглавием: «Преосвященный Феофан, бывший Епископ Владимирский, и полковник С. А. Первухин в их взаимной переписке (к столетию со дня рождения Епископа Феофана». Из статьи этой мы узнаем, что переписка между Преосвященным Феофаном и полковником С. А. Первухиным, продолжавшаяся около 23 лет, началась с обсуждения известного нам учения Епископа Игнатия Брянчанинова о духовном мире. Ознакомившись со статьей Преосвященного Феофана и с «Словом о смерти» Епископа Игнатия, Первухин вступает с Преосвященным Феофаном в переписку 27 дек. 1869 г. и, свидетельствуя Преосвященному Феофану свое глубокое почтение, в письме своем решительно говорит, что душа и ангел непременно имеют форму, зримую только чисто духовными очами, но не человекообразную. Преосвященный Феофан в ответ на это письмо рекомендует мысли о форме души и ангелов отложить в сторону, и лучше говорить: они–дух, а как они есть–не ведаю. Рассуждениями о форме, по его мнению, затемняется мысль о духовности. Дополнительно к указанной справке полезно обратиться к самой статье профессора-протоиерея Королькова (Труды Императорской Киевской дух. Академии за 1915 г. январь, стр. 151–159). 804 Литературная деятельность Епископа Феофана Говорова обнимает главным образом 28-летний период между 1866–1894 г.г.; до этого времени им напечатаны лишь «Письма о христианской жизни» в 1860 году да отдельные проповеди в Тамб. Епарх. Ведомостяхъ со времени основания этого органа Епископом Феофаном в 1863 году. «Путь ко спасению» (Краткий очерк аскетики), выл. 1–3 напечатан в 1868–1869 г.г. Этот, наиболее популярный труд Епископа Феофана первоначально, в 1868 году печатался отдельными статьями в «Домашней беседе» «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться " –являются основой всех творений Преосвященного Феофана и выражением его собственного жизненного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

542 Как велико общее число «священных лиц», поставленных раскольническими архиереями в разные места и общества, где только есть старообрядцы, принявшие белокриницкое священство, можно судить по тому, сколько поставил их один московский архиепископ Антоний (Шутов) с 1853 по 1862 год. У нас имеется представленная Антонием в январе 1862 года, прибывшему из Белой-Криницы для суда над ним, тогдашнему наместнику митрополии Онуфрию точная запись всех лиц, посвященных им со времени вступления на московскую кафедру: из этого списка видно, что Антон поставил для московской губернии 3 священноиноков, 21 священноиерея и 3 дьяконов, для черниговской – 1 св. инока и 3 св. иерея, для калужской – 2 св. инока и 13 св. иерея, для смоленской – 2 св. иерея, для владимирской – 6 св. иереев, для нижегородской – 8 св. иноков, 3 св. иереев и 1 иеродиакон, для саратовской 1 св. инока и 1 св. иерея, для костромской 1 св. инока и 1 св. иерея, для пермской 4 св. инока и 1 св. иерея, для Красноярска 2 св. иерея, для Кавказского края 2 св. иерея, для тверской губернии 2 св. инока и 3 св. иерея, для Петербурга 1 св. иерея, для воронежской губернии – 1 св. иерея, для пензенской –1 св. инока и 1 св. иерея, для рязанской – 2 св. иерея, для псковской – 1 св. иерея, для ярославской 1 св. инока и 1 св. иерея. Итак, одним Антонием в течение девяти лет поставлены 24 священноинока, 65 священноиереев, 1 иеродиакон и 3 диакона, всего девяносто три лица! 543 Некоторые сведения о событиях из истории Белокриницкой иерархии за первые годы ее существования изложены в прежде изданных нами сочинениях, именно: 1) в составленной по поручению блаженной памяти митрополита Филарета статьи: «Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов, так называемой, Белокриницкой иерархии» («Русск. вестн.» 1865 г. 12, и отдельное издание); 2) в книге «Раскол, как оружие враждебных России партий» (изд. 1867 г. в статье: «Учреждение архиерейской кафедры у турецких раскольников» («Русск. вестн.» 1869 г. 5 и 6). О событиях же за последнее десятилетие, т. е. начиная с 1862-го года, или со времени издания известного «Окружного послания», довольно подробные сведения сообщены: 1) в десяти статьях под заглавием «Современные движения в расколе», напечатанных в «Русском вестнике» 1863–1866 гг. (тома 44, 46, 49, 55, 56 и 61; статьи: 1, 6 и 10 были изданы и отдельными книжками); 3) в «Современных летописях раскола» (вып. 1 и 2, изданные в 1869 г.); 3) в статьях, печатавшихся в «Московских ведомостях» 1871 и 1872 г., (часть их издана особой книжкой под названием: «Летопись происходящих в расколе событий за 1871 год»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Это письмо было прочитано после молебна пред открытием заседания Комитета. Кроме того, пр. Феофан распорядился напечатать во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» как самое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 189189 , так и статьи, посвященные раскрытию его смысла и значения 190190 . Уже из рассмотренных нами проповедей видно, насколько обширна была литературная деятельность пр. Феофана во время пребывания его во Владимире. Пр. Феофан здесь еще ревностнее занимался проповеданием слова Божия, чем в Тамбове. За 8 года своего пребывания во Владимире (1863–1866 гг.) он произнес проповедей даже более, нежели за 4 года – в Тамбове. От Тамбовского периода мы имеем в печати только 110 проповедей, тогда как от Владимирского – 138 проповедей. Опасение пасомых чрез назидание словом проповеди пр. Феофан считал своим первым и главным делом, как он и сан заявлял в слове при вступлении на Владимирскую кафедру. И эта его ревность к проповеданию слова Божия отмечена была во Владимире уже на первых порах, после его приезда. «Вскоре по приезде, писал Владимирский корреспондент, – преосвященный Феофан произвел впечатление на здешнее общество своими проповедями. Каждое служение свое он сопровождает архипастырскою беседою. Его слово овладевает вниманием слушателей до того, что даже при слабости его голоса слышно последнему нищему у церковного порога; речь так общепонятна, что привлекает множество слушателей из простого народа» 191191 . И сан пр. Феофан замечал об этом в одном письме к В. А. от 29 декабря 1863г.: «Народ тут будто хорош…дивятся…С самого приезда доселе еще ни одной службы не было без проповеди…и слушают» 192192 . Как и в Тамбове, предметы Владимирских проповедей пр. Феофана весьма разнообразны, но все они проникнуты одной общей мыслью – спасения ближних. Большая часть его проповедей нравоучительного характера. В них он учит, как вести истинно-христианскую жизнь, чтобы достигнуть царства небесного; указывает истинный путь ко спасению – это путь, принесенный на землю Господам Иисусом Христом, Им изъясненный в Его учении и осуществленный в Его жизни и жизни апостолов и св. подвижников. Эти проповеди пр. Феофана дышать духом подвижничества и аскетизма. Некоторые Владимирские проповеди пр. Феофана, как и некоторые Тамбовские, относятся к одному определенному предмету, развивают одну определенную тему. Они были произнесены за несколько приемов подряд. Таковы, например, проповеди во Св. Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, изданные потом Афонскими иноками отдельно, под заглавием: «О покаянии, причащении Св. Христовых Тайн и исправлении жизни». Все проповеди пр. Феофана за Владимирский период в их полном составе изданы были уже в 1869 г., под заглавием: «Слова к Владимирской пастве пр. Феофана». Своим ревностным, сердечным и в высшей степени назидательным проповеданием слова Божий пр. Феофан во Владимире, как и в Тамбове, стяжал себе славу проповедника и большую любовь со стороны пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Содержание всех четырех выпусков следующее: Вып. 1 Письма о христианской жизни (числом 37, со страницы 1 по 131), с отдельными статьями: Об исправлении сердца (стр. 135–157), О борьбе со грехом (стр. 159–237) и О благодати всесвятаго Духа (стр. 239–281) 182 . – Вып. 2. Письма о христианской жизни (числом 62, стр. 5–161), с прибавлением а) нескольких проповедей преосв. Феофана (стр. 162–236) 183 и б) разных статей, извлеченных из отечников (стр. 239–558) 184 . Изд. 2-е. Спб. 1862. – Вып. 3. Письма о христианской жизни (числом 25), где объясняются общие основные понятия о христианской жизни и деятельности, именно: о лице, действующем по христиански; об отличительных чертах христианских действий; о добродетели христианской и грехе, с их последствиями (стр. 5–304) 185 , с прибавлениями: А) О начале христианской жизни (стр. 307–379) и Б) Подробное указание действий христиански-благодатной жизни и жизни греховной на все способности человека (стр. 381–609). Изд. 1-е. Спб. I860. – Вып 4. Письма о христианской жизни (числом 20), представляющие собой изображение в порядке обязательных для христианина чувств, расположений и дел (стр. 5–305), с прибавлением об обязанностях христиан относительных (семейственных, церковных и гражданских, стр. 309–372). Изд. 1-е. Спб. 1860. – Как уже из этого общего указания содержания Писем о христианской жизни видно, они заключают в себе целую систему христианского нравоучения, что особенно должно сказать о трех последних, к тому же и обширнейших по объему, выпусках их, так что гораздо позже их изданные, как особые, труды преосв. Феофана путь ко спасению (краткий очерк аскетики). 1-е изд. Спб. 1868–1869 и Начертание христианского нравоучения (Москва, 1891), представляют собою, – первый, – лишь прикладную или заключительную часть к сим «Письмам», а последний – сокращение и переделку их. Они суть как бы отголосок академической деятельности преосв. Феофана по кафедре нравственного и пастырского богословия, как мы о том и замечали в свое время. О происхождении их сам автор, в виду возбужденного ими в обществе интереса, со свойственной ему всегда скромностью говорит следующее: «Пишете, что Письма читаются не без охоты 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

По заамвонной молитве владыко произнес прощальное слово, давно уже перед тем не беседовав со своей паствой на церковной кафедре. «Ко времени произнесения сей прощальной беседы святителя уже собралось и облеклось в священные облачения для < предстоявшего молебствия 299 все здешнее городское духовенство, и все мы, и все предстоявшие в храме старались возможно ближе стать к святителю, в последний раз благовествовавшему перед нами. Глубочайшая тишина во время беседы святителя, прерываемая лишь тихими рыданиями, исходившими из груди сердец чувствительных, дали нам возможность расслушать каждое слово прощальной беседы архипастыря. Вот она, – эта умилительно-наставительная беседа: «Уже приходит к концу мое почти трехлетнее среди вас и с вами служение, – и я понуждаюсь сказать вам слово-другое на прощание. Долго молчал я и вот на какой случай пришлось прервать молчание. Случай для вас, может быть простой и обыкновенный, а для меня очень знаменательный. Что будет впереди, кто определит? Но, обращаясь назад и проходя мыслью все от начала моего сюда прибытия до настоящего времени, преисполняюсь чувством благодарения к щедрому, Благоподателю, – за все Его милости, не по моему достоинству на меня излиянные. Число сих милостей я мог бы указать, но меры их определить не умею. Удивил еси, Господи щедроты Твоя на мне недостойном, преизобильною благодатию Твоею, на покаяние меня призывая. – Благодарение возношу и Пречистой Владычице Богородице и святым Божиим, в сем храме почивающим и по всей епархии славимым, что щадили меня, несмотря на большие немощи мои и молитвами своими не допускали милости Божией преложиться на гнев. – Верую также, что не малою частью вашей любви и молитвам вашим обязан я таким милостивым небесным покровом. И благодарю вас за то; благодарю вас за все добро, вами мне явленное, за ваше благорасположение, за ваше внимание к немощному слову моему, за ваше благоговейное стояние во храме, коим всегда утешался, за вашу ревность к благолепию храмов, за вашу готовность на всякое добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– Милостивый Господь да укрепит в вас и да умножит сии добрыя расположения ваши, – чтоб, украшаясь ими, вы всегда составляли венец похваления для церкви Христовой. – Не попеняйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. Отхожу не ради того, чтоб вынужден был вас оставить. Ваша доброта не < допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лушаго, как это сродно естеству нашему. Как это могло образоваться, не берусь объяснять. Одно скажу, что кроме внешняго течения событий, определяющих на дела, есть внутренние изменения расположения, доводящие до известных решимостей, есть кроме внешней необходимости необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречит сердце. Находясь в таком положении, об одном прошу любовь вашу, оставя суждения и осуждения сделанного уже мною шага, усугубьте молитву вашу, да не отщетит Господь чаяния моего и дарует мне, хоть не без трудов, обрести искомое мною. – И я буду молиться о вас, – буду молиться, чтоб Господь всегда ниспосылал вам всякое благо, улучшал благосостояние и отвращал всякую беду, паче же чтоб устроял ваше спасение. – Спасайтесь и спаситесь о Господе! Лучшаго пожелать вам не умею. Все будет, когда спасены будете. – Путь спасения вам ведом, ведомо и все спасительное устроение Божие! – В сем отношении довольно вам напомнить слова Апостола Павла: О Тимофее! предание сохрани. Сохраните, что Господом и святыми Его Апостолами предано церкви и что одно поколение христиан передает другому. Напомнить о сем вам понуждаюсь того ради, что ныне много лживых учений ходит между нами, – учений растлительных, подрываюших основы веры, расстроивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства. Поберегитесь ради Господа, от сих учений. – Есть камень, коим испытывают золото, испытательным камнем да будет для вас св. учение, издревле проповедуемое в церкви. – Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собою приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати. Благодать с верою созиждут святыми и непорочными сердца ваши. Чистые же сердцем Бога начинают зреть еще здесь, – узрят Его несомненно там, и будут вечно зреть и блаженствовать в сем зрении. – Это небольшое напоминание прошу принять, как последнее завещание; – и большим чем обременять внимания вашего не буду. Все знаете сами. Поревнуйте только стать в ряд тех ублажаемых, коих указал Господь в слове Своем: сия весте, но блаженни есте, аще творите я. – Затем – простите! Простите, если кого оскорбил, обидел, онеправдовал, или чем соблазнил -Господь Бог благодатию Своею да простит и помилует всех нас! – И еще прошу не забывайте меня в молитвах ваших. Аминь» 300 . Эта краткая, но подлинно умилительная беседа в некоторых своих чертах напоминает прощальную беседу того же архипастыря с Тамбовской паствой, но только представляется еще более трогательной, нежели последняя, в ней все дышет последним, заключительным архипастырским словом к пастве; не напрасно удалявшийся в пустынное уединение святитель и краткое наставление, заключающееся в беседе сей, назвал «последним завещанием» и так настойчиво, повторительно просил паству молиться о нем, как делают удаляющиеся не только с одного поприща на другое в жизни сей, но и совсем из мира сего для перехода в мир горний. Не удивительно поэтому, что и не одни лишь знавшие о цели удаления святителя слушатели, а и все любившие его, как Пастыря во истину добраго, слушали эту прощальную беседу с особенно напряженным вниманием и грустным настроением. «Весьма многие из предстоящих в храме, – описывает рассматриваемое событие современник-очевидец и участник его, – во все время беседы Владыки обливались обильными слезами 301 . По окончании Божественной литургии и благодарственнаго молебствия, пишущий сии строки 302 осмелился – по предварительном во время причастна испрошении у его преосвященства согласия и благословения – произнести ему от лица паствы Владимирской следующую речь: «Еще недавно сретали мы тебя на сем священном месте, как Ангела Божия, пришедшаго к нам с священным словом мира Евангельскаго, пасти врученную тебе Христом паству Владимирскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010