Николаем (Трусковским), и «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленное профессором Смоленской семинарии Н. В. Трофимовским (при подготовке к публикации первоначальный вариант данного описания, присланный в Синод, был существенно переработан). Еще 2 описания были опубликованы в периодических изданиях: «Описание бывшей Новгородско-Северской епархии» черниговского соборного иером. Никодима (составлено в рамках работы над описанием Черниговской епархии) - в 1858 г. в «Черниговских губернских ведомостях» и «Историко-статистическое описание Подольской епархии» преподавателя Подольской ДС П. А. Глищинского (частично) - в 1862 г. в «Подольских епархиальных ведомостях». Отдельные материалы для описания Оренбургской епархии, подготовленные Л. С. Суходольским, печатались в 1854, 1858 и 1859 гг. в «Оренбургских губернских ведомостях». В 1-й пол. 60-х гг. XIX в. вышли в свет еще 2 епархиальных описания, которые были подготовлены, по-видимому, не во исполнение определения Синода 1850 г., а по собственной инициативе их авторов. Это общий обзор Черниговской епархии Филарета (Гумилевского) (1861) и «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии» протоиерея костромского кафедрального Успенского собора И. Беляева (1863). Структура и содержание этих описаний существенно отличаются от плана, заданного в программе Синода. Кроме того, в 1867-1868 гг. в «Воронежских епархиальных ведомостях» было напечатано «Описание Воронежской епархии» свящ. Ф. А. Никонова. По-видимому, этот труд был также подготовлен им по собственной инициативе. В 1865 г. Синод вновь вернулся к рассмотрению дела о составлении епархиальных описаний. К этому времени 7 готовых описаний (Владимирской, Кишинёвской, Курской, Оренбургской, Пензенской, Полоцкой и Саратовской епархий), а также ряд отдельных материалов для описаний, полученных из др. епархий и хранившихся в Духовно-учебном управлении Синода, оставались неопубликованными. Исходя из того, что «1) от продолжительного лежания без употребления статистические описания теряют свой вес и всё свое значение, ибо они делаются уже несовременными; 2) первоначальная цель, имевшаяся в виду Святейшего Синода, скорее будет достигнута печатанием монографий, чем выжиданием представления исторических описаний из всех епархий, ибо будущему историку Русской церкви гораздо удобнее будет черпать [сведения] из печатных монографий, чем из письменного материала, который иногда может затеряться и, наконец, 3) пользу, которую принесло уже издание в свет исторических очерков епархий Смоленской и Ярославской» (РГИА.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

3. был сделан с еврейского текста. Как выше было отмечено, преосв. Феофан был неутомимый проповедник. Проповеди его, направленные большею частью к раскрытию нравственных истин, мало отличаются и по духу, и по тону от его нравоучительных сочинений. Некоторые из них целиком вошли в разные труды еп. Феофана по нравственному богословию. Печатаемые обычно сначала в повременных изданиях проповеди Феофана затем составили несколько сборников. Первый сборник вышел в рек-ство Феофана в Спб. академии, под заглавием: «Слова С.-Петербургской дух. академии ректора архимандрита Феофана» (Спб. 1859 г.). Сюда вошли проповеди первого периода проповеднической деятельности затворника, направленные преимущественно против неблагоприятных веяний духа того времени. Второй сборник – «Слова к Тамбовской пастве Феофана, еп. Тамбовского и Шацкого», первый выпуск вышел в Петербурге в 1861 г. (63 проповеди периода 1859–1860 гг.), второй выпуск-в Москве в 1867 г. (47 проповедей 1861–1863 гг.). Проповеди Владимирского периода святительского служения Феофана составили сборник: «Слова, к Владимирской пастве, преосв. Феофана», Владимир, 1869 г. Затем есть ещё сборники проповедей Феофана: «О православии, с предостережениями от погрешений против него. Слова еп. Феофана», Москва, 1893 г.; «О покаянии, причащении св. Христовых тайн и исправлении жизни. Слова преосв. Феофана во святую четыредесятницу и приготовительные к ней недели», Спб., 1868 г. и 1869 г., Москва 1890 г.; 12 мелких сборников, на разные темы и предметы, составлены из избранных проповедей Феофана в разные периоды и изданы в разное время (проповеди эти вошли уже в первые сборники). Со времени своего затвора еп. Феофан проповедей уже не говорил. Наконец, целый обширный отдел сочинений преосв. Феофана составляют его письма к разным лицам. Как видно было выше, в форме писем составилась и нравоучительная система Феофана. Но кроме вышеотмеченных писем, вошедших в систематические труды, есть ещё множество других писем затворника, в форме личной переписки, но в то же время затрагивающих общие нравственно-душеспасительные вопросы. Еп. Феофан писал массу писем; у одного лица оказалось до 1000 писем Феофана, полученных им лично от последнего. Впоследствии из этих писем составилось и издано несколько сборников, каковы: «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни», напечатанные сначала в «Душой. Чт.» за 1880–1882 гг., а потом изданные отдельною книгою в 1882 г. в Москве; «Письма к одному лицу в С.-Петербурге по поводу появления там нового учителя веры» (напеч. первой, в «Душеп. Чт.» 1880–1881 гг., отд. кн.-в Спб. в 1881 г.), направленные против Пашкова и его последователей. Отдельные письма печатались в «Душеп. Чт.», «Воскресном Чт.», «Чт. в Общ. люб. дух. просв.» Одинокое место по своему предмету занимают «Три письма преосв. Феофана по восточному вопросу», напеч. в «Прав. Обозр.» 1877 г., 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

От полноты души пожелав Вашему Высокопреосвященству всех благ свыше, имею счастье пребыть“... 5-го ч. писал я в СПб. Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву : „Через пять дней после того, как я имел честь в последний раз писать Вашему Превосходительству, Ректор подведомой мне Семинарии протоиерей Соколов представил мне, вместо прошения об увольнении его от семинарской службы, пространную записку, в которой, излагая в своё оправдание разные обстоятельства, в заключение просит меня 1) дать ему возможность упорядочить дела семинарии и 2) не требовать удаления его от семинарии прежде, чем он будет иметь возможность занять какое-либо, соответственное его настоящему положению, место. Препровождая при сём на благовнимание Вашего Превосходительства подлинную записку о. Ректора, долгом поставляю присовокупить, что состояние его здоровья, в настоящее время, по-видимому, улучшается. С истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть“. Между тем, в тот же день получено было мной от г. Обер-Прокурора Св. Синода отношение от 30-го ч. за 7890, в коем он, уведомляя меня о командировании в Тверь Вице-Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде, Д. Ст. Сов. Остроумова, для участия, совместно с назначенной мной комиссией, в освидетельствовании разных отступлений от проекта сооружения нового семинарского здания и пр., просил меня оказать ему содействие к успешному исполнению возложенного на него поручения. —266— 1880 г. Вследствие сего, мной сделаны были надлежащие распоряжения. На другой день, 6-го ч., явился ко мне помянутый Вице-Директор Остроумов. Я принял его с тем большим удовольствием, что он оказался моим земляком. Пётр Иванович Остроумов сын покойного Ректора Владимирских духовных училищ, протоиерея Ивана Петровича Остроумова. По окончании курса в Киевской д. академии в 1863 г. с званием магистра, Пётр Иванович приглашён был в Московскую академию на должность Бакалавра, но назначение это почему-то не состоялось. Вслед затем он поступил на службу, по приглашению князя Черкасского 1885 , в царство Польское; оттуда перешёл в Министерство финансов, в Петербург, а из Министерства поступил, по приглашению Обер-Прокурора Св. Синода, графа Д.А. Толстого, на настоящую должность Вице-Директора Хозяйственного Управления при Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Варвары великомученицы 204 и 3) Спасителя несущего крест. 205 Преосвященный непрерывно пребывал в молитве и трудах. У него была прекрасная библиотека, которая пополнялась вновь выходившими изданиями. Только на короткое время выходил он на прогулку в сад при архиерейском доме, а в летнее время позволял себе иногда прокатиться куда-нибудь и почти всегда брал меня с собою. Он горячо любил природу, восхищался ею и во всем видел следы премудрости Творца 206 , что старался внушить и мне 207 . Кроме А.Г. Говорова, в Тамбов к преосв. Феофану на короткое время приезжали и другие родные, как то о А.3. Крутиков и его супруга, сестра преосв. Феофана, Анна Васильевна, о. Владимир Макринов, другая сестра преосв Феофана Любовь Васильевна и тетка его Марфа Никифоровна. Владыка всех их < принимал ласково, с любовью, делал им подарки – рясами, подрясниками, поясами, a Марфе Никифоровне сверх того дал 25 р. В Тамбове же у преосв. Феофана были и другие родственники его, и владыка всех их принимал весьма радушно 208 . – Всегда ласковый, симпатичный и приветливый, он и с представителями Тамбовской паствы, какого бы кто сана, положения, возраста ни был, всегда обращался любовно, с искренней обо всех благопопечительностью, с величайшим смирением и кротостью, не только не был «страшилищем для других», но и, наоборот, с примерным терпением, благодушием и снисходительностью сносил оскорбления, какие бывали ему иногда со стороны низших членов клира, снисходил к немощам и необразованию некоторых из приходивших с ним в соприкосновение, всегда прощал и не помнил зла, а помнил только доброе, если же кого, по закону справедливости, нужно было наказать выговором от него, как Епархиального Начальника, то он поручал это делать ключарю, чтобы не нарушить закона любви, который был господствующим в его характере и действовании. – Что удивительного, поэтому, если такой любвеобильный архипастырь, в свою очередь, пользовался общей любовью своей паствы, в четыре года его пребывания на Тамбовской кафедре вполне сроднившейся с ним? Что удивительного, если взаимная любовь архипастыря и паствы не допускала и мысли о возможности скорой разлуки между ними? Когда предшественник его преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

164 Покушения огня, после неоднократных неудач, почти прекратились, благодаря бдительности блюстителей общественной безопасности – и всегдашних и нарочно на сей случай учрежденных. Нареченные члены 165 теперь безпрепятственнее могут озаботиться залечиванием нанесенных нам ран, сколько позволят то средства. Так, – благодарение Господу! – мы в благих надеждах! – Но все еще не совсем вошли мы в обычный порядок, – все еще остаемся не без страхов и смущений». Соответственно этому и в слове своем, призывая слушателей к терпению, призывает их и к молитве о том, чтобы Господь ослабил им скорбь и успокоил от страха 166 . – Слово пятое, произнесенное через неделю, именно 28 августа, когда, хотя и были незначительные вспышки пожаров, однако, будучи скоро подавляемы, уже не вселяли прежнего страха в жителях, поселившихся окончательно в домах своих, уже радостно благодарными выражениями звучало в устах проповедника, ясно, самыми событиями показывавшего слушателям, что не отверг их Господь до конца, а только, как чадолюбивый отец, наказывал, вразумлял их бывшей скорбью 167 – По успокоении стольного города своей епархии, Тамбовский архипастырь решил утешить и более или менее отдаленных от него жителей. В начале сентября он посетил г. Кирсанов, где не было пожаров в самом городе, но в Кирсановском девичьем монастыре был небольшой пожар. Это подало повод святителю, в градском соборе, 3 сентября, сказать слово (6-е, по случаю пожаров) предостережения жителям, чтобы они не думали, что по причине их достоинства в сравнении с другими пощадил их Господь от пожаров 168 , а в девичьем монастыре, 4 сентября, произнести слово (7-е) и успокоения и назидания, – успокоения, ибо все же был в обители пожар, но и пожар был не велик, попортил лишь один из корпусов, уничтожив крышу на нем, и скоро нашелся в городе благотворитель (Кирсановский купец В.С. Сосульников), предпринявший исправление попорченного пожаром, – назидания, – в том, чтобы сестры обители, встревоженные пожаром, воспользовались этим обстоятельством, как уроком к испытанию, к дознанию того, не осталось ли в них, давших обеты нестяжания, общения с единым Богом и проч., привязанности к тленному, вещественному, житейскому 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– Это не означает разрешения – думать как хочешь, а побуждение самостоятельно дойти до того, как думать должно. Норма же, как думать должно, уже предначертана, – и отступать от ней не дается разрешения. Между тем, можно не понять сего благого намерения, – и дать уму простор – ни чем не стесняться – ни земным, ни небесным. – Позыв на это очень соблазнителен и способен распространяться быстрее всякаго поветрия. – А зла от него – бездна. Нет злее силы, – как мысль, ничем необуздываемая. Вот и смотреть надобно, чтоб необузданность мысли не охватила всех, – и если уж нельзя без сей язвы, – разве бы уже кто-кто подвергался ея заразе. – Указываются ныне и покровительствуются, новые способы к расширению бдагосостояния каждого лица и целых обществ. Это не означает, что поставляется в общегодный закон: душе, яждь, пий и веселись: – а только предначертывается довести нас до того, чтоб нам легче и скорее можно было удовлетворить житейским потребностям и потом больше иметь времени на попечение о душе и приготовление ея к вечной жизни, Между тем и это благое намерение может быть непонято. Можно пристраститься к одним благам земным, а к другим высшим потерять всякий вкус и позыв. Отсюда чувственность необузданная, – язва гибельная подобно первой, но еще более ея соблазнительная. Вот и надо смотреть, чтобы страсть к одним чувственным наслаждениям охватила всех – и уже если нельзя искоренить ее у всех – чтоб она где-где прорывалась робко, как недозволенное исчадие, а не ходило, подняв голову по стогнам града. – Дается ныне часть самопопечения и самоуправления нам самим. Это не означает, что дается позволение: делай все, что душе твоей угодно; а только дается знать не все же вас нянчить, пора вам и самим о себе подумать и себя устроять, – по общему однакож из одного центра исходящему начертанию – которое все частные заботы и труды направляет к одному, и объединяет все тело государственное. – Между тем и это благое намерение может быть непонято. Опыты самоуправления по указанной форме могут родить позывы на самоуправство без всяких ограничений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

259 Но вот, по истечении первого же полугодия со времени открытия училища для девиц духовного звания благопопечительный о них архипастырь самолично произвел и экзамен учащимся в сем училище по всем предметам, пройденным только что начавшими в нем учение малютками-девицами. Экзамен произведен был 12 июля 1865 года, в присутствии всех членов училищного совета и наставников училища, хотя и не имел характера публичного экзамена. Несмотря на то, что дети поступили в училище почти без всякой предварительной домашней подготовки, едва умели только читать, они на экзамене вполне удовлетворительно отвечали на вопросы преосвященного Феофана из Катехизиса, Церковного Устава, Св. Истории (по мысли самого преосвященного, преподавание священной истории велось по картинкам, изображающим сию историю в лицах и действиях) и арифметике; по чистописанию и церковному пению также обнаружили достаточные знания. По испытании в знании предметов обучения, преосвященный перешел в залу, где на столах разложены были детские рукоделия, кушанья, приготовленные их руками и расставлены самопрялки с гребнями. На последних девицы тут же и показывали свое искусство прясть, а перед тем одна из них хорошо продекламировала известное стихотворение князя Одоевскаго: «Ну, подруженьки скорее! Солнце красное взошло; За работу мы дружнее! Пока время не ушло, и т.д. Из своих рукоделий воспитанницы поднесли преосвященному склеенную в форме книжки коробочку, довольно аккуратно и изящно отделанную. Уже по выходе из залы преосвященный вздумал неожиданно испытать воспитанниц еще в знании русской грамматики. Они не затруднились, бойко отвечая и по этому предмету. Преосв. Феофан очень доволен был успехами воспитанниц и всем виденным в училище и официально потом выразил свою благодарность начальнице училища (А.И. Березовской) и всему личному составу последнего. 260 Духовно-учебные заведения того времени, в своей постановке и в преобразовании, к которому они готовились, отражали на себе общий дух реформ того же времени. Говоря известную уже нам отчасти проповедь свою в Вязниковском соборе 30 августа 1864 года и призывая св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Остается сказать и еще одно слово: простите. Вы ведаете, каков я был у вас. По мере сил моих я заботился являть себя исправным, но как человек мог ошибаться и падать. Простите Господа ради, если кого оскорбил чем, онеправдовал (несправедливо обвинил) или соблазнил. Некогда все мы предстанем пред Судилищем Христовым и должны будем дать отчет за сей, хотя краткий, срок наших взаимных отношений. Очистим убо себе взаимным всепрощением. Простите меня, а мне и прощать некого и нечего, ибо, кроме добра, ничего не видел от вас и в вас. Прошу не оставлять меня и в молитвах ваших ко Господу, да поможет мне новое поприще без порока прейти, неискушенну от злых. Примите, наконец, от меня и обычное, но многознаменательное благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа буди со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Аминь. 18 августа 1863 года 12. При вступлении на владимирскую паству (что значит в православном христианстве – тещи и неподвижну быть) Первое совершив с вами священнодействие, первое мое обращаю к вам слово. И что скажу вам? Если б говорить все, что можно и желательно, то и конца не было бы собеседованию. Дадим лучше свободу течению мыслей, и что изберется из многого, то возьмем себе в урок на память о нынешнем дне. Се, всеправящая десница Божия указует мне пастырское среди вас служение – и дает вам во мне пастыря, а мне в вас – паству. Благословим Господа, так благоволившего о нас! Что до вас, то вы, конечно, не имеете других осязательных побуждений к благодарению, кроме общей заповеди – о всем благодарить ( 1Сол. 5, 18 ). Я же в новом моем назначении вижу особенную ко мне милость Божию, по преизбытку немощей моих умножающую благодать свою на мне. Ведая долгое во Христе пребывание новой моей паствы, великие труды, подъятые ею в служении Господу, а паче великие Божии дары, излиянные на нее в прославлении святых ее мужей, в нетленных мощах, чудотворных иконах и неоднократно бывших чудесных благодеяниях Божиих, я вхожу как бы в рай благодати, как бы в готовое жилище Божие и исполняюсь благонадежием на скорую помощь мне в подъятии трудов пастырства. Теперь пусть немощна молитва моя, ее восполнят просиявшие здесь святые, ныне на Небе у Престола Божия предстоящие, кои, обычно о вас молясь, и меня да примут под милостивый покров свой. Пусть не богат я мудростию деятельною – ее заменят долголетним опытом установившиеся среди вас спасительные порядки жизни. Пусть бессильно слово мое к созиданию душ ваших – вместо него будут назидать вас долгие ряды предков ваших, сильных в вере и благочестии, громче всякого слова проповедающих о спасительном пути. Приводя все сие на память, как не возблагословлю Господа, вступая в небезответное духовное общение с вами!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

9-го мая 1859 года он был поставлен епископом в Тамбов. Здесь он устроил епархиальное женское училище. Во время пребывания на тамбовской кафедре епископ Феофан полюбил уединенную Вышенскую пустынь. Летом 1863-го года он переведен во Владимир, где прослужил три года. И здесь он открыл женское епархиальное училище. Он часто служил, много ездил по епархии, постоянно проповедовал, возобновлял храмы и всем сердцем жил со своими пасомыми, деля с ними и радость, и горе. Осенью 1860 года в Тамбове были страшные пожары, и в речах, дышащих любовью, епископ утешал народ. В 1861-м году епископ Феофан присутствовал при открытии мощей святителя Тихона Задонского . Это событие на него, имевшего столь много общего со святителем Тихоном, должно было произвести сильнейшее впечатление. Он так любил с детства, с таким восторгом всегда думал о святителе Тихоне, что, когда пришло прославление этого великого народного учителя и печальника, радость еп. Феофана была невыразима. В 1866 году, согласно поданному прошению, епископ Феофан был уволен от управления Владимирской епархией и определен настоятелем в Вышенскую пустынь, но вскоре, по новому его прошению, уволен и от управлении пустынью, причем, за ним оставлена пенсия (1000 рублей) и помещение до кончины в занимаемом им флигеле, с правом служения, по его желанию... Епископу Феофану было трудно среди мира и тех требований, которым надо уступать, вследствие людской испорченности. Беззаветная сердечная доброта, голубиная кротость, доверчивость к людям и снисходительность, – все это в нем говорило, что не ему жить среди непримиримых раздоров суетной мирской жизни. Как начальнику, ему было тяжело, особенно при значительности епископской власти. – Его доверием могли злоупотреблять, он не мог никому делать нужных выговоров. Когда это было необходимо, он поручал это сделать своему ключарю. Он, кроме того, чувствовал, что он может сказать книгами много такого, что крайне нужно сказать и что почти никем не сказано. Его звала мысль отдать все силы духовному писательству. Это было внешнее побуждение. А лично для себя – он желал отдать все помыслы одному Богу, Которого он так беззаветно любил. – Конечно, удаляясь с кафедры, епископ Феофан больше всего думал о спасении своей души путем совершенного посвящения каждой мысли и дыхания Богу. Но над ним сбылось слово Христово. В затворе он искал Царствия Божия, а само приложилось ему великое его значение для мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010