Отсутствовали : И. д. ординарного, заслуженный профессор А. П. Шостьин , ординарные профессоры – С. И. Соболевский и Μ. Μ. Богословский и экстраординарный профессор С. И. Смирнов . В собрании сём преподаватель Волынской духовной семинарии, кандидат богословия, Феодор Владимирский защищал на коллоквиуме представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: „Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их от- —42— ношении к древней философии и патристической литературе“. Житомир, 1912 г. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор Академии по первой кафедре патрологии И.В. Попов и экстраординарный профессор по кафедре психологии П.П. Соколов. По окончании коллоквиума, Преосвященный Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту удовлетворительною, а магистранта – достойным утверждения в искомой им степени магистра богословия. Справка : 1) По § 172 устава духовных академий: „Степени магистра богословия удостаиваются кандидаты богословия, по напечатании признанного Советом достаточным для означенной степени сочинения и по надлежащей защите его в присутствии Совета и приглашённых Советом сторонних лиц на коллоквиуме, а числящиеся по второму разряду, сверх того, и по успешном выдержании указанных в § 171 испытаний“. – 2) Преподаватель Волынской духовной семинарии Феодор Владимирский окончил курс в Московской Духовной Академии в 1899-м году со степенью кандидата богословия второго разряда (по терминологии действующего академического устава), заняв в разрядном списке первое место после магистрантов.–3) Взамен не вполне удовлетворительного семестрового сочинения по церковному праву за III курс (отмеченного балом 3½ ) преподавателем Владимирским в 1910–1911 учебном году представлено было новое сочинение по тому же предмету на тему: „Об избрании и поставлении епископов в первые три века“, которое рассмотрено было сверхштатным заслуженным ординарным профессором Н.А. Заозерским и отмечено высшим баллом 5, после чего Совет Академии признал за г. Владимирским права кандидата богословия первого разряда. – 4) Вышеназванное сочинение г. Владимирского первоначально представлено было в Совет Академии на соискание степени магистра богословия в рукописи. Выслушав в собрании своём 1 сентября 1911 года отзывы о нём экстраординарных профессоров И.В. Попова и Π.П. Соколова, Совет Академии признал сочине-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1285 году митрополит Максим отправился из Киева в суздальскую область или северную, владимирскую, Русь, и так как здешний великий князь, которым продолжал быть Димитрий Александрович переяславский, находился тогда в Новгороде, то, заходя или не заходя во Владимир, прошёл в него. Из Новгорода он заходил в Псков. По поводу этого путешествия митрополита Максима Никоновская летопись дословно повторяет о нём то, что говорит о митрополите Кирилле, а именно, что он «по обычаю своему хожаше по всей земле рустей, учаше, наказуяше, управляше». И представляется весьма вероятным думать, что если не относительно всего, то, по крайней мере, относительно «хожаше» летопись говорит действительную правду, – что митрополит Максим, по причине неудобств постоянного пребывания в Киеве, более или менее часто оставлял его, чтобы, по примеру своего предшественника Кирилла, предпринимать путешествия по Руси, имевшие вид и значение верховно-пастырских её обозрений. Положительные сведения, которые мы имеем о путешествиях и местах пребывания митрополита Максима после 1285 года, состоят в том, что в продолжение 1288–1289 годов он находился в Киеве, – что в 1295 году он приезжал во Владимир, – что в 1300 году он навсегда переселился из Киева во Владимир, из которого в том же году ходил в Новгород, и наконец, – что когда-то во время своего пребывания на кафедре он посетил область галичско-волынскую 164 . Известий о церковно-правительственной деятельности митрополита Максима мы имеем ещё менее чем о деятельности его предшественника Кирилла, а именно – не имеем вовсе никаких. Сохранился до нас один письменный памятник его правительственной деятельности. Это – его грамота, содержащая в себе наставление или предписание (устав) относительно поста среды и пятка и увещание к вступлению в супружеское сожитие не иначе, как посредством законных церковных браковенчаний 165 . Выше мы сказали, что наша разность с Греками относительно соблюдения поста в среду и пяток обратила на себя внимание митрополита Кирилла, и что епископ сарайский Феогност задавал по этому поводу вопрос константинопольскому патриаршему собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

прот. Владимир Сорокин Указатель имён Абрамович Дмитрий Иванович ; (26 июня/по др. данным – 2 сентября/1873 – 4 марта 1955). Сын священника Волынской епархии. Окончил Волынскую ДС (1893) и С.-Петербургскую ДА (1897), к. б. 1897–1898 – профессорский стипендиат. В 1897–1898 слушал лекции на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. С 15 сентября 1898 – и. д. доцента С.-Петербургской ДА, с 14 февраля (утв.10 марта) 1903 магистр богословия («Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике». СПб. 1902) и доцент, с 5 сентября 1905 по 16 августа 1909 экстраординарный профессор по кафедре русского и церковнославянского языка С.-Петербургской ДА (уволен за неблагонадежность и политически вредные влияния в преподавании новой русской литературы); впоследствии преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, Высших педагогических курсах Общества экспериментальной психологии, в Археологическом институте, Петроградском университете, Богословском институте. С 10 декабря 1921 член-корреспондент Академии Наук. 20 июня 1927 арестован ОГПУ по обвинению в принадлежности к подпольной контрреволюционной монархической организации. Осужден сроком на 5 лет. Заключение отбывал на Соловках. В 1939–1941 преподавал в Смоленском педагогическом институте (1939–1941), в послевоенные годы до конца жизни читал историю русского литературного языка в Вильнюсском университете. Сотрудничал с Институтом языкознания АН СССР в подготовке «Словаря древнерусского языка XI–XVII вв.». См.: Михеева Г.В. Абрамович Д.И. //Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Том 1. СПб. 1995. С. 37–41; Алексеев А. И. Абрамович Д. И. //Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 48–49. 68, 226, 249, 255, 256, 263, 265. Аввакум (Кондратьев Аввакум Петрович); (20 ноября 1620 – 14 апреля 1682). Протопоп, один из основателей старообрядчества, писатель. 360, 367. Августин Аврелий , Августин Блаженный ; (13 ноября 354 – 28 августа 430). С 395 – епископ Иппонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как бы то ни было, но та же борьба, спустя два года, была причиною того, что святителю Анфилохию пришлось выдержать вместе с другими в городе Владимире тяжелую двухмесячную осаду, так как Мономах решился наказать вероломного Ярослава и для этого в 1117 году, явившись под стенами Владимира с тремя союзными князьями – Давидом Олеговичем, Володарем, и Васильком, целых шестьдесят дней осаждали город, пока Ярослав не смирился и не попросил прощения. 167 Когда же Мономах после этого заключил мир с Ярославом, «Ярославу, покоршуся и вдарившу челом пред стрыем своим Володимером», то Святителю Амфилохию нужно было принимать непосредственное участие в их примирении, так как в те времена все договоры между князьями, а тем более такие, как примирение враждующих, заключались не иначе, как с благословения и утверждения Святительского. В противном случае они не могли иметь ни какой силы. «И тако в мире», – а мы прибавим еще, – и за благословением Святителя Амфилохия, Владимир и Давид, Володар, Василько и Ярослав «разыдошася кождо во свояси». 168 Впрочем Ярослав жил в мире с своими родичами недолго. Вскоре он совсем прогнал от себя жену свою, и удалившись в 1118 году из Владимира в Венгрию, начал набирать там полчища, чтобы отнять Владимир у сына Мономахова Романа, которого Мономах послал на Волынь вместо Ярослава. К Венграм Ярослав присоединил еще Ляхов, и в 1121 году отправился в пределы Волынские против Романа. 169        . В таких обстоятельствах, само собою разумеется, Амфилохию оставаться во Владимире было невыгодно и опасно, теме более, что хотя Ярослав в 1121 году дошел только до Червеня, одного из ближайших ко Владимиру городов Галицких, но он готовил новую грозу, которая в 1123 году и разразилась появлением его у самого Владимира «с Угры и с Ляхы и с Чехы». 170 – Вследствие этого Святитель Амфилохий решился удалиться из неспокойного Владимира в Киев к Великому князю, под его защиту. Сюда же влекли его и излюбленные Киевские пещеры с своим неземным миром и удалением от всяких треволнений, столько лет обуревавших его на кафедре Владимиро-Волынской по причине междоусобий, центром которых Волынь тогда была по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

После двух тяжелых лет во Владимире, «где половина студентов с семинарией ничего общего не имели», Евлогий назначается ректором семинарии в Холме, небольшом пограничном городе между Малороссией и Польшей, на место Тихона, призванного к епископскому служению, а после назначения Тихона в Америку он ему же наследует на Холмской кафедре... Так с будущим патриархом у него устанавливается тесная, преемственная связь. В Холмской епархии молодой 35-летний епископ проявляет кипучую деятельность, защищая коренное православное население от гнета польских помещиков и от притязаний униатов. Популярность его такова, что после революции 1905 года Холмское избирательное собрание почти единодушно (38 голосами из 40) избирает его во Вторую, а затем и в Третью Думу. Народный пастырь превращается на целых пять лет в епископа-борца. На скамье Думы он заседает с правыми, защищает интересы не только православного населения Холмщины, но и всего крестьянства, произносит громкую речь об аграрном вопросе, сближается с семьей Столыпина. Но уже тогда епископ-думец (а в епископском сане их было всего двое депутатов) ощущает свою раздвоенность и сомневается в пользе для церковного деятеля и для Церкви вообще участвовать в политической борьбе: «Я чувствовал себя каким-то обмирщенным, секуляризированным, на каждом шагу борьба между пастырской совестью и партийной дисциплиной». И уже в Четвертую Думу, несмотря на увещевания Саблера возглавить блок духовенства, Евлогий отказывается баллотироваться... В 1914 году его назначают архиепископом Волынским (на место Антония, ставшего Харьковским), и, в этом качестве, ему поручается управление церквами в оккупированных областях. За поддержку русского населения и в связи с переходом части униатов в православие архиеп. Евлогий подвергается с разных сторон нареканиям (они будут подхвачены его врагами в эмиграции, но сотрудничавший с Евлогием в эти военные годы П.Б.Струве настойчиво и отчетливо заявлял, что это были все злые наветы и что свою пастырскую совесть Евлогий ничем не запятнал).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—5— профессора. Приказали: Ординарного профессора Московской духовной академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василия Соколова , выслужившего 26 октября 1899 года 25 лет в штатной должности преподавателя названной академии, удостоить, согласно ходатайству Вашего Преосвященства, звания заслуженного ординарного профессора сей академии; о чём и уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: Указ Святейшего Синода объявить профессору Василию Соколову и внести об удостоении его звания заслуженного ординарного профессора в формулярный о службе его список. IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 10 декабря 1899 года за 8546: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 27 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Дмитрий Введенский определён на должность преподавателя библейской и общей церковной истории и истории русской церкви в Вифанскую духовную семинарию». б) от 21 декабря 1899 года за 8885: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Евстратий Кириако определён на должность помощника инспектора в Смоленскую духовную семинарию». в) от 22 декабря 1899 года за 8967: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Евгений Шиянов определён на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Клеванского духовного училища». г) от 28 января 1900 года за 637: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 20 января 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Фёдор Владимирский определён на должность преподавателя Св. Писания в Волынскую духовную семинарию». —6— д) от 28 января 1900 года за 642: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 20 января 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Михаил Шелютто определённый 28 октября 1899 года на должность учителя Единского духовного училища, освобождён, согласно прошению, от данного ему назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соответственно высокому положению и материальной обеспеченности митрополита, двор его устроен был по образцу княжеского дома: тут были все чины и должности княжеского дворца: бояре, боярские дети, стольники, конюшии; у митрополита был свой полк с особым воеводой; этот полк в военное время выставлялся митрополитом под знамя московского князя. Помощниками митрополита в управлении его обширной митрополией были особые должностные лица, духовные и светские. Духовные состояли из наместников, протопопов и архимандритов. Наместники выбирались, по-преимуществу, из черного духовенства, иногда эту должность занимали лица, состоявшие в епископском сане; таковы при митр. Феогносте – св. Алексий Владимирский, при Алексии – Афанасий Волынский, при Пимене – Герасим Коломенский. Наместники заведовали всеми делами той области, куда они назначались. Протопопы и архимандриты были помощниками митрополитов и их наместников по различным судным и административным делам. Из светских чиновников митрополичьей власти были десятильники и волостители. Первые назначались для производства суда по гражданским делам над людьми церковного ведомства и денежных сборов с духовенства в церковные округи из нескольких приходов, называвшиеся десятинами. Должность же волостителей была чисто экономического характера. Они заведовали волостями и вотчинами, принадлежащими кафедре митрополита. Епархиальное управление Епархиальное управление было организовано по образцу управления митрополита собственной епархией. В истории епархиального управления этого времени совершилась существенная перемена в отношении удельных князей к местным архиереям. Выборное начало, так широко применявшееся в домонгольское время по отношению к духовенству, теперь потеряло свое применение к епископам. С усилением московского государя и ослаблением власти удельных князей, епископы стали чаще и чаще назначаться из Москвы, по усмотрению московского князя и митрополита, и со времени Василя Темного такой порядок вошел в постоянную практику. Это, в свою очередь, повело за собой ослабление влияния удельных князей и народа на своих епархиальных архиереев. Удельные князья в случае недовольства на своего епископа должны были искать на него суда у митрополита, и удаление епископов с кафедр вместо удельного самосуда, стало совершаться каноническим порядком. Случай же произвольного суда и расправы удельных князей и народа над своими владыками в настоящий период встречается очень редко, сравнительно с прежним временем. В летописи отмечено не более трех случаев: оскорбление епископу Тарасию со стороны ростовского князя Константина (1295), изгнание жителями Мурома епископа своего Василия, по подозрению в нечистой жизни (1295) и жителями Ростова, по той же причине, епископа Иакова (1388). Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Вырубова (Танеева) Анна Александровна (14.7.1884–20.07.1964) – фрейлина и ближайшая подруга императрицы Александры Феодоровны. После революции приняла монашеский постриг с именем Мария, скончалась в Гельсингфорсе (Финляндия). Автор мемуаров. – 276, 277 Вязигин Андрей Сергеевич (15.10.1867–05.1919) – писатель и политический деятель, профессор. Депутат III Гос. Думы от Харьковской губ., председатель фракции правых. Окончил Харьковский университет, где был профессором по кафедре всеобщей истории, с 1898 г. – магистр всеобщей истории, член «Союза русского народа». В Думе выступал против «посягательства Думы» на права монарха, был против принятия законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое, за укрепление религиозного образования, в 1902–1914 гг. – редактор журнала «Мирный труд». Научные работы по истории папства в XI в. и др. Выступал как сторонник сочетания сильной самодержавной власти с децентрализацией и развитием местного управления на сословном основании. См. библ. – 343, 344 Гальвас Генрих Генрихович (1853–?) – землевладелец. Депутат III Гос. Думы от Таврической губ., окт. Поселянин-колонист Перекопского уезда. Окончил четырехклассное русско-немецкое училище. Член перекопской уездной земской управы. Член церковного совета в Нейманском приходе. Редактор журнала «Мирный труд». – 322 Ганжулевич Евгений Яковлевич (1862–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Волынской губ., нац., прав. Окончил в 1883 г. Волынскую духовную семинарию. Служил священником с. Денеши Житомирского уезда. – 99, 319, 344, 352 Гарусевич Ян Семенович (1863–?) – поляк, потомственный дворянин, уездный врач. Депутат I, II, III и IV Гос. Дум от Ломжинской губ., народный демократ, польское коло. В 1888 г. окончил медицинский факультет Варшавского университета. Член многих благотворительных и сельскохозяйственных обществ. Сотрудник местных газет. – 206, 334, 351 Гашкевич Михаил Иванович (1865–?) – священник. Депутат II Гос. Думы от Могилевской губ., к.-д. После окончания в 1890 г. Могилевской духовной семинарии был учителем, затем 6 лет преподавал в Мстиславском духовном училище. В1890–1893 гг. служил в Кишиневе. В 1899 г. был рукоположен во иерея. – 319, 352

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

О епископе Иоасафе там же, в Ипатьевской лет. сказано, что он пытался самовольно занять митрополичий стол, а в итоге лишился кафедры Владимирской и был переведен на кафедру Холмскую: «...Асафъ Воугровьскъуи иже скочи на столъ митрофоличь и за то сврженъ бъусть стола своего и переведена бъусть пискоупыа во Холмъ». («...Иоасаф Угровский, который занял престол митрополичий и за это был свержен со своей кафедры и переведен был епископом в Холм».) Летопись это событие относит к [далее текст отсутствует]. 755 Упоминается в Ипатьевской лет. в 1288 г. (см. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 912). Галицко-Волынская лет. являющаяся третьей составной частью Ипатьевской, имеет сдвиг в датировке в четыре года – события 1205 г. точно датируются 1201 г. и т. д. (см. Лихачева Ο. П. Летопись Ипатьевская//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 239). Поэтому упоминание под 1305 г. следует исправить на 1301 г. 756 Упоминается в Актах о поставлении епископов Руси среди кандидатов на поставление (см. Бибиков Μ. В. BYZANTINOROSSIKA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 510) и в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 205). У Покровского (Ук. соч. С. 331) об еп. Афанасии читаем: «...прибег с Волыни...» на Москву и отправлен отсюда в Переславль-Залесский (как правящий, или лишь на жительство – не сказано). См. Переславль-Залесская. 757 По Н.Д. Иерархия... С. 400 – «... † 1370. Некоторые летописи кончину его относят к 1388 ... по другим же кафедра в 1370 г. была вакантна и на нее в 1378 г. был Св. Киприаном митрополитом Киевским хиротонисан епископ. ». Это сообщение восходит к самому митрополиту Киевскому: «...В Волынской земли колько лет стояла Володимерская епископия без владыки, запустошала: и аз владыку поставил и места исправил...» (из послания Св. Киприана игуменам – св. Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. 1378 г.) (Там же.). 759 Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет (ПСРЛ. Т. 8. С. 77). По Н.Д. «Девятисотлетие... С. 26, на кафедре с 1391 г. Вероятно, во время до хиротонии «нареченный».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, нужно сказать, что в период домонгольский недвижимые церковные имущества были вообще немногочисленны, и в летописях упоминаний о них встречается очень немного. Но Киевская кафедра приобретает поземельные владения уже и в этот период. Из летописей за этот период известны три митрополичьих города: Полонный, Синелиц и Милитина, из которых первые два, как видно, сделались собственностью Киевской кафедры еще при Владимире и Ярославе 156 . С самого начала рассматриваемого нами периода церковные поземельные владения начинают быстро возрастать, и в XIV–XV вв. недвижимые имущества приобретают не только монастыри и кафедральные храмы, а даже и приходские церкви. Многочисленными за этот период становятся, конечно, недвижимые имущества и кафедр митрополичьих – как северный, так и южной-Киевской. Что касается последней, то из актов видно, что в половине XV в. за Киево-Софийским собором числились многие земли и села, которые находились не только в Киевском, но и в Волынском, в Новгородолитовском и в других округах 157 . Имения Киевской кафедры за весь рассматриваемый период вследствие удаления самих митрополитов из Киева были поставлены вообще в неблагоприятные условия. Пользуясь отдаленностью митрополита, князья и бояры иногда захватывали митрополичьи именья и самовольно владели их доходами. Подобные случаи особенно часто, конечно, бывали в то время, когда происходили какие-либо смуты на митрополии. Так, известно, что при св. Алексее, когда шли споры за Киевскую кафедру, многие Софийские владения были захвачены светскими лицами. Преемнику св. Алексея по управлению Киевской кафедрой, м. Киприану, пришлось позаботиться о возвращении отнятых имений. Как видно, Киприан еще до удаления своего из Киева в Москву успел возвратить Киевской кафедре многие из ее прежних владений. В 1378 г. он писал препод. Сергию, между прочим, следующее: «места церковная, запустошена давными леты, оправил есмь приложити к митрополии всея Руси. Новый-городок Литовский давно отпал, и яз его оправил и десятину доспел к митрополии же и села... Такоже отприснаа села Софийская отпала к князьям и к бояром, – и яв тых доискываюся и оправдаю» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010