С 1684 г. состоял на службе в задрской конси­стории сначала как помощник референта и потом как действительный член. Произведенный в 1886 г. в архи­мандрита, Досифей Иович временно управлял далматин­ской епархией после смерти епископа Стефана Кнежевича ( 1890). Посвящение его в епископа совершено 8 (21) но­ября 1908г. в православной сербской церкви в Вене. А 29 сентября 1910 г. новый епископ лишил себя жизни 107 . При­чиной будто бы послужила растрата епархиальных сумм. Высочайшим указом от 10 октября 1911 г. боко-которским епископом назначен протосинкелл и профес­сор богословского училища в Рельеве (в Боснии) Вла­димир Боберич. Владимир Боберич родился 1873 г. в Араме (торонтальский комитат в Венгрии). Окончил в 1893 г. великую гимназию в Новом Саде, а в 1897 г. богословию в Сремских Карловцах. В 1898 г. получил место секретаря в сараевской консистории. От 1899 до 1904 г. был катихетом в сараевской гимназии, а с 1904 до 1909 г. в тузланской гимназии. В сентябре 1909 г. за­нял место профессора в богословском училище в Рельеве. Вступил в священнический чин в сентябре 1908 года, а в начале 1909 года произведен в протосинкелла. Весьма образованный человек, примерный свя­щенник, хороший проповедник, знаток канонического права, Владимир Боберич известен и литературными трудами, особенно в области катихетики. В боко-которской, дубровницкой и синчанской епар­хии 8 монастырей: 1) Баня, с храмом св. великомученика Георгия Победоносца. 2) Савина, с храмом Успения Бого­родицы. 3) Режевич, с храмом Успения Богоматери, 4) Прасквица, с храмом во иля святителя Николая Чудо­творца. 5) Подластва, с храмом во имя Рождества Бого­родицы, 6) Градиште, с храмом во имя святителя Нико­лая Чудотворца, 7) Дулево, с храмом во имя св. архи­диакона Стефана, 8) Подмайне, с храмом во имя преп. матери Параскевы (Петки). Монахов же в этих 8 монастырях очень немного (по шематизму 1904 г. – всего 17), – впрочем в некоторых из этих монастырей монахов и совсем не бывает). Протопресвитериатов (по шематизму 1904 г.) 4, приходов и капелланий 50, храмов 209, свя­щенников 33, домов 5,291, душ 29,863 (по шематизму 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Далматинско-истрийская епархия оставалась без епи­скопа до 3 февраля 1918 г., когда митрополитом буковинско-далматинским высокопреосвященным Владимиром де-Репта, при участии боко-которского епископа преосвящен­ного Владимира Боберича, посвящен был в православной греческой церкви Св. Троицы в Вене на ту кафедру Ди­митрий Бранкович, бывший профессор карловецкой „бого­словии», затем архимандрит-настоятель кувеждинского и беочинского монастырей. Естественное желание многих сы­нов далматинско-истрийской епархии иметь у себя еписко­пом природного далматинца не могло осуществиться, потому что тот, кого они хотели видеть у себя епископом, профессор задрской „богословии», протосинкелл Серафим Калик не согласился променять свою профессорскую ка­федру на епископскую. Тогда и они принуждены были при­стать к тем, которые искали епископа на стороне и обратились с просьбой о кандидате к сербскому патриарху Лукиану Богдановичу. Патриарх рекомендовал крушедольского архимандрита Анатолия и беочинского архимадрита Димитрия. Избранный в епископа архимандрит Димитрий не совсем чужой для Далмации, так как учился в задрской „богословии», и кроме своих профессоров имеет там не мало школьных товарищей, друзей и знакомых, занимающих ныне видное положение в тамошней церкви и в народе сербском. 24 февраля 1913 г. с обычною торжественностью состоялась в Задре инсталляция новопо­священного епископа на далматинско-истрийскую кафедру 98 . В далматинско-истрийской епархии 3 монастыря: 1) Кру­па с храмом Успения Богоматери (храм, по преданию, построен королем Стефаном Душаном в 1345 году). 2) Дроговичский с храмом во имя Рождества Богородицы; время основания неизвестно. 3) Керка с храмом во имя Архистратига Михаила; основание его относят к первой половине XV в. Возобновлен и украшен епископом Сте­фаном Кнежевичем, который и погребен здесь. Протопресвитериатов (по шематизму 1905 г.) 5, приходов 55, капелланий 3, храмов 83, священников 47 мирских и 26 монашествующих, домов 11,279, душ 80,842 (в 1908 г. домов 11,569, душ 83,184, – в 1903 г. домов было 11,072, душ 78,416). Кроме того, к далматинско-истрийской епархии причислены сербско-православные приходы в Вене и в Перое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАННИКИЙ (ЛИПОВАЦ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученник Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Липовац) (серб. ( 1890 - 1945 ), митрополит Черногорский и Приморский ( Сербская Православная Церковь ), священномученик Память 4 июня В миру Йован (Иоанн) Липовац, родился 16 февраля 1890 года в Столиве , Черногория . Закончил гимназию в Которе , православную богословскую школу в Задаре и философский факультет Белградского университета. 8 ноября 1912 года был рукоположен в сан диакона епископом Бококторским Владимиром (Боберичем) , а 10 ноября рукоположен в сан священника в храме свт. Николая Чудотворца в Которе . Служил в Ластве , Которе , с февраля 1916 года - резервный военный священник. В конце ноября 1918 года назначен управляющим приходом (парохией) в Петроваце , позднее стал настоятелем. С 30 октября 1922 г. - преподаватель женской гимназии и учительской школы в Цетине , одновременно работал в Цетинской семинарии (богословии). В 1925 г. преподавал в Первой мужской гимназии Белграда . 29 августа 1925 г. возведен в сан протоиерея . Овдовел. 8 декабря 1939 года Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви избран викарием Патриарха Сербского для Черногории с титулом епископа Будимльского . 1 февраля 1940 года пострижен в монашество митрополитом Скопским Иосифом (Цвиевичем) , с наречением имени Иоанникий. 10 февраля состоялось наречение в кафедральном соборе Белграда, а 11 февраля 1940 года - хиротония, которую возглавил патриарх Сербский Гавриил в сослужении митрополита Скопского Иосифа и епископа Зворницко-Тузланского Нектария. 10 декабря 1940 года решением Архиерейского Собора был избран митрополитом Черногорско-Приморским с кафедрой в Цетине , взошел на кафедру 23 февраля 1941 года. В годы войны С началом войны в апреле 1941 года и оккупации Черногории архипастырь оказался в весьма сложном положении.

http://drevo-info.ru/articles/27228.html

После перехода (в начале 1908 г.) Евгения Летицы на сараевскую митрополию, стала вакантной кафедра банялуцко-бихачской митрополии. По этому поводу банялуцко-бихачская сербская православная община в марте 1908 года вынесла следующую резолюцию. „Остаемся при своем прежде принятом решении, что мы имеем право избирать митрополита, а чтобы он не был назначаем. Решительно про­тестуем против назначения иностранцев. Решительно отказываемся от правительственных кандидатов, так как они не обеспечивают мир в недрах нашей цер­кви». Такая резолюция конечно весьма не понравилась окку­пационным властям 155 . В заседании великого духовного суда в Сараеве в октябре 1907 г. предложены следующие кандидаты на банялуцко-бихачскую митрополию: Василий Попович, архимандрит, член епархиального духовного суда в Сараеве, Фео­дор Говедарица, архимандрит, член епархиального ду­ховного суда в Мостаре, Симеон Попович, иеромонах, законоучитель сараевской гимназии. Назывались еще канди­даты: Иларион Радонич, протосинколл, ректор рельевской семинарии и Владимир Боберич, синкелл, профессор 156 . Это – кандидаты правительственные. Православной же цер­ковной общине банялуцкой хотелось видеть в числе кандидатов природных своих сынов, заслуженных и популярных местных уроженцев, действовавших за одно с народом, борцов за народные права: архимандритов Евстафия Гатчиновича, Христофора Михайловича и Михаила Иовичича. Эти лица – говорили члены общины – по­няли бы народные потребности и сумели бы их удовлетворить, к ним народ имел бы полное доверие 157 . Однако желаниям народа не суждено было исполниться. Высочай­шим указом от 29 августа 1808 г. на кафедру баняуцко-бихачской епархии назначен первый из правительственных кандидатов, архимандрит Василий Попович. Новоназначенный митрополит Василий родился в 1860 году в Маевице, в Боснии. Основную школу прошел на ро­дине, а семинарию окончил в Белграде в 1883 году. Рукоположен в диакона и пресвитера 24 и 26 августа 1884 года. Произведен в протопресвитера в 1888 г. и назначен членом сараевской консистории в 1893 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

На следующий день изувеченное тело о. Георгия было похоронено на кладбище в Брезике. Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский (Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских мучеников) Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (в миру - Йован) родился 16 февраля 1890г. в селе Столив на берегу Которского залива, в семье Шпира Липоваца и Марии Дамианович. Закончил школу в Прчани, гимназию в Которе, православный богословский институт в Задаре и философский факультет в Белграде. Рукоположен в диакона 8-го, а в священника - 10 ноября 1912г. епископом Бококоторским и Дубровническим Владимиром (Боберичем). В 1912-1918гг. был военным капелланом в Которе. В то время территория Которской бухты (Боки) находилась под властью Австро-Венгрии и в войсках империи Габсбургов, особенно во флоте, было много православных славян. Во время первой мировой войны на австрийских военных кораблях появлялись просербские и антиавстрийские надписи, которые австрийские офицеры боялись стереть в течение нескольких дней. В 1918г. в Которе вспыхнуло восстание австрийских моряков славянского происхождения, которое было жестоко подавленно. В 1918-1919гг. о. Йован Липовац - настоятель прихода в Ластве. В 1919-1925гг. - преподаватель Цетиньской гимназии, женской учительской школы и Цетиньской семинарии. В 1925-1940гг. - профессор 1-й мужской гимназии в Белграде. Как вдовый священник избран викарным епископом Будимльским в конце 1939г. Пострижен в монахи митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) 1 февраля 1940г. в монастыре Раковица под Белградом и произведён в чин игумена. Вскоре, 11 февраля 1940г., рукоположен в епископы в Белградском соборе патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем), митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) и епископом Зворничско-Тузланским Нектарием. Решением Архиерейского собора 11 декабря 1940г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Поставление нового черногорского владыки совершил Скопльский митрополит Иосиф (Цвийович) 23 февраля 1941г. в Цетинье.

http://pravoslavie.ru/39485.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Боберич Владислав; 3.11.1873, дер. Српска-Клария (совр. Радоево, Воеводина, Сербия) - 17.02.1918, Будапешт) еп. Бока-Которский. Род. в семье свящ. Младена и Анеты, племянницы Патриарха Сербского Самуила (Маширевича) . Начальное образование получил во Враневе (совр. г. Нови-Бечей), затем окончил гимназию в г. Нови-Сад. В 1897 г. окончил семинарию в г. Сремски-Карловци. По приглашению митр. Дабро-Босанского Николая (Мандича) переехал в Сараево, где преподавал в гимназии Закон Божий. Принял монашество в мон-ре Озрен, был рукоположен во пресвитера. Преподавал в Релевской семинарии. 10 окт. 1911 г., будучи и. о. ректора семинарии, был назначен епископом Бока-Которским. Был знатоком канонического права, публиковался в разных изданиях («Српски Сион», «Источник»), составил Катехизис для младших классов гимназии. Написал неск. церковно-музыкальных сочинений. Был автором поэтических и прозаических произведений, к-рые публиковал с 1890 г. под псевдонимами Младенов и Владислав. Похоронен во Враневе. Лит.: Leksikona pisaca Jugoslavije. Novi Sad, 1972. Knj. 1. S. 259; Ucmopuja. 2. С. 554-555; Српски jepapcu. С. 90-91. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159044.html

И по прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь. Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение; Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то он будет три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, Владимир велел делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену и уносили присыпаемую русскими землю к себе в город; русские сыпали еще больше, и Владимир все стоял. Тогда один корсунянин именем Анастас пустил в русский стан ко Владимиру стрелу, на которой было написано: " За тобою, с восточной стороны, лежат колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее " . Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: " Если это сбудется, я крещусь " . Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощию нового божества. Владимир тотчас велел копать против труб, вода была перенята; херсонцы изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: " Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем " . Испуганные и огорченные таким требованием, императоры велели отвечать Владимиру: " Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя " . Владимир отвечал на это царским посланным: " Скажите царям, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи " . Цари обрадовались этим словам, умолили сестру свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: " Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру " . Но Владимир велел отвечать: " Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И призвали их цесари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их. И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы – на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещения, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на другом берегу лимана, на расстоянии полета стрелы от города, и крепко сопротивлялись горожане. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушали его. Владимир же, изготовив войско свое, приказал насыпать землю горой у городских стен. И когда насыпали они, корсунцы, подкопав стену городскую, крали насыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж именем Анастас, корсунянин, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Владимир следовал делу святых мужей и жизни их, и восхитился жизнью Авраама 1143 и подражал гостеприимству его, возлюбил Иаковлеву 1144 истину, Моисееву 1145 кротость, Давидово беззлобие, более же всего Константину, царю великому, первому царю христианскому подражая в правоверии, милостыню творя князь Владимир. Если немощные и старые не могли дойти до княжеского двора и взять необходимое, то блаженный князь Владимир к ним домой посылал и все, что нужно, давал. Не могу описать многие его милости – милосердие проявлял не только в дому своем, но и по всему городу, не только в Киеве одном, но и по всей земле Русской. И в городах, и в селах, везде оказывал милосердие, нагих одевая, голодных кормя, жаждущих поя, странствующим покой давая, церковников чтя и любя, и милуя, подавал им нужное, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и страждущих, всех миловал, и одевал, и кормил, и поил. Когда князь добрые дела совершал, то Божия благодать освящала сердце его и рука Господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них наложил, вятичей победил и дань на них наложил на обоих, ятвягов взял и серебряных болгар победил. И хазар, пойдя на них, победил и дань на них наложил. 1146 Замыслив поход на греческий город Корсунь, 1147 так молился князь Владимир: «Господи Боже, Владыка всех, одно у Тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привел людей-христиан и попов на свою землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых. 1148 И в те дни было два царя в Царьграде, Константин и Василий. 1149 И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жены, чтобы укрепиться еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему. И так добродетельно прожил благоверный князь Владимир и окончил жизнь свою в правоверной вере о Христе Иисусе, Господе нашем, как и благоверная Ольга. Она прежде него, пойдя в Царьград, приняла святое крещение, и, много сделав добра в этой жизни пред Богом, кончила жизнь свою в истинной вере и почила с миром, в руки Божии душу предав. И когда была война с печенегами, 1150 еще был жив князь Владимир, но болен, и от этой болезни предал душу свою в руки Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», — и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».    И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010