Но ангел вещает им: не бойтесь, я возвещаю вам радость великую, радость всем людям. Ныне, в эту минуту, родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть обетованный, чаемый вами Мессия, Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с ангелом множество воинств небесных, которые возгласили ангельское славословие Богу: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Когда ангелы взошли на небо, пастухи говорят друг другу: пойдем в Вифлеем, и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешно взбираются на взгорье, на котором раскинут Вифлеем. Там находят тесноту скота и людей, собравшихся во множестве по случаю народной переписи; а в глубине отныне на веки славной пещеры, в скотском помещении, за недостатком места в человеческом обиталище, видят Марию, юную матерь, Иосифа обручника и Младенца, Господа неба и земли, повитого пеленами и положенного в скотские ясли, за недостатком колыбели. Здесь, у самого места, в самый момент рождества Христова, действительно мир, самая мирная, самая идиллическая картина. Но чуть-чуть дальше полный контраст, совершенная противоположность. Там далее смертоносная мнительность, там бешеная ярость, там неутолимая кровожадность, там неукротимая беспощадность, разбуженная именно рождеством же Христовым. Там неподалеку в Иерусалиме мятется Ирод царь в ярости, мятутся первосвященники и книжники людские в ужасе; в Иерусалим прибыли невиданные странные люди, волхвы с востока, которые, указывая на новопоявившуюся звезду, толкуют, что родился великий, давно жданный с востока Царь, что мы де узрели новозагоревшуюся звезду Его на востоке, что Он родился здесь где-то у вас, около вас, и мы пришли поклониться Ему. Книжники, недолго роясь в древних пророчествах, указывают царю Ироду прямо на известное пророчество, что Мессия Христос должен родиться в Вифлееме. А, в Вифлееме народился новый царь Иудейский, злобно-коварно раздумывает Ирод, и повелевает избить в Вифлееме и в пределах его всех младенцев до двух-летнего возраста, восполняя неисчислимое количество жертв своей кровожадности избиением целых четырнадцати тысяч вифлеемских детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

– Как младенец Иисус, когда родился, то был положен в ясли, в один голос отвечали дети. – Да, так, слушайте же еще. Когда родился Спаситель, то никто не знал об Его рождении. И вот кто первые узнали об этом. В ночь рождения вифлеемские пастухи были на поле с своими стадами. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам радость, которая будет всем людям: в эту ночь родился вам Спаситель. Если желаете, можете увидать Его в Вифлееме; Он в пеленах лежит теперь в знакомой вам пещере в яслях». В то время, как ангел говорил пастухам о рождении Спасителя, явилось на небе великое множество ангелов, которые пели: «Слава в вышних (т. е. на небе) Богу, и на земле мир, к человекам благоволение, (т. е. расположение, любовь)»! Слова эти значили следующее: «Слава Богу небесному: Он примиряется с прогневавшими Его грешными людьми и опять начнет любить их, как детей». Когда ангелы пропели эти слова, то и видение кончилось. После сего пастухи сказали друг другу: «пойдемте в Вифлеем и посмотрим, что там случилось». Пошли. Вошли в пещеру и нашли там Марию, Иосифа и Младенца Иисуса. лежащего в яслях. Поклонились Ему, рассказали Иосифу и Марии все, что они слышали от ангела. Спустя несколько времени, также на поклонение Спасителю, пришли с востока, полагают, из Персии, так называемые волхвы, т. е. мудрецы, или ученые люди. Они узнали о рождении Его по явлению на небе некоторой особенной звезды. Волхвы сперва пришли в столицу (т. е. главный город) Иудейского царства, Иерусалим, и спрашивали: «Где здесь родился царь Иудейский? Мы видели звезду его на небе, и пришли поклониться Ему». Царствовавший в это время в Иудее Ирод, призвал к себе еврейских книжников, т. е. ученых, и священников и спрашивал: «где следует родиться Христу?» Те отвечали: «В Вифлееме, потому что так предсказано Самим Богом чрез Пророка». Тогда Ирод сказал об этом волхвам. Волхвы пошли в Вифлеем и пред ними опять шла звезда. Звезда остановилась над тем домом, где был младенец Иисус. Тогда волхвы вошли в дом, нашли тут Младенца с Матерью Его, поклонились и поднесли дары: произведения своей земли, золото, ливан (ладан) и смирну (душистую мазь). Этим, мои крошки, и заканчивается рассказ о рождестве Христовом. Теперь повторите, что вы узнали об нем. А прежде рассмотрите вот эту картину Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

«При таких событиях, – говорит он далее, – жестокость остаётся на стороне тирана, невинность на стороне страждущих, но тайна всегда на стороне Божией. Никто собственно не страдает несправедливо; Бог за всё, что переносит человек, воздаёт праведно, или прощая его грехи, или готовя на небе великую награду». Мы справедливо можем видеть в страданиях вифлеемских младенцев предзнаменование последующих страданий Церкви Христовой. Вифлеемские младенцы, убитые Иродом вместо Христа, были первыми мучениками Церкви Христовой, которая и ублажает их память в связи с празднованием Рождества Христова. Повествование об избиении вифлеемских младенцев евангелист заключает указанием на исполнение пророческих слов в этом событии: Мф.2:17–18 . Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть. Слова эти взяты из Иер.31:15 и в контексте речи относятся не к подданным царства Иудейского, как обыкновенно принято думать 679 , но к главному колену царства Израильского – Ефремову, которое в то время находилось уже в плену ассирийском, и сказаны с целью доставить утешение этому колену 680 . «Так говорит Господь: голос слышан в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» ( Иер.31:15–17 ). Евангелист не упоминает об утешении, а приводит пророческое изображение великого неутешного плача израильских матерей об отведённых в плен детях своих. Плач этот был слышан не только в Раме, но и много далее. Он пробудил даже праматерь Рахиль от гробового покоя, которая также неутешно плакала о пленных чадах своих, как об умерших. Евангелист приводит это пророческое изображение плача израильтянок и праматери Рахили как прообраз ещё более неутешной скорби вифлеемских матерей о детях своих, умерщвлённых Иродом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог? Опубликовано: 08 января 2024 Рождественское послание Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Хрис­тос Господь. ( Лк. 2, 10-11) От всей души приветствую вас, возлюбленная и богодарованная паства моя, с великим и святым праздником Рождества Христа Бога Спасителя нашего. Окончились уже продолжительные дни рождест­венского поста. Ныне слышим мы торжественные напевы священных песнопений. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Ныне звучит умилительная церковная песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Как хотелось, возлюблен­ные, чтобы в сии святые дни и наша душа исполнилась чувствами ра­дости и мира, которые видим у светоносных Ангелов, славословивших рожденного Богомладенца, у вифлеемских пастухов, пришедших по­клониться Спасителю, у персидских волхвов, принесших Владыке ми­ра злато, ладан и смирну. Приидите же все, любящие Христа Спасителя, оставим свои жи­тейские думы, настроения и заботы, окружим ясли, «в нихже возлеже невместимый Христос Бог», и поразмыслим: чему поучает нас Богомладенец? Почему в убогом вертепе, а не в богатых палатах, даже не в удобном человеческом жилище рождается Владыка неба и земли? Пречистая Дева Мария со старцем Иосифом, хранителем Ее дев­ства, прибыла из Назарета в Вифлеем на перепись. Было много народа по случаю переписи, и все дома оказались занятыми. В Вифлееме насту­пило для Девы Марии, как повествует святой евангелист Лука, время родить. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в яс­ли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7). Так просто и кратко говорит о сем святой евангелист. Но здесь глубокий смысл для нас.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/889-...

Слово в день Рождества Христова Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже Невместимый Христос Бог , Егоже, воспевающе, величаем (Ирмос Рождества Христова, песнь 9). В нынешний великий день воспоминает Святая Церковь глубоко таинственное и непостижимо великое событие, пред которым все другие события в истории мира совершенно ничтожны – Рождество Предвечного Сына Божьего в человеческой плоти от Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии, ради спасения погибающего во грехах рода человеческого. Вертеп, в котором произошло это глубокое таинство, стал поистине небом, ибо в нем явился Бог . Малые ясли, из которых кормились животные, вместили Невместимого всей вселенной Бога. У пророка Исаии, у Псалмопевца Давида, в книгах Царств читаем, что Бог восседает на херувимах, как на Своем престоле, а ныне видим Предвечного Сына Божия почивающим на ложе и на руках Своей Пречистой Приснодевственной земной Матери, Которая теперь поистине именуется Престолом Херувимским. Падем же ниц пред Вифлеемским вертепом, в котором благоволил явиться миру в самой убогой обстановке Царь Небесный в образе Богочеловека. Нам непостижимо такое безмерное смирение и презрение ко всякой мирской славе ныне родившегося Господа Иисуса. Но вспомним слова Божии, возвещенные чрез пророка Исаию: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис.55:8–9 ). И не по-нашему, а по-Своему отметил Господь и Бог наш Иисус Христос величие Своего Рождества в вертепе Вифлеемском. Чудесно, как доступно только Богу, возвестил Он о Своем земном рождении ближним и дальним, простым и неученым, мудрым и ученым. Простые были близки к Нему, из их среды позже Он избрал Своих Апостолов. Они принадлежали к избранному Им народу, они веровали в Истинного Бога, понимали язык Священного Писания . И к ним послал Он в глубокий ночной час Своего Ангела, который сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10–12 ). И внезапно разверзлось небо пред глазами пастухов, и явился пред ними целый сонм ангелов, подтвердивших только что возвещенное им удивительным небесным пением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение!» ( Лк.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Усекновение главы Иоанна Предтечи Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом в темницу. Этот царь галилейский, Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14-ть тысяч вифлеемских младенцев. Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его. Прошло после этого около года. Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады (падчерица Ирода), Саломия и стала плясать; и угодила Ироду и пирующим с ним. Ирод сказал ей: «проси у меня чего хочешь», и клялся, что отдаст ей даже до половины царства. Она вышла и спросила у матери своей: «чего мне просить у него?» Иродиада отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Саломия с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде. Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.14:1–12 ); от Марка ( Мк.6:14–29 ); от Луки ( Лк.9:7–9 ). День мученической смерти св. Иоанна Предтечи воспоминается св. Православною Церковью 29 августа (11 сент. н. ст.) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи . В этот день положен строгий пост. Св. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Этими словами (см. эпиграф) Церковь Христова славит МладенцаГоспода, родившегося в Вифлееме от Пресвятой Девы Марии, и мы с трепетом и ликованием поклоняемся Ему, повитому пеленами в яслях в убогом вертепе, ибо Он есть Тот, Кому подобает славословие: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний» (Пс. 65, 4). Сегодня мы празднуем Рождество нашего Искупителя, пришествие в мир Спасителя Христа. Младенец в яслях - воистину Сын Божий! В этом событии нам открывается, что Бог не есть вечное одиночество. Он есть Пресвятая Троица - Отец, Сын и Святой Дух. Он исполнен любви в Себе, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8. 16), которая расточается вовне и возвращается обратно. В лице Сына Божия, Иисуса Христа, Бога истинного от Бога истинного, Бог соделался человеком. Господь столь велик, что ради нашего спасения согласился стать малым. Бог столь всемогущ, что может стать слабым и прийти к нам как беззащитное дитя, - и в образе Младенца Его невозможно не полюбить. Бог столь благ и прекрасен, что расстается с Божественным великолепием и спускается в вертеп, в нашу жизнь, в наш быт. Теперь мы можем Его здесь встретить и обрести, чтобы Его любовь, доброта и слава продолжали действовать через нас в этом мире. Он стал как мы, чтобы мы могли стать как Он, стать подобными Ему - новорожденными сынами и дочерьми, чадами Божиими. Рождественские дни пронизаны светом - тем светом, который изливается во тьму мира сего, во мрак невежества, ненависти и лжи. Да сбудется реченное задолго до пришествия Христова через пророка Исаию: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2). Там, где являет себя слава Божия, там изливается свет, а с ним - любовь, тепло и правда. Этого света всегда жаждал и жаждет мир. И это значит, что лишь тогда мы подлинно празднуем Рождество Христово, когда Вифлеемский свет не гаснет в наших сердцах. Там, где сияет этот свет, где утверждается вера в Его явление, там жива любовь, внимание друг ко другу и милость прощения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

Пророческое служение Иоанна Крестителя По тому, как общество реагирует на пророческий голос, можно судить о его моральном состоянии. И серьезно больно то общество, в котором пророку зажимают рот, заточают его в тюрьму, гонят или пытаются уничтожить. 7 июля, 2009 По тому, как общество реагирует на пророческий голос, можно судить о его моральном состоянии. И серьезно больно то общество, в котором пророку зажимают рот, заточают его в тюрьму, гонят или пытаются уничтожить. После второго посещения Иерусалима Господь возвращается в Галилею. Как уже говорилось, то был очень насыщенный событиями период земной жизни Спасителя: избрание апостолов и направление их на проповедь, наиболее дивные чудеса, поразительно емкие и богатые по содержанию притчи, обращенные к простому народу, неслыханные доселе откровения о Царстве Божием… Однако в это же время совершается одно мрачное событие, о котором повествует Евангелие. Казалось бы, напрямую не связанное с жизнью Спасителя, оно имеет определенное отношение и к Нему, и к Его апостолам. Ирод Антипа, правитель Галилеи, сын того самого Ирода, который повелел избить вифлеемских младенцев во дни Рождества Христа Спасителя, умерщвляет Иоанна Крестителя. Ирод идет на эту крайнюю жестокость потому, что Иоанн Креститель неустанно обличал галилейского правителя в беззаконном сожительстве с женой его родного брата Филиппа, который также был правителем нескольких областей, примыкавших к Галилее. За это свидетельство о правде, столь неприятной для Ирода, Иоанн Креститель был отправлен в темницу. Вот как повествует об этом евангелист Марк: «Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им… Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

http://pravmir.ru/prorocheskoe-sluzhenie...

Почему волхвам-язычникам было открыто о рождении Христа? Какие ветхозаветные пророчества исполнились при рождении Спасителя? Мог ли Христос спасти Вифлеемских младенцев? Что значит бегство в Египет и возвращение оттуда? Мы продолжаем наши беседы о Евангелии от Матфея, и сегодня мы будем разбирать 2-ю главу, стихи 1–23. Читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 1–2). Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы ? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими». Появление волхвов в святом Иерусалиме, используя реалии современной нам жизни, можно представить так: это как в Москву пришли бы брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом 1 и волхвами 2 , язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь и приближаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его (то есть Христа. – прот. О.С. ), но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24: 17). К пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама «Хотя этот дар имел божественное распоряжение, чтобы рождение Спасителя стало известным народам, но к пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама, ибо они знали о древнем пророчестве в известном слове: “Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля и будет править народами” Итак, три мужа, божественным образом побужденные сиянием необыкновенной звезды, следуют за идущим впереди блистательным светом, полагая найти в Иерусалиме, в царском городе, ребенка, о котором было указано. Но, когда их надежды не оправдались, они узнали от иудейских писцов и ученых, что сообщило Писание о святом рождении Христа. Так что, укрепленные двумя свидетельствами, они с горячей верой устремились к Тому, на Кого указывала яркая звезда и авторитет пророков» 3 .

http://pravoslavie.ru/93278.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010