По какой причине Иосиф и Мария путешествовали из Назарета, где жили, в Вифлеем? Перед рождением Спасителя вышло от царя повеление сделать народную перепись. Для этого каждому еврею должно было идти в тот город, из которого он происходил. Иосиф и Мария происходили из города Вифлеема. Жили же они в другом городе, Назарете. Поэтому из Назарета отправились они Вифлеем. Почему Иосиф и Мария остановились ночевать не в самом городе, а близ него, в пещере? Здесь, по своей бедности и потому, что в гостинице было много народу, остановились они ночевать близ города в вертепе, т. е. в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Где пресвятая Богородица родила Спасителя и куда положила его по рождении? Марии настало время родить. Она (25 декабря) родила сына, спеленала и положила в ясли, т. е. место, куда кладут сено для скота. Кто первые и каким образом узнали о рождении Спасителя? Никто не знал о рождении Спасителя. В ночь рождения Его пастухи Вифлеемские были на поле со своими стадами. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «не бойтесь; я возвещаю вам радость, которая будет для всех людей: вам рожден Спаситель. Вы можете увидеть Его в Вифлееме; Он спеленатым лежит теперь в пещере, в яслях». Что пели явившиеся на небе ангелы, при возвещении пастухам о рождении Спасителя? В это время на небе явилось великое множество ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение» (т. е. любовь!) И с этим видение кончилось. Что сделали пастухи, после того как ангелы возвестили им о рождении Спасителя? Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что случилось». Что сделали пастухи, нашед в пещере младенца Иисуса, Марию и Иосифа? Пошли. Вошли в пещеру, и нашли там Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии все, что они слышали от ангела. Кто еще с востока приходил на поклонение родившемуся Спасителю? Вскоре после рождения, также на поклонение Спасителю пришли так называемые волхвы, т.е. мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

И далее мы читаем: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16). Петр Хризолог так истолковал эти слова: «А что же Христос? Зная наперед будущее, ведая тайное, Судия намерений, Надзиратель помышлений, почему Он оставил тех, которых, как Он знал, станут разыскивать из-за Него, и ведал, что из-за Него убьют? Новорожденный Царь и Царь Небесный, почему Он пренебрег Своими воинами ради собственной безопасности? Почему Он пренебрег войском Своих ровесников? Почему Он оставил стражей, вынутых из своих колыбелей, так что враг, намеревавшийся разыскать только царя, выступил против всего войска? Братья, Христос не презрел, но превознес Своих воинов, которым дал [возможность] торжествовать прежде, чем жить, которым позволил одержать победу без сражения, которых Он одарил венцами прежде, чем членами [тела], и которые по Его воле путем страданий прошли мимо пороков, обрели Небесное прежде земного и сочетались с Божественным еще прежде земного. Следовательно, Христос выслал вперед Своих воинов, а не бросил; Он принял Свое войско, а не оставил» 12 . Здесь мы видим, как судьба Вифлеемских младенцев образно перекликается с судьбою Страждущего Христа-Мессии. И далее мы читаем: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 17–18). Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную Церковь) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии).

http://pravoslavie.ru/93278.html

По преданию, Вифлеемские младенцы, избиенные царем Иродом, были погребены в пещере вблизи места Рождества Христова – как первые мученики, принявшие смерть за Него. Тропарь мученикам 14000 младенцам, глас 1 Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/и вся наша болезни исцели,//Человеколюбче, молимся. Кондак, глас 4 Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/и Ирод неправедное воинство посла люто,//убити мня во яслех яко Младенца лежаща. Ин Кондак, глас 6 В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/звездою свыше наставляеми,/но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/и рыдает себе,/яко держава его вскоре разорится. Стихира, глас 8 Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем,/Иудейская держава упразднися./ Да играют младенцы, за Христа закалаеми,/Иудея да рыдает:/глас бо слышан бысть в Раме,/Рахиль, плачущи, рыдает,/якоже пишет, по чадех своих:/младенцы бо избив, Ирод пребеззаконный/исполняше Писание,/Иудею насыщая неповинныя крове;/ и земля убо червленяшеся кровьми младенцев,/от язык же Церковь таинственне очищается/и в красоту одеяется./ Прииде истина,/Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся,/во еже спасти нас. Светилен младенцев Злачную ниву младенец, богоборствуя Ирод,/послав, незрелую пожа, окаянный,/и, рождшагося Господа не возмог убити,/всякаго срама исполняется. Поле пастухов Евангелие от Луки 2, 8–20 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В этой пещере Пресвятая Дева Мария родила Сына, Который есть Предвечный Бог , спеленала Его и положила в ясли. § 6. Поклонение вифлеемских пастырей родившемуся Господу. (Лук. 2, 7–20). Была ночь, когда Господь благоволил родиться. Не вдалеке от пещеры вифлеемской пастухи держали в поле ночную стражу у своего стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет, и предстал им Ангел Господень. Пастухи испугались. «Не бойтесь», сказал им Ангел: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». В эту минуту вдруг, вместе с Ангелом благовестником, явилось множество небесных воинств, который радовались счастью людей и прославляли Бога, восклицая: „слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках Когда ангельские воинства скрылись и голоса их смолкли, то пастухи нашли знакомую пещеру, увидели Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. Потом они рассказали Иосифу и Марий о бывшем им видении. Все слышавшие дивились речам их, а Мария слагала все сии слова в сердце своем, т. е. запомнила их до малейшей подробности, но не хвалилась и не гордилась Своим величием, а только славила и благодарила Господа в глубине души Своей. § 7. Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу. (Мф. 2, 1–12) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходить звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава н сокрушает всех сынов Сифовых (пророчество Валаама. Числ. 24, 17 ). Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии н Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить Ему ( Псал. 71, 10, 11 ). В Иудейской стране еще не многие знали о рождении Господа Спасителя, а между тем с востока уже шли волхвы поклониться Ему. Это были ученые люди, занимавшиеся в особенности наблюдением звезд. Уже около двух лет они наблюдали необыкновенную звезду на небе, и так как везде в это время ожидали явления великого царя и именно из Иудей, то они подумали не родился ли этот великий царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

В эту радостную спасительную ночь ликовали небеса и земная природа, но люди спали – спал глубоким сном и Израиль. Он спал не только телесным сном, но и сном гораздо более глубоким и ужасным – сном духовным. Руководители еврейского народа, которые первыми должны были с радостью встретить своего Мессию, не могли и подумать, что Христос придет в таком смирении и уничижении. Их недуховные взоры обращались к роскошным дворцам, ибо оттуда они ожидали пришествия своего мессии – земного царя. Вот почему не им, а простым вифлеемским пастухам, людям с простым, добрым сердцем, Господь открыл радостную весть о рождении Христа Спасителя. В эту святую ночь на холмах Иудеи пастухи сторожили свои стада. Быть может, они тихо беседовали о скором наступлении мессианских времен или просто думали об этом, как вдруг небо озарилось светом и Слава Господня осияла их. Перед собой они увидели Ангела Божия. Пастухи испугались, но посланник Небес сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Не успели еще отзвучать слова Ангельского благовестия, как пастухи увидели множество других Ангелов, которые дивным неземным пением прославляли Бога, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» Пение небесных посланников постепенно становилось тише и тише, пока Ангелы совсем не скрылись в глубинах ночи. На небе сияли лишь яркие звезды. Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Придя в Вифлеем, они нашли там пещеру и увидели в ней Деву Богородицу, Иосифа и Божественного Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу-Христу и рассказали о явлении им в поле ангелов. Святая Дева Мария радовалась словам пастухов», слагая их в сердце Своем». Так на вифлеемских пастухах сбылись слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Обрезание и Сретение Господне. Лк. 2:21–30

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Прошло семь дней после рождения Богомладенца. За это время Святое Семейство, вероятно, из вертепа переселилось в один из вифлеемских домов. На восьмой день, по обычаю иудейскому, над Младенцем было совершено обрезание, и Ему дали имя Иисус. А на сороковой день праведный Иосиф и Божия Матерь пошли в Иерусалим, чтобы совершить еще один древний обряд: принести Богомладенца в Храм и посвятить Его как первенца Господу. Там, в храме, они должны были принести в жертву Богу двух горлиц и двух птенцов голубиных, как требовалось по закону. В Иерусалиме в это время жил древний старец Симеон, который был известен, как человек благочестивый, исполненный Духа Святого, ожидающий рождение Мессии. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И вот, явившись однажды по вдохновению в храм, Симеон встретил там Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. Он увидел на руках Богоматери Младенца Иисуса, в Котором узнал обещанного Израилю Мессию. Пораженный и обрадованный встречей, Симеон принял в свои объятия Святого Младенца и, благословив Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Божия Матерь и Иосиф с удивлением слушали слова Симеона, а старец, благословив их и обращаясь к Святой Деве, добавил: «Се, лежит Сей (Младенец) на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Это была одна из встреч, исполненных символического значения: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон символизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой, а Богомладенец Иисус – Основатель Нового благодатного Союза человека с Богом. Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись постоянная духовная борьба и что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

54 «По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египет и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души младенца» ( Мф. 2:19–20 ). Господь попускает иногда злым делам сатаны. Но Господь же и останавливает их. Злой Ирод – гонитель Богомладенца и убийца 14 тысяч вифлеемских младенцев – умер, и прекратилось гонение на Спасителя. Так и для рабов Божиих: дни гонений чередуются с днями мира внешнего. А всем этим руководит Сам Господь. Поэтому не нужно нам скорбеть, а всецело положиться на Господа, как призывает св. Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушенным сверх силы» ( 1Кор. 10:13 ). 55 «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор. 11:1 ). Как можем мы подражать великому Апостолу? Как, мы? Слабые и грешные. Можем ли мы сравняться с апостолом Павлом? – Даже об этом говорить нечего!.. Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль. Но христианина влекут добродетели св. Апостолов: их огненная ревность о славе Божией, самоотвержение даже до смерти при проповедывании слова Божия, их любовь до мучений – к Богу-Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней... Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняется готовностью от всей души подражать великим подвижникам... И эту ревность не нужно ослабевать, а напротив, поощрять в себе... Это – святое, славное дело... А о том, чтобы быть непременно равным тому или другому Апостолу, – об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан. 20/7 августа 1927 г. 56 «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники: и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф. 6:31–32 ). Когда человек перестал верить в Бога и отошел от всех духовных стремлений, он с такой же страстью отдается заботе о всем внешнем: пище, одежде, доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте — нет. Св. Епифаний говорит, что — два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелие говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф. 2:15). После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, «ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца» . Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу — Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти. Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение. Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вифлеемских младенцев. Но будет грубым упрощением сказать, что цитата употребляется совершенно не к месту. Рама находится вблизи Вифлеема, а жена Иакова Рахиль является одной из праматерей (зачастую называясь просто матерью 25 ) всего Израиля. В общем, отрывок из Иеремии цитируется Матфеем из-за предполагаемого фабульного сходства с обстоятельствами рождения Иисуса, а не по причине прямых предсказаний избиения младенцев. Ветхозаветное пророчество и само по себе носит метафорический характер, потому что Рахиль была давно мертва ко времени жизни пророка Иеремии. То же самое в Деяниях. В первой главе нужно особенно подчеркнуть, что Петр применяет к Иуде слова из 69 псалма: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» ( Деян.1:20 , цитируя Пс.69:25 ). Петр вовсе не обязательно желал истребления всей семьи Иуды. В Деян.2 , в своей следующей речи, Петр цитирует Иоиля и говорит, что различные пророки предрекали, что с пришествием Духа Святого (которое, собственно, и произошло в день Пятидесятницы) начнутся апокалиптические события, «солнце превратится в тьму, а луна – в кровь» ( Деян.2:20 , Ио.2:31). Однако, насколько нам известно из книги Деяний, никаких небесных явлений, из-за которых луна стала бы выглядеть, как один из двух спутников Татуина из «Звездных воин», не было. Петр приводит эти слова просто потому, что присутствующие тоже переживают некое Божественное действие, которое изменяет все положение дел во вселенной. Можно привести еще примеры. Например, когда в той же проповеди Петр цитирует Пс.110:1 : «Сказал Господь Господу моему: «Сиди по правую руку от Меня, пока я не сделаю Твоих врагов подножием ног Твоих»«, мы прекрасно понимаем, что у Бога, тем не менее, нет никакой правой руки, и Он вовсе не собирается делать для Иисуса подставку для ног из трупов врагов. Он же не владыка инков Почакути, который имел обыкновение делать флейты из костей поверженных царей. Поэтому, когда мы подходим к цитированию Пс.2 в Деян.13 , мы не должны удивляться: " И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Рахиль – это Богом данная жена патриарха Иакова, сына Авраамова; Рахиль, которая здесь, вблизи Вифлеема, родила Иакову второго сына, Вениамина, и здесь умерла, и здесь погребена, и доныне стоит надгробие на могиле ее. Если Рахиль плакала о детях своих, если Рахиль в загробном мире терзалась и плакала о потомках своих, – что же было в сердцах тех бедных матерей, вопли которых за сотни лет слышал святой пророк?! Как, как вместить в сердца наши этот ужас? Что скажем окаянному Ироду, сотворившему такое великое злодеяние? О Ирод, окаянный, проклятый Ирод, слуга сатаны, что сделал ты!! Зачем пролил кровь младенцев вифлеемских?! Бог ведает зачем, ибо кровью своей младенцы вифлеемские искупили жизнь Спасителя. А окаянный Ирод творил волю отца своего диавола. О Ирод, зачем ты сделал такое страшное дело? Разве ты не понимал, что новорожденный младенец не может быть тебе соперником, отнять у тебя престол, ибо младенцы не сидят на престоле? Разве же мало было тебе тех дней, долгих дней, когда сидел бы ты спокойно на своем престоле, если бы не искал убить Спасителя? Чье же это дело? Зачем Господь допустил совершиться такому злодеянию? Господь попустил потому, что не была еще стерта глава древнего змия – диавола; он был еще в своей окаянной силе, и это страшное злодеяние было делом сатаны. Это он устроил избиение младенцев вифлеемских – это он, он, окаянный! Не от себя говорю я так, ибо в Апокалипсисе у святого Иоанна читаем мы подтверждение слов моих. Вот что написано в главе 12-й: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим... Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010