Рогинский Арсений Борисович (р. 1946), правозащитник Роганов Петр Митрофанович, начальник технического бюро УСЛОНа Розанов Михаил Михайлович (1902–1989), писатель, автор воспоминаний о Соловках. В эмиграции с 1945 г. Розенталь, комендант лагеря Романов Сергей Александрович (1857 – 17 февраля 1905), великий князь Романова Татьяна, анархистка, бежала из Пертоминского лагеря Романовы, царская династия Россе Алиса Антуанетта, жена А. Шауфельбергера Рубинштейн Владимир Осипович (1904 – 1 мая 1993), социал-демократ, автор воспоминаний о Соловках Рубинштейн Н., танцор, сотрудник лагерного театра Рубинштейн Яков Леонтьевич (1896 – 21 августа 1937), социалист-революционер. Арестован в октябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. Расстрелян Рубчиньская Хелена, польская заключенная. Выслана в Польшу Русаков Георгий Сергеевич, поэт. В 1924 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерных изданий. После освобождения из лагеря сослан в Краснококшайск (с 1928 г. Йошкар-Ола) Рыбакова Вера Владимировна (1900 – не ранее 1990), социал-демократка Рыков Алексей Иванович (1881 – 15 марта 1938), нарком внутренних дел РСФСР (1917), председатель СНК (1924–1930). Расстрелян Рыскинд, начальник лагерной командировки в Исакове Рюмин Александр Николаевич (1894–?), социалист-революционер. Арестован в феврале 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. После освобождения из лагеря сослан в Усолье Рязанов Давид Борисович (наст. фам. Гольдендах) (1870 – 21 января 1938), основатель Института Маркса и Энгельса (ИМЭ), академик АН СССР. Расстрелян С Саблинский Юзик, заключенный минской тюрьмы Савватий (ум. 27 сентября 1435), преподобный, один из основателей Соловецкого монастыря Савинков Борис Викторович (псевд. – В. Ропшин) (1879 – 7 мая 1925), один из руководителей Боевой организации ПСР. Арестован в 1924 г., погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Гавриил (Огородников), архиеп. Ташкентский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Гавриил (Огородников), архиеп. Ташкентский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. (Огородников Дмитрий Иванович; 13.10.1890, г. Солигалич Костромской губ.- 28.02.1971, Ташкент), архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский. Род. в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого уч-ща в С.-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное уч-ще. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения к-рой эмигрировал в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае. В 1926 г. по благословению духовного отца, Шанхайского еп. Симона (Виноградова) , поступил на богословские курсы при Русской духовной миссии в Китае . 23 февр. 1931 г. в Архангельском кафедральном соборе Шанхая еп. Симоном Огородников был пострижен в монашество с именем Гавриил и 29 марта рукоположен во диакона с оставлением в клире Архангельского собора. В 1933 г. начальником 20-й Рус. духовной миссии еп. Виктором (Святиным) Г. был рукоположен во иерея. С 7 окт. 1935 г. служил настоятелем в ц. арх. Михаила в г. Дайрен (Дальний, совр. Далянь). 6 апр. 1936 г. награжден наперсным крестом, 26 нояб. 1937 г. возведен в сан игумена. 18 февр. 1938 г. назначен настоятелем Покровской ц. г. Тяньцзинь и благочинным Тяньцзиньского округа. В окт. 1938 г. из-за конфликта с оккупационными япон. властями был вынужден переселиться в Шанхай, где с 25 нояб. того же года продолжил служение в клире Архангельского собора с назначением благочинным Шанхайского округа. 16 марта 1940 г. возведен в сан архимандрита. 11 дек. 1943 г. назначен наместником пекинского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря при Рус. духовной миссии. В июне 1948 г. Г. прибыл в Москву, где представлял Рус. духовную миссию в Китае во время празднеств 500-летия автокефалии Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/161307.html

Троицкая церковь, ее духовенство и прихожане принимали активное участие в нуждах народа России. Так, во время страшного голода в 1922 г., в праздник Рождества Христова в храмах Ижевска по инициативе духовенства был произведён сбор в пользу голодающих. Только в Троицкой церкви было собрано 82 650 руб. В конце 1937 г. было арестовано всё духовенство, служившее в тот момент в Троицком соборе Ижевска, после чего собор был закрыт. Сначала 11 сентября арестовали священника собора Трофима Михайловича Стерхова и 2 ноября приговорили к расстрелу. Затем 27 октября арестовали игумена Иакова (Башкова), 5 ноября его приговорили к высшей мере и 29 ноября расстреляли. 17 декабря были арестованы и 24 декабря Тройкой НКВД УАССР были приговорены: настоятель Троицкого собора протоиерей Андрей Викторович Волков и протодиакон Стефан Ажгихин – к высшей мере; священник Димитрий Ипполитович Замятин – к 10 годам лагерей (умер в лагере 17 апреля 1938 г.). В 1938 г. в течение восьми месяцев продолжалась борьба прихожан против решения городских властей о закрытии и сносе храма. Это постановление ЦИК УАССР было принято 3 февраля. На месте Нагорного кладбища и храма Святой Троицы планировалось построить стадион «Зенит» и разбить парк. Уже 9 февраля, узнав об этом, прихожане написали заявление в Горсовет Ижевска «от общины верующих Ижевского Троицкого собора с просьбой повременить с закрытием собора до ответа из Всесоюзного ЦИКа», куда они отправили ходатайство о сохранении храма за церковной общиной. ВЦИК СССР, возглавляемый в то время М.И. Калининым, действительно приостановил процесс закрытия храма. Москва потребовала от местной власти гарантий того, что при строительстве стадиона и парка не будут разрушены захоронения на кладбище, и настаивала на доработке проекта и полном его экономическом обосновании. Центр не поддержал намерение удмуртских руководителей снести храм, поскольку в Ижевске на весь город оставалась действующей только маленькая Успенская церковь, которая не могла вместить всех городских прихожан. Местные власти написали в Москву, что все коммуникации стадиона «Зенит» будут прокладываться в проходах между могилами с сохранением дернового слоя, да и водопровод предполагался только летний, прокладка которого не требует земляных работ.

http://sobory.ru/article/?object=00776

Отбыв срок, он стал жить у Ирины. Прожив после возвращения из ссылки три года, он в сентябре 1937 года скончался. В справке, составленной на арест Ирины Смирновой, сотрудник НКВД написал: «Поддерживает тесную связь со священником Виктором Моригеровским. Они собирают вокруг себя верующих, организовывают сборы в помощь церкви и духовенству. В январе 1938 года Смирнова говорила: “По конституции советская власть Церковь от государства отделила, а сами к Церкви придираются и с религией ведут борьбу. Сейчас вот двух священников арестовали; жаль бедных, ни за что страдать пошли, но мы тоже не уступим, одних взяли, других призовем”. В ноябре 1937 года в разговоре около церковного сарая на тему о жизни при советской власти Смирнова говорила: “Никогда хорошей жизни при советской власти не было и не будет, потому что все руководители советской власти и коммунисты — жулики. Всюду и везде всё растаскивают. Вот, например, церковь нашу всю обобрали, задавили непосильными налогами. Несчастное железо и то сейчас украли. А кто? Всё вы, коммунисты, тащите. Все вам мало, и все равно у вас ничего не было и нет”». Никольский храм, в котором служил священномученик Виктор, был разрушен во время Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлен — Следствие располагает данными, что вы имели дружескую связь с Моригеровским, организовывали массы верующих на сборы в помощь церкви и духовенству, часто посещали дом Моригеровского, вели контрреволюционную агитацию против проводимых мероприятий, дискредитировали руководителей советской власти, — сказал следователь. «Я со священником Моригеровским поддерживала дружескую связь по службе, то есть взаимоотношения между нами были религиозные. Сборов в помощь духовенству я не организовывала. Я посещала его дом по служебным делам в воскресные дни. Контрреволюционной агитацией против советской власти не занималась», — ответила Ирина Алексеевна. «Вам предъявляется обвинение в занятии контрреволюционной агитацией против проводимых на селе мероприятий советской власти. Признаете себя виновной?» «В предъявленном мне обвинении виновной я себя не признаю». Через несколько дней, 27 февраля, тройка УНКВД по Московской области приговорила священника Виктора Моригеровского и старосту храма Ирину Смирнову к расстрелу. Они были расстреляны в один день, 7 марта 1938 года, и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/soyuzplodovoshh-ili-smert...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Никольский храм, в котором служил священномученик Виктор, был разрушен во время Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлен «Союзплодовощ» или смерть за Христа 6 мин., 07.03.2016 Бывали случаи, когда вместе подвизавшиеся на поприще служения Богу и Церкви вместе и арестовывались, и в один день расстреливались. Так было со священником Никольского храма в селе Черленково Виктором Моригеровским и старостой этого храма Ириной Смирновой. Священномученик Виктор родился в 1872 году в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского. Окончив в 1889 году Заиконоспасское духовное училище, а в 1896 году — Вифанскую духовную семинарию, он в 1901 году был рукоположен во священника к Никольской церкви села Черленкова Волоколамского уезда Московской губернии. Священник Виктор Моригеровский. Таганская тюрьма, Москва. 1938 Было время служения, пришло время испытания веры. Отец Виктор был арестован в 1931 году по обвинению в отказе от выполнения общегосударственных повинностей и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с обвинением, он подал кассационную жалобу, и судом был оправдан. В 1933 году власти снова арестовали священника, на этот раз по обвинению в контрреволюционной агитации. Тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. В июне 1936 года отец Виктор вернулся к служению в Никольском храме. Но не все священники во время гонений остались верными Церкви. Священник того же Никольского храма Петр Розанов в 1937 году оставил служение и ушел работать в контору «Союзплодовощ». 22 января 1938 года его вызвали в НКВД и попросили дать показания о контрреволюционной деятельности отца Виктора. «Из фактов контрреволюционной деятельности Виктора Ивановича Моригеровского, — сказал он, — мне известно следующее. 27 декабря 1937 года в доме Моригеровского был священник из села Поречье Уваровского района Василий Никитский...

http://foma.ru/soyuzplodovoshh-ili-smert...

архимандрит Виктор (Мамонтов) (10.09.1938–08.11.2016) Жизнеописания Нравственное богословие Сборники Аудиокниги архимандрит Виктор (Мамонтов) Настоятель Свято-Ефросиньевского храма в Карсаве. Биография Будущий архимандрит родился 10 сентября 1938 года в селе Новый Ямполь, Зейского района, Амурской области. Отец - Авраам Никитич Мамонтов (1899) работал директором школы в Приморье. Был репрессирован и умер в лагере в 1943 году. Мать - Вера Дмитриевна (1902-1993). Родители венчались в Благовещенске. В браке родилось 9 детей. С 1955 по 1960 год Виктор Мамонтов учился в Южно-Сахалинском педагогическом институте, специализируясь по «русскому языку и литературе». По окончании института работал учителем, а позже директором в деревенской школе. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре при Московском государственном педагогическом институте. В 1965 году защитил диссертацию «Драматургия А.Н.Арбузова» и получил степень кандидата филологических наук. Несколько лет преподавал студентам русскую литературу, получил звание доцента. Его карьера, по меркам того времени, развивалась весьма успешно. Но желание посвятить себя служению Богу оказалось сильнее, хотя окружающая обстановка тех лет отнюдь не благоприятствовала выбору, сделанному Виктором Мамонтовым. В 1971 году Виктор Мамонтов принял крещение. Его крёстной матерью стала Анастасия Ивановна Цветаева. По воспоминаниям архимандрита Виктора, «в первые годы христианской жизни я встретился со многими людьми, которые оказали на меня большое духовное влияние. Это старцы архимандрит Косма, архимандрит Таврион, архимандрит Серафим, это протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Зинов, игуменья Варвара. У них было духовное сияние...» Иноческий путь Виктор Мамонтов начал в Свято-Успенской Почаевской лавре по благословению своего духовника архимандрита Серафима (Тяпочкина). Промысел Божий привел Виктора Мамонтова на латвийскую землю, где началось его служение. 13 февраля 1980 года митрополит Леонид в домовой церкви преподобного Серафима Саровского Рижского женского монастыря постриг его в монашество. Осенью того же года В.Мамонтов был рукоположен во диаконы, а затем в пресвитеры. Служил в храме святого благоверного великого князя Алесандра Невского в Риге, затем короткое время в Тукумсе, а с 1982 года - в Свято-Евфросиньевском храме и еще 3 приходах: Голышевском, Пудинавском и Квитенском. При митрополите Леониде (Полякове) был духовником Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Заочно учился в Московской духовной семинарии. Архимандрит Виктор автор нескольких книг и многочисленных статей по истории Русской православной церкви. Одна из последних книг архимандрита Виктора «Таинство жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Нахабино. Церковь Новомучеников Красногорских. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Небольшая одноглавая деревянная церковь, возведённая в 2003-2004 г.г. при строящемся Георгиевском храме. После завершения строительства и начала в нём регулярных богослужений используется только как крестильный храм. Приписана к Георгиевскому храму п. Нахабино.  В начале 2000-х годов главный архитектор Красногорского района Ольга Валентиновна Малинова по просьбам верующих стремительно строящегося Нового Городка предложила администации выделить земельный участок для строительства православного прихода в этом районе. Её инициатива была одобрена, и Красногорская районная администрация спустя некоторое время выделила землю под строительство храма РПЦ. После ухода Малиновой с поста главного архитектора, её преемница, Фалькова Маргарита Викторовна также способствовала скорейшему оформлению документации, необходимой для начала строительных работ. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 30 октября 2003 года в посёлке Нахабино, в районе Нового Городка, был совершён чин основания закладки деревянного храма-часовни в честь священномучеников Красногорских Петра (Голубева) и Николая (Виноградова) - священников, пострадавших в годы богоборчества и принявших мученическую смерть за Христа в 30-х годах ХХ столетия. Отец Николай служил в церкви села Архангельское, отец Пётр - в церкви села Петрово-Дальнее. За православную веру, за стояние в истине оба были осуждены " тройкой " НКВД на расстрел. Протоиерея Николая (Виноградова) расстреляли 27 июня 1938 года. Погребён он был в безвестной могиле. 3 августа 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой расстреляли отца Петра. Церковь возводилась по проекту члена Союза московских архитекторов, руководителя Архитектурной мастерской Георгия Леонидовича Пряничникова. С традициями русского деревянного зодчества здесь сочетается максимальная простота и функциональность. Литургическая жизнь храма началась в 2004 году, после завершения строительства. В 2007 году при церкви была открыта воскресная школа для детей. В феврале 2010 года епархиальными властями было принято решение о переименовании посвящения храма-часовни в честь Новомучеников Красногорских. После начала регулярных богослужений в Георгиевском храме небольшой деревянный используется только как летний, крестильный. С сайта: http:/georg-hram.ru/Расписание/История Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23368

Верховский Роман Николаевич (1881–1986), архитектор. Закончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, участник первой мировой и Гражданской войн. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). Автор Памятника русской славы в Белграде и других архитектурных сооружений. После второй мировой войны жил в США, где по его проектам построены: храм св. Александра Невского в г. Лейквуде (штат Нью-Джерси) и церковь св. Троицы при русском монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Викентий (Вуич Василий; 1874–1939), епископ Сербской Православной Церкви. С 1903 г. профессор старой Карловацкой богословской школы, затем ее ректор. В 1932 г. избран епископом Моравичским. С 1936 г. епископ Банатский. Виктор (Святин Леонид Викторович; 1893–1966), митрополит. В 1918–1919 гг. эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество. С 1922 г. настоятель Покровской церкви в г. Тяньцзине. В 1932 г. хиротонисан во епископа Шанхайского. С 1933 г. епископ Китайский и Пекинский, начальник Русской духовной миссии. С 1936 по 1938 гг. предпринял обширную поездку в Индию и на Цейлон, где вел переговоры о присоединении местных христиан к Православной Церкви. С 1938 г. архиепископ. В 1945 г. перешел в Московскую Патриархию. С 17 августа 1950 г. Экзарх Восточного Экзархата Московской Патриархии. В 1955 г. переехал из Китая в Советский Союз. С 1956 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. С 1961 г. митрополит. Виссарион, архимандрит (род. ок. 1851), член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. по избранию как клирик от Костромской епархии. Сложил полномочия члена Собора. Виталий (Максименко Василий Иванович; 1873–1960), архиепископ. В 1900–1903 гг. служил миссионером и проповедником на Украине. С 1903 г. архимандрит. В начале 1900-х гг. работал в типографии Почаевской лавры. После занятия Волыни был арестован польскими властями. После освобождения эмигрировал в Югославию, затем в Чехословакию. Служил настоятелем одного из приходов на Пряшевской Руси (Чехословакия). Основал в с. Владимирове (Ладомирово) на Пряшевской Руси обитель св. Иова Почаевского . В 1928 г. издавал журнал «Православная Карпатская Русь», в 1935 г. переименованный в «Православную Русь». Вместе с монастырем переехал в Германию, а затем в США. С 1934 г. епископ Детройтский, затем архиепископ Северо-Американский и Канадский. В 1948–1960 гг. настоятель Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Воссоздал в обители типографию и основал духовную семинарию. Архиепископ Восточно-Американский и Джерзейситский. Член Синода РГЩЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вскоре в пределах викариатства прекратилась деятельность обновленцев, а к марту 1930 г. количество действующих храмов возросло до 161. В марте 1933 г. О. был вновь арестован и пробыл в заключении в старооскольской тюрьме 2 недели, после чего был этапирован в воронежскую тюрьму, где провел более 3 месяцев. В июне 1933 г. освобожден и отправлен в Курск. 27 июня уволен на покой, но уже 11 авг. назначен епископом Белгородским, временно управляющим Курской епархией. С 22 нояб. того же года - епископ Курский. 30 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа Курского и Обоянского. Ему был предоставлен для богослужения только один храм, запрещены посещения городских и сельских храмов епархии. Весной 1935 г. в Курске приняла монашеский постриг мать О. 23 июля 1935 г. он был вновь арестован с группой духовенства, в т. ч. с прот. сщмч. Ипполитом Красновским и со свящ. сщмч. Виктором Каракулиным по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму. Виновным себя не признал. 9 дек. специальная коллегия Курского обл. суда приговорила О. к 10 годам ИТЛ. Из Курска был переведен в орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправлен по этапу на Дальн. Восток. Отбывал срок в Среднебельском совхозе Дальневосточного ИТЛ на ст. Среднебелая Амурской обл. Дальневосточного края (ныне Амурской обл.). В февр. 1938 г. против О., Белгородского еп. сщмч. Антония (Панкеева) и др. находившихся в лагере священно- и церковнослужителей было начато следственное дело. О. категорически отверг предъявленные ему обвинения в создании контрреволюционной организации из числа заключенных священнослужителей и в проведении антисоветской агитации. В марте того же года отправлен в тюрьму в г. Благовещенск. 17 марта 1938 г. постановлением Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к высшей мере наказания, расстрелян в благовещенской тюрьме. Прославлен Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. В 2013 г. в Кривом Роге установлен памятник О. и Симферопольскому и Крымскому еп. сщмч. Порфирию (Гулевичу).

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Лит.: Лосский Н. О. Рец. на кн. В. Ильина «Преподобный Серафим Саровский» (Париж, 1925)//Путь. Париж, 1926. 153–156; Козырев А. П. Ильин Владимир Николаевич//Русская философия: Словарь/Под общей ред. М. А. Маслина. М., 1995. С. 181–183. Великая Суббота: (О тайне смерти и бессмертия) (1938) Печатается по первой публикации: Путь. Париж, 1938. С. 48–57. Статья позже варьировалась: Ильин В. Великая Суббота и Пасха Воскресения: (О тайне смерти и бессмертия)//Русское слово. 1957. Апрель. С. 6–10. 1. Александр Викторович Ельчанинов (о. Александр) (1881–1934) – русский историк литературы, религиозный мыслитель, о котором В. Ильин создал эссе «Лик отца Александра: (Памяти Александра Ельчанинова)», 1935. Один из друзей молодого П. Флоренского (с которыми Ельчанинов учился в тифлисской гимназии). См.: Ельчанинов А. Мистицизм Сперанского//Новый путь. СПб., 1903. Богословский вестник. Сергиев Посад, 1906. 2; о нем см.: Булгаков С. Отец Александр Ельчанинов//Путь. Париж, 1934. (перепечатано в кн.: Ельчанинов А. Записи. 6-е изд. Париж, 1990. С. 19–22). В опубликованных здесь отрывках из дневника сохранились выразительные суждения Ельчанинова о смерти: «Смерть, самое страшное для человека, верующему не страшна, как не страшны для крылатого существа все бездны, падения и пропасти»; «Советы близким умершего: оторвать свои чувства и боль от телесности, которая пойдет в землю, не терзать себя воспоминаниями земных чувств и земных радостей, связанных с умершим, а перешагнуть, хотя бы мысленно, с умершим в тот мир, утешаться любовью близких и совместными молитвами, дать отдых своим нервам и своему телу». «Смерть близких – опытное подтверждение нашей веры в бесконечность. Любовь к ушедшему – утверждение бытия другого мира. Мы вместе с умирающим доходим до границы двух миров – призрачного и реального: смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным, и призрачность того, что считали реальным» (Ельчанинов А. Записи… С. 29, 33). 2. В цитируемой ниже статье П. Флоренского встречаем: «Это нисхождение в преисподнюю живого героя, ради земных привязанностей, от глубокой тоски по земному существованию усопшей Эвридики и для возвращения ее к этому бытию было самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентного.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010