Харьковск. дух. сем. Головин, Иаков Георг., прот., смотр. Рязан. д. учил. Голубинский, Дим. Феодор., проф. М. Д. Академии Голубцов, Алдр. Петр., доц. М. Д. Академии Горшанов, Викент. Ив., пот. поч. гр. Гюбнер, А. (Т-во.) Демидов, Конст. Вас., свящ., законоучитель Ново-Бугской учит. сем. Диомидов, Мих. Иоан., свящ. Моск. Дмитревский, Ник. Вас., свящ. Моск. Добровольский, Вас. Ник., свящ., законоучитель Харьк. техн. инст. Добров, Пав. Ив., пом. инсп. Моск. дух. сем. Доброгорский, Ал-р Аркадьев., прот. Моск. Добролюбов, Ал-р Феодор., свящ. Моск. Добронравов, Дим. Феодор., свящ. Моск. Добронравов, Ник. Павл., свящ. Моск. Донской, Ал-р Варсоноф., пом. инсп. Костр. д. сем. Досужев, Ал-ей Алдр., пот. поч. гр. Дружинин, Ал-др Никол., пот. поч. гражд. Евсевий, архим., рект. Иркут. дух. сем. Евлогий, иеромонах, преподав. Тульск. дух. сем. Егин, Вас. Димитр., мещ. Серг. Посада Ефремов, Никита Ал-еев., Моск. куп. Ефрем, архим., пом. Моск. синод. ризничего Желяков, Вас. Кондрат., Моск. куп. Житарев, Егор Филипп., Моск. купеческий сын Журавлев, Вас. Вас., Моск. куп. Журавский, Митр. Мих., пом. смотр. Слуцк. дух. учил. Журин, Петр Серг., Моск. куп. Заварова, Софья Хрисанф., жена члена Одесск. окр. суда Заозерский, Ник. А-др., проф. М. Д. Академии Звездинский, Иоан Гавр., свящ. Моск. Зеведеев, Ал-др Яковл., инсп. Оренб. дух. сем. Знаменский, Ив. Вас., препод. Тамб. дух. сем. Зубкова, Марья Ивановна, купеч. дочь Игнатьев, Афан. Вас., лесопромышл. Ильин, Петр Никол., пот. поч. гр. Ильин, Петр Никол., поч. гр. Иоанн, иеромонах, препод. Александр. Осетинск. дух. учил. Иоиль, игумен Успенского Уфимского м-ря Казанский, Ал-др Семен., препод. Оренб. дух. учил. Казанский, Конст. Аполл., препод. Вят. д. уч. Казанский, Мих. Конст., секретарь М. Д. Академии Казанский, Пав. Иван., прот. Моск. Казанский, Петр Ив., проф. М. Д. Академии Казанский, Серг. Петр., преп. Виф. дух. сем. Калинин, Ал-ей Ал-еев., Моск. куп. Каменский, Василий Каптерев, Ник. Феодор., проф. М. Д. Академии Каретниковых Т-во Карзинкин, Ал-ей Ив., пот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более того, Проспер отходит от крайнего августинизма и вводит идею Божественного предведения злых поступков людей, на котором основывается отказ этим людям в предопределении к вечной жизни. А именно, как он теперь считает, те люди, которые даже после крещения продолжают совершать грехи и не исправляются покаянием, погибают не из-за того, что они не предопределены, но они не предопределены потому, что Бог предвидел, что они станут такими из-за их добровольного преступления (Отв. Галл., I.3; I.2; 1.7; II.2; II.7) 18 . Безошибочное и вечное Божественное знание справедливого воздаяния каждому по заслугам не приводит к необходимости грешить (Отв. Викент., 13). Божественное предопределение и предведение совпадают только в наших добрых делах, ведь то, чем мы обладаем от дара Божиего, является и предвиденным, и предопределенным. А в наших злых делах следует признавать только предведение Божие, но не предопределение; ибо Бог только предвидел, но не предопределил то, что Он Сам не сделает и не даст нам, чтобы мы сделали, то есть злые дела (Отв. Галл., II.15). Божественное предопределение — это только то, что относится или к должному справедливому воздаянию, или к незаслуженному дару благодати (Отв. Викент., 11). Бог исполняет намерение Своей воли только в тех, кого “Он, как предузнанных, предопределил, предопределенных призвал, призванных оправдал, а оправданных прославил, ничего не упуская от полноты народов и от народа израильского” (Отв. Галл., II.8; ср. Рим 8:29–30). “Пред­определенные” люди живут благодаря данной им вере, а “не предопределенные” погибают по причине добровольного, а не принужденного неверия (Отв. Викент., II.14). Что касается универсального характера Божественной воли ко спасению, то Проспер еще стоит на точке зрения Августина, что спасительная благодать доступна не абсолютно всем, а только всем избранным из всех народов: “Из всего мира избирается весь [должный] мир, из всех людей усыновляются все [должные] люди” (Отв. Галл., II.8; I.8). Хотя он признает, что Бог всем хочет спасения и что следует молиться за всех людей, однако на этот всеобщий призыв ко спасению падшее человечество неспособно ответить; эта способность (вера) должна прийти от Бога (Отв.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

2 Тертуллиан , по принятии христианства, первые сочинения писал на греческом языке. См. de baptis. с. 15; de cor. с. 6, de virg. vel. с. 1. В сочин. Advers. Prax. с. 3 он прямо говорит, что ему хорошо известны греческий и латинский языки 3 Hieron. Ad Magn. Quid Tertulliano eruditius, quid acutius? Apologeticus ejus, et contra Gentes libri, cunctam saeculi obtinent disciplinam. Викент. Лерин. восторженно отзывается об учености Тертуллиана . Common. с. 24 6 Мнение (Гессельберга и Берингера) о путешествии Тертул. по Греции основывается на его описании греческих церковных собраний (в сочин. de jejun. с. 13), в которых он, по-видимому, принимал участие. Впрочем это место довольно темное, но вообще Тертул. знаком был с обычаями греческих церквей, как это видно из его сочинений. 10 Hieron. De vir. illustr. Hie acris et vehemens ingenii... Викент. Лерин. хорошо характеризует свойства ума Тертуллиана : ingenio vero nonne tam gravi ас vehementi excelnit, ut nihil sibi paene ad expugnandum proposuerit, quod non aut acumine inruperit aut pondere eliserit ?... 12 Hieron. Adv. Helvid. Характеристики Тертуллиана см. у Jacobi – (Die Kirchl. Lehre von der Tradition und Schrift. 1847), – Мелера (Patrologie), Губера, Берингера, Эберта (в ниже поименованных сочинениях) и друг. 14 Так в 1877 г, вышло сочинение Hauck. Tertul. Leben u. Schriften, 1878 – Bonwetsch, Die Sclriften Tertul. nach. d. Zeit ihre Abfassung untersucht 15 Исследования, более известные, могущие служить пособиями при изучении догматического учения Тертуллиана , это – во-первых, исследования монографические, излагающие, более или менее, все, имеющее отношение к жизни Тертуллиана и его литературной деятельности. Сюда относятся сочинения: Неандера – Antignosticus. Geist des Tertilliaú " s und Einleit. in dessen Schriften. 1849 г. 2 Ausg; Фpenneля-Termullien. Cours d " éloquence sacrie, и Берингера – Die Kirche Christi und ihre Zeugen oder die Kircheng. in Biographien. 3 Theil. В поименованных сочинениях заключаются анализы всех творений Тертуллиана. Здесь много основательных суждений о догматике Тертуллиана; но догматический материал, содержащийся в его сочинениях, передается кратко, разбрасывается по разным страницам исследований, выбор догматических мнений Тертуллиана делается произвольно. Составить определенное представление о догматике его по этим исследованиям едва ли легче, чем по сочинениям самого Тертуллиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Из его словесной кузницы латинский язык вышел обновленным и обогащенным. Он создал словарь понятий, выражающих истины веры, оказал громадное влияние на христианскую литературу. Он первым сумел сформулировать мышление латинской Церкви. Он колдует над словом. Его формулы отточены. Такие выражения, как «душа по природе своей христианка» или «кровь христиан — это семя», запоминаются каждому. «Сколько слов, столько и мыслей», — сказал Викент Леринский. Тертуллиан проник во всей тайны риторики и софистики, он силен в казуистике, преград для него не существует. Если нехватает слова, он его создает. Если мешает синтаксис, он подчиняет его себе. Ловкий защитник, он для пользы дела манипулирует и теорией. Кем бы он ни был — практиком, моралистом, юристом или теологом, — Тертуллиан весь в своих писаниях. Стремительный, буйный, необузданный, он попирает язык, как врага, наседает на слова, выкручивает фразу так, что порой затемняет ее смысл. Он злоупотребляет мыслью и словесными ухищрениями, у него совершенно отсутствует вкус и чувство меры. На каждом шагу человек как бы выпирает из текста, грозя разнести его. Фраза, несущая в себе клокочущие слова, дерзкие образы, кажется, вот–вот задохнется под напором мысли и чувства, рвется в куски, атакует и изматывает, никогда не дает передышки. Он приводит в отчаянье переводчиков. Исследователи находят у Тертуллиана католические и монтанистские работы, но те и другие написаны одним пером: и там и здесь все та же смесь горечи и яда. Склонность к монтанизму проявилась уже в самом обращении, при этом церковный Устав привлекал его больше личности Спасителя. Редко услышишь от него возглас, призыв ко Христу. Что особенно задевает у Тертуллиана — это не жестокая ирония или неистовый гнев, а страсть, которая не знает пощады. Человеку идеи и убеждения, ему не хватало отзывчивости. У него не было друзей, и сегодня он не вызывает симпатии. Это персонаж Альфреда де Виньи, он заставляет вспомнить «Моисея». Его можно сравнить с великим Арно. Он блистает, но не чарует, сверкает, но не греет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Викент., 2; Отв. Галл., I.8; II.8). Хотя Бог заботится о всех, так что одни получают возможность слышать Евангелие, другие — иметь закон, третьи довольствуются своей природой, тем не менее, эти формы призыва к спасению далеко не равны по силе своего воздействия на людей (Отв. Галл., I.8). Более того, Проспер не отрицает возможности, что Бог даже удерживает распространение среди некоторых народов Евангельской проповеди, благодаря которой они могли бы спастись (Отв. Галл., I.10; II.10). В ответ на возражение, что по учению Августина выходит, что Христос был распят во искупление не всего мира, Проспер говорит, что, с одной стороны, Христос воспринял ту же природу, что и у каждого человека, кроме греха, и поэтому Он умер во искупление всех; но с другой стороны, смерть Христа становится действительной только для тех, кто соумирает и спогребается с Ним в таинстве Крещения. Недостаточно того, что Христос умер за всех; только благодаря благодати Крещения человек может быть освобожден от рабства греху и пребывать в добре (Отв. Галл., I.9; II.9). Таким образом можно сказать, что всеобщая, но недостаточная для спасения благодать Божия является, по мысли Проспера, лишь приложением к благодати, действительной для спасения 19 . Наконец, Проспер полагает, что Бог не напрасно создал и тех, относительно кого Он предвидел, что они не будут причастниками вечной жизни, поскольку даже в злых людях доброе дело Божие есть сама их природа. Кроме того, Божественная справедливость достойна хвалы в самом осуждении нечестивых (Отв. Галл., II.13). Можно сказать, что мир украшается благодаря существованию даже таких людей; ведь те, кто повредит себе своим беззаконием, рождаются на пользу остальным. Бесчисленное множество нечестивых не является позором для мира или бесполезным для Царства Божия, поскольку через их потомство продолжается необходимое преемство рождения, а в терпении и любви к ним народ Божий становится еще более славным (Отв. Галл., II.13). 2. Позднейшая форма учения Проспера Как мы видели, уже в полемических трактатах 432–434 гг.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

1.2.Воздействие Божией благодати на человеческую волю. Для спасения человеку необходима Божественная благодать, которая творит его заново по образу Божию (Руфин, XVIII.19) 15 . Без нее человек не может умереть для греха и жить для Бога, поскольку он не может получить обратно ту свободу, которую он свободно погубил, если только его не освободит Христос (Отв. Викент., 5). Как же воздействует благодать на человеческую волю? — Согласно Просперу, благодатью Христовой человеческая воля освобождается от рабства греху и восстанавливается в своем прежнем статусе. В том, кто начинает желать блага и стремится удаляться от беззаконий и заблуждений, все это производит благодать Божия (Пр. Собес., IX.1; IV.2). Всякое движение доброй воли у человека создается вдохновением разлитой Святым Духом любви (Пр. Собес., X.3; XII.4). Божиим даром является то, чтобы человек и правильно мыслил, и отвращал свои стопы от лжи и несправедливости. Сама вера есть дар Божий, тогда как неверие не относится к Божественному установлению (Отв. Галл., II.14; Отв. Ген., 1–3,5). Впрочем, Проспер не исключает участия в этом процессе и человеческой воли: “Если вера бывает только от дара Божия и воли человека, то неверие бывает только от воли человека” (Отв. Галл., II.5). Так или иначе, действие Божественной благодати на испорченную первородным грехом человеческую волю таково, что с ее помощью человеческая воля укрепляется (Пр. Собес., XVIII.3); воздействуя на волю, сила благодати не упраздняет ее, но делает так, чтобы она становилась “из злой — доброй, из испорченной — правильной; и то, что само по себе темно, стало бы светом о Господе; то, что мертво, оживотворилось бы; то, что было повержено, восстало бы; и то, что было потеряно, нашлось бы. Все это во всех спасаемых людях производит благодать Спасителя” (Пр. Собес., VIII.3; VI.8) 16 . Другими словами, благодать Божия не устраняет, а взращивает человеческое произволение и от заблуждения призывает и направляет его на путь истинный, чтобы то, что благодаря своей свободе было превратным, действием Духа Божиего стало бы правильным (Отв. Галл., II.6).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

1.1. Грехопадение и его последствия для человеческой воли. Согласно Просперу, первый человек был создан свободным от всякого порока, и в нем была сотворена природа всех людей (Пр. Собес., IX.3), которые произошли от его плоти как из единого источника (Руфин, XVIII.19). Человек получил от Бога свободное произволение (liberum arbitrium), то есть произвольное стремление к тому, что ему угодно (Пр. Собес., IX.3). Благодаря свободному произволению он мог неизменно пребывать в благах, данных ему Богом по природе, если бы сам по своей воле не оставил помогающего ему Бога. В качестве заслуги за твердость своей воли человек мог бы достичь такого блаженства, что не захотел и не смог бы уже измениться к худшему (Пр. Собес., IX.3). Но именно благодаря свободному произволению Адам уклонился от данного ему Богом закона. Он не испугался даже угрожавшего ему смертного наказания, оставил Бога и последовал за диаволом (Пр. Собес., IX.3; Руфин, XVIII.19). Вслед за святителем Амвросием Медиоланским Проспер говорит, что “был Адам, и в нем были заключены все люди; погиб Адам, и в нем погибли все” (Пр. Собес., IX.3 14 ; Отв. Ген., 6). В Адаме, в котором была прообразована природа всех людей, сама эта всеобщая природа подверглась порче; все люди связаны тем же самым приговором, который получил Адам, так что каждый человек, рожденный в осуждении, заслуживает погибели (Отв. Ген., 1–3,6,8; Отв. Викент., 3; Руфин, XVIII.19). Проспер замечает, что в этом всеобщем падении и преступлении человеческая природа не лишилась ни своей сущности, ни воли, но утратила свои силы, свет и красоту добродетелей (Отв. Ген., 1–3; Пр. Собес., IX.3); те семена добродетелей, посаженные в нее при творении, были уничтожены (Пр. Собес., XIII.2). Адам потерял веру, а вместе с ней и все остальные блага: воздержание, любовь, мудрость, ум, благоразумие, твердость, послушание и др. (Отв. Ген., 1–3; Пр. Собес., IX.3). Свободное произволение, отвергнув данные человеку Богом блага, испило яд всех грехов и всю человеческую природу опьянило хмелем своей невоздержанности (Пр. Собес., IX.3). Из-за преступления Адама природа всего человечества погрузилась в глубину зла; и все то, что он потерял, потеряли все (Пр. Собес., IX.3). И теперь человек уже никак не способен к выбору и желанию того блага, которого он добровольно лишил себя, поскольку, хотя он и смог пасть сам, без побуждения со стороны Бога, но встать сам уже не может, если его не поднимет Бог (Пр. Собес., IX.3; XIII.6).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Древность сохранила весьма мало сведений о жизни и внешней деятельности Тертуллиана . Известия о нем начинают встречаться с IV века и по преимуществу у латинских церковных писателей – Лактанция – Divmar. instit. lib V, с. 1, 4; Евсевия Кесар. Hist. Eccl. lib. II, с 2; Иерон. De viris illusfcr. с 53 и в др. сочин.; Августина – De Haer. c. 86, Викент. Лер. Common. с. 24 и др. Краткие сведения и суждения о Тертуллиане упомянутых писателей основаны частью на предании, частью же на некоторых данных, заключающихся в сочинениях самого Тертуллиана. Сам Тертуллиан называет себя или просто Tertullianus (de baptismo с. 20), иди Septimius Tertullianus de virgin. veland. c. 17); церковное же предание присовокупляет еще два имени Quintus и Florens (см. Roensch, Das neue Testam. Tertul. S. 4). Год рождения и смерти Тертуллиана неизвестен; крайние же пределы его жизни полагаются между 160 и 220 г., но были попытки относить год, рождения Тертуллиана к 145–50 (Petr. Allix, см. Roensch. S. 5), а год смерти к 240. Тертуллиан родился в Карфагене, где отец его занимал должность проконсульского центуриона (Hieron. De vir. illust. с. 53). В язычестве он жил порочно (Ad Nat. 1, с. 10; De resur. car. с. 59). К христианству, вызывавшему у него прежде насмешки (Наес et nos risimus aliquando: de vestris sumus. Fiunt, non nascuntur christiani. Apolog. с 18), он обратился в конце 2-го стол. (185–196). О причинах, побудивших Тертуллиана принять христианство, можно догадываться по некоторым выражениям, встречающимся в его сочинениях, – это знакомство с христианством, св. Писанием и жизнью христиан. Познакомившись с христианством, он не мог уже возвратиться к язычеству (Apol. с. 50. Ad Scap. с. 5). В несокрушимом терпении христиан во время гонений и их власти над демонами Тертуллиан признал свидетельство божественности христианской веры (Apolog. с. 23, 50: Ad Scap. с. 5). В Карфагене он был пресвитером. К монтанизму уклонился ок. 199–202 г. Есть известие, что он, отделившись от монтанистов, образовал особое общество Тертуллианистов (August. De Haer. с. 86). Догадка, что Тертуллиан под конец своей жизни примирился с церковью, не имеет твердых оснований

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Предание сохрани. Т. е. талант Веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то и передавай ты. Ты получил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты вместо одного подкладывал мне другое; не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманом – медь; не нужно мне золота по виду, но дай мне золото настоящее». Викент. лир. Памятн. записк. стр. 103–105. Казань, 1863 г. 291 Евсев. Церк. истор. кн. 3, гл. 39, стр. 179. Спб. 1848 г. Нет спору, что Папий передавал и некоторые неизвестные притчи и наставления Спасителя, и нечто близкое к баснословию (Евсев. там же, стр. 181). Это доказывает только то, что он плохо понимал предания апостольские (Евсев. там же), а не то, будто он не принимал и не уважал их. 293 Св. Ирин. Послан. к Флорину: Евсев. там же, кн. 5, гл. 20, стр. 302–303. Прот. ерес. кн. 3, гл. 3: христ. чт. 1838 г. ч. 2, стр. 6. 314 Тертулл. О венц. воинск. гл. 3. 4: твор. стр. 103. 104. Венеция, 1701 г. Вслед за сим Тертуллиан упоминает и о преданиях некоторых, в том числе о поминовении усопших, которое есть догмат. Посему нельзя говорить, будто речь у него о преданиях только обрядовых. 321 Св. Васил. вел. Опров. на защит. речь злоч. Евном. кн. 1: твор. ч. 3, стр. 14. Москва, 1846 г. 324 Истину сего сознают и некоторые протестанты: «В первые четыре века, – пишет один из них, – никогда не искали доказательств Веры христианской в писаниях нового завета, но только пользовались ими при изъяснении и подтверждении ее. Это дознал я из постоянного и внимательного чтения отцев Церкви первых четырех веков и в этом могу выдержать самое строгое испытание от ученнейшего патролога, который имел бы у себя под руками столько же источников, сколько имел я». Генинг. Реформ. прот. реформ. т. 1, стр. 164. Париж, 1845 г. 326 Александр. алекс. Письм. 1: христ. чт. 1826 г. ч. 22, стр. 306. Св. Афанас. вел. Посл. о никейск. соборе: твор. ч. 1, стр. 314. Москва, 1851 г. Снес. к Серап. посл. 1, 3 и 4: твор. ч. 3, стр. 52. 74. 75. 92. Москва, 1853 г. 329 Мансвет. медиол. Посл. к импер. Конст. погонату: Ф. Лабб. Собр. собор. т. 6, в начале деян. VI всел. собора. 330 «Никто пусть не жалуется, что мы не стараемся доказывать исповедуемое нами учение различными доводами: ибо для подтверждения нашей речи достаточно того, что имеем от отцев, как некое наследие, предание, сообщенное апостолами чрез преемство следовавших на ними мужей». Св. Григор. нисск. Прот. Евном. кн. 4: твор. т. 2, стр. 654. Париж, 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Это говорит Он о фарисеях и их преданиях. Равно и из последующего видно, что изъясняемые слова сказаны о них самих и о их преданиях; ибо Господь присовокупил: вожди суть слепи слепцем. Если бы эти слова говорил Он о законе, то сказал бы: слепой вождь слепых; но Он не говорит так, а говорит: вожди суть слепи слепцем, отклоняя сим порицание от закона и обращая на них самих». Св. Златоуст. Бесед. 51 на еванг. Матфея: ч. 2, стр. 373. Москва, 1846 г. 138 Св. Епиф. О ереси 33, гл. 9: твор. т. 1, стр. 224. Кельн, 1682 г. Бл. Иерон. Письм. к Алгазии, отв. 10: твор. т. 4, ч. 1, стр. 207. Париж, 1706 г. 139 Св. Прин. Прот. ерес. кн. 4, гл. 12: твор. стр. 241. Париж, 1710 г. «Предания у иудеев – четырех родов: одни известны под именем Моисея, другие приписываются раввину Акибе, третьи – Адду иди Иуде, а четвертые – сынам Асмонея (св. Епиф. О ерес. 33, гл. 9: твор. т. 1, стр. 224. Кельн, 1682 г.). Какие именно предания сии и как они баснословны, не стану показывать отчасти потому, что это выступает за пределы моего сочинения, а частию потому, что многие из преданий тех до того мерзки, что стыжусь говорить о них (бл. Иерон. Письм. к Алгазии, отв. 10: твор. т. 4, ч. 1, стр. 207. Париж, 1706 г.); но с какого времени стали их соблюдать и когда начались они, это, пожалуй, сообщу… Предания, усвояемые Давиду, получили свое начало по возвращении из плена вавилонского, предания Акибы – незадолго до сего плена, а предания сынов Асмонея – уже во времена Александра и Антиоха, за 190 лет до пришествия Христова» (св. Епиф. О ерсс. 42, гл. 11: там же, стр. 332). 149 Бл. Август. Бесед. 98 на еванг. Иоанна, чл. 7: твор. т. 3, ч. 2, стр. 541. Антверпен, 1700 г. 151 Викент. лир. Памятн. записк. стр. 43–44. Казань, 1863 г. «Итак, в правоте сердца, без всяких помыслов примем предание Церкви. Ибо Бог сотворил человека правым; а они сами взыскали помыслов многих ( Екл. 7:30 ). Не станем учиться новой вере, испровергающей предания св. отцев. Ибо божественный апостол говорит: кто будет благовествовать вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:9 : св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010