Собор, (и)же бысть в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом и преименитом царствующем граде Москве, и той собор приемлю, яко истинен есть и православен. А писал своей рукой 98 . п) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Иосиф, Всемилостивого Спаса Хутыня монастыря архимандрит, исповедую святейших греческих патриархов быть православными. Книги греческие, печатные и древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедую православными и без сомнения приемлю. Собор, иже был в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом преименитом царствующем граде Москве, и той собор приемлю, яко истинен есть и православен. Спаса Хутыня монастыря архимандрит Иосиф подписал своей рукой. р) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Арсений, Пресвятой Богородицы Знаменского монастыря, что на Государевом старом дворе, игумен, исповедую святейших греческих патриархов быть православных. Книги греческие, печатные и древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедую православными и без сомнения приемлю. Собор, иже был в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом преименитом царствующем граде Москве, и той собор приемлю, яко истинен есть и православен. Знаменского монастыря игумен Арсений приписал своей рукой. с) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз Варфоломей, святых и великих чудотворцев Зосимы и Саватия Соловецкого монастыря архимандрит, исповедую святейших греческих патриархов быть православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Собор, иже бысть в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом великом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом преименитом царствующем граде Москве, и тот собор приемлю яко истинен есть и православен. Сие же моё исповедание писал аз игумен Викентий своей рукой 99 . у) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз иеромонах Арсений Салтыков исповедую святейших греческих патриархов быти православными. Книги греческие, печатные и древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедую православно и без сомнения приемлю. Собор, иже бысть в лето 7162-е, при благоверном и благочестивом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом преименитом царствующем граде Москве, и тот собор приемлю, яко истинен есть и православен. Исповедую святой православный символ, изложенный святыми отцами, семью вселенскими соборами утверждённый и нынешним святым собором недоумительное исправившим глаголати: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного. Иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна, от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся Быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшего в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славой судити живым и мертвым, егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящаго. Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшего Пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Тогда, по печалех скорбных, во православии присносияющии монарси высокодержавнейшии великие Государи и великие князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцы, государи християнстии, яко чада оставльшиися, лишившеся пастыря и отца своего славныя памяти святейшего Патриарха, такожде и церковь святую соборную, матерь свою, зряще вдовому многое время . Посылают тех времем вдовствующей святей церкви своя царския указы по архиереов разных градов епархий, по преосвященного Митрополита Корнилия Великого Новаграда и Великих Лук, по преосвященного Митрополита Маркелла Псковского и Изборского, по преосвященного Митрополита Илариона Суздальского и Юрьевского, такожде и по архиепископов — по преосвященного Архиепископа Сергия Тверского и Кашинского, во преосвященного Архиепископа Никиту Коломенского и Каширского, чередным же тогда присутствующим архиереом во время жизни и правления блаженного успения святейшего Иоакима Патриарха и по смерти его оставльшимся, и сущим в царствующем граде Москве, преосвященному Митрополиту Адриану Казанскому и Свияжскому, и присно неотступно в жительстве в царствующем граде преосвященному Митрополиту Ефимию Сарскому и Подоньскому, преосвященному Митрополиту Аврамию Рязанскому и Муромскому, преосвященному Архиепископу Гавриилу Вологодскому и Белоезерскому, преосвященному Епископу Питириму Тамбовскому, дабы собор, яко архиереи православнии и их царского пресветлого величества Богомольцы, купно вси сотворили, и совет изнеслип на приличнейших духовных особ, и ко избранию достойнейших на вдовствующий престол Патриархии Московския и всея России. По повелениям царским собравшимся вышеписанным архиереом в преименитый царствующий град Москву, и. преосвященным чередным якоже  сказася выше, по изволительному их царского преесветлого величества указу совокупляются вси архиереи на собор в Патриаршу крестовую палату, сущим же купно с ними начальным боголюбимым архимандритом — Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Викентию, из Владимера Рожествена монастыря.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Храм великомученицы Екатерины был построен в 20-х годах XVII века. Тогда он был деревянным. Первоначальный Екатерининский храм не отапливался. В 1732 году деревянный Екатерининский храм сгорел, но был возобновлен. Строительство продолжалось с 1774 по 1786 годы. В 1800 году вокруг храма была устроена ограда. К 1813 году был пристроен правый Предтеченский придел в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1824 году по благословению правящего архиерея престольным праздником Предтеченского придела стал день Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. В 1835 году была устроена новая паперть, а в 1852 году – перестроена колокольня. В 1901 году были выполнены иконостасы в приделах храма. В 1906 году в правой башне ограды была устроена часовня в честь преподобного Серафима Саровского. В 1932–1933 годах после ареста последнего настоятеля храма – протоиерея Николая Вологодского – храм был закрыт. В 1960-е годы была разобрана колокольня, пострадавшая в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в храме возобновлены 7 декабря 1989 года. В 1993 году при храме было открыто подворье Вознесенского Оршина женского монастыря. В 1996 году подворье получило статус самостоятельного Свято-Екатерининского женского монастыря. В 2001 году восстановлена колокольня. В монастыре один соборный храм – святой великомученицы Екатерины и три приписных: в честь святых мучеников Мины, Виктора и Викентия, преподобного Сергия Радонежского и великомученика Никиты. В монастыре имеется два келейных корпуса: в одном проживают сестры, в другом действуют православные Богословские курсы. Третье монастырское здание реставрируется. Храм во имя великомученицы Варвары в Казани Церковь святой Варвары была построена в конце XVIII века. На месте церкви до 1774 года стоял дом казанского вице-губернатора Кудрявцева. В это время – в 1780 году – вся Казань заново отстраивалась после пугачевского разорения. На церковном антиминсе стояла дата – 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– за лучшее учебное пособие по «Православной культуре»; – за создание лучшего синопсиса детского фильма; – за создание лучшего детского фильма духовного содержания; – за вклад в области комплектования детских библиотек духовной литературой; – победителю выставки-конкурса детского изобразительного творчества «Божий мир глазами ребенка»; – за лучшую публикацию по духовной культуре; – лучшему благотворителю проекта «Православная культура»; – лучшему попечителю проекта «Православная культура»; – лучшему артисту в области духовной культуры. Наверх 1.17. III Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы “Истоки”: взаимодействие семьи и школы» Издательский дом «Истоки» (Москва), Департамент образования города Москвы, Департамент образования Вологодской области, Департамент образования Костромской области, Московский городской Дом учителя, ГОУ ЦПК Центр «Учебная книга» (Екатеринбург), Межрегиональная общественная просветительская организация «Истоки» Сопредседатели: архиепископ Костромской и Галичский Александр; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Кураторы: Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, директор Издательского дома «Истоки»; Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист Департамента образования г. Москвы, ст. н. с. Института содержания и методов обучения РАО, член Союза писателей России. Время проведения: 2 и 3 февраля. 2 февраля Место проведения: Московский городской Дом учителя. Адрес: Пушечная ул., д.4, стр. 2. Проезд: м. «Кузнецкий мост», «Лубянка». 3 февраля: приобщение к святыням Земли Русской. Наверх 1.17 а. Пленарное заседание. Начало работы: 2 февраля, 10.00. 1. Приветствия сопредседателей и организаторов конференции. 2. Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор Российской академии естественных наук, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», директор Издательского дома «Истоки». «О взаимодействии Семьи и школы в контексте развития программы “Социокультурные Истоки”».

http://pravoslavie.ru/423.html

Сергей Константинович Нуромский окончил Вологодскую духовную семинарию (1895). Служащий Вологодской контрольной палаты. Предводитель вологодского дворянства Александр Николаевич Неелов умер в 1916 или 1917 г. Вероятно, у Н.А. Ильинского допущена неточность. Сурконт Бронислав Викентьевич (1878–1920), большевик, поляк. Уроженец Виленской губернии. С 1907 года в Вологде работал мастером на железной дороге. Член РСДРП. В декабре 1917 избран в состав Вологодского Совета. На I губ. съезде РСДРП(б) в дек. 1917 избран в состав губкома. В горсовете – комиссар по делам печати и комиссар по польским делам. Входил в состав редколлегий «Известий Вологодского Совета рабочих и солдатских депутатов» и газеты «Северная беднота». Делегат III Всероссийского съезда Советов. В декабре 1919 года выехал по мобилизации на Северный фронт, умер в феврале 1920 года в Усть-Сысольске от тифа. См. Ф. Я. Коновалов Л. С. Панов Н. В. Уваров. Вологда. XII, начало XX века. Краеведческий словарь; Шорохов А. Нарком по делам печати//Красный Север. 1981. 222. С. 3.   Елена Сергеевна Чевская. Губернский продовольственный комитет. Имеется в виду Городской продовольственный комитет. Здоровый дух в здоровом теле. Голосилов Николай Кельсиевич (1889 г.р.), 20 мая 1921 – 20 нояб. 1921. Родился в деревне Дьяково Тотемского уезда. Из крестьянской семьи. Окончил трехклассное начальное приходское училище. В партии с 1917. Масленщик и слесарь на фабрике и в железнодорожном депо (1905-1918), заведующий Вологодской РКИ (1919-1920), заместитель заведующего Крымской, Киевской РКИ (1920), заведующий Вологодским горкоммунотделом (1921-1922), заведующий орготделом Вологодского губкома РКП(б) (1922-1923). Участник VI (1918), VIII (1920), IX (1921), X (1922), Всероссийских съездов Советов. В 1923 уехал из Вологодской губернии. ГАВО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 47. Л. 1, 78; Оп. 2. Д. 23. Л. 17; Ф. 585. Оп. 2. Д. 176. Л. 103; Д. 315. Л. 47-48. См. Л. Н. Мясникова, О. В. Якунина. От первого городского головы до современного главы города Вологды (1785-1999 годы)//Вологда: Ист.-краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/6.htm

http://bogoslov.ru/article/6192270

Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) , викарий Московской епархии Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) Епископ Дмитровский Александр (Агриков), викарий Московской епархии Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) Епископ Задонский Никон (Васин), викарий Воронежской епархии Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемсю Амвросий (Щуров) Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Московской епархии Епископ Иошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев) Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) Архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), заместитель председателя ОВЦС Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько) Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев), председатель Отдела по делам молодежи Епископ Красногорский Савва (Волков), викарий Московской епархии Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов) Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Епископ Курганский и Шадринский Михаил (Расковалов) Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) Епископ Людиновский Георгий(Грязнов), викарий Калужской епархии Епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков) Епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон (Кутовой) Архиепископ Можайский Григорий (Чирков), викарий Московской епархии Епископ Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан) Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) Архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук) Епископ Орехово-Зуевский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий диакон муч. † 362 г., 28 ноября. Василий, пр. Печерский, † 1098 г., 11 августа. Василла муч., 24 дек. Василько Ростовский (см. Василий), 4 марта. Васса, преп. Палестинская V в., 20 января. Васса, преп. Псковская (с Ионой и Марком) XV в., 29 марта. Васса муч., 21 августа. Вассиан Лавдийский † 409 года, 10 июня. Вассиан Соловецкий † 1561 года, 12 июня. Вассиан Тотемский † 1624 г., 12 сентября. Васс муч. † 368 г., 18 июля (с Емелианом). Венедикт Нурсийский † 543 г., 14 марта. Вениамин, муч. в Персии, † 421 г., 31 марта. Вениамин Печерский XII в., 13 окт. 28 августа. Венуст муч. † III в., 29 мая. Ветран, еп. Томский, IV в., 20 апр. Викентий муч. † 305 г., 11 ноября. Викторин муч. † 284 г., 31 янв. Викторин епископ † около 303 г., ноября. Викторин муч. † 287 г., 18 дек. Виктор муч. † 284 г., 31 января. Виктор, муч. в Дамаске II в., 11 ноября. Виссарион преп. V в., 6 июня. Виталий муч. † около 164 г., 25 янв. Виталий монах VII в., 22 апреля. Виталий мучен. † около 65 года, 14 октября. Вит мученик † 289 г., 15 июня. Владимир кн. Новгородск., † 1051 г., 4 октября. Владимир Сербский † 1015 г., 22 мая. Владимир Равноапост. † 1015 г., 15 июля. Владислав князь † 1238 г., 24 сент. Власий Севастийский † 320 г., 11 февраля. Вонифатий муч. IV в., 19 декабря. Вриенна препод. † 318 г., 9 апреля (с Платонидой). Всеволод-Гавриил князь † 1138 г., 11 февраля. Вукол епископ 1105 г., 6 февраля. Вера, муч. Римская, † около 137 года, 17 сентября. Вячеслав, князь Чешский, † 935 г., 16 сентября. Г авиний пресвитер † 296 г., 11 авг. Гавриил Архангел, 26 марта и 13 июня. Гавриил, пр. Лесновский, † X в., 15 января. Гавриил преподобномуч. † 1676 г., 2 февраля. Гавриил младенец пострадал 1690 г., 20 апреля. Гавриил Раич пострадал 1659 г., 30 августа. Гаддун муч. (с Фидием) 15 сент. Гаий, Апостол из LXX, 4 января и 5 ноября. Гаий муч. (с Ириной), 5 мая. Гаий папа † 296 г., 11 августа. Галактион пр., Юродивый, † 1506 г., 12 января. Галактион Вологодский † 1612 г., 24 сентября. Галактион муч. III в., 5 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А те, которые от обрезания, от детства до старости поучая божественным Писаниям и состареваясь в невежестве, обольщают приходящих неправым толкованием сих Писаний. Еретики же сердца людей простых вводят в обман добрыми и сладкими речами, Христовым именем, как медом, прикрывая яд злочестивых учений… Они поступают подобно тем, кои, в видах умерить некоторые острые питья для детей, сначала обмазывают обыкновенно уста их медом, дабы неопытное дитя, предощутив сладость, не убоялось горечи… Чтобы искуснее обмануть неосторожных овец Церкви, они слагают с себя волчий вид, не оставляя волчьей лютости, и как в волну какую завертываются в изречения из божественного Закона, дабы каждый, ощутив мягкость шерсти, нимало не убоялся остроты зубов». Св. Кирилл. иерус. 4 оглас. слово: твор. стр. 50. 51. Москва, 1855 г. Викент. лир. Памятн. зап. стр. 123. 124. Казань, 1863 г. 239 Св. Ирин. Прот. ерес. предисл. и кн. 1, гл.3, кн. 5, гл. 21: твор. стр. 1–2. 17–18. 318. Париж, 1710 г. Клим. Алекс. Стром. кн. 7: твор. стр. 761. Париж, 1641 г. Тертул. Прещ. прот. ерет. гл. 15: твор. ч. 1, стр. 163. Спб. 1847 г. Ориген . Тракт. на еванг. Матф. 29 : твор. т. 3, стр. 864. Париж, 1740 г. Илар. поатьер. К Констанц. импер. кн. 2: твор. стр. 101. Кельн, 1617 г. Викент. лиринск. Памятн. записк. стр. 121–126. Казань, 1863 г. Св. Ефрем. сир. О добродет. гл. 8: твор. ч 1, стр. 381. Москва, 1848 г. 242 Не говоря о том, что при таком богословствовании св. отцы и писатели Церкви изъясняли свящ. Писание по преданию апостольскому (смотр. ниже пункт. II, 4.), заметим, что подтверждение сказанного нами не трудно находить и в тех местах творений их, отрывки из которых приводят в свою пользу лютеране. Так, св. Афанасий великий , предположив доказать, что идолы – не боги и что Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек, и потому сказав, что святых и богодухновенных Писаний достаточно к изъяснению истины, вслед на тем замечает, что о вере Христовой и блаженными учителями сочинены многие книги, в которых читатель найдет некоторым образом истолкование Посланий и прийдет в состояние приобрести желаемое им ведение, а потом указывает причину ересей в том, что виновники их отпадают от церковного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

При этом Проспер, так же как и Августин, ссылается на неисповедимые суды Божии: “Когда одни погибают, несомненно, они погибают по своим заслугам, но если бы Бог захотел, то мог бы их освободить по Своему милосердию. И когда некоторые освобождаются, нельзя сказать, что они достойны освобождения, ведь если бы Бог захотел, то по Своей справедливости мог бы их осудить. Однако нет необходимости задаваться вопросом и невозможно узнать, почему Он освобождает не всех, или почему одних, а не других” (Отв. Ген., 8,4,6; Руфин, XIII.14). Для более удовлетворительного решения этого вопроса Проспер обращается к учению о Божественном предопределении, которое также подверглось критике со стороны галльских монахов. 1.3.Божественное предопределение. Как и Августин, Проспер полагает, что спасительная благодать Христова была уготована и предопределена на предвечном Совете Божием прежде создания мира, другими словами, что существует вечное Божественное предопределение ко спасению (Отв. Галл., I.1; II.8). Он отвергает мнение, которого придерживался сам Августин до 396 г., но затем также отверг, что предопределение к вечной жизни осуществляется Богом на основании предведения веры тех людей, которые поверят Богу по своему свободному произволению. Так же как и Августин, Проспер утверждает, что Бог предвидел тех, кому Он Сам даст, чтобы они поверили и не погибли, то есть Он предвидел Свои собственные благодеяния, которыми Он нас удостоит освобождения; так что “предопределение святых” есть “предведение и предуготовление благодати Божией, благодаря которой [люди] обретают истинную свободу” (Отв. Ген., 8; ср. Augustinus. Dedonopersev., XIV.35). Однако впоследствии, в трактатах 432–434 гг., Проспер пошел на уступки и смягчил крайности этого августиновского учения 17 . Так, критикам Августина, полагавшим, что его учение о Божественном предопределении делает Бога виновником гибели множества людей, Проспер возражает тем, что Божественное предопределение никоим образом не может сделать людей беззаконными или стать причиной чьего-либо греха (Отв. Галл., I.1; I.6). Бог есть Творец всех людей, но никто не сотворен Им для того, чтобы погибнуть, ведь одно есть причина рождения, а другое — гибели: то, чтобы люди рождались — это благодеяние Творца, а то, чтобы они погибли — это заслуга первого преступника, Адама (Отв. Викент., 3). Те, кто спасается, потому спасены, что Бог захотел, чтобы они спаслись, а те, кто погибает, потому погибнут, что сами заслужили погибнуть (Отв. Галл., II.8). Поэтому Бог восстановит во многих то, что он Сам создал, и покарает во многих то, чего Сам не сотворил (Отв. Викент., 3).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010