Византийское богослужение



 001   002   003   004   005   006   007

ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... период ( 325-726 ) Одним из важных церковно-адм. решений, принятых на Вселенском I Соборе (325) , было признание особых преимуществ епископов крупных адм. центров Римской империи: Рима (диоцез Италия) , Александрии (диоцез Египет) и Антиохии (диоцез Восток) . С каждым из них связано формирование особой литургической традиции (см. ст.) В вост. части Римской империи крупнейшим и влиятельнейшим адм. и церковным центром в III-IV вв. была Антиохия, из к-рой христианство распространялось как по территории империи, так и за ее пределами. С историко-литургической т. зр. Антиохия была центром «антиохийского литургического пространства», границы к-рого значительно превосходили границы адм. диоцеза Восток. Уже во 2-й пол. IV в. в этой литургической традиции сформировались основные богослужебные круги - суточный, седмичный и годовой. Определяющее влияние на развитие и облик антиохийской литургической традиции оказали городские аскетические общины, к-рые обеспечивали в храмах регулярное совершение богослужения с молитвами, пением псалмов и различных гимнов. Богослужение этих общин определяло структуру суточного круга и основные характеристики литургической традиции ... текст полностью ...
ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... период ( 325-726 ) Одним из важных церковно-адм. решений, принятых на Вселенском I Соборе (325) , было признание особых преимуществ епископов крупных адм. центров Римской империи: Рима (диоцез Италия) , Александрии (диоцез Египет) и Антиохии (диоцез Восток) . С каждым из них связано формирование особой литургической традиции (см. ст.) В вост. части Римской империи крупнейшим и влиятельнейшим адм. и церковным центром в III-IV вв. была Антиохия, из к-рой христианство распространялось как по территории империи, так и за ее пределами. С историко-литургической т. зр. Антиохия была центром «антиохийского литургического пространства», границы к-рого значительно превосходили границы адм. диоцеза Восток. Уже во 2-й пол. IV в. в этой литургической традиции сформировались основные богослужебные круги - суточный, седмичный и годовой. Определяющее влияние на развитие и облик антиохийской литургической традиции оказали городские аскетические общины, к-рые обеспечивали в храмах регулярное совершение богослужения с молитвами, пением псалмов и различных гимнов. Богослужение этих общин определяло структуру суточного круга и основные характеристики литургической традиции ... текст полностью ...
Святоотеческое наследие второй половины VI века / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... приобрело тогда негативное и почти бранное звучание. Из примерно 30 миллионов жителей империи после ее восстановления при святом Юстиниане язычников в конце его правления оставалось не больше 1 миллиона; вероятно, приблизительно такой же была и совокупная численность евреев и самарян. Ромеи и латиноязычные римляне регулярно, по возможности – в каждый воскресный день, приходили в храм на богослужение, любили церковные службы и не жалели ни личных, ни муниципальных средств на храмостроительство. И если иные из расходов имперской казны, например на содержание армии, которая рекрутировалась в основном из варваров, на войну с Персией, на подкуп варварских королей и герцогов, шейхов и ханов и их продажных и жадных слуг, вызывали ропот в народе, то употребление средств фиска на храмостроительство благочестивый народ искренне одобрял. Византийское богослужение Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 382. [16] Там же. Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю. В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского ... текст полностью ...
Святой Савва Сербский как ктитор Хиландарского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Хиландар на самой высокий уровень за всю его средневековую историю. Итак, монастырь Хиландар сыграл важную роль в процессе установления византийского литургического обряда. Сербская афонская лавра, построенная святыми Симеоном и Саввой в 1198 году, явилась не только новым духовным, но также и первым литургическим центром сербского народа. Литургическая реформа, очагом которой был монастырь Хиландар, привела к появлению новых тенденции в области сербской богослужебной практики и обусловила особенности ее структуры, системы жанров и стиля. Благодаря деятельности святого Саввы в Хиландаре, византийское богослужение впервые начало приспосабливаться и адаптироваться к сербскому религиозному менталитету. [1] Гаврюшина Л. К. История литератур западных и южных славян. Т. 2: Сербская литература. М., 1997. С. 193. [2] Трифуновић Ђ. Опис цариградских светиња Антонија Новгородког. Источник № V. Београд, 1996. С. 25–31. Исследованию предшествует перевод Антониевого описания святынь. [3] Дометијан. Живот светога Симеуна и светога Савве Публ. Ђ. Даничич. Београд, 1865. [4] Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в Средние века, дает паломник Василий ... текст полностью ...
Остромирово ЕвангелиеИскать в Источникеaquaviva.ru
... праздничных апракосов исчисляется несколькими десятками. В византийском богослужении оба апракоса выходят из употребления после 1204 г. В этот год Константинополь был захвачен крестоносцами, и несколько десятилетий в его стенах существовало латинское королевство. После восстановления православного богослужения здесь нашел применение литургический устав монастыря Саввы Освященного. Сформировавшийся в условиях богослужебной практики Иерусалимского патриархата, этот устав не знал характерных для Константинополя новозаветных литургических сборников полного и краткого апракоса, и византийское богослужение тогда вновь вернулось к использованию Четвероевангелия. Вслед за греческими учителями этот обратный путь проделали и славяне, что стало заметно, однако, лишь в XIV в. К приведенной выше статистике рукописей апракоса следует добавить, что славянских списков Четвероевангелия от XI-XIV вв. сохранилось 126. Большая часть из них также могла применяться за богослужением, для этого рукописи были снабжены лекционарными таблицами и соответствующей разметкой текста. И апракосы, и списки Четвероевангелия, употребляемые за богослужением, имели дополнительный отдел, в котором ... текст полностью ...
МДА посетил известный литургист профессор Роберт ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... синтеза в Константинопольском патриархате». Лекция была организована по благословению ректора МДАиС архиепископа Верейского Евгения и инициативе членов Церковно-практической кафедры МДА профессора А. М. Пентковского и доцента диакона Михаила Желтова. Выступление профессора Тафта было посвящено анализу литургического и иконографического наследия Палеологовского периода истории Византийского государства. Лектор поставил перед собой задачу «разобраться» с привычными научными клише, касающимися византийской литургики и искусства. Профессор Тафт подверг критике тенденцию воспринимать византийское богослужение времени Палеологов как явление «живое» и незажатое рамками устава. По мнению Тафта, богослужение средне- и поздневизантийского периода было намного более повествовательным и историческим, чем в более ранние периоды византийской истории. Для лучшего понимания предложенного отрезка истории о. Роберт выделил три основных концепта — ключевых понятия к пониманию византийского богослужения: «таксис» (устав) , «история» (чинопоследование) и «теория» (созерцание) . Лектор отметил, что в Палеологовский период византийцы воспринимали свое искусство в сугубо реалистичном ... текст полностью ...
Литургика : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... Крещения, Исповеди, обряд водосвятия, освящение дома, и другие) . Изучение богослужения невозможно без изучения богослужебных помещений, принадлежностей, книг - то, что составляет предмет церковной археологии, а также изучения богослужебной гимнографии. Частной проблемой литургических исследований можно назвать вопросы церковного пения. Наконец следует упомянуть о проблеме, лежащей на стыке литургики, каноники и филологии - проблеме богослужебном языке. Если же подходить к литургике с точки зрения хронологии, то можно назвать следующие изучаемые периоды: Богослужение Древней Церкви, Византийское богослужение, Древнерусское богослужение (распределяющееся на периоды: Студийского устава, Иерусалимского устава, Книжной справы и XVII века) , богослужение Синодального периода, богослужение XX века. Литургика Поделиться… Зарегистрировавшиеся посетители могут подписаться на рассылку комментариев к этой статье. Комментарии (1) Написать комментарий Светлана, Орехово-Зуево 18. 11. 2008 в 00: 32 Где можно ознакомиться с последованием церковной службы? Ответить Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии ... текст полностью ...
МИНСК. В Минске прошли торжества, приуроченные ...Искать в Источникеmospat.ru
... священную книгу — Новый Завет. И они, по слову Евангелия, познали истину, и истина сделала их свободными ( Ин. 8: 32 ) . Также и святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру для себя и для своего народа по тому смыслу бытия, который раскрывался в Евангелии Христовом и в христианском образе жизни. Ныне и мы находимся перед выбором жизненных и духовных ценностей, и новое поколение наших соотечественников ищет смысл своего бытия. Предки же наши увидели этот смысл в книгах, которые стали им доступны благодаря трудам равноапостольных Мефодия и Кирилла. Другим источникам знаний было византийское богослужение, во время которого, по свидетельству летописи, единственное оставалось для них непонятным: на небе они пребывают или на земле? Наши христианские предшественники особенно ясно сознавали, что в богослужении сосредоточена их жизнь, и что сама жизнь христианина — это неперестающее богослужение. Важнейшее сходство обнаруживаем мы в деятельности Солунских братьев и князя Владимира: распространение христианства в славянских землях и на Руси они связывали не с принуждением, но с силою духовного просвещения, с воспитанием священнослужителей, которые своими трудами и образом ... текст полностью ...
Евхаристия. Таинство Царства, Глава 2 читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... время, в категории его мысли и опыта, между тем как присущий творению и неотделимый от него символизм Царства Божьего, поистине ключ к Церкви и ее жизни, был низведен в категорию ненужного символизма изобразительного... § X??? Надо со всей силой оговорить, однако, что указанный процесс был именно процессом, долгим и сложным, а не какой-то мгновенной «метаморфозой», и что «изобразительному символизму», несмотря на его внешнюю «популярность», никогда не удалось до конца заменить собою изначальный, в самой вере укорененный, подлинный литургический символизм. Сколь бы ни развивалось, например, византийское богослужение в сторону того, что в моем «Введении в Литургическое Богословие» я назвал «внешней торжественностью», сколь бы ни обрастало оно декоративными и аллегорическими деталями, помпой имперского культа и мистериальной священностью – богослужение в целом и первичная интуиция его в сознании верующих продолжали определяться символизмом Царства.) И об этом лучше всего свидетельствует православное восприятие храма и неотрываемой от него иконописи, какими они сложились как раз в византийскую эпоху и которые, возможно, глубже выражают святое святых византийского церковного ... текст полностью ...
Евхаристия. Таинство Царства, Глава 2 читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... время, в категории его мысли и опыта, между тем как присущий творению и неотделимый от него символизм Царства Божьего, поистине ключ к Церкви и ее жизни, был низведен в категорию ненужного символизма изобразительного... § X Надо со всей силой оговорить, однако, что указанный процесс был именно процессом, долгим и сложным, а не какой-то мгновенной «метаморфозой», и что «изобразительному символизму», несмотря на его внешнюю «популярность», никогда не удалось до конца заменить собою изначальный, в самой вере укорененный, подлинный литургический символизм. Сколь бы ни развивалось, например, византийское богослужение в сторону того, что в моем «Введении в Литургическое Богословие» я назвал «внешней торжественностью», сколь бы ни обрастало оно декоративными и аллегорическими деталями, помпой имперского культа и мистериальной священностью – богослужение в целом и первичная интуиция его в сознании верующих продолжали определяться символизмом Царства. И об этом лучше всего свидетельствует православное восприятие храма и неотрываемой от него иконописи, какими они сложились как раз в византийскую эпоху и которые, возможно, глубже выражают святое святых византийского церковного ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007

Постоянная ссылка на эту страницу: Византийское богослужение
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"