Византийское богослужение



 001   002   003   004   005   006   007

ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... период ( 325-726 ) Одним из важных церковно-адм. решений, принятых на Вселенском I Соборе (325) , было признание особых преимуществ епископов крупных адм. центров Римской империи: Рима (диоцез Италия) , Александрии (диоцез Египет) и Антиохии (диоцез Восток) . С каждым из них связано формирование особой литургической традиции (см. ст.) В вост. части Римской империи крупнейшим и влиятельнейшим адм. и церковным центром в III-IV вв. была Антиохия, из к-рой христианство распространялось как по территории империи, так и за ее пределами. С историко-литургической т. зр. Антиохия была центром «антиохийского литургического пространства», границы к-рого значительно превосходили границы адм. диоцеза Восток. Уже во 2-й пол. IV в. в этой литургической традиции сформировались основные богослужебные круги - суточный, седмичный и годовой. Определяющее влияние на развитие и облик антиохийской литургической традиции оказали городские аскетические общины, к-рые обеспечивали в храмах регулярное совершение богослужения с молитвами, пением псалмов и различных гимнов. Богослужение этих общин определяло структуру суточного круга и основные характеристики литургической традиции ... далее ...
Остромирово ЕвангелиеИскать в Источникеaquaviva.ru
... праздничных апракосов исчисляется несколькими десятками. В византийском богослужении оба апракоса выходят из употребления после 1204 г. В этот год Константинополь был захвачен крестоносцами, и несколько десятилетий в его стенах существовало латинское королевство. После восстановления православного богослужения здесь нашел применение литургический устав монастыря Саввы Освященного. Сформировавшийся в условиях богослужебной практики Иерусалимского патриархата, этот устав не знал характерных для Константинополя новозаветных литургических сборников полного и краткого апракоса, и византийское богослужение тогда вновь вернулось к использованию Четвероевангелия. Вслед за греческими учителями этот обратный путь проделали и славяне, что стало заметно, однако, лишь в XIV в. К приведенной выше статистике рукописей апракоса следует добавить, что славянских списков Четвероевангелия от XI-XIV вв. сохранилось 126. Большая часть из них также могла применяться за богослужением, для этого рукописи были снабжены лекционарными таблицами и соответствующей разметкой текста. И апракосы, и списки Четвероевангелия, употребляемые за богослужением, имели дополнительный отдел, в котором ... далее ...
МДА посетил известный литургист профессор Роберт ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... синтеза в Константинопольском патриархате». Лекция была организована по благословению ректора МДАиС архиепископа Верейского Евгения и инициативе членов Церковно-практической кафедры МДА профессора А. М. Пентковского и доцента диакона Михаила Желтова. Выступление профессора Тафта было посвящено анализу литургического и иконографического наследия Палеологовского периода истории Византийского государства. Лектор поставил перед собой задачу «разобраться» с привычными научными клише, касающимися византийской литургики и искусства. Профессор Тафт подверг критике тенденцию воспринимать византийское богослужение времени Палеологов как явление «живое» и незажатое рамками устава. По мнению Тафта, богослужение средне- и поздневизантийского периода было намного более повествовательным и историческим, чем в более ранние периоды византийской истории. Для лучшего понимания предложенного отрезка истории о. Роберт выделил три основных концепта — ключевых понятия к пониманию византийского богослужения: «таксис» (устав) , «история» (чинопоследование) и «теория» (созерцание) . Лектор отметил, что в Палеологовский период византийцы воспринимали свое искусство в сугубо реалистичном ... далее ...
Вестник ПСТГУ, серия I: Богословие, философия. - ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... журнала — по сравнению со старыми выпусками «Богословского сборника», в журнале наконец-то появился раздел рецензий; исследовательские материалы и публикации памятников разнесены по разным разделам выпуска; появился сложный и продуманный библиографический аппарат; качественно вырос уровень макетирования. Новый номер журнала является специальным выпуском («Труды кафедры Литургического богословия») , бóльшая часть содержащихся в нем исследований и публикаций подготовлена сотрудниками кафедры Литургического богословия ПСТГУ. Основная часть материалов принадлежит к одной из трех тем: византийское богослужение, богослужение Русской Церкви, литургические традиции ранней Церкви. Содержание выпуска: Исследования диак. Михаил Асмус К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией М. Бернацкий, диак. Михаил Желтов Вопросоответы митр. Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в XII в. С. А. Ванюков Обзор истории и содержания богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Н. Е. Гайдуков Напольные мозаичные декоративные программы в храмах Херсонеса: Литургический аспект А. В. Пономарев Крещальные формулы ... далее ...
Священник Миладин Митрович. Святой Савва Сербский ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Хиландар на самой высокий уровень за всю его средневековую историю. Итак, монастырь Хиландар сыграл важную роль в процессе установления византийского литургического обряда. Сербская афонская лавра, построенная святыми Симеоном и Саввой в 1198 году, явилась не только новым духовным, но также и первым литургическим центром сербского народа. Литургическая реформа, очагом которой был монастырь Хиландар, привела к появлению новых тенденции в области сербской богослужебной практики и обусловила особенности ее структуры, системы жанров и стиля. Благодаря деятельности святого Саввы в Хиландаре, византийское богослужение впервые начало приспосабливаться и адаптироваться к сербскому религиозному менталитету. [1] Гаврюшина Л. К. История литератур западных и южных славян. Т. 2: Сербская литература. М., 1997. С. 193. [2] Трифуновић Ђ. Опис цариградских светиња Антонија Новгородког. Источник № V. Београд, 1996. С. 25–31. Исследованию предшествует перевод Антониевого описания святынь. [3] Дометијан. Живот светога Симеуна и светога Савве Публ. Ђ. Даничич. Београд, 1865. [4] Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в Средние века, дает паломник Василий ... далее ...
Истоки сербской литургической традиции / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Истоки сербской литургической традиции Сербская богослужебная традиция в своих истоках во многом связана с монастырем Хиландар – местом, где впервые уставное византийское богослужение встретилось с традициями сербского монашества. Сербская афонская лавра, построенная в 1189 году, явилась не только новым духовным, но также и первым литургическим центром сербского народа: первые типиконы и богослужебные книги, которые приходили из Византии, трудами хиландарских игуменов и иноков сначала переводились и приспосабливались к условиям сербской богослужебной практики в Хиландаре, а потом уже переносились в Сербию. И именно в Хиландаре стараниями святого Саввы Сербского шел процесс создания собственно сербского богослужения. В каком объеме Сербией было перенято византийское богослужение до святого Саввы, из-за отсутствия источников остается неизвестным. Вероятно, это богослужение было связано с литургической традицией охридского региона, где еще на рубеже X–XI веков переводились на славянский язык греческие богослужебные книги [1]. Ученые, в течение многих десятилетий изучавшие древнесербское богослужение, основное внимание сосредотачивали на новозаветных богослужебных ... далее ...
МИНСК. В Минске прошли торжества, приуроченные ...Искать в Источникеmospat.ru
... священную книгу — Новый Завет. И они, по слову Евангелия, познали истину, и истина сделала их свободными ( Ин. 8: 32 ) . Также и святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру для себя и для своего народа по тому смыслу бытия, который раскрывался в Евангелии Христовом и в христианском образе жизни. Ныне и мы находимся перед выбором жизненных и духовных ценностей, и новое поколение наших соотечественников ищет смысл своего бытия. Предки же наши увидели этот смысл в книгах, которые стали им доступны благодаря трудам равноапостольных Мефодия и Кирилла. Другим источникам знаний было византийское богослужение, во время которого, по свидетельству летописи, единственное оставалось для них непонятным: на небе они пребывают или на земле? Наши христианские предшественники особенно ясно сознавали, что в богослужении сосредоточена их жизнь, и что сама жизнь христианина — это неперестающее богослужение. Важнейшее сходство обнаруживаем мы в деятельности Солунских братьев и князя Владимира: распространение христианства в славянских землях и на Руси они связывали не с принуждением, но с силою духовного просвещения, с воспитанием священнослужителей, которые своими трудами и образом ... далее ...
Афон в духовной жизни Православной Церкви - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... подлинных преданий монашества. Как отличны были условия в прошлом, когда Афон среди своих монахов насчитывал столь много высококультурных людей! И все же, несмотря на только что сказанное, Афон продолжает занимать совершенно исключительное и незаменимое место в духовной жизни Православной Церкви. Это единственное место, где древнее монашеское предание Востока во всем своем разнообразии все еще представляет собою вплоть до наших дней живую человеческую действительность. Оно господствует там над всей жизнью и придает этой стране свой особый отпечаток. Это одно из немногих мест, где византийское богослужение все еще совершается в течение всего церковного года во всем его богатстве и красоте. В приходских церквах и даже в монастырях вне Афона мы обыкновенно можем видеть только обрывки полного православного богослужения. Св. Гора – это одно из тех немногих мест во всем мipe, где писания и учения таких великих аскетов и мистиков Православной Церкви, как Макарий Великий, прп. Иоанн Лествичник, прп. Симеон Новый Богослов и другие, составляют не только предмет чисто теоретического изучения и исследования немногих ученых-специалистов (патрологов и византологов) , но ... далее ...
Исторический путь православия, Глава 5 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... или мелодий. Его именем надписано огромное количество служб, но далеко не все принадлежит, конечно, ему. По всей вероятности, его нужно признать автором наших воскресных догматиков и канонов, пасхальной службы, канонов на большие праздники – Рождества, Крещения, Преображения и т. д. Это очень замечательная по содержанию и форме литургическая поэзия, влияние которой в византийской гимнографии будет решающим. Но характерно, во-первых, стремление Дамаскина закрепить богослужения в определенную схему, а во-вторых, почти полная зависимость его богословских мотивов от святоотеческого предания. Византийское богослужение, как мы уже сказали, есть переплавление в литургическую форму догматических достижений предшествующей эпохи. Оно почти целиком окрашено в троичные и христологические цвета. Тем же пафосом завершения, закрепления отмечена и литургическая деятельность Студийского центра во главе с преп. Феодором Студитом. Здесь возникают «Триоди» (песнопения и богослужебный строй Великого Поста и Пасхального периода) ; здесь же постепенно складывается «Типикон», т. е. богослужебный устав, стремящийся к все большему и большему «фиксированию» службы. Каждому византийскому поколению ... далее ...
Патриарх Фотий и Византийское богослужение его ...Искать в Источникеazbyka.ru
... указывает на необыкновенную жизненность церковного проповедничества его времени. Можно без преувеличения сказать, что в его время эта богослужебная форма имела преобладающее значение в общей системе богослужения, или, по крайней мере, возбуждала наибольшей интерес. Это видно, между прочим, из того, что в то время, как свидетельствует Златоуст, многие ходили в церковь единственно для того, чтобы послушать проповедь, и по выслушании ее, удалялись, что и послужило отчасти причиною того, что проповедь с начала литургии отнесена была к ее концу. Итак, при Златоусте в конце IV и в начале V в. византийское богослужение вполне покоилось на основах древнехристианского. Два главные его элемента дидактический и поэтический представляли собою явление жизненное и подвижное, причем элемент дидактический или проповеднический, благодаря ораторскому гению Златоуста, значительно преобладал над поэтическим, который сравнительно быль менее развить. Так было при Златоусте. Так ли было после него с V по IX в.? Элемент проповеднический после Златоуста, конечно, трудно было удержать на той же высоте. Для этого нужно было, чтобы преемники Златоуста обладали таким же талантом, как и он. И мы ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007

Постоянная ссылка на эту страницу: Византийское богослужение
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"