Византийское богослужение



 001   002   003   004   005   006   007

Богослужебная реформа святого Саввы Сербского ...Искать в Источникеazbyka.ru
... черт хиландарской литургической традиции XIII века. Важно подчеркнуть, что в процессе создания сербской литургической традиции святой Савва не реформировал богослужение в его объективном содержании или в его чине, а изменял структуру и состав богослужебных книг византийской модели. Изменения также не касались обрядовых действий, входящих в состав греческих служб, а затрагивали только богослужебные книги. Реформа святого Саввы основывалась, прежде всего, на его стремлении создать независимое и аутентичное богослужение для Сербской Церкви. Он не ставил перед собой цель изменить византийское богослужение, не принимая во внимание мнения Церкви. Его задача заключалась, во-первых, в том, чтобы своим переводом дать возможность правильного понимания богослужения, и, во-вторых, через введение новых богослужебных форм позволить сербскому духовенству активно, сознательно и в полной мере участвовать в независимом и аутентичном сербскому сознанию богослужении. Его реформа стала естественной реакцией на тот факт, что созданию автокефальной Сербской Церкви должно предшествовать создание независимого богослужения. Отсюда можно утверждать, что хиландарская богослужебная ... текст полностью ...
Как не потерять себя в интернете: Лекция инокини ...Искать в Источникеpravmir.ru
... этой поверхностности – обратиться к древней практике Церкви и многих подвижников и мирян прошлых веков, а именно к тому, что называется молитвенным чтением, lectio divina. В латинском монашестве, очень древнем, практиковалось уделять какое-то небольшое время такому чтению, lectio divina, каждый день, очень удобно делать это утром (может быть, многие из вас уже это делают) . Все понимают, что если берешь на себя слишком много, то не будешь продолжать это делать. В прошлом году мы сделали видео об Иоанне Лествичнике, и эпизод нашей программы был посвящен практике глубокого чтения. Наше богослужение византийское, оно предполагает всегда молитву перед чтением Евангелия, это имеет разные формы на разных службах, но мы молимся перед чтением Евангелия или другой части Священного Писания. Сначала надо минимизировать то, что мы делаем, иначе вы быстро забросите это. Я – минималист в этом деле, но очень люблю любое ежедневное упражнение в чем-либо. Для начала помолитесь и прочитайте немножко. Читайте иногда всего лишь несколько стихов, пока что-то вам особенно не западет в сердце, потом этот стих, который вам запал в сердце, вы можете даже записать на записочку или в свой ... текст полностью ...
Святоотеческое наследие второй половины VI века / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... приобрело тогда негативное и почти бранное звучание. Из примерно 30 миллионов жителей империи после ее восстановления при святом Юстиниане язычников в конце его правления оставалось не больше 1 миллиона; вероятно, приблизительно такой же была и совокупная численность евреев и самарян. Ромеи и латиноязычные римляне регулярно, по возможности – в каждый воскресный день, приходили в храм на богослужение, любили церковные службы и не жалели ни личных, ни муниципальных средств на храмостроительство. И если иные из расходов имперской казны, например на содержание армии, которая рекрутировалась в основном из варваров, на войну с Персией, на подкуп варварских королей и герцогов, шейхов и ханов и их продажных и жадных слуг, вызывали ропот в народе, то употребление средств фиска на храмостроительство благочестивый народ искренне одобрял. Византийское богослужение Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 382. [16] Там же. Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю. В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря. ... текст полностью ...
Святой Савва Сербский как ктитор Хиландарского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Хиландар на самой высокий уровень за всю его средневековую историю. Итак, монастырь Хиландар сыграл важную роль в процессе установления византийского литургического обряда. Сербская афонская лавра, построенная святыми Симеоном и Саввой в 1198 году, явилась не только новым духовным, но также и первым литургическим центром сербского народа. Литургическая реформа, очагом которой был монастырь Хиландар, привела к появлению новых тенденции в области сербской богослужебной практики и обусловила особенности ее структуры, системы жанров и стиля. Благодаря деятельности святого Саввы в Хиландаре, византийское богослужение впервые начало приспосабливаться и адаптироваться к сербскому религиозному менталитету. [1] Гаврюшина Л. К. История литератур западных и южных славян. Т. 2: Сербская литература. М., 1997. С. 193. [2] Трифуновић Ђ. Опис цариградских светиња Антонија Новгородког. Источник № V. Београд, 1996. С. 25–31. Исследованию предшествует перевод Антониевого описания святынь. [3] Дометијан. Живот светога Симеуна и светога Савве Публ. Ђ. Даничич. Београд, 1865. [4] Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в Средние века, дает паломник Василий ... текст полностью ...
Афонскими тропами | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... Началось наше знакомство с Афоном с русского Свято-Пантелеимонова монастыря (он, кстати, самый большой по территории, и до революции там подвизались около двух тысяч монахов) , но это был обычный день с будничным богослужением. А вот в болгарский монастырь Зограф мы попали на Панагир, так называется престольный праздник обители. И самым сильным впечатлением было афонское богослужение – торжественное всенощное бдение, которое началось в девять вечера, а закончилось в восемь утра. Для человека неподготовленного физически отстоять такую службу трудно, но одновременно и легко. Потому что византийское богослужение дает возможность почувствовать мистичность и таинственность происходящего в храме. Пение, действия священнослужителей, сама храмовая атмосфера, молитва монахов – все это создает ощущение прикосновения к Горнему миру. Мы часто говорим, что храм – это особое место присутствия Бога, и афонское богослужение позволяет это пережить. – В течение такой многочасовой службы монахи стоят? – В греческих храмах и афонских монастырях используются так называемые стасидии, они сделаны из дерева и похожи на узкие троны. В них можно стоять, опершись на подлокотники, можно и присесть. ... текст полностью ...
Храм Архангела Михаила в Станиславле г.Москва ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... в его время, в категории его мысли и опыта, между тем как присущий творению и неотделимый от него символизм Царства Божьего, поистине ключ к Церкви и ее жизни, был низведен в категорию ненужного символизма изобразительного… X Надо со всей силой оговорить, однако, что указанный процесс был именно процессом, долгим и сложным, а не какой-то мгновенной «метаморфозой», и что «изобразительному символизму», несмотря на его внешнюю «популярность», никогда не удалось до конца заменить собою изначальный, в самой вере укорененный, подлинный литургический символизм. Сколь бы ни развивалось, например, византийское богослужение в сторону того, что в моем «Введении в Литургическое Богословие» я назвал «внешней торжественностью», сколь бы ни обрастало оно декоративными и аллегорическими деталями, помпой имперского культа и мистериальной священностью — богослужение в целом и первичная интуиция его в сознании верующих продолжали определяться символизмом Царства. И об этом лучше всего свидетельствует православное восприятие храма и неотрываемой от него иконописи, какими они сложились как раз в византийскую эпоху и которые, возможно, глубже выражают святое святых византийского церковного ... текст полностью ...
Владимир Святой: завоеватель и креститель. Десять ...Искать в Источникеrublev.com
... «Где больной или нищий, не могущий ходить? » И тем раздавать все, что им нужно». 5. Что такое выбор веры и выбирал ли Владимир веру? Красивое летописное сказание о «испытании вер» киевским князем носит, безусловно, легендарный характер. Вероятно, одна из его целей — показать, что Владимир сделал самостоятельный выбор, без какого-либо давления извне. Согласно летописи, католицизм не устроил князя, поскольку был ранее отвергнут его бабкой Ольгой, а ислам не пришелся правителю-гедонисту тем, что там нельзя употреблять алкоголь, тогда как «веселие есть на Руси пити». Зато православное византийское богослужение поразило воображение княжеских послов своей красотой и великолепием. Понятно, что изначально выбор веры был продиктован политическими причинами — Владимиру нужно было укреплять свою династию надежными союзниками, и мощная Византийская империя, с которой у Руси уже были давние культурно-торговые связи, представлялась наиболее выгодным «кандидатом». Итак, на совете князя и бояр было принято решение креститься в Константинопольской церкви. Разумеется, Владимир не мог обойтись без жесткой демонстрации силы — захватив византийский город Херсонес, или Корсунь, ... текст полностью ...
Остромирово ЕвангелиеИскать в Источникеaquaviva.ru
... кодексе под одним переплетом, так образовалась книга называемая Четвероевангелие. По мере усложнения и стабилизации форм богослужения за Литургией прочитывались в известном порядке отрывки из Ветхого и Нового Завета, называемые в этом случае перикопами, ибо греч. περικοπή может быть переведено как «отрезок». Из соображений удобства и экономии денежных средств тексты, предназначенные для такого использования, собирались в отдельные сборники, за которыми в дальнейшем закрепилось название лекционарий. Так сложилась служебная или литургическая разновидность текста Св. Писания. В конце VII в. византийское богослужение претерпело значительные перемены, из них главная заключалась в том, что для Литургии, для ее первой части, которая называется в православной традиции Литургией оглашенных и в католической - Литургией слова, были оставлены лишь перикопы из Нового Завета, тогда как ветхозаветные пассажи (или паримьи) перенесены на службу навечерий и назначены для службы Преждеосвященных Даров, которая отправляется по будним дням Великого Поста. Порядок чтения новозаветных перикоп был подчинен пасхальному (лунному) календарю, т. е. начинался от Пасхи и завершался накануне ее в ... текст полностью ...
ДЕЙСТВА ЛИТУРГИЧЕСКИЕ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... к обычному кругу служб в нек-рые дни года церковного - в Мясопустную неделю, на праздник Входа Господня в Иерусалим, в Великий четверг, в Великую пятницу, в Праотец святых неделю. Имели ярко выраженную изобразительную символику. К Д. л. близки нек-рые традиции древнего стационального богослужения - в т. ч. восходящие к ним торжественные крестные ходы на определенные праздники. См. статьи Омовение св. мощей, Пещное действо, Страшный Суд, Умовение ног, Шествие на осляти. Рубрики Литургика. Основные понятия История формирования чинопоследований и служб Литургика Ключевые слова Богослужение византийское - см. Византийское богослужение Литургика. Основные понятия Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Действа литургические, особые богослужебные чины, в византийском и древнерусском традиции совершавшиеся в дополнение к обычному кругу служб в некоторые дни года церковного Богослужение древнерусское См. также АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни, неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а ... текст полностью ...
Вестник ПСТГУ, серия I: Богословие, философия. - ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... журнала — по сравнению со старыми выпусками «Богословского сборника», в журнале наконец-то появился раздел рецензий; исследовательские материалы и публикации памятников разнесены по разным разделам выпуска; появился сложный и продуманный библиографический аппарат; качественно вырос уровень макетирования. Новый номер журнала является специальным выпуском («Труды кафедры Литургического богословия») , бoльшая часть содержащихся в нем исследований и публикаций подготовлена сотрудниками кафедры Литургического богословия ПСТГУ. Основная часть материалов принадлежит к одной из трех тем: византийское богослужение, богослужение Русской Церкви, литургические традиции ранней Церкви. Содержание выпуска: Исследования диак. Михаил Асмус К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией М. Бернацкий, диак. Михаил Желтов Вопросоответы митр. Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в XII в. С. А. Ванюков Обзор истории и содержания богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Н. Е. Гайдуков Напольные мозаичные декоративные программы в храмах Херсонеса: Литургический аспект А. В. Пономарев Крещальные формулы «во ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007

Постоянная ссылка на эту страницу: Византийское богослужение
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"