Названия изменяющихся молитвословий    В зависимости от того или другого праздника, или дня памяти святого, за богослужением читаются те или другие отрывки из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Эти чтения носят название по той книге, из которой заимствованы. Кроме того каждому данному празднику и прославляемому святому поются особые песнопения, которые носят нижеследующие названия:     Тропарь τροπαριον (от греч. τροπος — нрав, образец или τροπαια — трофей, знак победы, или τρεπω — обращаю) песнь в кратких, но выразительных чертах изображающая событие праздника или жизнь святого, напр., «Рождество Твое, Христе Боже наш…» или «Правило веры и образ кротости…»     Кондак (от греческого слова κονδακιον — нрав, или от κονδαξ — как его уменьшительное — «копье», но вероятнее производить его от κονδος — палочка, на которую наматывался свиток пергамента, или от «κονδακια» — свертки пергамента, исписанные с двух сторон) — краткое песнопение, которое, подобно тропарю изображает сущность празднуемого события или черты характера прославляемого святого. Разница между тропарем и кондаком, главным образом в месте, которое они занимают в богослужении. Тропари поются в конце вечерни, в начале и в конце утрени, а кондак всегда в середине утрени, сразу после 6-ой песни канона. Кроме того, тропарь изображает событие праздника по преимуществу с его внешней стороны, а кондак отмечает его внутреннюю сущность и значение. Наиболее известные кондаки «Дева днесь Пресущественнаго раждает…», «Взбранной Воеводе победительная…»     Величание — песнь, содержащая прославление праздника или святого, которая поется за всенощным бдением или праздничной утреней перед иконой праздника или святого сначала священнослужителями среди храма, а потом несколько раз повторяется певцами на клиросах.     Стихира (от греч. «στιχηρα» — многостишие) песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (по-гречески, ибо в славянском переводе стихотворный размер, конечно, утратился), имеющих перед собой большей частью стихи из Священного Писания, главным образом, из псалмов. В каждой из стихир содержится одна и та же главная мысль, которая разнообразно и весьма поэтично и художественно в живых образах и сравнениях раскрывается во всех стихирах. Стихир за каждым богослужением поется много, но они носят различные названия. Если стихиры поются после стихов псалма «Господи воззвах», то они называются «стихирами на Господи воззвах»; если стихиры поются после стихов псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа», они называются «стихирами на хвалитех». В конце вечерни и в конце будничной утрени есть еще стихиры, которые называются «стихирами на стиховне». Кроме того имеются еще и литийныя стихиры, которые поются при выходе священнослужителей в притвор на литию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

XVII в. Состав ноябрьского последования свт. Григория Паламы (древнейшие известные рукописи: Athen. Bibl. Nat. 2008, 1365–1375 гг.; Vindob. Gr. Theol. 201, 2-я пол. XIV в.; анализ последования (без учета второй из названных рукописей): Boloudakes. S. 43–71; греческий текст: Ibid. S. 73–143) включает в себя (не считая богородичнов): два отпустительных тропаря 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (Orthodoxias hodege, eusebeias didaskale: (Православия наставниче, благочестия учителю:) и Orthodoxias ho phoster, Ekklesias to sterigma: (Православия светильниче, церкве утверждение:); в русской Минее — только один тропарь, Православию наставниче, святителем украшение:, являющийся (несмотря на свое начало) сокращенным вариантом второго из двух указанных греческих тропарей); кондак на подобен «Взбранной Воеводе»: To tes sophias hieron kai theion organon: (Премудрости священный и божественный орган:) с икосом; канон Трем святителям и свт. Григорию Паламе (в русской Минее его нет; 4-го плагального гласа; акростихи: в тропарях: Ton theologon synodon hymno ton megalon (Богословов великих единомышленника воспеваю), в богородичнах: Philotheos (Филофей); ирмос: hArmatelaten Pharao ebythise: (Колесницегонителя фараоня погрузи:); начало: Ton theologon ton trion ton sympnoun (Единодушного трем Богословам)); канон свт. Григорию Паламе (есть и в греческом, и в русском последованиях; 1-го гласа; акростихи: в тропарях: Stathmen anymno dogmaton ton entheon (Богодохновенное правило догматов воспеваю), в богородичнах: Philotheos (Филофей); ирмос: Sou he tropaiouchos dexia: (Твоя победительная десница:); начало: Sy ton charismaton te pege (Ты дарований источнику)); несколько седальнов (различаются в разных рукописях; немаловажно, что русское последование содержит тот же набор седальнов, что и древнейшая рукопись греческая последования, Athen. Bibl. Nat. 2008, тогда как в позднейших греческих рукописях корпус седальнов меняется); светилен; 14 самогласнов (включая славники; в русской Минее — только 4, по причине отсутствия стихир на литии (8 самогласнов) и на малой вечерне) и 5 циклов стихир-подобнов (в русской Минее — только 4) (количество и состав стихир различаются в рукописях; данные приведены по изданию диак.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

Так как содержание акафиста Богородице более или менее известно всякому русскому человеку, то, вероятно, внимание читателя не утомится кратким перечнем содержания миниатюр в связи с соответствующими им текстами. 1) Богородица с распростертыми молебно руками сидит на престоле; прекрасная фигура, изящно драпированная. При тексте: Взбранной воеводе победительная. Конд. 1. 2) Богоматерь сидит с веретеном в руке, грациозно поворачивая голову к благовествующему Архангелу Гавриилу. Икос 1. 3) Сидя же она говорит ему; при тексте: Видящи святая себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно. Конд. 2. 4) Продолжение той же сцены. Икос 2. В этих трех сценах миниатюрист искусно выполнил свою задачу, выразив живыми и характеристическими жестами Девы Марии, исполненными грации и достоинства, волнующие Ее ощущения, быстро сменяющие друг друга. 5) Богородица стоит одна посреди миниатюры, осеняемая с неба божественным лучом; при тексте: Сила Вышняго осени тогда к зачатию браконеискусную. Конд. 3. 6) Целование Елисаветы. Стремительное движение двух женских фигур, бросающихся друг другу в обьятия, исполнено правды и естественности. Драпировака богатая, в античном стиле, так изящно подчинявшем складки одеяния движениям частей тела. Икос 3. 7) Иосиф и Дева Мария стоят при колоннах здания с куполом. Движения обеих фигур слишком порывисты и угловаты, как это часто встречается в византийских произведениях, особенно начиная с XI века, то есть с эпохи видимого падения этого стиля. – Текст: Бурю внутри имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к тебе зря, набрачный. Конд. 4. 8) В вертепе сидит Богоматерь с младенцем Христом на руках. Изящная фигура, грациозно приклоняющая свою голову к младенцу. Около – Иосиф, сидит отдельно. Над вертепом ангелы, будто идут по горе, в которой сделан вертеп. Со стороны по горе всходит пастух. Текст: Слышаша пастырие ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к пастырю, видят сего. Икос 4. 9) Волхвы скачут на конях, руководимые звездою. В рисунке и движениях человеческих фигур и коней видно стремление к подражанию природе. Только жаль, что эта миниатюра очень стерлась. – Текст: Боготечную звезду узревше, волсви тоя последоваша зари. Конд. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Матерним пред Ним ходатайством, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед и скорбных обстояний свободи, зовущих: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте. Икос 1 Ангел предстатель послан бысть с Небесе рещи Богородице: радуйся, Благословенная в женах, предреченная Мати Христа, Сына Божия. Темже и мы, грехми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивше, умильно взываем Ти: Радуйся, Божие ко грешным благоволение; радуйся, кающихся пред Господем Богом крепкое заступление. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, бане, омывающая совесть. Радуйся, рождшая Избавителя, беззакония наша милостиво очищающаго; радуйся, всечудное всех к Богу примирение. Радуйся, мосте, воистинну преводяй нас от смерти к животу; радуйся, мир от потопа греховнаго спасшая. Радуйся, лествице небесная, Еюже Господь к нам сниде; радуйся, вина всех обожения. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте. Кондак 2 Видяще токи чудес, изливаемыя от святыя Твоея иконы, Благая Богородительнице, и разумеюще, яко Ты еси молящихся Благая Помощница, обидимых Заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, погибших Взыскание, алчущих Кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных Наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственне вопием о Тебе Богу: Аллилуиа. Икос 2 Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно: Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, сумнящихся известное утверждение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

— А Псалтирь? Многим хочется дополнить правило именно ею. И еще необходимо сказать об акафистах. — Хорошо бы человеку каждый день читать Псалтирь, но не на каждого возложишь такое — ежедневно читать по кафизме. Есть люди, которые и несколько кафизм способны читать, и им это будет в радость. Но тому, кому это не под силу, можно посоветовать читать хотя бы одну славу, или даже меньше — один псалом. Потому что слова псалмов были продиктованы царю Давиду Духом Святым, и нет ничего полезнее, чем произносить эти слова со вниманием, усваивая их своему сердцу. Что касается акафистов, то они вторичны по отношению к Псалтири. Если хватает сил и времени, можно добавить к утреннему и вечернему правилам акафист Божией Матери («Взбранной Воеводе победительная…»), единственный акафист, который имеет богослужебное употребление, либо акафист Спасителю. Наполнять акафистами все свое молитвенное время было бы жалко. Хотя бы уже потому, что поздние акафисты по своим богословским и литературным достоинствам далеки от тех, которые я назвал. — Протоиерей Александр Шмеман предлагает ежедневно включать в свое правило хотя бы фрагмент из Последования ко Святому Причащению, чтобы таким образом поддерживать себя в постоянном «литургическом напряжении», то есть чтобы каждый день воспринимался как шаг к Чаше. Следовать ли этому совету? — Я думаю, что этот совет — только совет, он не может носить общеобязательного характера. Кому-то такая практика покажется близкой, принесет душевную пользу, для кого-то окажется лишь формальностью. Старец Ефрем Катунакский, на протяжении многих лет ежедневно совершавший литургию, советовал, например, готовясь к Причастию, также ежедневно читать акафист Божией Матери и вообще постоянно просить Ее, чтобы Она сподобила причаститься во спасение, а не в суд и осуждение. Это был его опыт и его душевное устроение… Тут суть, мне кажется, скорее, в другом. Читать отрывок из Последования ко Причащению или обращаться к Божией Матери — это и значит, по выражению древних отцов, «иметь поучение», то есть поучаться в определенном душевном делании, устремлении, настрое. Важно, чтобы такое «поучение» у нас было, а какое именно — решать по расположению сердца и по благословению духовника.

http://pravoslavie.ru/38291.html

На утрене тропарь, глас 4: Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся‚ Благодатная,/Господь с Тобою. В сей день спасения нашего начало/и предвечного таинства явление:/Сын Божий Сыном Девы становится/и Гавриил о благодати благовествует./Потому и мы с ним Богородице возгласим:/«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Величание: Архангельский глас/вопием Ти, Чистая:/радуйся, Благодатная‚/Господь с Тобою. Словами архангела/возглашаем Тебе, Чистая:/«Радуйся Благодатная‚/Господь с Тобою!» Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная‚/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице‚/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесте неневестная. Обороняющей нас Военачальнице/за избавление от страшных бед/учреждаем Тебе торжества победы благодарственные/мы, рабы Твои, Богородица!/Но Ты, как имеющая власть необоримую‚/от всяческих опасностей нас освободи‚/да взываем Тебе:/»Радуйся, Невеста, брака не познавшая!» Стихиры на хвалитех, глас 1: С небесных кругов слетев Гавриил в Назарет,/прииде к Деве Марии,/вопия Ей: радуйся!/Зачнеши Сына, Адама древнейшего,/Творца веков и Избавителя/вопиющих Тебе:/радуйся, Чистая. С небесных сводов слетев в Назарет,/Гавриил предстал Деве Марии‚/взывая Ей: «Радуйся!/Ты зачнешь Сына, Который древнее Адама‚/Творца всего и Искупителя взывающих Тебе:/Радуйся, Чистая!» Соприсносущное Слово пребезначального Отца,/не разлучився горних‚/ныне предста дольным, ради крайняго благоутробия‚/милость прием, еже на ны поползновения‚/и, Адамову нищету восприем,/вообразися в чуждее. Совечное Слово пребезначального Отца‚/не разлучившись от горних‚/ныне предстало дольним, по крайнему милосердию,/исполнившись сострадания о нашем преткновении,/и‚ Адамову нищету приняв‚/облеклось в чуждый Себе образ. Гавриил, Деве благовестие с небесе принес,/вопияше: радуйся!/Зачнеши во чреве Твоем/Тобою вместимаго‚/Невместимаго же всеми‚/и раждающая явишися/от Отца прежде денницы возсиявшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Знамение» Корчемныя Кондак 1 Взбранной Воеводе Победительная, Царице Небесе и земли, похвальная песнопе­ния приносим Ти, Богородительнице, Ты же, яко имущая державу непобедимую, от всяких зол сохрани нас и град наш, да зовем Ти: Радуйся, Благодатная, Господь о Тобою, Ты же с нами, чудным образом милость Божию знаменающая. Икос 1 Архангели и ангели и все воинство сил безплотных немолчно славословят и служат Ти, главы своя преклоняя: мы же грешнии недоумеем, откуда начнем восхваляти Тя по достоянию, обаче дерзая на благосердие Твое, при­носим Ти похвалы сия: Радуйся, Рождеством Твоим мир горний с дольним возсоединившая; радуйся, младая Отроковице, по ступенем храма никимже держимая возшедшая. Радуйся, по обетованию родителей Твоих в храме Иерусалимстем воспитанная; радуйся, Духом Святым введенная во Святая Святых. Радуйся, в храме Господни молитве и богомыслию наученная; радуйся, тамо пищу из рук архангельстих принимавшая. Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития иноческаго явися; радуйся, всех скорбящих скорое утешение. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Ты же с нами, чудным образом милость Божию знаменающая. Кондак 2 Видевши, Пресвятая Дево, немощи человеческаго естества, простре руку помощи вдовице некоей, пагубною страстию одержимей, яже вдаде благословенную икону свою «Знамения» в корчемницу вина ради, вся убо расточи имения своя. Не по мнозех же днех, в себе пришедши, собравши пенязи на вы­куп, принесе икону в дом свой; наутрие же не нашедши Ю в доме своем, тече паки в корчемнипу и обрет икону свою, чудесно перенесен­ную, паде пред Нею, поя Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разумевающи чудесное пренесение иконы Твоея, Пречистая Дево, невидимыма рукама в корчемнице поставленныя, вдовица отягчена сущи стыдом и жалостию, нача прилежно молитися со слезами: «Владычице, не лиши мя Покрова Твоего и Милости!». Сице и мы хвалу Тебе приносим: Радуйся, чудесно тайне воплощения Сына Божия послужившая; радуйся, первее Его повившая и во яслех безсловесных овец положившая. Радуйся, первее поклонение Сыну Твоему и Богу совершившая; радуйся, млеком питавшая Питателя алчу­щих хлеба вечнаго. Радуйся, водою напоившая Подателя воды живыя, текущий в жизнь вечную; радуйся, одеждою покрывавшая одевающаго небо облаки. Радуйся, иноков и инокинь боголюбивых сладкая Отрадо; радуйся, болящих и убогих совершенная цельбо. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Ты же с нами, чудным образом милость Божию знаменающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Весной и летом 624 года главным театром боевых действий стали Албания и Персоармения. На стороне Ираклия сражались грузины, абхазы, лазы, в то время как местные христиане-монофизиты – персоармяне и албанцы – в массе своей сохраняли верность своему верховному правителю Хосрову. Иранские войска превосходили числом армию ромеев, и когда ей стало угрожать окружение, Ираклий дал приказ к отступлению. Он повел армию через Сюнник, мимо озера Ван в Каппадокию, откуда в свое время и начал поход. Там армия разместилась на зимние квартиры. Первый поход Ираклия против персов закончился без победного результата, но император не пал духом и готовил армию к продолжению войны. Ранней весной 626 года персы перешли в контрнаступление: часть армии под командованием Шахина возобновила боевые действия против ромеев в сердце Малой Азии, а другие войска во главе с Шахрбаразом двинулись на Константинополь. Угроза падения имперской столицы была особенно велика, потому что одновременно с персами со стороны Балкан Константинополь был атакован и осажден аварами, которые привели с собой славян и гепидов. Перед лицом смертельной угрозы горожане собирались в церквях на молитву. Патриарх Сергий совершал каждодневные богослужения, возглавлял крестные ходы, произносил проповеди, в которых призывал народ к усердной молитве о спасении города и империи. Воины гарнизона мужественно сражались, успешно отбивая все попытки штурмовать столичные стены. Многочисленные лодки славян – моноксилы, или однодеревки, – заполонили Босфор и прибрежные воды Мраморного моря: цепь, запиравшая вход в Золотой Рог, препятствовала им войти в этот залив, а несравненно более мощный и профессиональный флот ромеев опрокидывал и топил эти утлые суденышки. Авары вынуждены были снять осаду и отступить. Тогда в Константинополе составлен был, возможно самим патриархом Сергием, благодарственный гимн Божией Матери, защитившей Свой город: «Взбранной Воеводе победительная». Это песнопение впервые было спето вместе с акафистом Богородице, ранее составленным Романом Сладкопевцем , 6 августа 626 года.

http://pravoslavie.ru/97351.html

Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да узрим в нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь. Лик: Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,/но яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти;/радуйся, Невесто Неневестная. И поется кондак Богородице, глас 8: Обороняющей нас Военачальнице/за избавление от страшных бед/учреждаем Тебе торжества победы благодарственные/мы, рабы Твои, Богородица!/Но Ты, как имеющая власть необоримую,/от всяческих опасностей нас освободи,/да взываем Тебе:/“Радуйся, Невеста, брака не познавшая! Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. И бывает отпуст. Священник произносит отпуст малый. Если же служба непраздничная и полный отпуст с упоминанием святых храма и дня после утрени не произносился, то он произносится после 1 часа, затем поется многолетие. Конец перваго часа. Конец первого часа. Примечания 1 Великим постом в некоторые дни здесь читается рядовая кафизма по уставу. 2 Если тропарей два, читаются оба; Слава: произносим перед вторым. 3 Порядок исполнения следующий: священник возглашает тропарь и два стиха, а народ, отвечая ему, трижды поет тропарь; при этом совершаем три земных поклона. 4 Здесь, когда положено, читается паримия. 5 Великим постом эти стихи не читаются, а поются: три первых дважды, а четвертый (Да наполнятся:) – трижды. 6 Согласно древнерусской (дониконовской) традиции, на 1 часе читаются следующие кондаки: Скоро предстань: Слава: Премудрости наставник, разума Податель,/Учитель неразумных и нищих Защитник,/утверди, вразуми сердце моё, Владыка./Ты дай мне слово, Отчее Слово,/— ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе:/“Милостивый, помилуй меня, падшего!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chas-perv...

Земной поклон Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Земной поклон Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Земной поклон Боже, очисти мя грешного. (12 раз и столько же поясных поклонов) (Потом повторить всю молитву) Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (И один земной поклон) Трисвятое Слава: и Ныне: Пресвятая Троице... Господи помилуй (3 раза) Слава: и Ныне: Отче наш... Иерей: Яко Твое есть Царство: Иерей: Яко Твое есть Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12 раз).] Иерей: Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех Твоих святых, аминь. Хор: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная. Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Хор: Слава: и Ныне: Господи, помилуй. (3 раза) Благослови. Иерей произносит отпуст: Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Многолетие: Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси (имярек), и господина нашго преосвященнейшего митрополита (или архиепископе, или епископе) (имярек), Богохранимую страну нашу и вся православныя Христианы, Господи, сохрани их на многая лета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2215...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010