Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя, и да возбудится в любовь вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, разжигаемый в обильном веществе, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, до смерти предавшему Себя за нас. Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он, посредством бесславия и бесчестия и последней смерти, победил врага, так и мы, живущие в страданиях и смирении и бесславии и во смерти, презревшие стыд, смогли победить диавола и получить жизнь и стяжать «многоценный жемчуг», Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр. 12:4 ). Смертью победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая вместе с помыслами. Постыдно же купцам переплывать такие пучины и пренебрегать смертоносными опасностями ради возрастания и прибавки богатства, а нам, вожделеющим держаться за вечную жизнь и хотящим стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и желающим приторговать куплю истинного сокровища, не презирать временной смерти, (то есть) мирских наслаждений. Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа, бывшего во всем нам образом и примером и смертью победившего смерть. 2 . Ибо в Законе таинственно, «образом и тенью» ( Евр. 8:5 ) Моисей, добрый угодник Божий, загадочно относительно смерти Господа повелел приносить в жертву телицу «вне стана» ( Евр. 13:11 ) в пустынном месте, и ее пепел и окропляемая кровь освящают весь народ, и священников, и богослужебные сосуды, и самую Книгу и скинию. Как и Апостол, беседуя с евреями, разъяснил истинное изображение таинства: «Ибо если кровь тельцов, – пишет он, – и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает для чистоты тела оскверненных, то тем более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр. 9:13, 14 ). А то, что «вне стана» телица приносится в жертву, понимается двояко: или что – так как души пустынны и не имеют в себе гласа или пути Божия, но наполнены страшными колючками – Господь пострадал, чтобы очистить и примирить; или что души, исходящие из их отечеств и от родства и из страшного содружества злых духов тьмы, в коих они пребывали и жили, должны изойти силою Господа и удалиться в чистую землю жизни, где нет голосов злобы и шороха злых духов и толпы нечистых бесов. Неподъяремной же была телица, потому что ярма греха и рабства Господь не понес, но умер за нас. И мы сможем превзойти их, шествуя путем Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В ветхом завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: „вы приносите на жертвенник мой нечистый хлеб, и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или, когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это князю; будет ли он доволен тобою, и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы Господь помиловал вас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф“ ( Мал. 1, 7–9 ). Ныне жертвы новозаветные суть жертвы бескровные: хлеб, вино, елей, ладан, свеща и проч., но смысл и значение их то же, а заботливость о достоинстве их от нас, чад нового завета, удостоенных высшей благодати Божией, должна быть еще большая, чем от чад церкви ветхозаветной. Не вынуждайте ваших священников принимать от вас недостойные Господа жертвы и не подвергайте и их и себя осуждению. Все будем „молиться Богу, чтобы Он помиловал нас, и да не исходят недостойные жертвы от рук наших “. Итак, прошу и молю вас, возлюбленные, обращайте должное внимание на дары, вами Богу приносимые. И свеча неблаговонная и коптящая, и просфора черствая и нечистая, и вино окисше, – это то же, что жертвенное животное слепое и хромое. Покупайте свечи в самых храмах у церковных старост, которые и с своей стороны не будут брать на душу греха, держа в церковном ящике свечи, недостойные храма Божия; берите просфоры у людей для изготовления их уполномоченных, а где нет просфирниц, там избирайте их из благочестивых вдовиц и дев, преимущественно сиротствующих и требующих вашего попечения и призрения. Что же касается красного вина, то покупайте его у торговцев богобоязненных, понимающих для чего это вино назначается. Ныне, по милости Божией, есть в нашем отечестве и свои виноградники, доставляющие хорошее красное вино. Правда, вдали от городов, по селам, не легко приобретать хорошее вино, но для такого важного дела, как изготовление вещества для Св. Таинства Тела и Крови Христовой, можно употребить и особенную заботу и лишний расход и труд. Все хорошее и доброе с трудом делается, легко только грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

“Давайте попытаемся раскрыть, насколько возможно, смысл таинства евхаристии. Бог всяческих создал всё для нетления; основания мироздания незыблемы. Но по зависти диавола в мир вошла смерть, ибо он сподвиг первого человека на преступление и ослушание и потому подверг его Божьему проклятию. Но пагубу своенравия превозмогло умягчение Творца, пришедшего на помощь земным существам, ибо Бог и Отец по природе есть жизнь. Он, Единственный существуя в таком качестве, возжёг Христа, Который и Сам есть жизнь, ибо невозможно, чтобы Логос по Своей сущности происходил из жизни иначе. Так Бог и Отец дарует всему жизнь через Сына во Святом Духе. Как же человек, подчинённый на земле смерти, мог вернуться к нетлению? Должно было, благодаря тому, что погибающая плоть стала причастницей животворящей силы от Бога. А животворящая сила Бога и Отца – это единородный Логос. Его Он нам и послал в качестве Спасителя и Искупителя, и стал плотью (см. Ин 1:14 ). Он не был подвластен изменению или превращению в то состояние, какого прежде не было; Он не перестал быть Логосом, но сверх этого был рождён по плоти от жены и принял от неё собственное тело, чтобы водвориться в нас благодаря неразрушимому единству и сделать нас сильнее смерти и тления. Ибо Он облёкся в нашу плоть, чтобы, воскресив её из мёртвых, проложить дальнейший путь для плоти, впадшей в смерть Таким образом, Логос, будучи Богом и жизнью, соединив с Собой плоть, подвластную смерти, отогнал от неё тление и сделал её в свою очередь животворящей. Не сомневайся в том, что я говорю, но с верой принимай мои слова, обретая уверенность в этом на основании простых примеров. Если бросишь небольшой кусок хлеба в вино или в оливковое масло, или в какую-либо другую жидкость, то увидишь, что он получил свойства этого вещества. Когда раскалишь железо в огне, тогда оно приобретает его свойства и, оставаясь железом по природе, получает свойство огня. Так животворящий Логос, соединившись со Своей плотью лишь Ему одному известным способом, сделал её животворящей. Ибо Он Сам сказал: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную ( Ин 6:47 ); и Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин 6:51,53 ). Итак, если мы едим плоть нашего общего Спасителя Христа и пьём Его честную кровь, мы имеем в себе жизнь, становясь с Ним чем-то единым и в Нём пребывая, и обладая Им в нас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Церковь Христова с самых древних времён смотрела на таинство Тела и Крови Господней как на жертву, приносимую Богу за грехи людей. Это видно из всех её древних литургий, в которых она торжественно исповедует пред Богом, что приносит ему на святой жертвенник словесную и бескровную жертву о всех и за вся. Об этом же ясно свидетельствуют и мужи апостольские. святой Игнатий Богоносец в Послании к Филадельфийцам говорил: «Старайтесь пользоваться одной Евхаристией, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша по единству Крови Его, один жертвенник, как один епископ». святой Иустин мученик говорит: «приносим во имя Его все жертвы, которые заповедал приносить Иисус Христос, т.е. в Евхаристии хлеба и чаши. Сии-то жертвы, приносимые христианами на всяком месте, Бог, приемля, свидетельствует, что они благоугодны Ему». О других (второстепенных) жертвоприношениях должно сказать, что Господь Иисус Христос благоволил принять принесённые Ему от волхвов дары: Мф.2:11 . Сам платил определённую дань на храм Иерусалимский, когда повелел апостолу Петру отдать статир (четыре драхмы) за Себя и за Петра ( Мф.17:27 ). И похвалил усердие вдовицы, принёсшей последние две лепты: Лк.21:2–4 . Чудодейственно насыщавший тысячи людей, Господь не отвергал усердия преданных Ему лиц: Лк.8:3 . С особенной похвалой Господь принял дар от Марии, сестры Лазаревой: Ин.12:3 . При этом осудил своекорыстное, фальшивое сожаление Иуды о бесплодности якобы такой жертвы: Мф.26:10–13 . Из этого видно, что вещественные жертвы угодны Богу и необходимы для нас как свидетельство нашей веры и любви к Нему. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о новозаветных жертвоприношениях О жертвоприношениях вообще Мф.5:23–24 . «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1995. С. 226-227). Свободно принимая то, что дарует ему Бог, человек через таинство Б. участвует в высокой реальности Св. Духа. Таинство открывает ему путь к спасению, к истинной жизни. Б. свят, «ибо воля Божия есть освящение ваше»,- учит Спаситель. Б. нерасторжим, т. к. разрушение Б. приводит к разрушению полноты человеческого естества. Господь Иисус Христос говорит о нерасторжимости Б. («что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - Мф 19. 6; см. также: Мф 5. 32; 19. 3-9; Лк 16. 18; 1 Кор 7. 10), делая оговорку: Б. может быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов («Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует...» - Мф 19. 9) - и это ради сохранения чистоты и святости Б. По словам Тертуллиана , христ. Б.- Б., скрепленный Церковью, подтвержденный приношением, ознаменованный благословением, возвещаемый ангелами на небесах и полагаемый Богом действительным ( Tertull. Ad uxor. II 9); те же, кто утверждают, «что Христос пришел разлучить супругов и разрушить брачный союз, что с Его пришествием всякое супружество стало беззаконным»,- еретики, они «полагают, что надо разлучать совокупившихся в единую плоть, и тем самым восстают против Бога, Который, извлекши из мужа вещество для создания жены, вселил в них желание соединиться браком» (Ibid. I 3). «Невеста-Церковь — цвет есть преизбранный Богу». Роспись ц. Воскресения Христова в Тутаеве. 1679–1680 гг. «Невеста-Церковь — цвет есть преизбранный Богу». Роспись ц. Воскресения Христова в Тутаеве. 1679–1680 гг. Ап. Павел, придавая Б. значение таинства, уподобляет его тайне единства Христа и Церкви. «Жены,- писал он в Послании к Ефесянам,- повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». ( Исх. 12, 12–13 ). Претворение этой угрозы в жизнь – поскольку смерть поразила и первенца самого фараона, и не было в Египте дома, где не оплакивали бы умерших – вынудило фараона еще до наступления утра поспешно призвать Моисея и Аарона и позволить им вывести из Египта иудеев: «И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы» ( Исх. 12, 31 ). Мы, православные христиане, новый Израиль по благодати Божией после отвержения старого Израиля, не просто отмечены кровью Закланного Агнца, но имеем в себе Самого Христа. Причащаясь Его тела и крови в таинстве Божественной Евхаристии, мы становимся сотелесными и сокровными Христу, и нас не коснутся никакие инфекционные эпидемии, попускаемые Богом для вразумления людей. Смерть придет к нам тогда, когда мы достигнем предела нашей земной жизни, назначенного каждому из нас Богом, как учат богопросвещенные Святые Отцы. И даже если случилось так (или случится в будущем), что какой-то верующий заразится смертоносным вирусом и умрет, то это произойдет не потому, что его не покрывала Божественная благодать, а потому, что окончился срок его земной жизни, предопределённый ему Богом. Поэтому можно только сожалеть о царящей в настоящее время атмосфере неверия и сомнений относительно нетварной и всемогущей энергии Божией, которые сеются неверующими вместе с распространением человекоубийственного вируса. Они не понимают, что помимо тварной вещественной реальности, которую мы способны воспринимать с помощью органов чувств и которая становится объектом исследования для различных наук, существует и безпредельный мир Несотворенного Бога, недоступный для чувственного восприятия, «паче слова и смысла», который не может быть исследован под микроскопом в микробиологической лаборатории, но постигается только посредством веры, которая, согласно апостолу Павлу, есть «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» ( Евр. 11, 1 ). Мы не можем заставить неверующих поверить в благодать и Промысл Божий, но, с другой стороны, мы не станем отказываться от веры или приспосабливать её к науке и логике. И мы не будем уничижать богозданную Церковь , превращая Её в человеческую организацию, которая подчиняется указаниям главы государства. Главой Церкви является Христос, а не премьер-министр. Совершенно неслыханно, чтобы маловерные и трусливые архиереи закрывали храмы и давали указания не читать акафист Пресвятой Богородице и не праздновать великий Богородичный праздник Благовещения. А может быть они постановят отменить и грядущий вскоре праздник Пасхи? Они забывают, что в тех случаях, когда приказания мирских властей противоречат нашей вере, «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/o...

1. Жизнь Жизнь – это наивысшая ценность, дар Божий человеку как своему лучшему творению, без которой для человека ничего нет. Главный вопрос связанный с этим понятием – где начинается и где заканчивается жизнь? На текущий момент у науки нет единого мнения относительно понятия жизни. Обобщенное понятие биологии и философии гласит: «жизнь – это активная форма существования материи, способная к самоорганизации, в которой непрерывно происходят процессы обмена веществ, изменяющие внешнее и внутреннее состояние материи во взаимодействии с окружающим миром; имманентное свойство праматерии синонимичное бытию в отличие от смерти как небытия». В религиозном понимании, жизнь человеку даётся от Бога, поскольку Бог – это и есть Жизнь. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» П онятие жизни тесно связано с понятием души человека. Начало жизни, как и её окончание, до сих пор остаётся таинством и необъяснимо наукой, так же как и начало рождения Вселенной, и зарождение человеческой души одновременно с которой человек обретает жизнь. С религиозной точки зрения, жизнь человека последовательно протекает в двух мирах: с начала жизнь, затем смерть, потом снова жизнь. В силу этого, конечный смысл земной жизни состоит в обретении вечной жизни в том мире, куда переходит душа после смерти. Потому: « государственная политика должна вести не к смерти, а в Царствие Небесное» и главным духовно-нравственным ориентиром для человека должно стать устремление в вечность. Священные писания христиан и мусульман, в равной степени отражают осознание процесса жизни: « Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её» «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешён к жизни» Рассматривая человеческую жизнь как высочайшую ценность, важно понимать – всё то, что направляет человека к духовной погибели, направленно против этой ценности /Статья 20. Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь»/

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/29/...

Когда Бог и словами, и чудесами удостоверяет в истинности тела и крови Христовой, предлагаемых в Евхаристии под видом хлеба и вина, то нельзя не верить, что они доставляют нам величайшую пользу: именно – причащение тела и крови Христовой, тесно соединяя нас с самим Источником святости, благодатной жизни и блаженства, как причастие жертве искупительной, умилостивительной, ради заслуг Сына Божия, сообщает нам прощение виновности нашей, очищение грехов, освобождает от осуждения на вечное мучение и служит с одной стороны врачевством наших немощей и болезней душевных, а иногда и телесных, с другой стороны служит пищей для души. Как вещественная пища, питая тело, поправляет испорченные соки, восполняет потрату их и тем не только поддерживает жизнь, но и придает рост телу, укрепляет здоровье и вкусу доставляет услаждение; так тем более небесная пища св. Евхаристии, исправляя в нас нравственную порчу, ослабляя греховные наклонности, не только поддерживает духовную жизнь, но и вспомоществует к возрастанию в нравственном совершенстве, придает душе свежие силы, укрепляет их против греховных влечений, искушений, для одержания победы над всеми врагами нашего спасения, и исполняет душу небесным удовольствием, благодатным утешением. Наконец, св. Евхаристия служит верным, утверждающим нашу надежду, залогом славного воскресения, бессмертия и вечного блаженства по душе и по телу, как уверяет Спаситель: плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Потому кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его: то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:55, 54, 53 ). Может быть, кто-нибудь спросит: отчего же многие причастники почти вовсе не ощущают в себе тех действий благодати, каких можно бы было ожидать от принятия святыни, и не бывает перемены в их нравах и улучшения жизни? На это можно сказать: хотя благодать Божия всесильна и обильно преподастся в таинстве Евхаристии, но действует не вдруг, не производит внезапной, чудесной перемены в душе человека без участия его свободы, а действует большею частью сокровенно, постепенно, и притом тогда, когда человек и с своей стороны к влечению благодати приложит усердие и труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Иак.3:9–10 . «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть». Объясн. Под проклятием разумеется зложелательство, ругательство, вызванное необдуманностью, страстью, гневом, а не «анафема» – от «анатифими», т.е. откладываю, отделяю: Гал.1:8 ; Мф.18:17 ; 1Кор.5:5, 13 ; 1Тим.1:20 . Но в последний день Самим Господом будет произнесено и проклятие над теми, кто его будет достоин: Мф.25:41 . Гал.1:9 . «Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю; кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Объясн. В этих словах усматривается, что апостол, ещё раньше послания к Галатам, непосредственным распоряжением установил суд над смущающими христиан лжеучителями и повелел таковых предавать во власть сатаны: 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 . Кому возглашается анафема «Отрицающим бытие Божие и промысел Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова. Хулителям приснодевства Божией Матери, не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же мучения грешникам; не принимающим спасительных Таинств Церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства (См. «Последов. в неделю Православия»). По свидетельству Священного Писания, отлучение установил Сам Господь Иисус Христос: Мф.18:17 . «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви: 1Кор.5:5:13 . Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа... Внешних же судит Бог . Итак, извергните развращённого из среды вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010