Рубрики Коллекции Фото Владимира Ештокина Елей и молитвы Соборования 6 мин., 15.03.2017 Поделиться Буди, Господи, елей сей, елей радования, елей освящения, одежда царская, броня силы, всякаго диавольскаго действа отгнание, печать ненаветная, радование сердца, веселие вечное. Из последования Елеосвящения В чинопоследование Соборования входит евангельский рассказ о том, как некий законник, то есть знаток ветхозаветного закона, задал Господу очень обсуждаемый в те времена вопрос: «Какая из заповедей Писания самая главная?» Однако оказалось, что ответ он знает, а спрашивает лишь «искушая», испытывая Господа. Когда же Господь поставил этого человека перед необходимостью произнести, что главное в духовной жизни — любовь к Богу и ближнему, то возник еще один вопрос: кого считать ближним? В ответ Господь рассказал притчу о добром самарянине — чужаке, ставшим спасителем для попавшего в беду человека: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк 10: 30–37). В притче самарянин врачует раны покалеченного разбойниками елеем и вином. Эти же вещества используются при совершении таинства Елеосвящения. Из названия таинства Елеосвящения становится ясно, что основной элемент для его совершения — это елей, оливковое масло. И согласно с визиантийской традицией, основанной на притче о добром самарянине, во время совершения таинства в елей добавляется вино. Елей в древнем библейском мире — это пища и лекарство, горючее для светильника и даже косметическое средство. В греческом языке слова λαιον («елеон») — елей и λεος («елеос») — милость фонетически очень близки, и, конечно, как пища и лекарство елей является знаком милосердия Бога. И раз елей обозначает милость Божию, то о Деве Марии, Которая при- вела в мир Сына Божьего, в последовании Соборования образно сказано, что Она — «маслина, Еюже исполнен явися мир милости».

http://foma.ru/eley-i-molitvyi-soborovan...

Господь наш Иисус Христос , по сказанию св. евангелистов Матфея, Марка и Луки и св. апостола Павла, установил, в основанной Им церкви, таинство евхаристии или причащения и новозаветную бескровную жертву. Св. евангелист Матфей ( Мф.26:26 и сл.; снес. Мк.14:22 и сл.) так повествует: «Иисус взял хлеб, и благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов»; или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам ( 1Кор.11:23 и сл.; снес. Лк.22:19 и сл.), «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». По этой заповеди Христовой, со времен апостольских таинство евхаристии совершалось во всех церквах христианских, на Востоке и на Западе, ……. и, что хлеб и вино н:……. божественной……. тело и кровь Христову но никто из …….. вопроса: когда, в какой именно момент ……… пресуществляются? К этому вопросу пр……. стические богословы на Западе в средние ве……….. к измыслили учение о св. таинствах церковных. …….умозрению, каждое таинство должно иметь материю или вещество и форму или слова посредством которых совершается таинство, или, по выражению Тридентского собора 1 , «слова, совершающие то, что ими означается»; сверх сего, от священнодействующего, для действенности таинства, требуется, чтобы он, совершая таинство изъявлял намерение (intentio) сделать то, что делает церковь . Материей или веществом в таинстве евхаристии, как всем известно, служат хлеб и вино. Что же составляет форму этого таинства, иначе сказать, какими словами пресуществляются св. дары на литургии? В римской литургии схоластические богословы латинские 2 не нашли других слов, кроме слов Христовых: «сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя» которым исключительно и усвоили тайнодейственную силу в пресуществлении св. даров на литургии, и которые поэтому в римском служебнике 3 (около XIII века) названы «словами освящения» и «формою таинства евхаристии». Ко времени произнесения этих слов на литургии они приурочили и изъявление священником намерения совершить это таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Теперь постараемся понять, почему мы говорим о таинствах» как об освящении жизни. По – гречески «крещение» означает погружение в воду, и вода с самого начала была материальным компонентом этого таинства. Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3,5 ), поэтому мы прежде всего должны ответить на вопрос: почему вода? Иными словами, почему христианская жизнь и Церковь в этом случае зависят от материи? Но материя участвует почти во всех таинствах: вода в Крещении, миро в Миропомазании, елей в Елеосвящении. Христос исцелил слепого посредством материи, и когда мы читаем Евангелие и Библию открытыми глазами и осознаем отношение к материи, открывающееся в них, мы понимаем, что резкое противопоставление духовного материальному, как это принято в современном христианстве, не свойственно Священному Писанию . Бог сотворил материю, как и дух, Бог сотворил весь мир, и вся материя принадлежит Ему. И мы знаем из Библии, что все, что Он создал, «весьма хорошо» ( Быт. 1, 31 ). Поэтому некоторая тенденция «презирать» все материальное, сводя религию только к духовному, есть тенденция ложная и нехристианская. Многие трагедии нашей христианской жизни, общественной и личной, могли бы разрешиться, если бы мы помнили, что Бог сотворил не одно духовное, но именно то поистине удивительное сочетание духа и материи, которое и есть наш мир. Настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы все материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а все духовное воплощалось. Именно так осуществилось Божественное спасение в Боге, ставшем Человеком: «И Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин. 1, 14 ). Бог Сам воспринял материальную жизнь, чтобы привести материю к Богу. Таким образом действительный грех не в том, что человек стал «материальным», так как он от начала создан из духа и плоти, но грех в том, что он забыл истинную связь между духом и материей и изменил ей. Разделяя их, человек стал рабом материи вместо того, чтобы быть ее хозяином и, одухотворив, привести ее к Богу. Вот почему наши таинства и духовны, и материальны: с елеем и водой, хлебом и вином как их «веществом». Вот почему таинства являют нам, как мы должны жить в этом мире и в чем наша христианская жизнь. Крещение и миропомазание

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Таинство миропомазания совершается обыкновенно над младенцами непосредственно за крещением их. Видимое действие этого таинства состоит в том, что крестившемуся, по прочтении молитвы о ниспослании Святого Духа, крестообразно помазуются разные части тела святым миром с произнесением слов: печать дара Духа Святаго. На первых порах распространения христианства апостолы для сообщения крещаемым даров Святого Духа употребляли рукоположение. Но известно также, что они употребляли для этой цели и помазание миром. Так апостол Иоанн говорит о христианах: и вы помазание имате от Святаго и весте вся ( 1Ин.2:20 ). Точно также и апостол Павел пишет: «утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Употребляемые при сем апостолами выражения: вы помазание имате... помазавший нас... Бог, Который и запечатлел нас, указывают, что Дух Святой преподавался верующим и чрез помазание миром. Можно думать, что апостолы первоначально, когда крестившихся еще было не много, преподавали верующим Духа Святого чрез возложение рук. Но когда число верующих стало умножаться и сами апостолы тотчас по крещении каждого не успевали совершать этого таинства чрез возложение рук, они, всегда руководимые Духом Святым, заменили возложение рук другим более удобным действием – миропомазанием и притом так, чтобы важнейшая сторона в священнодействии – освящение мира было совершаемо самими апостолами и после них преемниками их – епископами, а помазание им крестившихся для удобства предоставлено было и всем пресвитерам. Именно же миро, а не другое вещество, могло быть избрано в этом случае потому, что и в ветхом завете помазание миром употребляемо было, как видимое средство для низведения на людей даров Святого Духа. Главное невидимое действие таинства миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В крещении, как мы сказали, мы очищаемся от грехов и рождаемся в жизнь духовную, в миропомазании же нам подаются дары Святого Духа, необходимые для жизни духовной, просвещающие разум наш к познанию истины и волю нашу укрепляющие к деланию добра. О том, что производит в нас таинство миропомазания, так говорит апостол Иоанн: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). Апостол Павел называет помазание от Святого Духа утверждением во Христе: " утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:21–22 ). Из последнего изречения апостола заимствованы и слова, употребляемые при миропомазании: печать дара Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Апостол Павел в послании к Коринфянам писал о Церкви, что «как тело одно, но имеет многие члены, так и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 12-13). А перед этим он описывает функции членов этого тела: «каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается слово мудрости; другому слово знания тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12. 7-11). И в послании к Ефесянам он формулирует отношение Церкви к Христу — она «есть Тело Его, полнота наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23). Поэтому вполне можно сделать вывод о том, что Гоббс сознательно писал о создании искусственного всечеловеческого тела, как своего рода антицеркви. Характерно, что церковным Таинствам философ уделяет внимание в той части «Левиафана», которая называется «О царстве тьмы». О Евхаристии же, вокруг которой строится Церковь, как Тело Христово, он писал: «в своем указанном выше ежедневном акте священники делают то же самое, превращая святые слова в известный вид колдовства, которое не создает ничего нового для внешних чувств, и тем не менее они нагло настаивают на том, будто произнесенные ими слова обратили хлеб в человека и, мало того, — в Бога, и требуют, чтобы люди поклонялись этому хлебу, как если бы он был самим Христом, объединяющим в своем лице Бога и человека, что является вульгарным идолопоклонством» . В свое время в Советском Союзе были большие кампании по «разоблачению» Таинства Причащения. Имеющие ученые степени атеисты проводили анализ того, что представляет собой то вещество, которое верующие принимают в этом Таинстве. И на основании этих опытов заявляли, что это не Тело и Кровь Христовы, а вино с водой и хлеб, то есть церковники верующих обманывали. Здесь налицо полное непонимание того, что же такое Таинство Евхаристии (Причащения), установленное Господом Иисусом Христом, попытки видеть в нем какой-то магический акт. А в этом Таинстве осуществляется соединение христиан в Церковь, называемую Телом Христовым, единение причащающихся со Христом. И частицы Хлеба и Вина Таинства становятся человеческими телом и кровью – в тех христианах, которые причастились, а те, в свою очередь, становятся членами Тела Христова. Бог во Христе соединился с материей, поэтому для установленного Им Таинства Христос использовал ту материю, которая необходима человеку, чтобы жить – не пить и не есть человек не может. Он соединяется таинственным образом с Хлебом и Вином Литургии, соединяя затем причастников в Единую Церковь.

http://bogoslov.ru/article/4530958

б) Все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор. 10:17 ), пишет апостол. И в древней Церкви каждая община приобщалась от единого хлеба. И в православной Литургии благословляется и преломляется один хлеб, также как благословляется одна чаша. в) Во всех местах Священного Писания , где говорится о хлебе Евхаристии, хлеб называется по гречески а ртос (6 глава св. Иоанна, еванг. Матфея, Марка, Луки, у ап. Павла и в книге Деяний). А ртос обычно обозначает пшеничный хлеб поднявшийся на закваске («опресночный» по греч. a zymos). Известно, что в апостольское время, т.е. от самого начала, от своего установления, Евхаристия совершалась в течение круглого года, еженедельно, когда у иудеев опресноков не приготовляли; значит, совершалась даже в иудейско-христианских общинах на квасном хлебе. Тем более это нужно сказать об общинах христиан из язычников, которым был вовсе чужд закон об опресноках. В первохристианской Церкви вещество для таинства Евхаристии употреблялось из приношений народа, который приносил в храм из домов обыкновенный хлеб, квасной. Он предназначался также и для вечерей любви и для помощи бедным. Необходимость и спасительность причащения святых Таин Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек при обетовании таинства Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Иоан. 6:53–54 ). Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии, при достойном приобщении, следующие: Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Иоан. 6:56 ). Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Ядущий Меня жить будет Мною ( Иоан. 6:57 ). Принимаемое достойно, оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечноблаженной жизни: Ядущий хлеб сей жив будет вовек ( Иоан. 6:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: «вы имеете помазание от Святого и знаете всё… помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20, 27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» [ 434 ]. Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей — «освящение сердца и желаний»; в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»; г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина» [ 435 ]. В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника — Иисуса Христа [ 436 ]. 2.3. Таинство Евхаристии 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии Евхаристия есть таинство, в котором а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа; б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную [ 437 ]. Чинопоследование таинства Евхаристии — Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза — призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

«Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 1323 . Это таинство берет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории. Причем очевидно, что ап. Иаков ни в коей мере не выступает как установитель нового священнодействия; для него елеосвящение – такое же обычное явление церковной жизни, как молитва или пение псалмов (см.: Иак.5:13 ): Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Из этих слов апостола видно, что таинство елеосвящения должно совершаться несколькими священнослужителями и включать в себя молитву над болящим и его помазание елеем. То, что речь у апостола идет не просто о некотором врачебном действии, а именно о церковном таинстве, следует из того, что 1) это действие совершается пресвитерами Церкви, а не врачами; 2) елей не является врачебным средством от всех болезней; 3) в этом священнодействии болящему подается не только исцеляющая благодать, он получает также и прощение грехов. Однако елеосвящение не заменяет собой таинства покаяния. Прощение грехов в этом таинстве есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» 1324 . По причине внутренней связи елеосвящения с покаянием и отпущением грехов с древнейших времен это таинство преподавалось не только собственно болящим, но также и кающимся 1325 . Вещество этого таинства – елей, смешанный с красным вином. Елей – это символ Божественной милости, которой в таинстве приобщается болящий человек. Кроме того, елей и вино, будучи древнейшими медицинскими средствами, являются символами исцеляющей Божественной благодати (ср.: Лк.10:34 ). Елей, используемый при совершении таинства, освящается священнослужителями в начале чинопоследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом. И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение - христианскую семью. Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья - это Малая Церковь Христова, христианский брак - одна из форм служения Богу. Таинство Елеоосвящения Вопрос : Что такое таинство Елеоосвящения и почему Его ещё называют Соборованием? Ответ : Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников - о.А.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (елей - масло греческ.) во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " . (Иаков 5.14,15) В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеоосвящения. Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что Действие в Нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освященного растительного масла - елея (у нас на Руси обычно используется для освящения подсолнечное масло). По слову Апостола, посредством молитвы священников и помазания освященным маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов. Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно. Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, неисповеданные грехи, продолжают отягощать человеческую душу, разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это видно из самих слов, сказанных Христом Спасителем при установлении сего таинства ( Mamф. XXVI, 27–29 ). Вино должно быть растворимо с водой потому, что и Христос Спаситель, как свидетельствует Апостольское предание, при учреждении Евхаристии употребил вино, растворенное водой. Последуя примеру Христа Спасителя, св. Церковь всегда употребляла такое же вино, т. е. растворенное водой, памятуя то, что во время крестных страданий Господа из прободенного ребра Его истекла кровь и вода ( Uoah. XIX, 34 ). От хлеба, употребляемого для Евхаристии, требуется возможная чистота самого вещества и чистота приготовления, чему соответствует употребляемая в православной Церкви просфора. Этим св. Церковь и ограничивает свои требования, также точно, как от готовящегося совершать Евхаристию и приступающего к Божественному приобщению, требуется возможная чистота души и тела, и некоторое отдельное приготовление, соответствующее величию и святости таинства. Из этого видно, что наша обыкновенная просфора может почитаться как бы некоторым символом или образом человека, готовящегося соединиться с Господом в таинстве Евхаристии. К совершению таинства не принимаются просфоры черствые. И это служит немаловажным символом или образом того, что требуется от приступающих к Евхаристии; смирение умягченных покаянием и слезами чувств, но отнюдь не жестокая надменность фарисейская, воображавшая себя праведной только потому, что усматривала между слабыми людьми явных грешников. Власть совершать таинство Евхаристии, по учению Православной Церкви, принадлежит только преемникам Апостолов, т. е. епископам, а чрез епископов сообщается и пресвитерам. Приступать к трапезе Господней и причащаться Телу и Крови Христовой могут все православные христиане. Впрочем, призывая всех верных чад своих к трапезе Христовой, св. Церковь не иначе допускает их к святейшему таинству, как после предварительного их приготовления, последуя заповеди Апостола: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( I Kop. XI, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010