Евр. 6:1–6 – “Оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. Может показаться, что здесь идет речь против таинства Покаяния. Позднее мы поговорим об этом подробнее. Но здесь говорится о том, что нельзя повторять таинства. Для нас же важно сейчас другое: таинства известны апостолу Павлу и они различны. Когда же возникло Миропомазание? Трудно сказать, при каких обстоятельствах это произошло, но существовало оно с самого начала. Христиане в Антиохии впервые стали называться христианами – как помазанные (от “хрисма”). Рано входит в употребление и таинство Миропомазания. Об этом можно судить по нескольким местам. Ин. 2:20,27 – “И вы помазание имате от Святаго и весте вся... И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы, но яко то само помазание учит вы о всем и истинно есть и несть ложно, и якоже научи вас пребывайте в нем”. Здесь говорится о том, что идет уже не внешнее научение чему-то в духовной жизни, а о том, что само помазание научает. Сама благодать Духа Святаго укрепляет и выращивает вас в духовной жизни. Кор. 1:21 – “Извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый (“хрисас”) нас, Бог, Иже и запечатле нас и даде нам обручение Духа в сердца наша”. Здесь важен оттенок: с помазанием как таковым связано царское и первосвященническое достоинство. Вспомним слова о том, что каждый христианин является священником Бога. Видимая сторона таинства Миропомазания 1. Для этого таинства установлено специальное вещество Миро. Оно имеет сложный состав благовонных масел и трав и освящено епископом с призыванием Духа Святого специальной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Духовник . Человек не только дух, но и вещество. Какова внутренняя связь и внутреннее соотношение души и тела человека с тем, что составляет его телесность, – нам не известно. Но мы знаем, что благодать Божия должна проникнуть всего человека: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» ( 1Кор. 6, 15 ). И еще: «...тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6, 19–20 ). Таинства и дают всему человеку Божественную Благодать. Духом Святым через таинства наполняется не только душа человека, как нечто отдельное, или тело его, как нечто отдельное, а весь человек в целом. Здесь так же необходимо и так же таинственно значение вещества, как и в личности человека. И здесь мы не знаем, какова связь и каково взаимоотношение внешнего вещественного начала в таинстве с его душой – духовной сущностью, но знаем, что эта связь есть и что она нерасторжима. Мы не знаем, почему для одного таинства нужно вещество воды, для другого масло, для третьего вино и хлеб, мы не знаем, почему нужно произнесение определенных слов и совершение определенных действий, но мы верою непреложно постигаем, что это не есть нечто ненужное и внешнее, а как бы телесность таинства, которая необходима, чтобы преподаваемая благодать наполняла Духом Святым всего человека: и его душу, и его тело, и ту непостижимую связь между ними, которая заключена в единой человеческой личности. В таинствах мы видим величайшее проявление Божественной любви, которая снисходит к нам, несмотря на все наше растление – и духовное, и телесное, – и принимает нас в свое лоно в полноте нашего человеческого бытия. Эта любовь, снисхождение и милосердие дают нам благодатную силу в вещественных, осязаемых, внешних формах, которые объемлют всего человека, а не только его дух. Таинства – это благодать Божия, которая, подобно душе человека, облечена в таинственную телесность. В эту телесность облек Господь свою силу, снисходя к падшему и искупленному человеку, дабы весь он стал, по слову Иустина-мученика, «Сыном Всевышнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Таким образом, «попуская» существование физической смерти, Господь спасает человека от иной – куда большей! – опасности: Он избавляет людей от вечной смерти души. Именно таково святоотеческое понимание смысла смерти. С одной стороны, она – наказание, проклятие, неестественное для человеческой природы состояние расколотости тела и души. А с другой стороны – дар, данный Богом, чтобы остановить это бесконечное «налипание» на нас греха, уподобляющее человека не Богу, а сатане. Где же в Священном Писании мы находим богословские основания Таинства Елеосвящения? Прежде всего, мы можем припомнить отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: мы видим здесь только его прообраз. Следом за этим мы можем припомнить фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «… Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» ( Мф.10:8 ). Именно эти слова Христа и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения мы обнаруживаем в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:14–16 ). Мы видим: именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, следует сказать несколько слов о символическом смысле используемых в Таинстве Елеосвящения веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Вино должно быть виноградное. Такое именно вино употребил Спаситель при установлении таинства Причащения, как это видно из следующих слов, сказанных Им ученикам по предложении Пречистой Крови Своей под видом вина: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего». Такое же вино употребляли и святые апостолы, и вся православная христианская Церковь . При совершении таинства оно соединяется с водою, ибо все сие священнодействие расположено по образу страдания Христова, а во время страдания Его, из прободенного ребра Его текла кровь и вода. Притом же священное Предание свидетельствует, что Иисус Христос при установлении таинства преложил в кровь Свою вино, растворенное водою. Литургия оглашенных называется так потому, что при ней дозволялось присутствовать, кроме крещенных и допускаемых до причащения, и оглашенным, то есть готовящимся к крещению, а равно кающимся, не допускаемым до причащения и даже еретикам. Как в первой части литургии приготовляется вещество для таинства причащения, так в этой второй части ее приготовляются верующие к таинству причащения. Начинается она благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Концом ее служит повеление оглашенным выйти из церкви. Третью и самую важную часть Литургии составляет литургия верных, в которой совершается самое таинство Причащения. Оно называется так потому, что одни верные, то есть принявшие крещение, имеют право быть при этом Богослужении. Во время этой части литургии поется Херувимская песнь и бывает великий вход, но самым важным действием в это время служат: во-первых, произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении таинства: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета», во-вторых, призывание Святого Духа, и в-третьих, благословения даров, то есть принесенного хлеба и вина. Действие это важно потому именно, что во время него хлеб и вино действием всемогущего Божия прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (см.: Деян.8:14–17, 19:2–6 ), но вскоре способ совершения таинства был изменен, и дары Духа Святого стали преподаваться новопросвещенным через помазание миром. Возможно, это было обусловлено численным и пространственным ростом Церкви, вследствие которого апостолы и епископы сочли целесообразным заменить возложение рук действием миропомазания, которое могли совершать также и пресвитеры, при условии что миро для таинства будет освящаться самими апостолами и епископами. Однако можно предположить, что апостолы, вместе с возложением рук, изначально использовали и помазание. Прямых свидетельств об этом в Священном Писании нет, но в то же время в книгах Нового Завета имеется ряд мест (см.: 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; 1Ин.2:20, 27 ), где говорится о благодатном помазании, контекст которых вполне позволяет отнести эти высказывания к рассматриваемому таинству 1267 . Веществом таинства является святое миро 1268 , представляющее собой жидкое благовонное вещество весьма сложного состава: обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием 1269 – обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Собора епископов, как преемников апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» 1270 . При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового. Право самостоятельно освящать миро является одним из важнейших признаков церковной автокефалии. Избрание для совершения таинства именно мира, а не какого-либо иного вещества было обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (см.: Исх.27:41, 30:25 ; 1Цар.16:13 ; 3Цар.1:39 ). О внутреннем действии таинства миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: ...вы имеете помазание от Святого и знаете, всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20, 27 ). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   Веществом таинства является святое миро, представляющее собой жидкое благовонное вещество весьма сложного состава: обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием — обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Собора епископов, как преемников апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа». При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового. Право самостоятельно освящать миро является одним из важнейших признаков церковной автокефалии.    Избрание для совершения таинства именно мира, а не какого-либо иного вещества было обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (см.: Исх.27:41, 30:25; 1 Цар.16:13; 3 Цар.1:39).    О внутреннем действии таинства миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: ...вы имеете помазание от Святого и знаете, всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин.2:20, 27). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор.1:21-22).    По словам «Православного исповедания», мы «чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати... Силою Святого Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда душе нашей».    Способом совершения таинства является крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа. Совершительной формулой таинства миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», которыми сопровождается каждое помазание. Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение. Так, помазание

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Неизвестный.  Как же именно надо понять это?     Духовник.  Человек не только дух, но и вещество. Какова внутренняя связь и внутреннее соотношение души и тела человека с тем, что составляет его телесность, -- нам неизвестно. Но мы знаем, что благодать Божия должна проникнуть  всего человека и напоены Духом Святым должны быть не только души, но и  весь человек. " Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? " (1 Кор. 6, 15). И ещё: " ...тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии " (1 Кор. 6, 19-20). Таинства и дают  всему человеку Божественную благодать. Духом Святым через таинства наполняется не только душа человека как нечто отдельное или тело его как нечто отдельное, а весь человек в целом. Здесь так же необходимо и так же таинственно значение вещества, как и в личности человека. И здесь мы не знаем, какова связь и каково взаимоотношение внешнего вещественного начала в таинстве с его душой -- духовной сущностью, но знаем, что эта связь есть и что она нерасторжима. Мы не знаем, почему для одного таинства нужно вещество воды, для другого масло, для третьего вино и хлеб, мы не знаем, почему нужно произнесение определённых слов и совершение определённых действий, но мы верою непреложно постигаем, что это не есть нечто ненужное и внешнее, а как бы телесность таинства, которая необходима, чтобы преподаваемая благодать наполняла Духом Святым всего человека: и его душу, и его тело, и ту непостижимую связь между ними, которая заключена в  единой человеческой личности.    В таинствах мы видим величайшее проявление Божественной любви, которая снисходит к нам, несмотря на всё наше растление -- и духовное, и  телесное, -- и принимает нас в своё лоно в полноте нашего  человеческого бытия. Эта любовь, снисхождение и милосердие дают нам благодатную силу в вещественных, осязаемых, внешних формах, которые объемлют  всего человека, а не только его дух. Таинства -- это благодать Божия, которая, подобно душе человека, облечена в таинственную  телесность. В эту телесность облёк Господь свою силу, снисходя к падшему и искупленному человеку, дабы весь он стал, по слову Иустина-мученика, " сыном Всевышнего " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Таинство – это действие Бога, поэтому оно не зависит от греховности или безгрешности их совершающих. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин. 1, 33 ). Духом Святым крестит Христос. Господь Сам совершает все Таинства. Зачем нужно материальное посредство в таинствах? Мы знаем случаи, когда Господь принимает Крещение без воды, но это исключение, так как Господь сказал: «…кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Человек нуждается как в освящении духа, так и в освящении тела. Именно поэтому таинство дается нам через вещественное посредство. Если мы обратимся к Библии, то увидим, что Бог всегда использовал вещественное посредство. Неужели Бог не мог спасти Ноя без ковчега? Мог бы конечно, но Ему угодно было, чтобы Ной построил ковчег, и в нем спаслись бы люди. Неужели Бог не мог разделить Красное море без удара жезла Моисея? Конечно же, мог, но Бог использовал жезл Моисея. И в Новом Завете Господь исцелял через прикосновения или плевок, или грязь. В чем смысл? Когда Бог использует вещество, оно не одушевлено, не способно Ему сопротивляться. Если бы Бог использовал для наших Таинств только волю человека, у нас никаких гарантий спасения не было бы. У нас воля меняется постоянно – то хорошая, то плохая. А вода, например, всегда покорна воле Бога. Именно поэтому Бог всегда использовал неодушетворенные вещества для передачи чистой Божией силы. Количество таинств. Главных таинств – семь. Надо помнить, что седмеричное число таинств возникло в Православной Церкви только в XV веке. В древней Церкви словами «таинство» или «священнодействие» описывали не только известные сейчас таинства, но и другие. При этом брак как таинство до VII века на Востоке не описывался, хотя вмешательство Бога здесь бесспорно (это хорошо видно по ветхозаветному периоду). У Феодора Студита (IX век) в список таинств входили: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, монашество, освящение Престола, погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В лат. традиции к Е. прилагаются такие названия, как oleum (масло), unctio (помазание), oleum unctionis (масло помазания), unctio olei sacrati (помазание освященным маслом), unctio infirmorum (помазание больных). Начиная с XIII в. широко распространены такие названия, как extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium, sacramentum moribundorum, unctio egredientium (таинство/помазание умирающих). Православные богословы отвергают эти поздние наименования, поскольку они отражают представление о Е. как об исключительно предсмертном таинстве, что противоречит его первоначальному смыслу. Установление таинства Основанием для совершения Е. служат слова из Евангелия от Марка о том, что ученики Христа «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6. 13), и слова из Послания ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5. 14-15). Правосл. богословы, рассуждая о Е., опираются гл. обр. на Послание ап. Иакова как на ясное и определенное свидетельство об этом таинстве, содержащее указания на его вещество, на его видимую и невидимую стороны и на установление его Самим Господом («во имя Господне»). Евангелие от Марка В синоптических Евангелиях рассказывается, что Христос отправлял Своих учеников на проповедь (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9), причем во время исполнения Его наказа апостолы исцеляли больных, помазывая их елеем (Мк 6. 13). Возможно, исцеление было непосредственно связано с изгнанием бесов (Мк 6. 13; 9. 17-29; ср.: Лк 10. 17). Впрочем, богословы сомневаются в том, что упоминаемые в Евангелии от Марка помазания могли быть таинством Е., поскольку они совершались до Страстей Христовых, когда апостолы еще не имели дара Св. Духа. Речь может идти либо о временном даре (ср.: 1 Кор 12. 9), либо о прообразе таинства (ср.: Ин 3. 22; 4. 1-2). Т. о., основным свидетельством установления таинства Е. является Послание ап. Иакова. Именно по этой причине протестант. богословы не считают Е. таинством, ссылаясь на то, что оно основано только на церковной традиции, а не на прямом указании Господа (что в классическом католич. богословии, с к-рым полемизировал протестантизм, должно было быть одним из обязательных признаков любого таинства). Послание ап. Иакова

http://pravenc.ru/text/189773.html

Таинство Крещения. По определению «Пространного катихизиса», «Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Таинство Крещения совершается в православной Церкви по чинопоследованию, изложенному в Требнике. Самое важное в совершении Крещения составляет троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий имярек (или раба Божия имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Отсюда ясно, что к видимой стороне таинства Крещения относятся: а) употребление определенного вещества для таинства – воды; б) видимое действие, образ или способ совершение таинства – троекратное погружение крещаемого в воду; в) совершительные слова – формула таинства Крещения. Веществом для Крещения должна быть вода – чистая, естественная, освященная особым священнодействием. На это вещество указал Сам Спаситель словами «аще кто не родится водою и Духом не может внити в Царствие Божие». В воде Иордана крестился Он Сам. В воде совершали Крещение апостолы. Так, о Крещении св. ап. Филиппом каженника (евнуха) говорится: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? ...И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» ( Деян.8:36,38 ). И в последующие времена Церковь всегда совершала Крещение в воде. Вода есть самый наилучший символ благодати Святого Духа, очищающей нечистоты греховные, так как с представлением о воде все человечество издревле привыкло соединять понятие о животворной, возрождающей силе, омывающей всякую нечистоту. По учению православной Церкви, Крещение должно быть совершено чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Погружение, по разумению православной Церкви, наиболее правильный способ совершения Крещения. Это подтверждается следующими соображениями. Можно думать, что Сам Иисус Христос крестился во Иордане через погружение в воды Иорданские, т. к. евангелист замечает, что Иоанн крестил в Еноне, близ Селима, где были «воды многи», т. е. река была многоводна. Естественно думать, что Иоанн выбрал это место для крещения иудеев потому, что здесь удобнее было крестить через погружение. А если так, то ясно, что Иисус Христос крестился также через погружение. За это говорят, по-видимому, и такие выражения евангелистов о крещении Христа, как «крестившись Иисус тотчас вышел из воды» ( Мф.3:16 ), «и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса» ( Мк.1:10 ). Восхождение из воды само собою предполагает и схождение Иисуса Христа в воду, а это последнее, очевидно, требовалось для погружения в нее, а никак не для обливания ею. Нужно думать, что и апостолы также совершали Крещение через погружение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010