Закрыть itemscope itemtype="" > Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2022 4737 Время на чтение 21 минут Из наследия преподобного Андрея Рублева О чюдный архистратиже страшный Михаиле архангеле, хранителю неизреченных таин (Молитва царя Ивана Грозного ко святому Архангелу Михаилу) Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): « Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование « Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ « Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (=17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского « Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля//Новая книга России. М., 2004. 10. С. 44).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Происхождение и содержание Символа Веры Символом веры называется краткое и точное изложение истин христианской православной веры. Слово «символ» означает «образец». Так называлось в первые века изложение истинного христианского учения, которое отличало истинных христиан от неверующих и лжеучителей. Сначала в христианской Церкви было несколько символов веры , но с IV века введен был повсюду один символ, который неизменно употребляется в Восточной Православной Церкви до настоящего времени. Этот символ веры составлен был на I и II вселенских соборах. Вселенским собором называется собрание верховных пастырей Церкви, по возможности со всей вселенной, для решения важных вопросов, касающихся главных истин христианской веры. Само правило собирать соборы взято из примера Апостолов, которые, по поводу недоумения относительно принятия в Церковь Христову язычников и обязательности для них ветхозаветного закона Моисеева, собрались на собор в Иерусалиме ( Деян.15:6–21 ). Основанием этого служат слова Самого Иисуса Христа: «Если кто не послушает Церкви, пусть будет для вас, как язычник» (Мф.18:17); в этих словах Спасителя постановлениям Церкви приписывается такая важность, что не послушавший их становится лишенным благодати Божией, подобно язычнику. Первый вселенский собор был созван в Никее в 325 году для разбора лжеучения Ария, который учил, что второе лицо Святой Троицы – Сын Божий не есть Бог и не равен Богу Отцу, а есть творение Божие, хотя самое лучшее и совершеннейшее. Второй вселенский собор был созван в 381 году в Константинополе для разбора лжеучения Македония, который учил, что третье Лицо Святой Троицы, Дух Святый не равен Богу Отцу и Сыну. На этих двух соборах был составлен Символ веры , который назван Никео-Константинопольским. Символ веры разделяется на 12 членов или частей, причем первые 7 членов составлены на Никейском соборе, а остальные на Константинопольском. Содержание членов символа веры следующее: в 1-ом члене говорится о Первом Лице Святой Троицы, Боге Отце; во 2-ом члене о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе, в 3-ем члене о воплощении Сына Божия, в 4-ом члене о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа, в 5-ом члене о воскресении Иисуса Христа, в 6-ом члене о вознесении Его на небо, в 7-ом члене о втором пришествии Иисуса Христа на землю, в 8-ом члене о Третьем Лице Святой Троицы, Святом Духе, в 9-ом члене об истинной Церкви Христовой, в 10-ом члене о таинстве Крещения, в 11-ом члене о будущем воскресении мертвых, в 12-ом члене о жизни будущего века. 1-ый член

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов Тема пневматологии, к которой мы обращаемся, подводит нас к необходимости уяснить происхождение учения о Святом Духе, его терминологию. Святитель Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Надлежало, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу» 6 . Опираясь на это положение святоотеческой традиции, в данной главе мы постараемся увидеть постепенное развитие представлений о Духе, не систематизируя их обособленно от христологии и триадологии 7 , но обобщая те представления у ветхозаветных авторов, которые подготовили почву для пневматологии апостола Иоанна. Открываясь Моисею, Бог называет Свое имя: «Я есмь Сущий так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). Это обусловливает отношения народа с Тем, Кто пожелал лично открыть Себя как Сущий ( ν). Личное имя Святого Духа в Ветхом Завете (ВЗ) остается скрытым, а Его персональное бытие выявляется только опосредованно, через Его действования и принадлежность Богу. В разных книгах ВЗ Дух, сопровождая божественные действия, именуется: Дух Божий ( πνεμα θεο 8 ), Дух Господень ( πνεμα κυρου), Дух владычественный, Дух благий, в зависимости от обращения прямой речи – Дух Мой или Дух Твой; выражение «Святой Дух» ( τ πνεμα τ γιον) встречается трижды: Пс. 50:13 , Ис. 63:10,11 , когда подчеркивается Его вовлеченность в святость Бога-Троицы. Иегова – Святой Израиля, Чей Дух ведет верных к надмирной святости и восстанавливает общение их с Господом, а для тех, кто отвергает Духа, Он является судящим и наказывающим. Таким образом, мы видим, что в ВЗ выражение «Святой Дух» не используется как надлежащее имя. Только с приходом Мессии и схождением Духа в день Пятидесятницы это выражение обретает значение личного имени, которое в церковной традиции идентифицируется с Третьим Лицом Пресвятой Троицы несколько позднее 9 . Мы знаем, что в раннехристианский период апостол Павел еще использует выражения «Дух», «Дух Божий», «Дух Христов» ( Рим. 8:9–11 ) как взаимозаменяемые, ясно не различая Третью Ипостась. И лишь в более поздний период делаются шаги к раскрытию персональных свойств Духа – прежде всего в Евангелии от Иоанна и его Первом послании 10 . Насколько мы вообще можем говорить о системе иоанновского богословия в Евангелии от Иоанна и его Первом послании, настолько систематичными являются и его представления о Святом Духе, впервые в новозаветной традиции составленные как учение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Боровичи. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В центре нашего города, на площади (в настоящее время часть проезда Гагарина) находился Введенский собор. Недалеко от колокольни Введенского собора в 1835 г. началось строительство нового собора по проекту губернского архитектора М. Праве. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е.И. Марин. Строительные работы закончились в 1859 г. Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон над колонами написано в сиянии - «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие полукруглые окна собора были также вставлены железные решетки. С западной, серной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=11655

В. Чернов День святой Троицы. Пятидесятница События праздника День Святой Троицы или Пятидесятница празднуется Церковью, как это видно из наименования праздника, на пятидесятый день после Пасхи. О событиях праздника известно из книги Деяний святых апостолов, написанной евангелистом Лукой ( Деян. 2 гл.). Также этот праздник называется «Днем Святой Троицы», потому что с сошествием Святого Духа явилась полнота христианского откровения о Триедином Боге. Понедельник после Пятидесятницы именуется «Днем Святого Духа» и явлет собой продолжение единого праздника Пятидесяницы, будучи особо посвящён прославлению Третьего Лица Пресвятой Троицы. Апостолы в Иерусалиме Сошествие Святого Духа на апостолов произошло вскоре после вознесения Христова, в праздник иудейской Пятидесятницы – Шавуот. Пасха иудейская в год смерти Христовой приходилась на вечер пятницы: первый день Пасхи приходился, следовательно, в субботу, наутрие субботы было по-нашему в воскресенье (в которое и воскрес Христос). От него нужно было отсчитать 7 полных недель. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресенье и совпадал с днем первой христианской Пятидесятницы. Иудейская Пятидесятница установлена была в освящение жатвы или первых плодов, так как к этому дню оканчивалась жатва, начинавшаяся сразу после Пасхи. С этим праздником у евреев соединялось также воспоминание Синайского законодательства. Совпадение дня сошествия Святого Духа с днем иудейской Пятидесятницы, конечно, не случайно и весьма символично. К этому дню ученики Господа созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова. Кроме них, первыми плодами этого же дела Христова явились и крестившиеся в тот день три тысячи душ. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так христианская Пятидесятница заменила собой в этот день Пятидесятницу ветхозаветную. «Все они были единодушно вместе», – пишет евангелист Лука. Собраны были вместе не только двенадцать апостолов, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, в которых говорится в первой книге Деяний. Сошествие Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 (о богословском содержании иконы) Как известно, преподобный Андрей Рублев создал прославленную икону Пресвятой Троицы “в похвалу” своему духовному учителю — преподобному Сергию Радонежскому. И если этот Игумен Земли Русской построил, согласно тексту сергиева “Жития”, соборный Троицкий храм в основанной им обители, “дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего” 1 , то ведь то же самое можно сказать и об иконе письма преподобного Андрея: и она точно так же провозглашает Божественные Любовь и Мир в качестве основы истинной христианской жизни. Недаром о. Павел Флоренский писал о рублевской “Троице”, что в ней великий иконописец “воистину передал нам узренное им откровение бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира” 2 . И вот уже на протяжение почти векового изучения рублевской “Троицы” как духовного и художественного феномена мы пытаемся все глубже и глубже проникнуть в полноту ее вышнего, горнего смысла. При этом вполне естественным оказывается и наше стремление уяснить: что же нового смог внести преподобный Андрей в столь, казалось бы, традиционный троический образ, имевший к началу XV в. более чем тысячелетнюю историю развития в православном искусстве и уже тогда явленный со значительной полнотой боговидения в Священном Предании Церкви? Что из “узренного” святым иконописцем — в молитвенном и творческом его подвиге — передал он в своей иконе? Для ответа на эти вопросы, хотя бы частичного, представляется полезным проследить поначалу — пусть и вкратце — основные направления в художественно-иконографическом развитии образа Святой Троицы, предшествовавшем созданию рублевской иконы. Первоначальный этап разработки темы Троицы в православном искусстве в целом можно условно назвать историко-аллегорическим, поскольку для раннехристианской эпохи вообще был характерен именно такой уровень и именно такой тип художественного символизма 3 . В контексте еще пост-эллинистического по сути искусства вполне естественно, что и древнейшие композиции на тему Троицы оказывались более или менее аллегорически трактуемыми изображениями ветхозаветной исторической сцены “Гостеприимства Авраамова” как сцены встречи Авраамом Бога, сопровождаемого двумя спутниками-ангелами.

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

Побуждения к исследованию сего учения в ветхозаветных писаниях К сему может побуждать христианина не одна только любознательность, не одно желание видеть яснее неразрывную связь того и другого Завета и собственно в отношении к догмату о Пресвятой Троице, но не менее и то, чтобы с полным убеждением в истине отразить клевету пререкающих истине, которые, – уверяя себя и других, будто в ветхозаветных Писаниях вовсе нет следов учения о Таинстве Пресвятой Троицы, и будто никому из Иудеев, ни даже праведникам ветхозаветным, достигавшим спасения, не было открыто сие Таинство, – стараются наводить отсюда тень сомнения на ту непреложную истину, что вера в Пресвятую Троицу составляет необходимое условие для получения жизни и спасения вечного. Состав и порядок исследования В состав исследования ветхозаветного учения о Таинстве Пресвятой Троицы главным образом входит рассмотрение тех изречений из Бытописания Моисеева, равно как из Писаний других Пророков, в которых так или иначе выражаются указания на Божеские Лица в едином истинном Боге, внушаются более или менее ясно и определенно понятия о самой троичности Божества. Но для устранения каких-либо недоумений о том, были ли вразумительны и удобопонятны сии указания и внушения для людей ветхозаветных, до пришествия в мир Света миру ( Ин. 8:12 ), можно воспользоваться и теми изречениями из новозаветных Писаний, где заключаются ясные свидетельства, что лучшие из Иудеев, при данном им светильнике известнейшего пророческого слова ( 2Пет. 1:19 ), прозирая в тайну домостроительства Божия о нашем спасении, действительно прозирали в таинство Триипостасного Божества. Так как собственно ветхозаветные указания на Таинство Пресвятой Троицы и у Моисея и у других Пророков многочисленны, и, быв предложены в изречениях, имеющих отношение к различным предметам, разнообразны, то в рассмотрении их более можем иметь удобства, если раздельно представим их в таком порядке: сперва те изречения, в которых изображается вообще и неопределенно множественность Лиц в едином истинном Боге; потом изречения, в которых упоминается о двух Божеских Лицах, с различением одного от другого; и наконец те изречения, в которых указывается троичность Божества, с наименованием или без наименования каждого из трех Лиц Божеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

«…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах О передаче троичного догмата в иконах 7 июня, 2003 О передаче троичного догмата в иконах Догматы о Троице входят в число основополагающих, и неудивительно поэтому, что иконы Троицы встречаются весьма часто. Достаточно вспомнить, например, классический русский пятиярусный иконостас, в котором икона Троицы помещается в центре праотеческого ряда, затем в ряду праздников и, кроме того, в местном ряду. Вполне естественно, что иконы Троицы давно привлекают пристальное внимание исследователей, особенно иконы Ветхозаветной Троицы, имеющие более древние корни, чем Новозаветная Троица. Безусловно, это связано с тем, что преподобный Андрей Рублев написал свою «Троицу», следуя именно древней иконографии. Если проанализировать весьма обширную литературу, посвященную «Троице» Рублева, то становится очевидным, что основное внимание авторы уделяли художественным особенностям выдающегося творения человеческого гения. Не была оставлена в стороне и связь иконы с тяжелыми обстоятельствами исторического характера, свойственными времени ее написания. Однако недостаточно полно, как представляется, дана в этих работах богословская интерпретация показанного на иконе. В последние годы многие исследователи обращаются к вопросу о том, какой из изображенных на ней ангелов какому Лицу соответствует. Мнения высказываются самые разные. Чаще всего средний ангел отождествляется либо с Отцом, либо с Сыном, и в зависимости от сделанного выбора определяется соответствие боковых ангелов двум другим Лицам. Число возможных комбинаций здесь достаточно велико, и надо сказать, что авторы приводят для подтверждения своих точек зрения много интересных доводов. Но до однозначного ответа на этот вопрос еще далеко. Возможно, он никогда не будет найден. Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти в книге Л.Мюллера. В.Р. Раушенбах Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей.

http://pravmir.ru/predstoya-svyatey-troi...

Январь месяц 1-е число Новый год. Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Там вместе с другими праздниками учрежден был он Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим – церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре), – в месяце собирания плодов, а церковный праздновался весной, в месяце авиве, или низане (марте), – в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большем количестве, в храме и синагогах слушали чтение Священного писания и умилялись, вспоминая благодеяния Божии к Своему народу. Подобно сему и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год: гражданский, 1-го января, прежде был 1-го марта, и церковный, 1-го сентября. Сам Господь И. Христос освятил новолетие сентября, когда однажды, в этот праздник, вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю ( Лк.4:18–19 ), Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы, в 25-й день сего месяца. В нашем отечестве январь принят был началом гражданского года с 1-го января 1700 года, при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1-го сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года. Обрезание Господне. Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, воплотившийся для спасения людей от Пресвятой девы Марии, по обычаю иудейской Церкви, в восьмой день по рождению был обрезан, причем наречено Ему имя «Иисус», что значит «Спаситель». Закон обрезания дан был Богом праотцу Аврааму. Обрезание, совершавшееся над младенцами мужеского пола в восьмой день по рождению, было видимым знаком принадлежности к народу Божию, или, что то же, к Церкви ветхозаветной. В Церкви новозаветной, христианской, обряд обрезания заменило таинство крещения. Св. Василий Великий жил в IV веке, родом каппадокиец, был сын богатых и благочестивых родителей, Василия и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Приготовим же, братья и сестры, пути Господу Духу Святому!» Слово митрополита Вениамина (Пушкаря) ко Дню Святой Троицы 15.06.2019 650 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры! С Праздником Святой Троицы, с Днем сошествия Святого Духа на апостолов и с Днем рождения Церкви Христовой! В этот день святые апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно собрались в Сионской горнице, чтобы встретить великий ветхозаветный праздник - Пятидесятницу, установленный в память Синайского законодательства. Был третий час дня (девять часов утра). Внезапно все присутствующие услышали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Шум все усиливался, пока не наполнил весь дом, где они находились. И вот над каждым из апостолов они увидели как бы огненные языки, и все исполнились Духа Святого и начали говорить на разных языках. Вдохновленные Духом Святым, апостолы смело пошли в мир, проповедуя о Царстве Божиим. Не жалея своей жизни, они несли в темное царство мира сего свет и соль Христова учения. Когда-то в ветхозаветной истории богоборцы - строители Вавилонской башни совершили восстание против Бога. Господь разрушил это богоборческое восстание, разделив и смешав языки. Сошествие Духа Святого – это событие, противоположное строительству Вавилонской башни. В кондаке мы поем: «Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа». Господь всех призвал к единству в Духе Святом. Бог послал Духа Святого, чтобы объединить всех верных Господу в единую Церковь, чтобы вывести их из-под обломков мировой Вавилонской башни. Да все едины будут. Третья ипостась Святой Троицы Дух Святой взял от Господа Спасителя мира крестные заслуги Его,Голгофские плоды, чтобы каждую отдельную тварь, человека освятить духовно, одухотворить, сделать его гражданином Неба. Приготовим же, братья и сестры, пути Господу Духу Святому! Прямыми сделаем пути Его в сердце нашем и, прежде всего, уберем с дороги Духа Святого свои грехи, страсти. Кто хочет стать причастником Духа Святого, ощутить Его, тот должен перестать противиться воле Божией и плыть по жизненному океану при ветре Духа Святого! Ибо Он как ветер по Слову Христа невидимо действует в наших сердцах, одухотворяя и преображая их для вечной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/15/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010