Апостол Павел говорит: «В Церкви Христовой нет ни Еллина (т.е. язычника), ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара (т.е. иноплеменника), Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). И еще: «Благовествование (т.е. проповедь о вере Христовой) пребывает во всем мире и приносит плод и возрастает» (Кол.1:5. 6). Сам Христос говорит: «Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари…» И на это веками отвечает Церковь: «Вся земля да поклонится Тебе». И это так потому, что учение Христа целостное, и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни. Единое Тело Христово, Церковь, есть в то же время множественность лиц. Понятие единства во множественности и множественности в единстве, что уподобляет тайну Церкви тайне Святой Троицы, в Которой единство природы сочетается с троичностью Ипостасей. Соборность Церкви есть данная ей Духом Истины через святых апостолов Божественная спасительная истина, все в своем единстве Божественное Откровение. Наличие в Церкви Богооткровенной истины — вот критерий соборности Церкви. Соборная — полная, законченная, не нуждающаяся в дополнении. Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви Божией есть только в исторической Православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом. Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Согласно ап. Павлу, благовествование «пребывает… во всем мире» (Кол.1:5—6). Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» (Мф.28:20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «во век» (Ин.13:16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1Кор.11:26).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Апостол Павел говорит: «В Церкви Христовой нет ни Еллина (то есть язычника), ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара (то есть иноплеменника), Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.1:11 ). И еще: «Благовествование (то есть проповедь о вере Христовой) пребывает во всем мире и приносит плод и возрастает» ( Кол.1:5–6 ). Сам Христос говорит: «Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари... » И на это веками отвечает Церковь : «Вся земля да поклонится Тебе». И это так потому, что учение Христа целостное, а это значит всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни. Единое Тело Христово, Церковь , есть в то же время множественность лиц. Понятие единства во множественности и множественности в единстве, что уподобляет тайну Церкви тайне Святой Троицы, в которой единство природы сочетается с троичностью ипостасей. Соборность Церкви есть данная ей Духом Истины через святых апостолов Божественная спасительная истина, все в своем единстве Божественное Откровение. Наличие в Церкви Богооткровенной истины – вот критерий соборности Церкви. Соборная – полная, законченная, не нуждающаяся в дополнении. Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви Божией есть только в исторической Православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом. Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.13:15 ). Согласно апостолу Павлу, благовествование «пребывает во всем мире» ( Кол.1:5–6 ). Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее» ( Мф.13:18 ). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» ( Мф.13:20 ). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «вовек» ( Ин.13:16 ). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова ( 1Кор.13:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Апостол Петр называет благовестников Христова учения благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес ( 1Пет.1:12 ). Он поставляет, по учению Апостолов, пастырей церкви ( Деян.20:28 ). Он источник всех даров духовных, которые раздаются им, как Ему угодно. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом и проч. ( 1Кор.12:4–11 ). Его благодатию возрождается человек в жизнь духовную чрез Таинство Св. Крещения и укрепляется к деланию добра в Таинстве Миропомазания. Все мы, говорит апостол Павел, одним Духом крестились... и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). Не оскорбляйте, говорит тот же апостол, Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ). Самое тело наше есть, по учению Апостолов, храм Духа Божия ( 1Кор.6:19 ), так что мы должны прославлять Бога и в телах и душах своих, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). Словом, вся наша жизнь, вся наша деятельность находится под руководством Духа Божия. Даже молитва наша и та зависит от Его внушения. Никто, говорит апостол Павел, не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). §35. Учение Святых Апостолов о миротворении и о миропромышлении Божием И в учении Апостолов, как и в учении Иисуса Христа, миротворение не было предметом подробного и самостоятельного раскрытия. Сопоставляя, впрочем, и то и другое, нельзя не видеть, что в учении Апостолов говорится о нем несравненно больше и чаще, чем в учении Иисуса Христа. Причина тому была та, что Апостолам приходилось говорить о нем не только иудеям, но и язычникам, а язычники не могли знать о нем из ветхозаветного откровения. В их учении встречаются поэтому не одни указания на Бога, как на Творца, но и указания на некоторые подробности миротворения. Мир сотворен, по учению Апостолов, Богом, чрез второе лицо Святой Троицы, Сына Божия. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им сотворено и самое время ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

б. Библейские тексты Я могу лишь вкратце напомнить две серии текстов, два библейских течения, на первых взгляд противоречивых и даже исключающих друг друга. а) Во-первых, это те тексты, которые делают акцент на вездесущии Бога и его проявлениях. Они настаивают на абсолютно реальном присутствии Бога в самых разных доступных человеческому восприятию формах. Вспомним все ветхозаветные богоявления. Иаков борется с Богом ( Быт.32:24–31 ) и именует место, где Бог явился ему, «Пенуэл», то есть «Лицо Божие», «ибо, – говорит он, – я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя» ( Быт.32:30 ). Бог говорит с Моисеем лицом к лицу, как с другом ( Исх.33:11 ; Втор.34:10 ), и лицо Моисеея светится отблеском от лица Божия, так как лицо Божие светло: «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим» ( Числ 6:25 ). Псалмы говорят о «свете лица Божия» ( Пс.4:7; 30:17; 66:2; 79:4; 89:8 ). Иов возвещает свою надежду в воскресении увидеть Бога: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ). И дальше: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42:5). Это один из самых сильных ветхозаветных текстов, подчеркивающих очевидность и реальность видения Бога. б) Другие тексты, наоборот, подчеркивают трансцендентность и недоступность Бога. В первую очередь, надо упомянуть известный отрывок, где Бог говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). Бог скрывает Моисея в расселине скалы и, когда проходит, покрывает его рукою Своею, а когда руку Свою отнимает, то Моисей видит Его сзади. Значительность этого отрывка не может быть преувеличена. Он повлиял на все мистическое богословие: как на раввинистическое и филоново, так и на христианское. Климент Александрийский , Ориген , Григорий Нисский – одним словом, все христианское предание, западное и восточное, основано на нем. Недоступность Бога выявляется и в других существенных образах, в особенности в образах облака и мрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

б. В Евангелиях Мы видели, что развитие ветхозаветного монотеизма в троичном евангельском Откровении не ведёт к нарушению единства двух Заветов, но имеет антиномический характер. В евангельском и новозаветном Откровении можно различить два взаимодополняющих аспекта, имеющих свое продолжение во всем христианском Предании: 1) Сын есть Образ Отца; 2) Иисус Христос есть Бог по происхождению. А) Сын есть Образ невидимого Отца «Бога (то есть Отца) не видел никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Сыну и Логосу в Духе Святом принадлежит 1:18). Сыну и Логосу в Духе Святом принадлежит «функция Откровения». Никто не может ни видеть Отца, ни приступить к Нему вне посредничества Сына. Дух участвует в этом сыновнем Откровении Отца: в Евангелиях Он открывает людям внутренние очи, чтобы они смогли «узнать» Мессию, Сына Божьего, уверовать в Воскресшего Христа. В Церкви Он соделывает нас Его современниками и актуализирует Его спасительное дело. В некоторых выражениях евангельского Откровения с особой силой говорится о том, что Сам Отец вселяется в нас («Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», Ин.14:23 ), что Его Имя нам открыто ( Ин.17:6, 26 ) и мы дерзаем прямо обращаться к Нему как к Отцу ( Мф.6:9 ; Лк.11:2 ), причём в самом сокровенном смысле слова «авва» (см. Рим.8и Гал.4:6 ). Итак, Сын и Дух совершают в мире двойное посредничество (восходящее и нисходящее) в деле Откровения и освящения. Через это посредничество совершается троичное Домостроительство обожения твари, то есть открытие ей доступа к приобщению троичному Царству, к познанию «тайны Царствия Небесного» ( Мф.13:11 ), «сокровенного от создания мира» ( Мф.13:35 ). Эти евангельские тексты, говорящие о тайне Царства, приводят нас к понятию о «тайне Спасения», извечно сокровенной, но явленной в последние дни (апостол Павел). Проповедь Господа в притчах является одновременно учительным способом открытия тайны и защитой Истины против тех, кто желает вникнуть в нее с нечистым сердцем ( Мк.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Без этого Крестителя не совершилось бы крещение, не отверзлись бы небеса, не сошел бы Дух Св. на Сына Человеческого, не раздался бы глас с неба. Страшно для человека думать о такой ответственности, но Господь избирает и воздвигает мужа по сердцу Своему. Церковная песнь со тщанием и любовью изображает этот подвиг Предтечи в крещенских службах. Крестителю дано было быть тайновидцем Св. Троицы в Богоявлении. В чистоте сердца, обладающие которою узрят Бога, он обладал предведением тайны, ибо она предоткрывалась уже и в Ветхом Завете. И ему ли, стоящему на грани обоих Заветов, не дано было бы знать ее! Но ныне она открылась воочию. И креститель оказался Крестителем. Его дух выдержал то, что не под силу было выдержать ни одному из древних пророков, ни одному из людей, – богозрение лицом к лицу: «и свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить водою, сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ио. 1, 32–34). У кого же из древних пророков найдем мы такие речи о Боге? Уже явление ангела Божия повергало ветхозаветных мужей в страх смерти; пророку Моисею, другу Божию, были явлены лишь «задняя Божия». Исайе были серафимом очищены уста углем с жертвенника Божия после видения Славы Божией. Иоанн же зрел и – свидетельствовал о зренном. И он зрел, как его крещение, крещение покаяния водою, здесь стало крещением Духом Святым. Заслуживает внимания, что ни в Евангелиях, ни в церковном Предании нет сведений о присутствии, а тем более о каком-либо участии Матери Божией при крещении. Разумеется, нельзя допустить, что Она в боговедущем сердце Своем не ведала тайны предстоящего крещения и Богоявления или чтобы Она не ведала об его совершении. Однако Она и здесь отходит в глубокую тень, уступая место Крестителю: Мать по плоти как бы временно отдает Сына порождающему Его водою и Духом Крестителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Бог не завистлив, не самолюбив и не честолюбив. Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе и тем приобщить Своей Божественной вечности, 25 и потому во все времена каждый человек мог и может в той или иной мере познавать Бога истинного. Однако остается совершенно необходимым, чтобы Бог Сам открылся человеку, открыл ему в доступных для него пределах образ Своего Бытия. Вне Христа, явившегося во плоти, никакой духовный, философский или мистический опыт не дает человеку возможности познать Божественное Бытие, как единую непостижимую абсолютную Объективность в Трех непостижимых абсолютных Субъектах, то есть как Троицу – единосущную и нераздельную. В истории Божественной икономии (домостроительства) спасения нашего Церковь отмечает некоторые наиболее существенные моменты ежегодным воспоминанием – празднованием их. В исторической последовательности порядок этих событий таков: Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение, Страсти Господни, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа. В путях откровения Бога человеку каждое из этих событий связано со всеми другими органически и нерасторжимо. Однако день Пятидесятницы, когда мы празднуем сошествие Святого Духа, должен быть отмечен как завершение откровения о Великом Боге Всетворце и Вседержителе. Не надо забывать, что новозаветное откровение было предварено откровением ветхозаветным. Когда мы, христиане, погружаемся в созерцание данных библейского откровения, тогда уже с первых глав Книги Бытия мы слышим знакомое нам о Боге многоедином: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ), и еще: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт.3:22 ). Для христианина при чтении книги Бытия примечательным является также то, что Бог явился Аврааму в виде трех мужей, к которым он, однако, обращался как к единому существу: «Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против пего... и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Бог не только знает все прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11, 33). Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36). Нам в духовной жизни важно постоянно помнить о всеблагости, всеведении и всемогуществе Божием. Это исполняет нас надеждой. Обращаясь в молитвах к Богу, мы знаем, что Он слышит все наши молитвы и моления. По Своей Любви все наши прошения, которые нам во благо, Он принимает. Значит — исполнит их, имея всемогущество.      Вездесущий. Поскольку Бог ничем не ограничен и беспределен, то Он наполняет Собой весь мир. Это вызывает благоговейное удивление Псалмопевца: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8–10). Мысль о всеприсутствии Божием побуждает верующего нигде и никогда не расслабляться духовно и постоянно хранить страх Божий. Всеправедный. Это свойство Бога проявляется прежде всего в Его абсолютной святости. Ветхозаветный пророк Исаия видел Господа, сидящего на высоком Престоле, а вокруг стояли Серафимы и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3), Троекратное повторение слова «Свят» указывало на тайну Пресвятой Троицы. Свет Божественной святости—яркий источник для всех, живущих по Его заповедям и стремящихся угодить Ему. Людей, которые в подвигах трудились, чтобы жить по воле Божией, Церковь чтит как святых.

http://pravoslavie.ru/103524.html

Божественное Откровение говорит, что семья – это не некий изменяющийся продукт социально-экономического развития, а исходная воля Творца. Человек изначально создан как два пола, т.е. две стороны одной природы: «И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Цель такого замысла – взаимное общение и помощь, возрастание в главной добродетели – в любви: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2; 18, 24). Страстотерпица Александра (Романова) так писала в своём дневнике о назначении супружества: «Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве... Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна». Другая важная задача семьи – рождение и воспитание детей, но не только ради биологического продолжения рода, а как творение новых богоспасаемых личностей и заботливых управителей земли: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1, 28). Вследствие грехопадения замысел о браке не смог осуществиться в полной мере Однако вследствие грехопадения Адама и Евы замысел о браке в ветхозаветные времена не смог осуществиться в полной мере. Его преимущественной целью стало не духовное возрастание супругов, а воспроизводство потомства для преодоления неполноценности и конечности земной жизни, «чтобы род человеческий не был истреблён и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение» ( Иоанн Дамаскин , свт. Точное изложение православной веры). С воплощением Сына Божия брак не просто восстанавливается в первоначальном достоинстве, но и возводится на ещё б о льшую высоту. Господь Иисус Христос напоминает о божественном установлении супружества (Мф. 19, 4–6) и Своим первым чудом освящает свадьбу в Кане Галилейской, претворяя воду в вино (ср. Ин. 2, 1–11). Развивая это Божественное Откровение, апостол Павел дерзновенно говорит о браке как образе союза Христа и Церкви, т.е. соединения Бога с человечеством в Едином организме (ср. Еф. 5, 22–33). Христианская семья становится Малой Церковью (ср. 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Фил. 1, 2) и строится через подражание отношениям между Лицами Святой Троицы (ср. Ин. 17, 21; 1 Кор. 11, 3).

http://pravoslavie.ru/122238.html

Божественное Откровение Христос Пантократор. Италия, собор Чефалу      Мы знаем о Боге, в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям. Это знание называется Откровением, и записано оно в Библии. Воспринято Откровение может быть только умом, согретым живой верой. Необходимость Откровения возникла после грехопадения прародителей. Человек отпал от Бога, лишился того непосредственного общения «лицом к лицу» со своим Творцом, которое было в раю. Отдаленный от Источника жизни, имея поврежденную грехом природу, человек не может правильно оценивать прошлое, не может собственными силами постичь настоящее, не ведает будущего. Человек знает только то, что открывает ему Господь: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29, 29). Бог пребывает в неприступной Своей славе. Он — всемогущий Дух, а человек — существо земное, конечное. Однажды блаженный Августин, пытаясь постигнуть тайну Пресвятой Троицы, утомился и вышел на берег Средиземного моря. Он увидел мальчика, который выкопал лунку и ладонями носил воду в нее. Блаженный Августин спросил, что он делает. «Хочу перелить море в эту ямку», — ответил мальчик. Святой удивился и сказал, что это невозможно. Пройдя немного, он оглянулся. На берегу никого не было. Тогда блаженный Августин понял, что Бог послал Ангела, чтобы показать тщетность его усилий. Для чего Бог дал людям Откровение? Главная причина библейских откровений — любовь Бога к Своему творению. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 4). Чтобы дать человечеству Откровение, Господь избрал из всех народов один — еврейский: именно евреи в лице Авраама сохранили истинное почитание, когда по всей земле распространились языческие заблуждения. Этому народу спустя века и было, как писал апостол Павел, вверено слово Божие (Рим 3, 2). С приходом на землю Спасителя мира Иисуса Христа Откровение Библии проповедуется всему человечеству. Другим источником нашего познания Бога является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира. Это — естественное откровение. Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники. Видимая природа как открытая книга свидетельствует о премудрости и всемогуществе Бога. Весь окружающий человека мир показывает чудные дела Божии: всюду упорядоченность, мера, закономерная повторяемость и целесообразность. Язычник, не просвещенный богооткровенной истиной, скорее это чувствовал, чем понимал. Ветхозаветный человек и чувствовал, и понимал, что весь природный мир, в котором он живет, является безмолвным гимном Творцу: По слову Господа явились дела Его: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней (Сир 42, 16). 17 мая 2017 г. Рейтинг: 5.5 Голосов: 1144 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103562.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010