Преподобный Симеон Новый Богослов – выдающийся духовный писатель и подвижник. Будучи приближенным императора Василия II, занимал высокое положение при византийском дворе, но вскоре его оставил. В своих богословских гимнах и трудах воспевал глубочайшие тайны, данные ему в Божественных созерцаниях, за что удостоился от современников именования «Новый Богослов» (по аналогии с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом и святителем Григорием Богословом). (9491032). Святитель Димитрий Ростовский – митрополит Ростовский. Святой, проповедник и богослов, известный составлением Четиих-Миней – это 12 томов (по числу месяцев в году) – сборников житий святых, память которых празднуется в тот или иной день года. (1651–1709). Святитель Тихон Задонский – епископ Воронежский и Елецкий. Знаменитый духовный писатель – автор богословских размышлений и наставлений. Своими красноречивыми проповедями святитель Тихон вернул в лоно Православной Церкви не одну тысячу старообрядцев. (1724–1783). Платон, Митрополит Московский – известный проповедник и один из самых высокообразованных людей своего времени. Известно до 500 его проповедей. (1737–1812). Святитель Филарет – митрополит Московский, известный проповедник и духовный писатель, великий православный богослов. Перевел на русский язык Евангелие от Иоанна. Его называли «Московским Златоустом». Известна его стихотворная полемика-переписка с Пушкиным. (1783 –1867). Святитель Игнатий Брянчанинов – епископ Кавказский и Черноморский. Выдающийся подвижник и аскет, известен всему миру как творец бессмертных духовных произведений, которые и сейчас являются «учебниками» подвижнической жизни. Ревностный хранитель православных традиций и культуры. (1807–1867). Святитель Иннокентий (Вениаминов) – митрополит Московский, чудотворец. Замечательный церковный деятель и миссионер. Прошел путь от сельского приходского священника Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Распространял христианство на Камчатке и Алеутских островах, проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам. Основал Православное Миссионерское общество. (1797–1879).

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони))

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский августа 1797-†31 марта 1879 Прославлен в 1977 г. Память празднуется 31 марта/13 апреля (преставление) и 23 сентября/6 октября (день прославления) Из Деяния Священного Синода 6 октября 1977 года Священный Синод, воздав хвалу и славу Господу, Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определяет: 1 . Приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского, апостола Америки и Сибири, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных. 2 . Святые останки его да пребывают под спудом 4 . Службу святителю Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому, поручить составить Преосвященному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму, а до утверждения ее править службу святительскую по Общей минее. О сем объявляется всем верным чадам Святой Церкви, да воздают они хвалу Триединому Богу, благоволившему прославить нового праведника и о них предстателя, и да возносят они свои молитвы святителю Иннокентию, предстоящему Престолу Божию во славе небесной, его же молитвами и ходатайством его хранит Господь Бог всех верных в единомыслии, истине и любви, а всему человеческому роду да подаст мир и спасение. Аминь. Святитель Иннокентий ( Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился в селе Анги (Иркутская губерния), в семье пономаря местной церкви. В 1817 г. он окончил Иркутскую семинарию, женился и стал диаконом одной из городских церквей. В 1821 г. он был рукоположен во священника и стал в своем приходе проводить воскресные беседы с детьми – неслыханное по тем временам нововведение. В 1823 г. он с семьей отправился на остров Уналашку для просвещения алеутов. Свою деятельность отец Иоанн начал с постройки храма. Помощников-алеутов он учил различным ремеслам и тем располагал их к себе. Отец Иоанн усердно изучал алеутский язык, создал для него письменность и в 1830-х гг. перевел на него Катехизис и Евангелие от Матфея. В последующие годы он создал лингвистические описания ряда неизвестных языков, которые изучил в ходе своей деятельности, за что был избран в почетные члены высоких научных обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храмы с крестами на куполах стали изображаться на советских монетах, начиная с года 1000-летия Крещения Руси (1988) Рис. 5. «1000-летие Крещения Руси. Памятник князю Владимиру Святославичу». Госбанк СССР, 25 руб., платина, 1988 г.      Рис. 6. «1000-летие древнерусского зодчества: Софийский собор, Великий Новгород, 1045 г.». Госбанк СССР, 50 руб., золото, 1988 г. Реверс.      В 1988–1991 годах в серии «Соборы и памятники» (1988–1991 гг.) массовым тиражом (2–3 млн. шт.) были отчеканены медно-никелевые монеты с изображениями православных храмов: «Софийский собор, XI в., Киев» (1988 г.) (рис. 7), «Памятник “Тысячелетие России”, Новгород» (1988 г.) (рис. 8), «Собор Покрова на Рву, 1561, Москва» (1989 г.), «Благовещенский собор, 1489, Москва» (1989 г.), «Успенский собор, XV в., Москва» (1990 г.), «Архангельский собор, 1508, Москва» (1991 г.). На вершине памятника, установленного в Новгороде, можно различить ангела, держащего крест. Рис. 7. «Софийский собор, XI в., Киев». Госбанк СССР, медно-никелевый сплав, 1988 г., реверс.      Рис. 8. «Памятник “Тысячелетие России”, Новгород». Госбанк СССР, медно-никелевый сплав, 1988 г., реверс.      В серии «500-летие единого русского государства» (1989–1991 гг.), посвященной юбилею державы Ивана III, вышли монеты: «Московский Кремль, XII–XVI вв.» (серебро, 1989 г.), «Стояние на реке Угре, 1480 г.» (платина, 1989 г.) (рис. 9), «Успенский собор, XV в., Москва» (золото, 1990 г.), «Церковь Архангела Гавриила, XVIII в., Москва» (золото, 1990 г.) (рис. 10), «Исаакиевский собор, XIX в., С.-Петербург» (золото, 1991 г.). Рис. 9. «Стояние на Угре, 1480 г.», 150 руб., платина, 1989 г. Реверс      Рис. 10. «Церковь Архангела Гавриила, 1707 г.», 50 руб., золото, 1990 г. Реверс      На монете «Стояние на Угре, XV в.» можно разглядеть образ «Спас Нерукотворный» на княжеском стяге Ивана III, а на монете «Церковь архангела Гавриила» имеется полноценное рельефное изображение самого Архангела в иконописном стиле. В 1991 году (последнем «советском» году) в честь 250-летия открытия Русской Америки вышла платиновая монета с изображением православного миссионера и просветителя Аляски, Алеутских островов, Камчатки и Сибири святителя Иннокентия (Вениаминова) (1797–1879 гг.), митрополита Московского и Коломенского (рис. 11). На монете изображен человек в монашеском клобуке с епископской панагией и наперсным крестом на груди, который в левой руке держит свиток, а поднятой правой рукой благословляет крестом. Нимба нет, а надписание имени – «Иоанн Вениаминов» – не соответствует изображению, так как указывает имя святителя до принятия монашеского пострига (будущий владыка прибыл на Алеутские острова, когда был еще протоиереем Иоанном; постриг он принял после смерти супруги). Тем не менее на советской монете был в первый и последний раз изображен святой подвижник-миссионер, хотя и без явного указания на это (ранее был изображен только памятник св. князю Владимиру).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Сибирских святых (10 июня) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128901.html

После этого реставрационные работы в Троице-Сергиевой лавре ещё более расширились. Она в 1993 году была включена в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.Реальное возрождение лавры как мощного духовного центра России началось с конца 1980-х гг. и приняло особый размах с начала 1990-х гг. В 1994 году были обретены в лавре мощи святителей Московских - митрополитов Филарета (Дроздова В. М. 1783-1867), Иннокентия (Попова-Вениаминова И. Е., 1797-1879) и преподобного Антония (Медведева), а в 1996 году - мощей преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра была и остаётся местом проведения многих важнейших церковных собраний. Так, в 1971, 1988, 1990 гг. и позже в Трапезной лавры проходили Поместные соборы Русской Православной Церкви. Следует упомянуть и о других церковных торжествах и событиях, связанных с древней подмосковной обителью: 500-летие автокефалии Русской Церкви (1948), 400-летие установления Патриаршества (1989), 1000-летие Крещение Руси (1988), Архирейские Соборы 1961 и 2004 гг. Число братии Сергиевой обители после её возрождения в 1946 году постоянно увеличивается. Так, в 2000 году в лавре жили 300 человек братии, включая насельников скитов и подворий, против 120 монахов и послушников в конце 1980-х гг. В наши дни Братия лавры насчитывает около 200 монахов. Способствует развитию Троице-Сергиевой лавры и возвращение в 1992 году древнему городу его исторического названия - Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. Ставропигиальными называются монастыри, находящиеся под непосредственным управлением патриарха и не зависящие от епархиального начальства. В 2020 г. наместником стал Фома (Демчук). Наместник лавры с 2023 года - епископ Кирилл (Зинковский), сменивший епископа Фому (Демчука). Архимандритом является Патриарх Московский и всея Руси. Управляется лавра с 1897 г. Духовным собором. Это — коллегиальный орган. С 1344 по 1560 гг. сменилось 35 Игуменов, а 1561 по 1766 гг. 34 Архимандрита. Нынешний наместник Фома — уже 41 в ряду своих предшественников. Он является наместником Патриарха Московского, формально считающегося главой лавры. В 1990-2000 гг. лавре был возвращен изначальный дореволюционный облик, перекрашены некоторые стены, воссоздана прежняя роспись, отремонтирована колокольня. В 2004 г. на колокольню вернулся Царь-колокол. Его пришлось отливать заново, поскольку прежний был расплавлен. В 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, трудами и молитвами которого преобразилась Русь, сформировалась русская монашеская традиция, были сделаны шаги для отстаивания свободы Отечества и собирания его земель. 18 июля стал кульминацией торжеств, посвященных юбилею одного из величайших русских святых.

http://sobory.ru/article/?object=00497

1063 Имеется в виду высокопреосвященный Иннокентий (в миру свящ. Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), свт.; просветитель алеутов; еп. Камчатский и Алеутский (с 1840; архиеп. с 1850), митр. Московский и Коломенский (с 1868); духовный писатель. 1064 Прот. Стефан Иванович Зернов (1817–1886), магистр МДА (1844), бакалавр библейской истории и греческого языка в МДА (1844–1846); настоятель московской церкви Свт. Николая на Студенцах, затем – Свт. Николая Явленного на Арбате; духовник Сковронской; вместе с Гиляровым принимал активное участие в деятельности Московского комитета по вспомоществованию бедным лицам духовного звания (Братства св. Николая). См. подробнее о прот. С. И. Зернове ниже нашу статью «К истории благотворительности в России». 1065 Иосиф Васильевич Варвинский (1811–1878) – известный московский врач, профессор госпитальной терапевтической клиники. 1067 Конфидентка – женщина, с которой ведут интимные разговоры, которой поверяют секреты, сердечные тайны. 1074 Одна из редакционных регистрационных книг. Была еще Синяя книга (см.: Письма к Гальперсон. С. 250). Эти названия, вероятнее всего, восходят к известным сборникам дипломатических документов. Гиляров писал в одной из передовых статей: «...европейские населения имеют пред нами преимущества в том отношении, что там повсюду есть разного цвета книги, заведенные наподобие английской синей, в которой обнародываются подлинные документы дипломатических сношений за известный период времени» ( < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 29 декабря//СИ. 1880. 30 дек. 359. С. 2). 1080 Дуняша – вероятно, мещанка Сергиева Посада Авдотья Николаевна Тягалина, близкая подруга Сковронской. 1085 Старший сын Гилярова (1854–1909), служивший в конторе «Современных известий». По воспоминаниям проведшего в его доме свои детские годы С. И. Уманца, «Николай, ввиду врожденной слабости здоровья на почве общего рахитизма, выразившейся в довольно значительной хромоте, очень во многом, конечно, уступал своему исключительно талантливому младшему брату и, к сожалению, не мог докончить своего образования, ограничившись гимназией. Однако и он был по природе развитой молодой человек и помогал отцу по конторе и редакции «Современных известий " » ( С. У. Мозаика: (Из старых записных книжек)//ИВ. 1912. Т. 130. Дек. С. 1057 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

833 Имеется в виду просветитель алеутов свт. Иннокентий (Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), с 1868 г. до своей кончины занимавший Московскую и Коломенскую кафедру. 834 Свящ. Иоанн Николаевич Александровский (1824–1886), один из ближайших друзей Гилярова с семинарской скамьи, был переведен к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной слободе (Староконюшенный пер., д. 19), известной с 1546 г. Храм снесли в 1933 г. и на его месте построили жилой дом. 836 Цитата не точна: выпущены отдельные словосочетания и целые предложения, изменен ряд словоформ. Заключительная фраза являлась перепевом традиционных акафистных песнопений: «Ненавистники духовенства, враги церковного просвещения, посягатели на церковную собственность, радуйтесь!» После этого еще следовали слова сожаления: «А как хотелось бы нам сказать: «Нет, что-нибудь не так! Тут какая-нибудь ошибка! " » (СИ. 1870. 4 янв. 3. С. 2). 838 < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 10 января//СИ. 1870. 11 янв. 10. С. 2. Здесь Гиляров писал в связи с кончиной Герцена: «Пожалеем о несомненном таланте, погибшем для России и вместо громадной пользы, которую способен был принести, доставившем вред, вред существенный, ощущаемый доселе». 839 < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 11 января//СИ. 1870. 12 янв. 11. С. 2. Вступаясь за «Московские ведомости», собрата по лагерю консервативной журналистики, получившего первое предостережение, Гиляров словно бы заранее писал апологию себе – спустя два месяца, 14 марта 1870 г., он тоже получит первое предостережение, причем за вполне благонамеренную за передовицу, в которой обсуждались некоторые морально устаревшие церковные обряды и в этой связи критиковалась система духовного руководства 60 от 2 марта 1870 г.) (см. подробнее наст. изд., с. 120–121, 286–288). Гиляров писал: « " Московские ведомости» – серьезный орган и искренний, вот что важно. Предостережение – мера сильная: это также немаловажно. Кто же, неужели какой-нибудь лакейственный орган, мнение которого притом может быть куплено всяким с улицы, может чем-нибудь сослужить службу государству? А служба печати не лишняя и ею можно дорожить» (СИ. 1870. 12 янв. 11. С. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Число верующих ок. 10 млн ок. 15 млн 21 690 201 33 906 249 Число церквей Монастыри Духовенство 101 040 Монашествующие ок. 25 тыс. Первая цифра указывает на число монастырей до секуляризации, вторая – после. Число верующих 47 979 744 61 941 222 80 055 650 98 363 874 Число церквей Монастыри Духовенство 127 021 107 846 117 915 Монашествующие Расширение границ Российской империи способствовало расширению миссионерской деятельности Церкви как на внутреннем пространстве империи, так и за ее пределами. Внутри России миссия осуществлялась главным образом среди языческого населения тех регионов, которые присоединялись к империи, а также в областях, охваченных униатством. Конечно, миссионерская деятельность осуществлялась и в допетровский период, однако именно в синодальную эпоху она приобрела особый размах. Среди миссионеров XVIII века, трудившихся в деле обращения языческих народов, выделяется фигура святителя Иннокентия Иркутского (1680–1731), внесшего огромный вклад в дело просвещения Сибири. Значительный вклад в дело возвращения униатов в православие внес в XVIII веке белорусский архиепископ Георгий (Конисский; 1717–1795): благодаря его деятельности в православие вернулось более 100 тысяч униатов 197 . В 1839 году, благодаря трудам митрополита Иосифа Семашко (1789–1868), униатская Церковь в Белоруссии и Литве воссоединилась с православием . За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии, а также – на рубеже XIX и XX веков – в Урмии. Среди выдающихся миссионеров синодальной эпохи необходимо отметить святителей Иннокентия (Вениаминова; 1797–1879) и Николая Японского (1836–1912). Святитель Иннокентий, посвятивший многие годы проповеди христианства среди колошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов, стал первым православным епископом, чья юрисдикция распространилась на Северную Америку. А святитель Николай был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Конечно, миссионерская деятельность осуществлялась и в допетровский период, однако именно в синодальную эпоху она приобрела особый размах. Среди миссионеров XVIII века, трудившихся в деле обращения языческих народов, выделяется фигура святителя Иннокентия Иркутского (1680–1731) , внесшего огромный вклад в дело просвещения Сибири. За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии, а также – на рубеже XIX u XX веков – в Урмии. Среди выдающихся миссионеров синодальной эпохи необходимо отметить святителей Иннокентия (Вениаминова ; 1797–1879) и Николая (Касаткина ; 1836–1912) . Святитель Иннокентий, посвятивший многие годы проповеди христианства среди калошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов, стал первым православным епископом, чья юрисдикция распространилась на Северную Америку. А святитель Николай был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата. Главный парадокс синодальной эпохи заключался в том, что, будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления высших слоев российского общества, прежде всего дворянства и интеллигенции. Расцерковление образованных классов началось еще при Петре I. При Екатерине II в высшем обществе насаждалось вольтерьянство (сама императрица, хотя и оставалась православной христианкой, увлекалась Вольтером). В XIX веке на смену просвещенному деизму стал приходить атеизм, который к концу столетия имел значительное число адептов в среде интеллигенции. Если к началу синодальной эпохи Россия была православным государством, в котором весь уклад жизни всех слоев общества был пронизан церковностью и религиозностью, то к концу синодальной эпохи Россия превратилась в светское государство, где общественная жизнь определялась отнюдь не только православными идеалами и принципами. Во второй половине XIX u b начале XX века расцерковление проникло из среды интеллигенции в рабочий класс и даже в среду крестьянства, что стало особенно ощутимым в период между революциями 1905 и 1917 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010