Св. матери св. Пантелеимона (27 июля). Она скончалась прежде мученической кончины своего сына. 31 . А. Преподобного и чудотворца епископа Гангрского (в Пафлагонии), священномученика. Ревностный защитник православие обличитель еретиков и участник I Всел. Собора, он за богоугодную жизнь был удостоен от Господа благодати чудотворений. Он исцелял недугующих и изгонял бесов; «жены кровоточивыя и безчадныя не мало чадородны показа, и оны суха сосцы имущия, и бескормны, млеко точити сотвори». Он скончался мученически, избитый в одном пустынном месте озлобленными против него еретиками, ок. 326 г. При гробе его многие получили исцеление. Св. Церковь восхваляет св. Инатия, как «божественного страдальца, мудраго святителя, чудес источника, пастыря доброго, церкве утверждение». Пр. игумена в Руфиянах. Сын Фригийского схоластика (адвоката), он 18 лет, будучи наказан своим отцом, удалился во Фракию, где чрез 2 года основал монастырь и предался в нем подвигам иночества. Найденный здесь отцом, он поселился в опустевшей обители Руфина (в предместьи Халкидона), собрал вокруг себя иноков, избран был ими за святую жизнь в настоятели и чрез 40 лет скончался (ок. 446 г.), прославившись многими чудесами и даром прозорливости. Пр. пустынника Египетского. Фиваидский отшельник (IV в.), с 15 лет посвятивший себя иноческой жизни, он 40 лет подвизался в безлюдном месте. Затем, по внушению Божьему, поселившись вблизи населенных мест, он основал обитель, в которую собрал до 500 иноков. Питался он одними только дикорастущими злаками. Скончался св. подвижник в глубокой старости. Мучч. Ады, епиокопа Персидского, и диакона. Оба они пострадали в персидском городе Сузе, в V в. (св. Авда – в 418 или 421 г., а св. Вениамин – в 421 или 424 г., по другим же – не чрез 3 года, а спустя 30 дней после кончины св. Авды). Священномученик Авда, после разнообразных мучений, был усечен мечом за сожжение, по христианской ревности, языческого храма, посвященного огню. Св. Вениамин, схваченный мучителями, претерпел жестокие биения, был посажен в темницу и томим в ней два года, а потом под ногти его рук и ног ему вонзили двадцать заостренных спиц и, наконец, пронзили его толстым суковатым колом, после чего доблестный страдалец и предать дух свой Богу. См. 13 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«“Петроград, Губотдел ГПУ, митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников – реакционеров и сотрудников канцелярии, производя в последней тщательный обыск. Вениамин Высшим Церковным управлением отрешается от сана и должности. О результатах операции немедленно сообщите. HP 25023/c 1 июня 1922 года. Начсоперупр ГПУ Менжинский». 1 июня святитель Вениамн был арестован, на следующий день заключен в тюрьму. По преданию, когда вместе с чекистами, пришедшими арестовывать владыку, явился Александр Введенский, чтобы принять дела Петроградской епархии, и по привычке подошел под благословение к митрополиту Вениамину, тот отстранился, мягко сказав: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду». Одновременно с владыкой было арестовано 80 человек, начиная с епископа Кронштадтского Венедикта, настоятелей ведущих соборов, таких как протоиерей Михаил Чельцов, настоятель собора Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, протоиерей Николай Чуков, настоятель Казанского собора, член Правления Общества православных приходов, архимандрит Сергий (Шеин), наместник Троице-Сергиевой пустыни, и кончая случайными людьми вроде персидскоподданного. Обращает на себя внимание большое количество представителей интеллигенции, в том числе военной и юридической: таких, как профессор уголовного права Петроградского университета Юрий Петрович Новицкий и преподаватель, работник отдела Народного образования Петрогубисполкома Иван Михайлович Ковшаров, знаменитый византинист Бенешевич Владимир Николаевич, профессор Санкт-Петербургского университета по кафедре церковного права, член Правления Общества православных приходов Петрограда. 10 июня начался судебный процесс, по которому было привлечено более 80 человек 10 июня начался судебный процесс, по которому было привлечено более 80 человек. Митрополит Вениамин обвинялся в том, что, являясь главой Православной Церкви в Петрограде, добивался «изменения декрета об изъятии церковных ценностей», для чего использовал православное Общество церковных приходов «в целях возбуждения религиозного населения к волнениям, в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции». Митрополита Вениамина допрашивали 11 и 12 июня, вопросы касались его отношения к постановлениям Карловацкого Собора зарубежных архиереев и к декрету об изъятии церковных ценностей, а также двух заявлений митрополита, сделанных в марте.

http://pravoslavie.ru/147712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Федченков Иван Афанасьевич; 2.09.1880, с. Вяжля (Ильинка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 4.10.1961, Псково-Печерский мон-рь), митр. бывш. Саратовский и Вольский. Из семьи служащего. Под влиянием матери, происходившей из духовного сословия, В. и двое его братьев посвятили себя служению Церкви. В 1887-1891 гг. И. Федченков учился в земской начальной школе в с. Сергиевка, в 1891-1893 гг.- в уездном уч-ще Кирсановского у., по окончании к-рого поступил в Тамбовское ДУ, с 1897 г. обучался в Тамбовской ДС. В 1903 г. Федченков был направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью канд. богословия и с правом соискания степени магистра богословия без сдачи экзаменов. По решению Совета академии оставлен сверхштатным профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории на год. Учась в академии, юноша часто совершал паломничества, во время к-рых встречался со мн. подвижниками благочестия, в т. ч. со св. прав. Иоанном Кронштадтским , оптинским старцем прп. Нектарием (Тихоновым) , схиигум. Германом (Гомзиным) , иеросхим. Алексием (Соловьёвым), иером. Исидором (Козиным), впечатления от этих встреч легли в основу кн. В. «Божии люди» (М., 1991). Во время учебы в академии Федченков был тесно связан с духовником царской семьи, инспектором СПбДА архим. Феофаном (Быстровым) , возглавлявшим студенческий кружок по изучению святоотеческих творений. 26 нояб. 1907 г. в академической ц. архим. Феофаном Федченков был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского . 3 дек. ректор СПбДА Ямбургский еп. Сергий (Тихомиров) рукоположил В. во иеродиакона, 10 дек. митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) совершил хиротонию В. во иеромонаха. С 18 нояб. 1909 по 11 сент. 1910 г. В. нес послушание секретаря Финляндского и Выборгского архиеп. Сергия ( Страгородского, впосл. Патриарх), служил на Ярославском синодальном подворье в С.-Петербурге. С 11 сент. 1910 г. занимал должность доцента СПбДА по кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики, с 15 нояб. 1911 г.- должность инспектора СПбДС.

http://pravenc.ru/text/150325.html

14:10. Земля будет как равнина. Под «равниной» здесь подразумевается равнина Араба. Это название используется как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле оно относится к засушливой области вокруг Мертвого моря и к югу от залива Акаба. Как общее понятие это топографическое определение относится к степным районам. В данном контексте больше подходит последнее значение. 14:10. От Гаваона до Реммона. Гаваон (Гева) лежит примерно в 5 милях к северу от Иерусалима. Город стоит на вади Суэнит вблизи бывшей северной границы персидской провинции Иуда. Местоположение Реммона определить сложнее. Есть топоним Ен-Реммон, на юге Шфелы (примерно в 10 милях к северу от Вирсавии), но это место не находится на территории Иудеи и, по-видимому, слишком далеко к югу, чтобы ассоциироваться с Гаваоном. 14:10. Топография Иерусалима. Ворота Вениаминовы (в другое время они назывались Овечьими воротами), к северу от Храмовой горы, выходят из участка, на котором расположена купальня Вифезда (известная как Овечий пруд), в долину Кедрон. Они находятся у северной стороны восточной стены (вблизи совр. Львиных ворот) и ведут к дороге на Иерихон. Если слово «первые» относится к названиям ворот, то это могли быть Старые ворота (см. коммент. к Неем. 3:6 ). Угольные (угловые) ворота расположены в северо-западном углу западной части города. Ныне это территория вблизи Яффских ворот. Башня Ананеила находилась в северозападной части города близ Храмовой горы. Это примерно то же место, на котором была построена крепость Антония в Иерусалиме времен Ирода. И, наконец, царские точила были, вероятно, в царском саду (см. коммент. к Неем. 3:15 ) в южной части города. Город простирался с севера на юг «от башни Ананеила до царских точил». 14:12. Описание «поражения». В древности на Ближнем Востоке поверженные враги подвергались таким истязаниям, как сдирание кожи, выкалывание глаз и отрезание языка. Здесь это принимает форму «поражения» Господня. На древнем Ближнем Востоке эти симптомы не отмечены как связанные с конкретным эпидемическим заболеванием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

714 Остен-Сакен, фон дер, Дмитрий Ерофеевич (1790–1881), граф, генерал от кавалерии – участник Отечественной войны 1812 г., зарубежных походов русской армии, войны на Кавказе, Русско-персидской 1826–1828 и Русско-турецкой 1828–1829 гг. войн, Польской кампании 1830–1831 гг. и Крымской войны 1853–1856 гг. С 1854 г. – начальник Севастопольского гарнизона. Член Государственного Совета (1856). 719 Любопытно, что одновременно на ходатайство генеральши А.А. Александровой граф А.П. Толстой не только отвечал обещанием устроить о. Вениамина, но и сообщил ей позже о якобы состоявшемся его назначении (Письма [разных лиц] к о. Вениамину, С. 94). В августе 1857 г. Синод благоволил лишь выдать иеромонаху Вениамину на возвращение в Иерусалим «единовременное пособие в размере 100 рублей серебром» (РГИА, ф. 796, оп. 135, д. 1792, л. 26). 720 Речь идет о третьем путешествии архимандрита Порфирия (Успенского) по Православному Востоку. 24 февраля 1858 г. особое совещание по улучшению быта русских паломников в Святой Земле, под председательством великого князя Константина Николаевича, на котором присутствовали канцлер князь А. М. Горчаков , министр народного просвещения А.С. Норов , обер-прокурор Св. Синода граф А.П. Толстой, приняло решение отправить на Восток специальную экспедицию во главе с Б.П. Мансуровым и в число ее членов включить архимандрита Порфирия. Он работал по собственной научной программе. В конечном счете, вместо заявленного годичного срока командировки, отец Порфирий пробыл в этот раз на Востоке три года – до 1861 г. 1 июля 1858 г. Порфирий был на Афоне, затем отправился в Фессалию, к знаменитым Метеорам, где, в монастыре святого Стефана, встретил Пасху 1859 года. С июня 1859 г. до января 1860 г. Порфирий вновь работал в книгохранилищах Афона. 19 февраля 1860 г. через Константинополь отправляется в Иерусалим. На этот раз архимандрит Порфирий пробыл в Палестине пять месяцев, посвятив их изучению рукописей в Патриаршей библиотеке, в Крестном монастыре и в Лавре Саввы Освященного. 12 августа 1860 г., завершив странствие, Порфирий прибыл в Одессу – с богатейшим собранием книг, рукописей и икон, на обработку которых не хватит всей оставшейся его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Выше сказано было, что в три седмицы мы приготовляемся к великой Четыредесятнице; причину сего, равно и то, что всякая из этих седмиц содержит в себе, Симеон Солунский в 56 ответе к митрополиту пентапольскому объясняет так: «сначала отцы в честь Св. Троицы очищают душу в продолжение трех седмиц, в которые возвещаются евангельские глаголы, призывающие нас к покаянию и очищению. Ибо примером мытаря и фарисея Евангелие учит не возноситься подвигами, но смиряться и таким образом спасаться; притчею о блудном сыне – не отчаиваться, но обращаться с исповеданием к благому Отцу Человеколюбцу; воспоминанием второго пришествия Спасителя нашего внушают нам страх неумытного Его судилища и помилование чрез милость к убогим; наконец, чрез воспоминание изгнания Адамова, которое случилось из-за пищи и сластолюбия, возбуждают нас к посту. А потому пред постом отцы учредили быть не мясопустной седмице, но сыропустной, которую и называют предпразднственною в отношении к посту: ибо на ней положили петь трипеснцы и самогласны, как и во св. Четыредесятницу; в два дня этой недели, то есть в среду и пяток, повелели читать пророческие изречения и поучения богоподобного Василия о посте». §3. Для чего учреждена пред Великим постом сырная седмица От кого и для чего учреждена сырная седмица? или для чего в сию седмицу воспрещается мясоядение, а дозволяется вкушать только яйца и одни сырные яства? Об этом повествуется вот что: царь Ираклий дал обет Богу, – если Он укрепит его против Хозроя, царя персидского, с которым он воевал шесть лет, воспретить употребление мяса на этой неделе, хотя прежде на ней оно и было употребляемо; таким образом он узаконил вкушать одни только сырные и молочные яства и установил ее между постом и мясоедом. Хотя это учреждение первоначально и от этого последовало, но святые отцы впоследствии заблагорассудили установить это навсегда для некоего предочищения, чтобы мы не тяготились, переходя вдруг от многоядения и мяса к чрезвычайному посту и чтобы не повредилось наше здоровье, но чтобы тихо и мало-помалу отвыкали от сытных яств и чрез отнятие этих снедей, как кони не крепко занузданные, кротко приняли бразды поста. И таким образом они, позаботясь о душе, искусно распорядились и с телом, отсекая мало-помалу всякие препятствия к посту. О сем смотри в Синаксаре на субботу сыропустную. §4. Причины Четыредесятницы

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Что касается внешних его признаков и правил действий; то он и в этом будет стараться являть себя подобным Иисусу Христу, и тем обольщать людей. Прежде всего, у него так же, как у Христа Спасителя, будет свой предтеча, который станет уготовлять путь человеку беззакония и всю власть его сотворит пред ним ( Откр.13:17–18 ). Он родится от жены иудеянки, хотя произойдет от колена Данова, тогда как Христос произошел по плоти от колена Иудина. По подобию пречистого рождества Христова от, непорочной Девы Марии, антихрист родится от девицы, хотя и мнимой, которая на самом деле будет беззаконная и скверная отроковица; ибо зачнет его от блудного сожития с мужчиною и в противоположность Христу, образовшемуся во чреве матери по наитию Духа Святаго, произойдет на свет под непосредственным действием сатаны ( 2Сол.2:3–9 ). Родившись в восточных странах земли персидской, он, подобно Христу, обрежется, Как свидетельствует св. Ефрем Сирин 57 , и первые годы своей жизни проведет в неизвестности, или, как выражается св. Иоанн дамаскин , воспитывается потаенно. Но потом, когда достигнет надлежащего возраста, он явится открыто пред людьми и будет стараться приобретать над ними власть царя. Для этого сын погибели станет проходить житие, на подобие Христу, притворно будет показывать в себе все возможные добродетели и добрые качества, будет строгим исполнителем закона, даже пройдет божественные Писания и навыкнет посту, и все что он будет делать для того, да возлюблен будет многими. И когда расположит к себе сердца людей до того, что они, увидевши толикия его добродейства, красотою и силою исполнена, пожелают его иметь над собою царем, глаголюще сами к себе, где убо ин обретается толик человек благ и праведен, тогда он, как бы в подражание Христу и в этом отношении, будет, по учению св. Ипполита, сначала отказываться от царского достоинства, которое станут предлагать ему обольщенные мнимою его добротою народы, хотя потом, в следствие просьб со стороны избирателей, согласится быть царем их. «Исперва убо льстиве, пишет упомянутый выше отец Церкви, ложь прием беззаконный; отречется славы своея, человецы же пребудут моляще его, и поставят его царя».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 26. Книга Есфири В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480–475 годов до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там – реальные персидские, а имя Артаксеркс – это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, – Мардохей, воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в ( Есф. 9:22–32 ): «Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме». Пурим – это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфири – показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей. Книгу можно разделить на три части. Первая часть – главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть – это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть – это падение Амана и всех врагов Иудеи. Представим себе картины знаменитых художников Рубенса, Веласкеса и Рембрандта. Перед нами пир, который устраивает восточный вельможа, за столом сидят три действующих лица. В центре сам царь Артаксеркс, рядом его супруга Есфирь и Аман. О чем они говорят и что выражает та или иная картина этого действия?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 26 К оглавлению Книга Есфири. В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480-475 годов до Р.Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там — реальные персидские, а имя Артаксеркс — это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, — Мардохей, воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в (Есф. 9,22-32): «Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме». Пурим — это новый праздник. Они написали окружное письмо всем иудеям с объяснением и поводом учреждения этого праздника. Это событие и есть содержание книги Есфирь. Цель написания книги Есфири — показать потомкам промысел Божий о Церкви и о народе Своем, а на примерах Есфири и Мардохея показать, что вера и надежда на Бога может спасать от неминуемых опасностей. Книгу можно разделить на три части. Первая часть — главы 1 и 2. В отдельных эпизодах и картинах излагаются обстоятельства возвышения бедной сироты иудеянки Есфири до звания царицы персидской. Вторая часть — это повествование о планах злого временщика Амана, о том, как он мечтал погубить иудеев и плане Есфири для спасения единоплеменников. Аман очень был возмущен поведением Мардохея, который ему не кланялся и желая ему отомстить, уговорил царя Персидского произвести избиение всех иудеев, живущих в то время там. Третья часть — это падение Амана и всех врагов Иудеи.

http://sedmitza.ru/lib/text/432141/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010