Однако эти границы иудейской провинции, о которых говорят списки 1Ездр. 2гл. и Неем. 7 гл. признаются некоторыми исследователями за действительно возможные и исторические границы Иудеи, как персидской провинции. Мейер высказывает недоумение: «как могли в то время (т. е. после 538 г.) быть занятыми пленниками-вениаминянами Лидда, Оно и соседние места?». Основания для своего сомнения в возможности поселения пришедших из плена иудеев в указанных пунктах Мейер находит у Неем. 6:2 и 1Мак. 10:30,38; 11:34 . В первом месте речь идет о препятствии со стороны Санаваллата и Гешема постройке стен, предпринятой Неемиею; «тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: прииди и сойдемся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло» ( Неем. 6:2 ). Это место, по мнению Мейера, ясно говорит за то 233 , что долина Оно принадлежала самарянам. Но должно сказать, что из указанного положения не следует еще необходимо мысли о том, что и город Оно не принадлежал иудеям, даже наоборот, на основании этого же стиха, на который опирается в своем суждении Мейер, можно вывести заключение и о принадлежности всей долины Оно иудеям. Замечание Неемии на приглашение Санаваллата и Гешема явиться в одно из селений Оно: «они замышляли сделать мне зло» очень характерно. Очевидно, Санаваллат хотел завлечь Неемию в крайние пределы иудейской провинции, чтобы через это отклонить от себя подозрение в замышляемой им хитрости. Хитрость эта, конечно, таким путем была более замаскирована, чем если бы Санаваллат приглашал Неемию в пределы Самарии. Во втором же свидетельстве 1 книги Маккавейской говорится об обещании Дuмumpuя II Никатора присоединить к пределам Иудеи 3 области – Аферему, Лидду, Рамафем – и об исполнении им своего обещания. Не говоря уже о том, что в 1-й книге Маккавейской речь идет о Лидде в период сирийского владычества над Иудеей, следовательно, в более поздний сравнительно с послепленным, когда уже судьба Лидды могла измениться, возможно предполагать, что Лидда считалась в это время спорным пунктом в вопросе о принадлежности ее к Самарии или Иудее, тем более, что о точно официальных границах Иудеи, определенных персидским правительством, нет известия, а в самой Лидде, конечно, жили не одни иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не будем останавливаться на тяжелом впечатлении, которое производит на нас последний поступок Есфири, когда она просит продолжить мщение. Целомудренная, грациозная и нежная, молодая Вениамитянка не имела кровожадных инстинктов. Ее первые шаги запечатлены чисто женскою боязливостью. Она имеет нужду бороться против нравственной слабости для того, чтобы поддерживать дело, которое вверило ей Провидение. Она имеет нужду проникнуться мыслью о судьбах Израиля, чтобы пожертвовать своим покоем и своим счастьем. Того только, опасаясь, чтобы религиозная идея не погибла с народом, ее хранителем, она жертвует собой спасению своей веры. Но, когда успех увенчал ее предприятие, реакция страха делает ее неумолимою. Ее смущенный разум не в состоянии понять бесполезности продолжать мщение, закон которого Моисей освятил только по жестокосердию людей, а Христос должен был уничтожить. И дочь Израиля мстит за дело, которое уже восторжествовало. 31. Извращение семейной жизни возвратившихся Евреев Вслед за первою, отправилась из плена в свою землю вторая Еврейская колония. Ею управлял Ездра. Когда он достиг Иерусалима, его сердце наполнилось скорбью при виде развращения первой колонии. Был испорчен самый источник нравственной жизни – фамилия: Иудеи брали в замужество иностранок. Наказанные за свои заблуждения, они должны были начать новую жизнь; но с иностранными женами они вводили в семейства чуждую жизнь, теряли настоящий смысл своих святых преданий. Они подвергали себя риску несчастий, которых должен ожидать каждый народ, когда он сворачивает с своей народной дороги. Ездра в негодовании разодрал одежды, плакал и молился пред храмом. Это тронуло Иудеев: они раскаялись; они согласились отлучить от себя иностранных жен и даже детей, рожденных ими. С помощью Неемии, человека дела, который для пользы своих соотечественников оставил двор Персидского царя, Ездра принялся за возрождение Моисеевых учреждений. Мужчин и женщин Иудейских он заставил возобновить свой завет с Иеговою. Но когда Неемия, после своего путешествия в Персию, снова возвратился в Иерусалим, он увидел, что храм осквернен, иностранные женщины снова введены в Еврейские фамилии, даже в дом первосвященника. Неемия с негодованием напоминал своим согражданам, что сделали иностранные жены с наимудрейшим из Еврейских царей 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

  Главные события : Первое — эдикт Кира (538 год). После этого эдикта — возвращение иудеев с Зоровавелем и Иисусом, когда было возвращено приблизительно 10 тысяч. Это 1 и 2 глава книги Ездры. Второе событие в этом же году — сооружение нового жертвенника и первый праздник Кущ. 537 год — начало построения нового храма и прекращение работ в связи с наветом, который был сделан на иудеев. 520 год — выступление на служение пророков Аггея и Захарии, которые начинают свою деятельность и помогают сооружению храма. 515 год — освящение нового храма в месяц адая, в последний месяц года и в этом же году празднование Пасхи. После этого в книгах Ездры и Неемии есть большой пробел, примерно 60 лет. В этот пробел условно можно вставить книгу Эсфири. 458 год — Ездра покидает Вавилон и возвращается с поселенцами в Иерусалим 433 год — Неемия второй раз приезжает в Иерусалим.   Составителями Книг были безусловно Ездра и Неемия, туда вошли их личные записи. Используются различные родословные из списков членов общины, подлинность этих книг подтверждается пророками Аггеем и Захарией. Общее направление книги Ездры — построение храма и борьба за очищение общества. Ездра очень переживал, что многие иудеи вступили в брак с женщинами окружающих племен и он сказал о разводе их. Многие семьи, особенно где были священники, вынуждены были это сделать. Основное направление книги Неемии — это реформация или возрождение духовной жизни в Израиле. Практические поучения из этих книг следующие: Господь посылает своему народу тех людей, в ком Он непосредственно нуждается в настоящий момент, что проявляется в Зоровавеле, в Неемии, Ездре и пророках, который служили вместе с ними. Книга Есфири. ЛЕКЦИЯ 26 В названии книги задействовано имя главного действующего лица этой книги, знаменитой иудеянки из колена Вениаминова, которая возвысилась из бедной среды до звания царицы Персидской. И в еврейской, и в греческой Библиях название книги одинаковое. В повествовании говорится о наиболее вероятном времени: 480–475 годов до Р. Х. Царь, который сделал Есфирь своей женой, вероятно, Ксеркс, потому что все персидское повествование восходит именно к нему. Те имена, которые упоминаются там — реальные персидские, а имя Артаксеркс — это неправильный перевод. Писатель книги, по мнению большинства толковников, — Мардохей , воспитатель Есфири. Основанием такого мнения служит указание в (Есф. 9:22–32):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Благополучно начатое восстановление храма было в скором же времени прервано по случаю вмешательства «врагов Иуды и Вениамина», под которыми писатель кн. Ездры, очевидно, разумеет поселенцев земли еврейской, позднее известных среди иудеев преимущественно, под именем самарян ( 4Цар. 17, 24–41 ). В 4 гл. кн. Ездры повествуется, что они, услышав о строении храма Господу Богу Израилеву возвратившимися из плена, пришли к Зоровавелю и к главам поколений и изъявили желание участвовать в воссоздании храма Тому Богу, к Которому, они, по их словам, прибегают и Которому приносят жертвы от дней Асардана, 40 царя Сирийского, который перевел их в эту землю. Это предложение услуг было решительно отклонено Зоровавелем и главами поколений, сославшимися на то, что Кир повелел строить храм одним освобожденным им пленникам вавилонским. Обиженные отказом, самаряне решили расстроить начатое иудеями дело восстановление храма, чего и достигли посредством подкупа царских советников: работы прекратились до второго года царствование Дария (стт. 1–5, 24). Исследователи разногласят при выяснении мотивов просьбы самарян. Некоторые полагают, что самаряне искренно стремились к религиозному единению с возвратившимися иудеями, как представителями истинной религии. Но кн. Ездры именует их врагами Иуды и Вениамина; отказ со стороны Зоровавеля и старейшин легко объяснить лишь при том предположении, что они имели достаточные основание заподозрить чистоту намерений самарян, предлагавших помощь, которая для пришельцев, во всяком случае, не могла быть излишней; очевидно, возможности полного религиозного общения с ними полуязычников-самарян представители иудейской общины не допускали и в их просьбе усматривали другие цели. После отказа самаряне не делают новых попыток к сближению, не стремятся убедить иудеев в искренности своих намерений, а начинают обнаруживать дотоле скрытую вражду по отношению к пришельцам и препятствуют им в деле строение храма, не останавливаясь даже пред подкупом персидских сановников. Если, кроме того, примем во внимание замечание (Ездр, 3, 3) о том, что враждебное отношение окружающего иудеев населения обнаружилось уже при построении ими жертвенника, то придем к заключению, что предложение услуг сделано самарянами не без задней мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

P. 37-59). Достаточно давно ученые отмечали общие идеологические черты П. и Книг Ездры и Неемии: священническую т. зр. на события истории, особенный интерес к храму и культу и роли левитов в обществе. Однако авторы ряда последних исследований сделали выводы о нек-рых богословских различиях в книгах: 1) отсутствие важнейшего для автора П. понятия о возмездии и связанной с ним терминологии в Книгах Ездры и Неемии ( Williamson. 1977. P. 67-68); 2) разное отношение к сев. коленам, в особенности к самаритянам (Ibid. Р. 60-61); 3) большое внимание в П. к династии Давида; 4) различные акценты в Книгах Ездры и Неемии на избрании Авраама и на событии исхода, в П.- на роли патриарха Иакова (Летописец всегда называет его Израиль), очень редко упоминается исход (Ibid. Р. 61-66); 5) частые упоминания пророков в П. и практически полное отсутствие обращения к ним в Книгах Ездры и Неемии (Ibid. Р. 68); 6) только в повествовании Ездры и Неемии часто встречаются упоминания о храмовых служителях (петопот) и сыновьях слуг Соломона, в П. как исключение в 1 Пар 9. 2 ( Japhet. 1968. Р. 351-354; Williamson. 1977. P. 69); 7) в П. понятие Израиль охватывает все 12 колен, а в Книгах Ездры и Неемии Израиль - это только колена Иуды и Вениамина ( Williamson. 1977. P. 69). В совр. научной лит-ре можно выделить 3 основных взгляда на историю Летописца и Книги Ездры и Неемии (цит. по: Klein. 1992. P. 993): изначально была написана история, включавшая весь текст или отдельные части Книг Ездры и Неемии (ср.: Freedman. 1961. P. 436-442; Cross. 1975); П. и Книги Ездры и Неемии - это произведения разных авторов ( Japhet. 1968; Idem. 1993. P. 3-14; Williamson. 1977); книги являются работами одного автора ( Willi. 1972). Судя по всему, богословские отличия между произведениями являются убедительным аргументом в пользу вывода о том, что они написаны разными авторами. Датировка По вопросу о датировке написания П. согласия у исследователей нет. Диапазон предполагаемых дат появления П. составляет приблизительно 350 лет (с сер. VI по II в. до Р. Х.). Ранняя датировка определяется упоминанием в П. о возвышении Персидского царства (2 Пар 36. 20), т. е. о событиях 539 г. до Р. Х., не ранее к-рого книга могла быть написана. Наиболее поздняя дата появления П. обосновывается ссылкой на греч. перевод книги в сочинении иудейско-эллинистического историка Евполема, жившего во II в. до Р. Х.- приблизительно в 150 г. до Р. Х., если учесть, что между написанием книги, появлением ее в Египте и переводом на греч. язык должно было пройти какое-то время ( Knoppers. 2003. Р. 106; см. также: Klein. 1992. P. 994).

http://pravenc.ru/text/2578974.html

354 Как предание передало имена Риши, начертавших гимны Риг-Веды или помнило во времена Перикла имя Гомера, или Гезиода. 356 Стоит просмотреть наш русский синодальный перевод псалмов, в котором принято прибавление греческой библии удерживать, заключая их в скобки. О других разностях см. ниже. 357 А именно в псалмах 3, 7, 17, 29, 33, 50, 51, 53, 55, 56, 58, 59, 62 и 141. В 142 и 143 псалмах, означенных именем Давида, историческое добавление взято из греческой библии (точно также последний псалом с историческим указанием взят из греческой библии). – Мы добавил еще, что мы не помещаем в числе исторических надписей заглавие псалма 9-го, потому что слова «по смерти Лабена» очень сомнительны. Имя Лабена в библии не встречается, а многие авторитеты под надписью о Лабене разумеют музыкальное орудие. 358 Значение этой надписи вам непонятно, так как и имени Хуса мы не находим в истории этого времени. Но можно догадываться, что какой-то Вениамитянин Хус оклеветал Давида пред царем. Может быть однако Хус (Куш) означает эфиоплянина. 359 1 Царств, XXI, 10–15. Вместо Авимелеха в указ. месте назван Авхус (западн. Achish). Но надо помнить, что Авхус было собственное имя царя; Авимелех же «отец царь» было имя династическое, или титул всех этих царей. Ср. об Авимелехах, царях филистимских в Гераре, Быт. ХХ, 2 и XXVI, 1. 362 См. выше об Ахитофеле XVII, 1 и сл., который очень хорошо понимал, что если Давид успеет перейти Иордан, то дело Авессалома проиграно. 364 Мы напоминаем, что этим псалмом заканчивается вторая часть Псалтиря, и что псалом 71 заканчивается словами: «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева». Об этом делении мы говорили выше. 367 Тиршафа Ездры II, 63; Неемии VII, 65, 70 есть титул, означавший главного начальника. См. в библ. словаре Смита. Первым Тиршафа в Палестине был Зоровавель, потомок Иудейских царей, вторым Неемия. По-видимому Ездра был еще жив во времена Неемии, см. Неемии Vin, 9. Заметим, что Шелбацар 1 Ездры I, 8, 11 – есть персидское имя Зоровавеля. Первосвященником был в то время Иисус. 1 Ездры III, 2, Неемии XII, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

—784— тыми бородами и в разорванных одеждах... с дарами и Ливаном в руках для перенесения их в дом Господень“. Хотя пророк и не называет этих людей, но вероятнее всего это были коренные жители городов израильских, сами израильтяне. Если так, то и здесь мы находим подтверждение тому, что не все потомки 10 колен были отведены в плен, но часть их оставалась на родине и по разрушении Иерусалима. Но важен означенный факт и в другом отношении. Из него мы с правом можем заключить, что оставшиеся на родине израильтяне не прерывали своих сношений с Иерусалимом и, может быть, предпочитали селиться среди братьев своих иудеев, чем жить с колонистами на родине. Едва ли можно сомневаться в том, что эдикт Кира разрешал возвратиться в своё отечество не только иудеям, но и израильтянам, так как с падением ассирийского и вавилонского царства они стали зависеть от царя персидского. Указ Кира относился ко всему народу еврейскому и опубликован был по всему царству ( 1Ездр.1:1 ). Однако св. историки не говорят о том, чтобы потомки 10 колен воспользовались разрешением Кира. В списках фамилий и городов, находящихся в книге Ездры и Неемии, нет упоминания ни об одном из 10 колен, ни об одном из городов, находившихся в их владениях. Вполне понятно конечно, что колена иудино и вениаминово обнаружили более живое желание возвратиться на родину, чем израильтяне, за 200 лет ранее переселённые из отечества. Самые старые из них едва ли могли слышать что-либо от отцов своих о своей родине. Да и возвращение в отечество было для них конечно труднее, чем вавилонским пленникам. В то время как на место израильтян были переселены ассирийские колонисты, Иудея оставалась никем незанятой. Всё это объясняет нам, почему указ Кира не нашёл среди израильтян того сочувствия, какое вызвал он в иудеях. Однако глубокое молчание священных историков о возвращении 10 колен ещё не уполномочивает нас совершено отрицать последнее. Если они не говорят о возвращении израильтян из плена, то они не говорят и того, что все израильтяне остались на чужбине. Замечание Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1–2). Поэтому-то пророки послепленные и, между прочим, Захария, говорят об UIyдee и Израиле совместно: об Иудее, со включением некоторой части уцелевшего Израиля (Hunt. I, 71; см. Зах. 8, 13 ). Мысль о единстве и нераздельности всех двенадцати колен Еврейского народа и после разрушение обоих царств с особенною ясностью была выражена, напр., при освящении второго храма, когда наряду с другими жертвами были принесены, двенадцать козлов в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых ( Ездр. 6, 17 ; ср. 8, 35; Hunt. 1 195 – 196). Самое количество лиц, стоявших во главе пленников, изъявивших готовность возвратиться в Иерусалим и Иудею вслед за изданием указа Кирова, по замечанию Бертолета, должно было выразить ту мысль, «что возвращавшиеся на родину чувствовали себя наследниками всего Израиля» (Lic. А. Bertholet, Die Bücher Esra und Nehernia. Tubingen und Leipzig, 1902. S. 6; в Ездр. 2, 2 опущено одно имя, ср. Неем. 7, 7 ). Иудеи, т. е. колена Иудино и Вениаминово, с прибавлением значительной части колена Левиина (Hunt. I, 62; Тих.47), в продолжение семидесятилетнего плена не затерялись между язычниками и не позабыли о своей принадлежности к народу Божию. В столице Вавилонского царства им отведен был особый квартал, и они могли жить своей, до некоторой степени обособленной от язычников жизнью. Архитектурные работы, предпринимавшиеся в царствование Навуходоносора, в которых должны были принимать участие и иудеи, дают исследователям повод сравнивать положение иудеев в Вавилоне с положением их отдаленных предков в Египте. Но во всяком случае, вавилоняне были гуманнее египтян; работы здесь были далеко не так обременительны и не преследовали той варварской цели, которую поставили себе фараоны, чтобы обезопасить себя от угрожающего размножение своих рабов. Занимаясь земледелием и торговлей, вавилонские пленники могли достигнуть некоторого материального благосостояния и независимого положения, так что дарованная Киром свобода далеко не всех побудила возвратиться в родную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

К этому же времени относятся находки множества остраконов на арамейском, древнееврейском и финикийском языках об оплате полученного продовольствия и товаров. Однако не следует считать, что правление персов было сплошной эпохой мирного процветания: детальное изучение периода позволяет сделать заключение о двух волнах разрушения в это время. Раскопки на территории колена Вениаминова свидетельствуют, что приблизительно в 480 г. до Р.Х. многие города, не пострадавшие во время вавилонского нашествия, были разрушены, – т. е. через сто лет. Вполне возможно, эти находки свидетельствуют о том, что противостояние иудеев и самарян, упоминаемое и Ездрой, и Неемией, имело куда более острый характер. Вторая волна разрушений прошлась по Побережью и Негеву ок. 380 г. до Р.Х. Эти разрушения вполне могут быть связаны не только с вооруженной борьбой Египта за независимость (404–400 до Р.Х.), но и с событиями, описываемыми в Книге Иудифи. Эти предположения подтверждаются двумя памятниками начета IV в. до Р.Х. – Надписью Неферита I из Газера и Стелой Ахориса из Акко/Птолемаиды. Относительная стабильность персидского времени привела и к существенному численному росту иудейской общины. Ранее середины V в. до Р.Х. она состояла из 42 360 членов, из коих абсолютное большинство были репатрианты, но более 8 000 человек принадлежали к недепортированным жителям Иудеи, примкнувшим к общине, объединившей лишь около 20 % населения Иудеи, причем члены общины не селились компактно, на единой территории, а проживали в трех обособленных друг от друга округах, между которыми и внутри которых находились обширные территории, населенные иноплеменниками. После середины V в. до Р.Х. численность общинников возросла почти до 150 000 человек, что составляло уже около 70 % населения Иудеи, а община занимала теперь шесть отдельных округов. Из колен сохранились только левиты, а основной единицей остальных иудеев стал бейт-аб. Таких единиц до середины V в. до Р.Х. было семнадцать, а позже стало тридцать две. Бейт-аб отличался теперь большим численным составом (до 1 000 мужчин) и сложной внутренней структурой, ибо включал многочисленные, родственные между собой, большие и малые семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Волхвы»: волхв ( μα’γος – слово персидского происхождения), и у Персов волхвами назывались люди мудрые, обладавшие высокими, обширными и тайными знаниями, в особенности астрономическими и медицинскими. Они же были большей частью и жрецами, служителями религии. Они пользовались великим уважением, особенно при дворах вавилонском и персидском, были советниками царей. Упоминаемые здесь волхвы были астрономы или астрологи (звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды) и, как видно, были люди добрые и добродетельные (ср. Злат., Феофил.), хотя в языческом смысле, почему и сподобились особенного откровения Божия и стали начатком обращения язычников в царство Христово. Древнее предание сохранило и имена их: Мелхиор, Гаспар и Валтасар, и то, что они были люди знатные, и то, что они впоследствии были христианами. – «С востока»: так как у евангелиста нет прямого указания, из какой именно страны Востока, то еще в древности мнения о сем были не одинаковы. Одни полагали, что из Аравии (Иустин, Епифаний и Тертуллиан), другие – из Персии (Злат., Феофил. и Вас. В.), или из Халдеи (Августин). Впрочем для истины евангельской истории все равно, откуда они ни были, но вероятнее более принятое мнение, что – из Персии. Там они были в особом почете; там из обращения с пленными иудеями могло чище сохраниться пророчество о звезде Иакова и других пророчествах о пришествии Мессии и времени сего пришествия; там, говорят, было в особенном обычае ходить на поклонение новорожденным царям. – «В Иерусалим»: Иерусалим – главный город иудейского царства, в южной части Палестины, в колене Вениаминовом по древнему разделению. Волхвам естественно было прийти прежде всего именно в Иерусалим, как столицу и местопребывание иудейских царей: ибо они не знали подробно места и обстоятельств рождения нового царя. С другой стороны, по особому устроению Божию, они должны были своим торжественным пришествием (как обыкновенно путешествовали знатные люди на Востоке) обратить особенное внимание иудеев и распространить сильную молву о рождении нового царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010