– Во время всенощного бдения звон должен быть перед шестопсалмием, а никак не во время его, чтобы не заглушать этим звоном чтение шестопсалмия (Вор. Е.В. 1895, 3). – Во время чтения шестопсалмия не следует допускать каждения, которое бывает только при возгласе: «Слава Святей» (см. 1 прим.); впрочем, в некоторых местах есть обычай кадить всю церковь при троекратном пении «Христос воскресе» на повседневной утрене от Фомина понедельника до вторника пред Вознесением (Херс. Е.В. 1886, 7; сн. 386 см.). – По прочтении трёх псалмов, чтец читает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа», трижды, без поклонов, «Господи помилуй», трижды, «Слава, и ныне». – На утрене, даже в дни поста, с самого её начала и до кафизм, не полагается уставных поклонов (см. Уст., 9 гл., и послед. понед. 1-я сед. Вел. поста). 9) Священник, по прочтении чтецом первых 3 псалмов, выйдя из алтаря и совершив поклон пред затворёнными царскими дверьми, становится здесь и читает тайно (см. ниже, табл. литург.) утренние молитвы (числом 12) с открытой главой. По Уставу, иерей читает эти молитвы на бдении «во епитрахили, инде же и в фелони» (2 гл.), а на прочих утренях – повсюду только в епитрахили (7 и 9 гл.; сн. 841 стр., 1 прим.). 10) При служении без диакона, великую ектенью говорит иерей пред царскими вратами, равно «Бог Господь» и стихи на «Бог Господь»; затем он входит в алтарь южной дверью, покланяется престолу и становится на своём месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектенья и проч. произносятся диаконом («Последов. у.в.п.»; Ряз. Е.В. 1896, 15–16). По Уставу же, «учиненный канонарх, иже прокимны на вечерне сказует, сотворив поклон предстоятелю, возглашает: Бог Господь» (Уст., 2 гл.). «Поему Бог Господь (а равно и «Аллилуиа») отходит канонарх, и стоит посреде храма откровенен и глаголет стихи тихо» (Служб., Ирмол.). – «Бог Господь» поётся на глас следующего за ним тропаря. 11) Вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуиа» в дни поминовения усопших и в следующие дни Постной Триоди: 1) Сырные среду и пяток, если в них не случится предпразднство, самый праздник и попразднство Сретения и храмовой праздник; 2) понедел., втор., среду, четв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

179 Однако если великая вечерня совершается в седмичные дни Великого поста, то сугубая ектения бывает в конце вечерни (24 февраля, 9 и 25 марта) или опускается вовсе (в Неделю сыропустную и все недели Великого поста вечером). 180 То есть вечером каждую среду и пятницу Святой Четыредесятницы, а также в четверг 5-й седмицы Великого поста, в Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду. 181 Очень редко на великой вечерне, не совершаемой в составе бдения, полагается пение стихир на 10. Если не принимать в расчет период Великого поста (все-таки великопостная великая вечерня по схеме отличается от обычной великой вечерни), стихиры на «Господи, воззвах…» на 10 поются только в новолетие (1 сентября), в случае полиелейного святого в отдание двунадесятого праздника (см. соответствующую Маркову главу 25 мая), а также если Богородичный праздник соединяется со службой двум святым (см. 1 октября). 183 Нижеописываемым образом совершается вход с кадилом и на великой вечерне в составе бдения, и на вечерне в составе литургии Преждеосвященных Даров. 184 Так как молитва на благословение кадила была уже прочитана ранее перед каждением на «Господи, воззвах…», то перед последующими каждениями на практике допустимо вместо молитвы «Кадило Тебе приносим…» благословлять кадило со словами «Благословен Бог наш…». 185 Согласно 2-й главе Типикона, диакон должен кадить только предстоятеля (который находится на своем месте на клиросе), в то же время о каждении чередного священника, совершающего богослужение, не говорится. 186 По Уставу, священник сначала читает на амвоне молитву входа «Вечер, и заутра, и полудне…» , а лишь затем следует благословение входа. 187 В начале пения тропарей на практике диакон отверзает царские врата (и закрывает их после отпуста вечерни), хотя в Уставе об этом ничего не говорится. 188 Однако в некоторые дни (21 декабря, 11 января, 9 августа) Типикон указывает петь на стиховне стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. 189 Автор настоятельно рекомендует всем священнослужителям и церковнослужителям внимательно прочитать и усвоить содержание 2-й главы Типикона. И хотя практика совершения всенощного бдения в настоящее время существенно отличается от уставных предписаний данной главы, все же здесь каждый может почерпнуть много ценной и интересной информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. Как уже было отмечено выше, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого Четверга – этот порядок отражен в Типиконе Великой церкви, а также в Типиконах монастырей Константинополя: в первоначальной редакции Студийского устава и Евергетидском. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии. В константинопольских памятниках чин умовения ног имеет уже несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем предстоятель произносит молитву и главопреклонную молитву, и протодиакон начинает чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия и произнося отдельные реплики из него, предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре – монахов, если в кафедральном соборе – священников), один из которых изображает апостола Петра и поэтому также произносит некоторые евангельские реплики. После умовения предстоятель сам завершает чтение Евангелия и возносит Христу Богу заключительную молитву чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения: ирмос и два тропаря 5-й песни канона утрени Великого Четверга и шесть особых стихир – в начале чина; два тропаря 5-й песни канона Великой Пятницы – в конце. 1 К службам Великого Четверга мы в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Впрочем, в круг служб Великого Четверга можно включить еще и два повечерия, которые должны совершаться после литургий (соответственно, Преждеосвященной и полной) и вечерних трапез Великой Среды и Великого Четверга: эти повечерия содержат обычные рядовые псалмы (в Великую Среду это псалмы великого повечерия, в Великий Четверг – малого), но на них поются трипеснцы авторства прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 3 сентября 2023 года Патриарх Кирилл: «Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела!» 11 мин., 01.02.2024 1 февраля исполняется 15 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла. К знаменательной дате мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего. О милосердии В Великую Среду мы вспоминаем трагическое событие — предательство Иуды. Но решению Иуды предать Христа предшествовало удивительное жертвенное Ему приношение от простой женщины, которая возлила на главу Спасителя драгоценнейшее миро и, как сказал Сам Господь, приготовила Его к погребению (см. Мф 26:6–13). Чтобы представить себе, о чем идет речь, нужно в первую очередь осознать, что миро — это действительно огромная ценность. Именно миром помазывались на царство цари. Миро было символом Божественного присутствия в жизни людей. Миро было веществом, через которое благословение Божие простиралось на человека. Наверное, из всех предметов, которые были доступны тогдашним людям, не было ничего более священного, а значит, и более дорогого, чем святое миро. С воспитанницей Центра духовного и творческого развития «Перемена» в Казани. 18 мая 2023 года И вот женщина, приобретя драгоценнейшее миро, возлила его на главу Господа и Спасителя, и было смущение среди апостолов — все же понимали, что происходит нечто необычное. А Иуда, который был сребролюбцем, даже дерзнул сказать: «Зачем такая трата?» Потом, видимо, опомнился и решил смягчить свое дерзкое слово: мол, можно же было миро продать и на вырученные деньги совершить дела милосердия, раздать эти деньги нищим. Но евангелист говорит: совсем не о нищих думал Иуда, потому что он был вор, а для вора было безумием то, что совершила эта женщина (см. Ин 12:4–6). Сегодняшнее евангельское чтение — о безграничном милосердии и безграничной доброте, той самой, которая может быть не понята окружающими людьми и может вызвать не только зависть, но и критику. Действительно, ведь и в наше время бывает так, что люди, особенно нецерковные, которые тратят очень мало средств на добрые дела, с недоумением говорят о каком-нибудь состоятельном человеке, который построил храм или монастырь или еще что-то сделал: «Ну зачем это? Что, у верующих храмов нет? Есть же храмы! Взял бы эти деньги и использовал, если хочет, на доброе дело…»

http://foma.ru/patriarh-kirill-nevozmozh...

Но есть в Типиконе такие главы, такие предписания, красоту которых можно почувствовать сразу, Есть главы, которые похожи на поучение, дошедшее до нас издалека, на главу из древнего Патерика. Например, глава 31-я под названием «О еже како подобает имети будильника» (будильник – это брат, который будит монахов в монастыре): «В Великую четыредесятницу повелевает предстоятель единому от братий возбуждати братию в церкви (будить монахов в храме), иже на коеждо чтение, по еже почести мало чтущему (который во время каждого чтения, после того, как чтец прочтет немного), востает от своего места, и творит три поклоны насреди, и тако обходит братию молча; и коегождо аще обрящет дремлюща, возбуждает его тихо: он же, востав, приходит в среду (а тот – разбуженный – выходит на середину), и творит коленопреклонения три, и к ликом по единому: и, отшед, сядет на месте своем». Вот, казалось бы, изложено некое предписание; но этим не кончается глава. Оказывается, редактор или переписчик Устава провел исследование и сравнил свой образец с другими списками. Он пишет далее: «Сие же ныне не бывает и во множайших Уставех не обретается», т.е. в других списках почему-то этого нет. Почему? И здесь следует уникальное объяснение, которое делается от первого лица. Он как-то попытался осмыслить, почему исчезло это предписание, и говорит: «Мнится же ми, яко за леностное наше прилежание, и зане не терпим с любовию обличения, сего ради умолчано некиими». Это предписание понимается в его духовном значении, оно не просто утерялось при переписке, редактор или переписчик Типикона ищет за этим какой-то смысл – «не терпим с любовию обличения». Из понятных сразу и классических для начала изучения Типикона глав можно привести и такую. Она предписывает необыкновенно благоговейное и благообразное совершение богослужения и предвидит слабости и неподобающее поведение, свойственное природе человеческой, которое может быть при совершении богослужения. Это глава 28-я, «О безчинных воплех»: «Безчинный вопль поющих в церкви, не прията того к церковному пению. Тако же и прилагаяй к церковному пению не приятен есть. Да извергнутся сана своего, и паки в церкви да не поют. Подобает бо пети благочинно, и согласно возсылати Владыце всех и Господу славу, яко едиными усты, от сердец своих. Преслушающии же сия вечней муце повинни суть, яко не повинуются святых отец преданию и правилом». На виновных возлагается самая серьезная ответственность за неблагообразие в церковном богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последний обычай возник около XIV века, когда Елеосвящение стало пониматься не только как таинство, совершаемое над болящими, но и как особая разновидность таинства Покаяния. Блж. Симеон Солунский (†1421) писал: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их, мы приносим Богу св. елей... Когда же и молитва приносится, и елей освящается, тогда помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя» 4 (сравнение Елеосвящения с воспоминаемым в Великую среду помазанием Христа блудницей дает ключ к символике совершения чина общего маслоосвящения именно в Великий четверг 5 ). Понимание Великого четверга как исключительного дня общего (т. е. предназначенного не только для больных) Елеосвящения доныне сохраняется в греческой практике 6 .Поэтому, например, в греческом «Великом синекдимосе» – сборнике молитв, библейских чтений и песнопений важнейших служб всего года – в разделе, относящемся к Великому четвергу, читатель найдет ни что иное, как чинопоследование Елеосвящения. Оно совершается после утрени Великого четверга, а отличием его от обычного Елеосвящения над болящими служит то, что седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и священнических молитв не сопровождается в чине семью помазаниями, но в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для его целования, и только тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки 7 .Точно та же практика совершения общего маслоосвящения – с однократным помазанием вместо семикратного – была широко распространена и на Руси до середины XVII века, а после XVII века продолжала сохраняться в богослужении Великого четверга в крупнейших российских соборах и монастырях – например, в Успенском соборе Московского Кремля 8 . Лишь в последние десятилетия XX века в России, на Украине и в Белоруссии широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста, причем, в отличие древнерусской и современной греческой традиций, это общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Пост есть двоякий. Один совершается по принятому обычаю в некоторые определенные времена, как-то четыре поста в год, также пост по средам и пятницам. Другой бывает по случаю и единовременно и совершается по каким-либо причинам, открывающимся в известных городах и; областях: его предписывает предстоятель Церкви. Такой пост должно соблюдать для того, чтобы явить послушание Церкви. Еще пост есть общий и частный. Общий, который соблюдает вся Церковь ; частный, который содержит одна известная область или город или селение или один человек особенно. И это бывает или по частному обету, сделанному кем-либо от себя, или по назначению от духовного отца. – Испов., III, отв. на вопр. 8-й. Вторая заповедь (Церковная) предписывает, чтобы христианин ежегодно соблюдал четыре определенные поста: первый пред праздником Рождества Христова, начинающийся с 15-го числа ноября; второй, именуемый великою четыредесятницею, установлению которого Сам Христос подал пример, как говорит Писание: и постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал ( Мф.4:2 ). Третий пост – Святых Апостолов, который Церковь начинает спустя неделю после праздника Пятидесятницы. Он называется Апостольским; потому что Апостолы в то время, когда посылаемы были на проповедь Евангелия, постились, как известно из Деяний их, где сказано: тогда они совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их 61 ( Деян.13:3 ). Четвертый пост пред праздником Успения Пресвятой Богородицы и присно Девы Марии. Он начинается с 1-го числа месяца августа и продолжается до 15 числа того же месяца. При том должно соблюдать пост в среды и пятницы, но не в субботние и воскресные дни, по 64 62 правилу Св. Апостолов, исключая субботу великую. Испов., I, отв. на вопр. 88. В среду в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу в память самого страдания и смерти Его. Катих. стр. 105. Сверх сего Церковь заповедала нам пост 14 числа сентября в праздник Воздвижения Креста; поскольку в сей день совершаем воспоминание страданий Господа нашего Иисуса Христа и читаем Евангелие страданий Его; также 29 августа, дабы почтить постом Усекновение Предтечи. Кроме того, Церковь положила не поститься в некоторые определенные дни, как-то: со дня праздника Рождества Христова до Св. Богоявления, во всю Светлую Неделю, в неделю по Пятидесятнице и в неделю блудного, именуемую также Предвозгласною, и Сырную. Все сие обязан соблюдать всякий православный христианин. – Испов., I, продолжение отв. на вопр. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Патриарх Кирилл: Патриарх Кирилл: «Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела!» . февраля исполняется 15 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла. К знаменательной дате мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Все фото — Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 3 сентября 2023 года; С воспитанницей Центра духовного и творческого развития «Перемена» в Казани. 18 мая 2023 года; Богослужение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в Москве. 3 ноября 2023 года; Посещение Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского в Красногорске. 21 июня 2022 года; На утрене в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове перед объездом Москвы с иконой Божией Матери «Умиление». 3 апреля 2020 года; Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля. 7 апреля 2023; Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 21 сентября 2023 года//Фома. - – февраль 2024. – С.8-19. – (рубрика « Патриарх Кирилл »). -  В подборку вошли следующие  отрывки из проповедей и выступлений: О милосердии. Из проповеди в Великую Среду после литургии в Храме Христа Спасителя, 12 апреля 2023 года (С.11); О молитве священника . Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 20 декабря 2023 года (С.13); О терпении. Из проповеди после литургии в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы, 23 июля 2023 года (С.15); О подвиге христианок . Из проповеди в Неделю 3-ю по Пасхе, жен-мироносиц, после литургии в Храме Христа Спасителя, 30 апреля 2023 года (С.17); О просьбах к Богу . Из проповеди во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском соборе г. Москвы, 28 февраля 2023 года (С.18). Парсуна номера: ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» кинокритика Льва Карахана .

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

В канун Великой среды Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре 30 апреля 2013 г. 22:06 Вечером 30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области. В Крестовоздвиженском храме обители Предстоятель Русской  Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в канун Велико й среды. На великом повечерии Святейший Владыка читал трипеснец Триоди, а на утрене  — Евангелие. В храме молились настоятельница монастыря игумения Екатерина (Чайникова), духовенство и сестры обители, представители администрации Домодедовского района, директор Российского реабилитационного центра «Детство» Е.М. Дутикова.  По окончании богослужения матушка Екатерина поблагодарила Его Святейшество за посещение обители.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью . В завершение пребывания в монастыре Предстоятель посетил храм Иерусалимской иконы Божией Матери и Вознесенский собор обители. 1 мая, в Великую среду, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2941685.ht...

В среду и пяток и некоторые другие вышеуказанные дни Великого поста с вечерней соединяется литургия преждеосвященных даров. «Егда имать (иерей) священнодействовати преждеосвященную, вшед во святилище, облачится во священническую одежду, назнаменуяй и целуяй токмо, ничтоже приглаголя, разве: Господу помолимся, над единою коеюждо одеждою» (Служебник, стр. 256. В Тип. см. 49 гл., в среду 1-я седмицы вечера) 679 . Вышед из алтаря и став на амвоне, диакон возглашает: Благослови, владыко (Служ., стр. 267). Священник в алтаре, стоя пред престолом, возгласно глаголет: Благословенно царство... (чит. там же) 680 . Лик: Аминь (там же). Предстоятель, или екклисиарх (по Служебн.. стр. 257), либо чтец (по особ. изд. Служб. на кажд. день 1-я седм. св. Четыред., л. 67): Приидите поклонимся 681 и предначинательный псалом: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда читается псалом, иерей пред царскими вратами читает вечерные, или светильные молитвы, начав с четвертой, так как три первые прочитываются после на ектениях (Служ. стр. 257). По исполнении псалма (Служ.. стр. 257 и 267), диакон глаголет великую ектению: Миром Господу помолимся... (чит. в Служ., стр. 267 и 268). Священник произносит возглас: Яко подобает тебе… Лик: Аминь. Чтец (особ. изл. Служб на каждый день 1-я седм. св. Четыредесятницы, л. 69) читает: Ко Господу внегда скорбети ми... (Служ.. стр. 257). т. е. 18-ю кафизму, и именно пс.: 119–123 682 . После 123 пс.: – Слава, и ныне, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Диакон произносит 683 малую ектению: Паки и паки миром Господу помолимся (чит. в Служ., стр. 269). Священник в самом начале стихословия кафизмы приготовляет св. дары к перенесению 684 : снимает с антиминса Евангелие и ставит его выше антиминса, самый антиминс развертывает и ставит на нем дискос; потом благоговейно вынимает из дарохранительницы преждеосвященный хлеб и полагает его на дискос; далее вместе с диаконом, держащим свечу, трижды обходит престол и кадит; наконец, сотворив пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010