В соборе Воскресения Словущего Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Вечером 29 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского, а затем утреню Великого вторника в соборе Усекновения главы Иоанны Предтечи. Утром 30 марта, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный близ города Сергиева Посада. Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский храм, осмотрел здания и территорию монастыря и расположенный в одном из корпусов монастыря приют-пансион для девочек, оставшихся без попечения родителей. 30 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Всех святых бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря, где совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского и утреню Великой среды. 31 марта, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Вечером 31 марта, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь. В Спасском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского и утреню Великого четверга. По окончании богослужения в дирекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с сотрудниками музея. 1 апреля, в Великий четверг, в день Воспоминания Тайной вечери, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин умовения ног. 1 апреля в резиденции председателя Правительства РФ в Ново-Огарево состоялась встреча В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вечером 1 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Сегодня мы слышали замечательные слова из Ветхого Завета праведного Иова Многострадального, который говорит: " Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? " (Иов. 2:10). И пусть для нас эти слова будут девизом, чтобы мы были способны отдавать за Церковь все, что мы имеем. Ис полла эти Деспота, Ваше Святейшество!» Предстоятель Русской Церкви обратился к удостоенным наград клирикам с напутственным словом: «Сердечно еще раз всех вас, дорогие братья, поздравляю с заслуженной наградой. Радуюсь, что мы сегодня вместе помолились за Литургией Преждеосвященных Даров. И желаю всем вам крепости сил, неувядающей внутренней энергии, без которой невозможно передавать свидетельство Евангельское людям так, чтобы это свидетельство усваивалось. Если мы произносим это все только языком, а сердце молчит, если мы не отдаем свою энергию и в проповеди, и в служении, и в совершении треб, и в личном общении с верующими людьми, то тогда мы не исполняем свой долг в полной мере. Про таких пастырей мы говорим, что это недобрый пастырь. А все вы, кто удостоен сегодня такой награды, в очах Церкви являетесь добрыми пастырями. Хотел бы еще раз сказать вам, как важно оставаться и далее добрыми пастырями. А если чувствуете в себе что-то, что нужно подправить, непременно подправляйте. Потому что чем дальше мы идем по историческому пути, тем с большими трудностями мы сталкиваемся, в том числе и в нашей пастырской работе. У нас огромная ответственность за сохранение веры и благочестия в нашем народе, а у вас персонально — за сохранение веры и благочестия в городе Москве. Храни вас Господь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров.

http://patriarchia.ru/db/text/5419604.ht...

4. Общее соборование В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки. Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями. В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

После осмотра помещений, в которых в настоящее время располагаются Служба единого заказчика, Служба протокольного обеспечения мероприятий и подразделения Учебного комитета Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл посетил редакцию портала «Патриархия.ru» и ознакомился с работой редакции. Сотрудники редакции преподнесли в дар Святейшему Патриарху альбом с фотографиями, сделанными во время Поместного Собора и на церемонии интронизации нового Предстоятеля. Патриарх Кирилл благословил сотрудников редакции и пожелал им помощи Божией в их трудах. Святейшего Патриарха сопровождали председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии архимандрит Тихон (Зайцев), начальник Службы протокольного обеспечения мероприятий протоиерей Александр Абрамов и руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. 14 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисо-Глебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, где совершил утреню Великой среды. После прибытия в обитель Патриарх Кирилл осмотрел различные монастырские постройки, подсобное хозяйство, библиотеку, и благословил детей из местной воскресной школы. Затем Святейший Патриарх направился в Троицкий собор, где совершил утреню Великой среды в левом приделе храма, освященном в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Настоятельница монастыря монахиня Мария (Солодовникова) от лица всех сестер и прихожан обители выразила глубокую признательность Его Святейшеству за приезд и совершенное богослужение. Святейший Патриарх Кирилл сердечно поблагодарил монахиню Марию за теплые слова, а всех сестер, тружеников, помощников и паломников Борисо-Глебского Аносина монастыря – за все те добрые дела, которые здесь совершаются. 15 апреля, в Великую среду, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

И паки чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: И тогда оба лика, и во церкви предстоящий весь народ, припадают на колена, и стоят, дондеже чтец поет: И воставше допевают на клиросе: Воздеяние руку моею жертва вечерняя. И по исполнении творим поклоны 3» (Типикон, гл. 49-я, в среду 1-й седмицы вечера). Чтец , стоя перед царскими вратами, поет избранные стихи 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да исправится молитва моя...» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззвах...», «Положи, Господи...» и «Не уклони сердце мое...», певцы после каждого из них поют: «Да исправится...». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Иерей во время пения этих стихов, стоя (стоят и все священники, совершающие соборное служение) перед престолом, совершает каждение. При пении на клиросе «Да исправится...» после стиха: «Не уклони сердце...» иерей переходит к жертвеннику и кадит перед жертвенником. Затем отдает кадило диакону и, благоговейно поклонившись святыне (поясной поклон), отходит к престолу. При заключительном пении «Да исправится...» предстоятель (и все священники, совершающие соборное служение) преклоняет колена и повергается ниц пред престолом, а диакон продолжает кадить Святые Дары до окончания пения. По окончании пения «Да исправится молитва моя...» иерей, по обычаю, произносит молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Примечание. В Типиконе и традиционных изданиях Служебника отсутствуют указания о произнесении на Литургии Преждеосвященных Даров молитвы прп. Ефрема Сирина. Богослужебные книги предписывают совершение трех поклонов после пения Да исправится молитва моя и после Ныне силы Небесныя (по великом входе), а также трех «метаний» на Буди имя Господне. В современной богослужебной практике Русской Церкви совершение этих поклонов, по обычаю, сопровождается чтением священником молитвы прп. Ефрема Сирина (после Буди имя Господне молитва прп. Ефрема Сирина читается обычно только в Великую Среду).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-20/

И паки чтец поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: И тогда оба лика, и во церкви предстоящий весь народ, припадают на колена, и стоят, дондеже чтец поет: И воставше допевают на клиросе: Воздеяние руку моею жертва вечерняя. И по исполнении творим поклоны 3» (Типикон, гл. 49я, в среду 1й седмицы вечера). Чтец , стоя перед царскими вратами, поет избранные стихи 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да исправится молитва моя…» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззвах…», «Положи, Господи…» и «Не уклони сердце мое…», певцы после каждого из них поют: «Да исправится…». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Иерей во время пения этих стихов, стоя (стоят и все священники, совершающие соборное служение) перед престолом, совершает каждение. При пении на клиросе «Да исправится…» после стиха: «Не уклони сердце…» иерей переходит к жертвеннику и кадит перед жертвенником. Затем отдает кадило диакону и, благоговейно поклонившись святыне (поясной поклон), отходит к престолу. При заключительном пении «Да исправится…» предстоятель (и все священники, совершающие соборное служение) преклоняет колена и повергается ниц пред престолом, а диакон продолжает кадить Святые Дары до окончания пения. По окончании пения «Да исправится молитва моя…» иерей, по обычаю, произносит молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Примечание. В Типиконе и традиционных изданиях Служебника отсутствуют указания о произнесении на Литургии Преждеосвященных Даров молитвы прп. Ефрема Сирина. Богослужебные книги предписывают совершение трех поклонов после пения Да исправится молитва моя и после Ныне силы Небесныя (по великом входе), а также трех «метаний» на Буди имя Господне. В современной богослужебной практике Русской Церкви совершение этих поклонов, по обычаю, сопровождается чтением священником молитвы прп. Ефрема Сирина (после Буди имя Господне молитва прп. Ефрема Сирина читается обычно только в Великую Среду).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Храм Христа Спасителя ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 14:14 Служение Патриарха Кирилла с 17 апреля по 25 апреля Вечером 18 апреля, в канун Великого вторника, Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы, где принял участие в богослужении, состоявшемся в соборном храме обители. На великом повечерии Предстоятель читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский посох игумении Афанасии (Грошевой). 19 апреля, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве. Во внимание к пастырским трудам и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви возвел ряд клириков города Москвы в сан протоиерея. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх наградил настоятельницу Зачатьевского женского монастыря игумению Иулианию (Каледу) орденом святой преподобной Евфросинии Московской III степени. Вечером 19 апреля, в канун Великой среды, Святейший Патриарх Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа. На утрене Великой среды Святейший Патриарх Кирилл читал Евангелие. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский жезл наместнику Заиконоспасского монастыря игумену Петру (Афанасьеву), а также удостоил его права ношения креста с украшениями. 20 апреля, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. На малом входе Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Христовой, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи удостоил богослужебных наград ряд клириков столицы и ставропигиальных монастырей.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В Великую среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя Код плеера Livejournal Liveinternet 15 апреля 2009 г. 15:16 15 апреля, в Великую среду, в Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей епископ Волоколамский Иларион , архиепископ Истринский Арсений , секретарь Московской Патриархии протоиерей Владимир Диваков , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , представители московского духовенства. На богослужении присутствовала ливанская делегация во главе с бывшим премьер-министром Ливана генералом Мишелем Ауном. Святейший Патриарх удостоил ряд клириков очередных богослужебных наград . На входе с Евангелием в сан протоиерея, игумена и протодиакона были возведены 46 клириков Москвы и Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью о смысле религиозной жизни. «Великая среда посвящена воспоминанию события, которое помогают нам понять, в чем заключается смысл религиозного образа жизни. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как некая женщина, потратив все имение, которая она имела, купила драгоценную жидкость миро, которым помазывали царей на царство. И во время одной из вечерей она подошла к Спасителю и драгоценным миром помазала Христа». Святейший Патриарх напомнил, что Иуда, который носил специальный ящик с общими деньгами и часто запускал руку в ящик, чтобы взять себе деньги, вознегодовал: к чему нужна такая трата, не лучше ли было продать миро и дать деньги нищим. «Евангелист замечает, что не о нищих он пекся, но был вор. И для него это была безумная и совершенно ненужная трата денег, продолжил Святейший Владыка.  Господь ответил ему: Нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете (Мф. 26, 11). И женщина сия, возлившая миро, приготовила Меня к погребению». «Вот два образа жизни, два мировоззрения. Два отношения в материальным ценностям, отметил Святейший Патриарх. У женщины, которая была грешной, наверное, последней надеждой на освобождения от греховной и постылой жизни было это деяние. Она все, что имела, вложила в эту скляницу с миром. В этом движении великое смирение, покаяние, скорбь и надежда. И в центре этого движения Христос, Спаситель мира».

http://patriarchia.ru/db/text/618195.htm...

В Великую Среду Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы 27 апреля 2016 г. 16:58 27 апреля 2016 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали вице-премьер Правительства Ливана, министр обороны Ливана Самир Мокбель, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском  митрополит Филиппопольский Нифон ,  митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов  Московской городской епархии  и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи 2016 года были удостоены богослужебно-иерархических наград: права ношения палицы права ношения набедренника права ношения двойного ораря Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с вице-премьером Правительства Ливана Самиром Мокбелем. Гость поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за поддержку христиан на Ближнем Востоке, отметив важность миссии Русской Православной Церкви в этом регионе. Святейший Патриарх Кирилл, в свою очередь, подчеркнул, что Русская Православная Церковь молится о страждущих христианах Ливана и Сирии и продолжит делать все от нее зависящее для помощи христианам на Ближнем Востоке.

http://patriarchia.ru/db/text/4445940.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день! Подскажите, пожалуйста, является ли Соборование “поскору” в Великий Пост во время пандемии, чтобы предостеречь людей от риска заражения, на третьей неделе Поста, правильно совершенным таинством, так на пятой неделе уже совершалось полное Таинство Соборования? Хотелось бы услышать авторитетное мнение, так как возникло много споров и кривотолков, что через соборование “наскоро” прихожане получили меньше Благодати и это как бы неправильно? С уважением р.Б. Фатиния Похожие вопросы 3 Ответа Фатиния, нужно начать с того, что коллективное Соборование здоровых людей — профанация Таинства. В документе межсоборного присутствия РПЦ “ О чинопоследовании Елеосвящения ” говорится, что В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки. Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например,  Успенского собора  Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах  РПЦЗ  общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями.

http://azbyka.ru/vopros/pravilno-li-sove...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010