Четверг, утреня, канон, п. 3, седален: п. 5, 1 и 2, Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8,4. Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 5. Четверг, утреня, канон, п. 6, 1. Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 1. Четверг, утреня, канон, п. 1,2. Четверг, утреня, канон, п. 3, седален; Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 3, седален. Четверг, утреня, канон, п. 3, ирмос; Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 4. Четверг, утреня, канон, п. 3, 1. Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 4. Четверг, утреня, тропарь. Среда, утреня, 4-я стихира на хвалитех. Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 3. Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 3. Четверг, утреня, канон, п. 7, 2. Среда, повечерие, трипеснец, п. 8, 6. Срав.: Великий Пяток, утреня, антифон 3, тропарь 3 и др. прием в руце предатель, сокровенно (тайно) тыя (руки) простирает и приемлет цену создавшего Своима руками человека, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец», — Великий Четверг, утреня, кондак. «На вечери ученики питая, и умышление предания ведый, на ней Иуду обличил еси, ведый убо сего неисправима, хотя же да вси познают, яко волею предался еси, долготерпеливе», — Великий Пяток, утреня, антифон 3, седален. Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 7. Срав.: Великий Четверг, утреня, канон, п. 8,3; Великий Четверг, утреня, 1 -я, 2-я, 3-я и 4-я стихиры на хвалитех; Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 8, 7; п. 9, 7; Великий Четверг, вечерня, 1—5 стихиры на «Господи, воззвах». Четверг, повечерие, трипеснец, п. 5, 4. Четверг, утреня, 4-я стихира на стиховне. Четверг, утреня, 2-я и 3-я стихиры на стиховне. Среда, повечерие, трипеснец п. 4, 5. Срав.: Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 4, 6: «Лобызаеши и продавши Иудо, целуеши и не падавши на колена, лестию притекая. Кто, ненавидя, лобызает, треокаянне? Кто, любя, продает на цене? Лобзание обличает твоего безстудного злоосветия произволение». См. так же: Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9,2: «Лобзание твое льстивно и целование горько. Кому бо зовеши, лестче, глаголя: радуйся, Равви? — Христос ко Иуде вещаше: — Друже, твори, на неже пришел еси, аще бо целовати пришел еси, что предлагавши нож медом помазанный?» |
Великое славословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее). На Литургии вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся», вместо Херувимской песни – «Да молчит всяка плоть человеча»; вместо «Достойно» – «Не рыдай Мене, Мати», и только в храме Благовещения поется задостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту». Апостол и Евангелие – дня и праздника. 406 Срав.: Сретение 2 февраля, великая вечерня, 2-я, 3-я и 4-я стихиры на «Господи, воззвах» и 1-я и 2-я стихиры на литии. 413 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 3, 2; срав.: Великая Среда, тропарь пророчества на 6-м часе. 419 «Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнь несмысленный Иудо: вверен бо быв един токмо ковчежцу, всяко не преклонился еси к милосердию: но заключил еси жестокаго сердца твоего утробу, предав Единаго Благоутробнаго». Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 4, 3. 423 Великий Четверг утреня, 2 стихира на стиховне. Ср.: Великий Пяток, утреня, антифон 4, тропарь 1 и 2. 425 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, седален: п. 5, 1 и 2, Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8,4. 430 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, седален; Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 3, седален. 431 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, ирмос; Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 4. 438 Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 8, 6. Срав.: Великий Пяток, утреня, антифон 3, тропарь 3 и др. 439 «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно (тайно) тыя (руки) простирает и приемлет цену создавшего Своима руками человека, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец», – Великий Четверг, утреня, кондак. «На вечери ученики питая, и умышление предания ведый, на ней Иуду обличил еси, ведый убо сего неисправима, хотя же да вси познают, яко волею предался еси, долготерпеливе», – Великий Пяток, утреня, антифон 3, седален. 440 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 7. Срав.: Великий Четверг, утреня, канон, п. 8,3; Великий Четверг, утреня, 1 -я, 2-я, 3-я и 4-я стихиры на хвалитех; Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 8, 7; п. 9, 7; Великий Четверг, вечерня, 1–5 стихиры на «Господи, воззвах». |
Великое повечерие в этих случаях имеет следующие особенности: 1-я часть «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть Каноны по Уставу. По Трисвятом: кондак святому, «Господи помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже ущедри ны...» – 3 великих поклона с молитвою св. Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. Повечерие малое Совершается, по Уставу, в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Дни, когда совершается малое повечерие Малое повечерие совершается в большинстве случаев в течение года, а именно: – в период от Недели Антипасхи до Недели Мясопустой малое повечерие совершается почти каждый день, кроме тех дней, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников); – в понедельник, среду и пятницу Сырной седмицы (вечером); – в некоторые дни Великого поста: во все недели вечером, в среду и пяток 5-й вечером (совершается келейно), в среду, четверг и пятницу Страстной седмицы. Малое повечерие не совершается: – в Великую субботу вечером (заменяется чтением Деяний святых апостолов); – в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальными часами). Последование малого повечерия Последование малого повечерия полностью находится только в Следованной Псалтири (в Часослове дано неполное последование) и почти совпадает с 3-й частью Великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» «Царю небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Аминь». «Господи помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...» Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» «Слава в вышних Богу...» «Верую во Единаго Бога...» |
Л. 16 об. В на у т . Но служба понедельника здесь только начата. Продолжения, за утратою целой тетради (3-й), недостаёт; следующие тетради 4. 5 и 6-я переплётчиком отнесены не к своему месту: л. 207–228. На л. 207. оканчивается служба понедельника последнею стихирою на стиховне. Канона на повечерии нет. Л. 207. Въ вторникь на у т рь. Седальны, два канона, стихиры на стиховне и блаженны, как в печатном. Канона на повечерии нет. Л. 215 об. В д на у т р. Согласно с печатным изданием. Только, за утратою одного листа после 217., в каноне на утрени недостаёт песней 4-й и 5-й. Канона на повечерии нет. Л. 222. В че т на у т рь. Из седальнов по стихословиях по одному против печатного опущено. Окончание службы четвертка, но выше изъяснённой запутанности, переходит на л. 17. Канона на повечерии нет. Л. 18. В т на у т р. Из седальнов по третьем стихословии одного недостаёт. На вечерне богородичен на стиховне иной, прочее согласно с печатным. Канона на повечерии нет. Л. 26 об. В на у т рь. По первом стихословии одного седальна недостаёт. В прочем согласно с печ. изданием. Из сего обозрения первого гласа видно, что ркп. октоиха несравненно ближе к печатному изданию, чем параклитик. Более значительные опущения в дальнейшем заключаются в том, что в ркп. недостаёт стихир Павла Аморрейского на вечерни великой в субботу и вообще всех канонов на повечерии. Л. 35. Служба второго гласа. Л. 100. Служба третьего гласа. Л. 164 об. Служба четвёртого гласа. По окончании службы четырёх гласов приложены: л. 253. т Под сим заглавием заключаются а) светильны, или по печат. изданию ексапостиларии с богородичнами, последние отличаются от помещённых в печат., и б) стихиры евангельские, в печатном издании названные утренними. Первые т.е. ексапостиларии принадлежат царю Константину Порфирородному, последние т.е. стихиры царю Льву Премудрому (Философу). Л. 258. в В сравнении с печатным изданием (л. 365) некоторых недостаёт, другие в ином порядке. |
Вечером, вместо Всенощной, совершается Великое повечерие, соединенное с Утреней. Утром совершаются Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. 105. Великое Повечерие Великое повечерие состоит из чтения (большей частью) псалмов и три раза прерывается пением священных песней. Все великое повечерие распадается в своей последовательности на три части, из которых каждая начинается словами: «приидите поклонимся»…, продолжается чтением псалмов и оканчивается краткими отпустительными молитвами «Честнейшую херувим»… и др. причем перед окончанием этих частей бывает пение молитв, а именно. В конце первой части поется: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы Святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, Пророче и Предтече, и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, Пророцы и Мученицы, и вси Святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, Пастырие и Учителие вселенныя, молите о нас грешных. (Здесь же упоминается о Святом «храма»). Непобедимая и божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных (дважды). Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. В конце второй части (иногда) поется: Помилуй нас, Господи, помилуй нас: Всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. |
Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в часословах Синайской библиотеки и Афоно-Ватопедской библ. В первом повечерие, в составе 1-ой части нынешнего великого, имеет такую добавочную часть: пс. 50, 66 и 69, тропари «Помилуй нас Господи…» и «Милосердия двери…»; молитвы: «Боже отец наших…» (ныне тропарь на малом повечерии), «Величая, величая Тя…» (ныне на полунощнице) и «Господи, Господи избавлей…» (ныне на первой части Великого повечерия). Второй часослов, не употребляя названия «повечерие», соответствующее последование озаглавливает «Обычные молитвы преднощных пений» Оно состоит из трех частей. Первая часть соответствует первой части нынешнего повечерия в несколько сокращенном виде. Недостающие в ней тропари: «Просвети очи мои», «Заступник души моея» вместо «Яко не «Преславная приснодево», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас», выделившись из состава первой части, в соединении с псалмами предыдущего (Син. 868) «почасия повечерия» (50, 66, 69), образуют вторую часть. Третья часть составляется из великого славословия, молитв царей Езекии (книга Исаии 38, 9–20) и Манассии, трех особых тропарей (гл. 2, «Архистратизи Божии», «Память праведнаго», «Апостоли, мученицы и пророцы») с Богородичным («Милосердия сущи источник») и трех двух нынешних («Иже на всякое время» и «И даждь нам») и одной особенной «Господи Боже небесе и земли, прости ми вся елика согреших». В Синайском часослове впервые является малое повечерие в нынешнем его составе, но не как самостоятельная служба с теперешним названием, а как третья часть повечерия, причем во время Четыредесятницы эта часть заменяется другою, вполне соответствующею третьей части нынешнего великого повечерия с молитвою» владыка Многомилостиве» [ 146 ]. В качестве самостоятельной службы малое повечерие выступает впервые в слав. Иерусалимских уставах Великое и будничное повечерия |
444 Великая Среда, повечерие, трипеснец п. 4, 5. Срав.: Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 4, 6: «Лобызаеши и продавши Иудо, целуеши и не падавши на колена, лестию притекая. Кто, ненавидя, лобызает, треокаянне? Кто, любя, продает на цене? Лобзание обличает твоего безстудного злоосветия произволение». См. так же: Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9,2: «Лобзание твое льстивно и целование горько. Кому бо зовеши, лестче, глаголя: радуйся, Равви? – Христос ко Иуде вещаше: – Друже, твори, на неже пришел еси, аще бо целовати пришел еси, что предлагавши нож медом помазанный?» 450 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 1 – Срав.: утреня, антифон 6-й, трипеснец, п. 3, п. 6 и антифон 3-й. 453 Человеку присуща естественная боязнь и отвращение смерти. «Душа, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – не хочет разлучиться с телом по естественному сочувствию и сродству единая ипостась – Г.Ш.), какие Творец вложил в душу с самого начала, из-за коих душа естественно страшится, мучается и отвращается смерти. И всем тварям по естеству свойственно влечение к тому, что поддерживает бытие. Посему и Бог-Слово, соделавшись человеком, имел таковое же стремление...; от того, что гибельно для жизни, Он отвращался, как например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершилось по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно – по Своему хотению». Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение веры, III, 3. Полное собрание творений, 1, 288–289. 469 «Совлекоша с Мене ризы Моя, и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний, и в десную Мою руку вдаша трость» – Великий Пяток, утреня, стихира на «Славу» на хвалитех. 477 Великий Пяток, утреня, антифон 8-й, тропарь 1. Срав.: Великий Пяток, утреня, Блаженны, тропарь 3. 478 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9, 5. Срав.: Великий Пяток, утреня, 6-я стихира на стиховне: «Уже омакается трость изречения, от судей неправедных, Иисус судимь бывает, и осуждается на Крест; и страждет тварь, на Кресте видящи Господа. Но естеством телесе, мене ради страждай Благий Господи, слава Тебе». |
В дни, кроме Великого поста, на которые не бывает всенощного бдения Всенощное бдение В дни Великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы 9-й час Вечерня Повечерие 9-й час, малая вечерня, повечерие. Вечерня (иногда повечерие) Утреня 1-й час Повечерие Полунощница Утреня 1-й час Полунощница Утреня 1-й час 3-й час 6-й час Литургия 3-й час 6-й час 9-й час и чин изобразительных Вечерня. В среду и пяток – литургия преждеосвященных даров Вечерня Вечерня совершается в конце дня, в благодарение Богу, Творцу, Промыслителю за прошедший день и в освящение наступающего нового дня. На вечерне в молитвословиях постоянных, неизменяемых, воспоминается сотворение мира, начавшегося с вечера, пребывание первых людей в раю, изгнание их из рая и раскаяние их, жизнь людей при патриархах, потом – под законом и пришествие Господа Спасителя на землю. Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Вечерня малая короче вседневной, вседневная же короче великой. На малой вечерне, no сравнению со вседневною , не бывает: а) великой ектеньи: «Миром Господу помолимся»; б) стихословия Псалтири; в) малой ектеньи; г) на малой вечерне поется не более 4-х стихир, тогда как на вседневной не менее 6-ти; д) на малой вечерне произносится не вся ектенья: «Помилуй нас, Боже», a только три прошения; е) не бывает ектеньи: «Исполним вечернюю молитву»; ж) на малой вечерне отпуст малый, a на вседневной великий отпуст (Тип. главы 1 и 9). Главное отличие вседневной вечерни от великой состоит в том, что: 1) На великой вечерне, после чтения паримий, a если их нет, то после прокимна, бывает сугубая ектенья, которая начинается прошениями: «Рцем вси от всея души» и «Господи Вседержителю». На вседневной же вечерне сугубая ектенья говорится при самом конце службы и притом без двух начальных прошений: «Рцем вси» и «Господу Вседержителю», a начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Это есть решительный признак, которым отличается всякая великая вечерня от вседневной (см. в Служебн., послед. вечерни и в Тип., гл. 2, 7 и снес. 9). |
В древнейшем Часослове, Син. 863, мы находим повечерие в составе одной только первой части, хотя и со значительными особенностями. В Син. 868 точно также повечерие состоит только из одной первой части обычного «великого» повечерия. Оба повечерия молитв не имеют. Повечерие Син. 868 оканчивается отпустом. а затем излагается особое «почасие повечерия», как отдельная служба. Это почасие и по форме, и по содержанию довольно близко стоит ко второй части обычного повечерия; но есть и особенности. Прежде всего, из трех псалмов только один пс. 50 совпадает в обоих последованиях; остальные два особые – 66 и 69. Из тропарей указаны два – первый и последний: кроме того, в числе молитв приводится тропарь «Боже отец наших». Молитвы особые: «Величая величаю Тя» (св. Евстратия на пол-це) и «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящии во дни» (св. Василия в первой части повечерия). – Почасие повечерия непосредственно примыкает к «последованию ночи», состоящему из 12-ти ночных часов и полунощницы. Ватопед. 350 совсем не употребляет названия «повечерие». Соответствующее повечерию последование излагается, как «обычныя молитвы преднощных пений» и состоит из трех частей. Первая часть соответствует первой части нынешнего повечерия в несколько сокращенном виде. Недостающие в ней тропари; «Просвети очи мои», «Заступник души моей» и – вместо «Яко не имамы» – «Преславная приснодево», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас», выделившись из состава первой части, в соединении с псалмами предыдущего (Син. 868) «почасия повечерия» (50, 66, 69), образуют вторую часть. Третья часть составляется из великого славословия, молитв царей Езекии и Манассии, трех особых тропарей (гл. 2, «Архистратизи Божии», «Память праведного» и «Апостоли, мученицы и пророцы») с богородичным («Милосердия сущи источник») и трех молитв – двух обычных («Иже на всякое время» и «И даждь нам») и одной особенной («Господи Боже небесе и земли, прости ми вся елика согреших»). Таким образом, в изложенное последование вошла вся обычная первая часть повечерия и лишь немногие молитвословия из второй и третьей его части; причем особенно мало уцелело от второй части (пс. 50 и м-ва Манассии). |
В грузинском Типиконе XIII в., принадлежащем Шио-Мгвимскому монастырю, эта добавочная часть повечерия, соответствующая двум нынешним частям – 2-й и 3-й вместе, называется «ночной службой великого повечерия» и имеет уже почти нынешний состав молитвословий 296 . Ватопед. 350 совсем не употребляет названия «повечерие». Соответствующее повечерию последование излагается, как «обычные молитвы преднощных пений» и состоит из трех частей. Первая часть соответствует первой части нынешнего повечерия в несколько сокращенном виде. Недостающие в ней тропари: «Просвети очи мои», «Заступник души моея» и – вместо «Яко не имамы» – «Преславная Приснодево», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас», выделившись из состава первой части, в соединении с псалмами вышеуказанного (Син. 868) «почасия повечерия» (50, 66, 69), образуют вторую часть. Третья часть составляется из великого славословия, молитв царей Езекии и Манассии, трех особых тропарей (гл. 2, «Архистратизи Божии», «Память праведнаго» и «Апостоли, мученицы и пророцы») с богородичным («Милосердия сущи источник») и трех молитв – двух обычных («Иже на всякое время» и «И даждь нам») и одной особенной («Господи Боже небесе и земли, прости ми вся, елика согреших»). Таким образом, в изложенное последование вошла вся обычная первая часть повечерия и лишь немногие молитвословия из второй и третьей его части; при чем особенно мало уцелело от второй части (пс. 50 и м-ва Манассии). Интересен Син. 866: в нем устанавливается близкая связь между повечериями великим и малым. Следует заметить, что в наиболее древних памятниках не встречается подразделения повечерий на великое и малое; там нет даже этих названий. По Син. 866, наше «малое» повечерие в течение всего года, за исключением великого поста, заменяет третью часть великого повечерия; а нынешняя третья часть занимает свое место лишь во время 40-цы, и тогда «на отпусте» вместо отпуста) читается обычная молитва «Владыко многомилостиве». Отсюда ясно, что малое повечерие является собственно одной из составных частей, великого повечерия, наравне с прочими частями. Но можно сказать и наоборот: отдельные части великого повечерия являются такими же самостоятельными и независимыми друг от друга службами, как и малое повечерие; почему каждая из них и теперь имеет в конце отпустительные молитвословия: Господи помилуй 40, Слава и ныне, Честнейшую, Именем Господним, Молитвами святых отец, и заключительную молитву. |
|