Даруй мне, Господи, благодать совершенно дерзати при всяком богослужении и при всяком обращении лицом на запад в молитве при великом входе на литургии, при чтении молитв, отпустов и прочего. Усердно молю Тебя, Господи, и от настоящего одержания бесовского избавь меня, Господи! Николай Сидоров лукаво вознаграждает нас за усердное о нем моление, быв ущедрен Гобою без меры: за два молебна дал два рубля – скупо при сорока тысячах годового дохода. Спасибо ему: сейчас фруктов прислал рубля на три. 22 ноября Бесплотные враги крайне постоянны и упорны в своей злобе и кознях относительно человека; против их постоянства и упорства и человеку должно быть постоянным и упорным в сопротивлении им даже до конца. Этим упорством в сопротивлении им мы с Божией помощью победим их до конца, ибо они, злые демоны, очень слабы против правды и против силы Божией. Все праведники знали это по опыту. И я испытал это, хотя многогрешный я человек. Не надо никогда малодушествовать и унывать при искушениях, а всегда уповать на милость Божию. Вчера во время литургии после великого входа, на коем я не выговорил отчетливо имен царской фамилии от бесовского смущения, охлаждения сердца, бессилия, омертвения, – враг всю обедню крайне теснил и смущал меня за мое малодушие (надо упорно противиться мне ему при подобных выходах), и только по окончании обедни, когда я потребил с благоговением Святые Тайны, я победил его, окаянного, Кровию Христовою, и мне стало легко и покойно. На вечерне тоже смущал он меня, и я из-за поспешности на обеде в новом коммерческом клубе не говорил великой и просительной ектений, а сугубую ектению, укрепясь верою и упованием на Бога, всю громко выговорил, и отпусты так же, и последнюю на повечерии ектению. Капитан-лейтенант Рыкачев Николай донес на меня ложно губернатору, что я будто бы возмущаю народ своими проповедями. Но пусть позовет меня губернатор и заставит прочитать мои проповеди , тогда увидит, правду ли сказал Рыкачев, редактор «Вестника». За ложный донос надо подвергнуть его аресту или мировому суду дело передать. Пусть спросит слышавших мою проповедь: они знают, что я говорил. Если Рыкачеву верить, так и не надо правды вовсе говорить с церковной кафедры. Но этому не бывать. Господь силен защитить меня. Рассказать губернатору, как десятки голодных ждут меня ежедневно утром в шесть часов, в семь и восемь, в двенадцать, в три часа, в шесть часов, в восемь, девять и десять часов вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Уступая просьбам своего брата, служившего в Сибири, Шура отправила к нему бабушку и Катю. Она думала, что и бабушка, и Катя смогут подкормиться, а бабушка, кроме того, отдохнет от хозяйства, которое в ту пору было очень трудно вести. Но оказалось, что обстановка, в которую попали бабушка и Катя, была для них совсем не подходящей, и отцу Федору пришлось самому поехать за ними в Сибирь и привезти их обратно. Кроме того, хотя отец Федор и не служил у себя дома, а только иногда по выходным дням в Москве и с внешней стороны его жизнь продолжала быть вполне светской, за ним, несомненно, начали следить. Поэтому он должен был на довольно длительный срок уехать в санаторий в Крыму по путевке, которую для него удалось достать Шуре. Все близкие люди прекратили с Семененко всякие сношения, причем некоторые сгущали краски, представляя опасность там, где ее не было. Мне лично, хотя я жила не в Москве, а в Ярославле, отец Борис строго-настрого запретил видеться с отцом Федором, и я, считая отца Бориса главою Маросейки за отсутствием отца Сергия, беспрекословно повиновалась. На первой неделе Великого поста я была в Москве в командировке и, насколько помнится, не виделась даже с Шурой. Мне также по некоторым причинам было запрещено видеться и с Марусей М. Но так как мне очень хотелось знать, каково состояние ее свекрови, уже несколько лет лежащей в параличе, и вообще каковы обстоятельства ее жизни, я позвонила Марусе на службу и назначила ей свидание в церкви в Брюсовом переулке, где я должна была быть на Великом каноне. По окончании великого повечерия мы вышли на улицу, и Маруся мне сказала, что положение ее свекрови безнадежно и что она медленно угасает. Затем она неожиданно предложила мне переехать к ней после смерти свекрови. Это предложение, если бы я его приняла, в корне бы изменило всю мою жизнь. В Ярославле мне не было смысла оставаться. Все близкие мне по духу люди были в Москве или под Москвою, пребывание отца Бориса в Рыбинске тоже нельзя было считать постоянным. В конце концов я рисковала остаться в Ярославле совсем одна, без всякой возможности духовного утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Сразу после прокимна чтец начинает читать «Сподоби Господи в вечер сей...» и вслед за этим начинают петь стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне находятся в Октоихе, в чине малой вечерни воскресной службы настоящего гласа. Сначала поется 21 воскресная стихира, 1–м ликом. Затем, 2–м ликом, стих: 22 «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» и первая богородичная стихира Октоиха. 1–й лик, стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое» и вторую богородичную стихиру. 2–й лик, стих: «Лицу Твоему помолятся богатии людстии» и третью богородичную стихиру. 1–й лик: 23 «Слава, и ныне» и догматик малой вечерни из Октоиха (в стихирах на стиховне). Сразу после догматика чтец начинает читать: «Ныне отпущаеши... Трисвятое по Отче наш » Иерей, обычный возглас: «Яко Твое есть Царство...» 1–й лик: «Аминь» и воскресный тропарь. 2–й лик: «Слава, и ныне» и богородичен воскресного тропаря. Затем иерей, на амвоне, произносит малую (сокращенную) сугубую ектению, состоящую из 4–х прошений. Иерей: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». Лик: «Господи помилуй (трижды)». Иерей: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем (Высоко) 24 Преосвященнейшем (митрополите или архиепископе или епископе) (имярек) 25 , и всей во Христе братии нашей». Лик: «Господи помилуй (трижды)». Иерей: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех, и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Лик: «Господи помилуй (трижды)». Иерей: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы». Лик: «Господи помилуй (трижды)». Иерей, возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». И затем малая вечерня заканчивается малым отпустом. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...» Лик: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови». Иерей произносит отпуст, такой же как и на часах, повечерии и полунощнице: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере...» и лик поет многолетие: «Великаго Господина и Отца нашего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– И вот пошли три старца в един град к мужу праведному, – продолжает дядя Осип. Я смотрю на его седую длинную бороду и думаю: «Если бы дядя Осип не пьянствовал, то он обязательно был бы святым!..» Великое повечерие. Исповедь. Густой душистый сумрак. В душу глядят строгие глаза батюшки в темных очках. – Ну, сахар-то, поди, таскал без спросу? – ласково спрашивает меня. Боясь поднять глаза на священника, я дрожащим голосом отвечаю: – Не… у нас полка высокая!.. И когда спросил он меня «какие же у тебя грехи?», я после долгого молчания вдруг вспомнил тяжкий грех. При одной мысли о нем бросило меня в жар и холод. «Вот, вот,– встревожился я, – сейчас этот грех узнает батюшка, прогонит с исповеди и не даст завтра святого причастия…» И чудится, кто-то темноризый шепчет мне на ухо: кайся! Я переминаюсь с ноги на ногу. У меня кривится рот, и хочется заплакать горькими покаянными слезами. – Батюшка…– произношу сквозь всхлипы,– я… я… в Великом посту… колбасу трескал! Меня Витька угостил. Я не хотел… но съел!.. Священник улыбнулся, осенил меня темной ризой, обвеянной фимиамными дымками, и произнес важные, светлые слова. Уходя от аналоя, я вдруг вспомнил слова дворника Давыда, и мне опять стало горько. Выждав, пока батюшка происповедал кого-то, я подошел к нему вторично. – Ты что? – Батюшка! У меня еще один грех. Забыл сказать его… Нашего дворника Давыда я называл «подметалой-мучеником»… Когда и этот грех был прощен, я шел по церкви, с сердцем ясным и легким, и чему-то улыбался. Дома лежу в постели, покрытый бараньей шубой, и сквозь прозрачный тонкий сон слышу, как отец тачает сапог и тихо, с переливами, по-старинному, напевает: «Волною морскою, скрывшего древле». А за окном шумит радостный весенний дождь… Снился мне рай Господень. Херувимы поют. Цветочки смеются. И как будто бы сидим мы с Котькой на травке, играем наливными райскими яблочками и друг у друга просим прощения. – Ты прости меня, Вася, что я тебя сапожными шпильками обозвал! – И ты, Котя, прости меня. Я тебя шкилетом ругал! А кругом рай Господень и радость несказанная!

http://pravmir.ru/vasiliy-nikiforov-volg...

сост. Г. И. Катышев О ектинии после повечерия и полунощницы По отпусте повечерия и полунощницы произносится особая ектения, начинающаяся прошением: Помолимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе... Эта ектения никогда на данных службах не опускается и всегда произносится только священником, что говорит о ее важности. Между тем у нас повелось такое исполнение этой ектении, при котором богомольцы совсем не слышат ее прошений: служащий безостановочно возглашает прошения, а певцы одновременно безостановочно же поют: Господи, помилуй. Устав церковный указывает иногда чтение священником молитв во время пения (например, на панихиде чтение молитвы Боже духов... во время 40-кратного: Господи, помилуй), но чтение в таких случаях должно быть тайное, а не вслух, наперебой с певчими. Ектения Помолимся... по своему содержанию заслуживает тщательного ее исполнения, так чтобы ни одно прошение ее не ускользнуло от внимания молящихся. Уставная заметка в Часослове, что певцы поют: Господи, помилуй – «часто», вовсе не означает безостановочного пения, а имеет в виду уставное протяжное (например, знаменным распевом) исполнение: Господи, помилуй, на других ектениях, которое в данном случае, соответственно краткости прошений, заменяется лишь менее протяжным, отчего в связи с немногословностью прошений оно становится и частым. Но все же торопливость не может быть допустима. В 7-й главе Типикона в конце полунощницы воскресной говорится: «Иерей глаголет ектению Помолимся... мы же: Господи, помилуй – кротким и тихим гласом», то есть не торопясь, не наперебой со священником. В 9-й главе Типикона указывается исполнять на этой ектении: Господи, помилуй – «тихо», каковой термин значит не только «негромко», но и «неспешно». А в главе о Четыредесятнице говорится: «И мы (поем): Господи, помилуй – на всякий стих» (понедельник 1-й седмицы Великого поста, повечерие), то есть дается точное предписание, чтобы на каждое прошение пелось отдельно: Господи, помилуй. Поэтому настоящую ектению надо исполнять так же, как и все остальные: служащий возглашает одно прошение, певцы, дождавшись окончания возглашения, поют: Господи, помилуй; служащий, дождавшись окончания пения, произносит следующее прошение и т. д. Вообще в богослужении не должно быть допускаемо двоегласия. Священнослужители, чтецы и певцы не только не должны одновременно в два голоса читать и петь, но отнюдь не должны перебивать друг друга и начинать ранее полного окончания предшествующего чтения или пения. Последнее прошение ектении Помолимся: Рцем и о них – лучше произносить так, как в новейших изданиях наших богослужебных книг оно печатается в сноске: Рцем и о себе самех. Читать далее Источник: Катышев Г.И. Славы Божия ревнитель: жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. – 495 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Общественное богослужение в православной церкви предваряется и сопровождается церковным звоном. Для сего при церквах бывает несколько колоколов не одинаковой величины. Церковные колокола появились не тотчас по основании церкви; сначала вместо наших колоколов употреблялись доски деревянные или металлические, которые в церковном уставе называются – било, клепало, древо великое и проч. В них ударяли молотком или палкой, когда было нужно. Посему в уставе встречаются такие выражения: ударяет в било», «ударяет в великое древо», «клеплет в великое, «знаменует в великое», или просто «клеплет», «ударяет» и пр. Всё сказанное в уставе о биле, клепали» и пр. нужно применять к колоколам. Упоминается в уставе и о колоколах, они именуются кампанами. Таким образом в руководство для совершения звона мы должны взять из устава указание о биле, клепале, кампане и пр. Сопоставляя эти данные, можно указать следующие руководственные правила для совершения звона. Пред началом богослужения совершается звон в один колокол, ударяют в него известное число раз. Этому звону усвоено наименование «благовест», – «о часе десятом нощи бывает благовест» (Тип. послед. вс. бдения на Рождество Христово); так называется этот звон потому, что им возвещается благая, радостная весть для христиан о начале богослужения. В продолжение дня богослужение совершается три раза – вечером, утром и днём; вечером совершается девятый час, вечерня и повечерие; утром полунощница, утреня и первый час; днём третий и шестый часы и литургия. Посему и звон в один колокол или благовест совершается в продолжение дня три раза, – к вечернему богослужению пред девятым часом, к утреннему пред полунощницей и дневному пред третьим часом. В типиконе говорится, что вечером и пред службою девятого часа кандиловжигатель «знаменует в кампан», во утрии пред полунощницей тоже «знаменует в малый кампан», (Тип. IX г.), пред службою третьего часа «ударяет в било довольно» (Тип. понед. 1-й седмицы Св. Четыредесятницы ). За благовестом в один колокол по окончании девятого часа вечером, полунощницы утром, третьего и шестого часа, днём пред следующими службами – вечерней, утреней и литургией, как более торжественными, совершается звон в несколько колоколов вместе – звон во вся. В типиконе говорится: по конце девятого часа знаменует в два или четыре кампана по уставу, «в два – в великом посте, в четыре в обычные дни»; по окончании полунощницы параекклессиарх клеплет в кампаны (тип. IX г.) Звон во вся совершается в три приёма и потому называется тризвоном или трезвоном (Тип. последование вс. бдения на Рожд. Хр.) На литургии бывает звон в один колокол «к достойно,» когда начинается петь «достойно и праведно есть», т.е., во время самой важной части литургии, звон непродолжительный. На юге России принято совершать звон в один колокол во время утрени на 8 песни канона, когда поётся «величит душе моя Господа». Указаний на последние два звона в уставе нет, они утвердились обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В воскресные и праздничные дни позднюю литургию служил всегда сам о. Иерон. Обычно приходил в храм к вечерне и повечерию (с акафистами) 39 … Вечером запирал свою келью около 9 часов. Обедал всегда в трапезе вместе с братией. В последние годы совсем не употреблял вина, а пил только лишь чай… Воздержание его вообще было столь строгое, что, например, в великом посту его (совсем сухие) руки, – приходилось замечать, – обычно были холодны, как лед,– до такой степени оскудевала в них кровь!.. Днем между церковными службами у о. Иерона не было свободных минут: его постоянно куда-либо отвлекали, – и, посему, он имел возможность пользоваться лишь самым кратким только отдыхом… В самом деле, не успеет старец прийти домой, как к нему уже является «братия» с различными своими нуждами, приходят посторонние посетители, богомольцы… А кроме того, ему необходимо было читать деловые письма, просматривать разные бумаги, разбираться в «строительных» проектах, в сложном монастырском хозяйстве… На все это требовалось время… Иноки исполняют в обители разные «послушания». Кому же было скорее всего руководить ими в данном случае, как не ему – о. игумену? И он руководил, следя за иноческой жизнью. А сколько непрерывных построек происходило при его жизни то там, то здесь? И за всеми ими нужно было следить… Как опытный и рачительный хозяин, он и следил, – всюду ежедневно ходил сам в будние дни, наблюдал, – указывал… Разве можно было при таких условиях думать о каком-либо отдыхе, хотя последний был, разумеется, и необходим о. игумену? И ночью приходилось о. Иерону спать немного…, немного тем более, что он, как схимник, должен был, по сравнению с прочими иноками не схимниками, «держать двойной келейный канон», а кроме того, ему необходимо было, когда он служил литургию (а как часто служил, об этом уже было говорено), готовиться ко святому причащению… «18-го Апреля» были посланы две телеграммы: одна «на Старый Афон», другая – в Сухум к епископу Андрею. «Просили помолиться» за тяжко больного. В ответ на телеграмму преосвященный Андрей «в тот же день телеграммой» же спросил «подробностей» о положении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Естественно, человек, желающий причаститься, сохраняет пост, и таким образом эти дни года проходят в особенно строгом, совершенном посте. Если вспомнить, какие это дни, то очень легко можно понять, почему именно они выделяются из течения всего церковного года. Это два Сочельника – Рождественский и Крещенский, Великий Четверг и Великая Суббота, и дни Преждеосвященной литургии – будние дни Четыредесятницы, естественно, очень строгие и постные. Сейчас мы говорим о Великом Четверге; вспомним: в Среду совершалась вечерня с литургией Преждеосвященных даров, потом было повечерие, полунощница, утреня, первый час, о которых мы сейчас говорили, потом третий, шестой и девятый час. От вечерни до девятого часа прошел полный круг церковного дня, а литургии в нем не было. Почему? Потому что литургия в Великий Четверг должна быть на вечерне; церковный день прошел, все службы исчерпаны, а литургии не было. Тогда после девятого часа назначается чин изобразительных, чтобы круг церковного дня не прошел хотя бы без воспоминания о литургии. Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть – литургия Василия Великого . Каков порядок этой службы? Естественно, начинается она возгласомБлагословенно Царство, но после него следует чтение 103 псалма, потому что сначала нам нужно отслужить вечерню; далее – великая ектенья. Кафизмы, естественно, нет, потому что рядовое чтение Псалтири отменено. И затем следуют воззвахи и стихиры на Господи, воззвах. Стихиры эти повторяют стихиры Великой Среды и снова говорят об Иуде. Надо сказать, что там есть одна-две стихиры о беззаконных иудеях, которые предали Господа на распятие и смерть. И вот один текст как бы объединяет эти две темы, и представляет Иуду достойным порождением «льстивого рода». Там говорится: «Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии: и сей злочестивый, небесный хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела...» По тексту этой стихиры, Иуда все-таки причастился: здесь говорится, что у него в устах был «небесный хлеб». «О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающаго продает, и егоже любляше Владыку, предайте на смерть: воистинну онех сын беззаконый, и с ними пагубу наследова. Но пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, Едине в долготерпении неизреченный» (стихира наГосподи, воззвах на Славу, и ныне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

• оставление церковно-славянской формы некоторых распространенных словосочетаний (помилуй мя и т.д.); • по возможности сохранение форм слов из Триоди (особенно деепричастных и причастных оборотов); • при необходимости, замена в сложноподчиненных предложениях подчиненной части на другую форму, • исполняемые хором части не затрагивались. Из явных недостатков: при работе над адаптацией не использовался оригинальный греческий текст. В четверг 5-й седмицы Великого Поста на Великом повечерии Песнь 1-я. Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуда начну оплакивать окаянной моей жизни деяния? Какое начало положу, Христе, нынешнему рыданию? Но яко милосердный, даруй ми прегрешений оставление. Прииди, окаянная душе, с плотию твоею, Создателю всех исповедайся, воздержись от прежнего неразумия и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданному Адаму в преступлении поревновав, познал я себя отчужденным от Бога, от вечного блаженства и Царства, грехов моих ради. (Быт. 3:6-7) Увы, окаянная душе моя, почто уподобилась ты первозданной Еве! Ибо видела ты зло и уязвилась горько, прикоснулась к древу и вкусила дерзостно пагубной пищи. (Быт. 3:6) Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная, во плоти страстный помысл, показующий сладкое, и вкушающего горечью напаяющий. Достойно изгнан был из Едема Адам, яко не сохранивший единственную Твою заповедь, Спасе; я же что претерплю, отметая всегда животворные Твои слова. (Быт. 3:23) Каиново превзойдя убийство, оживив плоть, произволением соделался я убийцею совести душевной, и воевал с ней злыми моими делами. Авелю, Иисусе, я не уподобился в праведности; дара приятного не принес Тебе, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной. (Быт. 4:4) Яко Каин и мы, душе окаянная, принесли Создателю всех жертву порочную: дела нечистыя и жизнь непотребную; тем же и осудились. (Быт. 4:3) Брение Создатель оживотворив, Ты даровал мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающегося приими мя. (Быт. 2:7)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Конечное Трисвятое бывает, во-первых, только после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина, во-вторых, только в окончании заключительного богослужения той или иной группы служб (другими словами, только на той службе, «которой оканчивается богослужебное собрание»). Вот важнейшие случаи чтения «конечного Трисвятого»: 1) на 1м часе; 2) в конце одной из служб дневной группы (на практике совершаемых в первой половине дня): а) на изобразительных в тех только случаях, когда они совершаются с отпустом и далее следует литургия Преждеосвященных Даров; если же после изобразительных следует только вечерня, то конечное Трисвятое не читается; б) на вечерне, совершаемой в седмичные дни без соединения с литургией; 3) на великом повечерии (в 3й части) или на малом повечерии в Неделю вечером. Таким образом, на практике «конечное Трисвятое» читается три раза в сутки: на 1м часе, на изобразительных или вечерне (только на одном из этих богослужений), и на повечерии. Кроме этого, Устав предусматривает чтение «конечного Трисвятого» в том случае, если в конце 6го часа творится отпуст и затем бывает пауза в богослужении, так что 9й час с вечерней совершаются в другое время (после полудня). Правда, в приходской практике подобный вариант не встречается. Важно помнить, что «конечное Трисвятое» не читается во всех тех случаях, когда количество поклонов сокращается до трех (на Благовещение или в полиелейные праздники) или поклоны отменяются вовсе (на повечерии в пятницу вечером). Что можно вкратце сказать об особенностях великого повечерия? Великое повечерие состоит из 3х частей, каждая часть начинается «Приидите, поклонимся…». В 1й части примечательные следующие песнопения: Материалы по теме Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/velikiy-post

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010