Равно в одном из писем своих, именно – к ученику Николаю, поставленному в игумена, Феодор увещевает: «старайся непременно (παραφυλξεις πντως) преподавать катихизическое научение трижды в неделю и вечером: ибо ото предано от отцов и спасительно» 92 . Под оглашениями, совершающимися трижды в неделю, очевидно разумеются после-утренние оглашения, собранные в группах Малого и Великого Оглашений. Оглашения вечерние, происходившие каждый день, не дошли до нас, быть может потому, что имели характер слишком кратких, отрывочных наставлений. Были ли они связаны с каким-либо вечерним богослужебным последованием, из которых св. Феодор упоминает вечерню и повечерие (τ ποδεπνεια) 93 , – в Малом и Великом Оглашениях не указывается. Но судя потому, что в статье об епитимиях излагается епитимия на «ушедшего от вечернего оглашения» 94 , а не на появившегося к оглашению, надо полагать, что вечернее оглашение присоединялось к вечернему богослужебному собранию, т. е. непосредственно следовало за совершением повечерия. О совершении чтении на других ежедневных богослужебных чинопоследованиях, помимо утрени, св. Феодор в Малом и Великом Оглашениях ничего не говорит. Но за то в одном из писем определенно предписывается совершать трапезу «при чтении книги» 95 , т. е. указывается на обычае совершать «чтение» во время трапезы. Что однако же полагалось читать за трапезой и одинаков ли здесь был четий материал с тем, который полагался за утреней, указаний поэтому вопросу ни в Оглашениях, ни в письмах Феодора мы не находим. Указывается лишь цель затрапезного чтения. Это собственно – не столько положительное назидание братии, сколько предотвращение братии от праздных разговоров: «чтобы и во время принятия пищи преследовать угодное Богу... не употребляя во время трапезы праздных слов, шуток, а тем более насмешек, так как разум каждому христианину запрещает делать это». 16 Изложение их см. в исследованиях проф. Менсветова – «Церковный Устав, его образование и судьба», Скабаллановича «Толковый Типикон».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Хвалите имя Господне. Имеется в ирмологах 1674 и 1709 г., несколько различной редакции. Распето только по одному стиху из каждого псалма. Напев киевский, в общем подобный такому же напеву Синодального Обихода (л. 45 об.), но протяжнее и иной, отдаленной редакции. Иной напев того же песнопения, с надписью: «болгарское», только в ирмологе 1709 г. Кроме того, у г. Малашкина (Всен. Бд. Стр. 87) изложен и еще иной краткий напев того же песнопения, неизвестный из других ирмологов. Он начинается запевом головщика и имеет значительно более поемых стихов. Сверх того, в отделе «Всенощное бдение» в ирмологе Головни и в переложениях г. Малашкина присоединены и иные песнопения. В ирмологе Головни имеется (л. 3 об.): «Свете тихий», в существе сходное с изложенным в Синодальном Обиходе (л. 24 об.), но по редакции более близкое к большому придворному напеву (с киевского), положенному в Обиходе Бахметева (ч. II, стр. 467) на архиерейском служении в среду первой седмицы Великого поста. Тот же напев изложен и у г. Малашкина (стр. 31) с незначительными разностями редакции. В ирмологе Головни имеются еще (л. 4 об.): 1) «Сподоби Господи в вечер сей» на краткий напев «Славословия великого»; 2) «Ныне отпущаеши» (л. 5 об.), известное ныне и в переложении на 4 голоса; 3) песнопения по Великом Славословии: «Днесь спасения миру бысть» и «Воскрес из гроба» – знаменного распева, как и в Синодальном Обиходе (л. 80). У г. Малашкина «Ныне отпущаеши раба» распето на напев «Чертог Твой» (стр. 42), с некоторыми особенностями редакции (срав. Синод. Обих., л. 27). Сверх того, у г. Малашкина имеются: «Богородицк Дево, радуйся» (стр. 42), напева краткого, обычного на великом повечерии; «Воскресение Христово видевше» во глас 6-й киевского роспева; «Благословен еси Господи», в минорном тоне; «Преблагословена еси Богородице» во глас 2-й придворного напева; Славословие Великое, обычного напева, с присовокуплением «Святый Боже» большого российского распева (срав. «Свете тихий» киевского росп.); «Днесь спасение миру бысть» и «Воскрес из гроба» знаменного роспева (срав. Син. Обих., л. 80) в двух весьма сходных редакциях; «Аминь; Утверди Боже», – речитатив (см. Всенощ. бд., стр. 158–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

По молитве иерей произносит «Благословите, отцы святии» – и творит поклон народу, и прочее, как в Неделю сыропустную вечера. Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» и кланяются иерею. Иерей, обратясь к алтарю, возглашает ектению «Помолимся о Великом Господине...». См. Великое повечерие в Великом посту всегда совершается в вечер тех дней, в которые не было полной Литургии, за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы. Глава 2. Вторник 1-й седмицы На утрене вся служба совершается, как в понедельник. Особенности следующие: окончание первого тропаря Троичного – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Концы на «Слава» и «И ныне» те же, что в понедельник. Кафизмы 10, 11, 12-я. Порядок исполнения канона: Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и первый стих «Господь, цáрствуяй на веки и еще». Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Певцы – «Наведé на ня Господь». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Затем чтец вычитывает «поскору» 2-ю песнь «Вонми, небо, и возглаголю». После чтения ее певцы поют ирмос 2-й песни Триоди, глас 2-й – «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый» и затем «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает по Триоди тропарь. Певцы поют пред следующими двумя тропарями – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Пред Богородичным певцы поют – «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и тропарь 2-го трипеснца. Так же и пред следующим тропарем. Затем певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь. Певцы – ирмос 2-го трипеснца. Следующие песни канона, с 3-й по 9-ю, исполняются, как в понедельник. Светилен во вторник имеет окончание: «Молитвами, Господи, Предтечи Твоего и спаси мя». На «Слава, и ныне» – окончания те же, что и в понедельник. Все остальное последование утрени, а также часов – по обычному великопостному чину. На вечерне, на «Господи, воззвах» стихиры на 6: 3 из Триоди, 3 из Минеи, «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – Крестобогородичен из Минеи. По «Свете Тихий» две паримии Триоди. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й – «Слава» святого, если есть, «И ныне» – Крестобогородичен также из Минеи и обычное окончание вечерни по великопостному чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского 10 настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон) Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов) После этого молитва повторяется полностью: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы. В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час. Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них перед каждым часом не бывает благовест; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь «Заутра услыша...» на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются. После молитвы 9-го гласа «Владыко, Господи...» сряду бывают изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя...» и «Хвали, душе моя...», и затем, после «Единородный Сыне...», следуют «Блаженны» поскору (без пения): «Во Царствии Твоем...», «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик небесный...» и проч., как в Великом посту, кончая великими поклонами. Вечерня непосредственно после этих поклонов следует: «Приидите, поклонимся» трижды, «Благослови, душе моя...» ( Пс.103 ), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После «Свете Тихий» и прокимна (прокимен поется) на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после нее; по «Трисвятом» же и «Отче наш» не поются, как в Великом посту, тропари «Богородице Дево, радуйся...» и проч., а положен тропарь: в среду – святого Минеи, в пяток – Триоди («Боже отец наших...»), «Слава и ныне», Богородичен по гласу тропаря; после следующей затем ектении («Помилуй нас, Боже...») и возгласа («Яко милостив...») положены «поклоны три великие» и молитва «Всесвятая Троице...», и далее, как на великопостной вечерне. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. В среду и пяток сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу. В среду сырную вечера (накануне четвертка) повечерие поем малое и «поем канон Минеи на ряду в субботу хотящего прилучитися святаго». В пяток (накануне субботы) на малом повечерии «поем канон усопших, Октоиха, на ряду гласа». В субботу сырную утреня совершается с великим славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Манассия Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости (идолы) страсти, и умноживши, душе, негодование (богоненавистные дела). Но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление. Манассия царствовал в Иудее после отца своего, царя Езекии. Сколько отец был благочестив, столько сын нечестив. Манассия уничтожил в своем царстве все, что сделано было в пользу истинного богопочтения Езекией. Манассия восстановил введенное дедом его, нечестивым Ахазом, служение Ваалу и Астарте, приносил Молоху человеческие жертвы в Геенской долине, поклонялся светилам небесным и занимался волхвованием. Кроме того, он был жестоким гонителем ревнителей истинной веры: по его повелению пророк Исайя, обличитель его нечестия, был перепилен деревянной пилой ( 4Цар.21 ; 2Пар.33 ). Господь не оставил без наказания нечестивого царя. Ассирийцы взяли его в плен, сковали двумя цепями и в этом позорном виде, словно зверя, отвели в Вавилон и здесь бросили его в темницу. Плен и неволя смирили Манассию. Он раскаялся в своем нечестии и воззвал о помиловании к Богу отцов своих. Господь сжалился над ним. Манассия получил свободу и, возвращенный на царство, старался изгладить следы введенного им идолопоклонства и восстановил служение истинному Богу. Памятником его покаяния осталась молитва , которая, подобно молитве Давида: Помилуй мя, Боже, доселе служит для всех образцом излияния пред Богом покаянных чувств. Она начинается словами: «Господи Вседержителю, Боже отец наших» (2 Пар., после главы 36, в конце) и читается на великом повечерии. Тяжки преступления Манассии, променявшего веру в Бога отцов на служение ложным богам, унизившего себя грубейшими языческими суевериями. К сожалению, в подобное нечестие впадают христиане, когда изволением, по одному ничем не оправдываемому желанию вместо идолов ставят в своем сердце страсти и в угоду им умножают богоненавистные дела, то есть более и более погружаются в нечестие. Самоугодие доводит их до самообожания; пристрастие к людям, например к певцам и певицам, лицедеям, плясуньям, заставляет их пресмыкаться перед ними, совершенно забыв о своем человеческом достоинстве; пристрастие к мирским развлечениям делает их не только равнодушными, но и враждебными к жизни по уставам Церкви; пристрастие к земным стяжаниям заставляет их забывать честь и совесть и так далее. Вера в Бога и упование на Него до того оскудели в иных, что они прибегают даже к волхвованиям, вроде тех, которыми опозорил себя Манассия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Аминь, аминь, аминь», – отвечал весь народ вслух после пресуществления, и затем тысячи людей повергались ниц вместе с предстоятелем – волна религиозного экстаза проходила в этот миг по храму, многие громко взывали к Богу, у многих на глазах были слезы. Особенно любил Антонин ночные литургии. В Великом Посту литургия Преждеосвященных Даров совершалась им вечером, после вечерни. Все священнослужители целый день ничего не должны были есть; сам Антонин за этим очень строго следил и не допускал к вечерней литургии лиц, внушающих ему сомнение. Постились и сотни людей из народа; в 6 часов вечера совершалось повечерие, служба девятого часа и вечерня; затем в 9 часов вечера начиналась литургия Григория Двоеслова , во время которой бывало всегда много причастников; сам епископ громко читал благодарственные молитвы и произносил двухчасовую проповедь, а затем начинал благословлять молящихся; таким образом, в Великом Посту, по средам и пятницам, богослужение оканчивалось в первом часу ночи. Очень неудачным был русский перевод литургии, сделанный тяжелым, каким-то Дубовым языком. Огромной ошибкой Антонина была так называемая евхаристическая реформа – преподание мирянам евхаристии прямо в руки. И хотя этот способ преподания евхаристии соответствовал древним обычаям, но аргумент, который приводил в его пользу Антонин (гигиенические соображения), оскорблял религиозное чувство, для которого нет и тени сомнения в том, что Христос может своей силой исцелить любого болящего и тем более предохранить любого приходящего к Нему от заразы. Крупной ошибкой Антонина было и уничтожение (в 1924 году) алтаря – престол был выдвинут на солею. Эта реформа тоже не могла быть принята религиозным сознанием, которое привыкло окружать особым благоговением то место, в котором совершается величайшее из таинств. К счастью, сам Антонин практиковал эти формы лишь на протяжении краткого времени, а затем от них отказался, восстановив обычный порядок причащения. Идеи Антонина были выражены в сжатой форме в написанной им программе группы «Церковное Возрождение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—301— дора во время произнесения оглашений или чрезвычайным, в силу болезненного ослабления сил, сколько-нибудь ясного свидетельства об этом мы не имеем. Кроме двух-трех недельных оглашений в конце утрени, св. Феодор произносил еще оглашения «каждый день вечером», как видно из следующих слов его в слове XVIII второй части Великого Оглашения: «нет ничего странного и неразумного в том, что мы трижды в неделю собираемся вместе (ες τατ αϑ’ βδομδα συνεχμενοι τς) и, кроме того, еще ежедневно вечером (λλ’ ον αϑ’ σπαν συναγμενοι), и здесь на оглашении (δι το λγου τς ατηχσεως) советуемся, упражняемся и обороняемся» 504 . Равно в одном из писем своих, именно – к ученику Николаю, поставленному в игумена, Феодор увещевает: «старайся непременно (πααφυλξεις πντως) преподавать катехизическое научение трижды в неделю и вечером: ибо это передано от отцов и спасительно» 505 . Под оглашениями, совершающимися трижды в неделю, очевидно разумеются после утренние оглашения, собранные в группах Малого и Великого Оглашений. Оглашения вечерние, происходившие каждый день, не дошли до нас, быть может потому, что имели характер слишком кратких, отрывочных наставлений. Были ли они связаны с каким-либо вечерним богослужебным последованием, из которых св. Феодор упоминает вечерню и повечерие (τ ποδεπνεια) 506 , – в Малом и Великом Оглашениях не указывается. Но судя потому, что в статье о епитимиях излагается епитимия на «ушедшего от вечернего оглашения» 507 , а не на неявившегося к оглашению, надо полагать, что вечернее оглашение при- —302— соединялось к вечернему богослужебному собранию, т. е., непосредственно следовало за совершением повечерия. О совершении чтений на других ежедневных богослужебных чинопоследованиях, помимо утрени, св. Феодор в Малом и Великом Оглашениях ничего не говорит. Но зато в одном из писем определенно предписывается совершать трапезу «при чтении книги» 508 , то есть указывается на обычай совершать «чтение» во время трапезы. Что однако же полагалось читать за трапезой и одинаков ли здесь был четий материал с тем, который полагался за утреней, указаний по этому вопросу ни в Оглашениях, ни в письмах Феодора мы не находим. Указывается лишь цель затрапезного чтения. Это собственно – не столько положительное назидание братии, сколько предотвращение братии от праздных разговоров: «чтобы и во время принятия пищи преследовать угодное Богу... не употребляя во время трапезы праздных слов, шуток, а тем более насмешек, так как разум каждому христианину запрещает делать это».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   По молитве иерей произносит «Благословите, отцы святии» – и творит поклон народу, и прочее, как в Неделю сыропустную вечера. Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» и кланяются иерею. Иерей, обратясь к алтарю, возглашает ектению «Помолимся о Великом Господине...».    См. Великое повечерие в Великом посту всегда совершается в вечер тех дней, в которые не было полной Литургии, за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы. Глава 2. Вторник 1-й седмицы    На утрене вся служба совершается, как в понедельник. Особенности следующие: окончание первого тропаря Троичного – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Концы на «Слава» и «И ныне» те же, что в понедельник. Кафизмы 10, 11, 12-я.    Порядок исполнения канона:    Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и первый стих «Господь, царствуяй на веки и еще». Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Певцы – «Наведе на ня Господь». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Затем чтец вычитывает «поскору» 2-ю песнь «Вонми, небо, и возглаголю». После чтения ее певцы поют ирмос 2-й песни Триоди, глас 2-й – «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый» и затем «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает по Триоди тропарь. Певцы поют пред следующими двумя тропарями – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Пред Богородичным певцы поют – «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и тропарь 2-го трипеснца. Так же и пред следующим тропарем. Затем певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь. Певцы – ирмос 2-го трипеснца.    Следующие песни канона, с 3-й по 9-ю, исполняются, как в понедельник. Светилен во вторник имеет окончание: «Молитвами, Господи, Предтечи Твоего и спаси мя». На «Слава, и ныне» – окончания те же, что и в понедельник. Все остальное последование утрени, а также часов – по обычному великопостному чину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

На стиховне стихиры воскресные гласа, «Слава» – святому, если есть, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»; если «Славы» нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный гласа. По «Ныне отпущаеши» тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – Богородичен гласа; «Слава» – святому, если есть, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Отпуст полный и праздничный в отверстых царских вратах. «Премудрость». «Сый благословен», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Тебе, Христе», «Воскресый из мертвых». Многолетие. Затем царские врата затворяются, равно и завеса их. Иерей возглашает: «Благословен Бог наш», и чтец читает малое повечерие среди храма. После «Верую во Единаго Бога» канон Богородичный наряду. По «Достойно есть» и Трисвятом кондак воскресный. Отпуст малый пред царскими вратами и заканчивается ектенией «Помолимся о Великом Господине». Полунощница воскресная, на которой по псалме 50-м поется канон Троичный, ирмосы по одному разу и тропари Троичные. По возгласе «Боже, ущедри ны» иерей читает молитву пред царскими вратами «Всемогущая и Животворящая». Отпуст малый и ектения «Помолимся о Великом Господине». Затем иерей облачается в фелонь, отверзает завесу святых врат и возглашает: «Благословен Бог наш», и начинается утреня. Иерей кадит алтарь, весь храм, лики и народ, и по окончании тропарей «Спаси, Господи» иерей с кадильницей в руках, стоя пред святым престолом, говорит ектению «Помилуй нас, Боже», краткую. По ектении и возгласе «Яко милостив» лик: «Аминь». «Именем Господним благослови, отче», а иерей, творя кадилом крест, возглашает: «Слава Святей», и читается шестопсалмие. Далее всё так же, как на бдении. б) Служение малой вечерни перед воскресным бдением По исполнении 9-го часа и после возгласа иерея «Боже, ущедри ны» и молитвы «Владыко Господи Иисусе Христе, долготерпевый» иерей, не делая отпуста, не облачаясь в фелонь и не отверзая завесы царских врат, возгласом «Благословен Бог наш» начинает вечерню. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и псалом «Благослови, душе моя, Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010