RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_51442.html 05 марта 2008 Интервью Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра газете " Православная Москва " Источник:  http://www.patriarchia.ru/Патриархия. ру В среду вечером 20 февраля Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр по приглашению представителя Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрита Закхея (Вуда) и благословению Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа посетил московское Представительство Американской Православной Церкви – храм святой великомученицы Екатерины на Всполье. По окончании встречи корреспондент газеты " Православная Москва " попросил митрополита Лавра ответить на несколько вопросов. – Ваше Высокопреосвященство, Вы заметили, какие чувства испытывают православные верующие после того, как совершилось историческое воссоединение Церкви? – Многие люди, как в России, так и за ее пределами, искренне радуются этому факту. Ко мне подходили многие верующие со словами благодарности, им хотелось поделиться той радостью, которую они испытывают. Я даже видел слезы на глазах многих людей. И это были слезы радости. Я получал также много писем из разных мест, в том числе и из России. И меня особенно обрадовала и даже умилила такая реакция простых людей из Москвы, Киева, Курска. Что касается верующих Америки, они не только пишут, но и звонят мне по телефону. И тоже благодарят за ту радость, которую они испытывают после воссоединения Русской Православной Церкви. В мае месяце, сразу же после подписания Акта о каноническом общении, делегация Русской Православной Церкви Заграницей совершила большую поездку по России и Украине. Мы посетили Курск, потом поехали поклониться святыням Почаева. И везде к нам подходили простые верующие люди, они стремились поделиться радостью, что теперь все мы – чада единой Русской Православной Церкви, и что мы вновь обрели друг друга. Я неоднократно говорил и буду повторять: чем ближе будем мы к Богу, тем ближе будем и друг к другу. Таким мне представляется путь к духовному единству народов нашего Отечества. Идя этим путем, мы будем действенно участвовать в великом деле " соединения всех " .

http://religare.ru/2_51442_1_21.html

X. Святыня храма 91 и внутреннее его украшение а) Св. Престол с драгоценною одеждою на нем. 1 . Святой Престол в главном Василие-Кесарийском храме – дубовый, вышиною 1 аршин 6 вершков, шириною 1½ арш., длиною 1¾ арш. – Одежда на нем серебряная 84 пробы, позлащенная, чеканная, художественной работы, весом 188 фунтов 87 золотников, ценностью в двенадцать тысяч рублей, сооружена в 1900 году усердием и на собственные средства купчихи Ксении Петровны Ларионовой, в память усопшего её мужа, Андрея Ивановича Ларионова, бывшего старостою этой церкви, с 1885 года по 1889 год 92 . На одежде этой вверху написаны эмалью слова: а) на передней стороне: „Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим“; б) на противоположной стороне: „да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом“; в) на двух боковых сторонах: „Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение“; 2) внизу на всех четырех сторонах: вычеканенные малые изображения орудий страданий Христовых; 3) в середине: а) на передней стороне: Крест четвероконечный, – обрамленный белыми камнями, и два коленопреклоненных Ангела; над Крестом: поясные чеканные изображения Святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова ; б) на двух боковых сторонах: изображения Ангелов, окружающих Престол, Скрижали Завета и Крест; кроме сего: а) на правой стороне: поясные чеканные изображения святых: Илии пророка, митрополита Алексия, преподобной Анны и Иоанна Предтечи; б) на левой: преподобно-мученицы Евдокии, великомученицы Екатерины, Николая Чудотворца и Апостола Прохора; в) на стороне обращенной к горнему месту – надпись на золотом фоне: „По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Московского Владимира в память бывшего клитора храма этого Андрея Ивановича Ларионова сооружена серебряная одежда эта женою усопшего – Ксениею Петровною Ларионовой. Вес серебра 84 пробы 188 фунтов 87 золота, 1900 года. Работа Митрофана Николаевича Рындина“. Со всех четырех сторон одежда обложена стеклянною рамою, в бронзово-позлащенной оправе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде Источник Скачать epub pdf   Схиархимандрит Кирик – одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (Сушкин) был еще жив, и успел получить у него немало уроков благочестия и духовности. Но главным его руководителем и наставником на этом пути был все-таки старец Агафодор (Буданов), который без прикрас и изменений передал ему все богатое учение великих старцев отца Иеронима и отца Макария. Схиархимандрит Кирик оказался не только хорошим учеником, но и сам сумел передать учение старцев своим ученикам. Родился схиархимандрит Кирик (в миру Константин Никифорович Максимов) в 1864 году в крестьянской семье села Вышнехмелевое Верхососенской волости Малоархангельского уезда Орловской губернии. Его мать звали Екатериной. Мальчик с ранних лет был задумчивым и впечатлительным. Он с горящими глазами слушал рассказы матери о человеколюбивом Господе и мечтал когда-нибудь стать его верным слугой. В свое время Константина отдали учиться в уездное училище, после окончания которого он работал в канцелярии уездного правления писарем. Но не это было его мечтой, он постоянно думал: как определиться ему в монастырь. Родители сначала были против этого намерения сына, но мольбы и настойчивость Константина размягчили их сердце, и они дали свое согласие. В 1886 году Константин прибыл на Святую Гору Афон и поступил в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где его определили на послушание в канцелярию монастыря. Почти три года Константин имел счастье общаться с великим игуменом и старцем Макарием (Сушкиным). Он не пропускал ни одной малейшей возможности приступить к окруженному заботами и людьми старцу, исповедоваться у него или получить благословение. 15 июня 1887 года от игумена Макария Константин удостоился пострига в рясофор с именем Кирик, что воистину было вершиной счастья для молодого подвижника. 6 марта 1892 года его постригли в мантию с тем же именем. 30 ноября 1894 года отец Кирик был рукоположен в иеродиакона, а 27 июля 1898 года в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Afonskij...

Балашов. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В изданном в начале ХХ века «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам» главной достопримечательностью Балашова был назван Свято–Троицкий собор. Троицкий собор в том виде, который знаком нам по старым открыткам, был построен в 1886 году, а освящен в 1895 г. Однако его история началась гораздо раньше. Еще в 1820 году на главной торговой площади Балашова был возведен однопрестольный каменный Свято–Троицкий храм. В 1879 году началось новое строительство. Не разрушая прежнее здание, рядом с главным престолом Святой Троицы стали возводить дополнительные, придельные алтари. Их было четыре: во имя св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Екатерины, св. архистратига Михаила и св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Новый собор стал пятипрестольным. Храм строили на средства горожан. В частности, много денег на строительные работы пожертвовал купец, городской голова В.П. Туркин. Из книги С.К. Назаровой «Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда» можно узнать многое об этом храме. Собор — образец настоящего архитектурного мастерства — завораживал своей красотой и величием. Он был просторным: стоя у входа, трудно было разглядеть лица людей, находившихся у иконостаса. Здание построили из красного кирпича, а декоративную отделку фасадов выполнили цинковыми белилами. Фигурная кладка, множество сводчатых окон и проемов, изящные кокошники и закомары — все это зачаровывало и радовало глаз. На высокой четырехъярусной колокольне было, по воспоминаниям старожилов, не менее одиннадцати колоколов: главный, обыденный, сигнальный, набатный и «семизвездница» (семь колоколов разной величины — по количеству нот). Зеркальные кресты на куполах собора и крыше колокольни ярко сверкали на солнце и в ясную погоду были видны издалека. Внутри храма прихожане видели прекрасную роспись на потолках, стенах и сводах куполов, живописные полотна на библейские сюжеты, разнообразную церковную утварь, многоярусные паникадила — люстры со свечами. Снаружи вокруг собора была ажурная чугунная ограда, на кирпичном фундаменте которой росла сирень.

http://sobory.ru/article/?object=35801

Брянск. Петро-Павловский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле. Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития. Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма - соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келлий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер. В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий. От кладбища, на котором были погребены и известные жители города, уцелело лишь несколько могил. Неизвестно, где находятся святыни обители: два деревянных резных образа Святителя Николая и такой же образ Великомученицы Параскевы. В 1944 году возобновилось приходское Богослужение в Введенском храме. В начале 30-х годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под Алтарем Введенского храма во избежании поругания от безбожных властей мощи Преподобного князя Олега.

http://sobory.ru/article/?object=07767

В 24-й день месяца ноября в день святой великомученицы Екатерины, в Казани, в единоверческой церкви св. четырех евангелистов, в теплом приделе оной, посвященном сей великомученице, совершилось присоединение к единой, святой, соборной и апостольской церкви – по началам единоверия – священноинока Пафнутия. О. Пафнутий был известен и особенно уважаем в Казани, у приемлющих глаголемую иерархию австрийскую, как иеромонах, и был духовником лиц иночествующих и духовным и евангельским отцом матери самого попечителя общества приемлющих сказанную иерархию в Казани. И за пределами Казани он пользовался уважением в обществе старообрядцев и притом партии окружников; был любим глаголемым епископом казанским Пафнутием, и ему предназначалось даже епископство в Чернигов. Таким образом обращение его к православию тем особенно замечательно, что оно есть плод совершенно свободного и сознательного убеждения, а не есть следствие какой-нибудь крайности в его внешнем положении 1 . Принятие о. Пафнутия в православие должно было совершиться с преподанием ему таинства миропомазания, так как он рожден в расколе и крещен беглым попом. Вместе с тем должно было утвердить за ним иноческое звание, в которое он был пострижен, находясь в раскол, и в котором желал пребыть и по присоединении к церкви. Дело о присоединении начато было о. Пафнутием в Москве, но, согласно с желанием его, чин принятия совершен в Казани самим архипастырем высокопреосвященным Антонием в означенный день, между часами и литургией, в сослужении благочинного монастырей казанской епархии о. архимандрита Ювеналия, кафедрального протоиерея о. Виктора Вишневского и священников обоих единоверческих церквей – Димитрия Никольского и Григория Свешникова, при весьма значительном собрании прихожан Евангелистовской церкви, по случаю придельного праздника в сей церкви, посторонних богомольцев и даже держащихся еще раскола. Присоединение совершилось по чину: «како приимати от раскольников в соединение с православною церковь приходящих», по которому присоединены были к православию в Москве известные уже лица из глаголемой австрийской иерархии, а таинство миропомазания и подтверждение иночества совершены по требнику старопечатному, изданному при святейшем патриархе Иоасафе I. При этом архипастыре соблюдаемы были в точности все особенности единоверческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В Екатеринбургской епархии прошел День трезвости Екатеринбург, 14 сентября 2009 г. 12 сентября в Екатеринбурге прошел II Областной день трезвости. Трезвеннический праздник проводился в регионе во второй раз. Его организаторами стали общественно-государственное движение " Попечительство о народной трезвости " , Екатеринбургская епархия и областные министерства. Накануне, в день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи во всех храмах Екатеринбургской епархии прошли Божественные литургии, за которыми возносились сугубые прошения о страждущих от винопития. В Екатеринбурге от Иоанно-Предтеченского кафедрального собора до стен часовни во имя Святой Великомученицы Екатерины прошел Крестный ход, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Екатеринбургское православное общество " Трезвение " несколько раз в год организует чин совершения обета трезвения. В канун II Областного дня трезвости уральцы также приняли обет у стен часовни на площади Труда. Многие из тех, кто пришел к Свято-Екатерининской часовне, сами не имеют алкогольной зависимости. Они приняли обет ради своих родных и близких. По окончании обетного чина руководитель православного общества " Трезвение " священник Игорь Бачинин поздравил всех пришедших. " Взяв обет трезвости, надо помнить, что наших собственных сил нет и никогда не будет, чтобы выполнить это обещание. Только с молитвой можно победить этот недуг " , - напомнил батюшка. Каждому участнику церемонии была вручена именная обетная грамота. В День трезвости около тысячи екатеринбургских магазинов области ограничили продажу " горячительных напитков " . Предприятия торговли не продавали алкоголь в течение двух утренних часов на территории Екатеринбурга и 26 городов и районов области. На остальных предприятиях состоялись семейные праздники здорового образа жизни. Подобная акция, по мнению областного министра торговли, питания и услуг Веры Соловьевой, подчеркнула стремление представителей торгового бизнеса поддержать борьбу с алкоголизмом, сформулированную в концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

http://pravoslavie.ru/31908.html

В первый день участники съезда обсудили вопросы патронажного служения, взаимодействия государственной власти и НКО, создания сестричества, открытия и развития обители милосердия. С докладами выступили заместитель министра министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Оксана Щербицкая, координатор Ассоциации сестричеств милосердия Алена Давыдова, старшая сестра Елисавето-Варваринского сестричества Самарской епархии Ольга Васильева. Также участники съезда — сестры милосердия — представили свои сестричества и поделились опытом служения. В тот же день состоялся мастер-класс по уходу за тяжелобольными. Занятие провела преподаватель Учебного центра Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского , сестра милосердия Свято-Димитриевского сестричества Екатерина Сиина. Она рассказали, как перемещать тяжелобольного человека, как его позиционировать, как правильно использовать современное оборудование и средства ухода. Второй день съезда начался с миссионерской Литургии Преждеосвященных Даров. Богослужение возглавил ректор Самарской семинарии протоиерей Максим Кокарев. В этот день участники съезда ознакомились с социальными проектами Самарской епархии. Они посетили обитель милосердия во имя великомученика Димитрия Солунского, пункт помощи бездомным, центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Жемчужинка», социальный дом, в котором проживают матери с детьми в трудной жизненной ситуации. Кураторы проектов поделились опытом работы, рассказали о жизни своих подопечных, о работе добровольцев, о взаимодействии со светскими организациями. «Я знакома со многими социальными практиками и могу сказать, что опыт Самарской епархии является уникальным. Сотрудники социального отдела епархии и сестры милосердия Елисавето-Варваринского сестричества при государственной поддержке развивают целый ряд социально значимых инициатив. В их числе обитель милосердия, где могут проживать 90 человек, дом для мам с детьми, который может принять 42 жителя, дом временного пребывания бездомных, где одновременно могут обрести приют 38 человек. Регулярные занятия проводятся со 150 детьми с расстройствами аутистического спектра и 24 детьми с ДЦП», — отметила Ольга Варганова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6012854...

В праздник Собора Карельских святых Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Петрозаводска 3 июня 2010 г. 12:40 3 июня 2010 г., в праздник Владимирской иконы Божией Матери и Собора Карельских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Петрозаводска — столицы Республики Карелия. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископы Новгородский и Старорусский Лев , Тверской и Кашинский Виктор , Астанайский и Алма-Атинский Александр , Петрозаводский и Карельский Мануил , Мурманский и Мончегорский Симон , Архангельский и Холмогорский Тихон ; епископы Троицкий Панкратий , наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря ; Петергофский Маркелл ; Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; протоиерей Иоанн Тереняк, наместник Александро-Невского кафедрального собора; протоиерей Олег Скляров, наместник Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска; протоиерей Андрей Верещагин, настоятель церкви святой великомученицы Екатерины г. Петрозаводска; священнослужители Петрозаводской и Карельской епархии . Среди молившихся за богослужением были глава Республики Карелия С.Л. Катанандов, мэр Петрозаводска Н.И. Левин, представители местных органов власти, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . После Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил и глава Республики Карелия С.Л. Катанандов. Архиепископ Мануил преподнес Его Святейшеству икону Всех святых, в земле Карельской просиявших. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Православной Церкви подарил архиепископу Мануилу панагию и передал в дар Александро-Невскому кафедральному собору икону Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/1173571.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010