Слово за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины, в том числе в связи с принесением в Москву ее святых мощей с горы Синай. У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев. Подчиняясь воле императора, многие местные правители стали не просто преследовать христиан, но жестоко их истреблять. Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир. Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца. Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдает дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его инициативе, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.

http://pravoslavie.ru/50451.html

Краснореченское. Беловодский Успенский мужской монастырь. Церковь Екатерины Арской. Карта и ближайшие объекты Некоммерческое Партнерство крестьянских хозяйств «Беловодье» на собрании своих участников приняло единодушное решение о возведении на своих землях православного храма. На месте будущего храма был заложен и освящен крест, отслужен молебен. Во время закладки креста произошло настоящее чудо, запечатленное на фото и видеопленке. Сначала не было известно, какому святому будет посвящен этот храм. Протоиерей Константин Жигалин подсказал, что нужно выбрать имя того святого, которое носит участник «Беловодья», первый высказавший мысль о строительстве храма. Этим участником оказалась Екатерина. Так было принято решение посвятить храм святой Екатерине. Православные россияне все знают и почитают великомученицу Екатерину (греческую святую). Но в России есть русские святые, носящие это имя. Они малоизвестны. Так начались поиски русской святой, носящей имя Екатерина. И она была найдена через поисковую систему Интернет. Первой найденной святой оказалась Екатерина (Арская). О ней было написано всего несколько строчек. Где она покоится, к какому приходу была приписана, ничего не было известно. Только дата рождения и смерти. Скупые и сухие строчки статистики. И начались многодневные поиски необходимой информации. Они через некоторое время принесли положительный результат. Святая новомученица Екатерина (Арская) жила в Санкт-Петербурге, отбывала ссылку в г. Боровичи Новгородской области, там и была расстреляна за принадлежность к подпольной группе православных христиан. Через междугороднюю справочную службу обратились в г. Боровичи, чтобы уточнить место, где похоронена святая. Так удалось выйти на Свято-Духов монастырь, который восстанавливает протоиерей Валерий (Дьячков). Работники справочной службы г. Боровичи оказалась отзывчивыми и назвали рабочий телефон монастыря. Так была установлена связь и завязалась переписка со старейшим русским монастырем, который был основан еще в 1327 году.

http://sobory.ru/article/?object=32906

Пророк Мухаммед взял под защиту всех христиан 17 июня 2005 г. 12:42 «В гостях у обрученной с Богом» До середины XIX века паломничество на Синай было настоящим подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а то и целый год. Отправиться в столь долгий путь могли лишь единицы. В наше время, совершив более чем четырехчасовой перелет из Москвы в Хургаду, проплыв еще два часа на пароме до Шарм ­аль-­Шейха и проехав три часа на автобусе, попадаешь в православный греческий монастырь св. Екатерины — самую древнюю в мире христианскую обитель (основана в 300 году). Поклониться этим святым местам сегодня едут много туристов и из России. С одной из таких групп побывали недавно здесь и мы с женой. Святая Екатерина (ее языческое имя — Доротея) родилась в Александрии в 294 году в семье знатных римлян. Однажды монах рассказал прекрасной и образованной девушке об Иисусе Христе. Жизнь и крестный подвиг Сына человеческого так поразили ее, что она приняла христианство, получив после крещения имя Екатерина. Во сне девушке явился Спаситель, назвал ее своей невестой и подарил колечко. Проснувшись, Екатерина, к своему удивлению, увидела, что это колечко лежит рядом с ней. Во время гонений приверженцев новой религии при императоре Максимиане в начале IV века юная христианка публично заявила о своей вере в Иисуса и обвинила правителя в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов пытались убедить ее вернуться к языческим богам, но в результате этого диспута сами пришли к необходимости принять христианскую веру. Екатерина сумела обратить в христианство даже супругу императора и сопровождавших ее воинов. После жестоких пыток девушку казнили. Тело ее исчезло. По преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, которая находится рядом с горой Моисея. Там и обнаружили мощи святой. До 1096 года они находились на вершине горы, где над ними построили часовню. В начале XI века сицилийский монах вывез часть мощей во французский город Руан, где они стали творить чудеса. Спустя некоторое время останки великомученицы перенесли в главный храм монастыря — базилику Преображения; тогда же обитель получила имя Св. Екатерины. Сейчас здесь в особой раке хранится глава Христовой невесты и кисть ее правой руки со всеми перстами. На один из них надето драгоценное кольцо в память о таинственном обручении с Небесным женихом душ. Святыня эта источает благоухание…

http://patriarchia.ru/db/text/25175.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     23 января (5 февраля)   Преподобномученицы Евдокия (Кузьминова), Екатерина (Черкасова) и мученица Милица Кувшинова   Преподобномученица Евдокия родилась 4 августа 1884 года в заштатном городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии. Отец ее, Петр Давидович Кузьминов, был отставным солдатом Санкт-Петербургского гренадерского Фридриха-Вильгельма  III полка, мать, Александра Ивановна, – дочерью крестьянина Ивана Иванова из деревни Котерёво, расположенной в трех верстах от Воскресенска. Родители обвенчались в январе 1879 года по возвращении Петра Давидовича с войны, где его полк участвовал в основных сражениях, в том числе и под Плевной. На следующий день после рождения девочки священник приходской церкви Вознесения Господня Сергий Холмогоров крестил ее с именем Евдокия в честь преподобномученицы, память которой праздновалась 4 августа. После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой стала великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла послушание сестры милосердия. Когда монастырь был советской властью закрыт, она вернулась на родину, но впоследствии за пребывание в монастыре власти лишили ее гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении ее в правах, но получила ответ: «В правах гражданства отказать, как бывшей монахине». В Истринском районе тогда жила послушница Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Екатерина (Черкасова). Преподобномученица Екатерина родилась 21 ноября 1892 года в деревне Кашино Яропольской волости Волоколамского уезда Московской губернии в крестьянской семье Михаила Поликарповича и Елены Ильиничны и на следующий день была крещена в приходской церкви Рождества Богородицы с именем Екатерина, в честь великомученицы Екатерины.

http://fond.ru/kalendar/87/milica/

83. Слово по освящении храма Святыя великомученицы Екатерины при Екатерининском Институте (Говорено сентября 14 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1830 год Уготовися призывати Бога твоего Исраилю. ( Aмoc. IV. 12 ). Освящение храма есть один из случаев, при которых Церковь подает нам мысли о приготовлении нашем для Бога. Ибо что значат, с особенною торжественностию, во время сего тайнодействия возглашаемыя пророческия слова: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Ncaл. XXIII. 7 )? Скажем ли, согласно с изъяснением некоторых древних созерцателей, что сим изображается восхождение Иисуса Христа, по воскресении, с обоженным в Нем человечеством, на небо, – восхождение необычайное для небес, потому 457 что безпримерно дотоле, и совсем непостижимо было восхождение на небо с плотию: почему и надлежало произойти некоему необычайному движению небесных сил, так как-бы малыя двери и тайная лествица восхождения и нисхождения Ангелов, превращались в великия врата торжественнаго вшествия Победителя смерти и Возстановителя человечества? – Нет спора о сем первоначальном, небесном смысле слов Пророческих: но когда оне произносятся пред вратами храма земнаго; то по необходимости требуют сюда относящагося применения. Скажем ли что сим изображается вступление в освящаемый храм благодатнаго, таинственнаго присутствия Иисуса Христа, Царя славы, да возсядет здесь на престоле храма, подобно как на небесах возседит одесную Бога Отца, да подает отселе благодать, подобно как оттоле дает славу? – Это верно так: но что значит, что велят возвыситься вратам вечным, тогда как сие повеление произносится пред вратами, которые суть временны, потому что вещественны, и которые сего повеления не могут ни услышать, ни понять, ни исполнить? Для удовлетворительнаго разрешения сего вопроса возмем в основание то, что говорит о храме и о святости его Святый Апостол Павел: «храм Божий свят есть, иже есте вы» ( 1Kop. III. 17 ). То есть: храм Божий есть чувственное изображение духовнаго храма, который есть истинный Христианин; святостию храма изображается святость Христианина; следственно и освящением храма, освящение Христианина. Итак, когда при освящении храма возглашается ко вратам вечным: то сие относится к безсмертной душе, к ея свободной воле, желаниям и любви, коими она может приять Бога. Когда повелевается, чтобы врата возвысились: то чрез сие возбуждается человек воздвигнуть силу воли своея от низких, земных вещей к возвышенным, небесным предметам, вознести горе помышления и желания, отверсть верою, расширить любовию сердце, к общению с безконечным Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

IV. Вознесенский монастырь Есть обитель инокинь у Спасских ворот Кремля. Как робкие ласточки, которые весеннею порою вьют себе мирные гнезда в преддверии домов, а иногда лепятся к башням и бойницам, не подозревая их ратного назначения, – так и смиренные отшельницы, протекши житейское поприще, устроили себе приют под навесом зубчатых твердынь, подле железных врат, отразивших столько приступов. Вдова витязя Донского указала им отважное место и сама легла на нем, чтобы укрепить своих преемниц на многие подвиги, подобно как ратные вожди водружают хоругвь свою там, где наиболее кипит сеча, чтобы удержать за собою поле битвы. И какое поле, какая битва? – Снаружи, из-за стен седого Кремля монголы, крымцы, литва метали камни и стрелы в обитель молящихся дев и вдовиц; а внутри, в тиши келейной, брань их была уже «не с плотию и кровию, – по выражению апостола, – но с тьмою века сего, с духами злобы», и блажен могущий сказать вместе с ним на конце своего поприща: «Течение я совершил, подвигом добрым подвизался, и ныне ожидает меня венец правды, приготовленный возлюбившим пришествие Христово» (2 Тим, 4, 7–8). При самом входе в Кремль представляется готическое здание Екатерининской церкви, которая получила нынешний благолепный вид свой уже после нашествия последнего неприятеля. – Благословенный, уважая память почиющих в обители, обновил пострадавшие здания. Есть и другие церкви в ограде монастырской, хотя и не столь великолепные: одна, примыкающая к самой стене Кремля во имя преподобного Михаила Малеина, с приделом Св. Феодора, сооружена усердием первого царя из дома Романовых и его матери, великой инокини Марфы, которая провела остальные годы труженической жизни в стенах Вознесенской обители, но завещала прах свой в Новоспасскую, где искони погребался род Романовых. В сей церкви хранится древнее изваяние великомученика Георгия, стоявшее некогда на вратах Кремля, как герб княжества Московского. Другая церковь , во имя Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, перенесена была в сию обитель по уничтожении стоявшего в ее соседстве подворья Белозерского, где живали Патриархи Восточные и уморен был голодом великий Гермоген; но она упразднена после французов, равно как и еще две монастырские церкви, во имя великомученика Георгия и Казанския Божия Матери; последнюю заменил придел на хорах Екатерининской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Акафист великомученице Екатерине Кондак 1 Избранную и венчанную деву мученицу, невесту Христову Екатерину, похвальными песньми воспоим, яко преславную мучителя победительницу и премудрую философов наставницу: ты же, великомученице Екатерино, имущи дерзновение ко Господу, приклонися милостивне к благопотребным прошениям зовущих ти: Радуйся, Екатерино, невесто Христова премудрая. Икос 1 Ангелом равную чистоту имущи, святая дево Екатерино, с ангелы божественнаго озарения сподобилася еси, с ними же воспевающи Трисвятую песнь, услыши нас, поющих тебе на земли сия: Радуйся, честное святыни жилище; радуйся, чудесное знамение сбывшагося на тебе Божия Промысла. Радуйся, благоволения Отча сосуде; радуйся, страданий Христовых исполнение. Радуйся, чистое Духа Святаго обиталище; радуйся, светом благочестивыя веры просветившаяся. Радуйся, святою купелию отрожденная; радуйся, измывшая ризы своя в Крови Агнчей на земли. Радуйся, ликующая с священными девами на Небеси. Радуйся, Екатерино, невесто Христова премудрая. Кондак 2 Видящи Екатерина себе видения сподобльшуюся, тече к святому старцу, икону ей Богоматере прежде того вручившему, и поведа ему, како отвращаше лице Свое ей явивыйся с Пречистою Своею Материю Христос, како безумну, и нищу, и худородну ю нарек, дондеже не оставит идольскаго нечестия. Преподобный же, слышав сия, настави ю в таинствах веры и крести ю. Она же во обновлении духа благодарно пояше Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум благий, благородство истинное, богатство негиблющее стяжавши в духовном отрождении, святая Екатерина достойна явися Небеснаго Жениха Христа, Иже, паки явився ей, возлюби ю и дарованным перстнем в невесту Себе обручи. Она же, познавши такое к ней благоволение Божие, тако уязвися любовию Его, яко не мудрствоваше более о земных вещах, но о Возлюбленном своем непрестанно мысляше. Таковой благодати сподобльшаяся, слыши от нас: Радуйся, зловоние мирское возненавидевшая; радуйся, в воню мира Христова текущая. Радуйся, добрая любительнице Жениха Безсмертнаго; радуйся, сокровище благоволения Вышняго. Радуйся, деннице пресветлая; радуйся, луно совершенная. Радуйся, маслино, в дому Божии насажденная; радуйся, кедре, в Ливане высокорасленный. Радуйся, Екатерино, невесто Христова премудрая.

http://ms.pravoslavie.ru/109060.html

Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Екатерининская церковь Автор: Чупринин Михаил Снято: 1 апреля 2007 Добавлено: 5 апреля 2007 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Владимирской иконы Божией Матери(Екатерининская). В западной части Вязьмы, за пределами старой городской черты, на холме стоит кладбищенский храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. Храм построен в 1770-1776 годах на средства священника Иоанна Тредиаковского. Храм четырехпрестольный с приделами во имя Святой Великомученицы Екатерины, Святых Апостолов и Святой равноапостольной Марии Магдалины. По одному из приделов в народе храм называют Екатерининским, так же как и кладбище, на котором он стоит. Храм построен в стиле позднего барокко. Во второй половине XIX века стены, пилоны и своды храма были расписаны фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. Однако они все более и более разрушаются, так как, хотя храм и передан в 1992 году церкви, никаких работ по его восстановлению и возобновлению богослужения до настоящего времени не проводилось. Сегодня лишь с трудом можно различить орнаменты и фрагменты композиций - " Тайная вечеря " , " Троица " , " Преображение " , " Распятие " . Набор открыток " Вязьма Православная " В западной стороне Вязьмы на высоком холме стоит кладбищенский храм во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Храм четырехпрестольный: во имя Святой Великомученицы Екатерины, Святых Апостолов и Святой равноопостольной Марии Магдалины. По одному из пределов храм называют Екатерининским, так же как и кладбище на котором он стоит. Храм построен в 1770-76 годах в стиле позднего барокко. Кресщатое в плане четырехстолпное здание завершено пятью главами. Храм передан в 1992 году церкви, но никаких работ по его восстановлению и возобновления богослужения до сих пор не проводилось. На кладбище сохранилось несколько старых надгробий. Недалеко от храма похоронена местнопочитаемая блаженная Настенька. На кладбище создан воинский мемориал, сюда перенесены все городские захоронения. На мраморных досках имена погибших солдат и офицеров. Сюда перенесен прах героя Советского Союза генерала М. Ефремова.

http://sobory.ru/article/?object=01012

Закрыть itemscope itemtype="" > Мысли о святой Екатерине и совершенной любви 07.12.2022 295 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Фрагмент Имя великомученицы Екатерины дает пищу для размышлений на многие темы… Вспомнилось о том, как, редактируя тексты рубрики «Вопрос священнику» для разных православных сайтов, не раз обращала внимание, что больше всего писем (процентов 70), где люди ищут помощи в семейных проблемах, в отношениях с представителями противоположного пола. И так много пишут о боли, страданиях, ссорах, обидах! И ситуации такие запутанные, замороченные… Поди разберись! Хотя пастыри всегда находят, что сказать страждущим и ищущим — только бы «имеющий уши» услышал, то есть смог получить пользу от прочитанного. Безусловно, все люди ждут любви и хотят быть любимыми. Но умеем ли мы любить и понимаем ли суть того, что обозначает слово, которое слишком часто и легко употребляем? Так вот. Если выразиться лаконично, история святой Екатерины — это, собственно, история поиска истинной любви. А еще — впечатляющий пример того, как душа человеческая может горячо полюбить Бога. Так, что и смерть становится не страшна… Жизнь и смерть этой святой девы связаны с необычайными, чудесными событиями. Не буду перечислять их все, только отмечу, что казнили ее в египетском городе на берегу Средиземного моря, а святые останки спустя три столетия нашли на вершине самой высокой горы Синая! Рядом со священной горой Хорив, где пророк Моисей получил от Господа 10 заповедей. После того, как мне довелось побывать в этом священном месте и увидеть древнейший монастырь Святой Екатерины, ее житие увиделось в новом свете. Екатерина была единственной дочерью весьма знатных родителей. Обладала редкой красотой и умом. Кроме этого, в свои 18 лет имела блестящее образование, полученное в университетах Александрии. Прекрасно знала греческую литературу и философию, риторику, медицину, владела иностранными языками.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/07/mysli_...

Колывань. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты 16 февраля 2013 года Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон совершил освящение придела во имя святой великомученицы Екатерины в храме Живоначальной Троицы в Колывани. В центре Колывани на ул. Советской в глубине квартала рядом с Колыванским краеведческим музеем находится здание, внешне похожее на советский клуб. До перестройки здесь размещался кинотеатр, а с 1990-х годов вещевой рынок, страховая компания, медицинский кооператив... В обиходе нескольких последних десятилетий никто из жителей не называет это здание собором, все чаще говорят кинотеатр " Победа " , хотя с недавних пор здесь и кинотеатра уже нет. Первоначально собор был построен однопрестольным. Приделы левый во имя святой великомученицы Екатерины и правый во имя святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи сооружены позднее и освящены в 1876 году 20 марта и 28 октября. Первым протоиереем служил Михаил Федорович Вавилов. В 1889 году при церкви имелась библиотека, которой пользовался причт и некоторые из прихожан. В 1902 году при соборе была открыта церковно-приходская школа. В годы советской власти здание собора подверглось значительному разрушению и реконструкции: в 1930-е годы утрачены колокольня, купола и главки, в 1950-е годы главный западный фасад получил завершение треугольным фронтоном, декорированным советской символикой. Вместе с тем, масштаб здания, фрагменты декора его боковых фасадов и конфигурация плана сохранили характерные признаки культовой архитектуры. Сейчас ведутся работы по восстановлению храма, регулярно проводятся богослужения.   Источник : Продолжается реконструкция храмов в Новосибирской области. В Колывани правящий архиерей совершил освящение одного из приделов возрождаемого собора Живоначальной Троицы. Видеосюжет об этом событии на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at34156 История храма начинается со времени переезда Колывани на новое место и строительства города по " высочайше утвержденному " плану 1834 года архитектора К. Турского. Оставшаяся на территории " старой " Колывани (в селе Чаусском) церковь во имя Богоявления Господня оказалась неудобно размещенной для основной части прихожан. Вместе с тем на плане города была намечена к строительству Соборная площадь с условным обозначением в её центре храма в виде креста. По ходатайству епископа Томского Его Преосвященства Парфения перед Святейшим Синодом в 1859 году была разрешена к построению церковь " с наименованием Соборною " . Собор был заложен 15 августа 1861 года, построен " тщанием прихожан " и освящён 1 октября 1867 года. " Зданием собор каменный, с таковой же в связи с колокольнею, покрыт железом, сложен очень прочно " .

http://sobory.ru/article/?object=24866

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010